Аналитический отчет б/н без аннотации от 21 октября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

федеральная антимонопольная служба

Управление Федеральной антимонопольной службы по САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

г. Южно-Сахалинск, пр. Победы, 24 тел. (4242) 46-55-66

КРАТКИЙ ОТЧЕТ (ОБЗОР)

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНАЛИЗА СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ ДОБЫЧИ (ВЫЛОВА) КАЛЬМАРА КОМАНДОРСКОГО ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРИБРЕЖНОГО РЫБОЛОВСТВА ПО ДЕЛУ № 08-37/2019

 

г. Южно-Сахалинск

 

2019

I. Общие положения.

Анализ состояния конкуренции на рынке добычи (вылова) кальмара командорского для осуществления прибрежного рыболовства проведен в соответствии с п./п. «а» пункта 1.1. Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 г. № 220 (далее – Порядок № 220) в рамках рассматриваемого Сахалинским УФАС России дела о нарушении антимонопольного законодательства № 08-37/2019, возбужденного по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон «О защите конкуренции»).

Дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения статьи 16 Закона «О защите конкуренции» № 08-37/2019 возбуждено в отношении Агенства по рыболовству Сахалинской области (ИНН 6501231666) и АО «Сахалин Лизинг Флот» (ИНН 6509006140).

Признаки нарушения статьи 16 Закона «О защите конкуренции» выразились в соглашении между Агенством по рыболовству Сахалинской области и АО «Сахалин Лизинг Флот» в связи с предоставлением Агенством по рыболовству Сахалинской области АО «Сахалин Лизинг Флот» (далее также Общество) квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления прибрежного рыболовства (кальмара командорского) в период с 2011 по 2017 гг. при отсутствии договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления прибрежного рыболовства, за исключением анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб, заключенного с АО «Сахалин Лизинг Флот» (договор был расторгнут 04.03.2011 г.).

Основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 08-37/2019 послужили материалы, направленные из ФАС России (вх. № 523 от 13.02.2019).

Из материалов дела следует, что 22.11.2008 г. между Департаментом по рыболовству Сахалинской области (в настоящее время – Агенство по рыболовству Сахалинской области) и ЗАО «Сахалин Лизинг Флот» (в настоящее время – АО «Сахалин Лизинг Флот») был заключен договор № 78/1 о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления прибрежного рыболовства, за исключением анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб. По условиям указанного договора департамент предоставил Обществу право на добычу (вылов) водных биоресурсов в соответствии с долей квоты для осуществления прибрежного рыболовства кальмара в Северо-Курильской зоне в размере 9,973%.

Прибрежные квоты распределяются юридическому лицу на каждый год по соответствующему виду водных биологических ресурсов и району добычи (вылова) водных биологических ресурсов, исходя из утвержденных в установленном порядке на этот год прибрежных квот добычи (вылова) и доли, закрепленной за юридическим лицом (пункты 1, 2 договора). Указанный договор заключен сторонами сроком на 10 лет и может быть расторгнут до истечения срока его действия по соглашению сторон (п. 5,7 договора).

Вышеуказанный договор был расторгнут соглашением сторон от 04.03.2011, которое было подписано сторонами договора. Согласно п. 1 соглашения договор о закреплении долей квот добычи (вылова) кальмара командорского в Северо-Курильской зоне для осуществления прибрежного рыболовства от 22.11.2008 № 78/1 расторгнут на основании части 2 статьи 13 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее – Закон № 166-ФЗ) в связи с освоением в 2009 и 2010 годах ЗАО «Сахалин Лизинг Флот» квот добычи (вылова) кальмара командорского менее 50%.

Согласно нормам Закона № 166-ФЗ, указанная доля квоты, право на которую принудительно прекращено еще в 2011 году, должна была распределяться по результатам проведения аукциона на право заключения договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов.

Однако, в отсутствие законного основания для выделения ЗАО (АО) «Сахалин Лизинг Флот» доли квоты добычи (вылова) кальмара командорского в Северо-Курильской зоне Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна и при наличии расторгнутого договора, Агенством по рыболовству Сахалинской области ежегодно, в период с 2011 по 2017 гг. издавались распоряжения, которые предусматривали выделение ЗАО (АО) «Сахалин Лизинг Флот» доли квоты добычи (вылова) кальмара командорского в Северо-Курильской зоне в размере 9,973%.

Распоряжением Агентства по рыболовству Сахалинской области от 08.12.2017 № 146-р распределены квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления прибрежного рыболовства на 2018 год за исключением анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб, согласно которому АО «Сахалин Лизинг Флот» наделено правом на освоение в 2018 году 423,299 тонн кальмара командорского в Северо-Курильской зоне.

Позднее, Распоряжением агентства от 09.04.2018 № 57-р «О внесении изменений в распоряжение от 08.12.2017 № 146-р «О распределении квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления прибрежного рыболовства, за исключением анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб, на 2018 год в Сахалинской области» Общество исключено из списка организаций, имеющих право на освоение в 2018 году кальмара командорского в Северно Курильской зоне (строка № 6 в таблице «Кальмар командорский»).

Полагая, что названное распоряжение № 57-р от 09.04.2018 не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы юридического лица в осуществляемой предпринимательской деятельности, Общество обратилось в ФАС России, а также в арбитражный суд Сахалинской области (дело № А59-2699/2018).

27.07.2018 суд вынес решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, апелляционная и кассационная судебные инстанции решение арбитражного суда Сахалинской области оставили без изменения.

Правовое регулирование отношений в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов осуществляется положениями Закона № 166-ФЗ и иными правовыми актами законодательства в данной сфере. Согласно части 1 статьи 11 Закона № 166-ФЗ право на добычу (вылов) водных биологических ресурсов возникает по основаниям, предусмотренным названным Федеральным законом.

Как следует из статьи 33.1 Закона № 166-ФЗ, по договору о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов одна сторона – орган государственной власти обязуется предоставить право на добычу (вылов) водных биоресурсов другой стороне – юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

В соответствии с частью 2 статьи 30 Закона № 166-ФЗ в редакции, действовавшей до 1 января 2018 года, прибрежные квоты во внутренних морских водах Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации распределяются между прибрежными субъектами Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок распределения квот добычи (вылова) водных биоресурсов, указанных в части 1 названной статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 15.08.2008 № 611 утверждены Правила распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления прибрежного рыболовства (далее – Правила № 611).

В силу пунктов 2 и 3 Правил № 611 прибрежные квоты распределяются между заявителями путем заключения с ними договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов на 10 лет на основании данных государственного рыбохозяйственного реестра об объеме добытых (выловленных) заявителями водных биоресурсов за 9 лет, предшествующих расчетному году. Определение долей осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с утвержденными долями уполномоченный орган заключает с заявителями договоры о закреплении за ними долей на 10 лет (пункт 16 Правил № 611).

Уполномоченный орган на основании заключенных договоров о закреплении долей распределяет прибрежные квоты между заявителями ежегодно, до 30 декабря, но не ранее даты утверждения прибрежных квот (пункт 17 Правил № 611).

Частью 1 статьи 13 Закона № 166-ФЗ установлено, что право на добычу (вылов) водных биоресурсов прекращается, в том числе: по истечении срока действия права на добычу (вылов) водных биоресурсов; по соглашению между лицом, которому предоставлены в пользование водные биоресурсы, и уполномоченным органом государственной власти; в иных случаях, предусмотренных ГК РФ и другими федеральными законами.

Согласно части 1 статьи 33.5 Закона № 166-ФЗ договор о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов может быть досрочно расторгнут по требованию одной из сторон в соответствии с гражданским законодательством и данным Федеральным законом.

Частью 2 статьи 33.5 Закона № 166-ФЗ предусмотрено, что на основании требования органа государственной власти, заключившего договоры, указанные в статьях 33.1, 33.3 и 33.4, допускается их досрочное расторжение в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 13 Закона № 166-ФЗ.

В частности, принудительное прекращение права на добычу (вылов) водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, осуществляется в случаях, если добыча (вылов) водных биоресурсов осуществляется в течение двух лет подряд в объеме менее пятидесяти процентов промышленных квот и прибрежных квот (пункт 2 части 2 статьи 13 Закона № 166-ФЗ).

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что основанием для принятия Агентством оспариваемого распоряжения № 57-р от 09.04.2018 явился выявленный последним в ходе сверки документов факт расторжения договора № 78/1 от 22.11.2008 путем заключения его сторонами соглашения от 04.03.2011.

Таким образом, после расторжения договора о закреплении долей квот добычи (вылова) кальмара командорского в Северо-Курильской зоне для осуществления прибрежного рыболовства от 22.11.2008 № 78/1, а именно после 4 марта 2011 года Общество утратило право на добычу (вылов) водных биологических ресурсов в соответствии с долей квоты, указанной в договоре, в связи с чем, основания для распределения ему прибрежных квот по соответствующему району добычи (вылова) после указанной даты отсутствовали.

Следовательно, выделение Агенством по рыболовству Сахалинской области ЗАО (АО) «Сахалин Лизинг Флот» доли квоты добычи (вылова) кальмара командорского в Северо-Курильской зоне при отсутствии законного основания является действием, ограничивающим конкуренцию, поскольку лишает неопределенный круг потенциальных участников рынка добычи (вылова) кальмара командорского для осуществления прибрежного рыболовства возможности претендовать на получение квоты на его добычу (вылов) в Северо-Курильской зоне в установленном законом порядке в условиях равного, не дискриминационного доступа на указанный рынок.

В соответствии с частью 51. статьи 45 Закона «О защите конкуренции» анализ состояния конкуренции проведен в объеме, необходимом для принятия решения по делу № 08-37/2019.

Согласно пункту 1.3. Порядка № 220 по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 16 Закона «О защите конкуренции», анализ состояния конкуренции на товарном рынке проводится с особенностями, установленными пунктом 10.8. настоящего Порядка.

В соответствии с пунктом 10.8 Порядка № 220 по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 16 Закона «О защите конкуренции», анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка;

в) определение географических границ товарного рынка;

Настоящий анализ проведен с целью полного, объективного, всестороннего рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 08-37/2019, возбужденного в отношении Агенства по рыболовству Сахалинской области и АО «Сахалин Лизинг Флот» по признакам нарушения статьи 16 Закона «О защите конкуренции», выразившегося в заключении и реализации соглашения, которое привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции при распределении долей квот на добычу (вылов) кальмара командорского в Северо-Курильской зоне в период с 2011 по 2017 годы.

Анализ состояния конкуренции проведен в соответствии со следующими нормативными актами:

- Законом «О защите конкуренции»;

- Законом № 166-ФЗ;

- Правилами № 611;

- Порядком № 220;

- иными нормативно-правовыми актами, регламентирующими деятельность по добыче (вылову) водных биологических ресурсов.

Целью настоящего исследования является анализ состояния конкуренции на рынке добычи (вылова) кальмара командорского для осуществления прибрежного рыболовства.

 

 

II. Источники исходной информации.

В целях анализа состояния конкуренции в качестве исходной информации использованы:

- материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства № 08-37/2019.

 

III. Определение временного интервала исследования.

В соответствии с пунктом 2.1. Порядка № 220 временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка.

Согласно пункту 2.2. Порядка № 220 в случае, если исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования, то проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке.

Из материалов дела следует, что признаки нарушения антимонопольного законодательства выразились в предоставлении Агенством по рыболовству Сахалинской области в период 2011-20177 гг. квот добычи (вылова) кальмара командорского ЗАО (АО) «Сахалин Лизинг Флот» в Северо-Курильской зоне, не смотря на то, что договор о закреплении долей квот добычи (вылова) кальмара командорского в Северо-Курильской зоне для осуществления прибрежного рыболовства от 22.11.2008 № 78/1 был расторгнут соглашением сторон от 04.03.2011 в связи с освоением в 2009 и 2010 годах ЗАО «Сахалин Лизинг Флот» квот добычи (вылова) кальмара командорского менее 50%.

В целях настоящего исследования временной интервал отсчитывается от даты соглашения о расторжении договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления прибрежного рыболовства (за исключением анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб) от 22.11.2008 № 78/1, заключенного между Агенством по рыболовству Сахалинской области и ЗАО (АО) «Сахалин Лизинг Флот» 04.03.2011 г.

В связи с заключенным соглашением между Агенством по рыболовству Сахалинской области и АО «Сахалин Лизинг Флот» Сахалинским УФАС России на основании Приказа от 13.03.2019 № 48/1 возбуждено дело № 08-37/019 в отношении Агенства по рыболовству Сахалинской области и АО «Сахалин Лизинг Флот» по признакам нарушения статьи 16 Закона «О защите конкуренции» и создана комиссия по рассмотрению дела № 08-37/2019 о нарушении антимонопольного законодательства.

Исходя из вышеизложенного, настоящий анализ состояния конкуренции на товарном рынке является ретроспективным и охватывает временной интервал с 04.03.2011 г. (даты соглашения о расторжении договора от 22.11.2008 № 78/1) до даты издания Приказа Сахалинского УФАС России от № 48/1 о возбуждении дела № 08-37/2019.

Таким образом, временной интервал исследования определен периодом с 04.03.2011 г. по 13.03.2019 г.

Выбранный временной интервал включает период совершения предполагаемого нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с п. 2.4. Порядка № 220 все характеристики товарного рынка определяются в пределах одного установленного временного интервала.

IV. Определение продуктовых границ товарного рынка.

В соответствии с п. 3.1. Порядка № 220 процедура выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке (далее – определение продуктовых границ товарного рынка), включает:

  • предварительное определение товара;
  • выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;
  • определение взаимозаменяемых товаров.

Статьей 4 Закона «О защите конкуренции» закреплены следующие понятия:

  • товар – объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
  • товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Таким образом, товарный рынок представляет собой сферу взаимоотношений между продавцами товаров (работ, услуг) и покупателями товара (работ, услуг) по поводу приобретения товара (работ, услуг).

В соответствии с пунктом 10.8. Порядка № 220 при определении продуктовых границ товарного рынка по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 16 Закона «О защите конкуренции», может приниматься во внимание предмет соглашения, заключенного между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между иными хозяйствующими субъектами, в котором усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Из материалов дела № 08-37/2019 следует, что соглашение между Агенством по рыболовству Сахалинской области и (АО) «Сахалин Лизинг Флот» выразились в предоставлении Агенством по рыболовству Сахалинской области квот добычи (вылова) кальмара командорского ЗАО (АО) «Сахалин Лизинг Флот» в Северо-Курильской зоне в период с 2011 по 2017 годы, не смотря на то, что договор о закреплении долей квот добычи (вылова) кальмара командорского в Северо-Курильской зоне для осуществления прибрежного рыболовства от 22.11.2008 № 78/1 был расторгнут соглашением сторон от 04.03.2011.

Отношения в сфере рыболовства и добычи водных биологических ресурсов регулируются Законом № 166-ФЗ.

В статье 1 Закона № 166-ФЗ даны, среди прочих, следующие понятия.

Водные биологические ресурсы (далее - водные биоресурсы) - рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы.

Рыболовство - деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству рыбной и иной продукции из водных биоресурсов (пункт 9 части 1 статьи 1 Закона № 166-ФЗ).

Промышленное рыболовство - предпринимательская деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству на судах рыбопромыслового флота рыбной и иной продукции из этих водных биоресурсов (пункт 10 части 1 статьи 1 Закона № 166-ФЗ).

Прибрежное рыболовство - предпринимательская деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, транспортировке, хранению уловов водных биологических ресурсов, а также рыбной и иной продукции из водных биоресурсов, если ее производство на судах рыбопромыслового флота предусмотрено настоящим Федеральным законом, и выгрузке уловов водных биоресурсов в живом, свежем или охлажденном виде в морские порты Российской Федерации, в иные места выгрузки, установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 10.1 части 1 статьи 1 Закона№ 166-ФЗ).

Квота добычи (вылова) водных биоресурсов - часть общего допустимого улова водных биоресурсов, определяемая в целях осуществления рыболовства (пункт 13 части 1 статьи 1 Закона № 166-ФЗ).

Согласно пункту 19 части 1 статьи 1 Закона № 166-ФЗ разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов - документ, удостоверяющий право на добычу (вылов) водных биоресурсов

В соответствии со статьей 34 Закона № 166-ФЗ разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов выдается при осуществлении:

1) промышленного рыболовства;

2) прибрежного рыболовства;

3) рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях;

4) рыболовства в учебных и культурно-просветительских целях;

5) рыболовства в целях аквакультуры (рыбоводства);

6) организации любительского и спортивного рыболовства;

7) в иных предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях.

Оформление, выдача, регистрация разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов и внесение изменений в такие разрешения осуществляются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства (ч. 1 ст. 36 Закона № 166-ФЗ).

Признаки нарушения антимонопольного законодательства, согласно материалам дела № 08-37/2019 выявлены в связи с заключенным соглашением между Агенством по рыболовству Сахалинской области и АО «Сахалин Лизинг Флот» при предоставлении последнему квот на добычу (вылов) кальмара командорского в Северо-Курильской зоне для осуществления прибрежного рыболовства при отсутствии законных оснований.

В связи с этим в настоящем аналитическом отчете в качестве товара рассматривался кальмар командорский, добыча (вылов) которого осуществляется для целей прибрежного рыболовства.

Командорский кальмар (лат. Berryteuthis magister) — вид головоногих моллюсков из отряда десятируких.

Встречается в Охотском, Беринговом и Японском морях.

Командорский кальмар служит предметом промысла в России, Японии, КНДР и Южной Корее.

Согласно ст. 1 Закона № 166-ФЗ уловы водных биоресурсов - водные биоресурсы, извлеченные (выловленные) из среды обитания.

В Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), утвержденном Приказом Росстата от 31.01.2014 № 14-ст, кальмары представлены под кодом 03.11.42.150.

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утвержденным Приказом Росстата от 31.01.2014 № 14-ст, исследуемый товар включен в раздел А «Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство», класс 03 «Рыболовство и рыбоводство», подкласс 03.1 «Рыболовство», подгруппы 03.11.1 «Рыболовство морское промышленное», 03.11.2 «Рыболовство морское прибрежное».

Эта группировка включает:

- добычу (вылов) рыбы в коммерческих целях в открытом водном пространстве и внутренних водах, внутренних морских водах;

- добычу (вылов) морских ракообразных и моллюсков;

- добычу (вылов) китов;

- добычу (вылов) морских животных: черепах, асцидий, оболочников, морских ежей и т.п.

С учетом пункта 3.6. и пункта 3.7. Порядка № 220 выявляются товары, потенциально являющиеся взаимозаменяемыми для данного товара, и определяются взаимозаменяемые товары в соответствии со статьей 4 Закона «О защите конкуренции».

При выявлении товаров, являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, установлено, что кальмар не является взаимозаменяемым товаром, поскольку в Распоряжениях Агенства по рыболовству Сахалинской области о распределении квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления прибрежного рыболовства, за исключением анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб в Сахалинской области, квоты на него распределяются отдельно согласно прилагаемой таблице.

Разрешения на добычу водных биологических ресурсов выдаются, согласно статье 35 Закона № 166-ФЗ, на конкретный вид водных биологических ресурсов, в том числе, на кальмара.

Места добычи и квоты также определяются для конкретных видов водных биологических ресурсов, добываемых в Сахалинской области, в том числе, по кальмару командорскому.

Учитывая изложенное, а также исходя из предмета заключенного соглашения, в котором усматриваются признаки нарушения статьи 16 Закона «О защите конкуренции», продуктовыми границами исследуемого товарного рынка, в целях рассмотрения дела № 08-37/2019, является добыча (вылов) кальмара командорского для осуществления прибрежного рыболовства.

 

V. Определение географических границ товарного рынка.

В соответствии с пунктом 4.1. Порядка № 220 процедура определения географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) включает:

- предварительное определение географических границ товарного рынка;

- выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями);

- определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

Согласно пункту 4.2. Порядка № 220 определение географических границ товарного рынка проводится на основе информации:

а) о регионе, в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля, и (или) о регионе, в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства;

б) о ценообразовании на рынке рассматриваемого товара или о различиях в уровнях цен на данный товар на территории Российской Федерации;

в) о структуре товаропотоков (о границах территории, за пределы которой вывозится и на которую ввозится не более 10 процентов от общего объема рассматриваемой товарной массы).

Предварительно географические границы товарного рынка определены границами Сахалинской области (подпункт «а» пункта 4.2. Порядка № 220).

Согласно п./п. «в» пункта 10.8. Порядка № 220 при определении географических границ товарного рынка могут приниматься во внимание, в частности:

- предмет соглашения, заключенного между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами, в котором усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства;

- границы территории, на которой осуществляют свои полномочия участвующие в соглашении федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, государственные внебюджетные фонды, Центральный Банк Российской Федерации;

- границы территорий, на которых действуют хозяйствующие субъекты – участники рассматриваемого соглашения;

- границы территорий, на которых действуют хозяйствующие субъекты, на деятельность которых рассматриваемое соглашение оказало или могло оказать негативное влияние.

Участвующее в соглашении Агенство по рыболовству Сахалинской области (орган государственной власти субъекта Российской Федерации) осуществляет свои полномочия на территории Сахалинской области.

В то же время из материалов дела № 08-37/2019 следует, что предметом соглашения между Агенством по рыболовству Сахалинской области и (АО) «Сахалин Лизинг Флот» является предоставление Агенством по рыболовству Сахалинской области квот добычи (вылова) кальмара командорского ЗАО (АО) «Сахалин Лизинг Флот» в Северо-Курильской промысловой зоне в период с 2011 по 2017 годы, при отсутствии законных оснований (договор о закреплении долей квот добычи (вылова) кальмара командорского в Северо-Курильской зоне для осуществления прибрежного рыболовства от 22.11.2008 № 78/1 был расторгнут соглашением сторон от 04.03.2011).

В рамках рассмотрения дела № 08-37/2019 установлено, что в соответствии с договором о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления прибрежного рыболовства, за исключением анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб № 78/1 от 22.11.2008 (который был расторгнут соглашением сторон от 04.03.2011) ЗАО (АО) «Сахалин Лизинг Флот» наделялось правом на добычу кальмара в Северо-Курильской зоне для осуществления прибрежного рыболовства с долей квоты добычи 9,973%.

Распоряжения, издаваемые Агенством по рыболовству Сахалинской области в период с 2011 по 2017 гг., представленные в материалы дела, также предусматривали выделение ЗАО (АО) «Сахалин Лизинг Флот» доли квоты добычи (вылова) кальмара командорского в Северо-Курильской зоне в размере 9,973%.

В силу части 1 статьи 17 Закона № 166-ФЗ рыбохозяйственные бассейны включают в себя моря и озера с бассейнами впадающих в них рек, а также иные водные объекты рыбохозяйственного значения.

Частью 2 статьи 17 Закона № 166-ФЗ устанавливаются следующие рыбохозяйственные бассейны:

1) Азово-Черноморский;

2) Байкальский;

3) Волжско-Каспийский;

4) Восточно-Сибирский;

5) Дальневосточный;

6) Западно-Сибирский;

7) Западный;

8) Северный.

В свою очередь, рыболовный участок представляет собой водный объект или его часть (часть 1 статьи 18 Закона № 166-ФЗ).

В соответствии с Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 21.10.2013 № 385 «Об утверждении правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна», действовавшим в анализируемый период, и изданным в связи с его отменой Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 23.05.2019 № 267 «Об утверждении правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна» Дальневосточный рыбохозяйственный бассейн включает в себя:

а) Чукотское море с бассейнами впадающих в него рек, Берингово море с бассейнами впадающих в него рек, воды Тихого океана, прилегающие к Восточной Камчатке и Курильским островам с бассейнами впадающих в него рек, Охотское море с бассейнами впадающих в него рек, Японское море с бассейнами впадающих в него рек, а также водные объекты, расположенные на сухопутной территории Российской Федерации в границах Чукотского автономного округа; Приморского, Хабаровского и Камчатского краев; Еврейской автономной области; Сахалинской, Магаданской и Амурской областей, ограниченные бассейнами вышеуказанных рек, за исключением прудов и обводненных карьеров, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной и частной собственности

б) районы добычи (вылова), промысловые зоны (подзоны), названия, обозначения и границы которых определяются в соответствии с приложением № 1 «Районы добычи (вылова), промысловые зоны (подзоны) Российской Федерации в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне» к Правилам рыболовства.

Северо-Курильская промысловая зона, согласно Приложению № 1 к Правилам рыболовства, ограничивается линией, идущей от точки 50°50' с.ш. - 156°35' в.д. на восток в точку 50°50' с.ш. - 164°06' в.д. и далее через точки:

50°28' с.ш. - 163°24' в.д.;

50°14' с.ш. - 162°52' в.д.;

50°00' с.ш. - 162°35' в.д.;

49°42' с.ш. - 162°18' в.д.;

49°20' с.ш. - 161°46' в.д.;

49°02' с.ш. - 161°13' в.д.;

48°27' с.ш. - 160°21' в.д.;

48°12' с.ш. - 160°00' в.д.;

48°00' с.ш. - 159°51' в.д.;

47°50' с.ш. - 159°34' в.д.;

47°40' с.ш. - 159°12' в.д.;

47°37' с.ш. - 159°08' в.д.;

46°55' с.ш. - 158°19' в.д.;

46°32' с.ш. - 157°45' в.д.;

46°35' с.ш. - 157°40' в.д.;

затем на запад до параллели 46°35' с.ш. через пролив Буссоль до точки 46°35' с.ш. - 147°25' в.д., далее в точку 50°00' с.ш. - 153°30' в.д., отсюда на восток до точки 50°00' с.ш. - 155°20' в.д., затем по тихоокеанскому побережью острова Парамушир до точки 50°36' с.ш. - 156°10' в.д., далее в точку 50°38' с.ш. - 156°16' в.д. на побережье острова Шумшу, отсюда по тихоокеанскому побережью до точки 50°50' с.ш. - 156°30' в.д., затем на восток в начальную точку (50°50' с.ш. - 156°35' в.д.).

Перечень рыбопромысловых участков Сахалинской области в разрезе промысловых зон утвержден Постановлением Правительства Сахалинской области от 17.03.2011 № 79 «Об утверждении перечня рыбопромысловых участков Сахалинской области» (далее – Постановление № 79).

Согласно Постановлению № 79 границы Северо-Курильская рыбопромысловой зоны для осуществления прибрежного рыболовства соответствуют Северо-Курильскому району (о. Парамушир) Сахалинской области:

 

Район Сахалинской области

Водный объект

№ рыбопро-мыслового участка

Промыс-

ловая зона (подзона)

Описание границ рыбопромысло-

вого участка по береговой линии

водного объекта/географии-

ческие координаты базовых точек

Северо-Курильский о. Парамушир

Тихий океан

65-15-13

Северо-Курильская

1) 49°59'57.1" с.ш. 155°23'22.2" в.д.

2) 50°3'40.2" с.ш. 155°28'6.6" в.д.

3) 49°58'37.5" с.ш. 155°23'10.8" в.д.

4) 50°1'57.3" с.ш. 155°25'28.4" в.д.

5) 50°1'54.2" с.ш. 155°27'32.7" в.д.

6) 50°4'6.6" с.ш. 155°26'9.5" в.д.

9,4

2,5

прибрежное рыболовство

Северо-Курильский о. Парамушир

Тихий океан

65-15-14

Северо-Курильская

1) 50°0'3" с.ш. 155°43'40.2" в.д.

2) 50°4'6.6" с.ш. 155°26'9.5" в.д.

3) 50°6'47.7" с.ш. 155°28'22.9" в.д.

4) 50°0'42.1" с.ш. 155°44'21.7" в.д.

5) 50°8'26.7" с.ш. 155°30'42.5" в.д.

10

22

прибрежное рыболовство

Северо-Курильский о. Парамушир

Тихий океан

65-15-15

Северо-Курильская

1) 50°0'42.1" с.ш. 155°44'21.7" в.д.

2) 50°8'26.7" с.ш. 155°30'42.5" в.д.

3) 50°9'54" с.ш. 155°34'41" в.д.

4) 50°11'3.3" с.ш. 155°36'56.9" в.д.

5) 50°1'0.8" с.ш. 155°46'32.1" в.д.

10,2

22

прибрежное рыболовство

Северо-Курильский о. Парамушир

Тихий океан

65-15-16

Северо-Курильская

1) 50°11'3.3" с.ш. 155°36'56.9" в.д.

2) 50°1'0.8" с.ш. 155°46'32.1" в.д.

3) 50°10'37.1" с.ш. 155°39'22.8" в.д.

4) 50°11'14.1" с.ш. 155°42'29.8" в.д.

5) 50°0'31.9" с.ш. 155°49'44.6" в.д.

8

22

прибрежное рыболовство

Северо-Курильский о. Парамушир

Тихий океан

65-15-17

Северо-Курильская

1) 50°3'33.2" с.ш. 156°0'53.6" в.д.

2) 50°11'14.1" с.ш. 155°42'29.8" в.д.

3) 50°0'31.9" с.ш. 155°49'44.6" в.д.

4) 50°10'55.8" с.ш. 155°45'31.5" в.д.

5) 50°0'21.8" с.ш. 155°53'22.1" в.д.

6) 50°11'26.4" с.ш. 155°47'26.3" в.д.

7

22

прибрежное рыболовство

Северо-Курильский о. Парамушир

Тихий океан

65-15-18

Северо-Курильская

1) 50°9'50.4" с.ш. 155°50'10.8" в.д.

2) 50°13'33" с.ш. 155°56'15.5" в.д.

3) 50°11'26.4" с.ш. 155°47'26.3" в.д.

4) 50°14'10.1" с.ш. 155°49'33.3" в.д.

5) 50°12'16.4" с.ш. 155°51'47.4" в.д.

6) 50°14'47.6" с.ш. 155°53'9.9" в.д.

11,5

4,4

прибрежное рыболовство

Северо-Курильский о. Парамушир

Тихий океан

65-15-19

Северо-Курильская

1) 50°8'28.8" с.ш. 156°8'33.3" в.д.

2) 50°17'10.7" с.ш. 155°55'8.9" в.д.

3) 50°10'36.4" с.ш. 156°10'18.3" в.д.

4) 50°14'47.6" с.ш. 155°53'9.9" в.д.

5) 50°12'27.3" с.ш. 156°11'52.5" в.д.

6) 50°18'48.9" с.ш. 155°56'4" в.д.

10

22

прибрежное рыболовство

Северо-Курильский о. Парамушир

Тихий океан

65-15-20

Северо-Курильская

1) 50°12'27.3" с.ш. 156°11'52.5" в.д.

2) 50°18'48.9" с.ш. 155°56'4" в.д.

3) 50°21'2.3" с.ш. 155°57'57.4" в.д.

4) 50°14'41.4" с.ш. 156°13'34.9" в.д.

5) 50°16'17" с.ш. 156°15'28.2" в.д.

6) 50°23'32.2" с.ш. 156°1'7.5" в.д.

11,6

22

прибрежное рыболовство

Северо-Курильский о. Парамушир

Тихий океан

65-15-21

Северо-Курильская

1) 50°19'5" с.ш. 156°18'2.3" в.д.

2) 50°16'17" с.ш. 156°15'28.2" в.д.

3) 50°23'32.2" с.ш. 156°1'7.5" в.д.

4) 50°26'29.9" с.ш. 156°1'30.2" в.д.

5) 50°28'24.1" с.ш. 156°3'6" в.д.

10,4

22

прибрежное рыболовство

Северо-Курильский о. Парамушир

Тихий океан

65-15-22

Северо-Курильская

1) 50°29'59.9" с.ш. 156°13'18" в.д.

2) 50°26'52.9" с.ш. 156°5'32.7" в.д.

3) 50°28'24.1" с.ш. 156°3'6" в.д.

4) 50°29'11.3" с.ш. 156°8'8" в.д.

5) 50°27'54.2" с.ш. 156°10'47.3" в.д.

6) 50°30'29.1" с.ш. 156°10'3.2" в.д.

10,8

4

прибрежное рыболовство

Северо-Курильский о. Парамушир

Тихий океан

65-15-23

Северо-Курильская

1) 50°37'19.6" с.ш. 156°11'32.4" в.д.

2) 50°30'9.5" с.ш. 156°12'13.7" в.д.

3) 50°30'29.1" с.ш. 156°10'3.2" в.д.

4) 50°33'23.1" с.ш. 156°8'47.3" в.д.

5) 50°33'19" с.ш. 156°11'3.3" в.д.

6) 50°36'16" с.ш. 156°9'58.9" в.д.

12,2

2,7

прибрежное рыболовство

При определении географических границ товарного рынка принималось во внимание, что участник соглашения АО «Сахалин Лизинг Флот», согласно распоряжениям Агенства по рыболовству Сахалинской области и договору № 78/1 от 22.11.2008 о распределении квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления прибрежного рыболовства, за исключением анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб, прекратившему свое действие, добычу кальмара командорского в течение установленного временного интервала производил в Северо-курильской промысловой зоне Дальневосточного рыбохозяйственнойго бассейна.

Следовательно, географические границы исследуемого товарного рынка являются локальными и определяются границами промысловой зоны кальмара командорского для осуществления прибрежного рыболовства, определенными для АО «Сахалин Лизинг Флот» расторгнутым договором № 78/1 от 22.11.2008 и последующими распоряжениями Агенства по рыболовству Сахалинской области о распределении квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления прибрежного рыболовства, за исключением анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб.

Достоверно определить границы территорий, на которых действуют хозяйствующие субъекты, на деятельность которых рассматриваемое соглашение оказало или могло оказать негативное влияние, невозможно, поскольку аукцион на право заключения договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов (кальмара командорского) после расторжения договора о закреплении долей квот добычи (вылова) кальмара командорского в Северо-Курильской зоне для осуществления прибрежного рыболовства от 22.11.2008 № 78/1 не проводился.

Таким образом, с учетом вышеизложенного, а также положений п. 10.8. Порядка № 220, географические границы товарного рынка определены границами Северо-Курильской промысловой зоны Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна.

 

Общие выводы:

По результатам проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке добычи (вылова) кальмара командорского для осуществления прибрежного рыболовства, установлено следующее.

1. Временной интервал исследования определен периодом с 04.03.2011 г. по 13.03.2019 г.

2. Продуктовые границы товарного рынка: добыча (вылов) кальмара командорского для осуществления прибрежного рыболовства.

3. Предметом соглашения между Агенством по рыболовству Сахалинской области и АО «Сахалин Лизинг Флот» является ограничение конкуренции на рынке добычи (вылова) кальмара командорского для осуществления прибрежного рыболовства вследствие не проведения аукциона на право заключения договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов (кальмара командорского) после расторжения договора о закреплении долей квот добычи (вылова) кальмара командорского в Северо-Курильской зоне для осуществления прибрежного рыболовства от 22.11.2008 № 78/1.

4. Географические границы товарного рынка: границы Северо-Курильской промысловой зоны Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна.

5. Состав хозяйствующих субъектов, участвующих в соглашении: Агенство по рыболовству Сахалинской области и АО «Сахалин Лизинг Флот».

6. Анализ проведен в объеме, необходимом для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела № 08-37/2019 и принятия решения
о наличии или об отсутствии нарушений антимонопольного законодательства.

 

Начальник отдела анализа товарных,

финансовых рынков и экономической

концентрации ***

21.10.2019 г.

Связанные организации

Связанные организации не указаны