Аналитический отчет №б/н без аннотации от 22 сентября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

федеральная антимонопольная служба

Управление Федеральной антимонопольной службы по САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

г. Южно-Сахалинск, пр. Победы, 24 тел. (4242) 46-55-66

КРАТКИЙ ОТЧЕТ (ОБЗОР)

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНАЛИЗА СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНЦИИ, ПРОВЕДЕННОГО ПРИ РАССМОТРЕНИИ ДЕЛА № 065/01/14.8-534/2021 ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ СТАТЬИ 148. ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 26.07.2006 № 135-ФЗ «О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ»

 

 

г. Южно-Сахалинск

 

2021

I. Общие положения.

Настоящий анализ проведен в соответствии с подпунктом «а» пункта 1.1. Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 г. № 220 (далее – Порядок № 220) при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства № 065/01/14.8-534/2021, возбужденного по признакам нарушения статьи 148. Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон «О защите конкуренции»).

Дело о нарушении антимонопольного законодательства № 065/01/14.8-534/2021 по признакам нарушения статьи 148. Закона «О защите конкуренции» возбуждено в отношении Индивидуального предпринимателя *** в связи с недобросовестным поведением при осуществлении пассажирских перевозок автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении по маршруту № 516 «Южно-Сахалинск – Холмск - Южно-Сахалинск» без соответствующих разрешительных документов.

Основанием для возбуждения дела послужило заявление ООО «Холмское пассажирское автотранспортное предприятие» (вх. № 1192 от 21.04.2021) по факту незаконного выполнения пассажирских перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту № 516 «Южно-Сахалинск - Холмск - Южно-Сахалинск».

Из заявления следует, что ООО «Холмское пассажирское автотранспортное предприятие» (далее также ООО «Холмское ПАТП», Заявитель, Общество) осуществляет деятельность, связанную с регулярными пассажирскими перевозками автобусным транспортом междугороднего сообщения по установленным Министерством транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области маршрутам и на основании государственных контрактов, заключенных с Министерством транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области.

Так, в соответствии с заключенным государственным контрактом № 08/12 от 11.12.2017 г. ООО «Холмское ПАТП» оказывает услуги, связанные с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемому тарифу на межмуниципальном маршруте № 516 «Южно-Сахалинск – Холмск - Южно-Сахалинск».

Указанный государственный контракт заключен в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральным законом от 13.07.2015 г. № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» по результатам открытого конкурса в электронной форме, на основании протокола подведения итогов открытого конкурса в электронной форме № 036120001501700*** от 28.11.2017 г.

Однако, выполняя работы по контракту, Общество столкнулось с работами на маршруте «нелегальных перевозчиков», осуществляющих пассажирские перевозки автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении.

В доказательство осуществления пассажирских перевозок Заявитель к обращению от 21.04.2021 г. приложил отчет частного детектива от 25.12.2020 года, в котором содержатся фотоматериалы, содержащие изображение автотранспортных средств, графики отправки автотранспортных средств, места продажи билетов и стоимость билетов.

Из отчета частного детектива Сахалинским УФАС России установлено, что на регулярной основе по маршруту «Южно-Сахалинск – Холмск - Южно-Сахалинск» с привокзальной площади г. Южно-Сахалинска до отправления рейсовых автобусов ООО «Холмское ПАТП», отходят автобусы, не используемые Обществом. Среди таких автобусов пассажирский автобус иностранного производства с государственным регистрационным номером *** . На указанном автобусе отсутствует обозначение, указывающее на его принадлежность к какому-либо юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, а также обозначение, позволяющее идентифицировать автобус, как транспортное средство, перевозящее пассажиров по определенному маршруту. Водитель, находясь возле автобуса, голосом зазывал граждан, для поездки по маршруту «Южно-Сахалинск – Холмск». Конечный и начальный пункты отправления данного автобуса являются идентичными для рейсовых автобусов ООО «Холмское ПАТП». По ходу движения автобус двигается по тому же маршруту, что и следовавший за ним рейсовый автобус ООО «Холмское ПАТП». Остановка автобуса происходит на остановочном пункте, утвержденном маршрутом № 516 «Южно-Сахалинск – Холмск – Южно-Сахалинск».

Также установлено, что «нелегальными перевозчиками» взимается с пассажиров тариф на услуги пассажирских перевозок по маршруту «Южно-Сахалинск - Холмск – Южно-Сахалинск» в размере 300 рублей, тогда как в соответствии с приказом Региональной энергетической комиссии Сахалинской области от 25.10.2019 № 54 установлен тариф на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулярному межмуниципальному маршруту «Южно-Сахалинск – Холмск – Южно-Сахалинск» в размере 351,75 рублей (93,8 км х 3,75 руб./пассажиро-километр).

Согласно справке учета транспортных средств, представленной ГИБДД МВД России по Сахалинской области, установлено, что владельцем транспортного средства с государственным номером - *** осуществляющего пассажирские перевозки по маршруту «Южно-Сахалинск – Холмск – Южно-Сахалинск», является ИП ***

Из вышеизложенного следует вывод, что ИП *** имитирует оказание услуг пассажирской перевозки по направлению «Южно-Сахалинск – Холмск - Южно-Сахалинск», фактически осуществляя при этом регулярные перевозки пассажиров и багажа.

Согласно пункту 4 статьи 4 Закона «О защите конкуренции» товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона «О защите конкуренции» хозяйствующий субъект - индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.

Из пункта 7 статьи 4 Закона «О защите конкуренции» следует, что конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно пункту 9 статьи 4 Закона «О защите конкуренции», недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Из определения понятия «недобросовестная конкуренция» следует, что для квалификации совершенных деяний в качестве акта недобросовестной конкуренции, действия конкретного лица должны выполнять одновременно следующие условия:

- лицо, совершившее данное деяние, обладает признаком хозяйствующего субъекта (а также наличие конкурентных отношений между хозяйствующими субъектами);

- наличие действия хозяйствующего субъекта (группы лиц);

- направленность на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности;

- противоречие действия законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;

- совершенные действия способны причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации другого хозяйствующего субъекта.

Таким образом, осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении без надлежащим образом оформленных документов нарушает требования, установленные действующим законодательством.

Действия ИП ***, осуществляющего регулярные пассажирские перевозки по межмуниципальному маршруту № 516 «Южно-Сахалинск – Холмск - Южно-Сахалинск» без соответствующих разрешительных документов, влекут получение необоснованных преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности (так как он не несет расходы, связанные с ее осуществлением в части участия в проводимых конкурсах, приготовлением к осуществлению предпринимательской деятельности в части приобретения необходимого оборудования и прочего).

В связи с изложенным можно сделать вывод о наличии всех обязательных критериев, которые позволяют квалифицировать действия ИП *** в качестве акта недобросовестной конкуренции, а именно наличие конкурентных отношений хозяйствующих субъектов на одном товарном рынке; направленность на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности; противоречие действия законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости; способность действия причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации другого хозяйствующего субъекта.

Следовательно, действия ИП **** являются актом недобросовестной конкуренции.

С учетом всех фактических обстоятельств, установленных Сахалинским УФАС России, действия ИП **** при осуществлении пассажирских перевозок автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении по маршруту № 516 «Южно-Сахалинск – Холмск - Южно-Сахалинск» являются противоправными, направлены на получение преимуществ перед заявителем и могли причинить ему убытки.

В силу нормы статьи 148. Закона «О защите конкуренции» не допускаются иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 141. – 147. Закона «О защите конкуренции».

Согласно части 2 статьи 391. Закона «О защите конкуренции» предупреждение выдается лицам в случае выявления признаков нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с частью 2 статьи 391. Закона «О защите конкуренции» принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статьей 141., 142., 143., 147., 148. и 15 Закона «О защите конкуренции» без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

В связи с наличием в действиях Индивидуального предпринимателя *** признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного статьей 148. Закона «О защите конкуренции», выразившихся в недобросовестном поведении в ходе осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении по маршруту № 516 «Южно-Сахалинск - Холмск - Южно-Сахалинск» Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области на основании статьи 391. Закона «О защите конкуренции» выдало предупреждение о необходимости прекращения указанного действия путем прекращения деятельности по осуществлению пассажирских перевозок автомобильным транспортом, а именно пассажирским автобусом марки ССАНГ ЙОНГ ИСТАНА с государственным номером *** в межмуниципальном сообщении по маршруту № 516 «Южно-Сахалинск - Холмск - Южно-Сахалинск» в отсутствие заключенного с уполномоченным органом местного самоуправления г. Южно-Сахалинска в сфере транспортного обслуживания населения договора об осуществлении регулярных перевозок транспорта и багажа по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, в течение месяца со дня получения настоящего предупреждения.

Данное предупреждение было направлено в адрес ИП ****сопроводительным письмом от 07.07.2021 г. № 08-2778.

В связи с отсутствием в Сахалинском УФАС России сведений об исполнении выданного предупреждения, в отношении ИП *** на основании Приказа Сахалинского УФАС России от 26.08.2021 № *** возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 065/01/14.8-534/2021.

В соответствии с частью 51. статьи 45 Закона «О защите конкуренции» анализ состояния конкуренции проведен в объеме, необходимом для принятия решения по делу № 065/01/14.8-534/2021.

Согласно пункту 10.6 Порядка № 220 по делам, возбужденным по признакам нарушения статей 141. – 148. Закона «О защите конкуренции», анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка;

в) определение географических границ товарного рынка;

г) определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, в объеме установления фактических конкурентных отношений между хозяйствующим субъектом, в действиях (бездействии) которого обнаружены признаки недобросовестной конкуренции, и хозяйствующим субъектом, которому указанными действиями (бездействием) причинены или могут быть причинены убытки либо нанесен или может быть нанесен вред его деловой репутации.

Анализ состояния конкуренции проведен в соответствии со следующими нормативными актами:

- Законом «О защите конкуренции»;

- Порядком № 220.

 

II. Источники исходной информации.

В целях анализа состояния конкуренции в качестве исходной информации использованы:

материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства № 065/01/14.8-534/2021.

III. Определение временного интервала исследования.

В соответствии с пунктом 2.1. Порядка № 220 временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка.

В случае, если исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования, то проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке.

Согласно материалам дела № 065/01/14.8-534/2021, государственный контракт № 08/12 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемому тарифу на межмуниципальном маршруте 516 «Южно-Сахалинск – Холмск - Южно-Сахалинск», в соответствии с которым ООО «Холмское ПАТП» осуществляет перевозки по указанному маршруту, заключен 11.12.2017 г.

В соответствии с п. 1.5. предмета государственного контракта № 08/12 от 11.12.20217 срок выполнения работ по осуществлению регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам на межмуниципальном маршруте 516 «Южно-Сахалинск – Холмск - Южно-Сахалинск» с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года.

Дело о нарушении антимонопольного законодательства 065/01/14.8-534/2021 по признакам нарушения ИП *** статьи 148. Закона «О защите конкуренции» возбуждено на основании Приказа Сахалинского УФАС России от 26.08.2021 № 99 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства».

Учитывая изложенное, для целей рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 065/01/14.8-534/2021, временной интервал исследования рынка определен периодом с 01.01.2018 г. по 26.08.2021 г., который включает период совершения предполагаемого нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с пунктом 2.4. Порядка № 220 все характеристики товарного рынка определяются в пределах одного установленного временного интервала.

IV. Определение продуктовых границ товарного рынка.

Из материалов дела № 065/01/14.8-534/2021 следует, что признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные статьей 148. Закона «О защите конкуренции» выявлены при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту № 516 «Южно-Сахалинск - Холмск - Южно-Сахалинск».

В соответствии с пунктом 3.1. Порядка № 220 процедура выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке (далее – определение продуктовых границ товарного рынка), включает:

  • предварительное определение товара;
  • выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;
  • определение взаимозаменяемых товаров.

Статьей 4 Закона «О защите конкуренции» закреплены следующие понятия:

  • товар – объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
  • товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Таким образом, товарный рынок представляет собой сферу взаимоотношений между продавцами товаров (работ, услуг) и покупателями товара (работ, услуг) по поводу приобретения товара (работ, услуг).

Согласно п. 3.4. Порядка № 220 предварительное определение товара проводится на основе:

а) условий договора, заключенного в отношении товара;

б) разрешений (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности;

в) нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность;

г) общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности;

д) товарных словарей или справочников товароведов;

е) заключений специалистов, имеющих специальные знания в соответствующей сфере;

ж) иного способа, позволяющего однозначно определить товар.

Предварительное определение товара проводилось на основе п./п. «а», «б», «в», «г», Порядка № 220.

1. Предварительное определение товара на основе условий договора, заключенного в отношении товара (п./п. «а» Порядка № 220).

В материалы дела № 065/01/14.8-534/2021 представлен Государственный контракт № *** от 11.12.2017 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемому тарифу на межмуниципальном маршруте 516 «Южно-Сахалинск – Холмск - Южно-Сахалинск» (далее – Государственный контракт № 08/12), заключенный между Министерством транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области (Заказчик) и ООО «Холмское пассажирское автотранспортное предприятие» (Перевозчик).

В соответствии с пунктом 1.1. раздела 1 «Предмет контракта» Заказчик поручает, а Перевозчик принимает на себя обязательства по выполнению работ по осуществлению регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам на межмуниципальном маршруте» № 516 «Южно-Сахалинск - Холмск - Южно-Сахалинск» (далее – регулярные перевозки).

Регулярные перевозки по настоящему контракту осуществляются в соответствии с техническим заданием (Приложение № 1 к настоящему контракту) и расписанием движения по маршруту (Приложение к техническому заданию), являющиимся неотъемлемой частью настоящего контракта.

На основании п./п. «а» Порядка № 220 предварительно продуктовые границы товарного рынка определены как работы, связанные с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемому тарифу на межмуниципальном маршруте 516 «Южно-Сахалинск – Холмск - Южно-Сахалинск».

2. Предварительное определение товара на основе разрешений (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности (п./п. «б» Порядка № 220).

В силу пункта 24 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами подлежит лицензированию.

Сведения о транспортных средствах нужно включить в реестр лицензий, иначе их запрещено использовать при перевозках (ч. 1, 5 ст. 3.2 Устава автомобильного транспорта).

Лицензионные требования указаны в Положении о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 № 1616.

В соответствии с п. 2 указанного Положения о лицензировании за лицензией нужно обращаться в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта (ее территориальные органы).

3. Предварительное определение товара на основе нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность (п./п. «в» Порядка № 220).

Деятельность по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом регулируется следующими нормативными актами:

- Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – Устав автомобильного транспорта);

- Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1586 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»;

- Федеральным законом от 13.06.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 220-ФЗ);

- Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;

- Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Устав автомобильного транспорта регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации, в частности, определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов (далее также - транспортные средства), а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур.

В статье 2 Устава автомобильного транспорта, среди прочих, даны следующие понятия:

маршрут - путь следования транспортного средства между пунктами отправления и назначения;

маршрут регулярных перевозок - предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке;

расписание - график, устанавливающий время или интервалы прибытия транспортных средств в остановочный пункт либо отправления транспортных средств от остановочного пункта.

перевозчик - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу.

На основании Устава автомобильного транспорта Правительство Российской Федерации утверждает правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, а также правила перевозок грузов автомобильным транспортом (ст. 3 Устава автомобильного транспорта).

Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1586.

Закон № 220-ФЗ регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок.

Пункт 6 части 1 статьи 3 Закона № 220-ФЗ определяет, что межмуниципальный маршрут регулярных перевозок - маршрут регулярных перевозок в границах не менее двух муниципальных районов одного субъекта Российской Федерации, не менее двух городских округов одного субъекта Российской Федерации или не менее одного муниципального района и не менее одного городского округа одного субъекта Российской Федерации.

Межмуниципальные маршруты регулярных перевозок в границах субъектов Российской Федерации устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченными органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 11 Закона № 220-ФЗ).

На основании статьи 12 Закона № 220-ФЗ Правительство Сахалинской области постановило определить уполномоченным органом по установлению, изменению, отмене межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок в Сахалинской области министерство транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области (Постановление Правительства Сахалинской области от 09.12.2016 № 607 «Об утверждении порядка установления, изменения, отмены межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок в Сахалинской области»).

Регулярные перевозки по регулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке (п. 17 ч. 1 ст. 3 Закона № 220-ФЗ).

В целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам (ч. 1 ст. 14 Закона № 220-ФЗ).

Осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений Закона № 220-ФЗ (ч. 2 ст. 14 Закона № 220-ФЗ).

Предметом государственного или муниципального контракта является выполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт (далее - подрядчик), работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, в соответствии с требованиями, установленными государственным или муниципальным заказчиком (ч. 3 ст. 14 Закона № 220-ФЗ).

Регулируемые тарифы на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации, если иное не установлено законом данного субъекта Российской Федерации ч. 1 ст. 15 Закона № 220-ФЗ).

На основании п./п. «в» Порядка № 220 предварительно продуктовые границы товарного рынка определены как работы, связанные с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемому тарифу на межмуниципальном маршруте.

4. Предварительное определение товара на основе общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности (п./п. «г» Порядка № 220).

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утвержденным Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст (далее – ОКВЭД) услуги по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам включены в раздел Н «Деятельность сухопутного и трубопроводного транспорта», класс 49 «Услуги сухопутного и трубопроводного транспорта», подкласс 49.3 «Деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта», группу 49.39 «Деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта, не включенная в другие группировки». Эта группировка включает регулярные перевозки пассажиров в междугородном и международном сообщении. Подгруппа ОКВЭД 49.39.1 включает регулярные перевозки пассажиров сухопутным транспортом, кроме железнодорожного транспорта, в междугородном и международном сообщении, а также специальные перевозки (для собственных нужд). Вид ОКВЭД 49.39.11 включает регулярные перевозки пассажиров автобусами в междугородном сообщении.

В выписке из ЕГРЮЛ ООО «Холмское ПАТП» в сведениях об основном виде деятельности значится код ОКВЭД 49.39.11 «Регулярные перевозки пассажиров автобусами в междугородном сообщении».

В выписке из ЕГРЮЛ ИП ***, представленной в материалы дела, коды ОКВЭД, относящиеся к подклассу 49.3 «Деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта», в том числе к группам 49.39 «Деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта, не включенная в другие группировки» и 49.31 «Деятельность сухопутного пассажирского транспорта: перевозки», отсутствуют.

На основании п./п. «г» Порядка № 220 предварительно продуктовые границы товарного рынка определены как регулярные перевозки пассажиров автобусами в междугородном сообщении.

В результате в соответствии с п. 3.4. Порядка № 220 предварительно продуктовые границы товарного рынка определены как работы, связанные с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам на межмуниципальном маршруте № 516 «Южно-Сахалинск – Холмск – Южно-Сахалинск».

Пунктом 3.5. Порядка № 220 определено, что при выявлении свойств товара, определяющих выбор покупателя, анализируются:

  • функциональное назначение, в том числе цель потребления товара и его потребительские свойства;
  • применение товара (в том числе перепродажа либо личное потребление или профессиональное использование);
  • качественные характеристики, в том числе вид, сорт, ассортимент, дизайн, упаковка, реклама, особенности в системе распространения и сбыта;
  • технические характеристики, в том числе эксплуатационные показатели, ограничения по транспортировке, условия сборки, ремонта, технического обслуживания (включая гарантийное обслуживание), особенности профессионального использования (производственного потребления);
  • цена;
  • условия реализации, в том числе размер партий товара, способ реализации товара;
  • иные характеристики.

Функциональное назначение и применение товара связаны с личными целями населения, имеющего необходимость перемещения между муниципальными образованиями Сахалинской области, в частности, между городами Южно-Сахалинск и Холмск.

Цена.

Цены на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам являются регулируемыми на основании части 1 статьи 14 Закона № 220-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (далее – Постановление № 239) и статьи 4 Закона Сахалинской области от 06.03.2017 № 17-ЗО «О регулировании отдельных вопросов в сфере организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Сахалинской области и деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси» (далее – Закон № 17-ЗО).

Тарифы на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту 516 «Южно-Сахалинск – Холмск - Южно-Сахалинск» утверждены на основании Постановления № 239 и статьи 4 Закона Сахалинской области от 06.03.2017 № 17-ЗО.

В соответствии со статьей 4 Закона № 17-ЗО регулируемые тарифы на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом устанавливаются органом исполнительной власти Сахалинской области, осуществляющим полномочия в сфере государственного регулирования цен (тарифов).

Приказом Региональной энергетической комиссии Сахалинской области от 25.10.2019 № 54 утверждены предельные максимальные тарифы на перевозки пассажиров автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, в том числе по межмуниципальному маршруту № 516 «г. Холмск – г. Южно-Сахалинск, г. Южно-Сахалинск – г. Холмск».

Предельный максимальный тариф на перевозку пассажиров автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту № 516 «г. Холмск – г. Южно-Сахалинск, г. Южно-Сахалинск – г. Холмск» установлен в размере 3,75 руб./пассажирокилометр (ред. № 65 от 26.12.2019 к Приказу РЭК Сахалинской области от 25.10.2019 № 54). Согласно редакции № 15 от 20.04.2020 к Приказу РЭК Сахалинской области от 25.10.2019 № 54, с 01.01.2021 г. на данном маршруте установлен тариф в размере 3,90 рублей/пассажирокилометр.

В соответствии с п. 3.6. и п. 3.7. Порядка № 220 выявляются товары, потенциально являющиеся взаимозаменяемыми для данного товара, и определяются взаимозаменяемые товары в соответствии со статьей 4 Закона «О защите конкуренции».

При выявлении свойств товара, определяющих выбор покупателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, установлено следующее.

Предположительно, работы, связанные с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту «Южно-Сахалинск – Холмск – Южно-Сахалинск» могут быть заменены на услугу пассажирского наземного транспорта - легковое такси.

Однако, при использовании услуги пассажирского наземного транспорта – легкового такси, приобретатель услуги несет значительные издержки, как правило, превышающие 10% от цены перевозки на автобусе по регулярному межмуниципальному маршруту. В связи с этим, население прибегает в данной услуге в исключительных случаях.

Товары не относятся к взаимозаменяемым, если для замены товара другим товаром в процессе потребления требуется более года или в связи с заменой приобретатель товара несет значительные издержки (превышающие, как правило, 10 процентов от цены товара), и если при этом антимонопольный орган не располагает информацией о том, что такая замена имела или имеет место, а также, если такая информация не представлена хозяйствующим субъектом (абзац 2 п.3.7. Порядка № 220).

Следовательно, работы, связанные с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту «Южно-Сахалинск – Холмск – Южно-Сахалинск» не являются взаимозаменяемыми с услугой по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. Также учитывалось, что каждый межмуниципальный маршрут имеет конкретизированные точки остановки и путь движения и не являются взаимозаменяемыми.

Для целей настоящего исследования определение продуктовых границ товарного рынка производилось исходя из деятельности ООО «Холмское ПАТП» и ИП ***, связанной с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту № 516 «Южно-Сахалинск - Холмск - Южно-Сахалинск».

С учетом изложенного, а также принимая во внимание, что ИП *** осуществляет перевозки пассажиров по самостоятельно установленным ценам, для целей рассмотрения дела № 065/01/14.8-534/2021 продуктовыми границами исследуемого товарного рынка являются работы, связанные с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту № 516 «Южно-Сахалинск – Холмск – Южно-Сахалинск».

V. Определение географических границ товарного рынка.

В соответствии с пунктом 4.1. Порядка № 220 процедура определения географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) включает:

- предварительное определение географических границ товарного рынка;

- выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями);

- определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

Согласно п. 4.2. Порядка № 220 определение географических границ товарного рынка проводится на основе информации:

а) о регионе, в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля, и (или) о регионе, в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства;

б) о ценообразовании на рынке рассматриваемого товара или о различиях в уровнях цен на данный товар на территории Российской Федерации;

в) о структуре товаропотоков (о границах территории, за пределы которой вывозится и на которую ввозится не более 10 процентов от общего объема рассматриваемой товарной массы).

В соответствии с пунктом 4.2. Порядка № 220 предварительно географические границы товарного рынка определены границами Сахалинской области (п./п. «а» п. 4.2. Порядка № 220).

Далее при определении географических границ товарного рынка учитывалось, что в соответствии с частью 1 статьи 14 Закона № 220-ФЗ в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.

В рамках рассмотрения дела № 065/01/14.8-534/2021 признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного статьей 148. Закона «О защите конкуренции», выявлены в действиях ИП *** в связи с осуществлением пассажирских перевозок автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении по маршруту «Южно-Сахалинск - Холмск - Южно-Сахалинск».

В соответствии с пунктом 4.5. Порядка № 220 определение географических границ товарного рынка осуществлялось методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах).

Фактические районы продаж определялись местоположением приобретателей и продавцов товара.

Приобретателями товара является население, постоянно проживающее в населенных пунктах муниципальных образований городской округ «Город Южно-Сахалинск» и МО «Холмский городской округ» Сахалинской области, между которыми осуществляется автомобильное сообщение, временно находящиеся и/или проживающие в указанных населенных пунктах граждане Российской Федерации и иностранные граждане.

Продавцами товара выступают хозяйствующие субъекты, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту № 516 «Южно-Сахалинск – Холмск - Южно-Сахалинск»: ООО «Холмское ПАТП» и ИП ***

ООО «Холмское ПАТП» осуществляет регулярные перевозки пассажиров и багажа по межмуниципальному маршруту 516 «Южно-Сахалинск – Холмск – Южно-Сахалинск» в соответствии с Государственным контрактом **** от 11.12.2017.

При определении географических границ товарного рынка учтено, что Техническим заданием на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам на межмуниципальном маршруте № 516 «Южно-Сахалинск - Холмск - Южно-Сахалинск» (приложение № 1 к Государственному контракту № 08/12 от 11.12.2017), определено следующее:

Наименование показателя

Требования к характеристикам работ

Номер, наименование маршрута

№ 516, «Южно-Сахалинск – Холмск – Южно-Сахалинск»

Протяженность маршрута

96,5 км (с конечной остановки «Ж/д вокзал г. Южно-Сахалинск» до конечной остановки «Автокасса г. Холмск»)

Сезонность

Круглый год

Минимальное количество транспортных средств

10 единиц

Остановочные пункты

Ж/д вокзал г. Южно-Сахалинска – с. Троицкое – с. Огоньки – с. Высокое – с. Пожарское – с. Бамбучки – с. Чапланово с. Пятиречье – Автокасса г. Холмск

Требуемый для обслуживания подвижной состав

Автобусы III класса категории М2, М3 по классификатору в соответствии Сгост Р 52051-2003 «Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения» требуемой вместимости, соответствующей имеющемуся пассажиропотоку на маршруте. Все используемые транспортные средства должны относиться к экологическому классу ЕВРО-4 и выше.

Расписание движения автобусов по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок № 516 «Южно-Сахалинск - Холмск - Южно-Сахалинск»

Направление движения по маршруту

Из начального остановочного пункта

Из конечного остановочного пункта

График

Время отправления

07-15

06-00

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

суббота

09-00

07-00

10-00

08-00

11-00

09-00

12-00

09-30

13-00

10-00

14-00

11-00

15-00

12-00

15-30

13-00

16-00

14-00

17-00

15-00

18-00

16-00

19-00

17-00

20-00

18-00

21-00

18-30

воскресенье

Количество оборотных рейсов в сутки - 141

Оборотным рейсом является следование автобуса по маршруту

«Южно-Сахалинск – Холмск – Южно-Сахалинск»

Фактическими районами продаж на рассматриваемом товарном рынке является территория пролегания маршрута № 516 между населенными пунктами г. Южно-Сахалинск и г. Холмск Сахалинской области, по которому осуществляются регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом.

В результате географические границы товарного рынка для целей настоящего исследования определены территорией пролегания межмуниципального автобусного маршрута № 516 «Южно-Сахалинск –Холмск – Южно-Сахалинск».

 

VI. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

Для целей настоящего исследования в соответствии с пунктом 10.6. Порядка № 220 определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, производится в объеме установления фактических конкурентных отношений между хозяйствующим субъектом, в действиях (бездействии) которого обнаружены признаки недобросовестной конкуренции, и хозяйствующим субъектом, которому указанными действиями (бездействием) причинены или могут быть причинены убытки либо нанесен или может быть нанесен вред его деловой репутации.

Согласно пункту 7 статьи 4 Закона «О защите конкуренции» конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Лицом, в действиях которого обнаружены признаки недобросовестной конкуренции, является ИП ****, лицом, которому указанными действиями причинены или могут быть причинены убытки – ООО «Холмское ПАТП»**

Из материалов дела № 065/01/14.8-534/2021 следует, что между ООО «Холмское пассажирское автотранспортное предприятие» и ИП *** установлены фактические конкурентные отношения, т.е. они являются хозяйствующими субъектами – конкурентами при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту № 516 «Южно-Сахалинск – Холмск – Южно-Сахалинск».

В силу положений пунктов 4, 5, 7 статьи 4 Закона «О защите конкуренции ООО «Холмское пассажирское автотранспортное предприятие» и ИП *** являются конкурентами по отношению друг к другу, поскольку фактически осуществляют деятельность на одном и том же товарном рынке в пределах одних и тех же географических границ.

Таким образом, хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом товарном рынке, для целей настоящего исследования являются» ООО «Холмское пассажирское автотранспортное предприятие» и ИП ***

 

Общие выводы:

По результатам проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке установлено следующее.

1. Временной интервал исследования определен периодом с 01.01.2018 г. по 26.08.2021 г.

2. Продуктовые границы товарного рынка: работы, связанные с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту № 516 «Южно-Сахалинск –Холмск – Южно-Сахалинск».

3. Географические границы товарного рынка: территория пролегания межмуниципального автобусного маршрута № 516 «Южно-Сахалинск –Холмск– Южно-Сахалинск».

4. Состав хозяйствующих субъектов: установлены фактические конкурентные отношения между хозяйствующим субъектом, в действиях которого обнаружены признаки недобросовестной конкуренции - ИП *** и хозяйствующим субъектом, которому указанными действиями причинены или могут быть причинены убытки либо нанесен или может быть нанесен вред его деловой репутации - ООО «Холмское пассажирское автотранспортное предприятие».

Начальник отдела анализа товарных,

финансовых рынков и экономической

концентрации ***

22.09.2021 г.

Связанные организации

Связанные организации не указаны