Решение б/н Решение по делу № 22 от 10 июня 2014 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРешение по делу № 22
21 августа 2008г. Южно-Сахалинск
Члены комиссии: Могилевкин А.Г – заместитель руководителя
управления;
Путрова С.И. – начальник отдела контроля
монополистической деятельности,
недобросовестной конкуренции и рекламы;
Дорофеева Р.А. – начальник отдела анализа
товарных, финансовых рынков и экономической
концентрации;
Силина О.М. – старший государственный
инспектор отдела контроля монополистической
деятельности, недобросовестной конкуренции и
рекламы;
Якимидин О.А. – специалист-эксперт отдела
контроля монополистической деятельности,
недобросовестной конкуренции и рекламы,
Юрачковский В.П. – генеральный директор ЗАО «Дизель-Трейд»;
Бархатов М.Ю. – начальник отдела розничных продаж ООО «РН-Востокнефтепродукт» по доверенности № 178-Д от 19.08.2008;
Игнатюк К.В. – юрисконсульт филиала № 5 ООО «РН-Востокнефтепродукт» по доверенности № 177-Д от 19.08.2008;
Лаюров Н.В. – представитель индивидуального предпринимателя Торозяна А.А. без доверенности,
В управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступили заявления ряда хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по розничной реализации автомобильного бензина и дизельного топлива с АЗС на территории города Южно-Сахалинска (заявления: индивидуального предпринимателя Змачинского А.Г. от 03.06.2008 № 212, от 06.03.2008 № 23; ЗАО «Дизель-Трейд» от 23.05.2008 № 134; ООО «Рубикон-Сервис» от 04.06.2008 № 34; индивидуального предпринимателя Торозяна А.А. от 03.06.2008 № 444).
По мнению заявителей, ООО «РН - Востокнефтепродукт» в лице филиала № 5 ООО «РН - Востокнефтепродукт» по Сахалинской области пользуясь своим доминирующим положением на товарном рынке в I полугодии 2008 года повышало оптовые цены на нефтепродукты для других участников рынка – владельцев АЗС и одновременно удерживало розничные цены на нефтепродукты на собственных АЗС. ООО «РН-Востокнефтепродукт» злоупотребляет своим доминирующим положением, что является нарушением пункта 1 части статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
При рассмотрении дела заявители поддержали свои требования. В обоснование своей позиции пояснили следующее. В 2008 году образовалась тенденция роста оптовых и розничных цен на нефтепродукты. При этом рост розничных цен был меньше по сравнению с ростом оптовых цен, а именно: рост розничных цен на дизельное топливо (летнее) составил 16,35%, рост оптовых цен – 54,81%. Считают, что ООО «РН - Востокнефтепродукт» преднамеренно занижает розничную цену.
Представители ООО «РН-Востокнефтепродукт» пояснили, что заниженная цена носила краткосрочный характер. Превышение мелкооптовых цен по сравнению с розничными ценами имело место только в июне 2008 года по летнему дизельному топливу. Отрицательная разница розничных цен с ценами мелкооптовыми была вызвана определенными обстоятельствами, а именно:
- длительностью периода транспортировки нефтепродуктов на о. Сахалин;
- изменением оптовых цен за период транспортировки;
- постоянный рост мелкооптовых цен;
- при поставке топлива танкерами «двухтысячниками», в них заливалось топливо, которое приобреталось как по «старым», так и по «новым» ценам, поэтому ООО «РН-Востокнефтепродукт» на своих АЗС реализовывало топливо, которое покупалось по «старым» ценам, а другим участникам рынка ООО «РН-Востокнефтепродукт» реализовывало по новым оптовым ценам, чтобы покрыть свои издержки.
Мелкооптовые цены изменяются более динамично по сравнению с розничными ценами, это связано с тем, что ООО «РН-Востокнефтепродукт» ориентировано на интересы населения острова Сахалин, так как одинаковая динамика изменения розничных и мелкооптовых цен приведет к негативным социальным последствиям, а именно к недовольству местного населения.
Комиссия, рассмотрев представленные материалы, заслушав доводы, пояснения и объяснения лиц, участвующих в деле, установила следующее.
Между ООО «РН-Востокнефтепродукт» и хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по розничной реализации автомобильного бензина и дизельного топлива с АЗС на территории города Южно-Сахалинска (индивидуальный предприниматель Змачинский А.Г., ЗАО «Дизель-Трейд», индивидуальный предприниматель Торозян А.А., ООО «Рубикон-Сервис») заключены договоры купли-продажи нефтепродуктов.
Согласно данным договорам цена товара определяется сторонами в дополнительных соглашениях, являющихся неотъемлемой частью договоров.
Из представленных заявлений следует, что, начиная с конца 2007 года, наблюдалась тенденция в росте мелкооптовых и розничных цен на дизельное топливо, отпускаемое с АЗС филиала № 5 ООО «РН-Востокнефтепродукт», и к июлю 2008 года образовалась разница между такими ценами. Так, рост цен на дизельное топливо составил за данный период 54,81%, а рост розничных цен составил 16,35%.
Кроме того, оптовая цена на дизельное топливо (летнее) по состоянию на 01.06.2008. (25,65 руб./л.), 07.06.2008 (26,25 руб./л.), 19.06.2008 (26,64 руб./л.) изменялась, а розничная цена за данный период оставалась на прежнем уровне – 25,50 руб./л.
ООО «РН-Востокнефтепродукт» письмом от 16.07.2008 № 10/3811 представило в Сахалинское УФАС России сведения и пояснения по ценам мелкооптовой и розничной реализации нефтепродуктов в Сахалинской области, в том числе на дизельное топливо, отпускаемое с АЗС ООО «РН-Востокнефтепродукт» на территории Сахалинской области, а именно:
- сведения об объемах и ценах поставки нефтепродуктов в филиал № 5 (Сахалинская область) за первое полугодие 2008 года;
- калькуляцию о стоимости нефтепродуктов по мелкооптовой реализации за первое полугодие 2008 года (с 01.01.2008 по 19.06.2008);
- сведения об объемах реализации нефтепродуктов через АЗС/АЗК филиала № 5 в разрезе районов Сахалинской области по видам нефтепродуктов за первое полугодие 2008 года;
- сведения о средних розничных ценах на нефтепродукты, реализуемые через АЗС/АЗК филиала № 5 в разрезе районов Сахалинской области по видам нефтепродуктов за период с 01.01.2008 по 01.06.2008;
- калькуляцию розничных цен по филиалу № 5 (Сахалинская область) за первое полугодие 2008 года (с 01.01.2008 по 18.04.2008).
Согласно представленным сведениям за период с февраля по июнь месяц 2008 года объем поставок дизельного топлива (летнее) на территорию Сахалинской области увеличен в 2,8 раза.
Цена поставки дизельного топлива (летнее) изменялась ежемесячно и за данный период рост составил 48,3%.
Рост розничных цен на дизельное топливо (летнее), реализуемое через АЗС/АЗК филиала № 5 ООО «РН-Востокнефтепродукт» с 01.01.2008 по 01.06.2008 составил 14,3%, или увеличение произошло с 22,30 руб./л. до 25,50 руб./л.
С 18.04.2008 и по 19.06.2008 розничные цены на дизельное топливо не повышались.
На основании данных калькуляции рост цен по мелкооптовой реализации дизельного топлива летнего по состоянию на 19.06.2008 года в сравнении с 01.06.2008 года произошел на 4,3%, закупочная цена дизельного топлива летнего за данный период времени оставалась на прежнем уровне.
По данным калькуляции розничных цен на нефтепродукты по филиалу № 5 ООО «РН-Востокнефтепродукт» установленная розничная цена на дизельное топливо (летнее) с 18.04.2008 г. по июнь составляла 25,50 руб/л.
При этом представленные данные от индивидуального предпринимателя Змачинского А.Г. и ЗАО «Дизель-Трейд» подтверждают, что в июне 2008 года средние цены на дизельное топливо (летнее) на принадлежащих им АЗС составляли – 28 руб./л., а на АЗС ООО «РН-Востокнефтепродукт» - 25,50 руб./л., т.е. разница составила 2,50 руб./л.
С учетом полученных данных о ценах реализации дизельного топлива в период с 1 июня по 19 июня 2008 года приведены сравнительные цены ООО «РН-Востокнефтепродукт» и конкурентов:
оптовая цена розничная цена розничная цена
продаж(предп.) на АЗС общества на АЗС конкурент.
01.06.2008 года 25,65 р/л 25,50 р/л 28,00 р/л
07.06.2008 года 26,25 р/л 25,50 р/л 28,00 р/л
19.06.2008 года 26,64 р/л 25,50 р/л 28,00 р/л
Таким образом, при таком соотношении оптовых и розничных цен ООО «РН-Востокнефтепродукт», конкуренты вынуждены устанавливать цены выше, чем на АЗС Общества. В связи с этим, конкуренты поставлены в неравное положение с ООО «РН-Востокнефтепродукт» на данном рынке, т.е. созданы дискриминационные условия по продаже товара по сравнению с данным обществом, что, в свою очередь, приводит указанных заявителей к неконкурентоспособности.
Результатом этого могло стать устранение данных хозяйствующих субъектов с рынка и, соответственно, устранение, ограничение конкуренции на рынке реализации дизельного топлива.
На основании изложенного Комиссия полагает, что в рассматриваемом случае негативные последствия на розничном рынке выразились в невозможности заявителей конкурировать с ООО «РН - Востокнефтепродукт» ввиду повышения мелкооптовых цен и удержанием розничной цены на дизельное топливо (летнее).
Указанные действия общества могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, так как несколько хозяйствующих субъектов были поставлены в дискриминационные условия по сравнению с ООО «РН-Востокнефтепродукт» на одном товарном рынке.
Приказом Сахалинского УФАС России № 46 от 04.05.2008 ООО «РН - Востокнефтепродукт» в лице филиала № 5 ООО «РН - Востокнефтепродукт» по Сахалинской области включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, по виду услуг – поставка автомобильного бензина и дизельного топлива, мелкооптовая реализация автомобильного бензина и дизельного топлива.
Занимая доминирующее положение, ООО «РН-Востокнефтепродукт» использует возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Таким образом, ООО «РН - Востокнефтепродукт», находясь в более выгодном положении на мелкооптовом и розничном рынках реализации нефтепродуктов по сравнению с его конкурентами, имеет возможность оказывать влияние на формирование цен на розничном рынке нефтепродуктов.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе создание дискриминационных условий.
Действия ООО «РН-Востокнефтепродукт», в создании дискриминационных условий деятельности хозяйствующим субъектам на рынке реализации нефтепродуктов, нарушают часть 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона «О защите конкуренции», Комиссия
1. Признать ООО «РН - Востокнефтепродукт» нарушившим пункт 8 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» в части создания дискриминационных условий.
2. Выдать ООО «РН - Востокнефтепродукт» предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для возбуждения административного производства в отношении ООО «РН - Востокнефтепродукт».
Председатель комиссии: Г.Н. Тыченок
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.