Заключение б/н Заключение от 19 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заключение

 

об обстоятельствах дела № 065/01/10-198/2021

 

19 июля 2021 года                                                                  город Южно-Сахалинск                                                                    

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:     

 

 

Члены Комиссии:                

- X.X. XXXXXX – врио руководителя управления,

 

- X.X. XXXXXX  – главный государственный инспектор отдела контроля органов власти, антимонопольного контроля и рекламы,

 

- X.X. XXXXXX –  старший государственный инспектор отдела контроля органов власти, антимонопольного контроля и рекламы,

 

 

рассмотрев дело № 065/01/10-198/2021 по признакам нарушения ООО «Трансбункер-Холмск» (ОГРН: 1056504200290, ИНН: 6509015787, КПП: 650901001, адрес: переулок Маячный, дом 5, г. Холмск, район Холмский, Сахалинская область, 694620) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области  поступило обращение ООО «Хабаровская топливная компания» (далее – заявитель) о нарушении ПАО «ХМТП» Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при оказании услуг в морском порту Холмск (вх. № 482 от 17.02.2021 г.).

В результате рассмотрении заявлении  установлено следующее.

ООО «Хабаровская топливная  компания» осуществляет регулярные поставки нефтепродуктов морским транспортом в Сахалинскую область через морской порт Холмск для нужд региона.

В целях оказания услуг по перевалке и складскому хранению грузов между ООО «Хабаровская топливная компания» (Заказчик)  и ООО «Трансбункер-Холмск» (Исполнитель) заключен договор № 16/2019 от 01.04.2019 г.

Согласно пункту 1.1 договора его предметом являются комплексные услуги, оказываемые Исполнителем, по перевалке нефтепродуктов, которые включают в себя прием нефтепродуктов Заказчика на нефтебазы Исполнителя, накопление (с обеспечением сохранности) и хранением нефтепродуктов в резервуарах Исполнителя, отгрузку нефтепродуктов на транспорт.  Прием нефтепродуктов с морских танкеров Заказчика производится с  причала № 6 Холмского морского торгового порта.

Причал № 6  находится в распоряжении  Исполнителя на основании договора от 25.07.2012 г. субаренды Причала № 6, входящего в Объект недвижимости «Комплекс перегрузочный морского торгового порта», заключенного с ОАО «ХМТП» (ИНН 6509001181). Целевое назначение объекта: осуществление операций с грузами, в том числе погрузочно-разгрузочные работы, стоянка и обслуживание судов.

На основании пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ
"О естественных монополиях" услуги в портах относятся к сферам деятельности субъектов естественных монополий.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона о естественных монополиях для регулирования и государственного контроля (надзора) за деятельностью субъектов естественных монополий образуются федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий (далее - органы регулирования естественных монополий) в порядке, установленном для федеральных органов исполнительной власти.

Согласно статьи 6 Закона о естественных монополиях одним из методов регулирования деятельности субъектов естественных монополий является ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.

Перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются Правительством Российской Федерации (абз. 3 статьи 6 Закона о естественных монополиях).

До 12.01.2020 года цены на услуги по погрузке и выгрузке (перевалке) грузов, хранению грузов  подлежали государственному регулированию на основании Постановления № 293.

Постановлением Правительства РФ от 27.12.2019 № 1923 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, касающиеся государственного регулирования цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в портах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей» погрузка, выгрузка, хранение грузов исключены из перечня услуг субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством.

Приказом ФАС России от 13.07.2020 № 643/20 утвержден перечень морских портов, в отношении которых в установленном порядке выявлено отсутствие конкуренции на рынке услуг, связанных с предоставлением причалов, погрузкой, выгрузкой, хранением грузов, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (зарегистрирован Минюстом России 07.09.2020, регистрационный № 59676), с 18.09.2020 года органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации - Региональной энергетической комиссии Сахалинской области предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239, на территории морского порта Холмск, расположенного в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в отношении услуг, связанных с предоставлением причалов, погрузкой, выгрузкой, хранением грузов.

Таким образом, в период с 12.01.2020 г. по 18.09.2020 г. субъекты естественной монополии, осуществляющие хозяйственную деятельность на рынке услуг по  погрузке и выгрузке грузов, предоставлению причалов, хранению грузов в морском порту Холмск, вправе были самостоятельно устанавливать цены на услуги, с учетом запретов, указанных в статье 10 Закона «О защите конкуренции». После истечения указанной даты стоимость услуг субъектов естественной монополии, связанных с предоставлением причалов, погрузкой, выгрузкой, хранением грузов в морском порту Холмск устанавливается Региональной энергетической комиссией Сахалинской области.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ
 "О защите конкуренции"
запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).

Согласно части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

Анализ проведен в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 года № 220 и зарегистрированным в Минюсте РФ 02.08.2010 года № 18026.

В целях анализа состояния конкуренции на товарном рынке в качестве исходной информации использованы материалы дела №  065/01/10-198/2021.

По результатам проведения анализа состояния конкуренции на рынке услуг по перевалке (погрузке и выгрузке) грузов, хранению грузов, оказываемых ООО «Трансбункер-Холмск» в морском порту Холмск:

1. Временной интервал исследования определен периодом с 19.04.2019 г. по 18.03.2021 г.

2. Продуктовые границы товарного рынка: услуги по перевалке (погрузке и выгрузке) грузов, хранению грузов, оказываемые ООО «Трансбункер-Холмск» в морском порту Холмск.

3. Географические границы товарного рынка: границы морского порта Холмск.

4. Хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение:  В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» доминирующим признается положение ООО «Трансбункер-Холмск» - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Пунктом 5.1 договора  № 16/2019 от 01.04.2019 г установлено, что стоимость услуг, указанных в пункте 1.1 договора определяется по ставкам тарифа, согласованным сторонами в Приложении № 1 (п.5.1.1. договора),  и ставкой перевозки 1 литра топлива автотранспортом Исполнителя, утвержденной сторонами в Приложении № 2 договора.

Дополнительным соглашением от 21.12.2020 г. к договору № 16/2019 от 01.04.2019 г. указанный порядок определения стоимости услуг оставлен без изменения. В орган регулирования естественных монополий за установлением тарифа ООО «Трансбункер-Холмск» не обращалось.

Позднее ООО «Трансбункер-Холмск» обратилось в РЭК Сахалинской области за установлением тарифа на перевалку грузов в морском порту Холмск письмом
№ 174 от 14.07.2021 г.

Таким образом, с началом действия (18.09.2020 г.) приказа ФАС России от 13.07.2020 действия ООО «Трансбункер-Холмск по оказанию услуг по перевалке нефтепродуктов и складскому хранению на основании договора № 16/2019 от 01.04.2019 г., по цене, установленной без обращения в орган регулирования естественных монополий содержат  признаки нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

 

 

Председатель Комиссии

 

 

       X.X. XXXXXX

 

 

 

 

Члены Комиссии:

 

 

       X.X. XXXXXX

 

 

 

 

 

 

 

               X.X. XXXXXX

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны