Решение б/н без аннотации от 9 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Сахалинской области

проспект Победы, д. 24, г. Южно-Сахалинск , 693000

телефон/факс (4242) 46-55-66

e-mail: to65@fas.gov.ru

 

______________ № ______________

На № ________ от ______________

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 065/05/28-606/2022

09 декабря 2022 года

г. Южно-Сахалинск

Резолютивная часть решения объявлена 29.11.2022 г.

Решение изготовлено в полном объеме 09.12.2022 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:

-***– заместитель руководителя Управления,

-****- главный государственный инспектор отдела контроля органов власти, антимонопольного контроля и рекламы,

- *** – старший государственный инспектор отдела контроля органов власти, антимонопольного контроля и рекламы,

рассмотрев дело № 065/05/28-606/2022 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью инвестиционная компания «Деньги для всех»*** части 1, пункта 1 части 2, части 14 статьи 28, пункта 7 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», обществом с ограниченной ответственностью «Телемир+» *** пункта 7 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»,

в отсутствии лиц, участвующих в деле

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее – Сахалинское УФАС России, Управление) поступило обращение Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее – Банк России) (вх. № 1688 от 11.08.2022 г.) о факте размещения рекламного объявления в газете «Телемир» в выпусках июнь – июль 2022 года под заголовком: ООО ИК «ДЕНЬГИ ДЛЯ ВСЕХ» ЛИЗИНГОВАЯ КОМПАНИЯ, ПРИВЛЕКАЕМ ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА от физических и юридических лиц под гарантированный процент – 14,5% годовых, г. Южно- Сахалинск, ул. Ленина, д. 248. ИНН ****», с признаками нарушения рекламного законодательства.

К отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации применяются положения Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

Статья 3 Закона о рекламе содержит основные понятия, используемые в названном законе. Так, под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под объектом рекламирования товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Информация, размещенная в газете «Телемир» в соответствии со статьей 3 Закона о рекламе является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания на финансовую услугу по привлечению денежных средств.

Вместе с тем, реклама должна соответствовать требованиям, установленным законодательством.

Реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей (пункт 4 статьи 3 Закона о рекламе).

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 28 Закона о рекламе, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна содержать гарантии или обещания в будущем эффективности деятельности (доходности вложений), в том числе основанные на реальных показателях в прошлом, если такая эффективность деятельности (доходность вложений) не может быть определена на момент заключения соответствующего договора.

В рекламе, размещенной в газете «Телемир»: «ПРИВЛЕКАЕМ ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА ОТ ФИЗИЧЕСКИХ И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ПОД ГАРАНТИРОВАННЫЙ ПРОЦЕНТ – 14,5% годовых*», содержится гарантия доходности вложений.

Спорная реклама содержит указание на привлекательность инвестирования денежных средств граждан (физических лиц) и юридических лиц под гарантированный процент. Сведений о возможных рисках инвестирования денежных средств граждан и юридических лиц реклама не содержит.

Поскольку в рассматриваемой рекламе указаны сведения относительно гарантии доходности вложений, то в данном случае содержатся признаки нарушения пункта 1 части 2 статьи 28 Закона о рекламе.

Также, в силу части 14 статьи 28 Закона о рекламе, если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

Исходя из пункта 7 статьи 7 Закона о рекламе не допускается реклама товаров, на производство или реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

Согласно пункту 1 статьи 835 ГК РФ право на привлечение денежных средств во вклады имеют банки, которым такое право предоставлено в соответствии с разрешением (лицензией), выданным в порядке, установленном в соответствии с законом.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» к банковским операциям, в том числе относится привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок).

Статьей 13 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» установлено, что осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, за исключением случаев, указанных в частях девятой и десятой настоящей статьи и в Федеральном законе "О национальной платежной системе".

Сахалинским УФАС России установлено, что ООО ИК «Деньги для всех» не является кредитной организацией и не состоит в государственном реестре микрофинансовых организаций, что подтверждается сведениями сайта Банка России (www.cbr.ru).

Следовательно, ООО ИК «Деньги для всех» к числу субъектов, имеющих право осуществлять деятельность по привлечению денежных средств физических и юридических лиц, не относится.

В целях установления рекламодателя и рекламораспространителя рекламы «ООО ИК «ДЕНЬГИ ДЛЯ ВСЕХ» ЛИЗИНГОВАЯ КОМПАНИЯ, ПРИВЛЕКАЕМ ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА от физических и юридических лиц под гарантированный процент – 14,5% годовых, г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина, д. 248. ИНН***» Сахалинским УФАС России в адрес ООО «Телемир+» направлен запрос информации (исх. №08-2606 от 01.09.2022 г.).

На основании поступившего ответа ООО «Телемир+» (вх. №1965 от 15.09.2022 г.) рекламодателем является ООО ИК «Деньги для всех».

Между ООО «Телемир+» и ООО ИК «Деньги для всех» договор на изготовление, размещение рекламы не заключался. Обществом представлены копии актов, счетов, платежных поручений за оказание услуг по размещению данной рекламы. Следовательно, рекламораспространителем рекламы является ООО «Телемир+».

11.10.2022 г. Комиссией Сахалинского УФАС России возбуждено дело по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе №065/05/28-606/2022.

При рассмотрении дела 065/05/28-606/2022 антимонопольным органом были получены от представителя ООО ИК «Деньги для всех» (вх. №№ 4206эл от 09.11.2022 г., 2477 от 17.11.2022 г.) письменные пояснения по существу рассматриваемого дела, из содержания которых следует, что ООО ИК «Деньги для всех» не осуществляет прием денежных средств во вклады, поскольку вклады являются финансовой услугой, подлежащей лицензированию на осуществление банковской деятельности. Общество лицензию на осуществление финансовой услуги не имеет.

По мнению Общества, спорная реклама содержит информацию о процентной ставке и субъектах правоотношений.

ООО ИК «Деньги для всех» просит прекратить, на основании подпункта «б» пункта 17 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, производство по делу №065/05/28-606/2022 в связи с тем, что Обществом приняты все зависящие меры по соблюдению установленных законодательством норм, путем прекращения распространения спорной рекламы. Так, формулировку «гарантированный процент» Компания заменила на «выгодный процент».

Комиссия, рассмотрев довод Общества относительно прекращения производства по делу № 065/05/28-606/2022, не находит оснований для удовлетворения на основании следующего.

Антимонопольный орган исполняет государственную функцию по возбуждению и рассмотрению дел по признакам нарушений законодательства Российской Федерации о рекламе в соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922 (далее – Правила №1922).

Раздел 4 Правил №1922 посвящен возбуждению, рассмотрению дела и принятие по нему решений. Пунктом 40 указанного раздела императивно закреплены случаи прекращения, антимонопольным органом, рассмотрения дела.

Основание для прекращения производства по делу как «прекращение распространения спорной рекламы» настоящими Правилами не предусмотрено.

Кроме того, Постановление Правительства РФ от 17.08.2006 №508 «Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе» утратило силу с 01.01.2021 года, ввиду этого применению, по рассмотрению настоящего дела, не подлежит.

С учетом вышеизложенного, основания по прекращению производства по делу 065/05/28-606/2022 у Комиссии Сахалинского УФАС России отсутствуют.

При рассмотрении дела 065/05/28-606/2022 письменные пояснения ООО «Телемир +» в адрес Сахалинского УФАС России представлены не были.

С учетом вышеизложенного, реклама, размещенная в газете «Телемир» в выпусках июнь-июль 2022 года, под заголовком: ООО ИК «ДЕНЬГИ ДЛЯ ВСЕХ» ЛИЗИНГОВАЯ КОМПАНИЯ, ПРИВЛЕКАЕМ ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА от физических и юридических лиц под гарантированный процент – 14,5% годовых, г. Южно- Сахалинск, ул. Ленина, д. 248. ИНН ****» нарушает требования пункта 1 части 2 статьи 28, части 14 статьи 28, а также пункта 7 статьи 7 Закона о рекламе.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 1 части 2 статьи 28, части 14 статьи 28, а также пункта 7 статьи 7 Закона о рекламе - несет рекламодатель.

В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 7 статьи 7 Закона о рекламе - несет рекламораспространитель.

В силу пункта 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

При установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание, в том числе о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (пункт 49 Правил №1922).

Во исполнение определения Комиссии Сахалинского УФАС России от 10.11.2022 г., представителем ООО ИК «Деньги для всех» представлена информация о том, что реклама, размещенная в газете ООО «Телемир +», которая являлась предметом рассмотрения дела, не публикуется с октября 2022 года.

К пояснениям приложено письмо рекламораспространителя - ООО «Телемир +», подтверждающее отсутствие спорной рекламы (вх. №2534 от 28.11.2022 г.).

Добровольное устранение лицом (лицами) совершенного нарушения является основанием для антимонопольного органа не выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (пункт 54 Правил №1922).

Учитывая, что в настоящее время реклама не распространяется, Комиссия пришла к выводу об отсутствии необходимости в выдаче предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

РЕШИЛА:

  1. Признать недостоверной, несоответствующей требованиям Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» рекламу: «ООО ИК «ДЕНЬГИ ДЛЯ ВСЕХ» ЛИЗИНГОВАЯ КОМПАНИЯ, ПРИВЛЕКАЕМ ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА от физических и юридических лиц под гарантированный процент – 14,5% годовых, г. Южно - Сахалинск, ул. Ленина, д. 248. ИНН ***» в газете «Телемир» в выпусках июнь – июль 2022 года, поскольку в ней нарушены требования части 1, пункта 1 части 2, части 14 статьи 28, пункта 7
    статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38 - ФЗ «О рекламе».
  2. Признать ООО ИК «Деньги для всех» - рекламодателем, ООО «Телемир+» - рекламораспространителем вышеуказанной рекламы.
  3. В соответствии с пунктом 54 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать.
  4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях в отношении виновных юридических и должностных лиц.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии

   

***

 
         

Члены Комиссии:

    ****  
  ***        

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны