Аналитический отчет б/н без аннотации от 14 февраля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

федеральная антимонопольная служба

Управление по САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

г. Южно-Сахалинск, пр. Победы, 24 тел. (4242) 46-55-66

КРАТКИЙ ОТЧЕТ (ОБЗОР)

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНАЛИЗА СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНЦИИ РЫНКЕ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЛОЦМАНСКОЙ ПРОВОДКИ СУДОВ В МОРСКОМ ТЕРМИНАЛЕ СЕВЕРО-КУРИЛЬСК МОРСКОГО ПОРТА НЕВЕЛЬСК ПО ДЕЛУ № 08-01/2019

г. Южно-Сахалинск

2019 год

I. Общие положения.

Настоящий краткий отчет (обзор) составлен по результатам анализа состояния конкуренции на рынке оказания услуг по обеспечению лоцманской проводки судов в морском терминале Северо-Курильск морского порта Невельск, проведенного в рамках рассмотрения дела № 08-01/2019, возбужденного в отношении Федерального государственного унитарного предприятия «Росморпорт» (ИНН 7702352454), по признакам нарушения п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон «О защите конкуренции»).

Целью анализа являлось определение положения Федерального государственного унитарного предприятия «Росморпорт» (далее – ФГУП «Росморпорт») на рынке оказания услуг по обеспечению лоцманской проводки судов в морском порту.

В соответствии с ч. 5.1 ст. 45 Закона «О защите конкуренции» анализ состояния конкуренции проведен в объеме, необходимом для принятия решения по делу № 08-01/2019.

В соответствии с п. 1.3. раздела I «Общие положения» Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 г. № 220, по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 10 Закона «О защите конкуренции» субъектом естественной монополии на рынке, функционирующем в условиях естественной монополии, анализ состояния конкуренции на товарном рынке проводится в объеме, установленном пунктом 1.3. вышеуказанного Порядка, который включает следующие этапы:

- определение временного интервала исследования;

- определение продуктовых границ товарного рынка, которое производится согласно сферам деятельности субъектов естественных монополий, указанных в пункте 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях»;

- определение географических границ товарного рынка.

Анализ состояния конкуренции осуществлен в соответствии со следующими нормативными актами:

- Законом «О защите конкуренции;

- Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденный Приказом ФАС России от 28.04.2010г. № 220 (далее – Порядок № 220);

- Федеральным законом от 17.08.1995г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон № 147-ФЗ);

- Федеральным законом от 08.11.2007г. № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о морских портах);

- Постановлением Правительства РФ от 23.04.2008 г. № 293 «О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей» (далее – Постановление № 293);

- Распоряжением Правительства РФ от 23.04.2010 № 640-р «Об установлении границ морского порта Невельск (Сахалинская область)» (далее - Распоряжение № 640-р);

- Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденный Приказом ФАС России от 25.05.2012г. № 345;

- иными нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность в морских портах.

В целях анализа состояния конкуренции в качестве исходной информации использованы материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства № 08-01/2019.

II. Определение временного интервала исследования.

В соответствии с пунктом 2.1. Порядка № 220 временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка.

Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ, ФГУП «Росморпорт» зарегистрировано 15.05.2003 г.

Дело № 08-01/2019 возбуждено по результатам рассмотрения заявления Администрации Северо-Курильского городского округа на действия ФГУП «Росморпорт» при оказании в Северо-Курильском терминале морского порта Невельск услуг по обеспечению лоцманской проводки судов, датированного 07.11.2018 г.

Из материалов дела следует, что ставки лоцманского сбора за услуги по обеспечению лоцманской проводки судов, оказываемые ФГУП «Росморпорт» в морских портах, в том числе, в морском порту Невельск, установлены Приказом ФГУП «Росморпорт» от 05.09.2017 № 357 «Об утверждении ставок лоцманского сбора за услуги по обеспечению лоцманской проводки судов, оказываемые ФГУП «Росморпорт» в морских портах Александровск-Сахалинский, Корсаков, Москальво, Невельск, Поронайск, Холмск, Шахтерск» (далее – Приказ № 357).

По результатам рассмотрения вышеуказанного заявления, поступившего из Сахалинской транспортной прокуратуры, на основании Приказа Сахалинского УФАС России от 09.01.2019 № 01 возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ФГУП «Росморпорт», и создана комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 08-01/2019.

С учетом изложенного временной интервал настоящего исследования определен периодом с 07.11.2017 г. (дата издания Приказа № 357) по 09.01.2019 г. включительно (дата Приказа Сахалинского УФАС России № 01 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 08-01/2019).

Таким образом, временной интервал исследования определен периодом не менее, чем один год, а именно с 07.11.2017 г. по 09.01.2019 г.

Временной интервал исследования включает в себя период предполагаемого нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с п. 2.4. Порядка № 220 все характеристики товарного рынка определялись в пределах одного установленного временного интервала.

III. Определение продуктовых границ товарного рынка.

В рамках рассмотрения дела № 08-01/2019 признаки нарушения антимонопольного законодательства выявлены в действиях ФГУП «Росморпорт».

Согласно материалам дела ФГУП «Росморпорт» оказывает услуги по обеспечению лоцманской проводки судов в морском терминале Северо-Курильск морского порта Невельск.

Постановлением № 293 (ред. от 29.06.2018) утвержден перечень услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством. В состав перечня входят следующие услуги:

1. Обеспечение безопасности мореплавания и порядка в порту

2. Обеспечение прохода судов по подходным каналам

3. Обеспечение лоцманской проводки судов

4. Ледокольное обеспечение круглогодичной навигации

5. Предоставление судам маячных сооружений и оборудования, створных знаков

6. Предоставление судам акватории, рейдов, якорных стоянок и услуги систем управления движением судов в порту и на подходах к нему

7. Предоставление причалов

8. Обеспечение экологической безопасности в порту

9. Погрузка и выгрузка грузов

10. Хранение грузов

11. Услуги буксиров

12. Обслуживание судов на железнодорожно-паромных переправах

13. Обслуживание пассажиров

14. Обеспечение транспортной безопасности акватории морского порта

Таким образом, в силу Приказа № 293, услуги по обеспечению лоцманской проводки судов в морских портах, входят в перечень услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены (тарифы, сборы) на которые подлежат государственному регулированию.

Ставки лоцманского сбора за услугу по обеспечению лоцманской проводки судов в морском терминале Северо-Курильск морского порта Невельск установлена ФГУП «Росморпорт» самостоятельно на основании Приказа № 357, в связи с изданием ФАС России Приказа от 13.06.2017 № 781/17 «Об изменении регулирования деятельности лоцманских организаций в морских портах Российской Федерации» (далее – Приказ № 781/17), которым отменено ценовое регулирование услуг по обеспечению лоцманской проводки судов в отношении ряда хозяйствующих субъектов, в том числе в отношении ФГУП «Росморпорт».

Согласно Приказу № 357 лоцманский сбор не включает в себя плату за транспортные средства, используемые для доставки и снятия лоцмана с судна.

Вместе с тем, в соответствии с п. 5.2. Раздела V Приказа ФАС России от 10.03.2016 № 223/16 (ред. от 27.06.2016) «Об утверждении правил применения ставок портовых сборов в морских портах Российской Федерации» лоцманский сбор включает в себя плату за транспортные средства, используемые для доставки и снятия лоцмана с судна.

Отсюда следует, что Приказ № 357, изданный ФГУП «Росморпорт», не соответствует требованиям Приказа ФАС России № 223/16 от 10.03.2016 в части включения в состав лоцманского сбора платы за транспортные средства, используемые для доставки и снятия лоцмана с судна.

Статья 3 Закона № 147-ФЗ определяет, что субъектом естественных монополий признается хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В абзаце 5 п.1 ст. 4 Закона № 147-ФЗ определено, что услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Следовательно, ФГУП «Росморпорт» является субъектом естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, продуктовыми границами товарного рынка для целей настоящего анализа являются услуги по обеспечению лоцманской проводки судов в порту, оказываемые в сфере деятельности субъекта естественной монополии.

IV. Определение географических границ товарного рынка.

В соответствии с п. 4.1. Порядка № 220 процедура определения географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) включает:

- предварительное определение географических границ товарного рынка;

- выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями);

- определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

Согласно ч. 1 ст. 9 Закона о морских портах морские порты подлежат государственной регистрации в Реестре морских портов Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 Порядка ведения Реестра морских портов Российской Федерации, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 01.04.2009 № 51 ведение Реестра морских портов осуществляет Федеральное агентство морского и речного транспорта (далее – Росморречфлот).

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ под морским портом понимаются его территория и совокупность размещенных в границах этой территории объектов инфраструктуры морского порта, используемых для осуществления деятельности в целях торгового мореплавания, в том числе для оказания услуг.

В Законе о морских портах содержатся следующие понятия:

- границами морского порта являются границы его территории и акватории. Границы морского порта устанавливаются и изменяются Правительством Российской Федерации в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и Водным кодексом Российской Федерации (ст. 5).

- морской терминал – совокупность объектов инфраструктуры морского порта, технологически связанных между собой и предназначенных и (или) используемых для осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, обслуживания судов, иных транспортных средств и (или) обслуживания пассажиров (п. 7 ст. 4).

- территория морского порта - это земли, земельные участки, акватория морского порта, предназначенные для использования в указанных целях (ст. 5).

Границы морских портов Сахалинской области установлены Распоряжениями Правительства РФ, сведения о морских портах Сахалинской области в Реестр морских портов Российской Федерации внесены распоряжениями Росморречфлота.

В рамках рассмотрения дела № 08-01/2019 признаки нарушения антимонопольного законодательства выявлены на территории морского терминала Северо-Курильск морского порта Невельск.

Морской терминал Северо-Курильск расположен в Северо-Курильском заливе острова Парамушир, Второго Курильского пролива, соединяющего Охотское море и Тихий океан.

Границы морского порта Невельск установлены Распоряжением № 640 и Распоряжением Росморречфлота от 03.11.2010 № АД-306-р.

На сайте ФГБУ «Администрация морских портов Сахалина, Курил и Камчатки» http://ampskk.ru/upload/docs/nevelsk/nevelsk.pdf расположена карта-схема морского порта Невельск, где на участке № 2 обозначена территория морского терминала Северо-Курильск морского порта Невельск.

Таким образом, предварительно географические границы рынка определены административными границами морского терминала Северо-Курильск морского порта Невельск.

При определении географических границ товарного рынка принято во внимание расстояние между терминалами морского порта Невельск в целях наличия (отсутствия) возможности у покупателя замены терминала.

Сведения о расстоянии между терминалами морского порта Невельск отражены ниже в таблице.

Между портом и терминалами порта:

Невельск – Северо-Курильск

740 миль

1370,5 км.

Невельск – Курильск

312 миль

577,8 км.

Невельск – Южно-Курильск

334 миль

618,6 км.

Невельск – Крабозаводск

320 миль

592,6 км.

Невельск – Малокурильск

322 мили

596,3 км.

Между терминалами:

Южно-Курильск – Крабозаводск

40 мили

74,1 км.

Южно-Курильск – Малокурильск

45 мили

83,3 км.

Южно-Курильск – Курильск

120 мили

222,2 км.

Крабозаводск – Курильск

160 миль

296,3 км.

Курильск – Северо-Курильск

512 мили

948,2 км.

Малокурильск – Курильск

165 миль

305,6 км.

Исходя из данных, представленных в таблице, следует, что иные терминалы морского порта Невельск расположены на других островах Сахалинской области, на значительном расстоянии от терминала Северо-Курильск. Кроме того, на острове Парамушир морской терминал Северо-Курильск является единственным.

Следовательно, возможность замены терминала Северо-Курильск морского порта Невельск на иной терминал отсутствует.

В соответствии с п. 4.7. Порядка № 220 в сфере услуг субъектов естественных монополий географические границы товарных рынков определяются с учетом особенностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предоставления этих услуг на соответствующих товарных рынках, в том числе на основании одного или нескольких критериев:

- административно-территориального критерия (территория Российской Федерации, территория федерального округа Российской Федерации, территория экономических районов Российской Федерации, территория субъекта Российской Федерации, территория (района, города, пгт, иное) субъекта Российской Федерации);

- организационного критерия (территория деятельности хозяйствующего субъекта, территория деятельности филиала хозяйствующего субъекта);

- технологического критерия (наличие и расположение технологической инфраструктуры (сетей), включая доступ к инфраструктуре и ее использованию (подключение к сетям).

Из материалов дела № 08-01/2019 следует, что ФГУП «Росморпорт» оказывает услуги по обеспечению лоцманской проводки судов в морском терминале Северо-Курильск морского порта Невельск.

В связи с этим определение географических границ товарного рынка производилось с учетом особенностей предоставления услуг, а именно организационного критерия (территория деятельности хозяйствующего субъекта).

Принимая во внимание вышеизложенное, географические границы товарного рынка услуг по обеспечению лоцманской проводки судов определены границами морского терминала Северо-Курильск морского порта Невельск.

ВЫВОД:

По результатам проведения анализа состояния конкуренции на рынке оказания услуг по предоставлению причалов на территории морского терминала Северо-Курильск морского порта Невельск по делу № 08-01/2019, возбужденному в отношении ФГУП «Росморпорт» по признакам нарушения п. 10 ч.1 ст.10 Закона «О защите конкуренции», установлено следующее.

1. Временной интервал исследования определен периодом с 07.11.2017 г. по 09.01.2019 г.

2. Продуктовые границы товарного рынка: услуги по обеспечению лоцманской проводки судов в порту, оказываемые в сфере деятельности субъекта естественной монополии.

3. Географические границы товарного рынка: границы морского терминала Северо-Курильск морского порта Невельск.

4. Хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение: В соответствии с ч. 5 ст. 5 Закона «О защите конкуренции» доминирующим признается положение ФГУП «Росморпорт» - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Начальник отдела анализа товарных,

финансовых рынков и экономической

концентрации ***

14.03.2019

Связанные организации

Связанные организации не указаны