Определение б/н определение о назначении от 27 сентября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 
   
 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области

 

почтовый адрес: пр. Победы, 24,

г. Южно-Сахалинск, 693007

юридический адрес: пр. Победы, 24,

г. Южно-Сахалинск, 693007

 тел. (4242) 46-55-66, 46-55-69, факс (4242) 46-55-67

e-mail: to65@fas.gov.ru

 

____________  №  ____________

 

На №  _______  от  ___________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о назначении дела № 065/01/15-585/2021 о нарушении

антимонопольного законодательства к рассмотрению

 

 

27 сентября 2021 года                                                                         г. Южно-Сахалинск

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства XXXXXX X.X.,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы России по Сахалинской области (далее – Сахалинское УФАС России, Управление) обратилась Ассоциация «Сахалинстрой» (вх.  № 1524 от 31.05.2021 г.) с требованием признать администрацию г. Южно-Сахалинска нарушившей ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с принятием постановления № 1208-па от 28.04.2021 «Об утверждении порядка предоставления субсидии из бюджета городского округа "Город Южно-Сахалинск" муниципальному унитарному предприятию "Электросервис" на финансовое обеспечение затрат по содержанию светофорных объектов, находящихся в муниципальной собственности городского округа "Город Южно-Сахалинск" (далее – постановление № 1208-па), постановления № 1264 от 29.04.2016 «Об утверждении порядка предоставления субсидии из бюджета городского округа "Город Южно-Сахалинск" муниципальному унитарному предприятию на возмещение затрат по содержанию, реконструкции (модернизации) объектов наружного освещения, световой наружной иллюминации и светофорных объектов, находящихся в муниципальной собственности городского округа "Город Южно-Сахалинск" (далее – постановление № 1264).

Поводом для обращения послужили сведения о том, что предоставление субсидий МУП «Электросервис» на основании указанных постановлений в целях финансового обеспечения работ и услуг, оказываемых предприятием в рамках уставной деятельности, осуществляется  без проведения конкурсных процедур.

В частности, в постановлении администрации г. Южно-Сахалинска от 27.01.2020 № 306-па "Об утверждении муниципальной программы "Жилищное хозяйство и благоустройство на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" на 2020 - 2025 годы" (вместе с "Перечнем мероприятий муниципальной программы") указано, что для обеспечения нормального функционирования наружного освещения необходима ежедневная проверка состояния горения светильников в темное время суток и немедленное устранение выявленных обрывов линий. Все обнаруженные в ходе проверки недостатки в работе наружного освещения устраняются в светлое время суток силами ремонтного персонала эксплуатирующей организации. Содержание и ремонт объектов наружного освещения и световой наружной иллюминации осуществляет муниципальное унитарное предприятие "Электросервис".

Согласно отчету об исполнении бюджета городского округа «Город Южно-Сахалинск» утвержденному постановлением администрации г. Южно-Сахалинска № 1233 от 30.04.2021 г., на содержание уличного освещения и иллюминации, находящейся в муниципальной собственности., в первом квартале 2021 года МУП «Электросервис» была выделена субсидия в размере 52 млн рублей (в соответствии с бюджетной росписью всего планируется выделить на бесконкурентной основе 150 млн рублей).

Согласно п. 4.1 приложения № 1 того же постановления (№ 306-па от 27.01.2020) МУП «Электросервис» указано как исполнитель работ по увеличению освещенной протяженности улично-дорожной сети на 11,36 км с выделением субсидии на финансовое обеспечение связанных с этим затрат.

Механизмом обеспечения затрат исполнителя являются принятые  администрацией города Южно-Сахалинска постановления № 1264 от 29.04.2016 и № 1208-па от 28.04.2021.

По фактам, изложенным в заявлении, Управлением получены разъяснения  администрации г. Южно-Сахалинска, содержащие следующие сведения.

В целях решения вопросов местного значения муниципальные образования наделены полномочиями по созданию муниципальных предприятий на основании пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 13.05.2011
№ 800 создано муниципальное унитарное предприятие «Электросервис» (далее – предприятие, МУП «Электросервис»).

Согласно п. 1.7 Устава предприятия МУП «Элеткросервис»  является коммерческой организацией, осуществляющей деятельность в целях решения вопросов местного значения городского округа «Город Южно-Сахалинск»

Согласно п. 2.1 Устава предметом деятельности предприятия является осуществление текущего содержания, ремонта и технического обслуживания объектов наружного освещения, электронных фейерверков и светодиодных гирлянд, освещение улиц, передача и распределение электроэнергии  на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск».

Согласно п. 2.2 Целями деятельности Предприятия является обеспечение бесперебойной работы установок наружного освещения, электрических сетей, электронных фейерверков и светодиодных гирлянд, освещение улиц, передача и распределение электроэнергии на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск».

В соответствии с п. 2.3 для достижения поставленной цели, указанной в пункте 2.2 Устава, Предприятие осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке следующие виды основной деятельности:

- обеспечение работоспособности электрических сетей, в том числе по монтажу, наладке, ремонту и техническому обслуживанию электротехнического оборудования, аппаратуры и средств защиты электрических сетей, включая объекты наружного освещения, электронных фейерверков и светодиодных гирлянд;

- освещение улиц городского округа « Город Южно-Сахалинск», путем передачи и распределения электроэнергии;

- производство общестроительных работ, в том числе и по прокладке местных воздушных и кабельных линий электропередачи;

- производство электромонтажных работ;

- монтаж инженерного оборудования;

- производство земляных работ.

Приказом Департамента городского хозяйства № 85 от 17.07.2015 в устав МУП «Электросервис» внесены изменения, позволяющие предприятию оказывать услуги по обслуживанию светофорных объектов.

Приказом Департамента городского хозяйства № 101 от 01.06.2018 в Устав МУП «Электросервис» внесены изменения, позволяющие предприятию оказывать услуги по подготовке к проведению общегородских мероприятий. 

Для исполнения уставной деятельности МУП «Электросервис» наделено муниципальным имуществом на праве хозяйственного ведения, в том числе, светофорными объектами, объектами наружного освещения и праздничной иллюминации.

Пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что выделение субсидий хозяйствующим субъектам в целях возмещения недополученных доходов и финансового обеспечения затрат осуществляется на основании муниципальных правовых актов органов местного самоуправления.

В этой связи администрацией г. Южно-Сахалинска приняты постановления
№ 1264 от 29.04.2016 г. и 1208-па от 28.04.2021 г., в соответствии с которыми из местного бюджета Предприятию выделяются денежные средства, которые идут на возмещение затрат, возникающих при выполнении работ, оказании услуг в рамках уставной деятельности предприятия.

Таким образом, финансирование за счет средств местного бюджета затрат, связанных с выполнением МУП «Электросервис» работ по содержанию, реконструкции (модернизации) объектов наружного освещения, световой наружной иллюминации и светофорных объектов, направлено на обеспечение потребностей муниципального образования в работах, необходимых для решения вопросов местного значения, функций и полномочий органа местного самоуправления.

Рассмотрев сведения, указанные в материалах заявления, об обстоятельствах финансирования МУП «Электросервис» из средств местного бюджета на предмет соответствия антимонопольному законодательству, Управление приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учётом положений настоящего Кодекса.

Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счёт средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации) (часть 2 статьи 18 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ).

В силу статьи 54 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются за счёт средств местного бюджета.

Таким образом, исходя из содержания указанных норм, отношения, направленные на обеспечение муниципальных нужд и использование средств местного бюджета, направляемых на оплату работ (услуг) по содержанию, реконструкции (модернизации) объектов наружного освещения, световой наружной иллюминации и светофорных объектов, находящихся в муниципальной собственности городского округа «Город Южно-Сахалинск», обусловлены необходимостью применения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон 05.04.2013 № 44-ФЗ).

В силу статьи 6 Федерального закона 05.04.2013 № 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Согласно статье 8 Федерального закона № 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

В части 2 статьи 8 Федерального закона 05.04.2013 № 44-ФЗ содержится запрет совершения заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 названного Федерального закона, при этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки (часть 5 статьи 24 Федеральный закон 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Приведённые выше положения закона прямо указывают на обязанность муниципалитета избирать такие способы решения стоящих перед ними задач и такие варианты расходования бюджетных средств, которые будут соответствовать критериям разумности и рациональности и обеспечивать доступ к ним (средствам бюджетов) максимального числа потенциальных участников, обеспечивая таким образом развитие конкуренции.

Поэтому размещение заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд по общему правилу осуществляется путём проведения конкурсных процедур.

Применение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд является обязательным при использовании средств бюджета, которые направляются на оплату работ (услуг) для государственных и муниципальных нужд.

Непроведение конкурсных процедур, за исключением случаев, допускаемых законом, нарушает принцип обеспечения конкуренции. При проведении конкурентных процедур в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие поставлять товары, выполнять работы, оказывать услуги, получив доступ к соответствующему товарному рынку (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2015 № 307-КГ15-1408, Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.11.2011
№ 8799/11).

При этом основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов путём обеспечения максимально широкого круга участников размещения заказов.

Таким образом,  финансирование работ (услуг), выполняемых (оказываемых) МУП «Элеткросервис», за счет средств местного бюджета путем предоставления субсидий на основании постановлений администрации городского округа «Город Южно-Сахалинск» № 1264 от 29.04.2016 г. и 1208-па от 28.04.2021 г., осуществляемое на бесконкурсной основе, не соотносится с основными принципами и целями Закона о контрактной системе, направленного на обеспечение конкуренции на товарных рынках.

Несоблюдение указанного порядка оказания услуг для муниципальных нужд, является нарушением Закона контрактной системе, а также и норм Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", так как устраняется конкуренция среди хозяйствующих субъектов и создаются преимущества отдельным хозяйствующим субъектам.

Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о предоставлении МУП «Электросервис» преимущества и ограничения конкуренции между потенциальными участниками торгов, что является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 2 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006
N 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган выдает предупреждения лицам, указанным в части 1 настоящей статьи в случае выявления признаков нарушения статьи 15 настоящего Федерального закона.

На основании вышеизложенного, администрации г. Южно-Сахалинска в связи с наличием признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выраженных в отказе от определения исполнителя работ (услуг) по содержанию, реконструкции (модернизации) объектов наружного освещения, световой наружной иллюминации и светофорных объектов, находящихся в муниципальной собственности городского округа "Город Южно-Сахалинск", путем проведения закупок работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе), было выдано предупреждение № 08-3118 от 06.08.2021 г. о необходимости прекращения указанного бездействия путем определения исполнителя указанных работ, услуг в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе, в течение 30 рабочих дней со дня его получения.

В соответствии с пунктом 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Письмом вх. № 3586 эл от 10.09.2021  администрация г. Южно-Сахалинска уведомила Сахалинское УФАС России о том, что с выданным предупреждением
№ 08-3118 от 06.08.2021 г. как незаконным и необоснованным не согласна и в связи с этим готова обратиться в арбитражный суд. 

На основании изложенного издан приказ Сахалинского УФАС России от 20.09.2021 № 107 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения администрацией города Южно-Сахалинска части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

  1. Назначить дело № 065/01/15-585/2021 к рассмотрению на 05 ноября 2021 года в 15 часов 00 минут по адресу: г. Южно-Сахалинск, пр. Победы, д. 24,
    1 этаж, зал заседаний.

 

  1. Привлечь к участию в рассмотрении дела:

 

- в качестве ответчиков:

- администрацию города Южно-Сахалинска (ОГРН: 1026500538129, адрес:
       ул. Ленина 173, г. Южно-Сахалинск, Сахалинская область, 693000),

 

- в качестве заявителя:

- Ассоциацию «Сахалинстрой» (ОГРН: 1086500001312, ИНН: 6501201580, КПП: 650101001, адрес: ул. Карла Маркса, 20, 201, г. Южно-Сахалинск, Сахалинская область, 693000)

 

Явка представителя ответчика по делу на рассмотрение обязательна (при невозможности присутствия на заседании Комиссии Сахалинского УФАС России стороны по делу заблаговременно направляют ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии  представителя).

При себе необходимо иметь документы, удостоверяющие личность, доверенность, на право представления интересов организации в антимонопольном органе, заверенную надлежащим образом.

 

 

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                        X.X. XXXXXX

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны