Определение №08-3360 Без аннотации. от 26 августа 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ФЕДЕРАЛЬНАЯ УПРАВЛЕНИЕ Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области почтовый адрес: пр. Победы, 24, г. Южно-Сахалинск, 693007 юридический адрес: пр. Победы, 24, г. Южно-Сахалинск, 693007 тел. (4242) 46-55-66, 46-55-69, факс (4242) 46-55-67 e-mail: to65@fas.gov.ru ____________ № ____________ На № _______ от ___________ |
|
|
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о назначении дела № 065/01/14.8-532/2021 о нарушении
антимонопольного законодательства к рассмотрению
26 августа 2021 года г. Южно-Сахалинск
Председатель Комиссии Сахалинского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства***,
УСТАНОВИЛ:
В Управлении Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее – Сахалинское УФАС России, Управление) на рассмотрении находится обращение ООО «Невельская АТК» (далее – Заявитель, Общество) (вх. от 21.04.2021г. № 1193) по факту незаконного выполнения пассажирских перевозок автомобильным транспортом, содержащее признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные статьей 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
По результатам рассмотрения данного обращения установлено следующее.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции, конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Согласно пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции, хозяйствующий субъект - индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.
Пунктом 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлено, что товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Согласно пункту 9 статьи 4 Закона о конкуренции, недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Из определения понятия «недобросовестная конкуренция» следует, что для квалификации совершенных деяний в качестве акта недобросовестной конкуренции, действия конкретного лица должны выполнять одновременно следующие условия:
- лицо, совершившее данное деяние, обладает признаком хозяйствующего субъекта (а также наличие конкурентных отношений между хозяйствующими субъектами);
- наличие действия хозяйствующего субъекта (группы лиц);
-направленность на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности;
- противоречие действия законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;
- совершенные действия способны причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации другого хозяйствующего субъекта.
ООО «Невельская АТК» осуществляет деятельность, связанную с регулярными пассажирскими перевозками автобусным транспортом междугороднего сообщения по установленным Министерством транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области маршрутам и на основании государственных контрактов, заключенных с Министерством транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области.
Так, в соответствии с заключенным государственным контрактом № от 11.12.2017 г. ООО «Невельская АТК» оказывает услуги, связанные с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемому тарифу на межмуниципальном маршруте № 518 «Южно-Сахалинск-Невельск-Южно-Сахалинск».
Указанный государственный контракт заключен в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федерального закона от 13.07.2015 г. № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» по результатам открытого конкурса в электронной форме, на основании протокола подведения итогов открытого конкурса в электронной форме № 0361200015017007080 от 28.11.2017 г.
Однако выполняя работы по контракту, Общество столкнулось с работами на маршруте «нелегальных перевозчиков», осуществляющих пассажирские перевозки автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении.
По мнению Заявителя, пассажирские перевозки осуществляет индивидуальный предприниматель***, индивидуальный предприниматель ***
Данные лица осуществляют перевозки по маршруту, право осуществления, которых принадлежит ООО «Невельская АТК», являющимся стороной государственного контракта и имеющему все необходимые документы.
В доказательство осуществления пассажирских перевозок Заявитель к обращению от 21.04.2021 г. приложил отчет частного детектива от 24.12.2020 года, в котором содержатся фотоматериалы, содержащие изображение автотранспортных средств, места продажи билетов и стоимость билетов.
Так, на основании Договора оказания частных детективных услуг № 1/11/20-Н от 01.11.2020 года, в соответствии с заданием Заказчика (ООО «Невельская АТК») в период с 11.11.2020 по 21.12.2020 г. частным детективом были проведены мероприятия в виде «наблюдение» и «наведение справок», предусмотренные Законом РФ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» от 11.03.1992 N 2487-1, по установлению обстоятельств недобросовестной конкуренции сторонними лицами при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на межмуниципальном маршруте «Южно-Сахалинск – Невельск – Южно-Сахалинск».
Из отчета частного детектива Управление установило следующее. На регулярной основе по маршруту «Южно - Сахалинск – Невельск - Южно-Сахалинск» с привокзальной площади г. Южно-Сахалинска до отправления рейсовых автобусов ООО «Невельская АТК», отходят автобусы, не используемые Обществом. Среди таких автобусов пассажирские автобусы марки «Тойота Хи Айс» государственные регистрационные номера ***. На указанных автобусах отсутствуют обозначения, указывающие на их принадлежность к какому – либо юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, а также обозначения, позволяющее идентифицировать автобус, как транспортное средство, перевозящее пассажиров по определенному маршруту. Водители, находясь возле автобуса, голосом зазывали граждан, для поездки по маршруту «Южно-Сахалинск – Невельск». Конечным и начальным пунктом отправления данных автобусов является аналогичным и для рейсовых автобусов ООО «Невельская АТК». По ходу движения автобусы двигаются по тому же маршруту, что и следовавшие за ними рейсовые автобусы ООО «Невельская АТК». Остановка автобусов происходит на остановочных пунктах, утвержденных маршрутом №518 «Южно-Сахалинск – Невельск – Южно-Сахалинск».
В ходе этих остановок, данные автобусы осуществляют посадку и высадку пассажиров, с взиманием платы по заниженным от установленных государственным заказчиком цены водителем данного автобуса.
Так, «нелегальными перевозчиками» установлен тариф на услуги по маршруту «Южно-Сахалинск - Невельск – Южно-Сахалинск» в размере 300 рублей, тогда как в соответствии с приказом региональной энергетической комиссии Сахалинской области от 25.10.2019 №54 установлены тарифы на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулярным муниципальным и межмуниципальным маршрутам, в том числе по маршруту «Южно-Сахалинск – Невельск – Южно-Сахалинск» в размере 341,50 рублей (94,9км. х 3,60 руб./пассажиро-километр).
Из обращения ООО «Невельская АТК» следует, что при осуществлении деятельности по маршруту «Южно-Сахалинск – Невельск – Южно-Сахалинск» «нелегальные перевозчики» не сообщают пассажирам информацию о том, что они не имеют права осуществлять регулярные перевозки общественным транспортом и нарушают установленный порядок, тем самым вводя потребителей в заблуждение относительно качества и потребительских свойств той услуги, которая предполагается к оказанию.
Из полученных фотоматериалов установлено, что по маршрутам осуществляющих пассажирские перевозки автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении, перевозку пассажиров осуществляет транспортное средство со следующим государственным номером:
-***;
- ***
На основании справок учета транспортных средств представленные ГИБДД МВД России, Управление установило владельцев вышеуказанных транспортных средств (вх. № 1584 от 30.04.2021 г.).
Из вышеизложенного следует вывод, что ИП *** ИП*** имитируют оказание услуг пассажирской перевозки по направлению «Южно-Сахалинск – Невельск - Южно-Сахалинск», фактически осуществляя при этом регулярные перевозки пассажиров и багажа.
Таким образом, осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении без надлежащего образом оформленных документов нарушает требования, установленные действующим законодательством.
Действия ИП ***, ИП *** осуществляющие регулярные пассажирские перевозки без соответствующих разрешительных документов, влекут получение необоснованных преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности (так как указанные субъекты не несут расходы, связанные с ее осуществлением в части участия в проводимых конкурсах, приготовлением к осуществлению предпринимательской деятельности в части приобретения необходимого оборудования и прочего).
На основании вышеизложенного присутствуют все обязательные критерии, которые позволяют квалифицировать действия хозяйствующих субъектов в качестве акта недобросовестной конкуренции, а именно наличие конкурентных отношений хозяйствующих субъектов на одном товарном рынке; направленность на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности; противоречие действия законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости; способность действия причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации другого хозяйствующего субъекта.
Следовательно, действия хозяйствующих субъектов ИП ***, ИП *** являются актом недобросовестной конкуренции.
Согласно статье 14.8 Закона о защите конкуренции не допускаются иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1 - 14.7 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с частью 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статьей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 Закона о защите конкуренции без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.
С учетом всех фактических обстоятельств, установленных Сахалинским УФАС России действия ИП ****, ИП *** при осуществлении пассажирских перевозок автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении являются противоправными, направлены на получение преимуществ перед другими хозяйствующими субъектами и могли причинить им убытки.
В связи с наличием в действиях Индивидуального предпринимателя *** признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного статьей 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в недобросовестном поведении в ходе осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении по маршруту «Южно-Сахалинск - Невельск - Южно-Сахалинск» Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее – Управление) на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции выдало предупреждение, о необходимости прекращения указанного действия путем прекращения деятельности по осуществлению пассажирских перевозок автомобильным транспортом, а именно пассажирским автобусом марки Тойота Хайс с государственным номером *** в межмуниципальном сообщении по маршруту «Южно-Сахалинск - Невельск - Южно-Сахалинск» в отсутствие заключенного с уполномоченным органом местного самоуправления г. Южно-Сахалинска в сфере транспортного обслуживания населения договора об осуществлении регулярных перевозок транспорта и багажа по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, в течение месяца со дня получения настоящего предупреждения.
Данное предупреждение было направлено в адрес ИП *** сопроводительным письмом (исх. от 07.07.2021 г. № 08-2783).
По информации, содержащейся на сервисе отслеживания почтовой корреспонденции Почты России в сети Интернет, указанное предупреждение, с почтовым идентификатором 800 индивидуальным предпринимателем не получено и 20.07.2021 года возвращено отправителю по иным обстоятельствам.
На сегодняшний момент, в Сахалинское УФАС России не поступили сведения об исполнении предупреждения. Следовательно, в соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.
В связи с наличием в действиях Индивидуального предпринимателя *** признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного статьей 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в недобросовестном поведении в ходе осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении по маршруту «Южно-Сахалинск - Невельск - Южно-Сахалинск» Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее – Управление) на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции выдало предупреждение, о необходимости прекращения указанного действия путем прекращения деятельности по осуществлению пассажирских перевозок автомобильным транспортом, а именно пассажирским автобусом марки Тойота Хайс с государственным номером *** в межмуниципальном сообщении по маршруту «Южно-Сахалинск - Невельск - Южно-Сахалинск» в отсутствие заключенного с уполномоченным органом местного самоуправления г. Южно-Сахалинска в сфере транспортного обслуживания населения договора об осуществлении регулярных перевозок транспорта и багажа по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, в течение месяца со дня получения настоящего предупреждения.
Данное предупреждение было направлено в адрес ИП *** сопроводительным письмом (исх. от 07.07.2021 г. № 08-2784).
По информации, содержащейся на сервисе отслеживания почтовой корреспонденции Почты России в сети Интернет, указанное предупреждение, с почтовым идентификатором 800 индивидуальным предпринимателем получено лично 12.07.2021 года.
26.07.2021 г. в адрес Сахалинского УФАС России от ИП *** поступил документ (вх. № 2065) поименованный как «Заявление/возражение об оспаривании предупреждения о прекращении действий/бездействия, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства от 07.07.2021 г. №08-2784».
Из содержания, которого следует, что основным видом деятельности ИП ***является – деятельность легкового такси и арендованных легковых автомобилей с водителем (подтверждается Выпиской из ЕГРИП), в связи с данным обстоятельством, индивидуальный предприниматель имеет право вести деятельность в качестве легкового такси и совершать перевозки пассажиров и багажа. Далее, принадлежащий автомобиль ИП *** марки Тойота Хайс с государственным номером *** относится к категории «В» и к типу транспортного средства Легковой прочее, соответственно не является пассажирским автобусом, как было указано в предупреждении от 07.07.2021 г. Также, ИП *** опровергает тот факт, что им совершаются регулярные пассажирские перевозки, с установленным графиком, по определенному маршруту «Южно-Сахалинск – Невельск – Южно-Сахалинск», индивидуальный предприниматель выполняет перевозки только по определённым заказам граждан, что не запрещено законом и основным видом деятельности, следовательно, данные действия не содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Также, ИП *** к документу от 26.07.2021 г. представил копию разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Сахалинской области (Серия ** № ***) срок действия разрешения с 16.08.2017 г. по 16.08.2022 г., данное разрешение выдано Администрацией Невельского городского округа от 16.08.2017 г.
С учетом вышеуказанных обстоятельств, ИП ***. считает, что в его действиях отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Рассмотрев заявление ИП *** от 26.07.2021 г. и приложенные к нему документы, Сахалинское УФАС России приходит к следующему.
До 31.12.2020 г. действовали Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 №112.
Глава III Правил №112 посвящена «Перевозке пассажиров и багажа по заказу».
Перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования, условия которого определяются соглашением сторон в соответствии со статьей 27 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (пункт 89).
Посадка лиц, определенных договором фрахтования, в транспортное средство, предоставленное для заказной перевозки пассажиров и багажа, осуществляется после идентификации пассажира с целью удостоверения его права на проезд в этом транспортном средстве в соответствии со списком (списками) пассажиров, представленным (представленными) фрахтовщику фрахтователем (пункт 92).
В силу пункта 95 Правил №112 транспортное средство, предоставляемое для перевозки пассажиров и багажа по заказу, оформляется табличками с надписью «Заказной», размещаемыми: а) над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла; б) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства; в) на заднем окне транспортного средства. Над лобовым стеклом и (или) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства указывается краткое наименование фрахтовщика.
В случае если договором фрахтования предусматривается использование транспортных средств для перевозки неопределенного круга лиц, на правой стороне кузова по ходу транспортного средства устанавливается указатель маршрута, на котором проставляются наименования начального и конечного, а также промежуточных остановочных пунктов маршрута (при их наличии) (пункт 98).
Но между тем, пунктом 100 Правил №112, пункты посадки (высадки) пассажиров, используемые для перевозок неопределенного круга лиц, могут совмещаться с остановочными пунктами маршрутов регулярных перевозок.
На основании отчета частного детектива, а также Справок по результатам проведения мероприятий «наблюдение» на пассажирском автобусном маршруте №518 «Южно-Сахалинск – Невельск – Южно-Сахалинск», Управление не устанавливает в действиях ИП *** перевозок осуществляющих только по определенным заказам, в силу следующего.
Как было указано ранее, с привокзальной площади г. Южно-Сахалинска отходят пассажирские автобусы марки «Тойота Хи Айс» государственные регистрационные номера *** На указанных автобусах отсутствуют обозначения, указывающие на их принадлежность к какому – либо юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, а также обозначения, позволяющее идентифицировать автобус, как транспортное средство, перевозящее пассажиров по определенному маршруту. Водители, находясь возле автобуса, голосом зазывали граждан, для поездки по маршруту «Южно-Сахалинск – Невельск». При посадке пассажиров в установленные автобусы плату за проезд взимали водители данных автобусов. Билеты за проезд пассажирам выдавались только по требованию. Билеты не соответствовали установленному образцу и представляли собой квитанции на оплату пользования легковым такси.
С учетом того, что действия ИП *** по перевозке пассажиров и багажа по заказу не соответствовали Правилам №112, в своем заявлении доказательств, подтверждающих выполнение перевозок пассажиров и багажа по заказу индивидуальный предприниматель не представил, Управление приходит к выводу о том, что ИП *** имитирует оказание услуг заказной пассажирской перевозки по направлению «Южно-Сахалинск – Невельск – Южно-Сахалинск».
Также, по вопросу перевозки пассажиров и багажа легковым такси (глава IV Правил №112).
Перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключаемого фрахтователем непосредственно с водителем легкового такси или путем принятия к выполнению фрахтовщиком заказа фрахтователя (пункт 102). Заказ фрахтователя принимается с использованием любых средств связи, а также по месту нахождения фрахтовщика или его представителя.
Пунктом 104 Правил №112, Фрахтовщик обязан зарегистрировать принятый к исполнению заказ фрахтователя в журнале регистрации путем внесения в него следующей информации: а) номер заказа; б) дата принятия заказа; в) дата выполнения заказа; г) место подачи легкового такси; д) марка легкового такси, если договором фрахтования предусматривается выбор фрахтователем марки легкового такси; е) планируемое время подачи легкового такси.
Правилами № 112, определено, что легковое такси оборудуется опознавательным фонарем оранжевого цвета, который устанавливается на крыше транспортного средства и включается при готовности легкового такси к перевозке пассажиров и багажа. На кузов легкового такси наносится цветографическая схема, представляющая собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке. На передней панели легкового такси справа от водителя размещается следующая информация: а) полное или краткое наименование фрахтовщика; б) условия оплаты за пользование легковым такси; в) визитная карточка водителя с фотографией; г) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа (пункт 115-117).
Согласно фототаблицам сделанных во время проведения мероприятий «наблюдения», невозможно сделать вывод о том, что транспортное средство марки «Тойота Хи Айс» государственный регистрационный номер *** является легковым такси.
Из вышеизложенного следует вывод, что ИП **** имитирует оказание услуг осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении по маршруту № 518 «Южно-Сахалинск-Невельск-Южно-Сахалинск, фактически осуществляя при этом регулярные перевозки пассажиров и багажа.
На сегодняшний момент, в Сахалинское УФАС России не поступили сведения об исполнении предупреждения от 07.07.2021 г. Следовательно, в соответствии с частью 8 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.
На основании изложенного издан приказ Сахалинского УФАС России от 26.08.2021 № 98 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Индивидуальным предпринимателем ****, Индивидуальным предпринимателем **** статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
ОПРЕДЕЛИЛ:
- Назначить дело № 065/01/14.8-532/2021 к рассмотрению на 24 сентября 2021 года в 15 часов 00 минут по адресу: г. Южно-Сахалинск, пр. Победы, д. 24, 1 этаж.
- Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве:
- Ответчиков:
- Индивидуального предпринимателя ***;
- Индивидуального предпринимателя ***
- Заявителя: Общество с ограниченной ответственностью «Невельская автотранспортная компания» (сокращенное наименование – ООО «Невельская АТК», ИНН/КПП 6505005940/ 650501001, ОГРН 1146509000010, юридический адрес: 694745, Сахалинская область, Невельский район, г. Невельск, ул. Приморская, 53).
Явка представителя ответчика обязательна (при невозможности присутствия на заседании Комиссии Сахалинского УФАС России необходимо заблаговременно направить ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя).
При себе необходимо иметь документы, удостоверяющие личность, доверенность, на право представления интересов организации в антимонопольном органе, заверенную надлежащим образом.
Председатель комиссии ****