Заключение №08-2627 Без аннотации. от 25 июня 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ФЕДЕРАЛЬНАЯ УПРАВЛЕНИЕ Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области почтовый адрес: пр. Победы, 24, г. Южно-Сахалинск, 693007 юридический адрес: пр. Победы, 24, г. Южно-Сахалинск, 693007 тел. (4242) 46-55-66, факс (4242) 46-55-67 e-mail: to65@fas.gov.ru
______________ № ______________ На № __________ от ________________ |
З А К Л Ю Ч Е Н И Е
об обстоятельствах дела № 065/01/14.8-346/2021
25 июня 2021 года г. Южно-Сахалинск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: Члены Комиссии: |
- *** – заместитель руководителя управления; - *** – начальник отдела контроля органов власти, антимонопольного контроля и рекламы; -*** – государственный инспектор отдела контроля органов власти,антимонопольного контроля и рекламы, |
рассмотрев дело № 065/01/14.8-346/2021 в отношении индивидуального предпринимателя *** по признакам нарушения предусмотренных статьей 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
в отсутствии лиц участвующих в деле,
У С Т А Н О В И Л А:
В Управлении Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - Управление, Сахалинское УФАС России) поступило обращение Общества с ограниченной ответственностью «Поронайскавтотранс» (далее – Заявитель, Общество, ООО «Поронайскавтотранс») (вх. от 04.02.2021 № 324) по факту незаконного выполнения пассажирских перевозок автомобильным транспортом, содержащее признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные статьей 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
По результатам рассмотрения данного обращения установлено следующее.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции, конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Согласно пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции, хозяйствующий субъект - индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.
Пунктом 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлено, что товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Согласно пункту 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции, недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Из определения понятия "недобросовестная конкуренция" следует, что для квалификации совершенных деяний в качестве акта недобросовестной конкуренции, действия конкретного лица должны выполнять одновременно следующие условия:
- лицо, совершившее данное деяние, обладает признаком хозяйствующего субъекта (а также наличие конкурентных отношений между хозяйствующими субъектами);
- наличие действия хозяйствующего субъекта (группы лиц);
- направленность на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности;
- противоречие действия законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;
- совершенные действия способны причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации другого хозяйствующего субъекта.
ООО «Поронайскавтотранс» осуществляет деятельность, связанную с регулярными пассажирскими перевозками автобусным транспортом междугороднего сообщения по установленным Министерством транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области маршрутам и на основании государственных контрактов, заключенных с Министерством транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области.
Так, в соответствии с заключенным государственным контрактом № 20 от 28.07.2020 г. ООО «Поронайскавтотранс» оказывает услуги, связанные с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемому тарифу на межмуниципальном маршруте № 504 «Южно-Сахалинск - Александровск – Сахалинский - Южно-Сахалинск».
Указанный государственный контракт заключен в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федерального закона от 13.07.2015 г. № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» по результатам открытого конкурса в электронной форме, на основании протокола подведения итогов открытого конкурса в электронной форме № 0361200015020003009 от 30.06.2020 г.
Однако, выполняя работы по контракту, Общество столкнулось с работами на маршруте нелегальных перевозчиков, осуществляющих пассажирские перевозки автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении.
По мнению Заявителя, пассажирские перевозки осуществляет ИП ***
Данное лицо осуществляет перевозку по не установленному маршруту регулярных перевозок, сведения о котором отсутствуют в реестре маршрутов межмуниципального сообщения № 504 «Южно-Сахалинск - Александровск – Сахалинский - Южно-Сахалинск».
В доказательство осуществления пассажирских перевозок Заявитель к обращению от 04.02.2021 г. приложил отчет частного детектива от 24.12.2020 года, в котором содержатся фотоматериалы, содержащие изображение автотранспортных средств, графики отправки автотранспортных средств, места продажи билетов и стоимость билетов.
Так, на основании Договора оказания частных детективных услуг № 10/11/20 от 10.11.2020 года, в соответствии с заданием Заказчика (ООО «Поронайскавтотранс») в период с 13.11.2020 по 24.12.2020 г. частным детективом были проведены мероприятия в виде «наблюдение» и «наведение справок», предусмотренные Законом РФ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» от 11.03.1992 N 2487-1, по установлению обстоятельств недобросовестной конкуренции сторонними лицами при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на межмуниципальном маршруте «Южно-Сахалинск – Александровск-Сахалинский – Южно-Сахалинск».
Из отчета частного детектива Управление установило следующее. На регулярной основе по маршруту «Южно-Сахалинск – Александровск-Сахалинский – Южно-Сахалинск» с привокзальной площади г. Южно-Сахалинска в понедельник, среду, пятницу и субботу примерно за полтора часа до отправления рейсового автобуса
ООО «Поронайскавтотранс» отходят автобусы, не используемые Обществом. Указанные автобусы имеют обозначение маршрута «Александровск-Сахалинский – Южно-Сахалинск» на двери пассажирского салона. Конечным и начальным пунктом отправления данных автобусов является аналогичным и для рейсовых автобусов
ООО «Поронайскавтотранс». По ходу движения автобусы имеющие обозначение маршрута «Александровск-Сахалинский – Южно-Сахалинск» двигаются по тому же маршруту, что и следовавшие за ними рейсовые автобусы ООО «Поронайскавтотранс». Остановка автобусов происходит на остановочных пунктах, утвержденных маршрутом №504 «Южно-Сахалинск – Александровск-Сахалинский – Южно-Сахалинск». В ходе этих остановок, данные автобусы осуществляют посадку и высадку пассажиров, с взиманием платы по заниженным от установленных государственным заказчиком цены водителем данного автобуса.
Из обращения ООО «Поронайскавтотранс» следует, что при осуществлении деятельности по маршруту «Южно-Сахалинск – Александровск-Сахалинский – Южно-Сахалинск» «нелегальные перевозчики» не сообщают пассажирам информацию о том, что они не имеют права осуществлять регулярные перевозки общественным транспортом и нарушают установленный порядок, тем самым вводя потребителей в заблуждение относительно качества и потребительских свойств той услуги, которая предполагается к оказанию.
Из полученных фотоматериалов установлено, что по маршрутам осуществляющих пассажирские перевозки автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении, перевозку пассажиров осуществляет транспортные средства со следующими государственными номерами:
-Н***
-М***
На основании справок учета транспортных средств представленные ГИБДД МВД России, Управление установило владельца вышеуказанных транспортных средств
(вх. № 815-эл от 04.03.2021 г.).
Из обращения Общества следует, что нелегальные перевозчики, действуя по маршруту № 504 «Южно-Сахалинск - Александровск – Сахалинский - Южно-Сахалинск» установили тариф на услугу в 1620 рублей при безналичном расчете посредством приобретения билета на Интернет-ресурсе «RFBUS.RU» федеральная транспортная система», тогда как в соответствии с приказом региональной энергетической комиссии Сахалинской области от 25.10.2019 г. №54 установлен тариф на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулярным муниципальным и межмуниципальным маршрутам, в том числе по маршруту «Южно-Сахалинск - Александровск – Сахалинский - Южно-Сахалинск» в размере 1778,17 рублей (564,5 км. х 3,15 рубля / пассажиро-километр).
Управление, в рамках рассмотрения обращения запросило у
ООО «Поронайскавтотранс» сведения о расчете убытков полученных от действий незаконных перевозчиков при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на маршруте «Южно-Сахалинск - Александровск – Сахалинский - Южно-Сахалинск» (от 09.03.2021 г. №08-1081).
Согласно ответу Общества (от 22.03.2021 г. №848) за период 2020 года убытки от действий незаконных перевозчиков при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на маршруте «Южно-Сахалинск - Александровск – Сахалинский - Южно-Сахалинск» составили: 5461280 рублей; за январь 2021 года – 190650 рублей.
Из вышеизложенного следует вывод, что ИП *** имитирует оказание услуг пассажирской перевозки по направлению «Южно-Сахалинск - Александровск – Сахалинский - Южно-Сахалинск», фактически осуществляя при этом регулярные перевозки пассажиров и багажа.
Таким образом, осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении без надлежащего образом оформленных документов нарушает требования, установленные действующим законодательством.
Действия ИП *** осуществляющие регулярные пассажирские перевозки без соответствующих разрешительных документов, влекут получение необоснованных преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности (так как указанные субъекты не несут расходы, связанные с ее осуществлением в части участия в проводимых конкурсах, приготовлением к осуществлению предпринимательской деятельности в части приобретения необходимого оборудования и прочего).
На основании вышеизложенного присутствуют все обязательные критерии, которые позволяют квалифицировать действия хозяйствующих субъектов в качестве акта недобросовестной конкуренции, а именно наличие конкурентных отношений хозяйствующих субъектов на одном товарном рынке; направленность на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности; противоречие действия законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости; способность действия причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации другого хозяйствующего субъекта.
Следовательно, действия хозяйствующих субъектов ИП *** являются актом недобросовестной конкуренции.
Согласно статье 14.8 Закона о защите конкуренции не допускаются иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1 - 14.7 Закона о защите конкуренции.
Согласно части 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение выдается лицам в случае выявления признаков нарушения антимонопольного законодательства.
В соответствии с частью 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статьей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 Закона о защите конкуренции без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.
С учетом всех фактических обстоятельств, установленных Сахалинским УФАС России действия ИП *** при осуществлении пассажирских перевозок автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении являются противоправными, направлены на получение преимуществ перед другими хозяйствующими субъектами и могли причинить им убытки.
В связи с наличием в действиях Индивидуального предпринимателя *** признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного статьей 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в недобросовестном поведении в ходе осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении по маршруту № 504 «Южно-Сахалинск - Александровск – Сахалинский - Южно-Сахалинск», Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области выдало предупреждение на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ о необходимости прекращения указанных действий путем прекращения деятельности по осуществлению пассажирских перевозок автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении по маршруту № 504 «Южно-Сахалинск - Александровск – Сахалинский - Южно-Сахалинск» в отсутствие заключенного с уполномоченным органом местного самоуправления г. Южно-Сахалинска в сфере транспортного обслуживания населения договора об осуществлении регулярных перевозок транспорта и багажа по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, в течение месяца со дня получения настоящего предупреждения.
Данное предупреждение было направлено в адрес ИП *** сопроводительным письмом (исх. от 05.04.2021 № 08-1522).
По информации, содержащейся на сервисе отслеживания почтовой корреспонденции Почты России в сети Интернет, указанное предупреждение, с почтовым идентификатором 800*** индивидуальным предпринимателем не получено и 19.04.2021 года возвращено отправителю по иным обстоятельствам.
В Сахалинском УФАС России отсутствуют сведения об исполнении предупреждения. В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.
На основании изложенного издан приказ Сахалинского УФАС России от 25.05.2021 № 70 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Индивидуальным предпринимателем **** статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
В соответствии с пунктами 3.35, 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом от 25 мая 2012г. № 339 и Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке", Управлением проведен анализ состояния конкуренции (далее – Анализ) в связи с наличием в действиях ИП ***признаков нарушения статьи 14.8 Закона о защите конкуренции.
По результатам проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке установлено следующее.
1. Временной интервал исследования определен периодом с 28.07.2020 г. по 25.05.2021 г.
2. Продуктовые границы товарного рынка: работы, связанные с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту № 504 «Южно-Сахалинск – Александровск-Сахалинский – Южно-Сахалинск».
3. Географические границы товарного рынка: территория пролегания межмуниципального автобусного маршрута № 504 «Южно-Сахалинск – Александровск-Сахалинский – Южно-Сахалинск».
4. Состав хозяйствующих субъектов: установлены фактические конкурентные отношения между хозяйствующим субъектом, в действиях которого обнаружены признаки недобросовестной конкуренции - ИП *** и хозяйствующим субъектом ООО «Поронайскавтотранс», которому указанными действиями причинены или могут быть причинены убытки либо нанесен или может быть нанесен вред его деловой репутации.
На основании вышеизложенного, действия ИП ***выраженные в недобросовестном поведении в ходе осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении по маршруту № 504 «Южно-Сахалинск - Александровск–Сахалинский - Южно-Сахалинск» является нарушением статьи 14.8 Закона о защите конкуренции.
На основании вышеизложенного, Комиссия Сахалинского УФАС России, руководствуясь статьями 23, 39, 40, 41, 48.1 Закона о защите конкуренции, приходит к выводу о наличии в действиях ИП*** нарушения статьи 14.8 Закона о защите конкуренции.
Председатель Комиссии |
*** |
||
Члены Комиссии: |
*** |
||
*** |
|||
Возражение на Заключение об обстоятельствах дела № 065/01/14.8-346/2021 просим предоставлять не позднее двух рабочих дней до следующего заседания.