Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 9 от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение 

 07.09.2009                                                                                                      Южно-Сахалинск

 Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства  в составе:

Председатель:                    -      Могилевкин А.Г. – заместитель руководителя

                                                 управления;

       Члены комиссии:                -    Путрова С.И. – начальник отдела контроля

                                                монополистической деятельности,

                                                недобросовестной конкуренции и рекламы

 

                                           -    Ильченко Л.А. – старший государственный 

                                                инспектор отдела контроля

                                                монополистической деятельности,

                                                недобросовестной конкуренции и рекламы;

рассмотрев дело № 9, возбужденное в отношении ОАО «Сахалинская Коммунальная Компания» по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее в тексте – Закон «О защите конкуренции»), запрещающего злоупотребление хозяйствующего субъекта доминирующим положением,

 в присутствии:

Залесского А.С. – представитель Залесской Е.Б. по доверенности №1-1254 от 11.03.2008;

Кришталь С.В. – представитель Залесской Е.Б. по доверенности №1-2598 от 25.08.2009;

Плотникова Р.А. – генерального директора ОАО «Сахалинская Коммунальная Компания» (выписка из протокола №8 заседания Совета Директоров ОАО «СКК» от 19.06.2007, приказ №309-Л от 19.06.2007);

Азаренковой С.Н. – представителя ОАО «Сахалинская Коммунальная Компания» по доверенности от 16.01.2009;

Ким Ю.С. – представителя ОАО «Сахалинская Коммунальная Компания» по доверенности от 12.01.2009;

Литейкиной Е.В. – представителя ОАО «Сахалинская Коммунальная Компания» по доверенности № 49Д-СКК от 22.07.2009,

УСТАНОВИЛА:

21 апреля 2009 года в адрес УФАС по Сахалинской области поступило заявление от Залесской Е.Б. на действия ОАО «Сахалинская Коммунальная  Компания» (далее – ОАО «СКК»).

По мнению Залесской Е.Б. ОАО «СКК» злоупотребляет своим доминирующим положением, что выражается в:

- нарушении ОАО «СКК» пункта 7.7. Правил учета: перед началом отопительного сезона ОАО «СКК» не осуществило проверку готовности узла учета к эксплуатации и не составило Акт повторного допуска;

- несвоевременном составлении и предоставлении представителями ОАО «СКК» актов допуска в эксплуатацию узла учета;

- отказе ОАО «СКК» предоставить расчеты потребленной тепловой энергии;

- навязывании ОАО «СКК» повторного согласования проекта узла учета тепловой энергии;

- неправомерном отказе ОАО «СКК» в допуске в эксплуатацию узла учета тепловой энергии.

Представители ОАО «СКК» в своих действиях не видят нарушения антимонопольного законодательства и ущемления интересов Залесской Е.Б. Пояснили, что отказ в допуске в эксплуатацию узла учета и расчет потребленной энергии  по договорным нагрузкам вызваны выходом из строя узла учета, принадлежащего Залесской Е.Б., и отсутствием предусмотренных  законодательством документов, необходимых для ввода узла учета в эксплуатацию.

Заслушав объяснения сторон и изучив материалы дела, Комиссия установила следующее.

ОАО «СКК» является субъектом естественной монополии в сфере: услуги по передаче тепловой энергии (ст.4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях»). В соответствии с ч.5 ст.5 Закона «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

01 января 2006 года между Залесской Е.Б. и ОАО «СКК» заключен договор энергоснабжения тепловой энергией в горячей воде  №789, в соответствии с которым Энергоснабжающая организация (ЭСО) обязуется подавать через присоединенную сеть абоненту тепловую энергию, а абонент обязуется оплатить принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления (п.1.1. Договора). 

Согласно пункту 3.2. Договора учет отпускаемой тепловой энергии производится по приборам учета, установленным в тепловом пункте абонента. В случае обнаружения нарушений в работе расчетных приборов учета и элементов системы учета, изменений схемы включения приборов учета ЭСО производит перерасчет расхода тепловой энергии по тепловой нагрузке теплопотребляющей установки и числу часов подачи тепловой энергии за все время со дня последней проверки расчетных приборов учета или проверки схемы их включения, но не более чем на срок исковой давности (п.3.5. Договора).

По окончанию отопительного сезона 2007/2008 представителем Залесской Е.Б., Залесским А.С., было получено предписание исх. №7-1050 от 24.04.2008 года, которым предписано, что для допуска узла учета в эксплуатацию на отопительный сезон 2008/2009 необходимо подготовить (восстановить) все документы согласно п.7.1 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя (п. 1). Вместе с тем, по мнению Залесского А.С. указанное предписание не соответствует законодательству, и поэтому исполнено ей не было.

27 января 2009 года, Залесский А.С. вызвал представителя ОАО «СКК» для допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии.

28 января 2009 представителем компании ОАО «СКК» была проведена проверка готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации  в отношении узла учета принадлежащего Залесской Е.Б., в результате которой было установлено, что истек срок поверки термометра сопротивления  ТСП-Н №8613.

Залесским А.С. 29 января 2009 г. произведена государственная поверка термометра и повторно вызван представитель ОАО «СКК», однако узел учета тепловой энергии повторно не был допущен в эксплуатацию по причине отсутствия проекта на узел учета.

В результате ОАО «СКК» произведен перерасчет платы за потребленную Залесской Е.Б. тепловую энергию по договорным нагрузкам.

Согласно статье 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В силу пункта 3 статьи 539 ГК РФ к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними. Указанные правила применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 548 ГК РФ).

Согласно п. 1.2 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденным Приказом Минтопэнерго Российской Федерации от 12.09.1995 №Вк-4936 (далее - Правила) расчеты потребителей тепловой энергии с энергоснабжающими организациями за полученное ими тепло осуществляются на основании показаний приборов учета и контроля параметров теплоносителя, установленных у потребителя и допущенных в эксплуатацию в качестве коммерческих в соответствии с требованиями настоящих Правил.

Допуск в эксплуатацию узлов учета потребителя осуществляется представителем энергоснабжающей организации в присутствии представителя потребителя, о чем составляется соответствующий акт. Узел учета потребителя считается допущенным к ведению учета полученной тепловой энергии и теплоносителя после подписания акта представителем энергоснабжающей организации и представителем потребителя. Учет тепловой энергии и теплоносителя на основе показаний приборов узла учета потребителя осуществляется с момента подписания акта о его приемке в эксплуатацию. Перед каждым отопительным сезоном осуществляется проверка готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации, о чем составляется соответствующий акт (п. 7.1, 7.5, 7.7 Правил).

Довод заявителя о том, что пункт 7.7 Правил предусматривает проверку готовности узлов учета тепловой энергии перед отопительным сезоном, следовательно, у представителей ОАО «СКК» отсутствовали основания для проведения проверки в январе 2009 года, не имеет под собой достаточных законных оснований, так как положения данной нормы права не исключают возможности осуществления энергоснабжающей организацией проверки узлов учета энергии в течение отопительного сезона.

Согласно пункту 3 статьи 543 Гражданского кодекса Российской Федерации требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законами, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами.

Пунктом 5.1.2 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденным Приказом Минтопэнерго Российской Федерации от 12.09.1995 №Вк-4936 (далее - Правила) установлено, что каждый прибор должен проходить поверку с периодичностью, предусмотренной для него Госстандартом. Приборы учета, у которых истек срок действия поверки и (или) сертификации, а также исключенные из Реестра средств измерений, к эксплуатации не допускаются.

Согласно пункту 9.9 Правил при несвоевременном сообщении потребителем о нарушении режима и условий работы узла учета и о выходе его из строя он считается вышедшим из строя с момента его последней поверки энергоснабжающей организацией. В этом случае количество тепловой энергии, масса (или объем) теплоносителя и значения его параметров определяются энергоснабжающей организацией на основании расчетных тепловых нагрузок, указанных в договоре, и показаний приборов узла учета источника теплоты.

В соответствии с пунктом 9.11 Правил после истечения срока действия государственной поверки хотя бы одного из приборов узла учета тепловой энергии и теплоносителя показания приборов этого узла учета не учитываются при взаимных расчетах между энергоснабжающей организацией и потребителем. Узел учета считается вышедшим из строя по пункту 9.9 Правил.

Факт окончания  срока поверки термометра к моменту проведения проверки приборов учета энергоснабжающей организацией зафиксирован в акте допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя от 28.01.2009, подтверждается свидетельством о поверке от 28.01.2009, выданным ФГУ «Сахалинский ЦСМ» и потребителем не отрицается.

 После восстановления работоспособности узла учета тепловой энергии и теплоносителя потребителя допуск его в эксплуатацию осуществляется в соответствии с положениями раздела 7  Правил, о чем составляется акт (п.9.12 Правил).

Таким образом, после восстановления работоспособности узла учета представители ОАО «СКК» 29.01.2009 проводили проверку узла учета с применением положений п.7.1 – 7.5 Правил.

Так согласно п.7.1 Правил для допуска узлов учета тепловой энергии в эксплуатацию представитель потребителя должен предъявить:

- принципиальную схему теплового пункта;

- проект на узел учета, согласованные с энергоснабжающей организацией;

- паспорта на приборы узла учета;

-документы о поверке приборов узла учета с действующим клеймом госповерителя;

- технологические схемы узла учета, согласованные с органом Госстандарта (это требование относится только к приборам, измеряющим массу или объем теплоносителя методом переменного перепада давления);

- акт о соответствии монтажа требованиям Правил измерения расхода газов и жидкостей стандартными сужающими устройствами РД 50-213-80 (это требование относится только к приборам, измеряющим расход теплоносителя методом переменного перепада давления);

- смонтированный и проверенный на работоспособность узел учета тепловой энергии и теплоносителя, включая приборы, регистрирующие параметры теплоносителя.

Как указано в пункте 7.2 Правил, при допуске узла учета в эксплуатацию должны быть проверены:

- соответствие заводских номеров на приборах учета указанным в их паспортах;

- соответствие диапазонов измерений устанавливаемых приборов учета со значениями измеряемых параметров;

- качество монтажа средств измерений и линий связи, а также соответствие монтажа требованиям паспортов и проектной документации;

- наличие пломб.

В случае несоответствия требованиям Правил узел учета в эксплуатацию не допускается и в акте приводится полный перечень выявленных недостатков с указанием пунктов Правил, положения которых нарушены (п.7.3 Правил).

Актом допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя, составленным представителем ОАО «СКК» 29 января 2009 года, узел учета тепловой энергии не допущен в эксплуатацию по причине отсутствия проекта на узел учета – нарушение п.7.1 Правил.

Комиссией было установлено, что у Залессой Е.Б. имеется проект узла учета тепловой энергии, согласованный Южно-Сахалинским МПТС 20.10.2003 года при первичном допуске узла учета тепловой энергии в эксплуатацию. Однако, по мнению Комиссии,  указанный проект не соответствует требованиям законодательства, предъявляемым к проектной документации по следующим основаниям:

1.                       Согласно п. 101.1 ч.1. ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по проектированию зданий и сооружений является лицензируемой. Имеющийся проект не содержит никаких сведений об организации, выполнившей проект за исключением ее названия.

2.                        В соответствии с п. 5.32 ГОСТ 21.101-97 «Основные требования к проектной и рабочей документации», введенный в действие Постановлением Госстроя от 29.12.1997 №18-75 (далее - ГОСТ 21.101-97)  графические и текстовые документы должны быть брошюрированы в виде тома, альбома выпуска или другой издательской формы и быть оформлены титульным листом, правила оформления которого приведены в разделе 9 вышеуказанного ГОСТа. Представленный Залесским проект не брошюрирован и титульный лист проекта не соответствует установленному обязательному образцу.

3.  В соответствии с п 9.5. ГОСТ 21.101-97 титульные листы проектных документов оформляют подписями: а) руководителя или главного инженера организации; б) главного инженера (архитектора) проекта. Титульные листы рабочих документов оформляют подписью ответственного лица - главного инженера (архитектора) проекта. Подписи указанных лиц в проекте отсутствуют.

4. В спецификацию проекта не внесены основные элементы измерительных участков, не соответствует номер госреестра, отсутствует номер экспертного заключения, что так же противоречит ГОСТ 21.101-97 и п. 5.1.1 Правил.

5. Таблица настроечных параметров не заполнена.

6. Как видно из представленной ОАО «СКК» фактической схемы узла ввода и учета ОГЗМ по адресу ул. Бумажная, 24б фактическая схема монтажа оборудования не соответствует проектной документации: термометры сопротивления должны находиться до преобразователя расходов, а согласно фактической схемы расположены позже, манометр и контрольные термометры расположены по проекту после грязевика, а на фактической схеме - до грязевика. Факт несоответствия монтажа проектной документации  представителем Залесской Е.Б. на заседании Комиссии был подтвержден.

7. Вместо указанного в проекте счетчика воды СВК-15, в действительности в состав теплосчетчика ТСК-7 входит водомер ВСВГ, что так же подтверждается как представителем Залесской Е.Б. так и актами допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя от 28.01.2009 и 29.01.2009.

Таким образом, у представителей ОАО «СКК» имелись основания для  отказа в допуске в эксплуатацию узла учета тепловой энергии.

При этом как установлено  Комиссией  согласование проекта узла учета ОАО «СКК» проводит бесплатно, а проект на узел учета может изготовить любая организация имеющая соответствующую лицензию.

Доводы заявителя о том, что акты допуска в эксплуатацию от 28.01.2009 и 29.01.2009 составлены представителями ОАО «СКК» с нарушением Правил, так как согласно п.7.7 Правил при повторном ежегодном допуске узла учета в эксплуатацию представителями энергоснабжающей организации оформляется акт по форме Приложения №5 к Правилам, а фактически составлялись акты по форме Приложения №4 к Правилам, не может служить основанием для признания недостоверными результатов проведенной ОАО «СКК» проверки учета заявителя, поэтому Комиссией не рассматривается как нарушение антимонопольного законодательства.

Расчет потребления тепловой энергии по договору №789  ОАО «СКК» предоставлен, выполнен в соответствии с Методикой определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения МДС 41-4.2000, утвержденной Приказом Госстроя РФ от 06.05.2000 №105. Точность расчетов за потребленную тепловую энергию является предметом гражданско-правового спора и не рассматривается антимонопольным органом.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

С учетом вышеизложенного, Комиссия делает вывод об отсутствии в действиях ОАО «СКК» нарушения ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона «О защите конкуренции», Комиссия

 РЕШИЛА:

1. Производство по делу № 9, возбужденному в отношении  ОАО «Сахалинская Коммунальная Компания» прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.

2. Предписание ОАО «Сахалинская Коммунальная компания» не выдавать.

Резолютивная часть решения объявлена 26 августа 2009 года. Решение в полном объеме изготовлено 07 сентября 2009.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии:                                                                А.Г. Могилевкин

Члены комиссии:                                                                            С.И. Путрова

                                                                                                       Л.А. Ильченко

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны