Решение б/н Решение и предписание по делу № 95/11-т от 10 июня 2014 г.
Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют
Текст документа
Сохранить как PDF
13 мая 2011 года г. Южно-Сахалинск
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее – Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Могилевкин А.Г. – заместитель руководителя Сахалинского УФАС России;
Члены Комиссии:
Ли Я.Х. – начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;
Савчук К.В. – главный государственный инспектор отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;
в присутствии:
Артюхиной А.Ю. – представителя ЗАО «Обновление-Трейд»,
рассмотрев дело № 95/11-т о нарушении отделом капитального строительства администрации Корсаковского городского округа (далее – заказчик), администрацией Корсаковского городского округа в лице управления экономики, природопользования и муниципального заказа (далее – уполномоченный орган) положений Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов) при проведении открытого аукциона в электронной форме на строительство муниципального жилья по объекту: «Строительство жилья с привлечением средств инвесторов в г. Корсакове»,
УСТАНОВИЛА:
05 мая 2011 года в управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба ЗАО «Обновление-Трейд» (далее также – заявитель) от 05.05.2011 исх. № 4 о признании заказчика, уполномоченного органа нарушившими законодательство о размещении заказов при проведении вышеуказанного открытого аукциона в электронной форме (далее – открытый аукцион).
По мнению заявителя, заказчик, установив в документации об аукционе требования о наличии у участника размещения заказа правоустанавливающих документов на земельный участок, проектной документации, разрешения на строительство нарушил ч. 4 ст. 11 Закона о размещении заказов. Данные требования заранее исключают возможность участия в аукционе участников размещения заказа, не имеющих в наличии оформленного земельного участка, проекта, технических условий – ресурсов, необходимых для допуска к участию в торгах.
Представители администрации Корсаковского городского округа, управления экономики, природопользования и муниципального заказа администрации Корсаковского городского округа, отдела капитального строительства администрации Корсаковского городского округа, будучи надлежащим образом уведомлены, на заседание Комиссии не явились, представили письменные возражения от 12.05.2011 исх. № 08-4243.
В представленных письменных возражениях изложена следующая позиция.
Установленные в документации об аукционе в соответствии со ст. 11 Закона о размещении заказов требования к участникам размещения заказа не включают в себя требования о наличии у участника размещения заказа правоустанавливающих документов на земельный участок, проектной документации, разрешения на строительство.
Кроме этого, проект муниципального контракта относится к такому виду договора, как договор участия в долевом строительстве, и подпадает по действие Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об участии в долевом строительстве). В связи с чем, условие о представлении правоустанавливающих документов на земельный участок, проектной документации, разрешения на строительство обусловлено природой договора и не влечет ограничение количества участников размещения заказа.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено следующее.
Муниципальным заказчиком – отделом капитального строительства администрации Корсаковского городского округа был объявлен открытый аукцион в электронной форме на строительство муниципального жилья по объекту: «Строительство жилья с привлечением средств инвесторов в г. Корсакове». Начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 72 040 500 руб.
На основании постановления главы муниципального образования Корсаковского района Г.А. Зливко от 29.12.2007 № 892 уполномоченным органом по проведению торгов для отдела капитального строительства администрации Корсаковского городского округа является администрация Корсаковского городского округа в лице управления экономики, природопользования и муниципального заказа администрации муниципального образования.
Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru15.04.2011.
Документация об аукционе утверждена руководителем отдела капитального строительства администрации Корсаковского городского округа Д.А. Юфиным 14.04.2011.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в аукционе в электронной форме от 11.05.2011 аукцион признан несостоявшимся, так как на участие в аукционе была подана одна заявка.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения стороны, осуществив в соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку размещения заказа, Комиссия признает жалобу заявителя обоснованной по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 8 Закона о размещении заказов участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.
Частями 1, 2, 3 ст. 11 Закона о размещении заказов установлен исчерпывающий перечень требований к участникам размещения заказа при размещении заказа путем проведения торгов.
Согласно ч. 4 ст. 11 Закона о размещении заказов заказчик не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа.
Соответствующий положениям ст. 11 Закона о размещении заказов перечень требований к участникам размещения заказа определен в п. 2 Инструкции участникам размещения заказа документации об открытом аукционе в электронной форме (далее – документация об аукционе).
Согласно п. 1 ст. 2 Закона об участии в долевом строительстве застройщик – это юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющее в собственности или на праве аренды, на праве субаренды земельный участок и привлекающее денежные средства участников долевого строительства в соответствии с настоящим Федеральным законом для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство;
Из содержания п. 1 ст. 2 Закона об участии в долевом строительстве следует, что застройщиком признается не любое юридическое лицо, а лишь то, которое имеет в собственности или на праве аренды земельный участок и привлекающее денежные средства дольщиков для строительства на этом участке многоквартирного дома на основании полученного разрешения на строительство. При этом, из числа возможных застройщиков Закон об участии в долевом строительстве исключает индивидуальных предпринимателей, физических лиц, так как застройщиком может быть только юридическое лицо любой организационно-правовой формы.
Таким образом, субъектный состав лиц, выступающих в качестве застройщика в соответствии с Законом об участии в долевом строительстве, противоречит субъектному составу лиц, определенных Законом о размещении заказов в качестве участников размещения заказа.
В п. 1.2 проекта муниципального контракта определено, что застройщик – это юридическое лицо, отвечающее требованиям заказчика и осуществляющее строительство жилого дома, в котором расположен объект за счет собственных (привлеченных) денежных средств и средств заказчика собственными и (или) привлеченными им третьими лицами на основе соответствующих договоров между застройщиком и субподрядчиком.
Фактически, документация об аукционе не содержит положений, запрещающих индивидуальному предпринимателю или физическому лицу участвовать в торгах, однако, исходя из требований Закона об участии в долевом строительстве и положений муниципального контракта, с такими лицами контракт не может быть заключен.
Вышеизложенное свидетельствует об ограничении количества участников размещения заказа, так как индивидуальный предприниматель или физическое лицо не могут подать заявку на участие в аукционе и претендовать на победу в данном аукционе.
Согласно ч. 1 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным ч.ч. 1 - 3.2, 4.1 - 6 ст. 34 данного закона.
В соответствии с ч. 2 ст. 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
В рамках торгов по предмету аукциона выполнять разработку проектной документации не требуется.
В документации об аукционе имеется только Техническое задание на выполнение работ по предмету аукциона, которое включает общие требования к наименованию и объему работ по предмету торгов в целом. Здесь же установлено требование о наличии у участника размещения заказа проектной документации, разработанной в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87, с положительным заключением ГУ «Государственной экспертизы Сахалинской области».
В силу ч. 2 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Таким образом, только проектная документация содержит в себе требования заказчика к результатам работ, их безопасности и иные показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ потребностям заказчика, в том числе к качеству работ.
Проектная документация может быть либо скопирована в положения документации об аукционе, либо прилагаться к последней как ее неотъемлемая часть.
Таким образом, только при наличии проектной документации возможно определить соответствие выполненных работ потребностям заказчика.
При таких обстоятельствах, поскольку в материалах дела отсутствует подтверждение наличия у заказчика проектной документации, а доказательства обратного заказчиком не представлено, последний признается нарушившим ч. 2 ст. 34 Закона о размещении заказов, так как на момент проведения данного аукциона проектная документация, определяющая потребность заказчика, отсутствует, то есть требования заказчика к результату работ не определены.
В силу ч. 5 ст. 34 Закон о размещении заказов к документации об аукционе должен быть приложен проект контракта (в случае проведения аукциона по нескольким лотам - проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью документации об аукционе.
Как следует из п. 7.2.1 ч. 7.2 ст. 7 проекта муниципального контракта документации об аукционе Инвестор-Застройщик на момент заключения контракта обязан представить:
- правоустанавливающие документы на земельный участок, на котором осуществляется или будет осуществляться строительство жилого дома, в котором расположены или будут расположены Квартиры, передаваемые Заказчику в составе Объекта, после окончания работ по настоящему контракту, зарегистрированные в установленном порядке на Застройщика;
- проектную документацию на строительство жилого дома, в котором Застройщик обязуется построить объект для Заказчика;
- разрешение на строительство жилого дома, в котором Застройщик обязуется построить объект для Заказчика. Застройщик обязуется построить Объект для Заказчика.
В соответствии с п. 7.2.3 ч. 7.2 ст. 7 проекта муниципального контракта документации об аукционе при заключении контракта участник размещения заказа должен представить оформленную разрешительную и исполнительную документацию по ведению строительных работ на Объекте в установленном порядке.
Так как правоустанавливающие документы на земельный участок, проектная документация, разрешение на строительство, разрешительная и исполнительная документация по ведению строительных работ представляются до момента заключения муниципального контракта, соответственно, данные документы должны быть именно у участника размещения заказа, претендующего на заключение контракта.
Таким образом, данными положениями проекта муниципального контракта также установлены требования к участнику размещения заказа, которые не подпадают под перечень требований к участникам размещения заказа при размещении заказа путем проведения торгов, определенных ст. 11 Закона о размещении заказов.
При таких обстоятельствах, заказчик, установив требования к участникам размещения заказа о наличии вышеуказанных документов, нарушил ч. 4 ст. 11 Закона о размещении заказов.
В соответствии с ч. 2.1 ст. 34 Закона о размещении заказов не допускается включать в документацию об аукционе требования к производителю товара, к участнику размещения заказа, а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена данным законом.
Требование о наличии у участника размещения заказа правоустанавливающих документов на земельный участок, разрешения на строительство, проектной документации на строительство жилого дома, оформленной разрешительной и исполнительной документации по ведению строительных работ фактически является требованием о наличии финансовых и других ресурсов, необходимых для выполнения работ, являющихся предметом контракта.
Кроме этого, в рамках указанного предмета аукциона заказчик фактически установил требование о наличии у участника размещения заказа ресурсов, которыми на этапе размещения заказа последний может не обладать, при этом, участник размещения заказа, став победителем торгов, может начать совершать действия по оформлению документов, связанных с размещением заказа и необходимых для исполнения контракта.
Таким образом, участник размещения заказа, претендующий на заключение муниципального контракта, должен обладать определенной ресурсной базой в виде правоустанавливающих документов на земельный участок, разрешения на строительство, проектной документации на строительство жилого дома, оформленной разрешительной и исполнительной документации по ведению строительных работ, что нарушает ч. 2.1 ст. 34, ч. 1 ст. 41.6 Закона о размещении заказов.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь ч.ч. 1, 2, 4 ст. 57, в соответствии с ч. 6 ст. 60 Закона о размещении заказов, приказом ФАС России от 14.11.2007 № 379,
РЕШИЛА:
1. Жалобу ЗАО «Обновление-Трейд» признать обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим ч. 4 ст. 11, ч.ч. 2, 2.1 ст. 34, ч. 1 ст. 41.6 Закона о размещении заказов.
3. Выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Отделу капитального строительства администрации Корсаковского городского округа устранить нарушения ч. 4 ст. 11, ч.ч. 2, 2.1 ст. 34, ч. 1 ст. 41.6 Закона о размещении заказов, а именно:
- внести изменения в документацию об аукционе с учетом нарушений, указанных в решении по делу № 95/11-т, а именно: исключить из проекта муниципального контракта документации об аукционе п.п. 7.2.1, 7.2.3 ч. 7.2 ст. 7, а именно: требования представить на момент заключения муниципального контракта правоустанавливающие документы на земельный участок, разрешения на строительство, проектную документация на строительство жилого дома, оформленную разрешительную и исполнительную документацию по ведению строительных работ;
- продлить срок подачи заявок на участие в аукционе не менее чем на 15 дней с момента внесения изменений;
- вернуть заявки участникам размещения заказа, поданные на участие в данном аукционе, уведомив их о прекращении действия таковых;
- отменить протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе в электронной форме от 11.05.2011.
2. Администрации Корсаковского городского округа в лице управления экономики, природопользования и муниципального заказа администрации муниципального образования:
- разместить на официальном сайте информацию о внесенных изменениях, об отмене протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе в электронной форме.
Срок исполнения предписания – до 31 мая 2011 года.
Об исполнении настоящего предписания сообщить в Сахалинское УФАС России в срок до 03 июня 2011 года с приложением подтверждающих документов.
За неисполнение в установленный срок законного предписания Сахалинского УФАС России ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд Сахалинской области в течение трех месяцев со дня его вынесения.