Решение №05-1851 без аннотации от 22 апреля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заявитель:

Общество с ограниченной ответственностью «Мелисента»

300041, г. Тула, ул. Советская,

д. 59, эт. 4, оф. 23

melisentaooo@gmail.com

Заказчик:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Невельска Сахалинской области

694740, г. Невельск, ул. Школьная, 42

school2_nev@mail.ru

Уполномоченное учреждение:

Муниципальное казенное учреждение «Управление гражданской защиты и обеспечение деятельности»

694740, г. Невельск, ул. Ленина, 15

g.khrustalyova@adm-nevelsk.ru

Оператор электронной площадки:

Акционерное общество «ЕЭТП»

info@roseltorg.ru

РЕШЕНИЕ

по делу № 065/06/106-77/2019 о нарушении законодательства

Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

17 апреля 2019 года г. Южно-Сахалинск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) в составе:

Заместителя председателя Комиссии:

<...> – заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;

Членов Комиссии:

<...> – начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;

<...> – главного государственного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;

в присутствии представителей:

от заявителя – не явился;

от заказчика – не явился;

от уполномоченного учреждения – <...> на основании доверенности от 16.04.2019,

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Мелисента» (ИНН 9705089413) (далее – заявитель, общество) на положения аукционной документации, утвержденной Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа №2» (ИНН 6505009944) (далее – заказчик) по факту определения поставщика путем проведения запрос котировок в электронной форме по объекту: «Приобретение аудиовизуальных и информационных систем для людей с ограниченными возможностями здоровья» (извещение
№ 0861300004619000095) (далее – запрос котировок),

УСТАНОВИЛА:

11.04.2019 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба заявителя на положения закупочной документации, по мнению которого при утверждении аукционной документации нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), нарушения выразились в следующем:

1. Требованиям, установленным в Техническом задании, соответствует товар одного производителя, а именно «Исток Аудио Трейдинг», что нарушает требования Закона о контрактной системе, а также влечет ограничение количества участников закупки;

2. В пункте 2.2 «Информационно-коммуникационная индукционная панель для инвалидов по слуху» Технического задания, установлены характеристики товара, которые становятся известными по результатам проведения испытаний;

3. Установленные в техническом задании требования к габаритным размерам и весу оборудования, указывают на одного производителя, а также являются излишними, так как они не влияют на работоспособность системы;

4. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе заказчик обязан включить в закупочную документацию инструкцию по заполнению заявки, однако в аукционной документации такая инструкция отсутствует.

На основании изложенного заявитель просит рассмотреть жалобу по существу заявленных доводов, провести внеплановую проверку закупки, обязать заказчика внести изменения в закупочную документацию, допустив поставку отдельных систем – портативной индукционной и коммуникативной из двух планшетов или только портативных индукционных систем.

Уведомлением-требованием от 11.04.2019 № 05-1680 рассмотрение жалобы по существу назначено на 17.04.2019 15 часов 15 минут.

Представитель уполномоченного учреждения на заседание Комиссии представил письменные и устные пояснения, согласно которым просит признать жалобу необоснованной. Также вместе с письменные возражениями на жалобу, во исполнение части 5 статьи 106 Закона о контрактной системе заказчиком представлены запрашиваемые документы и информация.

Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, а также информацию, размещенную на сайте Единой информационной системе в сфере закупок, проведя в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее.

04.04.2019 на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение о проведении запроса котировок в электронной форме по объекту: «Приобретение аудиовизуальных и информационных систем для людей с ограниченными возможностями здоровья» (извещение № 0861300004619000095).

Рассмотрев жалобу по существу заявленных доводов, Комиссия Сахалинского УФАС России пришла к следующим выводам.

1. Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с пунктом 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

– в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

– использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с пунктом 7 Информационной карты объектом закупки является приобретение аудиовизуальных и информационных систем для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Согласно пункту 1.2 проекта контракт Заказчик поручает, а Поставщик принимает на себя обязательства по поставке аудиовизуальных и информационных систем для людей с ограниченными возможностями здоровья в количестве, ассортименте и в соответствии с характеристиками, указанными в спецификации (Приложение № 1).

Таким образом, предметом закупки является поставка оборудования соответствующего требованиям закупочной документации.

Приложением № 1 к проекту контракта определено, что поставщик обязан осуществить поставку следующего товара:

– Информационный сенсорный аппаратно-программный комплекс со специальными возможностями для людей с ограниченными возможностями здоровья;

– Информационно-коммуникационная индукционная панель для инвалидов по слуху.

Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам товара определены Техническим заданием.

Заявитель в своей жалобе указывает, что из совокупности требований технического задания по позиции № 2 Приложения № 1 к проекту контракта, соответствует товар исключительно компании Исток Аудио Трейдинг, что является ограничением конкуренции.

Вместе с тем, Комиссия Сахалинского УФАС России не может согласиться с данным доводом заявителя, по следующим основаниям.

Положения Закона о контрактной системе оставляют заказчику право предъявлять особые требования к товару, определяющие объективные потребности последнего. Таким образом, описание объекта закупки обусловлено потребностями заказчика в перечисленных товарах с указанными в техническом задании характеристиками, а также объемами и видами оказываемых услуг, и организационной структурой учреждения.

Законом о контрактной системе не предусмотрено каких-либо ограничений по включению в закупочную документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика.

Действующее законодательство не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара в закупочной документации такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара с целью удовлетворения коммерческих интересов всех возможных участников рынка.

Кроме того, как установлено ранее, предметом запроса котировок в электронной форме является право на заключение контракта на поставку аудиовизуальных и информационных систем для людей с ограниченными возможностями здоровья, а не его изготовление, поэтому участником закупки может выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе, и не являющийся производителем требуемого к поставке товара, готовый поставить товар, отвечающий требованиям аукционной документации и удовлетворяющий потребностям заказчика.

Наличие функционирующего рынка подтверждено, в том числе, количеством поданных заявок на участие в закупке, при этом участники запроса котировок согласны осуществить поставку товара с требуемыми характеристиками, являющимися значимыми для заказчика.

Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников закупки.

Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки.

Исходя из положений Закона о контрактной системе, в закупках могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Поэтому включение в описание объекта закупки условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в закупках.

В данном случае в рамках формирования закупки заказчик руководствовался существующей потребностью, возникшей в связи с осуществлением им основной деятельности; заказчиком учитывалась необходимость конечного результата – обеспечение необходимым товаром, который необходим для осуществления профессиональной деятельности заказчика.

Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что установив необходимое требование к товару, а также к техническим и качественным характеристикам такого товара, заказчик не ограничил свободный доступ на участие в закупке потенциальных участников и не нарушил положения Закона о контрактной системе, что подтверждает необоснованность первого довода заявителя.

2. Комиссия Сахалинского УФАС России, рассмотрев второй довод, изложенный в жалобе заявителя, установила следующее.

Как указывает заявитель, показатели отдельных позиций технического задания становятся известными только по результатам проведения испытаний, а именно

– частотный диапазон (по уровню ±6 дБ) с полным перекрытием диапазона: от 100 до 8000 Гц;

– максимальная напряжённость магнитного поля (на расстоянии 0,5 м по оси панели при частоте тестового сигнала 1 кГц): не менее 20 мГс;

Настольный микрофон:

– Чувствительность, дБ/1кГц: не менее -60, но не более -56;

– Диапазон частот: не уже диапазона 30 ÷ 16000.

Из пояснений представителя заказчика следует, что установление конкретных характеристик товара, обусловлено потребностью заказчика, с учетом необходимости приобретения товара именно с нужными для потребителя характеристиками.

На заседании Комиссии установлено, что по спорным позициям Технического задания, информация о технических и иных характеристиках закупаемого товара, является общедоступной, показатели товара представлены неограниченному кругу лиц, как производителем товара, так и поставщиками такого оборудования.

Таким образом, в проведении испытаний нет необходимости, участники закупки в составе заявки указывают показатели товара, в соответствии с технической документацией производителя, которая в свою очередь гарантирует качество товара и соответствие оборудования заявленным в такой документации характеристикам.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу, что обжалуемые позиции Технического задания являются стандартными, в связи с чем, потенциальный участник закупки имеет возможность сформировать свою заявку, не имея товар в наличии.

Вместе с тем, согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки имеет право обжаловать в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика (аукционной комиссии) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Вышеуказанное предполагает наличие у лица, обращающегося в контрольный орган, обязанности доказать то, какие его права нарушены действиями (бездействиями) заказчика или аукционной комиссией.

Несмотря на это заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о нарушение заказчиком его прав, как участника закупки.

Также в рассматриваемом доводе, заявитель указывает, что такая характеристика настольного микрофона как «Диапазон частот: не уже диапазона 30 ÷ 16000» не содержит величину, в которой измерены частоты, что не позволяет определить единицу измерения указанного показателя товара и как следствие вводит участников закупки в заблуждение.

В рамках заявленного обществом довода Комиссия установила, что при формировании технического задания, заказчиком допущена техническая ошибка, при этом такая опечатка не может повлиять на ограничение количества участников закупки, поскольку действующим Государственным стандартом, а также технической документации на требуемое к поставке оборудование, частотный диапазон измеряется в единице измерения «Герц».

Кроме того, ни одна из заявок участников запроса котировок в электронной форме не отклонена по данному показателю.

Из совокупности изложенного, Комиссия приходит к выводу о необоснованности второго довода жалобы заявителя.

3. Рассмотрев третий довод заявителя, Комиссия пришла к выводу о его необоснованности по следующим основаниям.

Как указано ранее, Заказчик вправе детализировать описание объекта закупки, с учетом значимости, тех или иных показателей товара, в связи с чем, описание объекта закупки обусловлено потребностями заказчика в перечисленных товарах с указанными в техническом задании характеристиками.

Законом о контрактной системе не предусмотрено каких-либо ограничений по включению в закупочную документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика.

Кроме того, заявителем не представлено как доказательств, так и доводов о том, что спорные характеристики товара, являются избыточными и не существенными для заказчика.

4. Комиссия Сахалинского УФАС России, рассмотрев четвертый довод, изложенный в жалобе заявителя, пришла к следующему выводу.

В рассматриваемом случае, способ определения поставщика определен как – запрос котировок в электронной форме.

В соответствии с частью 1 статьи 82.1 Закона о контрактной системе под запросом котировок в электронной форме понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупке сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок в электронной форме, победителем такого запроса признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта и соответствующий требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме.

В силу части 2 статьи 82.2 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме должна содержаться следующая информация:

1) адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

2) информация, указанная в пунктах 1 - 6 (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), пункте 8 (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), пунктах 9 - 11 статьи 42 настоящего Федерального закона;

3) дата и время окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок в электронной форме;

4) информация о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель запроса котировок в электронной форме или иной участник такого запроса, с которым заключается контракт при уклонении победителя запроса котировок в электронной форме от заключения контракта, должен подписать контракт, условия признания победителя запроса котировок в электронной форме или иного участника такого запроса уклонившимися от заключения контракта;

5) информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 25 статьи 95 настоящего Федерального закона;

6) требования, предъявляемые к участникам запроса котировок в электронной форме, и исчерпывающий перечень информации и электронных документов, которые должны быть представлены участниками такого запроса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в электронной форме в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Из положений части 2 статьи 82.2 Закона о контрактной системе следует, что требование о наличии в составе извещения о проведении запроса котировок, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке, отсутствует.

Таким образом обжалуемые действия заказчика, о не включении в документацию инструкции по заполнению заявки, со ссылкой на положения статьи 64 Закона о контрактной системе, не находят своего подтверждения, в связи с чем, данный довод заявителя признается необоснованным.

На основании изложенного Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:

Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Мелисента» (ИНН 9705089413) на положения аукционной документации, утвержденной Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа №2» (ИНН 6505009944) по факту определения поставщика путем проведения запрос котировок в электронной форме по объекту: «Приобретение аудиовизуальных и информационных систем для людей с ограниченными возможностями здоровья» (извещение № 0861300004619000095) –необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Заместитель председателя комиссии

<...>

Члены комиссии

<...>
  <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны