Решение №08-2549/01 Без аннотации. от 23 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области

почтовый адрес: пр. Победы, 24,

г. Южно-Сахалинск, 693007

юридический адрес: пр. Победы, 24,

г. Южно-Сахалинск, 693007

тел. (4242) 46-55-66, 46-55-69, факс (4242) 46-55-67

e-mail: to65@fas.gov.ru

____________ № ____________

На № _______ от ___________

   

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 065/01/10-18/2021

23 июня 2021 года город Южно-Сахалинск

Резолютивная часть решения объявлена 09 июня 2021 года

Решение изготовлено в полном объеме 23 июня 2021 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:

- *** – врио руководителя управления,

-*** – старший государственный инспектор отдела контроля органов власти, антимонопольного контроля и рекламы,

- ***– государственный инспектор отдела контроля органов власти, антимонопольного контроля и рекламы,

рассмотрев дело № 065/01/10-18/2021 в отношении Акционерного общества «Аэропорт Южно-Сахалинск» (сокращенное наименование – АО «Аэропорт Южно-Сахалинск», ИНН/КПП 6501255385/650101001, ОГРН 1136501003066, юридический адрес: 693014, Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. им И. П. Куропатко, д. 21, зарегистрирован в качестве юридического лица 08.05.2013 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №1 по Сахалинской области) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области
(далее – Управление, Сахалинское УФАС России) на основании решения Арбитражного суда Сахалинской области по делу № А59-1586/2020 проводилось повторное рассмотрение обращения АО «Авиакомпания Аврора» (далее – Заявитель, Авиакомпания) на действия АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» (далее – Аэропорт), выразившиеся в отказе субъекта естественной монополии от удовлетворения законного требования Заявителя об утверждении дополнительно к базовому тарифу тарифа на обслуживание пассажиров по неполному перечню.

Согласно заявлению от 16.08.2019 года №3002 Авиакомпания в 2019 году обратилась к Аэропорту с просьбой рассчитать и утвердить дополнительно к базовому тарифу тариф за обслуживание пассажиров по неполному перечню, за исключением предоставления услуг:

- хранение невостребованного багажа в течение двух суток (48 часов) после его прибытия;

- накопление и сопровождение пассажиров до воздушного судна, проверку количества пассажиров после посадки в воздушное судно;

- встречу и сопровождение прибывающих пассажиров до аэровокзала;

- укладку багажа на транспортные средства;

- погрузку, швартовку, разгрузку и транспортировку багажа между зданием аэровокзала и воздушным судном и обратно;

- подведение итогов по рейсу, передачу сведений о номерах багажных люков самолета для загрузки, составление центровочного графика, выявление наличия свободных мест;

- предварительное и окончательное составление сводной загрузочной ведомости, оформление рейсовой документации, передачу документов экипажу;

- контроль загрузки воздушного судна.

При расчете дополнительного тарифа Авиакомпания также просила учесть то обстоятельство, что регистрация пассажиров, взвешивание, оформление и сортировка багажа будет осуществляться сотрудниками отдела пассажирских перевозок Авиакомпании.

Из заявления Авиакомпании следует, что письмо было получено Аэропортом 22.04.2019 года, ответа на указанное обращение не последовало. Тариф за обслуживание пассажиров дополнительно к базовому тарифу Аэропортом не рассчитан и не утвержден в установленном законом порядке.

В своем заявлении Авиакомпания просит осуществить внеплановую проверку деятельности АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» на предмет соблюдения запретов, установленных статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции, Закон № 135-ФЗ), возбудить в отношении АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ, выдать АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законных прав и интересов АО «Авиакомпания Аврора» путем расчета и утверждения дополнительно к базовому тарифу тарифа за обслуживание убывающих пассажиров ВВЛ по неполному перечню.

По результатам рассмотрения обращения, был издан Приказ Сахалинского УФАС России от 12.01.2021 г. № 3 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Акционерным обществом «Аэропорт Южно-Сахалинск» (сокращенное наименование – АО «Аэропорт Южно-Сахалинск», ИНН/КПП 6501255385/650101001, ОГРН 1136501003066, юридический адрес: 693014, Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. им И. П. Куропатко, д. 21, зарегистрирован в качестве юридического лица 08.05.2013 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №1 по Сахалинской области) части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Определением от 12.01.2021 г. рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства № 065/01/10-18/2021 назначено на 15.02.2021 г.

15.02.2021 г. состоялось заседание Комиссии Сахалинского УФАС России, в ходе, которого Комиссия решила отложить рассмотрение дела в связи с необходимостью получения дополнительной информации. Определением от 15.02.2021 г. рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства № 065/01/10-18/2021 отложено на 10.03.2021 г.

10.03.2021 г. состоялось заседание комиссии Сахалинского УФАС России, Комиссия решила продлить срок рассмотрения дела № 065/01/10-18/2021 на шесть месяцев по 12.10.2021г., отложить рассмотрение дела в связи с необходимостью получения дополнительной информации. Определением от 10.03.2021 г., рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства №065/01/10-18/2021 отложено на 14.04.2021 г.

14.04.2021 г. состоялось заседание Комиссии Сахалинского УФАС России, в ходе, которого Комиссия решила отложить рассмотрение дела в связи с необходимостью получения дополнительной информации. Определением от 14.04.2021 г. рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства № 065/01/10-18/2021 отложено на 14.05.2021 г.

14.05.2021 г. на заседании Комиссии Сахалинского УФАС России принято заключение об обстоятельствах дела о нарушении антимонопольного законодательства. Определением от 14.05.2021 г. рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства №065/01/10-18/2021 отложено на 09.06.2021 г.

В ходе рассмотрения дела Комиссией были установлены следующие фактические обстоятельства дела.

Перечень и правила формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации утверждены приказом Минтранса России от 17.07.2012 N 241 (далее - Перечень N 241).

По запросу информации АО «Авиакомпания Аврора» представила в Сахалинское УФАС России (вх. № 4120 от 06.11.2020 г.) услуги по обслуживанию пассажиров согласно пункту 4.1.1. Перечня №241 оказываемых АО «Авиакомпания Аврора» в аэропорту
г. Южно-Сахалинска»; Доказательства, подтверждающие оказание услуг по обслуживанию пассажиров, а также документы, подтверждающие распределение выполняемых операций по обслуживанию пассажиров в соответствии с пунктом 4.1.1. Перечня №241 между Авиакомпанией и Аэропортом.

Из полученной информации следует, что Авиакомпания в отношении пассажиров внутренних линий в аэропорту г. Южно-Сахалинска силами службы организации перевозок Авиакомпании выполняет следующие операции, предусмотренные пунктом 4.1.1. Перечня №241:

- хранение невостребованного багажа в течение двух суток (48 часов) после его прибытия;

- накопление и сопровождение пассажиров до воздушного судна, проверка количества пассажиров после посадки в воздушное судно осуществляется сотрудниками Авиакомпании с использованием терминала, находящегося в управлении Аэропорта;

- встреча и сопровождение прибывающих пассажиров до аэровокзала;

- укладка багажа на транспортные средства;

- погрузка, швартовка, разгрузка и транспортировка багажа между зданием аэровокзала и воздушным судном и обратно, а также выдача багажа осуществляется сотрудниками Авиакомпании с использованием багажного терминала Аэропорта;

- подведение итогов по рейсу, передача сведений о номерах багажных люков самолета для загрузки, составление центровочного графика, выявление наличия свободных мест;

- предварительное и окончательное составление сводной загрузочной ведомости, оформление рейсовой документации, передачу документов экипажу;

- контроль загрузки воздушного судна.

- регистрация пассажиров, взвешивание, оформление и сортировка багажа осуществляется персоналом Авиакомпании с использованием оборудования АО «Аэропорт Южно-Сахалинск». В отношении пассажиров международных рейсов операции по обслуживанию выполняет АО «Аэропорт Южно-Сахалинск».

Между АО «Авиакомпания Аврора» и АО «Аэропорт Южно – Сахалинск» заключен Договор о наземном обслуживании №22.5/2013-0424.

Поскольку законодательством не предусмотрен какой-либо документ, регламентирующий распределение выполнения операций, указанных в пункте 4.1.1. Перечня №241 в отношении пассажиров внутренних рейсов, то такой документ отсутствует, что не лишает стороны возможности выполнения указанных услуг по отдельным заявкам или на постоянной основе.

Также, АО «Авиакомпания Аврора», сообщает, что на 30.10.2020 года ответа на обращение Авиакомпании к Аэропорту о расчете и утверждении дополнительного тарифа за обслуживание пассажиров с исключением услуг (операций), выполняемых своими силами (от 02.04.2019 года №34.16/2019-0782) не поступало.

По запросу информации АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» представило в Сахалинское УФАС России (вх. № 4121 от 06.11.2020 г.) письменные пояснения с правовым обоснованием непредставления ответа на обращение АО «Авиакомпания Аврора» от 02.04.2019 « О расчете и утверждении дополнительного тарифа за обслуживание убывающих пассажиров ВВЛ по неполному перечню» в соответствии с пунктом 4.1.1. Перечня №241.

Согласно полученному ответу, в адрес АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» 02.04.2019 г. поступило обращение АО «Авиакомпания Аврора» о расчете и утверждении дополнительного тарифа за обслуживание пассажиров ВВЛ с исключением ряда услуг, необходимость в которых у Авиакомпании отсутствует.

Ответным письмом от 04.04.2019 №1/620 Аэропорт предложил Авиакомпании рассмотреть возможность заключения дополнительного соглашения к договору «О наземном обслуживании» от 03.10.2013 года в целях обслуживания пассажиров Авиакомпании по тарифу ВВЛ в размере 196,8 руб. за 1 пассажира.

24.05.2019 года в адрес Аэропорта поступило обращение АО «Авиакомпания Аврора» по вопросу перевода пассажиров на обслуживание в Аэропорт.

По результатам проведенного 30.05.2019 г. совместного рабочего совещания по вопросу передачи функций по обслуживанию пассажиров Авиакомпании, Аэропорт направил в адрес Авиакомпании письмо от 17.06.2019 года № 5-1/1078 с расчетом предлагаемых условий по тарифам при переходе на обслуживание пассажиров в аэропорт.

Таким образом, Аэропортом было предложено два варианта взаимодействия по обслуживанию пассажиров АО «Авиакомпания Аврора» в аэропорту Южно-Сахалинска:

1. Авиакомпании предложено перейти на обслуживание в Аэропорт, для чего заключить дополнительное соглашение к действующему договору о наземном обслуживании для обслуживания пассажиров по тарифу 196,8 руб.

2. Авиакомпании было предложено заключить договор на оказание услуг по техническому обеспечению процесса регистрации пассажиров и багажа по цене 180 руб. за одного убывающего пассажира, стоимость которого была проверена и признана судами обоснованной.

До настоящего времени Авиакомпания не заключила с Аэропортом дополнительного соглашения к договору о наземном обслуживании для обслуживания пассажиров ВВЛ по установленному тарифу и не перешла на обслуживание пассажиров внутренних рейсов АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» в аэропорту г. Южно-Сахалинска.

В статье 10 Федерального закона № 135-ФЗ, установлен перечень действий, отнесенных к числу запрещенных и квалифицируемых как действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Согласно части 5 статьи 5 Закона № 135-ФЗ доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Согласно статье 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) под естественной монополией понимается состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

В соответствии со статьей 4 Закона о естественных монополиях к сферам деятельности субъектов естественных монополий относятся: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; железнодорожные перевозки; услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах; услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи; услуги по передаче электрической энергии; услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике; услуги по передаче тепловой энергии; услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей; захоронение радиоактивных отходов; водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры; ледокольная проводка судов, ледовая лоцманская проводка судов в акватории Северного морского пути.

Таким образом, АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» является субъектом естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Решением правления МАП России №16/1 от 28.04.1998 года Аэропорт включен в Реестр естественных монополий на транспорте, в отношении которого осуществляется государственное регулирование и контроль в сфере услуг в аэропортах.

В перечень услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2008 года №293, входит, в том числе, услуга по обслуживанию пассажиров.

Целями государственного регулирования тарифов в соответствии с пунктом 3 указанного постановления являются: а) создание условий для устойчивого безопасного функционирования и динамичного развития транспортных терминалов, портов, аэропортов и инфраструктуры внутренних водных путей на основе обеспечения баланса интересов субъектов регулирования и потребителей их услуг, а также для развития конкуренции на рынке транспортных услуг и снижения транспортных издержек; б) обеспечение доступности услуг в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей; в) повышение качества оказываемых услуг.

Пунктом 4.1.1. Перечня № 241 установлен перечень услуг, оказываемых по тарифу за обслуживание пассажиров. В него включаются:

- регистрация пассажиров;

- взвешивание, оформление и сортировка багажа;

- хранение невостребованного багажа в течение двух суток (48 часов) после его прибытия;

- обеспечение пограничного, санитарного и таможенного контроля пассажиров, багажа, ручной клади (на международных перевозках);

- накопление и сопровождение пассажиров до воздушного судна, проверка количества пассажиров после посадки в воздушное судно;

- встреча и сопровождение прибывающих пассажиров до аэровокзала;

- укладка багажа на транспортные средства;

- погрузка, швартовка, разгрузка и транспортировка багажа между зданием аэровокзала и воздушным судном и обратно, а также выдача багажа;

- подведение итогов по рейсу, передача сведений о номерах багажных люков самолета для загрузки, составление центровочного графика, выявление наличия свободных мест;

- предварительное и окончательное составление сводной загрузочной ведомости, оформление рейсовой документации, передача документов экипажу;

контроль загрузки воздушного судна.

Согласно пунктам 4.1.2 и 4.1.3 Перечня № 241, тариф устанавливается на одного убывающего взрослого пассажира (12 лет и старше). Плата определяется на основе количества убывающих пассажиров и установленного тарифа в следующем порядке: за взрослых пассажиров (12 лет и старше) - по установленному тарифу; за детей от 2 лет до 12 лет - по тарифу, определенному в размере 50% от тарифа, установленного для взрослого пассажира; за детей до 2 лет - плата не взимается.

Пунктом 1.13 Перечня № 241 установлено, что аэронавигационные и аэропортовые сборы, тарифы за наземное обслуживание взимаются только за предоставляемые потребителям услуги или операции.

При этом, согласно пункту 1.14 Перечня № 241, в случае, если потребитель самостоятельно или через уполномоченную организацию и в установленном законодательством Российской Федерации порядке осуществляет отдельные операции, включенные в состав аэронавигационных, аэропортовых сборов и тарифов за наземное обслуживание воздушных судов, то организация ГА, предоставляющая все операции, включенные в состав аэронавигационных, аэропортовых сборов и тарифов за наземное обслуживание, взимающая предусмотренный настоящими Перечнем и правилами формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации аэронавигационный, аэропортовый сбор или тариф за наземное обслуживание (далее - базовый сбор (тариф) дополнительно к базовому сбору (тарифу), утверждает сбор (тариф), включающий только предоставляемые потребителю операции.

Приказом ФАС России от 20 июля 2017 года № 962/1 АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» установлен тариф за обслуживание пассажиров на внутренних линиях в размере 196,80 рублей.

Утверждению в ФАС России, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 № 293, подлежат только базовые тарифы субъектов естественных монополий в аэропортах, в том числе, услуга по обслуживанию пассажиров.

Между тем, в случае утверждения ФАС России максимального базового аэропортового тарифа, утверждение дополнительно к базовому тарифа, из которого исключены операции, выполняемые потребителями самостоятельно, либо через уполномоченные организации, не требуется. В данном случае, утвердить такой тариф вправе оператор аэропорта и зарегистрировать его в Центре расписания и тарифов, о чем указано в пункте 1.14, пункте 9 Приложения № 2 Перечня № 214.

Приказом ФСТ России от 24.06.2009 N 135-т/1 (ред. от 23.10.2012) утвержден Порядок рассмотрения вопросов по установлению (изменению) цен (тарифов, сборов) или их предельного уровня на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, а также перечней документов, предоставляемых для их установления (изменения) (далее – Порядок).

На основании пункта 3 Приказа ФСТ России от 24.06.2009 № 135-т/1 Порядок распространяется на Федеральную службу по тарифам, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, общественные организации потребителей, их ассоциации и союзы, хозяйствующих субъектов.

Пунктом 18 Порядка установлено, что срок принятия решения об установлении (изменении) тарифов не должен превышать 60 календарных дней с момента направления инициатору рассмотрения вопроса по установлению (изменению) тарифов письменного уведомления о начале процедуры рассмотрения предложения по существу.

В случае необходимости срок рассмотрения вопроса по установлению (изменению) тарифов может быть продлен на 30 рабочих дней, но при этом срок рассмотрения вопроса по установлению (изменению) тарифов не должен превышать шести месяцев со дня поступления предложения.

Как установлено из заявления, АО «Авиакомпания Аврора» уведомило АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» 02.04.2019 года о том, что оказывает убывающим пассажирам ВВЛ своими силами и за свой счет услуги по регистрации пассажиров.

С учетом изложенного, Авиакомпания просит рассчитать и утвердить дополнительный тариф за обслуживание пассажиров с исключением ряда услуг (операций), объективная необходимость в которых у Авиакомпании отсутствует, а именно, тариф за обслуживание убывающих пассажиров ВВЛ по неполному перечню, за исключением предоставления услуг: хранение невостребованного багажа в течение двух суток (48 часов) после его прибытия; накопление и сопровождение пассажиров до воздушного судна, проверку количества пассажиров после посадки в воздушное судно; встречу и сопровождение прибывающих пассажиров до аэровокзала; укладку багажа на транспортные средства; погрузку, швартовку, разгрузку и транспортировку багажа между зданием аэровокзала и воздушным судном и обратно; подведение итогов по рейсу, передачу сведений о номерах багажных люков самолета для загрузки, составление центровочного графика, выявление наличия свободных мест; предварительное и окончательное составление сводной загрузочной ведомости, оформление рейсовой документации, передачу документов экипажу; контроль загрузки воздушного судна.

При расчете дополнительного тарифа Авиакомпания также просила учесть то обстоятельство, что регистрация пассажиров, взвешивание, оформление и сортировка багажа, будет осуществляться сотрудниками отдела пассажирских перевозок Авиакомпании.

Между тем, АО «Аэропорт Южно-Сахалинск», являясь субъектом естественных монополий на транспорте, в настоящее время не предприняло мер по проведению процедуры установления дополнительно к базовому тарифу тарифа за обслуживание пассажиров в аэропорту г. Южно-Сахалинска, включающего только предоставляемые потребителю операции, за исключением услуг, объективная необходимость в которых у Авиакомпании отсутствует.

Предельный срок рассмотрения обращения АО «Авиакомпания Аврора» истек 02.10.2019 года.

Также, Перечень формирования тарифов не содержит положений об обязательном оказании Авиакомпанией отдельных операций для всех пассажиров без исключения как основания утверждения дополнительно к базовому сбору (тарифу) сбора (тарифа), включающего только предоставляемые потребителю операции. Иные нормативные правовые акты и документы, регулирующие деятельность по оказанию услуг в аэропортах, также не содержат положений, указывающих утверждение дополнительного тарифа сбора (тарифа), включающего только предоставляемые потребителю операции, с какими-либо иными условиями, кроме установленных пунктом 1.14 Перечня № 241, данное обстоятельство подтверждается Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 30.10.2019 №Ф03-4567/2019 по делу №А73-3420/2019.

По результатам проведения анализа состояния конкуренции на рынке услуг по обслуживанию пассажиров, оказываемых АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» в границах аэропорта Южно-Сахалинск по делу № 065/01/10-18/2021, возбужденному в отношении АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, установлено следующее.

1. Временной интервал исследования определен периодом с 01.01.2019 по 31.12.2020 гг.

2. Продуктовые границы товарного рынка: услуги по обслуживанию пассажиров, оказываемые АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» в аэропорту Южно-Сахалинск.

3. Географические границы товарного рынка: границы аэропорта Южно-Сахалинск.

4. Хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение:

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» доминирующим признается положение АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В рамках рассмотрения дела № 065/01/10-18/2021 Сахалинское УФАС России направило обращение в Федеральную антимонопольную службу (от 15.04.2021 исх.№08-199) по вопросу правомерности АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» рассчитывать и утверждать дополнительно к базовому тарифу тариф на обслуживание пассажиров по неполному перечню АО «Авиакомпания Аврора».

Из ответа следует, что если потребитель самостоятельно или через уполномоченную организацию и в установленном законодательством Российской Федерации порядке осуществляет отдельные операции, включенные в состав аэронавигационных, аэропортовых сборов и тарифов за наземное обслуживание воздушных судов, то организация ГА, предоставляющая все операции, включенные в состав аэронавигационных, аэропортовых сборов и тарифов за наземное обслуживание, взимающая предусмотренный настоящими Перечнем и правилами формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации аэронавигационный, аэропортовый сбор или тариф за наземное обслуживание (далее - базовый сбор (тариф) дополнительно к базовому сбору (тарифу), утверждает сбор (тариф), включающий только предоставляемые потребителю операции (пункт 1.14 Перечня № 241), то дополнительный тариф организация устанавливает самостоятельно, с учетом положений пункта 9 Правил взимания рассчитанной на основе тарифов и сборов платы за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 17.07.2012 №241.

В адрес Сахалинского УФАС России поступили возражения АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» на заключение об обстоятельствах дела №065/01/10-18/2021, согласно которым, АО «Авиакомпания Аврора», обратившись с требованием об установлении дополнительно к базовому тарифу тарифа за обслуживание пассажиров по неполному перечню, не указала, какие именно услуги (операции) должны войти в дополнительный тариф, в связи с этим, АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» не имеет фактической возможности рассчитать данный дополнительный тариф, поскольку все операции из пункта 4.1.1 Перечня АО «Авиакомпания Аврора» выполняет самостоятельно.

Данный довод Комиссия Сахалинского УФАС России опровергает ввиду следующего, в письме от 02.04.2019 года №34.16/2019-0782 Авиакомпания при выполнении из аэропорта г. Южно-Сахалинска собственных рейсов по маршрутам внутренних линий в своем обращении указала, какие именно услуги оказываются своими силами и за свой счет, доказательствами подтверждающими оказание услуг по обслуживанию пассажиров согласно предусмотренным пунктом 4.1.1 Перечня, являются пояснения АО «Авиакомпания «Аврора», подтвержденные в судебном заседании представителем АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» и изложенные в Решении Арбитражного суда Сахалинской области по делу №А59-1586/2020(стр.9-10). По вопросу расчета убытков, причиненных действиями АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» по неутверждению дополнительного тарифа по неполному перечню АО «Авиакомпания «Аврора» Управление отмечает, что согласно ответу Авиакомпании (от 05.04.2021 г. вх.№1019), ввиду не предоставления АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» ответа на письмо (от 02.04.2019 года №34.16/2019-0782) о расчете и утверждении дополнительного тарифа за обслуживание пассажиров по неполному перечню у Авиакомпании отсутствуют исходные данные для предоставления в адрес Управления справки об убытках и пояснений о величине тарифа.

Игнорирование Аэропортом обращения Авиакомпании является фактическим бездействием, выражающимся в неисполнении возложенной пунктом 1.13, 1.14 Приказа №241 обязанности по утверждению дополнительно к базовому тарифу тарифа за обслуживание пассажиров, включающий только операции, необходимые для Авиакомпании для осуществлении деятельности на территории Аэропорта г. Южно-Сахалинска.

Таким образом, АО «Аэропорт Южно-Сахалинск», злоупотребляя своим доминирующим положением, не рассматривает вопрос по установлению (изменению) для АО «Авиакомпания Аврора» дополнительно к базовому тарифу тарифа за обслуживание пассажиров, включающего только предоставляемые потребителю операции, за исключением услуг, объективная необходимость в которых у Авиакомпании отсутствует, и их утверждению в Центре расписания и тарифов, ущемляя экономические интересы АО «Авиакомпания Аврора», что является нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На основании пункта 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции Комиссия антимонопольного органа при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.

Поскольку на момент вынесения настоящего решения отсутствуют доказательства об устранении нарушения антимонопольного законодательства, Комиссия приходит к выводу о наличии основания для выдачи предписания об устранении нарушения АО «Аэропорт Южно-Сахалинск».

На основании изложенного, руководствуясь статьей 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать Акционерное общество «Аэропорт Южно-Сахалинск» (сокращенное наименование – АО «Аэропорт Южно-Сахалинск», ИНН/КПП 6501255385/650101001, ОГРН 1136501003066, юридический адрес: 693014, Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. им И. П. Куропатко, д. 21, зарегистрирован в качестве юридического лица 08.05.2013 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №1 по Сахалинской области) субъектом естественной монополии, занимающим доминирующее положение на рынке услуг по обслуживанию пассажиров в границах аэропорта Южно-Сахалинск (Хомутово).

2. Признать Акционерное общество «Аэропорт Южно-Сахалинск» (сокращенное наименование – АО «Аэропорт Южно-Сахалинск», ИНН/КПП 6501255385/650101001, ОГРН 1136501003066, юридический адрес: 693014, Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. им И. П. Куропатко, д. 21, зарегистрирован в качестве юридического лица 08.05.2013 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №1 по Сахалинской области) нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

3. Выдать Акционерному обществу «Аэропорт Южно-Сахалинск» обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях в отношении Акционерного общества «Аэропорт Южно-Сахалинск» (сокращенное наименование – АО «Аэропорт Южно-Сахалинск», ИНН/КПП 6501255385/650101001, ОГРН 1136501003066, юридический адрес: 693014, Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. им И. П. Куропатко, д. 21, зарегистрирован в качестве юридического лица 08.05.2013 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №1 по Сахалинской области) и виновных должностных лиц.

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Сахалинской области в течение трех месяцев со дня его изготовления в полном объёме.

Председатель Комиссии

   

***

       

Члены Комиссии:

   

***

       
     

***

       
 
       

Связанные организации

Связанные организации не указаны