Решение б/н Без аннотации от 30 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 065/10/18.1-1039/2020

27 октября 2020 года г. Южно-Сахалинск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской (далее – Комиссия) области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» в составе:

председателя Комиссии: <...> – заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;

членов Комиссии: <...> – начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;

<...> – старшего государственного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;

в присутствии представителя публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Сахалинэнерго» – <...>, на основании доверенности от 09.01.2020 № 18-Н;

рассмотрев дело № 065/10/18.1-1039/2020 по жалобе общества с ограниченной ответственностью «Энергетический Стандарт» (ИНН 7706684490) (далее – заявитель) на положения закупочной документации, утвержденной Публичным акционерным обществом энергетики и электрификации «Сахалинэнерго» (ИНН 6500000024) (далее – заказчик) при проведении конкурса в электронной форме по объекту: «Лот 11. Право заключения договора на поставку реактора трехфазного шунтирующего РТД-20000/35 УХ1» (извещение № 32009546085),

УСТАНОВИЛА:

19.10.2020 в Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба заявителя на необоснованные действия заказчика, установившего в закупочной документации критерии оценки заявок, из которых фактически следует, что заказчиком оказывается большее предпочтение участнику, являющегося изготовителем товара (аффинированным с изготовителем товара лицом), нежели иным участникам закупки. В этой связи заявитель считает, что критерий оценки заявок, установленный заказчиком в документации необоснованным, дискриминационным и направленным на ограничение количества участников, не являющихся заводами-изготовителями, либо аффинированными им лицам.

На основании изложенного, заявитель просит признать жалобу обоснованной, признать действия заказчика неправомерными, в связи с чем, выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений действующего законодательства Российской Федерации о закупках.

Уведомлением-требованием от 22.10.2020 № 05-6633 рассмотрение жалобы по существу назначено на 27.10.2020 в 12 часов 30 минут.

Заявитель, будучи извещенным надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, на заседание Комиссии явкой своих представителей не обеспечил, правом участия в рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи не воспользовался.

Представитель заказчика на заседании Комиссии представила запрашиваемые документы, а также письменные и устные пояснения по существу поступившей жалобы, согласно которым, просит признать ее необоснованной.

Комиссия Сахалинского УФАС России, заслушав представителя заказчика, изучив, представленные в материалы дела документы и информацию, размещенную на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

На основании пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Соответствующие принципы установлены положением о закупке.

Из части 6 этой же нормы следует, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В пункте 4.21.1-4.21.2 закупочной документации установлено, что оценка и сопоставление заявок, признанных Закупочной комиссией соответствующими по результатам рассмотрения первых частей заявок (первых частей окончательных предложений Участников – в случае проведения обсуждения, предусмотренного пунктом 1.2.18 или 1.2.19) и вторых частей заявок (в том числе проведения квалификационного отбора – если проводился), а также результатам рассмотрения ценовых предложений Участников (дополнительных ценовых предложений – если проводилась переторжка), осуществляется в соответствии с критериями и порядком оценки, установленными в разделе 13 (ПРИЛОЖЕНИЕ № 6 - ПОРЯДОК И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ И СОПОСТАВЛЕНИЯ ЗАЯВОК), с последующим формированием по итогам этого ранжировки заявок по степени их предпочтительности на основании полученного итогового балла (по мере уменьшения). При этом первое место в ранжировке присваивается заявке, получившей по результатам оценки наибольший итоговый балл.

Оценка и сопоставление заявок проводится только на основании документов и сведений, представленных в составе заявки, в том числе, в первой части заявки / первой части окончательного предложения Участника (если подавалось); второй части заявки; ценовом предложении / дополнительном ценовом предложении. Применение иного порядка и/или критериев оценки и сопоставления заявок, кроме предусмотренных настоящей Документацией о закупке, не допускается.

Приложением № 6 установлен порядок и критерии оценки и сопоставления заявок, в частности установлены следующие критерии:

"таблица"

Приведенное положение документации об аукционе свидетельствует о том, что заказчиком не соблюдены принципы закрепленные в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, а именно принципы равноправия и справедливости, поскольку оценка по указанному выше критерию предоставляет преимущество для участников, которые являются изготовителями закупаемого товара, либо аффинированными с ним лицами.

Вместе с тем, в силу части 5 статьи 3 Закона закупках участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.

Таким образом, в нарушение пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках оценка по указанному выше критерию заявки участников не обеспечит применения такого критерия в равной степени ко всем участникам, не нарушив при этом принципы равноправия и справедливости.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу, что заказчиком допущены нарушения пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках, а жалоба заявителя – обоснованной.

Относительно доводов заказчика о предоставлении последнему права по самостоятельному определению требований к участникам закупки и определении в результате таких торгов лица, исполнения договора которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансировании Комиссия Сахалинского УФАС России сообщает, что установление критерия о наличии у участника статуса изготовителя (аффилированости с таким лицом) не характеризуют квалификационный уровень поставщика товара и приводит к необоснованному ограничению конкуренции, поскольку потенциальный участник закупки может не быть производителем оборудования, равным образом являясь участником рынка, осуществляющим поставку требуемого оборудования надлежащим образом. Кроме того, установленные критерии оценки заявок участников сами по себе не могут гарантировать надлежащего исполнения обязательства по поставке оборудования. Гарантии исполнения обязательств по договору могут обеспечиваться предъявлением к поставщику квалификационных требований, в частности о наличии опыта поставки на соответствующем товарном рынке.

На основании части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 указанного выше Федерального закона.

В соответствии с подпунктом «а» пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает организатору торгов, оператору электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества (далее в настоящем пункте – торги), порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.

С учетом изложенного, Комиссия управления, рассмотрев материалы дела
№ 065/10/18.1-1039/2020, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила признать жалобу необоснованной.

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Энергетический Стандарт» (ИНН 7706684490) на положения закупочной документации, утвержденной Публичным акционерным обществом энергетики и электрификации «Сахалинэнерго» (ИНН 6500000024) при проведении конкурса в электронной форме по объекту: «Лот 11. Право заключения договора на поставку реактора трехфазного шунтирующего РТД-20000/35 УХ1» (извещение
№ 32009546085) – обоснованной.

2. Признать публичное акционерное общество энергетики и электрификации «Сахалинэнерго» (ИНН 6500000024) нарушившим положения пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать публичному акционерному обществу энергетики и электрификации «Сахалинэнерго» (ИНН 6500000024) обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение нарушений установленных по результатам рассмотрения жалобы.

4. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении лиц, допустивших нарушения, указанные в пункте 2 настоящего Решения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Сахалинской области в течение трех месяцев со дня его изготовления в полном объёме.

Связанные организации

Связанные организации не указаны