Заключение б/н без аннотации от 15 августа 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Сахалинской области

почтовый адрес: пр. Победы, 24,

г. Южно-Сахалинск, 693007

юридический адрес: пр. Победы, 24,

г. Южно-Сахалинск, 693007

тел. (4242) 46-55-66, факс (4242) 46-55-67

e-mail: to65@fas.gov.ru

 

______________ № ______________

На № __________ от ________________

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

об обстоятельствах дела № 065/01/10-13/2019

15 августа 2019 года город Южно-Сахалинск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:

- *** – временно исполняющий обязанности руководителя управления;

- *** – государственный инспектор отдела контроля власти, антимонопольного контроля и рекламы;

- ***– специалист-эксперт отдела контрля государственных закупок;

рассмотрев дело № 065/01/10-13/2019 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Аэрофьюэлз Камчатка» (сокращенное наименование – ООО «Аэрофьюэлз Камчатка», ОГРН 1034100945031, ИНН/КПП 4105027409/410501001, юридический адрес: 684000, Камчатский край, район Елизовский, г. Елизово, пер. Топливный, д. 1, зарегистрирован в качестве юридического лица 21.04.2003 Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Петропавловск-Камчатскому) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

У С Т А Н О В И Л А:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее – Сахалинское УФАС России) в связи с письмом ФАС России от 16.08.2018 № АК/64856/18 «О проведении проверки на рынке авиационного топлива» были проведены административные процедуры на предмет выявления наличия (отсутствия) признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных статьей 10 Закона о защите конкуренции, в действиях ООО «ТЗК Аэрофьюэлз» при установлении цен на топливо для реактивных двигателей ТС-1 (далее также авиакеросин) в составе стоимости услуги по топливообеспечению воздушных судов в аэропорту г. Южно-Сахалинска и аэропорту Менделеево (п.г.т. Южно-Курильск).

Сахалинским УФАС России в рамках наделенных полномочий был проведен анализ цены на услугу по авиатопливообеспечению воздушных судов в аэропорту Южно-Курильск (Менделеево), включающую в себя стоимость авиационного топлива и стоимость услуги по заправке воздушного судна, за период с 01.07.2017 по 30.09.2018 на предмет наличия (отсутствия) в действиях ООО «ТЗК Аэрофьюэлз» признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

По результатам данного анализа в отношении ООО «ТЗК Аэрофьюэлз» было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 08-05/2019 по признакам нарушения, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, в части установления монопольно высокой цены на услугу по топливообеспечению воздушных судов в аэропорту Южно-Курильск (Менделеево), включающую поставку авиационного топлива в специальные емкости воздушных судов и заправку воздушных судов авиационным топливом.

В ходе рассмотрения дела № 08-05/2019 было установлено, что ООО «ТЗК Аэрофьюэлз» в соответствии с заключенными договорами на топливообеспечение воздушных судов в аэропортах Российской Федерации фактически осуществляет поставку (реализацию) авиационного топлива и авиаГСМ в специально предназначенные технологические емкости воздушных судов, в то время как услугу по заправке воздушных судов авиационным топливом оказывает ООО «Аэрофьюэлз Камчатка» своими силами и средствами на основании заключенного с ООО «ТЗК Аэрофьюэлз» договора.

В целях реализации договоров на топливообеспечение воздушных судов ООО «ТЗК Аэрофьюэлз» заключен договор с ООО «Аэрофьюэлз Камчатка» об оказании услуг по приему, хранению, контролю качества, подготовке к выдаче на заправку, заправке авиатоплива и авиаГСМ в воздушные суда от 01.12.2011 № 101/2011-АП (далее – Договор № 101/2011-АП).

Согласно п. 1.1 Договора № 101/2011-АП ООО «Аэрофьюэлз Камчатка» обязуется обеспечить услуги по заправке авиатопливом и авиаГСМ ВС эксплуатантов, выполняющих грузовые, чартерные и пассажирские авиаперевозки из/через аэропорт пгт. Южно-Курильск, по письменной заявке ООО «ТЗК Аэрофьюэлз», а также осуществлять прием авиатоплива на склад ГСМ «Филиала ООО «Аэрофьюэлз Камчатка» - Южно-Курильск», хранение, контроль качества, лабораторные услуги, подготовку и выдачу на заправку авиатоплива в ВС эксплуатантов.

Таким образом, владея в аэропорту Южно-Курильск (Менделеево) необходимым имуществом (инфраструктурой), ООО «Аэрофьюэлз Камчатка» на основании Договора № 101/2011-АП, фактически осуществляет заправку воздушных судов авиационным топливом, а также оказывает последнему услуги по хранению авиационного топлива.

Весь комплекс работ по авиатопливообеспечению воздушных судов, указанных в п. 1.3. Приказа № 89, выполняется ООО «Аэрофьюэлз Камчатка» на основании Договора № 101/2011-АП.

В соответствии с пунктом 1 Положения о государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.04.2008 № 293 (далее – Постановление № 293) настоящее Положение определяет:

а) цели и методы государственного регулирования цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей (далее - тарифы);

б) основы ценообразования на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;

в) правила государственного регулирования тарифов.

Постановлением № 293 утвержден также перечень услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством:

1. Обеспечение взлета, посадки и стоянки воздушных судов;

2. Предоставление аэровокзального комплекса;

3. Обеспечение авиационной безопасности;

4. Обслуживание пассажиров;

5. Обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом;

6. Хранение авиационного топлива.

Пунктом 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331, установлено, что Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

Согласно части 1 статьи 39 Закона «О защите конкуренции» антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.

Статьей 10 Закона «О защите конкуренции» установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением.

Таким образом, квалификация действий хозяйствующего субъекта как нарушение указанного запрета связана с установлением факта обладания хозяйствующим субъектом доминирующим положением.

Статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон «О естественных монополиях») определено, что субъектом естественных монополий признается хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

На основании абзаца 5 пункта 1 статьи 4 Закона «О естественных монополиях» услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

На основании части 1 статьи 5 Закона «О естественных монополиях» для регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий образуются федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий (далее - органы регулирования естественных монополий) в порядке, установленном для федеральных органов исполнительной власти.

В силу пункта 1 Постановления Правительства РФ от 07.04.2004 № 189 «Вопросы Федеральной антимонопольной службы» надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях относится к основным функциями ФАС России и её территориальных органов.

На основании статьи 6 Закона «О естественных монополиях» одним из методов регулирования деятельности субъектов естественных монополий является ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.

При этом перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Положение о государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 23.04.2008 № 293, определяет основы ценообразования на данные услуги.

Так же Постановлением Правительства РФ от 23.04.2008 № 293 утвержден перечень услуг субъектов естественных монополий в аэропортах.

Таким образом, услуги, поименованные в указанном перечне, составляют сферу деятельности субъектов естественных монополий – услуги в аэропортах.

На основании пункта 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 №331, ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за соблюдением законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий.

На основании пункта 6 Положения об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий и о пределах такого регулирования и контроля, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 № 950, государственному регулированию органами регулирования подлежит деятельность субъектов естественных монополий в сфере услуг в аэропортах, включенных в реестр субъектов естественных монополий и не вошедших в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Указанный перечень утверждается федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий на основе анализа деятельности конкретного субъекта естественной монополии в сфере услуг в аэропортах.

Пунктом 16 постановления №293 установлено, что порядок рассмотрения вопросов по установлению (изменению) тарифов, а также перечень документов, предоставляемых для их установления (изменения), определяются Федеральной антимонопольной службой.

Для целей ценового регулирования деятельности субъектов естественных монополий, оказывающих услуги в аэропортах, применяется Порядок рассмотрения вопросов по установлению (изменению) цен (тарифов, сборов) или их предельного уровня на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, а также перечней документов, предоставляемых для их установления (изменения), утвержденный приказом ФСТ России от 24.06.2009 № 135-т/1, и Порядок рассмотрения документов, представляемых для принятия решения о введении, изменении или прекращении регулирования деятельности субъектов естественных монополий, и перечня таких документов, утвержденный приказом ФСТ России от 13.10.2010 № 481-э.

Указанными документами предусмотрен заявительный порядок рассмотрения вопроса об установлении тарифа, либо об отказе от ценового регулирования, внесения данных о субъекте в реестр.

Таким образом, принимая во внимание императивное указание Закона «О естественных монополиях» о ценовом регулировании деятельности субъектов естественных монополий, отсутствие в законе связи статуса субъекта естественной монополии с нахождением в реестре, на субъект естественной монополии накладывается обязанность вести хозяйственную деятельность по ценам (тарифам), определенным в результате государственного регулирования или по свободным ценам (тарифам) в случае отказа органа регулирования от регулирования тарифов.

В таком случае, хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность, поименованную в перечне услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством, утвержденном Постановлением № 293,обязан обратиться в орган регулирования тарифов – ФАС России, которая принимает решение о включении указанного субъекта в реестр субъектов естественных монополий и в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется ФАС России.

Определением Сахалинского УФАС России от 13.02.2019 по делу № 08-05/2019, возбужденному в отношении ООО «ТЗК Аэрофьюэлз» по признакам нарушения, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, в ООО «Аэрофьюэлз Камчатка» были запрошены информация (сведения) и документы, в том числе приказы (иные распорядительные документы) по установлению цен на услугу по хранению авиатоплива и на услугу заправки авиатоплива в воздушные суда в аэропорту Южно-Курильск на 2017-2018 годы.

Однако сведений о соблюдении установленного нормативными правовыми актами порядка ООО «Аэрофьюэлз Камчатка» представлено не было.

В связи с наличием в действиях ООО «Аэрофьюэлз Камчатка» признаков нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции материалы выделены в отдельное производство.

По результатам проведения анализа состояния конкуренции на рынке услуг по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом, а также услуг по хранению авиационного топлива на территории аэропорта Южно-Курильск (Менделеево) по делу № 065/01/10-13/2019, возбужденному в отношении ООО «Аэрофьюэлз Камчатка» по признакам нарушения п. 10 ч. 1 ст.10 Закона о защите конкуренции, установлено следующее.

1. Временной интервал исследования определен периодом с 01.07.2017 по 11.04.2019 гг.

2. Продуктовые границы товарного рынка: услуги по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом, услуги по хранению авиационного топлива.

3. Географические границы товарного рынка: границы аэропорта Южно-Курильск (Менделеево).

4. Хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение:

В соответствии с ч. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение ООО «Аэрофьюэлз Камчатка» - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Согласно пункту 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Так, в связи с несоблюдением установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на услуги субъектов естественных монополий в аэропортах, в действиях ООО «Аэрофьюэлз Камчатка» усматриваются признаки нарушения, предусмотренные п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции в части нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на услуги по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом, хранению авиационного топлива в аэропорту Южно-Курильск (Менделеево).

На основании вышеизложенного, Комиссия Сахалинского УФАС России, руководствуясь статьями 23, 39, 40, 41, 48.1 Закона о защите конкуренции, приходит к выводу о наличии в действиях ООО «Аэрофьюэлз Камчатка» нарушений пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Председатель Комиссии***

   

 

       

Члены Комиссии:

  ***  
       
     

***

       
 
       

Возражение на Заключение об обстоятельствах дела № 065/01/10-13/2019 просим предоставлять не позднее двух рабочих дней до следующего заседания

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны