Заключение б/н Заключение об обстоятельствах дела от 31 августа 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области

 

почтовый адрес: пр. Победы, 24,

г. Южно-Сахалинск, 693007

юридический адрес: пр. Победы, 24,

г. Южно-Сахалинск, 693007

 тел. (4242) 46-55-66, 46-55-69, факс (4242) 46-55-67

e-mail: to65@fas.gov.ru

 

____________  №  ____________

 

На №  _______  от  ___________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

об обстоятельствах дела № 065/01/15-130/2021

 

31 августа 2022 года                                                              город Южно-Сахалинск                                                                 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:     

 

 

Члены Комиссии:                

- X.X. XXXXXX – заместитель руководителя управления,

 

- X.X. XXXXXX –  начальник отдела контроля органов власти, антимонопольного контроля и рекламы

 

- X.X. XXXXXX – главный государственный инспектор отдела контроля органов власти, антимонопольного контроля и рекламы,

 

 

 

рассмотрев дело № 065/01/15-130/2021 по признакам нарушения
администрацией города Южно-Сахалинска (ОГРН: 1026500538129, адрес: ул. Ленина 173, г. Южно-Сахалинск, Сахалинская область, 693000) пунктов 2, 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступило заявление Ассоциации «Сахалинстрой»
(вх. № 3636 от 30.09.2020 г.) о возможных признаках нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее –Закон о защите конкуренции)  по факту принятия администрацией г. Южно-Сахалинска постановления от 26.02.2020 № 616-па "Об утверждении Порядка предоставления субсидий некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность по предоставлению услуг в сфере архитектурной деятельности и в области благоустройства территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" (вместе с "Положением о конкурсной комиссии по рассмотрению заявок на предоставление субсидий некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность по предоставлению услуг в сфере архитектурной деятельности и в области благоустройства территории городского округа "Город Южно-Сахалинск") (далее – постановление № 616-па).

В результате рассмотрения заявления Управление пришло к выводу о наличии в данном постановлении № 616-па   положений, указывающих на признаки нарушения пунктов 2, 8 части 1 Закона о защите конкуренции, выраженных в установлении определенной категории получателей субсидии.

Так, согласно п. 1.4 постановления категорию получателей субсидии составляют заявители - юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, осуществляющие деятельность по предоставлению услуг в сфере архитектурной деятельности и в области благоустройства территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" (далее - НКО), соответствующие одновременно следующим критериям:

-  не являются государственными (муниципальными) учреждениями, государственными корпорациями (компаниями) и публично-правовыми компаниями;

-   зарегистрированы на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

-     осуществляют уставную деятельность на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск».

Согласно части 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона, лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, выдается предупреждение.

Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

На основании ст. 39.1 Закона о защите конкуренции Управлением в адрес администрации г. Южно-Сахалинска было выдано предупреждение от 30.12.2020 г.

№ 08-8417 о необходимости исключения из Постановления (п.1.4) положений, ограничивающих потенциальных получателей субсидии кругом лиц, принадлежащих к категории некоммерческих юридических лиц, зарегистрированных и осуществляющих деятельность на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», в течение 30 календарных дней со дня поступления предупреждения.

Администрация письмом вх. №  531 от 19.02.2021 г.  представила в Управление сведения о том, что на момент вынесения предупреждения признаки нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции отсутствовали в связи с внесенными в постановление № 616 изменениями (редакция постановления администрации города Южно-Сахалинска от  21.12.2020 г. № 3882-па; выпуск газеты «Южно-Сахалинск сегодня» от 24.12.2020 № 77).  К письму была приложена редакция постановления от 16.02.2021 г., согласно которой п. 1.4 был изложен в следующей редакции: категорию получателей субсидии составляют заявители - юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, осуществляющие деятельность по предоставлению услуг в сфере архитектурной деятельности и в области благоустройства территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" (далее - НКО), соответствующие одновременно следующим критериям:

- не являются государственными (муниципальными) учреждениями, государственными корпорациями (компаниями) и публично-правовыми компаниями;

- зарегистрированы на территории Сахалинской области.

На основании изложенного Управление пришло к выводу о том, что признаки нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в ограничении потенциальных получателей субсидии кругом лиц, принадлежащих к категории некоммерческих юридических лиц, зарегистрированных на территории Сахалинской области, устранены не были.

Согласно ч. 8 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Приказом Сахалинского от 26.02.2021 № 26 в отношении администрации
г. Южно-Сахалинска было возбуждено дело № 065/01/15-130/2021 по признакам нарушения пунктов 2, 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Из материалов дела Комиссия установила следующее.

АНО «ЦРГС «Наш город» была создана на основании решения Городской Думы г. Южно- Сахалинска от 25.01.2017 № 690/36-17-5, зарегистрирована в качестве юридического лица 10.03.2017 за ОГРН 1176500000093. Согласно Уставу организации, ее учредителем является городской округ «Город Южно-Сахалинск» в лице администрации города Южно-Сахалинска. Функции и полномочия учредителя организации от имени администрации города Южно-Сахалинска осуществляются Департаментом архитектуры и градостроительства города Южно-Сахалинска.
В соответствии с пунктом 2.1 Устава, основной целью создания АНО «ЦРГС «Наш город», является оказание услуг по созданию благоприятной среды проживания и жизнедеятельности населения. Предметом деятельности АНО «ЦРГС «Наш город», является предоставление содействия в сфере архитектурной деятельности и области благоустройства территорий для создания комфортной городской среды. В силу пункта 2.2 Устава, для достижения уставных целей, Организация осуществляет деятельность по следующим направлениям: - оказание услуг, связанных с архитектурной деятельностью, в целях создания комфортной городской среды; - реализация мероприятий, направленных на благоустройство территории; - информационное сопровождение реализации мероприятий, программ по развитию и благоустройству городской среды на территории городского округа «Город ЮжноСахалинск», в том числе ведение интернет-сайта по развитию и благоустройству городской среды городского округа «Город Южно-Сахалинск»; - предпроектное обследование территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», 5 подлежащей развитию и благоустройству, общественного мнения жителей по вопросам развития и формирования комфортной городской среды, формирование первичных концепций; - разработка детальных концепций, дизайн-проектов, технических заданий и иной документации, необходимой для проведения процедур по выбору организаций на разработку проектно-сметной документации и выполнение работ по благоустройству территории; - осуществление авторского надзора за соблюдением разработанных Организацией концепций развития и благоустройства городской среды, дизайн-проектов, при проведении работ по разработке проектно-сметной документации и выполнении работ по благоустройству территорий; - организация и проведение тематических семинаров, форумов, конкурсов, конференций, круглых столов, тематических фестивалей, выставок и других аналогичных мероприятий, направленных на достижение цели Организации. Согласно пунктам 9.2, 9.3 Устава АНО «ЦРГС «Наш город», источниками формирования имущества Организации в денежной и иных формах, являются, в том числе поступления от Учредителя; добровольные имущественные взносы и пожертвования.

На основании постановления № 616 –па по результатам конкурсного отбора АНО «ЦРГС «Наш город» было предоставлено финансирование в форме субсидии из бюджета городского округа «Город Южно-Сахалинск».

Согласно п. 1.7 постановления № 616 – па субсидия предоставляется НКО в целях финансового обеспечения затрат, связанных с осуществлением деятельности по предоставлению услуг в сфере архитектурной деятельности и в области благоустройства территории городского округа "Город Южно-Сахалинск", и направляется на создание и реализацию проектов в области благоустройства территории городского округа "Город Южно-Сахалинск", включая озеленение улиц, озелененных территорий общего пользования городского округа "Город Южно-Сахалинск", а также проектов размещения малых архитектурных форм и скульптурных композиций.

 

Анализ пункта 1.7 Порядка предоставления субсидии из бюджета Городского округа «Город Южно-Сахалинск, утвержденного постановлением Администрации города Южно-Сахалинска от 26.02.2020 № 616-па, показывает, что выделяемая субсидия покрывает расходы Организации, связанные с оказанием услуг, необходимых для решения вопросов, относящихся к ведению муниципального образования, в частности оказания услуг, связанных с архитектурной деятельностью, в целях создания комфортной городской среды, а также организации благоустройства территории соответствующего муниципального образования.

Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации благоустройством территории является деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, содержанию территорий населенных пунктов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, 4 прилегающих территорий. В силу пункта 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) утверждение правил благоустройства территории, организация благоустройства территории муниципального образования в соответствии с указанными правилами, относится к вопросам местного значения. Исходя из толкования положений Закона № 131-ФЗ, а также Устава АНО «ЦРГС Наш город», отдельные направления деятельности данной организации напрямую связаны с благоустройством территории г. Южно-Сахалинска, то есть решением вопросов местного значения.

Расходование бюджетных средств в целях приобретения товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд осуществляется в специальном порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», путем проведения конкурентных процедур.

Частью 1 статьи 8 Закона № 44 закреплено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Также указанной нормой предусматривается возможность любого заинтересованного лица стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок.

Вопреки принципу обеспечения равных возможностей для всех заинтересованных лиц на участие в предоставлении услуг, финансируемых из средств соответствующего бюджета, постановлением № 616 была установлена категория получателей субсидии - юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, осуществляющими деятельность по предоставлению услуг в сфере архитектурной  деятельности и в области благоустройства территории городского округа  «Город Южно-Сахалинск», зарегистрированные на территории г. Южно-Сахалинска (согласно редакции постановления № 616-па от 21.12.2020 г., зарегистрированные на территории Сахалинской области).

Согласно протоколу заседания конкурсной комиссии по рассмотрению заявок на предоставление субсидий некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность по предоставлению услуг в сфере архитектурной деятельности и в области благоустройства территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» заявка автономной некоммерческой организации «Центр развития городской среды «Наш город» на получение субсидии в соответствии  с постановлением № 616 явилась единственной. Решением конкурсной комиссии заявитель конкурса был признан победителем на получение субсидии в размере 20 333 022, 00 рублей.

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам (пункт 2 части 1 статьи 15 Закона; создание дискриминационных условий (пункт 8 части 1 статьи 15 Закона).

Согласно пункту 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Установив категории получателей субсидии, администрация создала условия для получения необоснованного преимущества осуществления деятельности отдельными хозяйствующими субъектами определенной организационно-правовой формы, то есть нарушила пункт 8 части статьи 15 Закона о защите конкуренции – запрет на создание дискриминационных условий.

Установив иной порядок расходования бюджетных средств на нужды муниципального образования, не учитывающий проведение закупочных процедур в соответствии с Законом о контрактной системе, администрация нарушила пункт 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции – запрет на необоснованные препятствования осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Согласно части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

Анализ проведен в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 года № 220 и зарегистрированным в Минюсте РФ 02.08.2010 года № 18026.          

В целях анализа состояния конкуренции на товарном рынке в качестве исходной информации использованы материалы дела №  065/01/15-130/2021.

По результатам проведения анализа состояния конкуренции по делу
№ 065/01/15-130/2021, установлено следующее.

         1. Временной интервал исследования определен периодом с 26.02.2020г. по 26.02.2021 г.

         2. Продуктовые границы товарного рынка: работы по озеленению городской территории Южно-Сахалинска, созданию условий для велосипедного движения, благоустройству круговых развязок автомобильных дорог, благоустройству пешеходных переходов.

         3. Географические границы товарного рынка: административные границы МО Городской округ «Город Южно-Сахалинск» Сахалинской области.

         4. Оценка изменения состояния конкуренции на товарном рынке вследствие принятия акта и (или) осуществления действий (бездействия):

 Нарушающие статью 15 Закона «О защите конкуренции» действия Администрации города Южно-Сахалинска выразились в принятии Постановления «Об утверждении Порядка предоставления субсидий некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность по предоставлению услуг в сфере архитектурной деятельности и в области благоустройства территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», устанавливающего ограничивающую конкуренцию категорию получателей субсидии, осуществляющих деятельность в указанной сфере.

Указанные действия администрации города Южно-Сахалинска привели к ограничению доступа хозяйствующих субъектов на рынок работ по озеленению городской территории Южно-Сахалинска, созданию  условий для велосипедного движения, благоустройству круговых развязок автомобильных дорог,  благоустройству пешеходных переходов, ограничив конкуренцию на указанном рынке, так как не была обеспечена честная и открытая конкуренция в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации.

Довод администрации г. Южно-Сахалинска о том, что право предоставления субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, государственными корпорациями (компаниями) и публично-правовыми компаниями, установлено пунктом 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и осуществляется в предусмотренном бюджетным законодательством порядке подлежит отклонению ввиду следующего.

Письмом ФАС России от 04.07.2018 г. № ИА/50876/18 даны разъяснения по вопросу соответствия требованиям антимонопольного законодательства действий органов власти при создании некоммерческих организаций и предоставлении им субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В указанном письме ФАС России отметила, что соответствие действий органов власти положениям статьи 69.1 и 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации не свидетельствует о правомерности таких действий с точки зрения соблюдения антимонопольных запретов, установленных Законом о защите конкуренции. Следует учитывать, что оценка вопроса о правомерности финансирования некоммерческих организаций в форме субсидии не может быть осуществлена исключительно в рамках бюджетного законодательства без ее соответствующей взаимосвязи с Законом о защите конкуренции и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими указанные вопросы (Закон о некоммерческих организациях, Закон о контрактной системе).

Частью 1 статьи 8 Закона № 44 закреплено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Также указанной нормой предусматривается возможность любого заинтересованного лица стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок.

Необеспечение конкурентных процедур со стороны органов власти приводит к ограничению доступа всех возможных лиц, претендующих на выполнение работ или оказание услуг, к участию в размещении заказа.

Иное понимание совокупности положений указанных выше законодательных актов может привести к тому, что органы власти по своему усмотрению будут способны принимать решения о создании нового хозяйствующего субъекта, обеспеченного гарантированным рынком сбыта своих услуг, обладающего правом на осуществление деятельности, приносящей доход на товарном рынке, на котором соответствующий орган власти выступает заказчиком товаров, работ, услуг в целях решения вопросов местного значения.

На основании вышеизложенного Комиссия приходит к  выводу о нарушении администрацией г. Южно-Сахалинска пунктов 2, 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

        

Председатель Комиссии

 

 

                 X.X. XXXXXX

 

 

 

 

 

 

Члены Комиссии:

 

 

                 X.X. XXXXXX

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 X.X. XXXXXX

 

   

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны