Аналитический отчет б/н без аннотации от 30 июня 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

федеральная антимонопольная служба

Управление Федеральной антимонопольной службы по САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

г. Южно-Сахалинск, пр. Победы, 24 тел. (4242) 46-55-66

 

КРАТКИЙ ОТЧЕТ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНАЛИЗА СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ РАБОТ (УСЛУГ) ПО СОДЕРЖАНИЮ ОБЪЕКТОВ ВНУТРИКВАРТАЛЬНОГО БЛАГОУСТРОЙСТВА, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД ЮЖНО-САХАЛИНСК»,

ПО ДЕЛУ № 065/01/15-655/2021

 

 

г. Южно-Сахалинск

2022

I. Общие положения.

Анализ состояния конкуренции на рынке работ (услуг) по содержанию объектов внутриквартального благоустройства, расположенных на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», проведен в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 г. № 220 (далее – Порядок № 220) в рамках рассмотрения Сахалинским УФАС России (далее также Управление) дела о нарушении антимонопольного законодательства № 065/01/15-655/2021, возбужденного по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон «О защите конкуренции») в связи с приобщением к материалам дела обращения главного редактора ИА ****№ 71/2022 (вх. № 598 от 18.03.2022).

Дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции» № 065/01/15-655/2021 возбуждено в отношении Администрации города Южно-Сахалинска на основании Приказа Сахалинского УФАС России от 20.10.2021 № 124 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Администрацией города Южно-Сахалинска части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции».

Основанием для возбуждения дела № 065/01/15-655/2021 послужили обращения главного редактора ИА *** (вх. № 1472, 1473 от 25.05.2021), Ассоциации регионального отраслевого объединения работодателей «Сахалинское Саморегулируемое Объединение Строителей» (вх. № 1497 от 28.05.202, вх. № 1646 от 09.06.2021 г.) (далее – Заявитель) на действия Администрации г. Южно-Сахалинска, содержащие сведения о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства, выраженные в неисполнении предупреждения антимонопольного органа от 21.01.2021 № 08-195.

Предупреждение в адрес Администрации г. Южно-Сахалинска от 21.01.2021 № 08-195 было выдано Сахалинским УФАС России в связи с утверждением Администрацией г. Южно-Сахалинска, без проведения конкурентных процедур, следующих нормативных актов:

- Постановления от 08.04.2021 № 1017-па, которым утвержден Порядок предоставления субсидии из бюджета городского округа «Город Южно-Сахалинск» муниципальному казенному предприятию «Завод строительных материалов имени Героя Советского Союза М.А.Федотова» на финансовое обеспечение затрат по содержанию и (или) ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения и объектов внутриквартального благоустройства, расположенных на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск»;

- Постановления от 09.04.2021 № 1043-па, утвердившего Порядок предоставления субсидии из бюджета городского округа «Город Южно-Сахалинск» муниципальному казенному предприятию «Завод строительных материалов имени Героя Советского Союза М.А.Федотова» (далее также МКП «ЗСМ. им. М. А. Федотова») на возмещение затрат по содержанию и (или) ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа «Город Южно-Сахалинск».

18.03.2022 г. от главного редактора ИА***поступило обращение о нарушении администрацией г. Южно-Сахалинска части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции».

Поводом для указанного обращения послужили сведения о принятии Администрацией г. Южно-Сахалинска Постановления № 3160-па от 15.12.2021 г. «Об утверждении порядка предоставления субсидии из бюджета городского округа «Город Южно-Сахалинск» муниципальному казенному предприятию «Завод строительных материалов имени Героя Советского Союза М.А. Федотова» на возмещение затрат по содержанию объектов внутриквартального благоустройства, расположенных на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск».

Вышеуказанное обращение приобщено к материалам дела № 065/01/15-655/2021 о нарушении антимонопольного законодательства.

Согласно выписке из Единого государственного реестра основным видом деятельности МКП «ЗСМ им. М.А. Федотова» является деятельность по эксплуатации автомобильных дорог и автомагистралей.

Финансирование за счет средств местного бюджета затрат, связанных с выполнением МКП «ЗСМ им. М. А. Федотова» работ по содержанию объектов внутриквартального благоустройства, расположенных на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», направлено на обеспечение потребностей муниципального образования в работах, необходимых для решения вопросов местного значения, функций и полномочий органа местного самоуправления.

Вопросы местного значения являются муниципальной нуждой органа местного самоуправления, реализуемой в установленном законодательством порядке.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и указанным Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления.

Согласно статье 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского, сельского поселения относится, в том числе, деятельность в отношении дорог местного значения, организация благоустройства.

В силу статьи 54 Федерального закона № 131-ФЗ, закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются за счет средств местного бюджета.

Работы по содержанию территорий общего пользования являются потребностью органа местного самоуправления, обеспечиваются за счет местного бюджета, в связи с чем являются муниципальной нуждой, обеспечиваемой в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ).

Таким образом, отношения, направленные на обеспечение муниципальных нужд и использование средств местного бюджета, направляемых на оплату работ (услуг) по содержанию объектов внутриквартального благоустройства, расположенных на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», находящихся в муниципальной собственности городского округа «Город Южно-Сахалинск», обусловлены необходимостью применения Федерального закона № 44-ФЗ.

В силу нормы статьи 6 Федерального закона № 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Согласно статье 8 Федерального закона № 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.

Таким образом, финансирование работ (услуг), выполняемых (оказываемых) МКП «ЗСМ им. М. А. Федотова» за счет средств местного бюджета путем предоставления субсидии на возмещение затрат на основании постановления Администрации города Южно-Сахалинска от 15.12.2021 № 3160-па, осуществляемое без проведения конкурса, не соотносится с основными принципами и целями Закона о контрактной системе, направленными на обеспечение конкуренции на товарных рынках.

Предоставление Администрацией г. Южно-Сахалинска преимущества МКП «ЗСМ. им. М. А. Федотова» и ограничение конкуренции между потенциальными участниками торгов являются нарушением части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 51 статьи 45 Закона «О защите конкуренции» анализ состояния конкуренции проведен в объеме, необходимом для принятия решения по делу № 065/01/15-655/2021, в связи с приобщением к материалам дела обращения главного редактора ИА ***№ 71/2022 (вх. № 598 от 18.03.2022).

Согласно пункту 1.3. Порядка № 220 по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 15 Закона «О защите конкуренции», анализ состояния конкуренции на товарном рынке проводится с особенностями, установленными пунктом 10.7. настоящего Порядка.

В соответствии с пунктом 10.7. Порядка № 220 по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 15 Закона «О защите конкуренции», анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка;

в) определение географических границ товарного рынка;

Настоящий анализ проведен с целью полного, объективного, всестороннего рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 065/01/15-655/2021, возбужденного в отношении Администрации г. Южно-Сахалинска по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции», в связи с приобщением к материалам дела обращения главного редактора ИА ***№ 71/2022 (вх. № 598 от 18.03.2022).

Анализ состояния конкуренции проведен в соответствии со следующими нормативными актами:

- Законом «О защите конкуренции»;

- Порядком № 220;

- Законом № 44-ФЗ.

 

II. Источники исходной информации.

В целях анализа состояния конкуренции в качестве исходной информации использованы:

  • материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства № 065/01/15-655/2021.

 

III. Определение временного интервала исследования.

В соответствии с пунктом 2.1. Порядка № 220 временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка.

Согласно пункту 2.2. Порядка № 220 в случае, если исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования, то проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке.

Согласно обращению главного редактора ИА ***№ 71/2022, приобщенному к материалам дела № 065/01/15-655/2021, Порядок предоставления субсидии из бюджета городского округа «Город Южно-Сахалинск» муниципальному казенному предприятию «Завод строительных материалов имени Героя Советского Союза М.А. Федотова» на возмещение затрат по содержанию объектов внутриквартального благоустройства, расположенных на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» утвержден Постановлением Администрации г. Южно-Сахалинска № 3160-па от 15.12.2021 (далее – Постановление № 3160-па).

Согласно пункту 1.1. Порядка предоставления субсидии из бюджета городского округа «Город Южно-Сахалинск» муниципальному казенному предприятию «Завод строительных материалов имени Героя Советского Союза М.А. Федотова» на возмещение затрат по содержанию объектов внутриквартального благоустройства, расположенных на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», настоящий порядок определяет условия и механизм предоставления субсидии из бюджета городского округа «Город Южно-Сахалинск» муниципальному казенному предприятию «Завод строительных материалов имени Героя Советского Союза М.А. Федотова» на возмещение затрат по содержанию объектов внутриквартального благоустройства, расположенных на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», понесенных предприятием в период с 10.03.2021 по 31.03.2021.

В связи с изложенным, временной интервал исследования определен начиная с даты, указанной в п. 1.1. вышеуказанного Порядка, утвержденного Постановлением № 3160-па, а именно с 10.03.2021.

Обращение главного редактора ИА***№ 71/2022 поступило в Сахалинское УФАС России 18.03.2022 и было приобщено к материалам дела № 065/01/15-655/2021.

В связи с изложенным временной интервал исследования рынка определен периодом с 10.03.2021 г. по 18.03.2022 г.

Выбранный временной интервал исследования включает период совершения предполагаемого нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с п. 2.4. Порядка № 220 все характеристики товарного рынка определяются в пределах одного установленного временного интервала.

IV. Определение продуктовых границ товарного рынка.

В соответствии с п. 3.1. Порядка № 220 процедура выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке (далее – определение продуктовых границ товарного рынка), включает:

  • предварительное определение товара;
  • выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;
  • определение взаимозаменяемых товаров.

Статьей 4 Закона «О защите конкуренции» закреплены следующие понятия:

  • товар – объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
  • товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Таким образом, товарный рынок представляет собой сферу взаимоотношений между продавцами товаров (работ, услуг) и покупателями товара (работ, услуг) по поводу приобретения товара (работ, услуг).

Из обращения главного редактора ИА ****№ 71/2022, приобщенного к материалам дела № 065/01/15-655/2021, следует, что без проведения конкурентных процедур Постановлением от 15.12.2021 № 3160-па Администрация города Южно-Сахалинска утвердила Порядок предоставления субсидии из бюджета городского округа «Город Южно-Сахалинск» муниципальному казенному предприятию «Завод строительных материалов имени Героя Советского Союза М.А. Федотова» на возмещение затрат по содержанию объектов внутриквартального благоустройства, расположенных на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск».

Порядок, утвержденный Постановлением Администрация города Южно-Сахалинска от 15.12.2021 № 3160-па определяет условия и механизм предоставления субсидии из бюджета городского округа «Город Южно-Сахалинск» муниципальному казенному предприятию «Завод строительных материалов имени Героя Советского Союза М.А. Федотова» на возмещение затрат по содержанию объектов внутриквартального благоустройства, расположенных на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», понесенных предприятием в период с 10.03.2021 по 31.03.2021 (п. 1.1.).

Пунктом 1.2. Порядка, утвержденного Постановлением Администрация города Южно-Сахалинска от 15.12.2021 № 3160-па, определены основные понятия и термины, используемые в настоящем Порядке:

- предприятие – муниципальное казенное предприятие Завод строительных материалов имени Героя Советского Союза М.А. Федотова», как получатель субсидии;

- объект внутриквартального благоустройства – внутриквартальные проезды, расположенные на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск».

Определение продуктовых границ товарного рынка для целей настоящего исследования производилось исходя из содержания Постановления Администрация города Южно-Сахалинска от 15.12.2021 № 3160-па, утвердившего Порядок предоставления субсидии из бюджета городского округа «Город Южно-Сахалинск» муниципальному казенному предприятию «Завод строительных материалов имени Героя Советского Союза М.А. Федотова» на возмещение затрат по содержанию объектов внутриквартального благоустройства, расположенных на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск».

Учитывая изложенное, продуктовыми границами товарного рынка, для целей настоящего исследования, являются работы (услуги) по содержанию объектов внутриквартального благоустройства, расположенных на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск».

V. Определение географических границ товарного рынка.

В соответствии с пунктом 4.1. Порядка № 220 процедура определения географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) включает:

- предварительное определение географических границ товарного рынка;

- выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями);

- определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

В соответствии с п. 10.7 Порядка № 220 по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 15 Закона «О защите конкуренции», при определении географических границ могут приниматься во внимание, в частности:

- границы территории, на которой осуществляют свои полномочия соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, организации, участвующие в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации;

- границы территорий, на которых действуют хозяйствующие субъекты, на деятельность которых оказали или могли оказать, негативное влияние соответствующие акты, действия (бездействия);

- границы территорий, на которые поставляется товар и с которых поставляется товар.

В рамках рассмотрения дела № 065/01/15-655/2021 признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции», выявлены в границах территории, на которой осуществляет свои полномочия Администрация города «Южно-Сахалинска», а именно, в границах территории МО городской округ «Город Южно-Сахалинск» Сахалинской области.

Также учитывалось, что субсидии на основании Постановления Администрация города Южно-Сахалинска от 15.12.2021 № 3160-па выделялись МКП «Завод строительных материалов имени Героя Советского Союза М.А.Федотова» на возмещение затрат по содержанию объектов внутриквартального благоустройства, расположенных на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск».

Получатель субсидий - МКП «Завод строительных материалов имени Героя Советского Союза М.А.Федотова» (далее также Предприятие), согласно п. 1.4. Устава (ред. от 18.03.2021) имеет местонахождение по адресу***

Учредителем Предприятия является городской округ (п. 1.5. Устава).

В соответствии с п. 2.1. Устава Предприятие образовано для реализации полномочий органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 16 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации» для выполнения работ по внешнему и внутриквартальному благоустройству территории городского округа, осуществлению дорожной деятельности в границах городского округа, находящихся в собственности городского округа, и обеспечению безопасности дорожного движения на них, преобладающая или значительная часть которых предназначена для обеспечения нужд городского округа в целях решения социальных задач.

Достоверно определить границы территорий, на которых действуют хозяйствующие субъекты, на деятельность которых оказало или могло оказать негативное влияние Постановление Администрации города Южно-Сахалинска от 15.12.2021 № 3160-па, невозможно, поскольку конкурентные процедуры по отбору поставщиков работ (услуг) по содержанию объектов внутриквартального благоустройства, расположенных на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», не проводились.

Границы территорий, на которые поставляется товар - территория городского округа «Город Южно-Сахалинск», так как субсидии выделялись МКП «Завод строительных материалов имени Героя Советского Союза М.А.Федотова» на возмещение затрат, связанных с содержанием объектов внутриквартального благоустройства, расположенных на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск».

С учетом вышеизложенного, географические границы товарного рынка работ (услуг) по содержанию объектов внутриквартального благоустройства, расположенных на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», определены административными границами МО Городской округ «Город Южно-Сахалинск» Сахалинской области.

VI. Оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие принятия акта и (или) осуществления действий (бездействия).

Часть 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции» содержит запрет на принятие федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными, осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации актов, и (или) осуществление действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Из материалов дела № 065/01/15-655/2021 следует, что нарушающие статью 15 Закона «О защите конкуренции» действия Администрации города Южно-Сахалинска выразились в принятии Постановления от 15.12.2021 № 3160-па «Об утверждении Порядка предоставления субсидии из бюджета городского округа «Город Южно-Сахалинск» муниципальному казенному предприятию «Завод строительных материалов имени Героя Советского Союза М.А. Федотова» на возмещение затрат по содержанию объектов внутриквартального благоустройства, расположенных на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», тем самым ограничивая доступ на рынок работ (услуг) по содержанию объектов внутриквартального благоустройства, расположенных на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в указанной сфере.

Указанные действия Администрации города Южно-Сахалинска привели к ограничению доступа хозяйствующих субъектов на рынок работ (услуг) по содержанию объектов внутриквартального благоустройства, расположенных на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», ограничению конкуренции на указанном рынке, так как не была обеспечена честная и открытая конкуренция в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации.

 

Общие выводы:

По результатам проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке работ (услуг) по содержанию объектов внутриквартального благоустройства, расположенных на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», установлено следующее.

1. Временной интервал исследования определен периодом с 10.03.2021 г. по 18.03.2022 г.

2. Продуктовые границы товарного рынка: работы (услуги) по содержанию объектов внутриквартального благоустройства, расположенных на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск».

3. Географические границы товарного рынка: административные границы МО Городской округ «Город Южно-Сахалинск» Сахалинской области.

4. Оценка изменения состояния конкуренции на товарном рынке вследствие принятия акта и (или) осуществления действий (бездействия):

Нарушающие статью 15 Закона «О защите конкуренции» действия Администрации города Южно-Сахалинска выразились в принятии Постановления от 15.12.2021 № 3160-па «Об утверждении Порядка предоставления субсидии из бюджета городского округа «Город Южно-Сахалинск» муниципальному казенному предприятию «Завод строительных материалов имени Героя Советского Союза М.А. Федотова» на возмещение затрат по содержанию объектов внутриквартального благоустройства, расположенных на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», устанавливающего конкретного получателя субсидий из бюджета городского округа «Город Южно-Сахалинск», тем самым ограничивая доступ на рынок работ (услуг) по содержанию объектов внутриквартального благоустройства, расположенных на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в указанной сфере.

Указанные действия Администрации города Южно-Сахалинска привели к ограничению доступа хозяйствующих субъектов на рынок работ (услуг) по содержанию объектов внутриквартального благоустройства, расположенных на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», ограничению конкуренции на указанном рынке, так как не была обеспечена честная и открытая конкуренция в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации.

Начальник ОТР ****

30.06.2022 г.

Связанные организации

Связанные организации не указаны