Решение №05-2291 без аннотации от 22 мая 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заявитель:

ООО «Техкомплектурал»

454091, г. Челябинск, ул. Труда, 95, оф. 27

shavkunovaE@dialexp.ru

Заказчик:

Комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального образования «Макаровский городской округ» Сахалинской области

694140, Макаровский р-н, Макаров г, ул. 50 лет Октября, 32

o.chuvaeva@adm.sakhalin.ru

Уполномоченное учреждение:

Муниципальное казенное учреждение «Управление муниципальными закупками» муниципального образования «Макаровский городской округ» Сахалинской области

694140, Макаровский р-н, Макаров г, ул. 50 лет Октября, 32

borozdins@mail.ru

Оператор электронной площадки

ЗАО «Сбербанк-АСТ»

ko@sberbank-ast.ru

РЕШЕНИЕ

по делу № 065/06/106-126/2019 о нарушении законодательства

Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

17 мая 2019 года г. Южно-Сахалинск

Комиссия по контролю в сфере закупок управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее – Комиссия) в составе:

председателя Комиссии: <...> – начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;

членов Комиссии:

<...> – главного государственного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;

<...> – главного государственного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,

в присутствии представителей:

общества с ограниченной ответственностью «Техкомплектурал» – не явился, о дате, времени и месте рассмотрения извещен надлежащим образом;

от Комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального образования «Макаровский городской округ» Сахалинской области – <...>;

от Муниципального казенного учреждения «Управление муниципальными закупками» муниципального образования «Макаровский городской округ» Сахалинской области – <...>;

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью ООО «Техкомплектурал» (ИНН 7452075572) (далее – заявитель, общество) на положения аукционной документации, утвержденной Комитетом по управлению муниципальной собственностью муниципального образования «Макаровский городской округ» Сахалинской области (ИНН 6512003950) (далее – заказчик) по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: «Выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Приобретение техники для нужд жилищно-коммунального хозяйства МО «Макаровский городской округ" (Погрузчик)» (извещение № 0861300007019000121) (далее – аукцион)

УСТАНОВИЛА:

13.05.2019 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба заявителя на положения аукционной документации, утвержденной заказчиком, которая нарушает нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44 - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), при этом указывает, что техническое задание содержит характеристики, которым в совокупности не соответствует ни один товар ни одного производителя на территории Таможенного союза, что не позволяет участникам принять участие в данной закупке.

На основании изложенного, заявитель просит признать жалобу обоснованной, признать заказчика нарушившим положения Закона о контрактной системе, а также выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации.

Представитель заказчика и муниципального казенного учреждения «Управление муниципальными закупками» муниципального образования «Макаровский городской округ» Сахалинской области (далее - уполномоченный орган, аукционная комиссия) не согласился с доводом заявителя, представив устные и письменные пояснения, из которых следует, что аукционная документация не противоречит Закону о контрактной системе, а жалоба заявителя необоснованная.

Уведомлением-требованием от 14.05.2019 № 05-2139 рассмотрение жалобы по существу назначено на 17.05.2019 17 час. 45 мин. Вместе с этим у заказчика и уполномоченного органа запрошены необходимые документы для принятия решения, а также проведения внеплановой проверки.

Комиссия Сахалинского УФАС России, заслушав представителя заказчика и уполномоченного органа, заказчика, проанализировав имеющиеся в деле документы, а также информацию, размещенную на сайте Единой информационной системе в сфере закупок, проведя в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее.

26.04.2019 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru уполномоченным учреждением опубликовано извещение о проведении электронного аукциона по факту определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по объекту: «Приобретение техники для нужд жилищно-коммунального хозяйства МО «Макаровский городской округ» (Погрузчик)» (извещение № 0861300007019000121).

Начальная (максимальная) цена контракта – 4 000 000 руб. 00 коп.

Закупка проводится для нужд заказчика – Комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального образования «Макаровский городской округ» Сахалинской области.

Дата и время окончание срока подачи заявок – 13.05.2019 10:00 в 10 часов 00 минут.

На основании пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информации о наименовании и описании объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной максимальной цены контракта.

Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Таким образом, при формировании технического задания заказчику в рамках закона представлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.

Вместе с тем, согласно письму ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке» в целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок а именно: указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках; определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя); определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;

Учитывая вышеприведенные положения Закона о контрактной системе, а также письмо ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 заказчики, осуществляющие закупку по правилам вышеуказанного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки, в том числе разработать инструкцию по заполнению заявки таким образом, чтобы у участников закупки не возникали ошибки технического характера при заполнении и формировании своих заявок, при этом необходимо учитывать, что инструкция по заполнению заявки должна быть установлена должным образом, то есть не вызывать двоякого понимания потребности заказчика и предоставления недостоверной информации, что в последствии может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.

Согласно техническому заданию аукционной документации установлены следующие характеристики закупаемого товара:

Характеристики

Грузоподъемность

кг

не менее 3300

Вместимость ковша

м3

не менее 1,8

Высота разгрузки

мм

не менее 2700

Длинна в транспортном положении

мм

не более 7300

Ширина с ковшом

мм

не менее 2400 не более 2500

Высота по крыше кабины

мм

не более 3200

Масса эксплуатационная

кг

не более 11000

Двигатель

тип

дизельный

Трансмиссия

тип

гидромеханическая

Объем топливного бака

л

не менее 150

Угол выгрузки ковша

град.

не менее 30°

Колея

мм

Не более 2650

Охлаждение

тип

жидкостное

Количество цилиндров

шт.

наличие не менее 4

Вылет кромки ковша

мм

не менее 1000

Радиус поворота

мм

не менее 6000

Эксплуатационная мощность двигателя

кВт (л.с.)

не менее 90 (122)

Ширина режущей кромки ковша, мм

мм

Не менее 2200

Предпусковой подогрев двигателя

 

Наличие

Вырывное усилие

кг

не менее 10000

Как следует из пояснений представленных представителем заказчика в материалы дела, а также озвученных им устных пояснений, вышеуказанным характеристикам соответствует как минимум два производителя, а именно DM-34 Волжанин с радиусом поворота 5675 мм и Амкодор 332В с радиусом поворота 5600 мм, в то время, как техническим заданием установлено, что данный показатель должен быть не менее 6000 мм. Представленная заказчиком сравнительная таблица составлена не в соответствии с Техническим заданием аукционной документации. Так, в техническом задании - «Радиус поворота не менее 6000 мм», в том время, как в сравнительной таблице – «Радиус поворота не более 6000 мм».

При этом Комиссия отмечает, что заказчиком документально не подтверждено, что указанным техническим характеристикам соответствует какой-либо производитель на территории Таможенного союза. Более того, из устных пояснений представителя заказчика следовало, что при составлении технического задания последним допущена техническая ошибка при указании по характеристики радиуса поворота, которую необходимо было указать «не более 6000 мм». Несмотря на это, заказчиком в техническом задании указано, что «Радиус поворота не менее 6000 мм».

Учитывая изложенное, в том числе пояснения представителя заказчика и уполномоченного органа, а также положения документации, Комиссия Сахалинского УФАС России приходит к выводу, что заказчиком при описании объекта закупки допущены нарушения пункта 1 части 1, 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, выразившееся в невозможности определить исходя из характеристик технического задания потребность заказчика в приобретении товара по данной закупке, в связи с чем, довод заявителя признается обоснованным.

При таких обстоятельствах в действиях заказчика, утвердившего аукционную документацию, усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренные частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией в действиях аукционной комиссии и заказчика установлены нарушения Закона о контактной системе, которые выразились в следующем.

В соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 14.05.2019 №0861300007019000121-1 заявка общества с ограниченной ответственностью «ПРОФМАШ-ДВ» признана соответствующей требованиям аукционной документации.

Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Частью 2 указанной выше нормы определено, что конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются, в том числе аукционы (электронные аукционы).

В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

На основании пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно части 2, 3 статьи 66 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей. Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать: 1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки); 2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар: а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона); б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

В пункте 18 информационной карты аукционной документации установлены аналогичные требования к первой части заявки.

Частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.

В соответствии с частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе Участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.

Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается (часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе).

В ходе анализа единственной заявки общества с ограниченной ответственностью «ПРОФМАШ-ДВ», признанной аукционной комиссией соответствующей требованиям аукционной документации, Комиссией установлено, что она содержала, в частности такую характеристику – «радиус поворота – 5600 мм», тогда как техническим заданием предусмотрено - «радиус поворота – не менее 6000 мм», из чего следует, что такая заявка не соответствовала требованиям аукционной документации.

Несмотря на это, при рассмотрении вышеуказанной заявки аукционной комиссией принято решение о ее соответствии, в связи с чем, последней нарушено положение части 3 статьи 67 Закона о контрактной системе, ответственность за указанное нарушение предусмотрено частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, Комиссия в ходе анализа аукционной документации, установила, что в ее составе отсутствует «Инструкция по заполнению заявки», что предусмотрено пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, в связи с чем, заказчик, утвердивший аукционную документацию, нарушил вышеуказанное положение Закона о контрактной системе. При таких обстоятельствах в действиях заказчика усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренные частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Техкомплектурал» (ИНН 7452075572) на положения аукционной документации, утвержденной Комитетом по управлению муниципальной собственностью муниципального образования «Макаровский городской округ» Сахалинской области (ИНН 6512003950) по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: «Выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Приобретение техники для нужд жилищно-коммунального хозяйства МО «Макаровский городской округ" (Погрузчик)» (извещение № 0861300007019000121) – обоснованной.

2. Признать заказчика – Комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального образования «Макаровский городской округ» Сахалинской области нарушившей положения пункт 1 части 1 , часть 2 статьи 31, пункт 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. По результатам внеплановой проверки признать аукционную комиссию – Муниципального казенного учреждения «Управление муниципальными закупками» муниципального образования «Макаровский городской округ» Сахалинской области нарушившим положения части 3 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

4. Выдать заказчику - Комитету по управлению муниципальной собственностью муниципального образования «Макаровский городской округ» Сахалинской области и уполномоченному учреждению (аукционной комиссии) - Муниципального казенного учреждения «Управление муниципальными закупками» муниципального образования «Макаровский городской округ» Сахалинской области обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

5. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении лиц допустивших нарушения, указанные в пункте 2,3 настоящего Решения.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель комиссии <...>

Члены комиссии <...>

<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны