Решение б/н Решение и предписание по делу № 47/11-т от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 
по делу № 47/11-т о нарушении законодательства о размещении заказов
 

22 февраля 2011 года
г. Южно-Сахалинск

 
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее – Комиссия) в составе:
 
Председатель Комиссии:
Тыченок Г.Н. – руководитель Сахалинского УФАС России;
 
Члены Комиссии:
Могилевкин А.Г. – заместитель руководителя Сахалинского УФАС России;
Савчук К.В. – главный государственный инспектор отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;
Рудакова А.В. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти,
 
в присутствии:
Милишкевич А.И. – представителя Государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Сахалинской области «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 2 для детей с ограниченными возможностями здоровья»,
 
рассмотрев дело № 47/11-т о нарушении Государственным образовательным учреждением для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Сахалинской области «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 2 для детей с ограниченными возможностями здоровья» (далее – заказчик) положений Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов) при проведении открытого аукциона в электронной форме по предмету: «Капитальный ремонт зданий ГОУ специальная (коррекционная) школа-интернат № 2 VIII вида пгт. Смирных»,
 
УСТАНОВИЛА:
 
16 февраля 2011 года в управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба ООО «Остов» от 16.02.2011 № 11/02-3 (далее – заявитель) о признании заказчика, оператора электронной площадки нарушившими законодательство о размещении заказов при проведении вышеуказанного аукциона.
По мнению заявителя, заказчиком при размещении заказа допущены нарушения Закона о размещении заказов, а именно:
- документация об аукционе в электронной форме содержит требование к устройству системы пожарной безопасности зданий, в том числе пожарной сигнализации, однако не содержит требования к представлению участником размещения заказа лицензии на данный вид деятельности;
- участник размещения заказов должен представить сертификаты соответствия на применяемые материалы, оборудование, конструкции и детали на этапе проведения торгов;
- ответы на запросы участников размещения заказа опубликованы на сайте электронной торговой площадки без указания вопросов;
- формулировка «Форма КС-11 и/или КС-14» может иметь неоднозначное толкование участниками размещения заказа;
- требование к участнику размещения заказа выполнить работы лично установлено в нарушение ч. 4 ст. 11 Закона о размещении заказов.
Представитель заказчика Милишкевич А.И. с доводами жалобы не согласилась по основаниям, изложенным в письменных возражениях, просила признать жалобу необоснованной.
Представитель заявителя на заседание Комиссии не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежаще.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения стороны, осуществив в соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку размещения заказа, Комиссия признает жалобу заявителя частично обоснованной по следующим основаниям.
Государственным заказчиком – Государственным образовательным учреждением для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Сахалинской области «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 2 для детей с ограниченными возможностями здоровья» был объявлен открытый аукцион в электронной форме по предмету: «Капитальный ремонт зданий ГОУ специальная (коррекционная) школа-интернат № 2 VIII вида пгт. Смирных». Начальная цена контракта определена в размере 119 379 179,47 руб.
Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме размещено наэлектронной площадке ЗАО «Сбербанк-АСТ» www.sberbank-ast.ru 28.01.2011.
Документация об открытом аукционе в электронной форме (далее – документация об аукционе) по предмету торгов утверждена директором Государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Сахалинской области «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 2 для детей с ограниченными возможностями здоровья» Ж.А. Румянцевой.
08.02.2011 в документацию об аукционе внесены изменения, а именно: в  п.п. 9, 10, 11 Раздела 1.3 «Информационной карты аукциона», исключен пп. 4.3 п. 4 Части II «Техническая часть».
Согласно извещению о проведении открытого аукциона в электронной форме, с учетом внесенных изменений, дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в аукционе определена 24.02.2011.
 
В силу ч. 1 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным ч.ч. 1-3.2, 4.1-6 ст. 34 данного закона.
В соответствии с ч. 2 ст. 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
В Части II «Техническая часть» документации об аукционе установлены требования к качеству и безопасности работ; техническим характеристикам работ, в том числе к полам, отделке стен, откосов, дверным блокам, заполнению оконных проемов, санитарно-техническим работам, электромонтажным работам, устройству общеобменной приточно-вытяжной вентиляции, устройству навесной вентилируемой фасадной системы, устройству системы пожарной безопасности зданий.
Согласно п. 1 ч. 4 ст. 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать в соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 35 данного закона требования к содержанию, составу, оформлению и форме заявки на участие в аукционе, в том числе заявки, подаваемой в форме электронного документа, и инструкцию по ее заполнению.
Требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе установлены в п. 3.2.1 «Инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе», а также в п. 7 раздела 1.3 «Информационной карты аукциона».
Из анализа вышеуказанных положений документации об аукционе следует, что установленный перечень документов и сведений, которые должна содержать заявка на участие в аукционе, не содержит требования к представлению документов, подтверждающих возможность выполнения участником размещения заказа работ по устройству системы пожарной безопасности зданий.
Согласно п. 11.1 проекта государственного контракта подрядчик на все время действия контракта должен иметь свидетельство о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, группу допуска 33. «Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)» и иметь минимальный взнос в соответствии с п. 3 ч. 7 ст. 55.16 ГрК РФ.
Таким образом, участник размещения заказа – генеральный подрядчик вправе привлечь субподрядную организацию, которая должна обладать соответствующим разрешением на выполнение работ по устройству системы пожарной безопасности зданий. В связи с чем довод заявителя в указанной части является несостоятельным.
 
Согласно п. п. 2.9, 2.10 Части II «Техническое задание» все применяемые подрядчиком материалы, оборудование, конструкции и детали должны иметь сертификат соответствия (декларацию о соответствии) и разрешены к применению на территории РФ. Данное требование установлено в соответствии с п. 2 ст. 28 Федерального закона от 27.12.2008 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (Российская газета № 245 от 31.12.2002).
Сертификаты (оригиналы) на используемые при выполнении работ материалы должны быть представлены подрядчиком Государственному заказчику не менее, чем за 5 (пять) календарных дней до их использования в работах.
Из приведенных положений документации об аукционе следует, что представление участником размещения заказа сертификатов соответствия предполагается после заключения государственного контракта.
Кроме этого, приведенный в п. 3.2.1 «Инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе» перечень требуемых к представлению в составе заявки документов не содержит требования к представлению в составе заявки сертификатов соответствия.
Таким образом, документация об аукционе не содержит требования представить в заявке сертификат соответствия, поэтому довод заявителя в указанной части является несостоятельным.
 
Согласно ч. 4 ст. 41.7 Закона о размещении заказов в течение двух дней со дня поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 3 данной статьи запроса заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация размещают разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме с указанием предмета запроса, но без указания участника размещения заказа, от которого поступил запрос, на официальном сайте при условии, что указанный запрос поступил заказчику, в уполномоченный орган не позднее чем за пять дней до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не позднее чем за три дня до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе.
Из приведенного положения Закона о размещении заказов следует, что разъяснения документации об аукционе в электронной форме размещаются с указанием предмета запроса.
Поскольку, Закон о размещении заказов не обязывает заказчика опубликовывать запросы (вопросы), направленные участниками размещения заказа, на которые необходимо дать разъяснения, жалоба заявителя в указанной части не нашла своего подтверждения.
 
В силу п. 4 ч. 6 ст. 41.8 Закона о размещении заказов вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать копию разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, копию акта приемки объекта капитального строительства (за исключением случая, если застройщик являлся лицом, осуществляющим строительство) при условии, что заказчиком, уполномоченным органом установлено требование, предусмотренное ч. 2.1 ст. 11 данного закона.
Таким образом, представление двух документов необходимо при условии, что застройщик не являлся лицом, осуществлявшем строительство.
В соответствии с пп. 4 п. 7 Раздела 1.3 «Информационной карты аукциона» участнику размещения заказа в составе заявки требуется предоставить документы, подтверждающие факт выполнения участниками размещения заказа за последние пять лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе (февраль 2006), работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (проектные и стротельно-монтажные работы), относящихся к той же группе, подгруппе или одной из нескольких групп, подгрупп работ, на выполнение которых размещается заказ, в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, стоимость которых составляет не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится аукцион: копии разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, акта приемки объекта капитального строительства (за исключением случая, если застройщик является лицом осуществляющим строительство), относящихся к работам, указанным в документации об аукционе (Форма КС-11 и/или КС-14).
В приведенном положении документации об аукционе установлена обязанность участника размещения заказа представить копии разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, акта приемки объекта капитального строительства, при этом указание заказчика на Формы КС-11 и/или КС-14 является уточнением и относится только к акту приемки объекта капитального строительства. При таких обстоятельствах, довод заявителя о неоднозначности толкования формулировки «Форма КС-11 и/или КС-14» является несостоятельным.
 
Частями 1, 2, 3 ст. 11 Закона о размещении заказов установлен исчерпывающий перечень требований к участникам размещения заказа при размещении заказа путем проведения торгов.
Согласно ч. 4 ст. 11 Закона о размещении заказов заказчик не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа.
Согласно ст. 706 Гражданского кодекса РФ, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Между тем, на основании ч. 1 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнить работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624.
Учитывая действующее законодательство, для подтверждения соответствия требованию п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов участник размещения заказа должен представить в заявке свидетельство о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, сформированные в соответствии с Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624.
В силу ч. 3.1 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в ч. 4 ст. 55.8 данного Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Раздел III Перечня видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, содержит п. 33 «Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)».
Таким образом, участник размещения заказа, претендующий на заключение государственного контракта, должен обладать свидетельством о допуске к видам работ, выданным саморегулируемой организацией, содержащим п. 33 раздела III Перечня видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Пунктом 6.1.2 проекта государственного контракта документации об аукционе в электронной форме установлено следующее требование: выполнить все работы по настоящему Контракту собственными силами в соответствии с условиями настоящего Контракта, проектно-сметной документацией, строительными нормами, правилами, стандартами, правилами техники безопасности, охраны труда, антитеррористическими мероприятиями правилами пожарной безопасности, правилами по охране зеленых насаждений, а также иными нормативно-правовыми документами, действующими на территории РФ.
В соответствии с пп. 3 п. 7 раздела 1.3 «Информационной карты аукциона» вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов, а именно: подрядчик, который должен осуществлять капитальный ремонт, должен иметь группу допуска 33 «Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)».
Таким образом, гражданское законодательство допускает выполнение работ, лично, если это вытекает из договора, однако, с учетом нововведений в Градостроительный кодекс, который определяет обязанность подрядчика иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства, участник размещения заказа должен организовать работы по строительству путем привлечения субподрядных организаций.
При таких обстоятельствах, требование к участникам размещения заказа выполнить работы лично, ограничивает право на участие в торгах потенциальных участников размещения заказа, обладающих выданным саморегулируемой организацией свидетельством о допуске к работам по организации строительства установлено в нарушение ч. 4 ст. 11 Закона о размещении заказов. Жалоба заявителя в указанной части является обоснованной.
Согласно п.п. 9.1, 9.6 проекта государственного контракта подрядчик заключает со страховой организацией договор страхования, в соответствии с которым подлежит страхованию гражданская ответственность подрядчика перед третьими лицами. До начала выполнения работ подрядчик передает Государственному заказчику оригиналы договора страхования гражданской ответственности перед третьими лицами и страхового полиса с указанием данных о страховщике, застрахованных рисках и размере страховой суммы, определенной в текущем уровне цен в соответствии с нормативами, установленными на момент страхования, а также копию платежного поручения об оплате страховой премии по договору страхования, с отметкой банка о списании денежных средств.
То есть, участник размещения заказа для выполнения обязательств по контракту должен заключить договор страхования гражданской ответственности.
Данное требование также не подпадает под перечень требований, определенных ч.ч. 1, 2, 3 ст. 11 Закона о размещении заказов, следовательно, оно установлено в нарушение ч. 4 ст. 11 данного закона.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь чч. 1, 2, 4 ст. 57, в соответствии с ч. 6 ст. 60 Закона о размещении заказов, приказом ФАС России от 14.11.2007 № 379,
 
РЕШИЛА:
 
1.   Жалобу ООО «Остов» признать частично обоснованной в части требования выполнения работ лично участником размещения заказа.
2.   Признать государственного заказчика нарушившим ч. 4 ст. 11 Закона о размещении заказов.
3.   Выдать государственному заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
4.   Передать материалы настоящей внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного производства по факту нарушения Закона о размещении заказов.
 

 
 
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
 
 
1. Государственному образовательному учреждению для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Сахалинской области «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 2 для детей с ограниченными возможностями здоровья»:
-   внести изменения в документацию об аукционе с учетом нарушений, отраженных в решении по делу № 47/11-т, а именно: исключить из проекта государственного контракта документации об аукционе в электронной форме         п.п. 6.1.2, 9.1.
-   продлить срок подачи заявок на участие в аукционе не менее чем на 15 дней с момента внесения изменений;
-   вернуть заявки участникам размещения заказа, поданные на участие в данном аукционе, уведомив их о прекращении действия таковых.
 
Срок исполнения предписания – до 23 марта 2011 года.
Об исполнении настоящего предписания сообщить в Сахалинское УФАС России в срок до 25 марта 2011 года с приложением подтверждающих документов.
За неисполнение в установленный срок законного предписания Сахалинского УФАС России ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
В силу ч. 6 ст. 60 Закона о размещении заказов контракт не может быть заключен до момента исполнения выданных в соответствии с ч. 9 ст. 17 данного закона предписаний об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
 
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд Сахалинской области в течение трех месяцев со дня его вынесения.
 
 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны