Определение №08-3360 Без аннотации. от 26 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области

почтовый адрес: пр. Победы, 24,

г. Южно-Сахалинск, 693007

юридический адрес: пр. Победы, 24,

г. Южно-Сахалинск, 693007

тел. (4242) 46-55-66, 46-55-69, факс (4242) 46-55-67

e-mail: to65@fas.gov.ru

____________ № ____________

На № _______ от ___________

 

 

     

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о назначении дела № 065/01/14.8-532/2021 о нарушении

антимонопольного законодательства к рассмотрению

26 августа 2021 года г. Южно-Сахалинск

Председатель Комиссии Сахалинского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства***,

УСТАНОВИЛ:

В Управлении Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее – Сахалинское УФАС России, Управление) на рассмотрении находится обращение ООО «Невельская АТК» (далее – Заявитель, Общество) (вх. от 21.04.2021г. № 1193) по факту незаконного выполнения пассажирских перевозок автомобильным транспортом, содержащее признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные статьей 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

По результатам рассмотрения данного обращения установлено следующее.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции, конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции, хозяйствующий субъект - индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.

Пунктом 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлено, что товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Согласно пункту 9 статьи 4 Закона о конкуренции, недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Из определения понятия «недобросовестная конкуренция» следует, что для квалификации совершенных деяний в качестве акта недобросовестной конкуренции, действия конкретного лица должны выполнять одновременно следующие условия:

- лицо, совершившее данное деяние, обладает признаком хозяйствующего субъекта (а также наличие конкурентных отношений между хозяйствующими субъектами);

- наличие действия хозяйствующего субъекта (группы лиц);

-направленность на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности;

- противоречие действия законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;

- совершенные действия способны причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации другого хозяйствующего субъекта.

ООО «Невельская АТК» осуществляет деятельность, связанную с регулярными пассажирскими перевозками автобусным транспортом междугороднего сообщения по установленным Министерством транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области маршрутам и на основании государственных контрактов, заключенных с Министерством транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области.

Так, в соответствии с заключенным государственным контрактом № от 11.12.2017 г. ООО «Невельская АТК» оказывает услуги, связанные с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемому тарифу на межмуниципальном маршруте № 518 «Южно-Сахалинск-Невельск-Южно-Сахалинск».

Указанный государственный контракт заключен в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федерального закона от 13.07.2015 г. № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» по результатам открытого конкурса в электронной форме, на основании протокола подведения итогов открытого конкурса в электронной форме № 0361200015017007080 от 28.11.2017 г.

Однако выполняя работы по контракту, Общество столкнулось с работами на маршруте «нелегальных перевозчиков», осуществляющих пассажирские перевозки автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении.

По мнению Заявителя, пассажирские перевозки осуществляет индивидуальный предприниматель***, индивидуальный предприниматель ***

Данные лица осуществляют перевозки по маршруту, право осуществления, которых принадлежит ООО «Невельская АТК», являющимся стороной государственного контракта и имеющему все необходимые документы.

В доказательство осуществления пассажирских перевозок Заявитель к обращению от 21.04.2021 г. приложил отчет частного детектива от 24.12.2020 года, в котором содержатся фотоматериалы, содержащие изображение автотранспортных средств, места продажи билетов и стоимость билетов.

Так, на основании Договора оказания частных детективных услуг № 1/11/20-Н от 01.11.2020 года, в соответствии с заданием Заказчика (ООО «Невельская АТК») в период с 11.11.2020 по 21.12.2020 г. частным детективом были проведены мероприятия в виде «наблюдение» и «наведение справок», предусмотренные Законом РФ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» от 11.03.1992 N 2487-1, по установлению обстоятельств недобросовестной конкуренции сторонними лицами при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на межмуниципальном маршруте «Южно-Сахалинск – Невельск – Южно-Сахалинск».

Из отчета частного детектива Управление установило следующее. На регулярной основе по маршруту «Южно - Сахалинск – Невельск - Южно-Сахалинск» с привокзальной площади г. Южно-Сахалинска до отправления рейсовых автобусов ООО «Невельская АТК», отходят автобусы, не используемые Обществом. Среди таких автобусов пассажирские автобусы марки «Тойота Хи Айс» государственные регистрационные номера ***. На указанных автобусах отсутствуют обозначения, указывающие на их принадлежность к какому – либо юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, а также обозначения, позволяющее идентифицировать автобус, как транспортное средство, перевозящее пассажиров по определенному маршруту. Водители, находясь возле автобуса, голосом зазывали граждан, для поездки по маршруту «Южно-Сахалинск – Невельск». Конечным и начальным пунктом отправления данных автобусов является аналогичным и для рейсовых автобусов ООО «Невельская АТК». По ходу движения автобусы двигаются по тому же маршруту, что и следовавшие за ними рейсовые автобусы ООО «Невельская АТК». Остановка автобусов происходит на остановочных пунктах, утвержденных маршрутом №518 «Южно-Сахалинск – Невельск – Южно-Сахалинск».

В ходе этих остановок, данные автобусы осуществляют посадку и высадку пассажиров, с взиманием платы по заниженным от установленных государственным заказчиком цены водителем данного автобуса.

Так, «нелегальными перевозчиками» установлен тариф на услуги по маршруту «Южно-Сахалинск - Невельск – Южно-Сахалинск» в размере 300 рублей, тогда как в соответствии с приказом региональной энергетической комиссии Сахалинской области от 25.10.2019 №54 установлены тарифы на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулярным муниципальным и межмуниципальным маршрутам, в том числе по маршруту «Южно-Сахалинск – Невельск – Южно-Сахалинск» в размере 341,50 рублей (94,9км. х 3,60 руб./пассажиро-километр).

Из обращения ООО «Невельская АТК» следует, что при осуществлении деятельности по маршруту «Южно-Сахалинск – Невельск – Южно-Сахалинск» «нелегальные перевозчики» не сообщают пассажирам информацию о том, что они не имеют права осуществлять регулярные перевозки общественным транспортом и нарушают установленный порядок, тем самым вводя потребителей в заблуждение относительно качества и потребительских свойств той услуги, которая предполагается к оказанию.

Из полученных фотоматериалов установлено, что по маршрутам осуществляющих пассажирские перевозки автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении, перевозку пассажиров осуществляет транспортное средство со следующим государственным номером:

-***;

- ***

На основании справок учета транспортных средств представленные ГИБДД МВД России, Управление установило владельцев вышеуказанных транспортных средств (вх. № 1584 от 30.04.2021 г.).

Из вышеизложенного следует вывод, что ИП *** ИП*** имитируют оказание услуг пассажирской перевозки по направлению «Южно-Сахалинск – Невельск - Южно-Сахалинск», фактически осуществляя при этом регулярные перевозки пассажиров и багажа.

Таким образом, осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении без надлежащего образом оформленных документов нарушает требования, установленные действующим законодательством.

Действия ИП ***, ИП *** осуществляющие регулярные пассажирские перевозки без соответствующих разрешительных документов, влекут получение необоснованных преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности (так как указанные субъекты не несут расходы, связанные с ее осуществлением в части участия в проводимых конкурсах, приготовлением к осуществлению предпринимательской деятельности в части приобретения необходимого оборудования и прочего).

На основании вышеизложенного присутствуют все обязательные критерии, которые позволяют квалифицировать действия хозяйствующих субъектов в качестве акта недобросовестной конкуренции, а именно наличие конкурентных отношений хозяйствующих субъектов на одном товарном рынке; направленность на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности; противоречие действия законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости; способность действия причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации другого хозяйствующего субъекта.

Следовательно, действия хозяйствующих субъектов ИП ***, ИП *** являются актом недобросовестной конкуренции.

Согласно статье 14.8 Закона о защите конкуренции не допускаются иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1 - 14.7 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статьей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 Закона о защите конкуренции без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

С учетом всех фактических обстоятельств, установленных Сахалинским УФАС России действия ИП ****, ИП *** при осуществлении пассажирских перевозок автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении являются противоправными, направлены на получение преимуществ перед другими хозяйствующими субъектами и могли причинить им убытки.

В связи с наличием в действиях Индивидуального предпринимателя *** признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного статьей 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в недобросовестном поведении в ходе осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении по маршруту «Южно-Сахалинск - Невельск - Южно-Сахалинск» Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее – Управление) на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции выдало предупреждение, о необходимости прекращения указанного действия путем прекращения деятельности по осуществлению пассажирских перевозок автомобильным транспортом, а именно пассажирским автобусом марки Тойота Хайс с государственным номером *** в межмуниципальном сообщении по маршруту «Южно-Сахалинск - Невельск - Южно-Сахалинск» в отсутствие заключенного с уполномоченным органом местного самоуправления г. Южно-Сахалинска в сфере транспортного обслуживания населения договора об осуществлении регулярных перевозок транспорта и багажа по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, в течение месяца со дня получения настоящего предупреждения.

Данное предупреждение было направлено в адрес ИП *** сопроводительным письмом (исх. от 07.07.2021 г. № 08-2783).

По информации, содержащейся на сервисе отслеживания почтовой корреспонденции Почты России в сети Интернет, указанное предупреждение, с почтовым идентификатором 800 индивидуальным предпринимателем не получено и 20.07.2021 года возвращено отправителю по иным обстоятельствам.

На сегодняшний момент, в Сахалинское УФАС России не поступили сведения об исполнении предупреждения. Следовательно, в соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

В связи с наличием в действиях Индивидуального предпринимателя *** признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного статьей 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в недобросовестном поведении в ходе осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении по маршруту «Южно-Сахалинск - Невельск - Южно-Сахалинск» Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее – Управление) на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции выдало предупреждение, о необходимости прекращения указанного действия путем прекращения деятельности по осуществлению пассажирских перевозок автомобильным транспортом, а именно пассажирским автобусом марки Тойота Хайс с государственным номером *** в межмуниципальном сообщении по маршруту «Южно-Сахалинск - Невельск - Южно-Сахалинск» в отсутствие заключенного с уполномоченным органом местного самоуправления г. Южно-Сахалинска в сфере транспортного обслуживания населения договора об осуществлении регулярных перевозок транспорта и багажа по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, в течение месяца со дня получения настоящего предупреждения.

Данное предупреждение было направлено в адрес ИП *** сопроводительным письмом (исх. от 07.07.2021 г. № 08-2784).

По информации, содержащейся на сервисе отслеживания почтовой корреспонденции Почты России в сети Интернет, указанное предупреждение, с почтовым идентификатором 800 индивидуальным предпринимателем получено лично 12.07.2021 года.

26.07.2021 г. в адрес Сахалинского УФАС России от ИП *** поступил документ (вх. № 2065) поименованный как «Заявление/возражение об оспаривании предупреждения о прекращении действий/бездействия, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства от 07.07.2021 г. №08-2784».

Из содержания, которого следует, что основным видом деятельности ИП ***является – деятельность легкового такси и арендованных легковых автомобилей с водителем (подтверждается Выпиской из ЕГРИП), в связи с данным обстоятельством, индивидуальный предприниматель имеет право вести деятельность в качестве легкового такси и совершать перевозки пассажиров и багажа. Далее, принадлежащий автомобиль ИП *** марки Тойота Хайс с государственным номером *** относится к категории «В» и к типу транспортного средства Легковой прочее, соответственно не является пассажирским автобусом, как было указано в предупреждении от 07.07.2021 г. Также, ИП *** опровергает тот факт, что им совершаются регулярные пассажирские перевозки, с установленным графиком, по определенному маршруту «Южно-Сахалинск – Невельск – Южно-Сахалинск», индивидуальный предприниматель выполняет перевозки только по определённым заказам граждан, что не запрещено законом и основным видом деятельности, следовательно, данные действия не содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Также, ИП *** к документу от 26.07.2021 г. представил копию разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Сахалинской области (Серия ** № ***) срок действия разрешения с 16.08.2017 г. по 16.08.2022 г., данное разрешение выдано Администрацией Невельского городского округа от 16.08.2017 г.

С учетом вышеуказанных обстоятельств, ИП ***. считает, что в его действиях отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Рассмотрев заявление ИП *** от 26.07.2021 г. и приложенные к нему документы, Сахалинское УФАС России приходит к следующему.

До 31.12.2020 г. действовали Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 №112.

Глава III Правил №112 посвящена «Перевозке пассажиров и багажа по заказу».

Перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования, условия которого определяются соглашением сторон в соответствии со статьей 27 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (пункт 89).

Посадка лиц, определенных договором фрахтования, в транспортное средство, предоставленное для заказной перевозки пассажиров и багажа, осуществляется после идентификации пассажира с целью удостоверения его права на проезд в этом транспортном средстве в соответствии со списком (списками) пассажиров, представленным (представленными) фрахтовщику фрахтователем (пункт 92).

В силу пункта 95 Правил №112 транспортное средство, предоставляемое для перевозки пассажиров и багажа по заказу, оформляется табличками с надписью «Заказной», размещаемыми: а) над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла; б) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства; в) на заднем окне транспортного средства. Над лобовым стеклом и (или) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства указывается краткое наименование фрахтовщика.

В случае если договором фрахтования предусматривается использование транспортных средств для перевозки неопределенного круга лиц, на правой стороне кузова по ходу транспортного средства устанавливается указатель маршрута, на котором проставляются наименования начального и конечного, а также промежуточных остановочных пунктов маршрута (при их наличии) (пункт 98).

Но между тем, пунктом 100 Правил №112, пункты посадки (высадки) пассажиров, используемые для перевозок неопределенного круга лиц, могут совмещаться с остановочными пунктами маршрутов регулярных перевозок.

На основании отчета частного детектива, а также Справок по результатам проведения мероприятий «наблюдение» на пассажирском автобусном маршруте №518 «Южно-Сахалинск – Невельск – Южно-Сахалинск», Управление не устанавливает в действиях ИП *** перевозок осуществляющих только по определенным заказам, в силу следующего.

Как было указано ранее, с привокзальной площади г. Южно-Сахалинска отходят пассажирские автобусы марки «Тойота Хи Айс» государственные регистрационные номера *** На указанных автобусах отсутствуют обозначения, указывающие на их принадлежность к какому – либо юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, а также обозначения, позволяющее идентифицировать автобус, как транспортное средство, перевозящее пассажиров по определенному маршруту. Водители, находясь возле автобуса, голосом зазывали граждан, для поездки по маршруту «Южно-Сахалинск – Невельск». При посадке пассажиров в установленные автобусы плату за проезд взимали водители данных автобусов. Билеты за проезд пассажирам выдавались только по требованию. Билеты не соответствовали установленному образцу и представляли собой квитанции на оплату пользования легковым такси.

С учетом того, что действия ИП *** по перевозке пассажиров и багажа по заказу не соответствовали Правилам №112, в своем заявлении доказательств, подтверждающих выполнение перевозок пассажиров и багажа по заказу индивидуальный предприниматель не представил, Управление приходит к выводу о том, что ИП *** имитирует оказание услуг заказной пассажирской перевозки по направлению «Южно-Сахалинск – Невельск – Южно-Сахалинск».

Также, по вопросу перевозки пассажиров и багажа легковым такси (глава IV Правил №112).

Перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключаемого фрахтователем непосредственно с водителем легкового такси или путем принятия к выполнению фрахтовщиком заказа фрахтователя (пункт 102). Заказ фрахтователя принимается с использованием любых средств связи, а также по месту нахождения фрахтовщика или его представителя.

Пунктом 104 Правил №112, Фрахтовщик обязан зарегистрировать принятый к исполнению заказ фрахтователя в журнале регистрации путем внесения в него следующей информации: а) номер заказа; б) дата принятия заказа; в) дата выполнения заказа; г) место подачи легкового такси; д) марка легкового такси, если договором фрахтования предусматривается выбор фрахтователем марки легкового такси; е) планируемое время подачи легкового такси.

Правилами № 112, определено, что легковое такси оборудуется опознавательным фонарем оранжевого цвета, который устанавливается на крыше транспортного средства и включается при готовности легкового такси к перевозке пассажиров и багажа. На кузов легкового такси наносится цветографическая схема, представляющая собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке. На передней панели легкового такси справа от водителя размещается следующая информация: а) полное или краткое наименование фрахтовщика; б) условия оплаты за пользование легковым такси; в) визитная карточка водителя с фотографией; г) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа (пункт 115-117).

Согласно фототаблицам сделанных во время проведения мероприятий «наблюдения», невозможно сделать вывод о том, что транспортное средство марки «Тойота Хи Айс» государственный регистрационный номер *** является легковым такси.

Из вышеизложенного следует вывод, что ИП **** имитирует оказание услуг осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении по маршруту № 518 «Южно-Сахалинск-Невельск-Южно-Сахалинск, фактически осуществляя при этом регулярные перевозки пассажиров и багажа.

На сегодняшний момент, в Сахалинское УФАС России не поступили сведения об исполнении предупреждения от 07.07.2021 г. Следовательно, в соответствии с частью 8 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

На основании изложенного издан приказ Сахалинского УФАС России от 26.08.2021 № 98 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Индивидуальным предпринимателем ****, Индивидуальным предпринимателем **** статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ОПРЕДЕЛИЛ:

  1. Назначить дело № 065/01/14.8-532/2021 к рассмотрению на 24 сентября 2021 года в 15 часов 00 минут по адресу: г. Южно-Сахалинск, пр. Победы, д. 24, 1 этаж.
  2. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве:

- Ответчиков:

  1. Индивидуального предпринимателя ***;
  2. Индивидуального предпринимателя ***

- Заявителя: Общество с ограниченной ответственностью «Невельская автотранспортная компания» (сокращенное наименование – ООО «Невельская АТК», ИНН/КПП 6505005940/ 650501001, ОГРН 1146509000010, юридический адрес: 694745, Сахалинская область, Невельский район, г. Невельск, ул. Приморская, 53).

Явка представителя ответчика обязательна (при невозможности присутствия на заседании Комиссии Сахалинского УФАС России необходимо заблаговременно направить ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя).

При себе необходимо иметь документы, удостоверяющие личность, доверенность, на право представления интересов организации в антимонопольном органе, заверенную надлежащим образом.

Председатель комиссии ****

Связанные организации

Связанные организации не указаны