Аналитический отчет б/н без аннотации от 14 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

федеральная антимонопольная служба

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

г. Южно-Сахалинск, пр. Победы, 24 тел. (4242) 46-55-66

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНАЛИЗА СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ УСЛУГ ПО НЕСЕНИЮ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К ЛИКВИДАЦИИ РАЗЛИВОВ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ В МОРСКОМ ПОРТУ ХОЛМСК ЗА ПЕРИОД 2020 ГОД – 1 КВАРТАЛ 2021 ГОДА

г. Южно-Сахалинск

2021

  1. Общие положения.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее – Сахалинское УФАС России, Управление) в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным Приказом от 25 мая 2012г. № 339, осуществляет государственный контроль по заявлению ООО «Трансбункер-Холмск» (далее – Заявитель) на действия ФГБУ «Морспасслужба» в лице Сахалинского филиала (далее – Учреждение) по установлению монопольно высокой цены на услуги по несению аварийно-спасательной готовности к ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в морском порту Холмск, перенаправленное ФАС России в адрес Управления (вход. от 12.03.2021г. № 752).

В соответствии с пунктами 3.35, 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом от 25 мая 2012г. № 339, Управлением проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг по несению аварийно-спасательной готовности к ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в морском порту Холмск (далее – Анализ) в связи с наличием в действиях ФГБУ «Морспасслужба» в лице Сахалинского филиала признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных п.6 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Анализ проведен в соответствии со следующими нормативными документами:

  1. Федеральным законом от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ);
  2. Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным Приказом от 25 мая 2012г. № 339 (далее – Регламент № 339);
  3. Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденным Приказом от 25 мая 2012г. № 345 (далее – Регламент № 345);
  4. Федеральным законом от 21.07.1997г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон № 116-ФЗ),
  5. Федеральным законом от 22.08.1995г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (далее – Закон № 151-ФЗ),
  6. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2020г. № 2366 «Об организации предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (далее – ПП РФ № 2366),
  7. Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011г. № 1091 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя» (далее – ПП РФ № 1091),
  8. Приказом МЧС России от 12.03.2018 № 99 «Об утверждении Порядка регистрации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований» (далее – Приказ № 99).
  9. Приказом МЧС России от 20.02.2013г. № 102 «Об утверждении Положения о постоянно действующих комиссиях по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя» (далее – Приказ № 102),
  10. Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010г. № 220 (далее – Порядок № 220).

Целью проведения Анализа является установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта, в отношении которого подано заявление, указывающее на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с п.1.3 Порядка № 220 проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка;

в) определение географических границ товарного рынка;

г) определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке в качестве продавцов и покупателей;

д) расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке;

е) определение уровня концентрации товарного рынка;

ж) определение барьеров входа на товарный рынок;

з) установление доминирующего положения (при его наличии) хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов), за исключением случая, предусмотренного в пункте 12.5 Порядка № 220;

и) оценка состояния конкуренции на товарном рынке;

к) составление аналитического отчета.

В качестве исходной информации для Анализа использованы:

  • документированные сведения, полученные от ФГБУ «Морспасслужба» в лице Сахалинского филиала;
  • документированные сведения, полученные от ООО «Трансбункер-Холмск»;
  • документированные сведения, полученные от МЧС России;
  • документированные сведения, полученные от ФГБУ «Администрация морских портов Сахалина, Курил и Камчатки»;
  • документированные сведения, полученные от хозяйствующих субъектов – ФГБУ «Морспасслужба» в лице Приморского филиала; ООО «Наяда»; Приморское территориальное подразделение Дальневосточного центра «ЭКОСПАС» - филиала АО «ЦАСЭО»; Сахалинский центр «ЭКОСПАС» - филиал АО «ЦАСЭО»; ООО «Экошельф»; ООО «Транснефть-Сервис»; АО «Роснефтефлот»;
  • сведения об аттестованных аварийно-спасательных службах и аварийно-спасательных формированиях, размещенные на официальном сайте МЧС России по адресу: https://www.mchs.gov.ru/deyatelnost/attestaciya-i-akkreditaciya/attestovannye-avariyno-spasatelnye-sluzhby-i-avariyno-spasatelnye-formirovaniya;
  • данные иных источников, предусмотренные Порядком № 220.

2. Временной интервал исследования товарного рынка.

В соответствии с частью 9 статьи 5 Закона № 135-ФЗ и пункта 2.1. Порядка № 220 временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год.

Учитывая, что исследование ограничивается изучением характеристик рынка услуг по несению аварийно-спасательной готовности к ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, сложившихся до момента проведения исследования, Анализ носит ретроспективный характер.

Целью проведения данного Анализа является установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта, в отношении которого подано заявление, указывающее на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства.

С учетом изложенного, для целей настоящего исследования, исходя из материалов заявления, временным интервалом исследования товарного рынка является период 2020 год – 1 квартал 2021 год.

Выбранный временной интервал включает в себя период предполагаемого совершения нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с п. 2.4. Порядка № 220 все характеристики товарного рынка определялись в пределах одного установленного временного интервала.

3. Продуктовые границы товарного рынка.

В соответствии с пунктом 3.1 Порядка № 220 процедура выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке, включает:

  • предварительное определение товара;
  • выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;
  • определение взаимозаменяемых товаров.

Пунктом 3.2 Порядка № 220 установлено, что определение продуктовых границ товарного рынка основывается на мнении покупателей (как физических, так и юридических лиц) о взаимозаменяемости товаров, составляющих одну товарную группу. Мнение покупателей определяется в результате сплошного или выборочного опроса покупателей или анализа предмета договоров, на основании которых осуществляется реализация товара.

Мнение покупателей может отличаться в зависимости от способа их участия в обороте товара (оптовый, мелкооптовый покупатель, покупатель единичного количества товара).

Группы покупателей различаются:

  • по способу и формам участия в обороте товара (в том числе оптовые приобретатели и розничные приобретатели);
  • по месту приобретения товара;
  • по предъявляемым к товару требованиям;
  • по особенностям поведения на товарном рынке;
  • по другим признакам.

При проведении аналитического исследования учитывался тот факт, что на товарном рынке услуг по несению аварийно-спасательной готовности к ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов по способу и формам участия в обороте товара, по месту приобретения товара, по предъявляемым к товару требованиям покупатели приобретают данный товар (работы, услуги) по месту эксплуатации опасных производственных объектов в целях соблюдения требований части 1 статьи 10 Закона № 116-ФЗ.

Учреждение в течение установленного временного интервала оказывало услуги по несению аварийно-спасательной готовности к ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов хозяйствующим субъектам, которые эксплуатировали опасные производственные объекты, на которых осуществлялась транспортировка горючих веществ – нефти и нефтепродуктов, т.е. жидкости, которая способна самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления (пп. «в» пункта 1 Приложения 1 Закона № 116-ФЗ).

То есть потребители услуги по несению аварийно-спасательной готовности к ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов относятся к одной группе.

  1. Предварительное определение товара

В соответствии с пунктом 3.4. Порядка № 220, предварительное определение товара может быть определено на основе:

а) условий договора, заключенного в отношении товара;

б) разрешений (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности,

в) нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность;

г) общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности;

д) товарных словарей или справочников товароведов;

е) заключений специалистов, имеющих специальные знания в соответствующей сфере;

ж) иного способа, позволяющего однозначно определить товар.

Условия договора, заключенного в отношении товара

По результатам рассмотрения заявления ООО «Трансбункер-Хомск» на действия ФГБУ «Морспасслужба» в лице Сахалинского филиала по установлению монопольно высокой цены на услуги по несению аварийно-спасательной готовности к ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в морском порту Холмск было выявлено 2 покупателя, с которыми в период предполагаемого нарушения антимонопольного законодательства были заключены договоры оказания услуг с Учреждением:

  1. ООО «Трансбункер-Холмск»
  2. СП ООО «Сахалин-Шельф-Сервис» 

Исходя из анализа договоров, заключенных между покупателями и ФГБУ «Морспасслужба» в лице Сахалинского филиала, представленными в адрес Сахалинского УФАС России, предметом договора является

либо предоставление Заказчику услуг по несению аварийно-спасательной готовности к локализации и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов в случае их возникновения, при работе Заказчика на акватории порта Холмск, силами аварийно-спасательного формирования (АСФ), находящегося под управлением Исполнителя,

либо предоставление Заказчику услуг по несению аварийно-спасательной готовности к локализации и последующей ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов в случае их возникновения в акватории или на причальном сооружении Заказчика, в период проведения им операций по сливу нефтепродуктов из танкеров в береговые хранилища или бункеровки судов из береговых хранилищ через приемное устройство на причале Заказчика в порту Холмск (причал № 1 Северной Гавани морского порта Холмск), силами аварийно-спасательного формирования (АСФ), находящегося под управлением Исполнителя.

Разрешения (лицензии) на осуществление определенных видов деятельности

В силу нормы части 1 статьи 10 Закона № 116-ФЗ в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона № 151-ФЗ аварийно-спасательная служба представляет собой совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования. В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона № 151-ФЗ аварийно-спасательное формирование представляет собой самостоятельную или входящую в состав аварийно-спасательной службы структуру, предназначенную для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.

Согласно части 1 статьи 12 Закона № 151-ФЗ все аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования подлежат аттестации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 Раздела 1 Положения о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденного ПП РФ № 1091, аварийно-спасательные службы (формирования) аттестуются на право ведения аварийно-спасательных работ. При проведении аттестации аварийно-спасательной службы (формирования) определяется ее (его) соответствие установленным вышеуказанным Положением обязательным требованиям и готовность к выполнению задач, которые возлагаются на аварийно-спасательную службу (формирование) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Положением о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, аттестация подразделяется на первичную, периодическую и внеочередную.

Первичная аттестация проводится в отношении вновь созданных аварийно-спасательных служб (формирований) после их укомплектования личным составом и оснащения аварийно-спасательными средствами.

Периодическая аттестация проводится в отношении действующих аварийно-спасательных служб (формирований) и спасателей с периодичностью 1 раз в 3 года.

Внеочередная аттестация проводится в отношении аварийно-спасательных служб (формирований):

  • по инициативе учредителя или руководителя аварийно-спасательной службы (формирования) - в случае реорганизации юридического лица - учредителя аварийно-спасательной службы (формирования), а также при изменении вида (видов) аварийно-спасательных работ, проводимых аварийно-спасательной службой (формированием);
  • по инициативе органов контроля (надзора), осуществлявших в соответствии с законодательством Российской Федерации проверку аварийно-спасательной службы (формирования) - при выявлении в ходе проверки нарушения обязательных требований, предъявляемых при их аттестации.

На основании пункта 5 Раздела 1 Положения о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, аттестационными органами, осуществляющими аттестацию аварийно-спасательных служб (формирований), спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, являются следующие постоянно действующие комиссии по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей (далее - аттестационные комиссии):

  • Межведомственная комиссия по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей, образуемая совместно заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;
  • аттестационные комиссии федеральных органов исполнительной власти, создающих функциональные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, образуемые этими органами;
  • аттестационные комиссии уполномоченных организаций, создающих функциональные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, образуемые этими организациями;
  • аттестационные комиссии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, образуемые этими органами.

Полномочия, права и обязанности постоянно действующих комиссий, осуществляющих аттестацию аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, на право ведения аварийно-спасательных работ, а также требования, предъявляемые к порядку формирования и составу аттестационных комиссий, к порядку принятия ими решений по вопросам аттестации аварийно-спасательных служб (формирований), спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя определены Положением о постоянно действующих комиссиях по аттестации.

Аварийно-спасательной службе (формированию), ее (его) структурным подразделениям, созданным на базе представительств и филиалов организации, в отношении которых аттестационной комиссией принято положительное решение об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ, выдается свидетельство об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ (пункт 18 Раздела II Положения о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя).

Согласно части 1 статьи 10 Закона № 151-ФЗ все аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования подлежат обязательной регистрации.

Регистрацию аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований осуществляют федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в соответствии со своими полномочиями в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (часть 2 статьи 10 Закона № 151-ФЗ).

В соответствии с пунктом 2 Приказа № 99 регистрация аттестованных профессиональных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований осуществляется МЧС России.

Аварийно-спасательной службе ФГБУ «Морская спасательная служба» на основании решения Межведомственной комиссии по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей, протокол от 22.08.2019г. № 1, выдано свидетельство об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ от 22.08.2019г. № 43 сроком до 22 августа 2022г. по следующим видам аварийно-спасательных работ: поисково-спасательные работы, работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации, аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров.

Хозяйствующие субъекты, получившие свидетельства об аттестации на право проведения аварийно-спасательных работ, правомочны на заключение договоров на оказание услуг по несению аварийно-спасательной готовности по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

Нормативные акты, регулирующие соответствующую деятельность

На основе нормативных актов, регулирующих деятельность в сфере несения аварийно-спасательной готовности к ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, установлено следующее.

Частью 1 статьи 10 Закона № 116-ФЗ определено, что в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание.

В соответствии с Законом № 116-ФЗ к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в приложении 2 Закона № 116-ФЗ количествах опасные вещества, в том числе, горючие вещества - жидкости, газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.

К таким объектам относятся производственные объекты, при помощи которых осуществляется транспортировка, бункеровка, перевалка нефти и нефтепродуктов, т.е. жидкости, которая способна самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления (пп. «в» пункта 1 Приложения 1 Закона № 116-ФЗ).

Целью оказания услуги по несению аварийно-спасательной готовности является обеспечение готовности к действиям по локализации и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов в случае их возникновения при транспортировке, бункеровке, перевалке нефти и нефтепродуктов.

Таким образом, услуги по несению аварийно-спасательной готовности могут осуществлять только профессиональные аварийно-спасательные службы (формирования).

Деятельность аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований регламентирована Законом № 151-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона № 151-ФЗ аварийно-спасательная служба – это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования.

Аварийно-спасательное формирование – это самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами (часть 2 статьи 1 Закона № 151-ФЗ).

Таким образом, аварийно-спасательные службы (формирования) предназначены для проведения аварийно-спасательных работ (статья 1 Закона № 151-ФЗ).

Согласно части 4 статьи 1 Закона № 151-ФЗ аварийно-спасательные работы – это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.

Правительство РФ своим нормативным актом, а именно ПП РФ № 2366, постановило, что в соответствии со статьей 5 Закона № 151-ФЗ работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море, прилежащей зоне и исключительной экономической зоне Российской Федерации относятся к видам аварийно-спасательных работ.

ПП РФ № 2366 утверждены Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе РФ, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне РФ. Данные Правила устанавливают:

  • требования к содержанию плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации;
  • порядок проведения комплексных учений по подтверждению готовности организации, осуществляющей эксплуатацию, использование искусственных островов, установок, сооружений, подводных трубопроводов, проведение буровых работ при региональном геологическом изучении, геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при транспортировке и хранении нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации, к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
  • порядок выдачи заключения о готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации;
  • порядок уведомления об утверждении плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
  • порядок оповещения федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, территории которых примыкают к участку разлива нефти и нефтепродуктов, а также Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» о факте разлива нефти и нефтепродуктов;
  • порядок привлечения дополнительных сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций для осуществления мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

Настоящие Правила применяются в том числе в отношении организаций, осуществляющих транспортировку и хранение нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, деятельность по перевалке нефти и нефтепродуктов, бункеровке (заправке) судов с использованием специализированных судов, предназначенных для бункеровки (судов-бункеровщиков), во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации.

Основными задачами аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, которые в обязательном порядке возлагаются на них, согласно части 1 статьи 6 Закона № 151-ФЗ, являются:

  • поддержание органов управления, сил и средств аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований в постоянной готовности к выдвижению в зоны чрезвычайных ситуаций и проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • контроль за готовностью обслуживаемых объектов и территорий к проведению на них работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • ликвидация чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах или территориях.

Профессиональные аварийно-спасательные службы и профессиональные аварийно-спасательные формирования могут осуществлять свою деятельность по обслуживанию объектов и территорий на договорной основе (часть 4 статьи 11 Закона № 151-ФЗ).

Услуги по несению аварийно-спасательной готовности к ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов – это деятельность профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований) по обеспечению готовности к выполнению комплекса мер по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов при транспортировке, перевалке нефти и нефтепродуктов, бункеровке (заправке) судов с использованием специализированных судов, предназначенных для бункеровки (судов-бункеровщиков).

Профессиональные аварийно-спасательные службы (формирования) подлежат обязательной регистрации и аттестации (статьи 10, 12 Закона № 151-ФЗ).

Готовность профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации проверяется в ходе аттестации, а также в ходе проверок, осуществляемых в пределах своих полномочий федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, органами государственного надзора, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В силу нормы части 2 статьи 12 Закона № 151-ФЗ к оказанию услуг по несению аварийно-спасательной готовности к ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов по договору не допускаются и к проведению аварийно-спасательных работ не привлекаются аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования, не прошедшие аттестацию или не подтвердившие в ходе проверок свою готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации.

 

Общероссийские классификаторы продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности

В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС ред.2), принятым и введенным в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.01.2014г. № 14-ст, установлен Раздел Н «Транспортировка и хранение», класс 50 «Деятельность водного транспорта», подкласс 50.2 «Деятельность морского грузового транспорта», группа 50.20 «Деятельность морского грузового транспорта». Данная деятельность является основным видом деятельности Учреждения согласно выписки из ЕГРЮЛ.

Группировка под кодом 50.20 включает:

  • перевозку грузов в морских и прибрежных водах, осуществляемую по расписанию либо не по расписанию;
  • перевозку грузов на несамоходных судах методом буксировки или толкания, а также буксировку крупногабаритных объектов (например, нефтяных платформ)
  • аренду судов с экипажем, предназначенных для эксплуатации в морских и прибрежных водах, для перевозки грузов.

Следовательно, деятельность, связанная с оказанием услуг по несению аварийно-спасательной готовности к ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в акватории морского порта, включена в группировку «Деятельность морского грузового транспорта» (код 50.20).

На основании подпунктов «а», «б», «в», «г» пункта 3.4 Порядка № 220 предварительно продуктовые границы товарного рынка определены как услуги по несению аварийно-спасательной готовности к ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

II. Выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара

В соответствии с п.3.5 Порядка № 220 при выявлении свойств товара, определяющих выбор покупателя, анализируются:

  • функциональное назначение, в том числе цель потребления товара и его потребительские свойства;
  • применение товара (в том числе перепродажа либо личное потребление или профессиональное использование);
  • качественные характеристики, в том числе вид, сорт, ассортимент, дизайн, упаковка, реклама, особенности в системе распространения и сбыта;
  • технические характеристики, в том числе эксплуатационные показатели, ограничения по транспортировке, условия сборки, ремонта, технического обслуживания (включая гарантийное обслуживание), особенности профессионального использования (производственного потребления);
  • цена;
  • условия реализации, в том числе размер партий товара, способ реализации товара;
  • иные характеристики.

Функциональное назначение

Функциональное назначение товара определяется обязанностью хозяйствующих субъектов, эксплуатирующих опасные производственные объекты, на которых осуществляется транспортировка, перевалка нефти и нефтепродуктов, бункеровка (заправка) судов с использованием специализированных судов, предназначенных для бункеровки (судов-бункеровщиков), в силу нормы части 1 статьи 10 Закона № 116-ФЗ заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными службами (формированиями) договоры на обслуживание.

Целью потребления услуг по несению аварийно-спасательной готовности к ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов является обеспечение готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, на которых осуществляется транспортировка, перевалка нефти и нефтепродуктов, бункеровка (заправка) судов с использованием специализированных судов, предназначенных для бункеровки (судов-бункеровщиков).

Услуги по несению аварийно-спасательной готовности к ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов оказываются в целях обеспечения безопасности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах, на которых осуществляется транспортировка, перевалка нефти и нефтепродуктов, бункеровка (заправка) судов с использованием специализированных судов, предназначенных для бункеровки (судов-бункеровщиков).

Применение товара

Применение товара связано с профессиональным использованием. Услуги по несению аварийно-спасательной готовности к ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов оказываются хозяйствующим субъектам, эксплуатирующих опасные производственные объекты, на которых осуществляется транспортировка, перевалка нефти и нефтепродуктов, бункеровка (заправка) судов с использованием специализированных судов, предназначенных для бункеровки (судов-бункеровщиков).

Условия реализации товара

Аварийно-спасательные службы (формирования), оказывающие услуги по несению аварийно-спасательной готовности к ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, должны быть зарегистрированы согласно части 1 статьи 10 Закона № 151-ФЗ.

Кроме того, условием реализации услуги по несению аварийно-спасательной готовности к ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов является наличие в обязательном порядке у аварийно-спасательной службы (формирования) свидетельства об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ, поскольку согласно части 1 статьи 12 Закона № 151-ФЗ все аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования подлежат аттестации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Таким образом, определяющим для выбора покупателем услуг по несению аварийно-спасательной готовности к ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, является:

1) законодательно установленная обязанность организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, на которых осуществляется транспортировка, перевалка нефти и нефтепродуктов, бункеровка (заправка) судов с использованием специализированных судов, предназначенных для бункеровки (судов-бункеровщиков), заключать договоры по несению аварийно-спасательной готовности к ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;

2) законодательно определенный вид хозяйствующего субъекта, который имеет право предоставлять данный вид услуг: профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, зарегистрированные и аттестованные в установленном порядке.

III. Определение взаимозаменяемых товаров

Согласно пункту 4 статьи 4 Закона № 135-ФЗ под товарным рынком следует понимать сферу обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

В соответствии с пунктами 3.6, 3.7 Порядка № 220 определялись товары, взаимозаменяемые для данного товара.

В результате было установлено, что замена услуги по несению аварийно-спасательной готовности к ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на иной вид услуг невозможна в силу специфики нормативного регулирования деятельности в сфере эксплуатации опасных производственных объектов, на которых осуществляется транспортировка, перевалка нефти и нефтепродуктов, бункеровка (заправка) судов с использованием специализированных судов, предназначенных для бункеровки (судов-бункеровщиков), в частности, по обязанности в силу нормы части 1 статьи 10 Закона № 116-ФЗ заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание.

Таким образом, продуктовые границы товарного рынка определены как услуги по несению аварийно-спасательной готовности к ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

4. Географические границы товарного рынка.

Пунктом 4 статьи 4 Закона № 135-ФЗ географические границы рынка определены как границы территории, на которой приобретатель может приобрести товар и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

В соответствии с п.4.1 Порядка № 220 процедура определения географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) включает:

  • предварительное определение географических границ товарного рынка;
  • выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями);
  • определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

Определение географических границ товарного рынка проводится на основе информации о регионе, в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля, и (или) о регионе, в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства (пп «а» п.4.2 Порядка № 220).

Предварительно географические границы товарного рынка услуг по несению аварийно-спасательной готовности к ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов определены административными границами морского порта Ванино.

При выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические, технические или иные возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями), учитываются (п.4.3 Порядка № 220):

  • требования к условиям транспортировки товара (обеспечивающие сохранение потребительских свойств товара);
  • организационно-транспортные схемы приобретения товара приобретателями;
  • особенности территории в предварительно определенных географических границах товарного рынка.

Требования к условиям транспортировки товара (обеспечивающие сохранение потребительских свойств товара)

В соответствии с информацией, содержащейся на официальном сайте МЧС России https://www.mchs.gov.ru/ в разделе «Деятельность/ Аттестация и аккредитация/ Аттестованные аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования/ Виды аварийно-спасательных работ и их условные обозначения» работам по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации присвоен код 30а.

На сайте МЧС России представлен перечень аттестованных аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований с разбивкой по федеральным округам.

Согласно информации, размещенной на официальном сайте МЧС России, на территории субъектов Российской Федерации, входящих в Дальневосточный федеральный округ, кроме Сахалинской области, Приморского и Камчатского краев, не представлены аварийно-спасательные службы (аварийно-спасательные формирования), аттестованные на право выполнения аварийно-спасательных работ с кодом 30а.

Свидетельства об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ не содержат каких-либо указаний на их действие в пространстве, не имеют приложений, содержащих такие указания, позволяют аварийно-спасательному формированию осуществлять соответствующий вид аварийно-спасательных работ на всей территории Российской Федерации.

Организационно-транспортные схемы приобретения товара приобретателями

Особенностью оказываемой услуги состоит в том, что в случае возникновения аварии на опасном производственном объекте, обслуживающая его аварийно-спасательная служба (формирование) должна незамедлительно прибыть к месту аварии. То есть, доставка персонала и оборудования аварийно-спасательной службы (формирования) на пострадавший в результате аварии объект должна быть осуществлена незамедлительно.

Возможность перемещения товара к покупателю или покупателя к товару

Опасные производственные объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, в том числе горючие вещества - жидкости, газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, и которые, в силу Закона № 116-ФЗ, должны обслуживаться профессиональными аварийно-спасательными службами (формированиями), стационарны и строго привязаны к конкретному территориальному местоположению.

Покупатели услуг по несению аварийно-спасательной готовности к ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов не могут изменить район выполнения оказания услуги по несению аварийно-спасательной готовности к ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в силу специфики данной услуги (привязки места оказания услуг к конкретной территории).

В заключаемых договорах оказания услуг по несению аварийно-спасательной готовности к ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов указывается конкретное место оказания услуги.

Таким образом, возможность перемещения покупателя к товару, равно как и товара к покупателю, отсутствует, вследствие чего продавцы и покупатели товара находятся в административных границах морского порта Ванино.

Особенности территории в предварительно определенных географических границах товарного рынка

Морской порт Холмск расположен на юго-западном побережье острова Сахалин в вершине залива Невельского и включает в себя Южную гавань и Северную гавань. Благодаря благоприятному географическому положению и влиянию теплого течения порт открыт для навигации круглый год.

В Южной гавани морского порта осуществляются грузовые операции с железнодорожными паромами линии Ванино - Холмск, а также осуществляется посадка и высадка пассажиров.

Площадь акватории - 15,62 кв.км. В порту имеется 27 причалов общей протяжённостью 2469,4 погонных метров. Пропускная способность порта - 3 784 тыс.тн грузов, 90 тыс. пассажиров.

В состав порта входят морские терминалы Яблочное и Правда.

Морской терминал Правда расположен в бухте Правда в 6,5 милях к югу от Южной гавани.

Морской терминал Яблочное расположен в бухте Яблочная в 5,5 милях к северу от Северной гавани.

Ниже представлена схема морского порта Холмск.

 

В соответствии с п.4.5 Порядка № 220 определение географических границ товарного рынка осуществляется следующими методами:

  • методом "тест гипотетического монополиста", который проводится в соответствии с пунктом 4.6 Порядка № 220;
  • методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах);
  • сочетанием указанных методов либо иным методом, который позволит выявить продавцов товара (исходя из предварительно определенных продавцов), однозначно установить географическое расположение районов продаж, в которых продавцы конкурируют друг с другом при осуществлении продаж товара предварительно определенным приобретателям.

Определение географических границ товарного рынка оказания услуг по несению аварийно-спасательной готовности к ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов осуществлялось методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах).

Метод установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах) выявил следующее.

В исследуемый период 2020 год – 1 квартал 2021 года покупателями услуг по несению аварийно-спасательной готовности к ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, оказываемых ФГБУ «Морспасслужба» в лице Сахалинского филиала в морском порту Холмск, являлись хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие опасные производственные объекты, при помощи которых осуществляется транспортировка, бункеровка, перевалка нефти и нефтепродуктов, т.е. жидкости, которая способна самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.

С данными покупателями Учреждением заключены договоры оказания услуг по несению аварийно-спасательной готовности к ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

Местом оказания услуг по несению аварийно-спасательной готовности к ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов силами аварийно-спасательного формирования, находящегося под управлением Учреждения, является акватория порта Холмск.

Эксплуатация опасных производственных объектов, на которых осуществляется транспортировка, бункеровка, перевалка нефти и нефтепродуктов, и местом оказания услуг по несению аварийно-спасательной готовности к ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов является акватория морского порта Холмск.

Таким образом, на основании исследований, осуществленных методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах) установлено, что географическими границами товарного рынка услуг по несению аварийно-спасательной готовности к ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов признаются административные границы акватории морского порта Холмск.

5. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке услуг по несению аварийно-спасательной готовности к ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, включаются хозяйствующие субъекты, оказывающие услугу в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка (п.5.1 Порядка № 220).

Количество выявленных хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, является достаточным, если выполняется любое (хотя бы одно) из следующих условий:

  • выявленных хозяйствующих субъектов достаточно, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу о доминирующем положении любого из них, а также для установления влияния любого из них на состояние конкуренции;
  • количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.

На основании Закона № 116-ФЗ на организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, возложена обязанность по заключению с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоров на обслуживание.

Исходя из статьи 1 Закона № 151-ФЗ, аварийно-спасательная служба – это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования.

Аварийно-спасательное формирование – это самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.

В силу положений Закона № 151-ФЗ услуги по несению аварийно-спасательной готовности к ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов правомочны предоставлять только профессиональные аварийно-спасательные службы и профессиональные аварийно-спасательные формирования, зарегистрированные и аттестованные в установленном порядке (см. Раздел III настоящего аналитического отчета).

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона № 151-ФЗ профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования создаются на постоянной штатной основе.

Органом, который осуществляет регистрацию аварийно-спасательных формирований, является МЧС России, который размещает на сайте в сети Интернет сведения обо всех аттестованных аварийно-спасательных службах и формированиях (п. 2 Приказа № 99).

Сведения о зарегистрированных и аттестованных аварийно-спасательных службах и аварийно-спасательных формированиях в разрезе субъектов Российской Федерации содержатся в Реестре (отчете) обо всех аттестованных аварийно-спасательных формированиях, публикуемом на официальном сайте МЧС России (mchs.gov.ru) в разделе «Деятельность», «аттестация и аккредитация», «аттестованные аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования» по состоянию на определенную дату в разрезе субъектов Российской Федерации.

Здесь же указаны виды аварийно-спасательных работ и их условные обозначения. Работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации являются одним из видов аварийно-спасательных работ (статья 5 Закона № 151-ФЗ) и обозначены в Реестре под кодом «30а)».

Следовательно, предоставлять услуги по несению аварийно-спасательной готовности к ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов имеют право профессиональные аварийно-спасательные службы (формирования), аттестованные на право осуществления противофонтанных работ, о чем должно быть указано в их свидетельствах об аттестации на право проведения аварийно-спасательных работ, и в графе Реестра «вид работ» у них должен быть указан код «30а)».

Статьей 10 Закона № 116-ФЗ предусмотрена обязанность организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, помимо заключения договоров с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями, в случаях, предусмотренных Законом, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников.

Создание нештатных аварийно-спасательных формирований организациями из числа своих работников и общественных аварийно-спасательных формирований общественными объединениями предусмотрено и пунктом 3 статьи 7 Закона № 151-ФЗ.

Исходя из нормы статьи 10 Закона № 116-ФЗ, функции профессиональных аварийно-спасательных служб или профессиональных аварийно-спасательных формирований отличны от функций собственных профессиональных аварийно-спасательным служб или профессиональных аварийно-спасательным формирований, созданных на предприятиях, а также нештатных аварийно-спасательных формирований, созданных из числа работников предприятий, эксплуатирующих опасные производственные объекты.

В связи с изложенным, собственные аварийно-спасательные службы (формирования), нештатные и общественные аварийно-спасательные формирования, созданные на предприятиях, в силу статьи 10 Закона № 116-ФЗ в рамках настоящего исследования не рассматриваются в качестве организаций, осуществляющих услуги по несению аварийно-спасательной готовности к ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

Таким образом, состав продавцов на рынке услуг по несению аварийно-спасательной готовности к ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов – совокупность аварийно-спасательных служб (формирований), зарегистрированных и аттестованных в установленном порядке, сведения о которых внесены в Реестр, публикуемый на официальном сайте МЧС России, и которые фактически оказывали такие услуги в анализируемый период.

Согласно информации, размещенной на официальном сайте МЧС России, на территории Дальневосточного федерального круга, кроме Сахалинской области, Приморского и Камчатского краев, не представлены аварийно-спасательные службы (аварийно-спасательные формирования), аттестованные на право выполнения аварийно-спасательных работ с кодом 30а).

Для выявления хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по несению аварийно-спасательной готовности к ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, использовались данные МЧС России об аварийно-спасательных службах (формированиях), расположенных на территории Сахалинской области и Приморского края.

Также использовалась информация, представленная в адрес Управления ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки» письмом от 21.05.2021г. № 03/04/256.

В ходе настоящего аналитического исследования выявлен один хозяйствующий субъект, который в установленных продуктовых и географических границах в течение определенного временного интервала, оказывал услуги по несению аварийно-спасательной готовности к ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов – ФГБУ «Морспасслужба» в лице Сахалинского филиала (см. Таблицу № 1).

Таблица № 1

№ п/п

Наименование хозяйствующего субъекта

Юридический адрес организации

Почтовый адрес организации

ИНН

Принадлежность к группе лиц

1.

ФГБУ «Морспасслужба» в лице Сахалинского филиала

125993, г. Москва, ул. Петровка, дом 3/6, строение 2

694020, Сахалинская область, г. Корсаков, ул. Портовая, д.16

7707274249

-

Согласно п.5.2 Порядка № 220, количество выявленных хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, является достаточным, поскольку основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.

Потребителями на рынке услуг по несению аварийно-спасательной готовности к ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов выступают хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие в акватории морского порта Холмск опасные производственные объекты, на которых осуществляется транспортировка, бункеровка, перевалка нефти и нефтепродуктов, которые в соответствии со статьей 10 Закона № 116-ФЗ обязаны заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание.

По результатам проведенного исследования установлено, что фактически приобретателями услуги являлись два хозяйствующих субъекта, заключивших соответствующие договоры в анализируемый период.

Пунктом 5.5 Порядка № 220 определено, что, если на рынке действует небольшое количество приобретателей (менее 15), то выявляются хозяйственные связи этих приобретателей с продавцами.

Описание хозяйственных связей между ФГБУ «Морспасслужба» в лице Сахалинского филиала и приобретателями, а именно анализ договоров, представлен в таблице № 2.

Таблица № 2

№ п/п

Приобретатель услуги

Наименование услуги

Описание хозяйственных связей

1.

ООО «Трансбункер-Холмск»

Услуга по несению АСГ к локализации и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов в случае их возникновения при работе Заказчика на акватории порта.

*

2.

СП ООО «Сахалин-Шельф-Сервис»

Услуга по несению АСГ к локализации и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов в случае их возникновения в акватории или на причальном сооружении Заказчика.

 

Таким образом, анализ договоров показал, что между ФГБУ «Морспасслужба» в лице Сахалинского филиала (Исполнитель) и приобретателями услуги (Заказчик) существуют экономические, организационные, коммерческие, правовые, финансовые отношения, которые складываются между поставщиками и потребителями в процессе оказания услуг путем заключения договоров.

6. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке.

Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке произведен в соответствии с Разделом VI Порядка № 220.

В соответствии с пунктом 6.1. Порядка № 220 расчет общего объема товарной массы в обороте за определенный период времени в продуктовых и географических границах рассматриваемого рынка (далее - объем товарного рынка) и долей хозяйствующих субъектов на рынке осуществляется на основании одного из следующих показателей:

  • объем продаж;
  • объем поставок (отгрузок);
  • объем выручки;
  • объем перевозок;
  • объем производства;
  • объем производственных мощностей;
  • объем запасов ресурсов;
  • объем товара в соответствии с заключенными договорами.

Основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж (поставок) на рассматриваемом товарном рынке.

Указанные выше показатели могут использоваться в натуральном или стоимостном выражении, а также в условных расчетных единицах, обеспечивающих сопоставимость данных по различным товарам из группы взаимозаменяемых товаров, сопоставимость данных по различным продавцам и приобретателям.

В связи со спецификой анализируемого товара, который представляет собой работы и услуги, расчет объема товарного рынка услуг по несению аварийно-спасательной готовности к ликвидации нефти и нефтепродуктов производился в стоимостном выражении.

Ввиду специфики исследуемого рынка объем товарного рынка рассчитан как объем выручки (в стоимостном выражении) от оказания услуг в установленных географических границах.

Доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка (п.6.3 Порядка № 220).

Доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке определяется применительно к установленному временному интервалу, к продуктовым границам и к географическим границам рассматриваемого товарного рынка, а также к составу хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

Показатели, используемые при расчете доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, приводятся в тех же единицах измерения, что и при расчете объема товарного рынка.

Согласно п.6.6 Порядка № 220, при определении доминирующего положения хозяйствующего субъекта (группы лиц) доля, занимаемая хозяйствующим субъектом (группой лиц) на товарном рынке, считается неизменной или стабильной, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:

  • в течение длительного периода (как правило, одного года, а в случае, если срок существования товарного рынка составляет менее одного года, то в течение срока существования товарного рынка) доля, занимаемая хозяйствующим субъектом на рынке определенного товара, не изменяется более чем на десять процентов;
  • в течение временного интервала исследования сохраняется порядок ранжирования крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке. Ранжирование хозяйствующих субъектов производится по доле, которую каждый из них занимает на товарном рынке.

Результаты расчетов объёма товарного рынка услуг по несению аварийно-спасательной готовности к ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и долей хозяйствующих субъектов в границах акватории морского порта Холмск в рамках установленного временного интервала представлены в Таблицах №№ 4,5.

Таблица № 4

Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке за 2020 год

№ п/п

Наименование хозяйствующего субъекта

Объем товарного рынка в стоимостном выражении, руб. (без НДС)

Доля ХС на рынке, %

1.

ФГБУ «Морспасслужба» в лице Сахалинского филиала

*  

Итого:

   

Таблица № 5

Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке за 1-й квартал 2021 года

№ п/п

Наименование хозяйствующего субъекта

Объем товарного рынка в стоимостном выражении, руб. (без НДС)

Доля ХС на рынке, %

1.

ФГБУ «Морспасслужба» в лице Сахалинского филиала

*  

Итого:

   

В соответствии с ч.1 ст.5 Закона № 135-ФЗ доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

Из чего следует, что в силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона № 135-ФЗ ФГБУ «Морспасслужба» в лице Сахалинского филиала занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по несению аварийно-спасательной готовности к ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в географических границах акватории морского порта Холмск в 2020 году с долей 100,0%, в 1-м квартале 2021 года – с долей 100,0%.

7. Определение уровня экономической концентрации.

В соответствии с разделом VII Порядка № 220 определяется уровень концентрации товарного рынка услуг по несению аварийно-спасательной готовности к ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

С этой целью рассчитываются следующие показатели:

а) коэффициент рыночной концентрации (CR) - сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:

,

 

где:

D - выраженная в процентах доля i-го крупнейшего хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке,

n - число рассматриваемых крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке;

б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) - сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:

,

 

где:

D - выраженная в процентах доля i-го хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке,

N - общее количество хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке;

В соответствии с п.7.2 Порядка № 220 в соответствии с различными значениями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана выделяются следующие уровни концентрации товарного рынка:

- высокий - при или

 

- умеренный - при или

 

- низкий - при или

 

Показатели уровня концентрации на товарном рынке услуг по несению аварийно-спасательной готовности к ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в географических границах акватории морского порта Холмск за период 2020 год – 1 квартал 2021 года представлены в Таблицах №№ 6,7.

Таблица № 6

Показатели уровня концентрации за 2020 год

№ п/п

Наименование хозяйствующего субъекта

Географические границы товарного рынка

Показатели уровня концентрации

CR

HHI

1.

ФГБУ «Морспасслужба» в лице Сахалинского филиала

Административные границы акватории морского порта Холмск

*  

Итого:

   

Таблица № 7

Показатели уровня концентрации за 1 квартал 2021 года

№ п/п

Наименование хозяйствующего субъекта

Географические границы товарного рынка

Показатели уровня концентрации

CR

HHI

1.

ФГБУ «Морспасслужба» в лице Сахалинского филиала

Административные границы акватории морского порта Холмск

*  

Итого:

   

Таким образом, значения коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации свидетельствуют о высоком уровне концентрации товарного рынка услуг по несению аварийно-спасательной готовности к ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и о неразвитой конкурентной среде на исследуемом рынке в географических границах акватории морского порта Холмск.

8. Определение барьеров входа на рынок.

Разделом VIII Порядка № 220 определена процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке (далее - определение барьеров входа на товарный рынок), которая включает:

  • выявление наличия (или отсутствия) барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок;
  • определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок.

В результате проведенного аналитического исследования определены барьеры входа на товарный рынок услуг по несению аварийно-спасательной готовности к ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, а именно:

  1. Административные ограничения.

К таким барьерам относятся необходимость прохождения аттестации и получения свидетельства на право ведения аварийно-спасательных работ.

В соответствии с пунктом 4 Раздела I Положения о проведении аттестации аварийно-спасательных служб и пунктом 1 Раздела I Положения о постоянно действующих комиссиях по аттестации вновь созданные аварийно-спасательные службы (формирования) после их укомплектования личным составом и оснащения аварийно-спасательными средствами должны пройти первичную аттестацию.

Затем аварийно-спасательным службам (формированиям) необходимо проходить периодическую аттестацию с периодичностью 1 раз в 3 года.

Согласно пункту 5 Раздела I Положения о проведении аттестации аварийно-спасательных служб и пункту 2 Раздела I Положения о постоянно действующих комиссиях по аттестации к постоянно действующим аттестационным комиссиям относятся:

    • Межведомственная комиссия по аттестации аварийно-спасательных служб (формирований) и спасателей;
    • аттестационные комиссии федеральных органов исполнительной власти, создающих функциональные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
    • аттестационные комиссии уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
    • аттестационные комиссии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Аттестационные комиссии находятся в ведении создавших их федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных организаций, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В пункте 12 Положения о проведении аттестации аварийно-спасательных служб приведены обязательные требования, предъявляемые при аттестации аварийно-спасательной службы (формирования), в том числе:

  • оснащенность в соответствии с нормами обеспечения, утверждаемыми учредителями аварийно-спасательной службы (формирования), аварийно-спасательными средствами, обеспечивающими выполнение заявленных видов аварийно-спасательных работ и принадлежащими этой службе (этому формированию) на праве собственности или ином законном основании на срок не менее срока действия аттестации;
  • наличие условий (в соответствии с нормами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций), обеспечивающих размещение аварийно-спасательных средств и проведение мероприятий по профессиональному обучению спасателей к выполнению заявленных видов аварийно-спасательных работ в соответствии с технологией их ведения, а для профессиональной аварийно-спасательной службы (формирования), кроме этого, - условий, обеспечивающих несение дежурства спасателями этой службы (этого формирования).

Отсюда следует вывод о наличии экономических барьеров входа на рынок услуг по несению аварийно-спасательной готовности к ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

  1. Экономические ограничения.

К основным экономическим барьерам входа на товарный рынок услуг по несению аварийно-спасательной готовности к ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов относятся высокие капитальные затраты и первоначальные инвестиции для создания новой аварийно-спасательной службы (аварийно-спасательного формирования).

Для создания нового аварийно-спасательного формирования (службы) необходимо обеспечить строительство (либо аренду) служебных зданий, зданий для оперативного транспорта, приобрести средства передвижения (водный транспорт), спасательное оборудование, пожарное оборудование, средства оказания первой помощи, средства защиты, другие приборы о материальные средства, набрать и обучить личный состав формирования.

Значительный объем первоначальных инвестиций и капитальных затрат на создание аварийно-спасательной службы (формирования), требующий длительного срока окупаемости этих вложений, ограниченной доступности финансовых ресурсов, позволяет сделать вывод о трудностях в преодолении данного барьера.

Также к барьерам входа на рынок можно отнести экономическую нецелесообразность создания новой аварийно-спасательной службы (формирования), в случае если на территории уже функционирует аварийно-спасательная служба (формирование), оказывающая услуги по несению аварийно-спасательной готовности к ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов организациям, эксплуатирующих опасные производственные объекты, на которых осуществляется транспортировка, перевозка, бункеровка, перевалка нефти и нефтепродуктов.

Вышеперечисленные административные и экономические барьеры входа на товарный рынок услуг по несению аварийно-спасательной готовности к ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов относятся к труднопреодолимым, поскольку затраты на их преодоление не всегда экономически оправдываются, что ограничивает вход на товарный рынок услуг по несению аварийно-спасательной готовности к ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов новых хозяйствующих субъектов.

9. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке.

Оценка состояния конкуренции на товарном рынке услуг по несению аварийно-спасательной готовности по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов производилась в соответствии с Законом № 135-ФЗ и Порядком № 220.

Временным интервалом исследования является период 2020 год – 1 квартал 2021 года, включающий в себя время предполагаемого совершения нарушения антимонопольного законодательства.

Продуктовые границы товарного рынка определены как услуги по несению аварийно-спасательной готовности к ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

Географическими границами товарного рынка услуг по несению аварийно-спасательной готовности к ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов признаются административные границы акватории морского порта Холмск.

По результатам проведенных исследований установлено следующее.

Услуги по несению аварийно-спасательной готовности к ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в течение установленного временного интервала оказывал один хозяйствующих субъект – ФГБУ «Морспасслужба» в лице Сахалинского филиала.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона № 135-ФЗ ФГБУ «Морспасслужба» в лице Сахалинского филиала признано занимающим доминирующее положение на рынке услуг по несению аварийно-спасательной готовности к ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в границах акватории морского порта Холмск в 2020 году с долей 100,0%, в 1 квартале 2021 года – с долей 100,0%.

Рынок услуг по несению аварийно-спасательной готовности к ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в географических границах акватории морского порта Холмск является высококонцентрированным, с неразвитой конкурентной средой и наличием административных и экономических барьеров входа на рынок.

Выявленные барьеры являются труднопреодолимыми.

Главный государственный инспектор

отдела анализа товарных,

финансовых рынков и

экономической концентрации***

14 июля 2021 года

Связанные организации

Связанные организации не указаны