Аналитический отчет б/н без аннотации от 9 января 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

федеральная антимонопольная служба

Управление по САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

г. Южно-Сахалинск, пр. Победы, 24 тел. (4242) 46-55-66

КРАТКИЙ ОТЧЕТ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНАЛИЗА СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНЦИИ ПО ДЕЛУ № 065/01/16-225/2019, ВОЗБУЖДЕННОМУ В ОТНОШЕНИИ АДМИНИСТРАЦИИ МО ГО «ДОЛИНСКИЙ» САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ РФ И ООО УК «КОМФОРТ ПЛЮС», ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ П.4 СТ.16 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 26.07.2006 № 135-ФЗ «О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ»

г. Южно-Сахалинск

2020 год

1. Общие положения.

Настоящий краткий отчет составлен по результатам анализа состояния конкуренции по делу № 065/01/16-225/2019, возбужденного в отношении Администрации МО ГО «Долинский» Сахалинской области РФ (далее – Администрация) и ООО УК «Комфорт Плюс»» (далее – Общество) по признакам нарушения п. 4 ст.16 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Признаки нарушения п.4 ст.16 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» выразились в заключении соглашений о предоставлении субсидий из бюджета МО ГО «Долинский» управляющим организациям, осуществляющим деятельность по управлению жилищным фондом на основании лицензий, на финансовое обеспечение затрат на проведение ремонтных работ и обустройства детских игровых и (или) спортивных площадок, расположенных на территории МО ГО «Долинский» (далее – Соглашение), между Администрацией и Обществом, условия которых ограничивали доступ на товарный рынок и устраняли с него хозяйствующих субъектов, предоставляя преимущественные условия для Общества в сфере выполнения указанных работ.

Основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства послужили материалы проверки из Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Сахалинской области (вход. от 17.07.2019г. № 2632), материалы проверки из Долинской городской прокуратуры (вход. от 22.08.2019г. № 3079), сведения о возможных признаках нарушения антимонопольного законодательства из УФСБ по Сахалинской области (вход. от 16.10.2019г. № 3952).

Из материалов дела следует, что в октябре 2018г. КУМС МО ГО «Долинский» проведен аукцион № 100918/0500581/01 на право заключения договора аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности в Долинском районе, с целевым назначением: использование для организации детских площадок бесплатного пользования. По результатам аукциона договор безвозмездного пользования имуществом МО ГО «Долинский» сроком действия до 31.12.2018г. заключен с единственным участником аукциона ООО УК «Комфорт Плюс».

На основании Порядка предоставления субсидии управляющим организациям, осуществляющим деятельность по управлению жилищным фондом на основании лицензий, на финансовое обеспечение затрат на проведение ремонтных работ и обустройства детских игровых и (или) спортивных площадок, расположенных на территории МО ГО «Долинский», утвержденного постановлением Администрации от 27.11.2017г. № 1526-па, между Администрацией и Обществом 12.10.2018г. было заключено Соглашение. По условиям Соглашения ремонту подлежало 8 детских площадок.

Исходя из толкования норм Бюджетного Кодекса, субсидии не могут быть предоставлены юридическому лицу вне связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Основным видом деятельности Общества в соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ является производство пара и горячей воды котельными (код 35.30.14). Выполнение работ, связанных с ремонтом объектов, не относится к видам деятельности Общества.

Далее, Общество заключило договор с единственным подрядчиком на ремонт 8 детских площадок в Долинском районе с ИП А.С. Белозерко на основании Положения о закупках товаров, работ, услуг и Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В мае 2019г. КУМС МО ГО «Долинский» проведен аукцион № 090419/0500581/01 на право заключения договора аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности в Долинском районе с целевым назначением: использование для организации детских площадок бесплатного пользования по тем же адресам. По результатам аукциона договор безвозмездного пользования имуществом МО ГО «Долинский» сроком действия до 31.12.2019г. заключен с единственным участником аукциона ООО УК «Комфорт Плюс».

ООО «Комфорт Плюс» заключило договор с единственным подрядчиком на ремонт 5 детских игровых и спортивных площадок в Долинском районе с ИП О.А. Татаренко на основании Положения о закупках товаров, работ, услуг и Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

10.07.2019г. между Администрацией и Обществом было заключено еще одно Соглашение. Анализ Соглашения от 12.10.2018г. и Соглашения от 10.07.2019г. показал, что данные Соглашения являются идентичными по цели заключения Соглашений, а именно проведение ремонтных работ и обустройство детских игровых и спортивных площадок по одним и тем же адресам.

Адреса 5-ти детских игровых и спортивных площадок, подлежащих ремонту по договору с ИП О.А. Татаренко, соответствуют адресам площадок в договоре с ИП А.С. Белозерко.

В соответствии с п.3 ст.3 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд – совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Применение норм Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» является обязательным условием при условии использования средств бюджета, которые направляются на оплату работ, услуг для муниципальных нужд.

Процедуры, установленные Законом № 44-ФЗ, по выбору исполнителя на выполнение ремонта детских игровых и спортивных площадок Администрацией не проводились.

Согласно п.4 ст.16 Закона № 135-ФЗ запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Заключение и реализация соглашений от 12.10.2018г., от 10.07.2019г. привело к недопущению возникновения конкурентных соглашений между хозяйствующими субъектами в рассматриваемой сфере и предоставлению преимущественных условий для Общества.

В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» анализ состояния конкуренции проведен в объеме, необходимом для принятия решения по делу № 065/01/16-225/2019.

В соответствии с п.1.3 раздела I «Общие положения» Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010г. № 220, по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», анализ состояния конкуренции на товарном рынке проводится в объеме, установленном пунктом 10.8 вышеуказанного Порядка, который включает следующие этапы:

  • определение временного интервала исследования,
  • определение продуктовых границ товарного рынка,
  • определение географических границ товарного рынка.

Анализ состояния конкуренции осуществлен в соответствии со следующими нормативными актами:

  1. Федеральный закон от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ),
  2. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ),
  3. Федеральный закон от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»,
  4. Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденный Приказом ФАС России от 28.04.2010г. № 220 (далее – Порядок № 220).

2. Источники исходной информации.

В целях анализа состояния конкуренции в качестве исходной информации использованы:

  • материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства № 065/01/16-225/2019.

3. Определение временного интервала исследования.

В соответствии с пунктом 2.1 Порядка № 220 временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка.

Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год.

Пунктом 2.2 Порядка № 220 предусмотрено, что в случае, если исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования, то проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке.

В целях настоящего исследования временной интервал отсчитывается от даты совершения первых установленных Сахалинским УФАС России действий, в которых усматриваются признаки соглашения, которое привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции при заключении Соглашений без проведения конкурентных процедур.

Поскольку Соглашения, поименованные в Разделе I настоящего аналитического отчета, заключены 12 октября 2018г. и 10 июля 2019г., временной интервал отсчитывается от 12 октября 2018 года.

Приказом Сахалинского УФАС России от 16 октября 2019г. № 277 возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 065/01/16-225/2019 в отношении Администрации и Общества по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Закона № 135-ФЗ и создана комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 065/01/16-225/2019.

Таким образом, временной интервал настоящего исследования определен с 12 октября 2018г. (дата заключения первого Соглашения) по 16 октября 2019г. включительно (дата приказа Сахалинского УФАС России № 277 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 065/01/16-225/2019).

Временной интервал включает в себя период предполагаемого нарушения антимонопольного законодательства.

4. Определение продуктовых границ рынка.

В соответствии с п. 3.1. Порядка № 220 процедура выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке (далее – определение продуктовых границ товарного рынка), включает:

  • предварительное определение товара;
  • выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;
  • определение взаимозаменяемых товаров.

Статьей 4 Закона № 135-ФЗ закреплены следующие понятия:

  • товар – объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
  • товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Таким образом, товарный рынок представляет собой сферу взаимоотношений между продавцами товаров (работ, услуг) и покупателями товара (работ, услуг) по поводу приобретения товара (работ, услуг).

В соответствии с пунктом 10.8. Порядка № 220 при определении продуктовых границ товарного рынка по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 16 Закона № 135-ФЗ, может приниматься во внимание предмет соглашения, заключенного между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между иными хозяйствующими субъектами, в котором усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Из материалов дела № 065/01/16-225/2019 следует, что 12 октября 2018 года было заключено Соглашение между Администрацией и Обществом без проведения конкурентных процедур. Предметом Соглашения от 12 октября 2018 года являлось предоставление субсидии на финансовое обеспечение затрат на проведение ремонтных работ и обустройства детских игровых и (или) спортивных площадок, расположенных на территории МО ГО «Долинский».

10 июля 2019 года было заключено Соглашение между Администрацией и Обществом без проведения конкурентных процедур. Предметом Соглашения от 10 июля 2019 года являлось предоставление субсидии на финансовое возмещение затрат на проведение ремонтных работ и обустройства детских игровых и (или) спортивных площадок МО ГО «Долинский».

Соглашения от 12.10.2018г., от 10.07.2019г. являются идентичными по цели заключения, а именно проведение ремонтных работ и обустройство детских игровых и спортивных площадок по одним и тем же адресам.

Адреса 5-ти детских игровых и спортивных площадок, подлежащих ремонту по Соглашению от 10.07.2019г., соответствуют адресам площадок по Соглашению от 12.10.2018г.

Таким образом, заключение и реализация Соглашений от 12.10.2018г., от 10.07.2019г. имело целью предоставление субсидий из бюджета без проведения конкурентных процедур и предоставление, таким образом, преимущественных условий Обществу на проведение ремонтных работ и обустройства детских игровых и (или) спортивных площадок путем заключения последним договоров подряда с единственными подрядчиками.

Следовательно, продуктовыми границами товарного рынка являются ремонтные работы и обустройство детских игровых и (или) спортивных площадок МО ГО «Долинский».

 

5. Определение географических границ товарного рынка.

В соответствии с пунктом 4.1. Порядка № 220 процедура определения географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) включает:

  • предварительное определение географических границ товарного рынка;
  • выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями);
  • определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

Согласно п./п. «в» пункта 10.8. Порядка № 220 при определении географических границ товарного рынка могут приниматься во внимание, в частности:

  • предмет соглашения, заключенного между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами, в котором усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства;
  • границы территории, на которой осуществляют свои полномочия участвующие в соглашении федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, государственные внебюджетные фонды, Центральный Банк Российской Федерации;
  • границы территорий, на которых действуют хозяйствующие субъекты – участники рассматриваемого соглашения;
  • границы территорий, на которых действуют хозяйствующие субъекты, на деятельность которых рассматриваемое соглашение оказало или могло оказать негативное влияние.

В рамках Соглашения от 12 октября 2018 года ремонтные работы и обустройство детских игровых и (или) спортивных площадок, расположенных на территории МО ГО «Долинский», проводится по следующим адресам:1) с. Сосновка, ул. Новая, д.8-12, 2) с. Стародубское, ул. Заводская, д.4-6, 3) с. Быков, ул. Шахтерская, д.4-6, 4) с. Быков, ул. Горняцкая, д.7, 5) с. Быков, ул. Горняцкая, д.13, 6) с. Углезаводск, ул. Новая, д.12, 7) с. Покровка, ул. Березовая, д.7, 8) с. Быков, ул. Горняцкая, д.17-21.

В рамках Соглашения от 10 июля 2019 года ремонтные работы и обустройство детских игровых и (или) спортивных площадок, расположенных на территории МО ГО «Долинский», проводится по следующим адресам:1) с. Сосновка, ул. Новая, д.8-12, 2) с. Быков, ул. Шахтерская, д.4-6, 3) с. Быков, ул. Горняцкая, д.7, 4) с. Углезаводск, ул. Новая, д.12, 5) с. Покровка, ул. Березовая, д.7.

То есть все объекты ремонтных работ и благоустройства в отношении которых заключены Соглашения располагаются на территории муниципального образования городской округ «Долинский» Сахалинской области.

Участниками рассматриваемых соглашений являются Администрация МО ГО «Долинский» и ООО УК «Комфорт Плюс».

Согласно выписке из ЕГРЮЛ, имеющейся в материалах дела, местом нахождения Администрации МО ГО «Долинский» является Сахалинская область, Долинский район, город Долинск, ул. Комсомольская, д.37.

В соответствии с Уставом МО ГО «Долинский» Сахалинской области РФ, принятым решением Долинского районного Собрания от 25.01.2006г. № 52/6, городской округ «Долинский» - муниципальное образование в составе Сахалинской области Российской Федерации, население и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения, а также осуществляют отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления федеральными законами и законами Сахалинской области.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ, имеющейся в материалах дела, местом нахождения ООО УК «Комфорт Плюс» является Сахалинская область, Долинский район, село Быков, ул. Красноармейская, д.10.

Таким образом, исходя из границы территории, на которой осуществляет свои полномочия участник рассматриваемых Соглашений – Администрация МО ГО «Долинский» и, исходя из границы территории, на которой действовал другой участник рассматриваемых Соглашений - ООО УК «Комфорт Плюс», а также с учетом положений п.10.8 Порядка № 220 географическими границами товарного рынка определены административными границами муниципального образования городской округ «Долинский» Сахалинской области.

ВЫВОД:

По результатам проведения анализа состояния конкуренции по делу № 065/01/16-225/2019, возбужденному в отношении Администрации и Общества, по признакам нарушения п.4 ст.16 Закона № 135-ФЗ, установлено следующее.

1. Временной интервал исследования определен периодом с 12 октября 2018г. (дата заключения Соглашения) по 16 октября 2019г. включительно (дата приказа Сахалинского УФАС России № 277 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 065/01/16-225/2019).

2. Продуктовые границы товарного рынка: ремонтные работы и обустройство детских игровых и (или) спортивных площадок МО ГО «Долинский».

3. Предмет соглашения: предоставление субсидий из бюджета без проведения конкурентных процедур и предоставление преимущественных условий ООО УК «Комфорт Плюс» на проведение ремонтных работ и обустройства детских игровых и (или) спортивных площадок путем заключения последним договоров подряда с единственными подрядчиками.

3. Географические границы товарного рынка: административные границы муниципального образования городской округ «Долинский» Сахалинской области.

Настоящий краткий отчет подготовлен главным государственным инспектором отдела анализа товарных, финансовых рынков и экономической концентрации Ли О.В.

Главный государственный инспектор***

отдела анализа товарных, финансовых

рынков и экономической концентрации

09 января 2020 года

Связанные организации

Связанные организации не указаны