Решение №08-3110 без аннотации от 10 июля 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ФЕДЕРАЛЬНАЯ УПРАВЛЕНИЕ Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области почтовый адрес: пр. Победы, 24, г. Южно-Сахалинск, 693007 юридический адрес: пр. Победы, 24, г. Южно-Сахалинск, 693007 тел. (4242) 46-55-66, факс (4242) 46-55-67 e-mail: to65@fas.gov.ru
______________ № ______________ На № __________ от ________________ |
Решение
по делу № 08-86/2018
10 июля 2019 года город Южно-Сахалинск
Резолютивная часть решения оглашена «08» июля 2019 года.
В полном объеме решение изготовлено «10» июля 2019 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
-<...> – заместитель руководителя Управления;
Члены Комиссии:
-<...> – начальник отдела контроля органов власти, антимонопольного контроля и рекламы;
- <...>– старший государственный инспектор отдела контроля органов власти, антимонопольного контроля и рекламы,
рассмотрев дело № 08-86/2018 по признакам нарушения ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто» (693006, Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. Пограничная, д.72, литер А, кабинет 14, ИНН 6501233504, ОГРН 1116501000824) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
20.07.2018 в Сахалинское УФАС России поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью «КонТЭК-Сах».
Поводом для обращения послужил отказ Управления Россельхохнадзора по Приморскому краю и Сахалинской области от исполнения возложенных на него обязанностей по досмотру режимных грузов в контейнерах, до момента оплаты грузовладельцами ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто» денежных средств за досмотр, который документально оформляется, как по обработке груженных контейнеров.
Сахалинским УФАС России, установлено, что документов получения ООО «КонТЭК-Сах» отказа от Управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области не представлены.
Вместе с тем, из полученных документов установлено что ООО «Морская тальманская служба» договором аренды земельного участка от 01.08.2018 №3ДК/мортс, передана часть имущества субъекта естественной монополии в пользование ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто».
Так же установлено, что ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто» оказывает услуги по обработке груженных контейнеров за которые взимает платы.
Указанные обстоятельства, согласно пункту 1 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции, послужили основанием для возбуждения дела о признаках нарушения антимонопольного законодательства.
По результатам рассмотрения материалов Сахалинским УФАС России издан приказ №280 от 19.10.2018 о возбуждении дела №08-86/2018 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто» по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».
Определением от 22.10.2018 рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства №08-86/2018 назначено на 19.11.2018г.
19.11.2018 состоялось заседание Комиссии Сахалинского УФАС России в ходе, которого Комиссия определила, отложить рассмотрение дела в связи с отсутствием сведений о надлежащем уведомлении ООО «ЖелДорЭкпедитор-Аввто» о времени и месте рассмотрения дела.
Определением от 19.11.2018 рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства №08-86/2018 отложено на 11.01.2019г.
11.01.2019 состоялось заседание Комиссии Сахалинского УФАС, в ходе, которого Комиссия определила, отложить рассмотрение дела в связи с необходимостью проведения анализа товарного рынка.
Определением от 11.01.2019 рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства №08-86/2018 отложено на 26.02.2019.
Определением от 11.01.2019 срок рассмотрения дела №08-86/2018 продлен на 6 месяцев.
26.02.2019 состоялось заседание Комиссии Сахалинского УФАС России в ходе, которого представителем ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто» заявлено ходатайство об ознакомлении с материалами дела.
Определением от 26.02.2019 рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства №08-86/2018 отложено на 26.03.2019г. в связи с необходимостью ознакомления с материалами дела ответчиком.
26.03.2019 состоялось заседание Комиссии Сахалинского УФАС России в ходе, было установлено, что на момента заседания отсутствует кворум.
Определением от 26.03.2019 рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства №08-86/2018 отложено на 29.04.2019.
29.04.2019 состоялось заседание Комиссии Сахалинского УФАС России в ходе, которого Комиссия определила, отложить рассмотрение дела в связи с необходимостью получения дополнительной информации.
Определением от 29.04.2019 рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства №08-86/2018 отложено на 06.06.2019г.
06.06.2019 на заседании Комиссии Сахалинского УФАС России оглашено заключение об обстоятельствах дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Определением от 06.06.2019 рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства №08-86/2018 отложено на 08.07.2019 г.
08.07.2019 на заседании Комиссии Сахалинского УФАС России, представителем ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто» заявлены ходатайства об объединении дел №08-86/2018 и №065/01/10-10 в одно производство, и о привлечении в качестве лица располагающего сведениями Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор).
Комиссия посовещавшись решила, в удовлетворении ходатайства ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто» об объединении двух дел отказать в связи с тем, что обстоятельства дел №08-86/2018 и №065/01/10-10/2019 являются разными, также в удовлетворении ходатайства о привлечении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) отказать, в связи с тем, что в материалах дела имеются все необходимые сведения и материалы для вынесения решения.
Рассмотрев представленные материалы, комиссия Сахалинского УФАС России установила следующее.
Согласно части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.
Анализ проведен в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 года № 220 и зарегистрированным в Минюсте РФ 02.08.2010 года № 18026.
В целях анализа состояния конкуренции в качестве исходной информации использованы материалы дела № 08-86/2018.
По результатам анализа состояния конкуренции на рынке услуг по хранению, погрузке и выгрузке грузов на территории морского порта Корсаков по делу №08-86/2018, возбужденного в отношении ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто» по признакам нарушения п.10 ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции», установлено следующее.
Временным интервалом исследования определен периодом с 01.08.2017г. по 19.10.2018г.
Продуктовые границы товарного рынка: услуги в морском порту по хранению, погрузке и выгрузке грузов.
Географические границы товарного рынка: границы морского порта Корсаков.
Хозяйствующий субъект занимающий доминирующее положение: в соответствии с частью 5 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» доминирующим признается положение ООО «ЖелДорЭкпедитор-Авто»- субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
16.12.2011г. между ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто» («Хранитель») и ООО «КонТЭК-Сах» («Поклажедатель») заключен договор №12/11-05.
Согласно предмету договора хранения №12/11-05 от 16.12.2011 «Хранитель» обязуется за вознаграждение принимать и хранить передаваемые ему ООО «Поклажедателем» контейнеры и возвращать эти контейнеры в сохранности по требованию «Поклажедателя», а так же оказывать другие дополнительные услуги в рамках договора.
Согласно п. 1 Приложения №2 к договору №12/11-05 от 16.12.2011 «Хранитель» осуществляет по заявкам «Поклажедателя» прием/выдачу, отгрузку, хранение, осмотр груженых 20 фут/40 фут рефрижераторных контейнеров «Поклажедателя» по следующим расценкам (тарифам):
|
|
- 20 фут контейнер (за одну операцию) |
750, 00 руб./конт. |
- 40 фут контейнер (за одну операцию) |
1000, 00 руб./конт. |
|
1000, 00 руб./конт. В сутки |
|
2000, 00 руб./конт |
Согласно дополнительному соглашению №1 от 01.04.2012 к договору хранения №12/11-05 от 16.12.2011 «Хранитель» осуществляет по заявкам «Поклажедателя» прием/выдачу, отгрузку, хранение, осмотр груженных 20фут/40 фут рефрижераторных контейнеров «Поклажедателя» по следующим ставкам:
|
|
- 20 фут контейнер (за одну операцию) |
750, 00 руб./конт. |
- 40 фут контейнер (за одну операцию) |
1000, 00 руб./конт. |
|
1000, 00 руб./конт. В сутки |
|
2000, 00 руб./конт |
|
472, 00 руб./тонна (брутто) |
|
472, 00 руб./тонна (брутто) |
Далее согласно Дополнительному соглашению №3 от 27.06.2012 к Договору хранения №12/11-05 от 16.12.2011 стоимость комплекса услуг по обработке груженных реф. Контейнеров, отправляемых с острова, была увеличена с 2000 руб./конт. до 4130 руб./конт.
Дополнительным соглашением №4 от 01.01.2013 к Договору хранения №12/11-05 от 16.12.2011 стороны пришли к соглашению об изменении стоимости услуг «Хранителя» при оказании комплекса услуг по обработке реф. контейнеров «Поклажедателя», которая составила 2500 руб./конт.
Дополнительным соглашением № 5 к Договору хранения № 12/11-05 от 16.12.2011 были установлены следующие расценки на услуги ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто»:
1. Погрузо-разгрузочные работы с контейнером (снятие с автомашины, погрузка на автомашину для транспортировки, выставление на штабеля): |
|
- 20 фут контейнер (за одну операцию) |
750,00 руб./конт. |
- 40 фут контейнер (за одну операцию) |
1000,00 руб./конт. |
2. Хранение контейнера на территории контейнерного терминала (с момента поступления), включая подключение к электропитанию |
1500,00 руб./конт. в сутки |
3. Перегруз груза из контейнера в контейнер |
472,00 руб./тонна (брутто) |
4. Хранение груженых рефрижераторных контейнеров в режиме термоса |
750,00 руб./конт. в сутки |
Дополнительным соглашением № 6 от 01.01.2015 к Договору хранения № 12/11-05 от 16.12.2011 стоимость комплекса услуг по обработке реф. контейнеров «Поклажедателя» установлена в размере 2500 руб./конт.
Дополнительным соглашением № 7 от 03.04.2015 к Договору хранения № 12/11-05 от 16.12.2011 утверждены следующие ставки оказания услуг «Хранителя» по обработке груза «Поклажедателя»:
Наименование услуг |
Цена в руб. (за ед. измерения) |
1. Погрузо-разгрузочные работы с грузом весом: |
|
- до одной тонны |
500 руб./операция |
- более одной тонны |
500 руб./тн |
2. Хранение груза на территории контейнерного терминала (с момента поступления) |
|
- 1 тн |
5,0 руб./сут. |
- 1 м3 |
5,00 руб./сут. |
Дополнительным соглашением № 8 от 16.08.2015 к Договору хранения № 12/11-05 от 16.12.2011 «Хранитель» осуществляет по заявкам «Поклажедателя» прием/выдачу, отгрузку, хранение, осмотр груженых 20 фут/40 фут рефрижераторных контейнеров «Поклажедателя» по следующим ставкам:
1. Погрузо-разгрузочные работы с контейнером (снятие с автомашины, погрузка на автомашину для транспортировки, выставление на штабеля): |
|
- 20 фут контейнер (за одну операцию) |
1000,00 руб./конт. |
- 40 фут контейнер (за одну операцию) |
1300,00 руб./конт. |
2. Хранение контейнера на территории контейнерного терминала (с момента поступления), включая подключение к электропитанию |
1500,00 руб./конт. в сутки |
3. Комплекс услуг по обработке груженых реф. контейнеров, отправляемых с острова, включающий в себя: 1. Пропуск на территорию контейнерного терминала; 2. Предоставление территории терминала на время производства контрольно-надзорных мероприятий; 3. Услуги грузчиков при обработке груза, находящегося в контейнере (до 3-х тонн). 4. Услуги автопогрузчика. |
4130,00 руб/конт. |
4. Перегруз груза из контейнера в контейнер |
472,00 руб./тонна (брутто) |
5. Перегруз груза из /в автомашины в контейнер |
472,00 руб./тонна (брутто) |
На основании Дополнительного соглашения № 11 от 22.01.2016 к Договору хранения № 12/11-05 от 16.12.2011 стоимость комплекса услуг по обработке реф. контейнеров «Поклажедателя», груженых рыбой с/м (навага, минтай, камбала), отправляемых с острова, составляет 2500 руб./конт.
Согласно п. 1 Дополнительного соглашения № 12 от 03.03.2016 к Договору хранения № 12/11-05 от 16.12.2011«Хранитель» осуществляет по заявкам «Поклажедателя» прием/выдачу, отгрузку, хранение, осмотр груженых 20 фут/40 фут сухих/рефрижераторных контейнеров «Поклажедателя» по следующим ставкам:
Наименование услуги |
Стоимость (руб.) включая НДС |
||
Обработка порожних контейнеров |
|||
Обработка порожних сухих/рефрижераторных 20/40фут контейнеров (погрузо-разгрузочные работы с контейнером (2 операции – снятие контейнера с автомашины для размещения его на территории терминала, постановка контейнера на автомашину при выдаче с хранения), хранение в течение 30 суток с момента поступления контейнера на территорию терминала) |
|||
- 20/40 фут контейнер |
1200,00 руб./конт. |
||
Хранение порожних сухих/рефрижераторных контейнеров, начиная с 31-х суток: |
|||
- 20 фут контейнер |
59,00 руб./конт. в сутки |
||
- 40 фут контейнер |
118,00 руб./конт. в сутки |
||
Сортировка порожних контейнеров на контейнерном терминале |
По фактическому кол-ву операций (250 руб. за каждую операцию) |
||
Обработка груженых контейнеров |
|||
Обработка груженых сухих 20/40 фут контейнеров (погрузо-разгрузочные работы с контейнером (2 операции – снятие контейнера с автомашины для размещения его на территории терминала, постановка контейнера на автомашину при выдаче с хранения), хранение в течение 15 суток с момента поступления контейнера на территорию терминала) |
|||
- 20/40 фут контейнер |
1770,00 руб/конт. |
||
Хранение порожних сухих контейнеров, начиная с 15-х суток: |
|||
- 20 фут контейнер |
250,00 руб./конт. в сутки |
||
- 40 фут контейнер |
400,00 руб./конт. в сутки |
||
Обработка груженых 20/40 фут рефрижераторных контейнеров (погрузо-разгрузочные работы с контейнером (2 операции – снятие контейнера с автомашины для размещения его на территории терминала, постановка контейнера на автомашину при выдаче с хранения либо 1 (одно) выставление контейнера из штабеля для досмотровых операций) |
|||
- 20 фут рефконтейнер |
1000,00 руб./конт. |
||
- 40 фут рефконтейнер |
1300,00 руб./конт. |
||
Комплекс услуг по обработке груженых 20-ти/40ка футовых рефконтейнеров с использованием специализированной крытой площадки, включающий: 1. Пропуск на территорию контейнерного терминала; 2. Предоставление специализированной крытой площадки; 3. Услуги по обработке груза |
2950,00 руб./конт. |
||
Комплекс услуг по обработке груженых 20-ти/40ка футовых рефконтейнеров с использованием специализированной крытой площадки, включающий: 1. Пропуск на территорию контейнерного терминала; 2. Предоставление специализированной крытой площадки; 3. Услуги по обработке груза 4. Услуги автопогрузчика |
4130,00 руб./конт. |
||
Перегруз груза из контейнера (автомашины) в контейнер (автомашину) |
472,00 руб./тонна (брутто) |
||
Услуги хранения рефрижераторных контейнеров |
|||
Хранение контейнеров, включая подключение к электропитанию, с момента поступления их на терминал: |
|||
- 20/40 фут контейнер |
1500 руб./конт. |
||
Хранение груженых рефрижераторных контейнеров в режиме термоса: |
|||
- 20 фут контейнер |
472 руб. |
||
- 40 фут контейнер |
885 руб. |
||
Подключение груженых 20/40 футовых контейнеров к электроэнергии на территории контейнерного терминала (часовая ставка) |
59,00 руб./час |
||
Предрейсовое тестирование реф. оборудования 20/40 фут контейнера (подключение к электроэнергии после санитарной обработке, pretrip) |
600,00 руб./конт. |
||
Услуги помывочного комплекса |
|||
Услуги мойки с выдачей помывочного удостоверения |
|||
Внешняя/внутренняя обработка: |
|||
- 20 фут контейнер |
1770,00 руб./конт. |
||
- 40 фут контейнер |
2360,00 руб./конт. |
||
Внешняя/внутренняя обработка с дезинфекцией и выдачей удостоверения |
|||
- 20 фут контейнер |
2950,00 руб./конт. |
||
- 40 фут контейнер |
4130,00 руб./конт. |
||
Услуги по просушке контейнера после санитарной обработки |
|||
- 20 фут контейнер |
1770,00 руб./конт. |
||
- 40 фут контейнер |
2600,00 руб./конт. |
Из содержания Приложения № 2 к Договору хранения № 12/11-05 от 16.12.2011, а также дополнительных соглашений к указанному Договору хранения, приведенных выше, следует, что ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто» оказывает, в том числе, услуги по хранению, погрузке и выгрузке грузов. При этом услуги оказываются по самостоятельно утвержденным расценкам.
Из представленного в материалы дела № 08-86/2018 договора аренды земельного участка от 01.08.2017 № 3-ДК/МОРТС заключенного между ООО «Морская тальманская служба» и «ЖелДорЭкспедитор-Авто», следует, что услуги по хранению, погрузке и выгрузке грузов оказываются последним на территории морского порта Корсаков.
В доказательство предоставления услуг по погрузке и выгрузке грузов по договору хранения № 12/11-05 от 16.12.2011, ООО «КонТЭК-Сах» представлены копии счет-фактур согласно которым ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто» оказывались услуги по погрузке и выгрузке грузов.
Статья 3 Закона № 147-ФЗ определяет, что субъектом естественных монополий признается хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
В абзаце 5 п.1 ст. 4 Закона № 147-ФЗ определено, что услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2), утвержденным Приказом Росстандарта от 31.01.2014. № 14-ст, установлен Раздел Н «Транспортировка и хранение», включающий группировку «Транспортная обработка грузов» (код 52.24), которая включает подгруппу «Транспортная обработка контейнеров» (код 52.24.1).
Виды деятельности «Транспортная обработка грузов» (код 52.24) и «Транспортная обработка контейнеров» (код 52.24.1) значатся в Выписке из ЕГРЮЛ ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто» в составе дополнительных видов деятельности.
Постановлением № 293 утвержден перечень услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством. В состав перечня входят следующие услуги:
1. Обеспечение безопасности мореплавания и порядка в порту
2. Обеспечение прохода судов по подходным каналам
3. Обеспечение лоцманской проводки судов
4. Ледокольное обеспечение круглогодичной навигации
5. Предоставление судам маячных сооружений и оборудования, створных знаков
6. Предоставление судам акватории, рейдов, якорных стоянок и услуги систем управления движением судов в порту и на подходах к нему
7. Предоставление причалов
8. Обеспечение экологической безопасности в порту
9. Погрузка и выгрузка грузов
10. Хранение грузов
11. Услуги буксиров
12. Обслуживание судов на железнодорожно-паромных переправах
13. Обслуживание пассажиров
14. Обеспечение транспортной безопасности акватории морского порта
Таким образом, услуги по хранению, погрузке и выгрузке грузов, оказываемые ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто», входят в перечень услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены (тарифы, сборы) на которые подлежат государственному регулированию.
Услуги в портах являются сферой деятельности субъектов естественной монополии на основании ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях».
На основании ст.5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) положение субъектов естественных монополий признается доминирующим.
Пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на злоупотребление хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением в виде нарушения установленного порядка ценообразования.
Являясь субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке услуги по хранению, погрузке и выгрузке грузов на территории морского порта Корсаков, ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто» установив в договоре хранения №12/11-05 от 16.12.2011 цены на услуги по хранению, погрузке и выгрузке грузов в нарушении установленных нормативно правовыми актами порядок ценообразования.
Указанные действия являются нарушением п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции и влекут за собой ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности, направленных на осуществлении услуг по погрузке и выгрузке грузов по ценам, установленным в предусмотренном законом порядке.
При рассмотрении дела ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто»» в доказательство прекращения и устранения нарушения антимонопольного законодательства представило к заседанию Комиссии соглашение №01 от 28.12.2018 о расторжении договора аренды земельного участка №3ДК/МОРТС от 01.08.2017
По указанным причинам основания для выдачи предписания отсутствуют.
С учетом изложенного, Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области, рассмотрев материалы дела № 08-86/2018, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
1. Признать ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто» (693006, Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. Пограничная, д.72, литер А, кабинет 14, ИНН 6501233504, ОГРН 1116501000824) субъектом естественной монополии, занимающим доминирующее положение на рынке услуг по хранению, погрузке и выгрузке грузов на территории морского порта Корсаков;
2. Признать ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто» (693006, Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. Пограничная, д.72, литер А, кабинет 14, ИНН 6501233504, ОГРН 1116501000824) нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции;
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении предусмотренного ч.2 ст. 14.31 КоАП РФ в отношении ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто» и виновного должностного лица.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его изготовления в полном объёме.
Председатель Комиссии |
<...> | ||
Члены Комиссии: |
<...> | ||
<...> |