Аналитический отчет б/н без аннотации от 17 января 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

федеральная антимонопольная служба

Управление Федеральной антимонопольной службы по САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

г. Южно-Сахалинск, пр. Победы, 24 тел. (4242) 46-55-66

 

КРАТКИЙ ОТЧЕТ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНАЛИЗА СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ РАБОТ (УСЛУГ) ПО СОДЕРЖАНИЮ И (ИЛИ) РЕМОНТУ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ И ОБЪЕКТОВ ВНУТРИКВАРТАЛЬНОГО БЛАГОУСТРОЙСТВА, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД ЮЖНО-САХАЛИНСК»,

ПО ДЕЛУ № 065/01/15-655/2021

 

 

г. Южно-Сахалинск

2022

I. Общие положения.

Анализ состояния конкуренции на рынке работ (услуг) по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения и объектов внутриквартального благоустройства, расположенных на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», проведен в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 г. № 220 (далее – Порядок № 220) в рамках рассмотрения Сахалинским УФАС России (далее также Управление) дела о нарушении антимонопольного законодательства № 065/01/15-655/2021, возбужденного по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон «О защите конкуренции»).

Дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции» возбуждено в отношении Администрации города Южно-Сахалинска.

Основанием для возбуждения дела № 065/01/15-655/2021 послужили обращения главного редактора ИА *** (вх. № 1472, 1473 от 25.05.2021), Ассоциации регионального отраслевого объединения работодателей «Сахалинское Саморегулируемое Объединение Строителей» (вх. № 1497 от 28.05.202, вх. № 1646 от 09.06.2021 г.) (далее – Заявитель) на действия Администрации г. Южно-Сахалинска, содержащие сведения о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства, выраженные в неисполнении предупреждения антимонопольного органа от 21.01.2021 исх. № 08-195.

Сахалинским УФАС России на основании статьи 391. Закона «О защите конкуренции» выдано предупреждение (исх. № 08-195 от 21.01.2021 г.) Администрации г. Южно – Сахалинска в лице департамента городского хозяйства администрации г. Южно-Сахалинска о необходимости прекращения формирования муниципального заказа на 2021 для МКП «ЗСМ им. М. А. Федотова» по следующим видам работ: «деятельность по эксплуатации автомобильных дорог и автомагистралей», «содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения ГО «Город Южно-Сахалинск» и дорожных сооружений, являющихся их технологической частью», «ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, ремонт проездов к дворовым территориям многоквартирных домов», «ликвидация аварийного и непригодного для проживания жилищного фонда, неиспользуемых и бесхозяйственных объектов производственного и непроизводственного назначения», «содержание объектов внутриквартального благоустройства, являющихся объектами общего пользования, находящихся в муниципальной собственности городского округа», «подготовка проведения общегородских праздничных мероприятий», «обустройство земельных участков, подлежащих предоставлению семьям, имеющим трех и более детей, на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск».

11.05.2021 г. в адрес Управления поступила информация об исполнении предупреждения о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Из информации следует, что соглашения между Департаментом городского хозяйства Администрации г. Южно-Сахалинска и МКП «ЗСМ им. М. А. Федотова» о предоставлении бюджетных ассигнований расторгнуты. Муниципальный заказ Департаментом городского хозяйства Администрации г. Южно-Сахалинска МКП «ЗСМ. им. М. А. Федотова» не выдается.

В обращении Заявитель указывает на обстоятельства, свидетельствующие о том, что Администрация г. Южно-Сахалинска в нарушение исполненного предупреждения от 21.01.2021 г. продолжает осуществлять действия, которые содержали признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Так, в обращении Заявителя содержится информация о принятии Администрацией г. Южно-Сахалинска нормативно-правовых актов, противоречащих информации, поступившей в Управление об исполнении предупреждения от 21.01.2021 г.:

- Постановления от 08.04.2021 № 1017-па Администрация города Южно-Сахалинска, которым утвержден Порядок предоставления субсидии из бюджета городского округа «Город Южно-Сахалинск» муниципальному казенному предприятию «Завод строительных материалов имени Героя Советского Союза М.А.Федотова» на финансовое обеспечение затрат по содержанию и (или) ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения и объектов внутриквартального благоустройства, расположенных на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск»;

- Постановления от 09.04.2021 № 1043-па Администрация города Южно-Сахалинска, утвердившего Порядок предоставления субсидии из бюджета городского округа «Город Южно-Сахалинск» муниципальному казенному предприятию «Завод строительных материалов имени Героя Советского Союза М.А.Федотова» на возмещение затрат по содержанию и (или) ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа «Город Южно-Сахалинск».

Более того, МКП «ЗСМ им. М. А. Федотова продолжало строительные работы без каких-либо конкурентных закупок, что подтверждается публикациями, размещенными в сети «Интернет» на сайте информационного агентства Sakh.com.

Также, Заявитель в доказательство неисполнения предупреждения Сахалинского УФАС России от 21.01.2021 г. приложил к обращению документ, которым директор департамента дорожного хозяйства и благоустройства Администрации Южно-Сахалинска утвердил приемки работ, выполняемых в обход конкурентных процедур на 28.05, 29.05 и 30.05.2021 гг., т.е. в период, когда Администрация Южно-Сахалинска должна была исполнить предупреждение Сахалинского УФАС России от 21.01.2021 г. и прекратить обеспечивать МКП «ЗСМ им. М. А. Федотова» работой в обход проведения торгов и предоставлять средства субсидии.

Таким образом, по мнению Заявителя, из действий Администрации г. Южно-Сахалинска, усматривается неисполнение предупреждения от 21.01.2021 г.

Сахалинским УФАС России установлено следующее.

Постановлением от 09.04.2021 № 1043-па Администрация города Южно-Сахалинска утвердила Порядок предоставления субсидии из бюджета городского округа «Город Южно-Сахалинск» муниципальному казенному предприятию «Завод строительных материалов имени Героя Советского Союза М.А.Федотова» на возмещение затрат по содержанию и (или) ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа «Город Южно-Сахалинск» (далее – Постановление от 09.04.2021 № 1043-па)

Пунктом 1.1. Постановления от 09.04.2021 № 1043-па установлено, что настоящий Порядок определяет условия и механизм предоставления субсидии из бюджета городского округа «Город Южно-Сахалинск» муниципальному казенному предприятию «Завод строительных материалов имени Героя Советского Союза М.А.Федотова» на возмещение затрат по содержанию и (или) ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа «Город Южно-Сахалинск» и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие на период с 27.09.2020 по 31.12.2020.

Пунктом 1.3. указанного Постановления, субсидия предоставляется на безвозмездной и безвозвратной основе в пределах средств, предусмотренных бюджетом городского округа «Город Южно-Сахалинск» в целях реализации муниципальной программы «Развитие транспортной инфраструктуры и дорожного хозяйства городского округа «Город Южно-Сахалинск» на 2020 - 2025 годы», утвержденной постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 13.12.2019 N 4027-па, и в целях возмещения затрат, связанных с содержанием и (или) ремонтом автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа «Город Южно-Сахалинск», перечень которых утвержден приказом главного распорядителя бюджетных средств.

Постановлением от 08.04.2021 № 1017-па Администрация города Южно-Сахалинска утвердила Порядок предоставления субсидии из бюджета городского округа «Город Южно-Сахалинск» муниципальному казенному предприятию «Завод строительных материалов имени Героя Советского Союза М.А.Федотова» на финансовое обеспечение затрат по содержанию и (или) ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения и объектов внутриквартального благоустройства, расположенных на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» (далее – Постановление от 08.04.2021 г. № 1017-па). Действия настоящего постановления распространяются на правоотношения, возникшие с 01.04.2021 (пункт 4).

Пунктом 1.3 Постановления от 08.04.2021 № 1017-па установлено, что субсидия предоставляется на безвозмездной и безвозвратной основе муниципальному казенному предприятию «Завод строительных материалов имени Героя Советского Союза М.А.Федотова» в пределах средств, предусмотренных бюджетом городского округа «Город Южно-Сахалинск» в целях реализации муниципальных программ «Развитие транспортной инфраструктуры и дорожного хозяйства городского округа «Город Южно-Сахалинск» на 2020 - 2025 годы», утвержденной постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 13.12.2019 № 4027-па, «Жилищное хозяйство и благоустройство на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» на 2020 - 2025 годы», утвержденной постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 27.01.2020 № 306-па и в целях финансового обеспечения затрат, связанных с содержанием и (или) ремонтом автомобильных дорог общего пользования местного значения и объектов внутриквартального благоустройства, расположенных на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», перечень которых утвержден приказом главного распорядителя бюджетных средств.

С учетом вышеизложенного, в связи с тем, что субсидия предоставляется МКП «ЗСМ им. М.А. Федотова» не в рамках муниципального заказа, а в целях реализации муниципальных программ «Развитие транспортной инфраструктуры и дорожного хозяйства городского округа «Город Южно-Сахалинск» на 2020 - 2025 годы», утвержденной постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 13.12.2019 № 4027-па, «Жилищное хозяйство и благоустройство на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» на 2020 - 2025 годы», утвержденной постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 27.01.2020 № 306-па, а из фактического содержания Предупреждения от 21.01.2021 г. следует о необходимости Администрации г. Южно-Сахалинска отменить формирование муниципальных заказов на 2021 г. для МКП «ЗСМ им. М. А. Федотова» в том числе и на работы по содержанию, ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения и объектов внутриквартального благоустройства, расположенных на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», документов подтверждающих формирование Администрацией г. Южно-Сахалинска муниципального заказа МКП «ЗСМ им. М.А. Федотова» после 11.05.2021 г. по видам работ определенных в Предупреждении от 21.01.2021 г. в адрес Управления не поступало, с учетом указанных обстоятельств, Управление пришло к выводу об исполнении предупреждения от 21.01.2021 г.

Между тем, согласно информации Администрации г. Южно-Сахалинска, на финансовое обеспечение затрат по содержанию и (или) ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения и объектов внутриквартального благоустройства, расположенных на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» в соответствии с Постановлением № 1017-па от 08.04.2021 г. МКП «ЗСМ им. М. А. Федотова» выделялись денежные средства.

На основании Соглашения № 1 от 27.04.2021 на финансовое обеспечение затрат по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных на территории ГО «Город Южно-Сахалинск» выделено 306 728 305,00 (триста шесть миллионов семьсот двадцать восемь тысяч триста пять) рублей.

По Соглашению № 2 от 27.04.2021 г. на финансовое обеспечение затрат по содержанию объектов внутриквартального благоустройства расположенных на территории ГО «Город Южно-Сахалинск» - 249 176 189 (двести сорок девять миллионов сто семьдесят шесть тысяч сто восемьдесят девять) рублей.

Согласно выписке из Единого государственного реестра основным видом деятельности МКП «ЗСМ им. М.А. Федотова» является деятельность по эксплуатации автомобильных дорог и автомагистралей.

На основании вышеизложенного, финансирование за счет средств местного бюджета затрат, связанных с выполнением МКП «ЗСМ им. М. А. Федотова» работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения и объектов внутриквартального благоустройства, расположенных на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», направлено на обеспечение потребностей муниципального образования в работах, необходимых для решения вопросов местного значения, функций и полномочий органа местного самоуправления.

Вопросы местного значения являются муниципальной нуждой органа местного самоуправления, реализуемой в установленном законодательством порядке.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и указанным Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления.

Согласно статье 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского, сельского поселения относится, в том числе, деятельность в отношении дорог местного значения, организация благоустройства.

В силу статьи 54 Федерального закона № 131-ФЗ, закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются за счёт средств местного бюджета.

Отношения, направленные на обеспечение муниципальных нужд и использование средств местного бюджета, направляемых на оплату работ (услуг) по содержанию и (или) ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения и объектов внутриквартального благоустройства, расположенных на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», находящихся в муниципальной собственности городского округа «Город Южно-Сахалинск», обусловлены необходимостью применения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ).

В силу статьи 6 Федерального закона № 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Согласно статье 8 Федерального закона № 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.

Таким образом, финансирование работ (услуг), выполняемых (оказываемых) МКП «ЗСМ им. М. А. Федотова», за счет средств местного бюджета путем предоставления субсидий на основании постановлений Администрации города Южно-Сахалинска от 08.04.2021 № 1017-па, от 09.04.2021 № 1043-па, осуществляемое без проведения конкурса, не соотносится с основными принципами и целями Закона о контрактной системе, направленными на обеспечение конкуренции на товарных рынках.

Предоставление Администрацией г. Южно-Сахалинска преимущества МКП «ЗСМ. им. М. А. Федотова» и ограничение конкуренции между потенциальными участниками торгов являются нарушением части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции».

Согласно части 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган выдает предупреждения лицам, указанным в части 1 настоящей статьи в случае выявления признаков нарушения статьи 15 настоящего Федерального закона.

На основании вышеизложенного, установив новые обстоятельства в действиях Администрации г. Южно-Сахалинска, свидетельствующие о наличии признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции», выраженных в отказе от определения исполнителя работ (услуг) по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения и объектов внутриквартального благоустройства, расположенных на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», в том числе и в рамках реализации муниципальных программ «Развитие транспортной инфраструктуры и дорожного хозяйства городского округа «Город Южно-Сахалинск» на 2020 - 2025 годы», утвержденной постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 13.12.2019 № 4027-па, «Жилищное хозяйство и благоустройство на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» на 2020 - 2025 годы», утвержденной постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 27.01.2020 № 306-па, путем проведения закупок работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Сахалинское УФАС России выдало предупреждение (от 25.08.2021 г. исх. № 08-3336) о необходимости прекращения вышеуказанного бездействия путем определения исполнителя указанных работ, услуг в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе, в течение 30 рабочих дней со дня поступления настоящего предупреждения.

В связи с неисполнением предупреждения от 25.08.2021 г. № 08-3336 издан приказ Сахалинского УФАС России от 20.10.2021 № 124 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Администрацией города Южно-Сахалинска части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 51 статьи 45 Закона «О защите конкуренции» анализ состояния конкуренции проведен в объеме, необходимом для принятия решения по делу № 065/01/15-655/2021.

Согласно пункту 1.3. Порядка № 220 по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 15 Закона «О защите конкуренции», анализ состояния конкуренции на товарном рынке проводится с особенностями, установленными пунктом 10.7. настоящего Порядка.

В соответствии с пунктом 10.7. Порядка № 220 по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 15 Закона «О защите конкуренции», анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка;

в) определение географических границ товарного рынка;

г) оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие принятия акта и (или) осуществления действий (бездействия).

Настоящий анализ проведен с целью полного, объективного, всестороннего рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 065/01/15-655/2021, возбужденного в отношении Администрации г. Южно-Сахалинска по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции».

Анализ состояния конкуренции проведен в соответствии со следующими нормативными актами:

- Законом «О защите конкуренции»;

- Порядком № 220;

- Законом № 44-ФЗ.

 

II. Источники исходной информации.

В целях анализа состояния конкуренции в качестве исходной информации использованы:

  • материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства № 065/01/15-655/2021.

 

III. Определение временного интервала исследования.

В соответствии с пунктом 2.1. Порядка № 220 временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка.

Согласно пункту 2.2. Порядка № 220 в случае, если исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования, то проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке.

Согласно материалам дела № 065/01/15-655/2021, Порядок предоставления субсидии из бюджета городского округа «Город Южно-Сахалинск» муниципальному казенному предприятию «Завод строительных материалов имени Героя Советского Союза М.А.Федотова» на финансовое обеспечение затрат по содержанию и (или) ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения и объектов внутриквартального благоустройства, расположенных на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» утвержден Постановлением Администрации г. Южно-Сахалинска № 1017-па от 08.04.2021.

Порядок предоставления субсидии из бюджета городского округа «Город Южно-Сахалинск» муниципальному казенному предприятию «Завод строительных материалов имени Героя Советского Союза М.А.Федотова» на возмещение затрат по содержанию и (или) ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа «Город Южно-Сахалинск» утвержден Постановлением Администрации г. Южно-Сахалинска № 1043-па от 09.04.2021.

Администрации города Южно-Сахалинска было выдано предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства от 25.08.2021 г. № 08-3336 .

Поскольку выданное антимонопольным органом предупреждение администрацией города Южно-Сахалинска в установленный строк исполнено не было, Сахалинским УФАС России на основании Приказа от 20.10.2021 № 124 возбуждено дело и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Администрацией города Южно-Сахалинска части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции».

В связи с изложенным временной интервал исследования рынка определен периодом с 08.04.2021 г. по 20.10.2021 г.

Выбранный временной интервал исследования включает период совершения предполагаемого нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с п. 2.4. Порядка № 220 все характеристики товарного рынка определяются в пределах одного установленного временного интервала.

IV. Определение продуктовых границ товарного рынка.

В соответствии с п. 3.1. Порядка № 220 процедура выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке (далее – определение продуктовых границ товарного рынка), включает:

  • предварительное определение товара;
  • выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;
  • определение взаимозаменяемых товаров.

Статьей 4 Закона «О защите конкуренции» закреплены следующие понятия:

  • товар – объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
  • товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Таким образом, товарный рынок представляет собой сферу взаимоотношений между продавцами товаров (работ, услуг) и покупателями товара (работ, услуг) по поводу приобретения товара (работ, услуг).

Из материалов дела № 065/01/15-655/2021 следует, что без проведения конкурентных процедур Постановлением от 09.04.2021 № 1043-па Администрация города Южно-Сахалинска утвердила Порядок предоставления субсидии из бюджета городского округа «Город Южно-Сахалинск» муниципальному казенному предприятию «Завод строительных материалов имени Героя Советского Союза М.А.Федотова» на возмещение затрат по содержанию и (или) ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа «Город Южно-Сахалинск».

Пунктом 1.1. Постановления от 09.04.2021 № 1043-па установлено, что настоящий Порядок определяет условия и механизм предоставления субсидии из бюджета городского округа «Город Южно-Сахалинск» муниципальному казенному предприятию «Завод строительных материалов имени Героя Советского Союза М.А.Федотова» на возмещение затрат по содержанию и (или) ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа «Город Южно-Сахалинск».

Пунктом 1.2. Постановления от 09.04.2021 № 1043-па определены основные понятия и термины, используемые в настоящем Порядке:

- предприятие – муниципальное казенное предприятие Завод строительных материалов имени Героя Советского Союза М.А. Федотова», как получатель субсидии;

- автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Пунктом 1.3. указанного Постановления, субсидия предоставляется на безвозмездной и безвозвратной основе в пределах средств, предусмотренных бюджетом городского округа «Город Южно-Сахалинск» в целях реализации муниципальной программы «Развитие транспортной инфраструктуры и дорожного хозяйства городского округа «Город Южно-Сахалинск» на 2020 - 2025 годы», утвержденной постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 13.12.2019 N 4027-па, и в целях возмещения затрат, связанных с содержанием и (или) ремонтом автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа «Город Южно-Сахалинск», перечень которых утвержден приказом главного распорядителя бюджетных средств.

Также Постановлением от 08.04.2021 № 1017-па Администрация города Южно-Сахалинска утвердила Порядок предоставления субсидии из бюджета городского округа «Город Южно-Сахалинск» муниципальному казенному предприятию «Завод строительных материалов имени Героя Советского Союза М.А.Федотова» на финансовое обеспечение затрат по содержанию и (или) ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения и объектов внутриквартального благоустройства, расположенных на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск».

Пунктом 1.3 Постановления от 08.04.2021 № 1017-па, субсидия предоставляется на безвозмездной и безвозвратной основе муниципальному казенному предприятию «Завод строительных материалов имени Героя Советского Союза М.А.Федотова» в пределах средств, предусмотренных бюджетом городского округа «Город Южно-Сахалинск» в целях реализации муниципальных программ «Развитие транспортной инфраструктуры и дорожного хозяйства городского округа «Город Южно-Сахалинск» на 2020 - 2025 годы», утвержденной постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 13.12.2019 № 4027-па, «Жилищное хозяйство и благоустройство на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» на 2020 - 2025 годы», утвержденной постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 27.01.2020 № 306-па и в целях финансового обеспечения затрат, связанных с содержанием и (или) ремонтом автомобильных дорог общего пользования местного значения и объектов внутриквартального благоустройства, расположенных на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», перечень которых утвержден приказом главного распорядителя бюджетных средств.

Определение продуктовых границ товарного рынка для целей настоящего исследования производилось исходя из содержания Постановления от 09.04.2021 № 1043-па и Постановления от 08.04.2021 № 1017-па.

Также в материалы дела № 065/01/15-655/2021 представлены:

- Соглашение от 27.04.2021 № 1 «О предоставлении субсидии на финансовое обеспечение затрат по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», предметом которого является предоставление МКП «Завод строительных материалов имени Героя Советского Союза М.А.Федотова» из бюджета городского округа «Город Южно-Сахалинск» субсидии в размере 306728305 руб. в целях финансового обеспечения затрат, связанных с содержанием автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск».

- Соглашение от 27.04.2021 № 2 «О предоставлении субсидии на финансовое обеспечение затрат по содержанию объектов внутриквартального благоустройства, расположенных на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», предметом которого является предоставление МКП «Завод строительных материалов имени Героя Советского Союза М.А.Федотова» из бюджета городского округа «Город Южно-Сахалинск» субсидии в размере 249176189 руб. в целях финансового обеспечения затрат, связанных с содержанием объектов внутриквартального благоустройства, расположенных на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск»;

Учитывая изложенное, продуктовыми границами товарного рынка, для целей настоящего исследования, являются работы (услуги) по содержанию и (или) ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения и объектов внутриквартального благоустройства, расположенных на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск».

V. Определение географических границ товарного рынка.

В соответствии с пунктом 4.1. Порядка № 220 процедура определения географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) включает:

- предварительное определение географических границ товарного рынка;

- выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями);

- определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

В соответствии с п. 10.7 Порядка № 220 по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 15 Закона «О защите конкуренции», при определении географических границ могут приниматься во внимание, в частности:

- границы территории, на которой осуществляют свои полномочия соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, организации, участвующие в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации;

- границы территорий, на которых действуют хозяйствующие субъекты, на деятельность которых оказали или могли оказать, негативное влияние соответствующие акты, действия (бездействия);

- границы территорий, на которые поставляется товар и с которых поставляется товар.

В рамках рассмотрения дела № 065/01/15-655/2021 признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции», выявлены в границах территории, на которой осуществляет свои полномочия Администрация города «Южно-Сахалинска», а именно, в границах территории МО городской округ «Город Южно-Сахалинск» Сахалинской области.

Также учитывалось, что субсидии выделялись МКП «Завод строительных материалов имени Героя Советского Союза М.А.Федотова» для финансового обеспечения затрат, связанных с содержанием автомобильных дорог общего пользования местного значения и объектов внутриквартального благоустройства, расположенных на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск».

Получатель субсидий - МКП «Завод строительных материалов имени Героя Советского Союза М.А.Федотова» (далее также Предприятие), согласно п. 1.4. Устава (ред. от 18.03.2021) имеет местонахождение по адресу: ***

Учредителем Предприятия является городской округ (п. 1.5. Устава).

В соответствии с п. 2.1. Устава Предприятие образовано для реализации полномочий органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 16 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации» для выполнения работ по внешнему и внутриквартальному благоустройству территории городского округа, осуществлению дорожной деятельности в границах городского округа, находящихся в собственности городского округа, и обеспечению безопасности дорожного движения на них, преобладающая или значительная часть которых предназначена для обеспечения нужд городского округа в целях решения социальных задач.

Достоверно определить границы территорий, на которых действуют хозяйствующие субъекты, на деятельность которых оказали или могли оказать негативное влияние поименованные выше Постановления и Соглашения Администрации города Южно-Сахалинска, невозможно, поскольку конкурентные процедуры по отбору поставщиков работ (услуг) по содержанию и (или) ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения и объектов внутриквартального благоустройства, расположенных на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» не проводились.

Границы территорий, на которые поставляется товар - территория городского округа «Город Южно-Сахалинск», так как субсидии выделялись МКП «Завод строительных материалов имени Героя Советского Союза М.А.Федотова» для финансового обеспечения затрат, связанных с содержанием автомобильных дорог общего пользования местного значения и объектов внутриквартального благоустройства, расположенных на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск».

С учетом вышеизложенного, географические границы товарного рынка работ (услуг) по содержанию и (или) ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения и объектов внутриквартального благоустройства определены административными границами МО Городской округ «Город Южно-Сахалинск» Сахалинской области.

VI. Оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие принятия акта и (или) осуществления действий (бездействия).

Часть 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции» содержит запрет на принятие федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными, осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации актов, и (или) осуществление действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Из материалов дела № 065/01/15-655/2021 следует, что нарушающие статью 15 Закона «О защите конкуренции» действия Администрации города Южно-Сахалинска выразились в принятии Постановления от 09.04.2021 № 1043-па «Об утверждении Порядка предоставления субсидии из бюджета городского округа «Город Южно-Сахалинск» муниципальному казенному предприятию «Завод строительных материалов имени Героя Советского Союза М.А.Федотова» на возмещение затрат по содержанию и (или) ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа «Город Южно-Сахалинск», Постановления от 08.04.2021 № 1017-па «Об утверждении Порядка предоставления субсидии из бюджета городского округа «Город Южно-Сахалинск» муниципальному казенному предприятию «Завод строительных материалов имени Героя Советского Союза М.А.Федотова» на финансовое обеспечение затрат по содержанию и (или) ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения и объектов внутриквартального благоустройства, расположенных на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», а также Соглашений от 27.04.2021 № 1 «О предоставлении субсидии на финансовое обеспечение затрат по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» и № 2 «О предоставлении субсидии на финансовое обеспечение затрат по содержанию объектов внутриквартального благоустройства, расположенных на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», устанавливающих конкретного получателя субсидий из бюджета городского округа «Город Южно-Сахалинск» - МКП «Завод строительных материалов имени Героя Советского Союза М.А.Федотова», тем самым ограничивая доступ на рынок работ (услуг) по содержанию и (или) ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения и объектов внутриквартального благоустройства, расположенных на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в указанной сфере.

Указанные действия Администрации города Южно-Сахалинска привели к ограничению доступа хозяйствующих субъектов на рынок работ (услуг) по содержанию и (или) ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения и объектов внутриквартального благоустройства, расположенных на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», ограничению конкуренции на указанном рынке, так как не была обеспечена честная и открытая конкуренция в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации.

 

Общие выводы:

По результатам проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке работ (услуг) по содержанию и (или) ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения и объектов внутриквартального благоустройства, расположенных на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», установлено следующее.

1. Временной интервал исследования определен периодом с 08.04.2021 г. по 20.10.2021 г.

2. Продуктовые границы товарного рынка: работы (услуги) по содержанию и (или) ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения и объектов внутриквартального благоустройства, расположенных на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск».

3. Географические границы товарного рынка: административные границы МО Городской округ «Город Южно-Сахалинск» Сахалинской области.

4. Оценка изменения состояния конкуренции на товарном рынке вследствие принятия акта и (или) осуществления действий (бездействия):

Нарушающие статью 15 Закона «О защите конкуренции» действия Администрации города Южно-Сахалинска выразились в принятии Постановления от 09.04.2021 № 1043-па, Постановления от 08.04.2021 № 1017-па, а также Соглашений от 27.04.2021 № 1 и № 2, устанавливающих конкретного получателя субсидий из бюджета городского округа «Город Южно-Сахалинск» - МКП «Завод строительных материалов имени Героя Советского Союза М.А.Федотова», тем самым ограничивая доступ на рынок работ (услуг) по содержанию и (или) ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения и объектов внутриквартального благоустройства, расположенных на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в указанной сфере.

Указанные действия Администрации города Южно-Сахалинска привели к ограничению доступа хозяйствующих субъектов на рынок работ (услуг) по содержанию и (или) ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения и объектов внутриквартального благоустройства, расположенных на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», ограничению конкуренции на указанном рынке, так как не была обеспечена честная и открытая конкуренция в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации.

Начальник ОТР ***

17.01.2022 г.

Связанные организации

Связанные организации не указаны