Решение б/н Решение по делу № 29 по признакам нарушения законодательства... от 10 июня 2014 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 29 по признакам нарушения
законодательства о рекламе
Председатель Комиссии: - Могилевкин А.Г. – заместитель
руководителя управления;
Члены Комиссии: - Силина О.М. – старший государственный инспектор отдела контроля монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и рекламы;
- Пчелкина В.И. – государственный инспектор отдела контроля монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и рекламы;
заявителя:
– Маракова Олега Владимировича, генерального директора ООО РА «Ирида-Сервис» (приказ о назначении № 2 от 21.05.2001);
- Дубелева Антона Александровича, представитель ООО РА «Ирида-Сервис» (доверенность от 12.01.2009);
- Лазовской Маргариты Владимировны, главного специалиста отдела градостроительного проектирования управления градостроительства ДАГУН г. Южно-Сахалинска (доверенность № 014-31 от 13.01.2009);
- Балаевой Натальи Анатольевны, главного специалиста контрольно-правового управления ДАГУН г. Южно-Сахалинска (доверенность № 014-30 от 13.01.2009),
Поводом для обращения послужило, по мнению заявителя, содержание в Постановлении Мэра г. Южно-Сахалинска от 11.11.2008 № 2593 «Об утверждении нормативных требований к размещению средств наружной рекламы на территории городского округа «город «Южно-Сахалинск» (далее – Постановление) положений и норм, противоречащих и прямо нарушающих нормы Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
В ходе проведения проверки по данному заявлению, Сахалинским УФАС России в адрес Администрации г. Южно-Сахалинска был направлен запрос (исх. № 08-6337 от 01.12.2008) о представлении мотивированных пояснения со ссылками на соответствующие нормативные акты по фактам, указанным в заявлении ООО РА «Ирида-Сервис».
Согласно пояснений ДАГУН г. Южно-Сахалинска (вх. № 6428 от 12.12.2008), данное Постановление принято в соответствии с ФЗ «О рекламе», ГОСТом Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования с средствам наружной рекламы. Правила размещения», Постановлением мэра г. Южно-Сахалинска от 01.11.2004 № 2024 «О временных архитектурных требованиях, предъявляемых к внешнему виду зданий и сооружений, расположенных на территории городского округа «город Южно-Сахалинск», и к благоустройству территорий, прилегающих к этим зданиям и сооружениям».
Исследовав документы, имеющиеся в материалах дела, и выслушав объяснения представителей сторон, Комиссией Сахалинского УФАС России установлено следующее.
Пункт 1.4 данного Постановления предусматривает, что размещение и замена средств наружной рекламы и информации на рекламных носителях осуществляется только после согласования в Департаменте архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью города Южно-Сахалинска.
Данный пункт нарушает законодательство Российской Федерации о рекламе, так как ФЗ «О рекламе» установлено, что уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере рекламы, является Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Она осуществляет свою деятельность под руководством Правительства РФ на основании Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года N 331. ФАС реализует возложенные на нее полномочия непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими органами исполнительной власти, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно пункту 1.7 Постановления, конструкции объектов наружной рекламы не должны мешать восприятию архитектуры фасадов зданий, в том числе памятников архитектуры и градостроительных комплексов, памятников истории, культуры, городских, сельских и природных ландшафтов.
Данные пункты 1.6 и 1.7 Постановления не противоречат федеральному законодательству, так как в архитектурном облике поселения отражаются эстетические нормы и обычаи общества. Отдельные объекты (здания, сооружения, улицы) в современных городах сохраняют стили времен, в которые они были построены. В связи с этим они обладают особенной ценностью. Чтобы не допустить утраты веками складывавшегося культурно-исторического наследия, соответствие рекламной конструкции внешнему архитектурному облику сложившейся застройки анализируется с учетом архитектурных и градостроительных особенностей зданий, территорий отдельно в каждом конкретном месте установки рекламной конструкции на основе проекта. За основу берется местное законодательство, которое может устанавливать зоны повышенного рекламного контроля, ограничения, касающиеся размещения наружной рекламы относительно объектов культурного и исторического значения, архитектурных стилевых ансамблей.
Данный пункт противоречит положениям ФЗ «О рекламе» в силу следующего. Согласно п. 1 ч. 5 ст. 5 ФЗ «О рекламе» в рекламе не допускается использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации.
Таким образом, ФЗ «О рекламе» напрямую использование иностранных слов не запрещает. Ограничение касается лишь таких ситуаций, в которых нерусские слова и выражения меняют восприятие смысла и могут ввести в заблуждение.
Двенадцатым абзацем пункта 2.2.1 раздела 2 Постановления предусмотрено, что стендовые конструкции должны иметь неоновый подсвет информационного поля, а фундаменты не должны выступать над уровнем земли. Кроме того, пятый абзац пункта 2.2.4 Раздела 2 Постановления устанавливает, что в центральной части города конструкции транспаранты-перетяжки должны быть световыми, а в четвертом абзаце пункта 2.3.3 Раздела 2 Постановления установлено, что текстовая и знаковая информация должна быть размещена по вертикали. Данные абзацы Постановления не соответствуют рекламному законодательству Российской Федерации о рекламе в силу следующего.
В соответствии со ст. 4 ФЗ «О рекламе» законодательство Российской Федерации о рекламе состоит из настоящего Федерального закона. Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, могут регулироваться также принятыми в соответствии с настоящим Федеральным законом иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
С учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в п. 3, 6 Постановления от 04.03.1997 N 4-П, реклама рассматривается законодателем как средство продвижения товаров, работ и услуг на общий рынок Российской Федерации и, следовательно, призвана содействовать формированию единого экономического пространства. В этом смысле законодательство о рекламе устанавливает такие нормы, которые в силу их характера и значения для формирования свободных рыночных отношений относятся к правовым основам единого рынка.
Таким образом, правовое регулирование рекламной деятельности, и в той части, в какой это регулирование связано с установлением правовых основ единого рынка, относится к компетенции именно федерального законодателя.
Правовое регулирование вопросов в области рекламы, относящихся к общефедеральному законодательству, иными видами законодательства способно создать препятствия для перемещения товаров, услуг и финансовых средств, ограничить добросовестную конкуренцию, что несовместимо с обязанностью государства гарантировать единство экономического пространства.
Вместе с тем, рекламная деятельность является объектом комплексного нормативного правового регулирования. Если те или иные вопросы рекламы выходят за рамки гражданско-правовых отношений, не относятся к основам единого рынка, то есть не являются предметом ведения Российской Федерации, субъекты Российской Федерации могут осуществлять их законодательное регулирование в рамках, определенных Конституцией Российской Федерации, в том числе ее ст. 72, 73, 76 (части 2, 4, 5 и 6). В силу положений статей 130, 132 и 133 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления вправе самостоятельно решать вопросы местного значения, связанные с особенностями распространения наружной рекламы, поскольку они затрагивают правомочия пользования, владения и распоряжения муниципальной собственностью.
К вопросам установления правовых основ единого рынка распространения наружной рекламы относится правовое регулирование использования рекламных конструкций. Между тем ни ФЗ "О рекламе", ни другими нормативными актами общефедерального законодательства не определены виды приоритетных рекламных конструкций.
Таким образом, установление Администрацией г. Южно-Сахалинска обязательности размещения определенных видов рекламных конструкций в центральной части города и определенного написания информации противоречит требованиям вышеуказанных норм и разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации.
2. Выдать Администрации города Южно-Сахалинска предписание об изменении Постановления Мэра города Южно-Сахалинска от 11 ноября 2008 года № 2593 «Об утверждении нормативных требований к размещению средств наружной рекламы на территории городского округа «город Южно-Сахалинск», частично противоречащего законодательству РФ о рекламе.
Члены Комиссии О.М. Силина