Аналитический отчет б/н без аннотации. от 29 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ПО САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

г. Южно-Сахалинск, пр. Победы, 24 тел. (4242) 46-55-66

Краткий отчет (обзор)

по результатам анализа состояния конкуренции на рынке услуг по специальному обслуживанию убывающих пассажиров, оказываемых АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» в аэропорту Южно-Сахалинск, проведенного при рассмотрении дела № 065/01/10-474/2022, возбужденного в отношении АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

г. Южно-Сахалинск

2022 год

I. Общие положения.

Настоящий краткий отчет составлен по результатам анализа состояния конкуренции на рынке услуг по специальному обслуживанию убывающих пассажиров в аэропорту Южно-Сахалинск имени Антона Чехова или Хомутово (далее – Аэропорт Южно-Сахалинск) по делу № 065/01/10-474/2022, возбужденному в отношении АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» (далее также Аэропорт) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон «О защите конкуренции»).

Основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 065/01/10-474/2022 послужило обращение АО «Авиакомпания «Аврора» (далее также Заявитель, Авиакомпания) вх. № *** на действия АО «Аэропорт Южно-Сахалинск», в том числе выразившиеся в игнорировании субъектом естественной монополии законного требования Заявителя о расчете и утверждении дополнительно к базовому тарифу тарифа за услуги по специальному обслуживанию пассажиров, включающего только предоставляемые Авиакомпании, как потребителю, операции на территории Аэропорта Южно-Сахалинск, а именно регистрацию пассажиров, взвешивание и оформление багажа в соответствии с п./п. 1.13-1.14 Приказа Минтранса РФ от 17.02.2012 № 241 «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской федерации», которым утверждены перечень и правила формирования и взимания тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации» (далее Приказ № 241).

Из заявления следует, что Авиакомпания просила АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» рассчитать и утвердить два дополнительных тарифа за специальное обслуживание убывающих пассажиров с исключением услуг (операций), объективная необходимость в которых у Авиакомпании отсутствует.

Первый дополнительный тариф с исключением следующих услуг: - укладки багажа на транспортные средства; проверки количества пассажиров после посадки в воздушное судно; погрузки, разгрузки и транспортировки багажа между зданием аэровокзала и воздушным судном.

Второй дополнительный тариф с исключением следующих услуг: регистрации пассажиров, взвешивания и оформление багажа; укладки багажа на транспортные средства; проверки количества пассажиров после посадки в воздушное судно; погрузки, разгрузки и транспортировки багажа между зданием аэровокзала и воздушным судном.

Согласно материалам дела № 065/01/10-474/2022, 26.11.2021 г. АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» письмом № *** на письмо Авиакомпании от 15.10.2021 г. № *** по вопросу расчета и утверждения дополнительного тарифа за специальное обслуживание убывающих пассажиров указал о невозможности исключить из тарифа специального обслуживания услуги необходимые для авиакомпании по следующим причинам.

1. не имеет технической возможности предоставить авиакомпании в аренду часть помещений и необходимое оборудование для регистрации пассажиров бизнес-класса, взвешивания и оформления багажа в международном секторе здания аэровокзала;

2. исключение из тарифа специального обслуживания таких услуг, как – укладка багажа на транспортные средства, - проверка количества пассажиров после посадки в воздушное судно, - погрузка, разгрузка и транспортировка багажа между зданием аэровокзала и воздушным судном нарушит принцип обеспечения доступа потребителей к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах, поскольку поставит в неравное положение Авиакомпанию с другими авиакомпаниями, которые пользуются услугами Аэропорта по специальному обслуживанию.

АО «Аэропорт Южно-Сахалинск сообщило о возможности предоставить Авиакомпании весь перечень услуг по тарифу специального обслуживания пассажиров.

В соответствии с обращением авиакомпании от 15.10.2021 «О расчете и утверждении дополнительного тарифа за специальное обслуживание убывающих пассажиров с исключением услуг (операций), которые выполняются Авиакомпанией своими силами» и на основании пункта 1.14. Приказа № 241 АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» обязано было утвердить дополнительный тариф для Авиакомпании, включающий только предоставляемые потребителю операции, а именно дополнительный тариф № 1: регистрация пассажиров, взвешивание и оформление багажа, накопление и сопровождение пассажиров до воздушного судна. А также дополнительный тариф № 2: накопление и сопровождение пассажиров до воздушного судна.

Однако, соответствующих мер по утверждению дополнительно к имеющемуся базовому тарифу специального обслуживания пассажиров тарифа, из которого исключены операции, выполняемые Авиакомпанией самостоятельно, в порядке предусмотренном Приказом № 241, со стороны АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» предпринято не было, что и послужило основанием для возбуждения Сахалинским УФАС России дела о нарушении антимонопольного законодательства № 065/01/10-474/2022.

Целью анализа являлось определение положения АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» при оказании услуг по специальному обслуживанию убывающих пассажиров в аэропорту Южно-Сахалинска.

В силу нормы части 51 статьи 45 Закона «О защите конкуренции» анализ состояния конкуренции проведен в объеме, необходимом для принятия решения по делу № 065/01/10-474/2022.

В соответствии с п. 1.3. раздела I «Общие положения» Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 10 Закона «О защите конкуренции» субъектом естественной монополии на рынке, функционирующем в условиях естественной монополии, анализ состояния конкуренции на товарном рынке проводится в объеме, установленном пунктом 1.3. вышеуказанного Порядка, который включает следующие этапы:

- определение временного интервала исследования;

- определение продуктовых границ товарного рынка, которое производится согласно сферам деятельности субъектов естественных монополий, указанных в пункте 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях»;

- определение географических границ товарного рынка.

Анализ состояния конкуренции осуществлен в соответствии со следующими нормативными актами:

- Законом «О защите конкуренции»;

- Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон № 147-ФЗ);

- Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок № 220);

- Воздушным Кодексом Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ (далее - Воздушный Кодекс);

- Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2009 № 599 «О порядке обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах» (далее – Постановление № 599);

- Приказом № 241;

- Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденным Приказом ФАС России от 25.05.2012 № 345;

- иными нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность в аэропортах Российской Федерации.

 

II. Источники исходной информации.

В целях анализа состояния конкуренции в качестве исходной информации использованы:

- материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства № 065/01/10-474/2022.

III. Определение временного интервала исследования.

В соответствии с пунктом 2.1. Раздела II Порядка № 220 и частью 9 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации. Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год.

В соответствии с пунктом 2.2. Порядка № 220 в случае, если исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования, то проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке.

Из материалов дела № 065/01/10-474/2022 следует, что согласно переписке АО «Авиакомпания «Аврора» и АО «Аэропорт Южно-Сахалинск», Авиакомпания с 01.06.2020 г. неоднократно обращалась в АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» с вопросом об утверждении дополнительно к базовому тарифу за специальное обслуживание убывающих пассажиров тарифа, включающего, только предоставляемые ей, как потребителю, операции, а именно: регистрацию пассажиров, взвешивание и оформление багажа.

В частности, 15.10.2021 г. обратилась в АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» с просьбой рассчитать и утвердить дополнительно к базовому тарифу за специальное обслуживание убывающих пассажиров два дополнительных:

- первый дополнительный тариф за исключением таких отдельных операций, как: укладки багажа на транспортные средства, проверки количества пассажиров после посадки в воздушное судно, погрузки, разгрузки и транспортировки багажа между зданием аэровокзала и воздушным судном;

- второй дополнительный тариф за исключением таких отдельных операций, как: регистрации пассажиров, взвешивания и оформления багажа, укладки багажа на транспортные средства, проверки количества пассажиров после посадки в воздушное судно, погрузки, разгрузки и транспортировки багажа между зданием аэровокзала и воздушным судном.

Дело о нарушении антимонопольного законодательства № 065/01/10-474/2022 в связи с отказом АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» устанавливать дополнительные тарифы на специальное обслуживание пассажиров в аэропорту Южно-Сахалинск возбуждено на основании Приказа Сахалинского УФАС России от 05.08.2022 № 180 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.

С учетом изложенного, на основании положений пункта 2.1. Раздела II Порядка № 220 и части 9 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» временной интервал настоящего исследования определен периодом не менее чем один год, а именно с 01.06.2020 г. по 05.08.2022 г.

Временной интервал исследования включает в себя период предполагаемого нарушения антимонопольного законодательства.

III. Определение продуктовых границ товарного рынка.

В рамках рассмотрения Сахалинским УФАС России дела № 065/01/10-474/2022 признаки нарушения антимонопольного законодательства выявлены в действиях АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» при оказании услуг по специальному обслуживанию убывающих пассажиров в аэропорту Южно-Сахалинск.

Из материалов дела следует, что Авиакомпания обратилась в Аэропорт с просьбой рассчитать и утвердить дополнительно к базовому тарифу за специальное обслуживание пассажиров два дополнительных:

- первый дополнительный тариф за исключением таких отдельных операций, как: укладки багажа на транспортные средства, проверки количества пассажиров после посадки в воздушное судно, погрузки, разгрузки и транспортировки багажа между зданием аэровокзала и воздушным судном;

- второй дополнительный тариф за исключением таких отдельных операций, как: регистрации пассажиров, взвешивания и оформления багажа, укладки багажа на транспортные средства, проверки количества пассажиров после посадки в воздушное судно, погрузки, разгрузки и транспортировки багажа между зданием аэровокзала и воздушным судном.

Из заявления Авиакомпании следует, что тарифы за специальное обслуживание пассажиров дополнительно к базовому тарифу Аэропортом не рассчитаны и не утверждены в установленном законом порядке.

Согласно пункту 1.3. раздела I «Общие положения» Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 г. № 220, по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 10 Закона «О защите конкуренции» субъектом естественной монополии на рынке, функционирующем в условиях естественной монополии, анализ состояния конкуренции на товарном рынке проводится в объеме, установленном пунктом 1.3. вышеуказанного Порядка, и включает следующие этапы:

- определение временного интервала исследования;

- определение продуктовых границ товарного рынка, которое производится согласно сферам деятельности субъектов естественных монополий, указанных в пункте 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях»;

- определение географических границ товарного рынка.

Так как настоящий анализ проводился в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного в отношении АО «Аэропорт Южно-Сахалинск», являющегося субъектом естественной монополии, в соответствии с пунктом 1.3. Порядка № 220 определение продуктовых границ товарного рынка производится согласно сферам деятельности субъектов естественных монополий, указанных в части 1 статьи 4 Закона № 147-ФЗ.

Статья 3 Закона № 147-ФЗ определяет, что субъектом естественных монополий признается хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Согласно статье 3 Закона № 147-ФЗ под естественной монополией понимается состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Частью 1 статьи 4 Закона № 147-ФЗ определено, что услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Следовательно, услуги в аэропортах оказываются в состоянии естественной монополии.

В соответствии с пунктом 2 Раздела I Правил обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах, утвержденных Постановлением № 599, «оператор» - хозяйствующий субъект, имеющий сертификаты на осуществление аэропортовой деятельности, имеющий и (или) использующий на любом законном основании комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, и (или) аэровокзал, и (или) другие объекты инфраструктуры аэропорта, предназначенные для оказания комплекса или части услуг в аэропортах.

АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» (бывшее ОАО «Аэропорт Южно-Сахалинск» (бывшее ФГУП «Аэропорт Южно-Сахалинск»)) включено в Реестр субъектов естественных монополий на транспорте (Раздел II «Услуги аэропортов») под номером 65/2/1 на основании Решения правления МАП России от 28.04.1998 № 16/1.

В соответствии с Приказом ФАС России от 08.09.2017 № 1189/17 «Об утверждении перечней субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется ФАС России» АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» включено в Перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется ФАС России, под номером 44 (Приложение № 3 к Приказу ФАС России от 08.09.2017 № 1189/1 (ред. от 14.02.2022)).

Таким образом, АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» является субъектом естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Так как АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» является субъектом естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, на основании статьи 5 Закона «О защите конкуренции» его положение признается доминирующим.

В соответствии счастью 1 статьи 64 Воздушного Кодекса оказание услуг в области гражданской авиации осуществляется на платной основе (тарифы, сборы), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела № 065/01/10-474/2022 следует, что между АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» и АО «Авиакомпания «Аврора» заключен договор о наземном обслуживании №***, зарегистрированный № *** от  г. (далее – Договор о наземном обслуживании).

Предметом Договора о наземном обслуживании являются взаимные обязательства сторон по обеспечению и обслуживанию в Аэропорту «Южно-Сахалинск» воздушных судов Авиакомпании силами и средствами АО «Аэропорт Южно-Сахалинск».

Главой 2 Договора о наземном обслуживании установлены обязательства сторон. Согласно условиям Договора о наземном обслуживании, Аэропорт обязался осуществлять обслуживание пассажиров в объеме, предусмотренном пунктом 4.1, 4.9 приложения №1 Приказа Минтранса России от 17.07.2012 № 241. Производить обслуживание прибывающих и убывающих пассажиров на внутренних рейсах АО «Авиакомпания «Аврора» по заявке Оперативно-производственной службы Авиакомпании.

В соответствии с Договором о наземном обслуживании АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» предоставляет услуги по специальному обслуживанию убывающих пассажиров Авиакомпании, которые определены в перечне дополнительных соглашений №* от 18.05.2016 и №* от 01.07.2016 к договору.

Аэропорт предоставляет услуги по специальному обслуживанию убывающих пассажиров для внутренних воздушных линий Авиакомпании: пассажирам бизнес класса; пассажирам - владельцам карт уровня Gold Aeroflot Bonus и их гостям; пассажирам - владельцам карт уровня Platinum Aeroflot Bonus и их гостям; пассажирам - владельцам карт уровня Elite Plus Sky Team и их гостям.

АО «Аэропорт Южно-Сахалинск», как главный оператор аэропорта Южно-Сахалинск, является единственным хозяйствующим субъектом, оказывающим услуги по обслуживанию убывающих пассажиров, в том числе специальному, в аэропорту Южно-Сахалинск.

Перечень и правила формирования и взимания тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации, в том числе, перечень и правила формирования тарифов за обслуживание пассажиров, утверждены Приказом № 241.

Тариф за обслуживание пассажиров предусмотрен пунктом 4.1. Раздела IV «Тарифы за наземное обслуживание» Приказа № 241, а тариф за специальное обслуживание пассажиров - пунктом 4.9.

Согласно пункту 4.9.1. Раздела IV «Тарифы за наземное обслуживание» Приказа № 241 тариф за специальное обслуживание убывающих пассажиров устанавливается за услуги, предоставляемые при обслуживании убывающих пассажиров в секторах и помещениях для особо важных персон, бизнес-центрах и других специальных помещениях, включая: регистрацию пассажиров, взвешивание и оформление багажа; укладку багажа на транспортные средства; накопление и сопровождение пассажиров до воздушного судна, проверку количества пассажиров после посадки в воздушное судно; погрузку, разгрузку и транспортировку багажа между зданием аэровокзала и воздушным судном.

Тариф устанавливается на одного убывающего пассажира (от двух лет и старше) отдельно для внутренних и международных перевозок, отдельно по секторам (центрам, помещениям) специального обслуживания.

Плата определяется на основе количества убывающих пассажиров и установленного тарифа в следующем порядке: за пассажиров от двух лет и старше - по установленной ставке; за детей до двух лет включительно сбор не взимается.

В Перечень услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, цены на которые регулируются государством, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 23.04.2008 № 293 «О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей» включены аэропортовые услуги, связанные с обслуживанием пассажиров.

В Приложении № 1 «Предельные максимальные аэропортовые сборы и тарифы за обслуживание воздушных судов юридических лиц, зарегистрированных на территории Российской Федерации, или граждан Российской Федерации, пользующихся услугами в аэропорту Южно-Сахалинск, для АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» к Приказу ФАС России от 20.07.2017 № 962/17 «Об утверждении тарифов (сборов) на услуги в аэропортах, оказываемые АО «Аэропорт Южно-Сахалинск», действующему до 02.04.2022 г., а также в приложении № 1 № «Предельные максимальные аэропортовые сборы и тарифы за обслуживание воздушных судов юридических лиц, зарегистрированных на территории Российской Федерации, или граждан Российской Федерации на услуги в аэропорту Южно-Сахалинск (Хомутово), оказываемые АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» к Приказу ФАС России от 17.12.2021 № 1531/21 «Об утверждении предельных максимальных аэропортовых сборов и тарифов за обслуживание воздушных судов юридических лиц, зарегистрированных на территории Российской Федерации на услуги в аэропортах Южно-Сахалинск (Хомутово), Шахтерск, Ноглики, Оха (Новостройка) и предельных максимальных аэропортовых сборов за обслуживание воздушных судов иностранных эксплуатантов на услуги в аэропорту Южно-Сахалинск (Хомутово), оказываемые АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» услуги по специальному обслуживанию пассажиров не значатся.

Тариф за специальное обслуживание пассажиров государственному регулированию не подлежит, формируется организацией ГА самостоятельно.

Согласно прейскуранту тарифов и цен за наземное обслуживание воздушных судов для российских эксплуатантов в аэропорту Южно-Сахалинск тариф по специальному обслуживанию убывающих пассажиров составляет 1650 рублей.

Пунктом 1.13. Приказа № 241 установлено, что аэронавигационные и аэропортовые сборы, тарифы за наземное обслуживание взимаются только за предоставляемые потребителям услуги или операции.

При этом, согласно пункту 1.14 Приказа № 241 в случае, если потребитель самостоятельно или через уполномоченную организацию и в установленном законодательством Российской Федерации порядке осуществляет отдельные операции, включенные в состав аэронавигационных, аэропортовых сборов и тарифов за наземное обслуживание воздушных судов, то организация ГА, предоставляющая все операции, включенные в состав аэронавигационных, аэропортовых сборов и тарифов за наземное обслуживание, взимающая предусмотренный настоящими Перечнем и правилами формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации аэронавигационный, аэропортовый сбор или тариф за наземное обслуживание (далее - базовый сбор (тариф) дополнительно к базовому сбору (тарифу), утверждает сбор (тариф), включающий только предоставляемые потребителю операции.

Взимание и применение не зарегистрированных и/или не опубликованных в установленном порядке сборов, тарифов за наземное обслуживание, понижающих коэффициентов, цен на материально-технические ресурсы, не допускается (пункт 9 Приложения № 2 к Приказу № 241).

В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2), утвержденным Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, деятельность по обслуживанию пассажиров в аэропорту, относящаяся к наземному обслуживанию в аэропортах, включена в Раздел Н «Транспортировка и хранение», класс 52 «Складское хозяйство и вспомогательная транспортная деятельность», подкласс 52.2 «Деятельность транспортная вспомогательная» группу 52.23 «Деятельность вспомогательная, связанная с воздушным и космическим транспортом».

Группировка ОКВЭД 52.23 «Деятельность вспомогательная, связанная с воздушным и космическим транспортом» включает:

- деятельность, связанную с перевозкой воздушным и космическим транспортом пассажиров, космонавтов, животных или грузов, включая: деятельность (эксплуатацию) зданий и сооружений, таких как терминалы авиаперевозчиков и пр.;

- управление аэропортами и воздушным движением;

- наземное обслуживание на аэродромах и космодромах.

В выписке из ЕГРЮЛ АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» в сведениях об основном виде деятельности указан ОКВЭД 52.23.19 «Деятельность вспомогательная прочая, связанная с воздушным транспортом».

В сведениях о дополнительных видах деятельности, среди прочих, значатся коды ОКВЭД 52.23.1 «Деятельность вспомогательная, связанная с воздушным транспортом», 52.23.11 «Деятельность аэропортовая».

Таким образом, продуктовыми границами товарного рынка для целей настоящего анализа являются услуги по специальному обслуживанию убывающих пассажиров, оказываемые АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» в аэропорту Южно-Сахалинск.

IV. Определение географических границ товарного рынка.

В соответствии с пунктом 4.1. Порядка № 220 процедура определения географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) включает:

- предварительное определение географических границ товарного рынка;

- выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями);

- определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

Рынок услуг по обслуживанию пассажиров является локальным, так как аэропортовая деятельность осуществляется непосредственно в аэропорту.

Согласно части 3 статьи 40 Воздушного кодекса аэропорт - комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимое оборудование.

В соответствии с частью 1 статьи 41 Воздушного кодекса аэродромы гражданской авиации и вертодромы гражданской авиации предназначены для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов и подлежат государственной регистрации в Государственном реестре аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации на основании заявления владельца аэродрома гражданской авиации или вертодрома гражданской авиации с приложением документа, подтверждающего соответствие такого аэродрома, такого вертодрома требованиям, предусмотренным статьей 48 настоящего Кодекса. Форма и порядок оформления указанного документа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации. Ведение данного реестра возлагается на уполномоченный орган в области гражданской авиации.

Согласно пункту 5.4.18. Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 396, Федеральное агентство воздушного транспорта (далее – Росавиация) осуществляет ведение Государственного реестра аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации, который публикуется на его официальном сайте.

В рамках рассмотрения дела № 065/01/10-474/2022 признаки нарушения антимонопольного законодательства выявлены в действиях АО «Аэропорт Южно-Сахалинск», оказывающего услуги по наземному обслуживанию воздушных судов, в том числе, специальному обслуживанию убывающих пассажиров в аэропорту Южно-Сахалинск.

Аэропорт (аэродром) Южно-Сахалинск (Хомутово) включен в Государственный реестр аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации, который опубликован на официальном сайте Росавиации в разделе «Деятельность», «Аэропорты и аэродромы», (порядковый номер 234). Свидетельство о государственной регистрации аэродрома № 85 от 21.08.2015 г.

Оператором аэропорта Южно-Сахалинск является АО «Аэропорт Южно-Сахалинск».

Международный аэропорт федерального значения Южно-Сахалинск им.А.Чехова (Хомутово) расположен на острове Сахалин Сахалинской области в 10 км от центра города Южно-Сахалинск, в планировочном районе Хомутово.

Объекты инфраструктуры аэропорта - сооружения и оборудование, производственно-технологические комплексы, находящиеся на территории аэропорта и непосредственно используемые в целях оказания потребителям услуг в аэропорту (п. 2 Правил обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.07.2009 № 599).

В соответствии с п. 4.7. Порядка № 220 в сфере услуг субъектов естественных монополий географические границы товарных рынков определяются с учетом особенностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предоставления этих услуг на соответствующих товарных рынках, в том числе на основании одного или нескольких критериев:

- административно-территориального критерия (территория Российской Федерации, территория федерального округа Российской Федерации, территория экономических районов Российской Федерации, территория субъекта Российской Федерации, территория (района, города, пгт, иное) субъекта Российской Федерации);

- организационного критерия (территория деятельности хозяйствующего субъекта, территория деятельности филиала хозяйствующего субъекта);

- технологического критерия (наличие и расположение технологической инфраструктуры (сетей), включая доступ к инфраструктуре и ее использованию (подключение к сетям).

Объекты инфраструктуры аэропорта - сооружения и оборудование, производственно-технологические комплексы, находящиеся на территории аэропорта и непосредственно используемые в целях оказания потребителям услуг в аэропорту (п. 2 Правил обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах, утвержденных Постановлением № 599).

Исходя из изложенного, а также принимая во внимание положения п. 4.7. Порядка № 220, определение географических границ товарного рынка производилось с учетом особенностей предоставления услуг, а именно организационного критерия (территория деятельности хозяйствующего субъекта - аэропорт), которые могут оказываться только с использованием объектов инфраструктуры аэропорта (п. 2 Постановления № 599).

В результате анализа, для целей настоящего исследования, географические границы товарного рынка услуг по обслуживанию пассажиров определены границами аэропорта Южно-Сахалинск.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ:

По результатам проведения анализа состояния конкуренции на рынке услуг по специальному обслуживанию убывающих пассажиров, оказываемых АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» в границах аэропорта Южно-Сахалинск по делу № 065/01/10-474/2022, возбужденному в отношении АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», установлено следующее.

1. Временной интервал исследования определен периодом с 01.06.2020 г. по 05.08.2022 г.

2. Продуктовые границы товарного рынка: услуги по специальному обслуживанию убывающих пассажиров, оказываемые АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» в аэропорту Южно-Сахалинск.

3. Географические границы товарного рынка: границы аэропорта Южно-Сахалинск.

4. Хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение:

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» доминирующим признается положение АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Начальник отдела анализа товарных,

финансовых рынков и экономической

концентрации ***

Связанные организации

Связанные организации не указаны