Заключение б/н без аннотации от 7 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Сахалинской области

почтовый адрес: пр. Победы, 24,

г. Южно-Сахалинск, 693007

юридический адрес: пр. Победы, 24,

г. Южно-Сахалинск, 693007

тел. (4242) 46-55-66, факс (4242) 46-55-67

e-mail: to65@fas.gov.ru

 

______________ № ______________

На № __________ от ________________

Заключение

об обстоятельствах дела № 065/01/10-172/2021

07 июля 2021 года город Южно-Сахалинск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:

- Р*** – земеститель руководителя управления,

- *** – главный государственный инспектор отдела контроля органов власти, антимонопольного контроля и рекламы,

- *** – старший государственный инспектор отдела контроля органов власти, антимонопольного контроля и рекламы,

рассмотрев дело № 065/01/10-172/2021 по признакам нарушения Федеральным государственным унитарным предприятием «Национальные рыбные ресурсы» (юридический адрес: 1-й Дербеневский пер., дом 5, строение 4, офис 201, пом. II, ком. 1, г. Москва, 115114; ОГРН 1027700128488, ИНН/КПП 7702252795/772501001) части 1 статьи 10, пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», (далее – Закон о защите конкуренции),

У С Т А Н О В И Л А:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее – Сахалинское УФАС России) рассмотрено поступившее из Сахалинской транспортной прокуратуры обращение ООО «Аргумент Морсвязьсервис» (ИНН 6504006475, адрес: Портовая улица, 8/10, город Корсаков, Сахалинская область, 694020) о неправомерном взимании платы за проезд по территории порта Корсаков и возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 065/01/10-172/2021.

При рассмотрении дела Комиссией установлено следующее.

Заявителем представлена копия приказа ФГУП «Национальные рыбные ресурсы» от 15.12.2020 №151-01 «Об утверждении тарифов на услуги, оказываемые Сахалинским филиалом ФГУП «Нацрыбресурс». Указанный приказ содержит ценовые решения в отношении следующих видов услуг:

  1. Предоставление причальной стенки у причалов пункта пропуска для стоянки судна (стоянка судна у причала);
  2. Разовый сбор за подход и обслуживание судна в зоне погранично-таможенного контроля;
  3. Предоставление причальной стенки причала для стоянки судна (стоянка судна у причала), кроме причалов пункта пропуска;
  4. Швартовка и отшвартовка судна;
  5. Накопление ТБО;
  6. Предоставление причалов для проведения погрузочно-разгрузочных работ;
  7. Перевалка нефтепродуктов (ГСМ);
  8. Размещение судна на территории терминала, в том числе и на кильблоках;
  9. Технологическое накопление грузов на территории терминала, гидротехнического сооружения;
  10. Предоставление инфраструктуры для проезда автотранспортных средств на территорию терминала, причала (гидротехнического сооружения) (разовый пропуск).

Статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) определено, что субъектом естественных монополий признается хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

На основании абзаца 5 пункта 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях услуги в портах отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

На основании статьи 5 Закона о защите конкуренции признается доминирующим положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Отношения, возникающие из торгового мореплавания в морских портах в Российской Федерации (далее - морские порты) регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 №261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о морских портах).

Закон о морских портах устанавливает порядок создания, открытия, закрытия морских портов, порядок осуществления в них деятельности, в том числе оказания услуг, а также устанавливает основы государственного регулирования деятельности в морских портах.

Под морскими портами в Законе о морских портах понимаются морские порты в том значении, как они определены в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации.

Как следует из статьи 9 Кодекса торгового мореплавания, под морским портом понимаются его территория и совокупность размещенных в границах этой территории объектов инфраструктуры морского порта, используемых для осуществления деятельности в целях торгового мореплавания, в том числе для оказания услуг.

На основании части 1 статьи 17 Закона о морских портах в морском порту осуществляется оказание следующих услуг:

1.обслуживание судов;

2.осуществление операций с грузами, в том числе по перевалке грузов;

3.обслуживание пассажиров;

4.обеспечение безопасности мореплавания в морском порту и на подходах к нему;

5.обеспечение готовности к проведению аварийно-спасательных работ;

6.обеспечение транспортной безопасности акватории морского порта.

Допускается возможность оказания и иных услуг.

На основании части 1 статьи 5 Закона о естественных монополиях для регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий образуются федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий (далее - органы регулирования естественных монополий) в порядке, установленном для федеральных органов исполнительной власти.

На основании статьи 6 Закона о естественных монополиях одним из методов регулирования деятельности субъектов естественных монополий является ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.

При этом перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Положение о государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 23.04.2008 № 293, определяет основы ценообразования на данные услуги.

Так же Постановлением Правительства РФ от 23.04.2008 № 293 утвержден перечень услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством.

В этот перечень входят:

-Обеспечение безопасности мореплавания и порядка в порту;

-Обеспечение прохода судов по подходным каналам;

-Ледокольное обеспечение круглогодичной навигации;

-Предоставление судам маячных сооружений и оборудования, створных знаков;

-Предоставление судам акватории, рейдов, якорных стоянок и услуги систем управления движением судов в порту и на подходах к нему;

-Перевалка нефти и нефтепродуктов, поступающих в порты по нефтепроводам и нефтепродуктопроводам;

-Обслуживание судов на железнодорожно-паромных переправах;

-Обеспечение транспортной безопасности акватории морского порта.

На основании подпункта «г» пункта 37 статьи 6 Федерального закона от 29.04.2008 №57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» к видам деятельности, имеющим стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, относятся осуществление деятельности хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение по оказанию услуг в портах в Российской Федерации. При этом Перечень таких услуг утверждается Правительством Российской Федерации.

Распоряжение Правительства РФ от 17.06.2016 №1249-р к таким услугам отнесены:

-Обеспечение безопасности мореплавания;

-Обеспечение прохода судов по подходным каналам;

-Обеспечение лоцманской проводки судов;

-Ледокольное обеспечение круглогодичной навигации;

-Предоставление маячных сооружений и оборудования, створных знаков;

-Предоставление систем управления движением судов в порту;

-Обеспечение аварийно-спасательной готовности и готовности к ликвидации аварийных разливов нефти;

-Предоставление причалов;

-Погрузка и выгрузка грузов;

-Хранение грузов;

-Обслуживание судов на паромных переправах;

-Координация поисковых и аварийно-спасательных работ;

-Обслуживание пассажиров.

Опираясь на указанные нормативные акты и сложившийся порядок регулирования в регионе можно определить статус субъекта естественной монополии.

Таким образом, такие виды деятельности как обеспечение порядка в порту, предоставление причалов, погрузка и выгрузка грузов, хранение грузов является видами деятельности субъектов естественной монополии.

Пунктом 6 статьи 4 Закона о морских портах введено понятие владелец объектов инфраструктуры морского порта - это юридические лица или индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществляющие эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта от своего имени независимо от того, являются они собственниками данных объектов или используют их на ином законном основании.

Согласно письму ФГУП «Нацрыбресурсы» от 29.01.2021 №НРР-01/108-03 предприятие на праве хозяйственного ведения владеет объектом транспортной инфраструктуры в порту – «Перегрузочный терминал по комплексному обслуживанию судов рыбопромыслового флота морского порта Корсаков», в силу чего является субъектом транспортной инфраструктуры.

В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Федерального Закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее Закон «О транспортной безопасности») транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

Под актом незаконного вмешательства Закон «О транспортной безопасности» определяет противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий (пункт 1 статьи 1 Закона).

В соответствии с пунктом 1.1. статьи 1 Закона «О транспортной безопасности» зона транспортной безопасности - объект транспортной инфраструктуры, его часть (наземная, подземная, воздушная, надводная), транспортное средство, для которых в соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности устанавливается особый режим допуска физических лиц, транспортных средств и перемещения грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, иных материальных объектов, а также животных.

В силу пункта 9 статьи 1 Закона «О транспортной безопасности» субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

С учетом изложенного, ФГУП «Нацрыбресурсы» является субъектом транспортной инфраструктуры морского порта Корсаков.

В соответствии со статьей 22 Закона РФ от 01.04.1993 №4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» режим в пунктах пропуска через Государственную границу включает правила въезда в эти пункты, пребывания и выезда из них лиц, транспортных средств, ввоза, нахождения и вывоза грузов, товаров и животных, устанавливаемые исключительно в интересах создания необходимых условий для осуществления пограничного и таможенного контроля, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иных видов контроля. Режим в пунктах пропуска через Государственную границу устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Законом и международными договорами Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 №963 «О порядке установления режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации» установлено, что правила режима в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Федеральной таможенной службой.

В развитие указанных положений Приказом дальневосточного территориального управления Росграницы от 05.08.2015 №122 утверждены правила режима в морском грузопассажирском постоянном многостороннем пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации Корсаков.

Как установлено пунктом 8 данных правил обеспечение режима в пункте пропуска включает в себя комплекс постоянных мероприятий, необходимых для создания условий соблюдения физическими и юридическими лицами Правил в пункте пропуска.

Обеспечение режима в пункте пропуска (КПП Сахалинского филиала ФГУП «Нацрыбресурсы») возлагается на субъект транспортной инфраструктуры – Сахалинский филиал ФГУП «Нацрыбресурсы».

По правилам части 1 статьи 4 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Из пункта 9 статьи 1 названного Закона следует, что субъектами транспортной инфраструктуры признаются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

Объектом транспортной инфраструктуры в смысле упоминаемого закона является технологический комплекс, включающий в себя морские терминалы, акватории морских портов.

Таким образом, ФГУП «Нацрыбресурсы», являясь субъектом транспортной инфраструктуры, обязано в силу закона обеспечивать транспортную безопасность на объектах транспортной инфраструктуры.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 №1638 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требованиях к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта.

Согласно пункту 5 указанных Требований, субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны организовать пропускной и внутриобъектовый режимы на объекте транспортной инфраструктуры в соответствии с организационно-распорядительными документами субъекта транспортной инфраструктуры, направленными на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, и утвержденным планом объекта транспортной инфраструктуры, в том числе установить единые виды постоянных и разовых пропусков в соответствии с Правилами допуска на объект транспортной инфраструктуры.

Приказом Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации от 27.12.2010 № 451-ОД в Приложении № 1 утверждены Правила режима в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации» (далее – Правила № 451-ОД).

Приказом Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации от 10.08.2015 № 188-ОД утверждены пределы морского грузо-пассажирского постоянного многостороннего пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации в морском порту Корсаков (Сахалинская область).

Следовательно, территория морского порта Корсаков является пунктом пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Режим в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (далее - пункты пропуска) включает правила въезда в эти пункты, пребывания и выезда из них лиц, транспортных средств, ввоза, нахождения и вывоза грузов, товаров и животных, устанавливаемые исключительно в интересах создания необходимых условий для осуществления пограничного и таможенного контроля, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иных видов контроля (пункт 2 Раздела I Правил № 451-ОД).

В соответствии с пунктом 6 Раздела II Правил № 451-ОД обеспечение режима в пунктах пропуска включает в себя комплекс постоянных мероприятий, необходимых для создания условий соблюдения физическими и юридическими лицами правил режима в пунктах пропуска.

Обеспечение режима в пунктах пропуска, функционирующих в пределах объектов транспортной инфраструктуры, возлагается на юридических лиц, являющихся собственниками объектов транспортной инфраструктуры или использующих их на ином законном основании (далее - субъекты транспортной инфраструктуры).

Согласно статье 17 Закона «О государственной границе» въезд (проход) лиц и транспортных средств в пограничную зону осуществляется по документам, удостоверяющим личность, индивидуальным или коллективным пропускам, выдаваемым пограничными органами на основании личных заявлений граждан или ходатайств предприятий и их объединений, организаций, учреждений и общественных объединений. Устанавливаются места въезда (прохода) в пограничную зону. Могут определяться время въезда (прохода), маршруты передвижения, продолжительность и иные условия пребывания в пограничной зоне лиц и транспортных средств.

Таким образом, деятельность по выдаче пропусков возлагается в силу закона на ФГУП «Нацрыбресурсы».

Исходя из системного толкования упомянутых нормативных актов деятельность по выдаче пропусков входит в состав регулируемого вида деятельности обеспечение безопасности мореплавания и порядка в порту - услуги субъектов естественных монополий в морских портах.

Установление и взимание платы за выдачу пропусков для въезда/выезда на территорию является нарушением требований Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности», Правил режима в морском грузопассажирском постоянном многостороннем пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации Корсаков, утвержденных Приказом дальневосточного территориального управления Росграницы от 05.08.2015 №122; Требований по обеспечению транспортной безопасности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 08.10.2020 №1638 которые не содержать упоминания о том, что пропуска выдаются с учетом внесенной за это платы.

Указанный вывод соответствует решению арбитражного суда Сахалинской области по делу №А59-5665/2016, постановлению Пятого арбитражного апелляционного суда по тому же делу.

Из изложенного следует, что ФГУП «Нацрыбресурсы» является субъектом транспортной инфраструктуры в морском порту Корсаков, на который законодательно возложена обязанность по обеспечению порядка в морском порту Корсаков. ФГУП «Нацрыбресурсы» осуществляет деятельность по обеспечению порядка в порту Корсаков, относящуюся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в морских портах.

Деятельность по выдаче пропусков возлагается в силу закона на ФГУП «Нацрыбресурсы» при этом установление и взимание платы за их выдачу является нарушением требований закона.

Вместе с этим Постановлением Правительства РФ от 23.04.2008 № 293 определено, что цены на услуги естественных монополий в сфере обеспечения порядка в порту регулируются государством. То есть ФГУП «Нацрыбресурс» не вправе самостоятельно устанавливать за это плату.

Пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на злоупотребление доминирующим положением результатом которого является или может являться ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Таким образом, утверждение пунктом 10 (подпунктами 10.1-10.5) приказа ФГУП «Национальные рыбные ресурсы» от 15.12.2020 №151-01 «Об утверждении тарифов на услуги, оказываемые Сахалинским филиалом ФГУП «Нацрыбресурс» тарифов на предоставление инфраструктуры для проезда автотранспортных средств на территорию терминала, причала (гидротехнического сооружения) (разовый пропуск) является нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения дела Комиссией были исследованы документы, направляемые Сахалинским филиалом ФГУП «Нацрыбресурс» в адрес ООО «Аргумент Морсвязьсервис». При этом было выяснено с слов представителей сторон, письменных пояснений ФГУП «Нацрыбресурс» что намерением ФГУП «Нацрыбресурс» в лице Сахалинского филиала было именно получение денежных средств за использование принадлежащей ФГУП «Нацрыбресурс» инфраструктуре морского порта Корсаков а именно «Перегрузочный терминал по комплексному обслуживанию судов рыбопромыслового флота морского порта Корсаков».

Приказом Минтранса России от 07.11.2017 №475 утвержден Перечень объектов инфраструктуры морского порта.

Среди объектов, упомянутых в указанном перечне такой объект как перегрузочный терминал по комплексному обслуживанию судов рыбопромыслового флота не поименован.

Документы, подтверждающие право собственности на объект - Перегрузочный терминал по комплексному обслуживанию судов рыбопромыслового флота морского порта Корсаков ФГУП «Нацрыбресурс» не представлены.

ФГУП «Нацрыбресурс» представлены документы, подтверждающие право на причалы, которые несомненно являются объектами инфраструктуры морского порта в том числе и на основании Приказа Минтранса России от 07.11.2017 №475.

Представителями ООО «Аргумент Морсвязьсервис» Комиссии представлены пояснения, схемы и фотографии, согласно которым проход/проезд к объекту «Радиоприемный центр» и используемому для его размещению земельному участку осуществляется через территорию, занимаемую ФГУП «Нацрыбресурс», но без пользования объектами инфраструктуры морского порта.

Таким образом, предоставление инфраструктуры морского порта для проезда/прохода в рамках деятельности, связанной с обеспечением порядка в порту ФГУП «Нацрыбресурс» для ООО «Аргумент Морсвязьсервис» не осуществлялось. Требование ФГУП «Нацрыбресурс» платы за неоказанные услуги ущемляет интересы ООО «Аргумент Морсвязьсервис».

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на злоупотребление доминирующим положением, результатом которого является или может являться ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Таким образом, требование ФГУП «Национальные рыбные ресурсы» платы с ООО «Аргумент Морсвязьсервис» за услуги по предоставлению Сахалинским филиалом инфраструктуры для проезда автотранспортных средств на территорию терминала, причала (гидротехнического сооружения), является нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Законом о морских портах дано понятие оператора морского терминала. Оператор морского терминала - транспортная организация, осуществляющая эксплуатацию морского терминала, операции с грузами, в том числе их перевалку, обслуживание судов, иных транспортных средств и (или) обслуживание пассажиров

Если хозяйствующий субъект не осуществляет эксплуатацию морского терминала на законных основаниях, поскольку не располагает ни на каком праве объектами инфраструктуры в морском терминале, следовательно, оператором, в смысле Закона о морских портах, быть не может.

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона о морских портах, в морском порту оказываются услуги по обслуживанию судов, осуществлению операций с грузами, в том числе по перевалке грузов, обслуживанию пассажиров, обеспечению безопасности мореплавания в морском порту и на подходах к нему, обеспечению готовности к проведению аварийно-спасательных работ, обеспечению транспортной безопасности акватории морского порта и иных услуг.

Понятие перевалки грузов определено в Законе о морских портах, под которым понимается комплексный вид услуг и (или) работ по перегрузке грузов и (или) багажа с одного вида транспорта на другой вид транспорта при перевозках в прямом международном сообщении и непрямом международном сообщении, прямом и непрямом смешанном сообщении, в том числе перемещение грузов в границах морского порта и их технологическое накопление, или по перегрузке грузов без их технологического накопления с одного вида транспорта на другой вид транспорта (статья 4 Закона о морских портах).

Согласно пункту 1 статьи 20 Закона о морских портах, услуги по перевалке грузов оказываются операторами морских терминалов.

Также, в соответствии с пунктом 4 статьи 20 Закона о морских портах по договору перевалки груза оператором морского терминала могут осуществляться погрузка, выгрузка, перемещение в границах территории морского порта, технологическое накопление груза. Договором перевалки груза может быть предусмотрено оформление документов на грузы, подлежащие перевалке, а также осуществление иных дополнительных услуг и работ.

На основании части 3 статьи 17 Закона о морских портах Федеральный орган исполнительной власти в области транспорта с учетом предложений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти утверждает правила оказания услуг по перевалке грузов в морском порту.

Приказом Минтранса России от 09.07.2014 №182 утверждены Правила оказания услуг по перевалке грузов в морском порту» (далее – Правила 182).

На основании пунктов 12 и 13 Правил 182 деятельность оператора морского терминала, связанная с оказанием услуг по перевалке грузов в морском порту, осуществляется в соответствии с требованиями к обеспечению безопасности мореплавания, установленными законодательством Российской Федерации о торговом мореплавании, Федеральным законом, обязательными постановлениями в морском порту, утверждаемыми в соответствии с Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами, а также актами капитана морского порта.

По договору перевалки груза оператором морского терминала может осуществляться погрузка, выгрузка, перемещение в границах морского порта, технологическое накопление грузов. Договором перевалки груза может быть предусмотрено оформление документов на грузы, подлежащие перевалке, а также осуществление иных дополнительных услуг и работ.

Таким образом, как грузы, перевозимые автотранспортными средствами по территории порта, так и сами автотранспортные средства, не используемые для перевозки грузов, но перемещаемые по территории порта, подлежат перемещению через порт по договору перевалки.

Следует сделать вывод о том, что указанный вид деятельности относится к услугам, оказываемым в порту и включающим в себя предоставление причалов, погрузку и выгрузку грузов и их хранение, то есть относится к видам деятельности субъектов естественных монополий и должен осуществляться оператором порта.

На основании статьи 9 Закона о морских портах морские порты подлежат государственной регистрации в Реестре морских портов Российской Федерации. Ведение Реестра морских портов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В Реестр морских портов Российской Федерации вносится перечень операторов морских терминалов, а также услуг, оказание которых осуществляется операторами морских терминалов.

В соответствии с пунктом 2 Порядка ведения Реестра морских портов Российской Федерации, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 01.04.2009 № 51 ведение Реестра морских портов осуществляет Федеральное агентство морского и речного транспорта (далее – Росморречфлот).

Распоряжением Росморречфлота от 03.11.2010 № АД-307-р морской порт Корсаков включен в Реестр морских портов Российской Федерации (далее – Распоряжение № АД-307-р).

В соответствии с п. 8.4.1. Распоряжения № АД-307-р оператором морского терминала по адресу: Сахалинская область, остров Сахалин, залив Анива, бухта Лососей, город Корсаков, улица Портовая, дом 8, является Сахалинский филиал ФГУП «Нацрыбресурсы».

Таким образом, ФГУП «Нацрыбресурсы» вправе оказывать услуги по перевалке грузов, предоставлению причалов в указанном терминале.

До 12.01.2020 года цены на услуги по погрузке и выгрузке (перевалке) грузов подвергались государственному регулированию на основании постановления Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 №293 «О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей».

Цены на указанные услуги исключены из государственного регулирования постановлением Правительства РФ от 27.12.2019 №1923 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, касающиеся государственного регулирования цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в портах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей».

Приказом ФАС России от 13.07.2020 №643/20 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 07.09.2020 №59676) с 18.09.2020 года органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации – Региональной энергетической комиссии Сахалинской области предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 №239 на территории порта Корсаков в отношении которого в установленном порядке выявлено отсутствие конкуренции на рынке услуг, связанных с предоставлением причалов, погрузкой, выгрузкой, хранением грузов, расположенного в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Таким образом, в период с 12.01.2020 по 18.09.2020 субъекты естественной монополии, осуществляющие хозяйственную деятельность на рынке услуг по погрузке и выгрузке грузов, предоставлению причалов в морском порту Корсаков вправе были самостоятельно устанавливать цены на услуги с учетом запретов, указанных в статье 10 Закона о защите конкуренции. После истечения указанной даты стоимость услуг субъектов естественной монополии, связанных с предоставлением причалов, погрузкой, выгрузкой, хранением грузов в порту Корсаков устанавливается Региональной энергетической комиссией Сахалинской области.

Пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на злоупотребление доминирующим положением результатом которого является или может являться ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Таким образом, утверждение пунктами 1, 3-9 приказа ФГУП «Национальные рыбные ресурсы» от 15.12.2020 №151-01 «Об утверждении тарифов на услуги, оказываемые Сахалинским филиалом ФГУП «Нацрыбресурс» цен на услуги, связанные с предоставлением причалов, погрузкой, выгрузкой, хранением грузов в порту Корсаков является нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В рамках рассмотрения дела проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг по обеспечению порядка в порту, по предоставлению причалов, по погрузке и выгрузке грузов, хранению грузов, оказываемых ФГУП «Национальные рыбные ресурсы» в морском порту Корсаков.

Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о наличии в действиях ФГУП «Национальные рыбные ресурсы» в лице Сахалинского филиала признаков нарушения части 1 статьи 10, пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Председатель Комиссии

   

***

       

Члены Комиссии:

   

***

       
     

***

Связанные организации

Связанные организации не указаны