Заключение б/н БЕЗ АННОТАЦИИ от 4 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Сахалинской области

почтовый адрес: пр. Победы, 24,

г. Южно-Сахалинск, 693007

юридический адрес: пр. Победы, 24,

г. Южно-Сахалинск, 693007

тел. (4242) 46-55-66, факс (4242) 46-55-67

e-mail: to65@fas.gov.ru

 

______________ № ______________

На № __________ от ________________

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

об обстоятельствах дела № 065/01/10-94/2020

04 сентября 2020 года город Южно-Сахалинск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:

- *** – временно исполняющий обязанности руководителя управления;

- *** – врио начальника отдела контроля власти, антимонопольного контроля и рекламы;

- *** – государственный инспектор отдела контроля власти, антимонопольного контроля и рекламы;

рассмотрев дело № 065/01/10-94/2020 по признакам нарушения ПАО «Холмский морской торговый порт» (ОГРН 1026501018202, ИНН/КПП 6509001181/650901001, юридический адрес: 694620, Сахалинская область, Холмский район, город Холмск, ул. Советская, д.41), ООО «СервисТрансКомпани» (ОГРН 1086501002433, ИНН/КПП 6501193097/650101001, юридический адрес: 693000, Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина, д. 414), части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

Руководствуясь статьей 48.1 ФЗ «О защите конкуренции».

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее – Сахалинское УФАС России) поступили следующие жалобы (заявления) на действия ПАО «Холмский морской торговый порт» (далее - ПАО ХМТП, Порт) и ООО «СервисТрансКомпани» (далее – ООО СТК).

  1. Заявление ООО «Трансбункер-Холмск» (ИНН 6509015787) от 17.12.2019 №166 о неправомерном расторжении ПАО ХМТП с 01.01.2020 в одностороннем порядке договора №39 от 01.01.2014 «Об оказании услуг» на основании которого оформлялись пропуска для сотрудников ООО «Трансбункер-Холмск».
  2. Заявление ООО «Трансбункер-Холмск» от 23.12.2019 №177 о неправомерном отказе ПАО ХМТП в оформлении постоянных пропусков для сотрудников ООО «Трансбункер-Холмск» с 01.01.2020.
  3. Заявление ООО «Трансбункер-Холмск» от 09.01.2020 №05 о неправомерных действиях ООО СТК по установлению цены на услуги в «Договоре на оказание услуг» №03-01/2020 от 01.01.2020, неправомерной передаче ПАО ХМТП части портовой территории в пользу ООО СТК.
  4. Заявление ООО «Трансбункер-Холмск» от 17.12.2019 №168, направленное письмом Сахалинской транспортной прокуратуры от 24.12.2019 № 1р-2019, о неправомерном отказе ПАО ХМТП в оформлении постоянных пропусков для сотрудников ООО «Трансбункер-Холмск» с 01.01.2020.
  5. Заявление ООО «Трансбункер-Холмск» от 02.01.2020 №02, направленное письмом Сахалинской транспортной прокуратуры от 14.01.2020 №1р-2020, о неправомерном ограничении ПАО ХМТП перемещения по территории порта Холмск путем установки бетонных блоков, преграждающих проезд автотранспорта в период - 01.01.2020.
  6. Заявление ООО «Трансбункер-Холмск» от 09.01.2020 №07, направленное письмом Сахалинской транспортной прокуратуры от 23.01.2020 № 4ж-2020, о неправомерном отказе ПАО ХМТП в оформлении постоянных пропусков для сотрудников ООО «Трансбункер-Холмск» с 01.01.2020, неправомерных действиях ООО СТК по установлению цены на услуги в «Договоре на оказание услуг» №03-01/2020 от 01.01.2020, неправомерной передаче ПАО ХМТП части портовой территории в пользу ООО СТК.
  7. Заявление ООО «Трансбункер-Холмск» от 03.01.2020 №03, направленное письмом Сахалинской транспортной прокуратуры от 05.02.2020 № 16ж-2020, о неправомерном ограничении ПАО ХМТП передвижения сотрудников предприятия по портовой территории.
  8. Обращение Министерства транспорта Сахалинской области о нарушении антимонопольного законодательства со стороны ПАО ХМТП №Исх.-3.09-792/20 от 25.02.2020.
  9. Заявление ИП *** вх.№5008 от 25.12.2019, вх.№25 от 09.01.2020 о неправомерном отказе ПАО ХМТП в оформлении постоянных пропусков для сотрудников предпринимателя с 01.01.2020.
  10. Заявление ИП *** о неправомерном отказе ПАО ХМТП в оформлении постоянных пропусков для сотрудников предпринимателя с 01.01.2020, поступившее письмом прокуратуры Сахалинской области от 16.01.2020 № 7/1-265-2019/Нр33-2020 как обращение депутата Сахалинской областной думы Осипенко И.В.
  11. Обращение Сахалинской транспортной прокуратуры №02-01/2020 от 20.02.2020 о неправомерных действиях ПАО ХМТП, связанных с отказом в выдаче постоянных пропусков на портовую территорию для сотрудников ООО «Трансбункер-Холмск», ИП ***, АО «ТЭК «Дальтранссервис».
  12. Заявление ОАО «Сахалинское морское пароходство» от 02.01.2020, направленное письмом Сахалинской транспортной прокуратуры от 15.01.2020 № 1р-2020, о неправомерном препятствовании функционированию паромной переправы Ванино-Холмск-Ванино совместными действиями ПАО ХМТП и ООО СТК в период 2-3 января 2020 года.
  13. Заявление АО «ТЭК «Дальтранссервис» от 02.01.2020, направленное письмом Сахалинской транспортной прокуратуры от 14.01.2020 № 1р-2020, о неправомерном препятствовании функционированию паромной переправы Ванино-Холмск-Ванино совместными действиями ПАО ХМТП и ООО СТК в период 2-3 января 2020 года.
  14. Заявление АО «ТЭК «Дальтранссервис» от 02.01.2020, направленное письмом Дальневосточной транспортной прокуратуры от 15.01.2020 № 7-25р-2020, о неправомерном препятствовании функционированию паромной переправы Ванино-Холмск-Ванино совместными действиями ПАО ХМТП и ООО СТК в период 2-3 января 2020 года.
  15. Заявление ООО «Хабаровская топливная компания» от 03.01.2020, направленное письмом Сахалинской транспортной прокуратуры от 14.01.2020 № 1р-2020, о неправомерном препятствовании ПАО ХМТП работе по отпуску нефтепродуктов с базы компании в порту 3 января 2020 года, причинения этими действиями убытков на сумму более 500000 рублей, возможности возникновения чрезвычайной ситуации на территории Сахалинской области.
  16. Заявление ООО «САНЭС» от 22.01.2020 №644с, направленное письмом Сахалинской транспортной прокуратуры от 05.02.2020 № 15ж-2020, о неправомерном препятствовании ПАО ХМТП снабжению продуктами питания дизельэлектрохода «Сахалин» в Холмском порту, неправомерных требованиях ПАО ХМТП о заключении договора с ООО СТК для получения пропусков.
  17. Заявление ООО «САНЭС» от 22.01.2020 №644с, направленное письмом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области от 24.01.2020 № Исх-3.09-308/20, о неправомерном препятствовании ПАО ХМТП снабжению продуктами питания дизельэлектрохода «Сахалин» в Холмском порту, неправомерных требованиях ПАО ХМТП о заключении договора с ООО СТК для получения пропусков.
  18. Обращение Управления ФСБ по Сахалинской области от 10.01.2020 №119/3/183 о противоправном препятствовании ПАО ХМТП функционированию паромной переправы Ванино-Холмск-Ванино 03.01.2020 г. и неправомерному увеличению стоимости проезда автотранспорта по портовой территории ООО СТК.

На основании полученной информации Сахалинское УФАС России пришло к следующим выводам.

С целью урегулирования отношений по оплате услуг за оформление пропусков на территорию ПАО «Холмский морской торговый порт», 01.01.2014г. между ООО «Трансбункер-Холмск» и ПАО ХМТП заключен договор №39 «Об оказании услуг».

02.12.2019 г. в адрес ООО «Трансбункер-Холмск» поступило уведомление от ПАО ХМТП №Н-1028 о расторжении с 01.01.2020г. договора №39 от 01.01.2014 об «Оказании услуг».

19.12.2019 года в адрес ООО «Трансбункер-Холмск» поступило уведомление ПАО «Холмский морской торговый порт» №Н-1083 об изменении правил оформления пропусков и правил прохода/проезда по территории ПАО «Холмский морской торговый порт» С 01.01.2020г.

Индивидуальный предприниматель *** является собственником земельного участка общей площадью 8 123, 33 кв.м., кадастровый номер <...> :09:00 00 020:0003 расположенного в г. Холмске, объекты недвижимого имущества, принадлежащего ИП ****, находятся в границах морского порта на территории города Холмск Сахалинской области.

11.01.2012 между ПАО ХМТП и ИП*** было заключено Соглашение об установлении частного сервитута.

Пунктами 1.4, 1.6, 1.7 Соглашения установлено, что целью ограниченного использования Пользователем сооружений, принадлежащих ПАО «Холмский морской торговый порт» на праве собственности, является обеспечение прохода и проезда Пользователя, а равно работников Пользователя, лиц состоящих пользователем в гражданско-правовых отношениях, а также посетителей и клиентов через сооружения Собственника с возможностью проноса имущества, а также провоза груза Пользователя, при соблюдении пропускного режима.

Режим использования сервитута: Пользователем и его работникам – круглосуточно, иным лицам, имеющим право прохода и проезда с 8.00 до 24.00 время местное. Соглашение заключено бессрочно.

19.12.2019 года в адрес ИП **** также поступило уведомление ПАО ХМТП №Н-1083 об изменении правил оформления пропусков и правил прохода/проезда по территории ПАО «Холмский морской торговый порт» С 01.01.2020г

Согласно уведомлению №Н-1083 режим работы ПАО ХМТП устанавливается с 08:00 до 17:00, проход и проезд работниками юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в границах Порта по территории ПАО «Холмский морской торговый порт» осуществляется в рамках установленного времени по разовым пропускам в сопровождении сотрудника объекта транспортной инфраструктуры или, лица, уполномоченного организовывать безопасное движение на объекте.

26.12.2019 года в адрес ООО «Трансбункер-Холмск» поступило предложение ООО СТК о заключении «Договора на оказание услуг» №03-01/2020 от 01.01.2020г. по оформлению пропусков для проезда автотранспорта и организации движения автотранспортных средств по территории морского порта Холмск.

Согласно представленных документов ПАО ХМТП передало по договору аренды ООО СТК земельные участки с кадастровыми номерами:

1. Часть ЗУ 65:09:0000020:158;

2. Часть ЗУ 65:09:0000020:152;

3. Сооружение - часть бетонного покрытия порта- 65-65/004/2009-375;

4.Сооружение – автодорога вдоль причала №5- 65-65/004/2009-363.

В то время как согласно данным Росреестра (уведомление от 26.07.2019г.) в отношении указанных земельных участков наложен арест и запрещены, какие-либо действия, связанные с отчуждением, в том числе аренда.

13.12.2019г. ООО «Трансбункер-Холмск» обратилось в ПАО ХМТП с письмами №140 и №141 с целью оформления постоянных пропусков на 2020 год, для прохода работников и въезда/выезда служебного автотранспорта на территорию морского порта Холмск.

Однако ПАО ХМТП отказало в оформлении постоянных пропусков, указывая, что в 2020 году будут оформляться только разовые припуска.

Согласно пункту «в» статьи 2 Правил допуска на объект транспортной инфраструктуры» утвержденных Постановлением Правительства РФ №678 от 16.07.2016г. «О требованиях по обеспечению транспортной безопасности» работникам юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, - в рамках сроков действия договоров, обусловливающих их деятельность в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, на основании письменных обращений руководителей таких юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, заверенных печатью (при ее наличии) выдаются постоянные пропуска.

Таким образом, действия ПАО ХМТП выраженные в отказе в выдаче постоянных припусков на территорию Холмского порта в нарушение Правил допуска на объект транспортной инфраструктуры, утвержденных Постановлением Правительства РФ №678 от 16.07.2016г., привели к ущемлению прав ИП ***, а также ООО «Трансбункер-Холмск».

02.01.2020 и 03.01.2020 работниками ПАО ХМТП были установлены бетонные блоки на автодороге, расположенной на территории морского порта Холмск и ведущей к выезду из порта, одновременно блокирующие выезд автотранспорта с грузовой палубы д/э «Сахалин», указанные действия были обусловлены отказом агентирующей компании АО «ТЭК «Дальтранссервис» от заключения договора с ООО СТК на 2020 год. Водителям автомобилей следующих в порядке смешанного паромно-автомобильного сообщения ПАО ХМТП было отказано в следовании по территории порта до внесения оплаты в размере 6000 рублей в ООО СТК.

15.01.2020г. ООО «САНЭС» направлена заявка на оформление пропуска на поставку продуктов на д/э «Сахалин-9», однако ООО «САНЭС» был получен отказ в выдаче пропуска в связи с отсутствием заключенного договора между ООО «САНЭС» и ООО СТК.

Заявители считают ООО СТК и ПАО ХМТП субъектами, оказывающими услуги в порту и занимающими при этом доминирующее положение.

Действия ООО СТК и ПАО ХМТП по установлению бетонных блоков на территории Холмского порта Сахалинской области для создания препятствий перемещению автотранспорта, следующего в порядке смешанного паромно-автомобильного сообщения Ванино-Холмск-Ванино, отказу предоставления территории для проезда до внесения оплаты в размере 6000 рублей в пользу ООО СТК привели к ущемлению прав ООО «Хабаровская топливная компания», ОАО «Сахалинское морское пароходство», АО «ТЭК «Дальтранссервис», ООО «САНЭС» в сфере предпринимательской деятельности.

Услуги в портах являются сферой деятельности субъектов естественной монополии на основании статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях).

На основании статьи 5 Закона о защите конкуренции положение субъектов естественной монополии признается доминирующим.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

ООО СТК и ПАО ХМТП обладают признаками субъектов естественных монополий, оказывающих услуги в порту города Холмск Сахалинской области.

Сахалинское УФАС России установило в действиях ООО СТК и ПАО ХМТП признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и приняло решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

29.01.2020 Сахалинским УФАС России издан приказ №17 «О возбуждении дела №065/01/10-94/2020 и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» в отношении ООО СТК и ПАО ХМТП.

Определением от 29.01.2020 рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства №065/01/10-94/2020 назначено на 28.02.2020г.

В качестве ответчиков к участию в рассмотрении дела привлечены:

- ПАО «Холмский морской торговый порт»;

- ООО «СервисТрансКомпани».

В качестве заявителей к участию в рассмотрении дела привлечены:

- ООО «Трансбункер-Холмск»;

- ИП ***.;

- АО «ТЭК «Дальтранссервис»;

- ОАО «Сахалинское морское пароходство»;

- ООО «САНЭС»;

- Сахалинская транспортная прокуратура;

- Холмский линейный отдел полиции Сахалинского ЛО МВД России на транспорте;

- УФСБ России по Сахалинской области.

Определением от 28.02.2020 рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства №065/01/10-94/2020 отложено на 16.04.2020 в связи с необходимостью получении дополнительной информации.

Указанным определением к участию в деле привлечены в качестве заявителей:

-ООО «Хабаровская топливная компания»;

- ООО «САНЭС-Кондитер»;

В качестве лиц, располагающими сведениями:

-ФГУП «Росморпорт»;

-Министерство транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области;

-Министерство имущественных и земельных отношений Сахалинской области;

- ОАО «РЖД».

После принятия Комиссией решения об отложении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства поступили следующие заявления о противоправных действиях ПАО ХМТП и ООО СТК.

  1. Заявление ООО «Трансбункер-Холмск» от 12.02.2020 №54, направленное письмом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области от 25.02.2020 №Исх-3.09-792/20, о неправомерных действиях ПАО ХМТП и ООО СТК, связанных с понуждением к заключению договора с ООО СТК, отказом в выдаче постоянных пропусков на портовую территорию;
  2. Заявление ООО «Трансбункер-Холмск» от 12.02.2020 №54, направленное письмом Сахалинской транспортной прокуратуры от 28.02.2020 №1р-2020, о неправомерных действиях ПАО ХМТП и ООО СТК, связанных с понуждением к заключению договора с ООО СТК, отказом в выдаче постоянных пропусков на портовую территорию;
  3. Заявление ООО «Трансбункер-Холмск» от 03.03.2020 №72 о неправомерных действиях ПАО ХМТП связанных с созданием препятствий пользованию имуществом ООО «Трансбункер-Холмск» на территории порта Холмск;
  4. Заявление ООО «Трансбункер-Холмск» от 20.03.2020 №83 о неправомерных действиях ПАО ХМТП связанных с созданием препятствий пользованию имуществом ООО «Трансбункер-Холмск» на территории порта Холмск;
  5. Заявление ООО «Трансбункер-Холмск» от 30.03.2020 №95 о неправомерных действиях ООО СТК связанных с установлением высоких цен на услуги;
  6. Заявление ИП ***- от 04.03.2020, направленное письмом Сахалинской транспортной прокуратуры от 11.03.2020 №1р-2020, о неправомерных действиях ПАО ХМТП связанных с созданием препятствий пользованию имуществом ИП ***на территории порта Холмск;
  7. Заявление ИП *** от 14.03.2020, направленное письмом Сахалинской транспортной прокуратуры от 10.04.2020 №45ж-2020, о неправомерных действиях ПАО ХМТП связанных с созданием препятствий пользованию имуществом ИП *** на территории порта Холмск, созданию препятствий к проходу сотрудников ИП на рабочие места;
  8. Заявление ООО «САНЭС-Кондитер» от 16.01.2020, направленное письмом Сахалинской транспортной прокуратуры от 23.01.2020 №13ж-2020, о неправомерных действиях ПАО ХМТП и ООО СТК, связанных с понуждением к заключению договора с ООО СТК, отказом в выдаче пропусков на портовую территорию;
  9. Заявление ООО «САНЭС-Кондитер» от 03.03.2020 о неправомерных действиях ПАО ХМТП и ООО СТК, связанных с понуждением к заключению договора с ООО СТК, установлением высоких цен на услуги;
  10. Заявление ООО «САНЭС-Кондитер» от 14.04.2020 о неправомерных действиях ООО СТК связанных с установлением высоких цен на услуги.

ООО «Хабаровская топливная компания» письмом от 26.03.2020 представила Комиссии доказательства причинения обществу действиями ООО ХМТП ущерба на сумму 27 000 рублей.

ОАО «Сахалинское морское пароходство» представило Комиссии письмом от 16.04.2020 письменные пояснения по вопросам, указанным в определении от 28.02.2020. Так общество указало, что является оператором паромной переправы Ванино-Холмск осуществляющим перевозку грузов транспортным флотом - дизельэлектроходами проекта «Сахалин». Кроме этих операций общество занимается работами по обслуживанию паромов непосредственно в Холмском порту, для этого Общество располагает на праве аренды причалами, у общества имеется вспомогательный флот и подразделения. Инфраструктура паромной переправы и вспомогательных подразделений действует в круглосуточном режиме и ежедневно. Доступ сотрудников Общества на территорию Холмского порта требуется постоянно. ПАО ХМТП, являясь оператором порта, обеспечивающим порядок в порту, в течение 1-8 января 2020 года не оформляло пропуска в порт для сотрудников Общества, 2и 3 января 2020 года установило препятствия для проезда автотранспорта по территории Холмского порта. Действиями ПАО ХМТП были вызваны простои судов. В результате роста платы за проезд по территории порта (установленной ООО СТК) снизилось количество перевезенного паромами автотранспорта. Действиями ПАО ХМТП в период с 1 по 8 января 2020 года Обществу причинены убытки на сумму 558771 рубль 69 копеек.

Определением от 16.04.2020 рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства №065/01/10-94/2020 отложено на 22.05.2020 в связи с необходимостью получении дополнительной информации.

Определением от 16.04.2020 срок рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства №065/01/10-94/2020 продлен на шесть месяцев по 29.10.2020.

После принятия Комиссией решения об отложении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства поступили следующие заявления о противоправных действиях ПАО ХМТП и ООО СТК.

1. Заявление ООО «Трансбункер-Холмск» от 07.04.2020 №104, направленное письмом Сахалинской транспортной прокуратуры от 16.04.2020 №1р-2020, о неправомерных действиях ПАО ХМТП и ООО СТК, связанных с понуждением к заключению договора с ООО СТК, отказом в выдаче постоянных пропусков на портовую территорию;

2. Заявление ООО «Трансбункер-Холмск» от 08.04.2020 №107, направленное письмом Федеральной антимонопольной службы от 16.04.2020 №21/32437-ПР/20, о неправомерных действиях ПАО ХМТП и ООО СТК, связанных с понуждением к заключению договора с ООО СТК, отказом в выдаче постоянных пропусков на портовую территорию;

3. Заявление ООО «Трансбункер-Холмск» от 08.04.2020 №110, направленное письмом Дальневосточной транспортной прокуратуры от 15.04.2020 №7-209-2020, о неправомерных действиях ПАО ХМТП и ООО СТК, связанных с созданием препятствий в осуществлении предпринимательской деятельности ООО «Трансбункер-Холмск»;

4. Заявление ИП***. от 19.03.2020, направленное письмом Дальневосточной транспортной прокуратуры от 15.04.2020 №7-17-2020, о неправомерных действиях ПАО ХМТП связанных с созданием препятствий пользованию имуществом ИП ***. на территории порта Холмск, созданию препятствий к проходу сотрудников ИП на рабочие места;

5. Обращение Сахалинской транспортной прокуратуры от 17.04.2020 №02-01/1-344в-20 об увеличении стоимости услуг ООО СТК (проезд по территории порта Холмск автомобильного транспорта);

6. Заявление ООО «Трансбункер-Холмск» от 08.04.2020 №108, направленное письмом Аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном Федеральном округе от 21.04.2020 №А56-1705, о неправомерных действиях ПАО ХМТП и ООО СТК, связанных с созданием препятствий в осуществлении предпринимательской деятельности ООО «Трансбункер-Холмск»;

7. Заявление ИП***от 19.03.2020, направленное письмом Сахалинской транспортной прокуратуры от 21.04.2020 №64ж-2020, о неправомерных действиях ПАО ХМТП связанных с созданием препятствий пользованию имуществом ИП Ж***на территории порта Холмск, созданию препятствий к проходу сотрудников ИП на рабочие места;

8.Обращение депутата Сахалинской областной думы *** от 27.04.2020 №ЯИ-22 о неправомерных действиях ПАО ХМТП и ООО СТК, связанных с понуждением к заключению договора с ООО СТК;

9. Заявление ОАО «Российские железные дороги» (в лице филиала ОАО «РЖД» - Дальневосточной железной дороги) от 28.04.2020 №6651/ДВОСТ о нарушении ПАО ХМТП антимонопольного законодательства выразившееся в понуждении к заключению договора на перевалку грузов, поступающих на железнодорожных вагонах в порт Холмск;

10. Заявление ОАО «Российские железные дороги» (в лице филиала ОАО «РЖД» - Дальневосточной железной дороги) от 29.04.2020 №6743/ДВОСТ о неправомерной передаче ФГУП «Росморпорт» портового имущества в пользу ПАО ХМТП;

11.Заявление СТК «Татарский пролив» от 06.05.2020 о необоснованных ценах на услуги, установленные ООО СТК;

12. Заявление ООО «Трансбункер-Холмск» от 08.04.2020 №110, направленное письмом Сахалинской транспортной прокуратуры от 06.05.2020 №73ж-2020, о неправомерных действиях ПАО ХМТП и ООО СТК, связанных с созданием препятствий в осуществлении предпринимательской деятельности ООО «Трансбункер-Холмск»;

13. Поручение ФАС России от 07.05.2020 №03/37987-ПР/20 о рассмотрении заявлений ООО «Трансбункер-Холмск» о нарушении антимонопольного законодательства ПАО ХМТП и ООО СТК (повышение стоимости проезда по территории Холмского порта, создание препятствий хозяйственной деятельности ООО «Трансбункер-Холмск»).

14. Заявление ОАО «Российские железные дороги» (в лице филиала ОАО «РЖД» - Дальневосточной железной дороги) от 29.04.2020 №6747, направленное письмом Сахалинской транспортной прокуратуры от 07.05.2020 №1р-2020, о неправомерной передаче ФГУП «Росморпорт» портового имущества в пользу ПАО ХМТП;

15. Обращение ООО «Трансбункер-Холмск» о нарушении антимонопольного законодательства ПАО ХМТП и ООО СТК (повышение стоимости проезда по территории Холмского порта, создание препятствий хозяйственной деятельности ООО «Трансбункер-Холмск»), поступившее из Аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном Федеральном округе письмом от 12.05.2020 №А56-2030;

16. Заявление СТК «Татарский пролив» от 06.05.2020 о необоснованных ценах на услуги, установленные ООО СТК, направленное письмом Хабаровского УФАС России №3/5054 от 12.05.2020;

17. Поручение ФАС России от 13.05.2020 №03/39461/20 о рассмотрении заявлений ООО «Трансбункер-Холмск» о нарушении антимонопольного законодательства ПАО ХМТП и ООО СТК (повышение стоимости проезда по территории Холмского порта, создание препятствий хозяйственной деятельности ООО «Трансбункер-Холмск»), поступившее из Генеральной прокуратуры Российской Федерации;

18. Коллективное обращение водителей большегрузных автомобилей, следующих смешанным автомобильно-паромным сообщением Ванино-Холмск, вынужденных произвести оплату проезда по территории Холмского порта в кассу ООО СТК, поступившее письмом Сахалинской транспортной прокуратуры от 13.05.2020 №1р-2020. К обращению приложены копии чеков об уплате денежных средств;

19. Заявление ОАО «Российские железные дороги» (в лице филиала ОАО «РЖД» - Дальневосточной железной дороги) от 29.04.2020 №6747 и сведения о нарушении ПАО ХМТП антимонопольного законодательства выразившееся в понуждении к заключению договора на перевалку грузов, поступающих на железнодорожных вагонах в порт Холмск, направленные письмом Сахалинской транспортной прокуратуры от 13.05.2020 №1р-2020;

20. Поручение ФАС России от 20.05.2020 №03/42372/20 о рассмотрении заявлений ООО «Трансбункер-Холмск» о нарушении антимонопольного законодательства ПАО ХМТП и ООО СТК (повышение стоимости проезда по территории Холмского порта, создание препятствий хозяйственной деятельности ООО «Трансбункер-Холмск»), поступившее из Генеральной прокуратуры Российской Федерации;

21. Заявление ООО «Трансбункер-Холмск» от 08.04.2020 №108, направленное Дальневосточной транспортной прокуратурой письмом №7-216-2020 от 21.05.2020, о неправомерных действиях ПАО ХМТП и ООО СТК, связанных с созданием препятствий в осуществлении предпринимательской деятельности ООО «Трансбункер-Холмск»;

22. Заявление АО «Почта России» от 22.04.2020, поступившее письмом Сахалинской транспортной прокуратуры от 22.05.2020 №65ж-2020, о неправомерном удерживании на территории порта автотранспорта АО «Почта России» с целью взимания платы в пользу ООО СТК за выдачу пропуска ПАО ХМТП. К заявлению приложены копии квитанции об уплате денежных средств в пользу ООО СТК, копия пропуска ПАО ХМТП, объяснения сотрудников АО «Почта России».

22.05.2020 в заседании Комиссии определением был объявлен перерыв в целях получения информации от ПАО ХМТП и ООО СТК.

При рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства №065/01/10-94/2020 28.05.2020 Комиссией установлено, что факты, указанные в заявлениях ОАО «РЖД», АО «Почта России», ООО СТК «Татарский пролив» о нарушении антимонопольного законодательства ПАО ХМТП и ООО СТК явились основанием для возбуждения дела 065/01/10-94/2020, поэтому Комиссия решила приобщить заявления ОАО «РЖД», АО «Почта России», ООО СТК» Татарский пролив» к материалам дела №065/01/10-94/2020, а Заявителей привлечь к участию в рассмотрении дела.

Рассмотрев материалы дела, а также представленные Заявителями доказательства, Комиссия Сахалинского УФАС России пришла к выводу о наличии в действиях ПАО «Холмский морской торговый порт» признаков нарушения антимонопольного законодательства предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 10 выраженных в навязывании контрагентам невыгодных условий договора.

На основании части 3 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, выдача предупреждения в период рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства осуществляется Комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае, если при рассмотрении такого дела установлены признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, Комиссия Сахалинского УФАС России пришла к выводу о необходимости выдать ПАО «Холмский морской торговый порт» обязательные для исполнения предупреждения.

Также на рассмотрение дела от ООО «СервисТрансКомпани» поступили письменные пояснения, согласно, которым, Общество не обращалось в орган регулирование для установления стоимости услуг оказываемых последним в морском порту Холмск.

На основании указанного факта, Комиссия Сахалинского УФАС России пришла к выводу о наличии в действиях ООО «СервисТрансКомпани» признаков нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Определением от 28.05.2020 рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства №065/01/10-94/2020 отложено на 16.07.2020 в связи с необходимостью получении дополнительной информации.

В качестве Заявителей привлечены:

-АО «Почта России» (ИНН 7724261610);

-ОАО «Российские железные дороги» (ИНН 7708503727);

-ООО СТК «Татарский пролив» (ИНН 2721241969).

ПАО ХМТП выдано предупреждение о необходимости прекращения нарушения антимонопольного законодательства (пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции) и совершения действий, направленных на устранение причин и условий, способствовавших возникновению нарушения, путем прекращения требований о заключении договора перевалки грузов (отзыв оферты от 23.04.2020 №Н-413), направленного в адрес ОАО «Российские железные дороги» (ОГРН 1037739877295, ИНН/КПП 770850372/770801001, юридический адрес:107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, д.2) в течение 10 (десяти) дней со дня поступления предупреждения в адрес ПАО ХМТП.

Предупреждение направлено Законному представителю ПАО ХМТП письмом от 29.05.2020 №08-3524.

Письмом от 17.06.2020 №Н-621 ПАО ХМТП выразило несогласие с выданным предупреждением, сведения об отзыве оферты от 23.04.2020 №Н-413 в адрес Сахалинского УФАС России не представлены. Предупреждение не исполнено.

ПАО ХМТП выдано предупреждение о необходимости прекращения нарушения антимонопольного законодательства (пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции) и совершения действий, направленных на устранение причин и условий, способствовавших возникновению нарушения, путем исключения требований о заключении договора об оказании услуг, связанных с перемещением по территории порта, с ООО «СервисТрансКомпани» при оформлении и выдаче пропусков для движения по территории порта, обеспечить единые условия доступа в морской порт Холмск для всех хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в порту вне зависимости от сложившихся договорных отношений с ООО «СервисТрансКомпани» в течение 10 (десяти) дней со дня поступления предупреждения в адрес ПАО ХМТП.

Предупреждение направлено Законному представителю ПАО ХМТП письмом от 29.05.2020 №08-3525.

Письмом от 17.06.2020 №Н-622 ПАО ХМТП выразило несогласие с выданным предупреждением. Предупреждение не исполнено

После принятия Комиссией решения об отложении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства поступили следующие заявления о противоправных действиях ПАО ХМТП и ООО СТК.

  1. Заявление ООО «Трансбункер-Холмск» от 05.06.2020 №180 о привлечении ПАО ХМТП к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства и законодательства о естественных моноплиях, направленное Дальневосточной транспортной прокуратурой письмом №7-216-2020 от 21.05.2020, о неправомерных действиях ПАО ХМТП и ООО СТК, связанных с созданием препятствий в осуществлении предпринимательской деятельности ООО «Трансбункер-Холмск»;
  2. Заявление ООО «Трансбункер-Холмск» от 17.04.2020 №122, направленное Дальневосточной транспортной прокуратурой письмом №7-231-2020/114 от 11.06.2020, о неправомерных действиях ПАО ХМТП и ООО СТК, связанных с созданием препятствий в осуществлении предпринимательской деятельности ООО «Трансбункер-Холмск»;
  3. Заявление ООО «Трансбункер-Холмск» от 17.04.2020 №122, направленное Дальневосточной транспортной прокуратурой письмом №7-231-2020/114 от 11.06.2020, о неправомерных действиях ПАО ХМТП и ООО СТК, связанных с созданием препятствий в осуществлении предпринимательской деятельности ООО «Трансбункер-Холмск».

16.07.2020 Комиссия рассмотреть дело о нарушении антимонопольного законодательства не смогла по причине отсутствия технической возможности обеспечения видео-конференцсвязи с лицами, участвующими в деле.

Определением от 16.07.2020 рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства №065/01/10-94/2020 отложено на 04.09.2020 по указанным выше причинам и в связи с необходимостью получении информации от ООО СТК.

После принятия Комиссией решения об отложении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства поступили следующие заявления о противоправных действиях ПАО ХМТП и ООО СТК.

  1. Заявление ООО «Трансбункер-Холмск» от 29.07.2020 №238 о неправомерных действиях ООО СТК, связанных с установлением высоких цен на услуги по сопровождению грузов на территории Холмского порта. ООО «Трансбункер-Холмск» представило реестр бьанковских документов за период с 23.01.2020 по 21.07.2020 согласно которому в адрес ООО СТК перечислено 11594757 рублей по договору №108/2020 от 01.04.2020.
  2. Обращение Сахалинской транспортной прокуратуры от 29.07.2020 №02-01/20 о повышении стоимости услуг ООО СТК с 01.08.2020;
  3. Заявление ООО «Трансбункер-Холмск» от 30.07.2020 №240, поступившее письмом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области от 05.08.2020 №Исх.-3.09-3397/20, о неправомерных действиях ООО СТК, связанных с установлением высоких цен на услуги по сопровождению грузов на территории Холмского порта;
  4. Обращение Дальневосточной транспортной прокуратуры от 10.08.2020 №25-2020/432 о поступившем заявлении Правительства Сахалинской области на неправомерные действия ООО СТК, связанные с установлением высоких цен на услуги по сопровождению грузов на территории Холмского порта;
  5. Обращение Сахалинской транспортной прокуратуры от 07.08.2020 №1р-20 о неправомерных действиях ООО СТК, связанных с установлением высоких цен на услуги по сопровождению грузов на территории Холмского порта;
  6. Заявление ООО «Трансбункер-Холмск» от 29.07.2020 №239, поступившее письмом Сахалинской транспортной прокуратуры от 10.08.2020 №137ж-20, о неправомерных действиях ООО СТК, связанных с установлением высоких цен на услуги по сопровождению грузов на территории Холмского порта;
  7. Обращение Сахалинской транспортной прокуратуры от 13.08.2020 №1р-2020 о неправомерных действиях ООО СТК, связанных с установлением высоких цен на услуги по сопровождению грузов на территории Холмского порта и введению порядка применения стоимости проезда от веса автомобильного транспорта;
  8. Заявление ООО «Трансбункер-Холмск» от 30.07.2020 №240, поступившее письмом Сахалинской транспортной прокуратуры от 13.08.2020 №1р-2020, о неправомерных действиях ООО СТК, связанных с установлением высоких цен на услуги по сопровождению грузов на территории Холмского порта.

При рассмотрении 04.09.2020 Комиссией дела №065/01/10-94/2020 о нарушении антимонопольного законодательства установлено, что ООО СТК не представило запрашиваемую информацию. По указанной причине Комиссия огласила заключение по результатам дела в части действий ПАО ХМТП и приняла решение об отложении рассмотрения дела в связи с принятием заключения.

Определением от 04.09.2020 рассмотрение дела №065/01/10-94/2020 о нарушении антимонопольного законодательства назначено на 19.10.2020.

Статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) определено, что субъектом естественных монополий признается хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

На основании абзаца 5 пункта 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях услуги в портах отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Отношения, возникающие из торгового мореплавания в морских портах в Российской Федерации (далее - морские порты) регулирует Федеральный закон от 08.11.2007 №261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о морских портах) Закон о морских портах устанавливает порядок создания, открытия, закрытия морских портов, порядок осуществления в них деятельности, в том числе оказания услуг, а также устанавливает основы государственного регулирования деятельности в морских портах.

Под морскими портами в Законе о морских портах понимаются морские порты в том значении, как они определены в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации Как следует из статьи 9 Кодекса торгового мореплавания под морским портом понимаются его территория и совокупность размещенных в границах этой территории объектов инфраструктуры морского порта, используемых для осуществления деятельности в целях торгового мореплавания, в том числе для оказания услуг.

На основании части 1 статьи 17 Закона о морских портах в морском порту осуществляется оказание следующих услуг:

1.по обслуживанию судов;

2.осуществлению операций с грузами, в том числе по перевалке грузов;

3.обслуживанию пассажиров;

4.обеспечению безопасности мореплавания в морском порту и на подходах к нему;

5.обеспечению готовности к проведению аварийно-спасательных работ;

6.обеспечению транспортной безопасности акватории морского порта.

Допускается возможность оказания и иных услуг.

На основании части 1 статьи 5 Закона о естественных монополиях для регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий образуются федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий (далее - органы регулирования естественных монополий) в порядке, установленном для федеральных органов исполнительной власти.

На основании статьи 6 Закона о естественных монополиях одним из методов регулирования деятельности субъектов естественных монополий является ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.

При этом перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Положение о государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 23.04.2008 № 293, определяет основы ценообразования на данные услуги.

Так же Постановлением Правительства РФ от 23.04.2008 № 293 утвержден перечень услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством.

В этот перечень входят:

- Обеспечение безопасности мореплавания и порядка в порту;

-Обеспечение прохода судов по подходным каналам;

-Ледокольное обеспечение круглогодичной навигации;

-Предоставление судам маячных сооружений и оборудования, створных знаков;

-Предоставление судам акватории, рейдов, якорных стоянок и услуги систем управления движением судов в порту и на подходах к нему;

-Перевалка нефти и нефтепродуктов, поступающих в порты по нефтепроводам и нефтепродуктопроводам;

-Обслуживание судов на железнодорожно-паромных переправах;

-Обеспечение транспортной безопасности акватории морского порта.

На основании подпункта «г» пункта 37 статьи 6 Федерального закона от 29.04.2008 №57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» к видам деятельности, имеющим стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, относятся осуществление деятельности хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение по оказанию услуг в портах в Российской Федерации. При этом Перечень таких услуг утверждается Правительством Российской Федерации.

Распоряжение Правительства РФ от 17.06.2016 №1249-р к таким услугам отнесены:

-Обеспечение безопасности мореплавания;

-Обеспечение прохода судов по подходным каналам;

-Обеспечение лоцманской проводки судов;

-Ледокольное обеспечение круглогодичной навигации;

-Предоставление маячных сооружений и оборудования, створных знаков;

-Предоставление систем управления движением судов в порту;

-Обеспечение аварийно-спасательной готовности и готовности к ликвидации аварийных разливов нефти;

-Предоставление причалов;

-Погрузка и выгрузка грузов;

-Хранение грузов;

-Обслуживание судов на паромных переправах;

-Координация поисковых и аварийно-спасательных работ;

-Обслуживание пассажиров.

Опираясь на указанные нормативные акты и сложившийся порядок регулирования в регионе можно определить статус субъекта естественной монополии.

Таким образом, обеспечение порядка в порту является одним из видов деятельности субъектов естественной монополии.

Пунктом 6 статьи 4 Закона о морских портах введено понятие владелец объектов инфраструктуры морского порта - это юридические лица или индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществляющие эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта от своего имени независимо от того, являются они собственниками данных объектов или используют их на ином законном основании.

Материалы дела содержат копии документов подтверждающих права собственности ПАО ХМТП на земельные участки, здания и сооружения, расположенные на территории порта.

На основании договоров аренды №233/ДО-11 от 21.04.2011 и №765/ДО-12 от 08.11.2012, заключенных с ФГУП «Росморпорт», ПАО ХМТП пользуется причалами Холмского порта №№ 3,5, 6, 7, 8, являющихся государственным имуществом.

Таким образом, из материалов дела № 065/01/10-94/2020 следует, что ПАО «Холмский морской торговый порт» является владельцем инфраструктуры в морском порту Холмск.

В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Федерального Закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее Закон «О транспортной безопасности») транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

Под актом незаконного вмешательства Закон «О транспортной безопасности» определяет противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий (пункт 1 статьи 1 Закона).

В соответствии с пунктом 1.1. статьи 1 Закона «О транспортной безопасности» зона транспортной безопасности - объект транспортной инфраструктуры, его часть (наземная, подземная, воздушная, надводная), транспортное средство, для которых в соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности устанавливается особый режим допуска физических лиц, транспортных средств и перемещения грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, иных материальных объектов, а также животных.

В силу пункта 9 статьи 1 Закона «О транспортной безопасности» субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

С учетом изложенного, а также исходя из материалов дела № 065/01/10-94/2020, ПАО «Холмский морской торговый порт» является субъектом транспортной инфраструктуры морского порта Холмск.

Согласно подпункту «д» пункта 5 статьи 1 Закона «О транспортной безопасности» к объектам транспортной инфраструктуры, относится технологический комплекс, включающий в себя, в том числе, порты, которые расположены на внутренних водных путях и в которых осуществляются посадка (высадка) пассажиров и (или) перевалка грузов повышенной опасности на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, судоходные гидротехнические сооружения.

Следовательно, морской порт Холмск относится к объектам транспортной инфраструктуры, к которому применяются требования по обеспечению транспортной безопасности.

Правила допуска на объект транспортной инфраструктуры утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2016 № 678 «О требованиях по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требованиях к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта» (далее – Постановление № 678).

Пункт 2 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта, утвержденных Постановлением № 678 (далее – Требования по обеспечению транспортной безопасности), определяет, что настоящий документ применяется в отношении портов, которые расположены на внутренних водных путях и в которых осуществляются посадка (высадка) пассажиров и (или) перевалка грузов повышенной опасности на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О транспортной безопасности».

В соответствии с пунктом 29 Требований по обеспечению транспортной безопасности, субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны организовать пропускной и внутриобъектовый режимы на объекте транспортной инфраструктуры в соответствии с организационно-распорядительными документами субъекта транспортной инфраструктуры, направленными на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, и утвержденным планом объекта транспортной инфраструктуры, в том числе установить единые виды постоянных и разовых пропусков в соответствии с Правилами допуска на объект транспортной инфраструктуры, приведенными в приложении к Требованиям по обеспечению транспортной безопасности.

Правила допуска на объект транспортной инфраструктуры, утвержденные Постановлением № 678 (далее – Правила допуска на объект транспортной инфраструктуры), определяют организацию пропускного и внутриобъектового режимов в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры.

В соответствии с пунктом 2 Правил допуска на объект транспортной инфраструктуры Постоянные пропуска выдаются:

а) работникам субъекта транспортной инфраструктуры - на срок действия трудового договора, но не более 5 лет;

б) на служебные, производственные автотранспортные средства, самоходные машины и механизмы, эксплуатируемые субъектами транспортной инфраструктуры, - на срок, не превышающий 5 лет;

в) работникам юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, - в рамках сроков действия договоров, обусловливающих их деятельность в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, на основании письменных обращений руководителей таких юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, заверенных печатью (при ее наличии);

г) на служебные, производственные автотранспортные средства, самоходные машины и механизмы, эксплуатируемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, - в рамках сроков действия договоров, обусловливающих их деятельность в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, на основании заверенных печатью (при ее наличии) письменных обращений руководителей таких юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

Разовые пропуска, согласно пункту 5 Правил допуска на объект транспортной инфраструктуры, выдаются посетителям объекта транспортной инфраструктуры на основании письменных обращений уполномоченных работников субъекта транспортной инфраструктуры, федеральных органов исполнительной власти, юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, заверенных печатью (при ее наличии).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2014 № 1208 утверждены Требования по соблюдению транспортной безопасности для физических лиц, следующих либо находящихся на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах, по видам транспорта (далее – Постановление № 1208).

Данный документ определяет требования по соблюдению транспортной безопасности для физических лиц, следующих либо находящихся на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах различных видов транспорта.

Приказом Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации от 27.12.2010 № 451-ОД в Приложении № 1 утверждены Правила режима в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации» (далее – Правила № 451-ОД).

Приказом Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации от 10.08.2015 № 190-ОД утверждены пределы морского грузо-пассажирского постоянного многостороннего пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации в морском порту Холмск (Сахалинская область).

Следовательно, территория морского порта Холмск является пунктом пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Режим в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (далее - пункты пропуска) включает правила въезда в эти пункты, пребывания и выезда из них лиц, транспортных средств, ввоза, нахождения и вывоза грузов, товаров и животных, устанавливаемые исключительно в интересах создания необходимых условий для осуществления пограничного и таможенного контроля, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иных видов контроля (пункт 2 Раздела I Правил № 451-ОД).

В соответствии с пунктом 6 Раздела II Правил № 451-ОД обеспечение режима в пунктах пропуска включает в себя комплекс постоянных мероприятий, необходимых для создания условий соблюдения физическими и юридическими лицами правил режима в пунктах пропуска.

Обеспечение режима в пунктах пропуска, функционирующих в пределах объектов транспортной инфраструктуры, возлагается на юридических лиц, являющихся собственниками объектов транспортной инфраструктуры или использующих их на ином законном основании (далее - субъекты транспортной инфраструктуры).

На официальном сайте ПАО «Холмский морской торговый порт» по адресу: khcsp.ru/documents размещен Приказ Дальневосточного территориального управления Росграницы Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации (Росграница) от 05.08.2015 № 123 «Об утверждении правил режима в морском грузо-пассажирском постоянном многостороннем пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации Холмск» вместе с Правилами режима в морском грузо-пассажирском постоянном многостороннем пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации Холмск (далее – Правила № 123).

В соответствии с пунктом 2 Правил № 123 режим в пункте пропуска включает правила въезда, пребывания и выезда из пункта пропуска лиц, транспортных средств, ввоза, нахождения и вывоза грузов, товаров и животных, установленные исключительно в интересах создания необходимых условий для осуществления пограничного и таможенного контроля, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иных видов контроля.

Обеспечение режима в пункте пропуска включает в себя комплекс постоянных мероприятий, необходимых для создания условий соблюдения физическими и юридическими лицами Правил в пункте пропуска (пункт 8 Правил № 123).

В соответствии с пунктом 8 Правил № 123 обеспечение режима в пункте пропуска возлагается на ОАО «Холмский морской торговый порт» (в настоящее время - ПАО «Холмский морской торговый порт»), СП ООО «Сахалин-Шельф-Сервис», ОАО «Сахалинское морское пароходство», ОАО «РЖД» и ИП «Жданкин», являющихся субъектами транспортной инфраструктуры.

Въезд в пункт пропуска и выезд из него лиц и транспортных средств, а также ввоз и вывоз грузов, товаров и животных осуществляются по пропускам (в том числе по электронным пропускам), выдаваемым субъектом транспортной инфраструктуры по согласованию с КПП «Холмск – морской порт» (пункт 9 Правил № 123).

Согласно пункту 10 Правил № 123 пропуска оформляются на основании удостоверенных печатью письменных обращений руководителей организаций и предприятий, осуществляющих в пункте пропуска хозяйственную и иную деятельность, а также руководителей подразделений федеральных органов исполнительной власти, которые на законном основании осуществляют деятельность в пункте пропуска, о выдаче пропуска.

Также на официальном сайте ПАО «Холмский морской торговый порт» размещено Положение о пропускном и внутриобъектовом режиме на объектах транспортной инфраструктуры публичного акционерного общества «Холмский морской торговый порт» (далее – Положение о пропускном режиме).

Положение о пропускном режиме определяет единые требования к проведению режимных и охранных мероприятий, направленных на защиту интересов Публичного Акционерного общества «Холмский морской торговый порт» (далее ПАО «ХМТП») от противоправных действий, обеспечение сохранности товарно-материальных ценностей, соблюдение законодательства в области обеспечения транспортной безопасности.

Положение о пропускном и внутриобъектовом режиме на объектах транспортной инфраструктуры ПАО «ХМТП» разработано с учетом требований Закона «О транспортной безопасности», Постановления № 678 Постановления № 1208, Приказа № 451-ОД.

Пунктом 5.1. Раздела 5 «Пропускной режим» Положения о пропускном режиме определено, что пропускной режим устанавливается в целях исключения возможности бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, ввоза (вывоза) грузов, товаров и животных в границы ОТИ (объекта транспортной инфраструктуры). Обеспечивается обществом.

Согласно пункту 6.1.1 Положения о пропускном режиме в субъекте транспортной инфраструктуры установлены единые виды пропусков, действительные для прохода, проезда физических лиц, транспортных средств или перемещения материальных объектов в технологический сектор зоны транспортной безопасности и/или критических элементах морского терминала; в пункт пропуска, а также правила их применения, уничтожения пропусков и допуска владельцев.

Постоянные пропуски физических лиц содержат следующую информацию: номер пропуска, наименование предприятия, фамилия, имя, отчество и фотография владельца, занимаемая должность, срок и временной интервал действия пропуска, секторы зоны допуска, в которые допущен владелец (пункт 6.1.2. Положения о пропускном режиме).

Разовые пропуски физических лиц содержат информацию, аналогичную постоянному пропуску, за исключением фотографии (пункт 6.1.2. Положения о пропускном режиме).

Согласно пункту 6.2.2. Положения о пропускном режиме постоянный пропуск оформляется работникам организаций, имеющим договорные отношения с ПАО «Холмский морской торговый порт», на основании письменных обращений руководителей, заверенных печатью (при ее наличии). Срок действия постоянного пропуска устанавливается до одного года.

Разовый пропуск оформляется для посещения ОТИ и действителен только при предъявлении посетителем документа, удостоверяющего личность. Разовый пропуск действителен в течении текущих суток на период времени, указанный в пропуске (пункт 6.2.3. Положения о пропускном режиме).

Согласно пункту 6.2.4. Положения о пропускном режиме разовые пропуски выдаются посетителям морского терминала на основании удостоверенных печатью письменных обращений уполномоченных сотрудников предприятия, федеральных органов исполнительной власти или юридических лиц, осуществляющих деятельность на морском терминале.

Кроме того, в материалы дела № 065/01/10-94/2020 представлены Правила безопасности движения и парковки на территории ПАО «Холмский морской торговый порт» (далее – Правила безопасности движения), утвержденные Генеральным директором ПАО «Холмский морской торговый порт» в 2019 году в целях обеспечения безопасного движения автотранспортных средств по внутренним дорогам и технологическим проездам на территории ПАО «Холмский морской торговый порт» (далее также Общество). Данные правила действуют на все автотранспортные средства, передвигающиеся по территории Общества.

В соответствии с пунктом 1.1. Правил безопасности движения территория Общества является режимной территорией с зоной повышенной опасности, которая может исходить, в том числе и от автотранспорта.

Из изложенного следует, что ПАО «Холмский морской торговый порт» является субъектом транспортной инфраструктуры в морском порту Холмск, на который законодательно возложена обязанность по обеспечению порядка в морском порту Холмск.

Таким образом, ПАО «Холмский морской торговый порт» осуществляет деятельность по обеспечению порядка в порту Холмск, относящуюся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в морских портах.

Деятельность по выдаче пропусков возлагается в силу закона на ПАО «Холмский морской торговый порт». Передача полномочий по выдаче пропусков для въезда/выезда на территорию порта, установление и взимание платы за их выдачу является нарушением требований закона.

Следовательно, ПАО «Холмский морской торговый порт» является субъектом естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Законом о морских портах дано понятие оператора морского терминала. Оператор морского терминала - транспортная организация, осуществляющая эксплуатацию морского терминала, операции с грузами, в том числе их перевалку, обслуживание судов, иных транспортных средств и (или) обслуживание пассажиров

Если хозяйствующий субъект не осуществляет эксплуатацию морского терминала на законных основаниях, поскольку не располагает ни на каком праве объектами инфраструктуры в морском терминале, следовательно, оператором, в смысле Закона о морских портах, быть не может.

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона о морских портах, в морском порту оказываются услуги по обслуживанию судов, осуществлению операций с грузами, в том числе по перевалке грузов, обслуживанию пассажиров, обеспечению безопасности мореплавания в морском порту и на подходах к нему, обеспечению готовности к проведению аварийно-спасательных работ, обеспечению транспортной безопасности акватории морского порта и иных услуг.

Понятие перевалки грузов определено в Законе о морских портах, под которым понимается комплексный вид услуг и (или) работ по перегрузке грузов и (или) багажа с одного вида транспорта на другой вид транспорта при перевозках в прямом международном сообщении и непрямом международном сообщении, прямом и непрямом смешанном сообщении, в том числе перемещение грузов в границах морского порта и их технологическое накопление, или по перегрузке грузов без их технологического накопления с одного вида транспорта на другой вид транспорта (статья 4 Закона о морских портах).

Согласно пункту 1 статьи 20 Закона о морских портах, услуги по перевалке грузов оказываются операторами морских терминалов на основании договора перевалки груза.

Также, в соответствии с пунктом 4 статьи 20 Закона о морских портах по договору перевалки груза оператором морского терминала могут осуществляться погрузка, выгрузка, перемещение в границах территории морского порта, технологическое накопление груза. Договором перевалки груза может быть предусмотрено оформление документов на грузы, подлежащие перевалке, а также осуществление иных дополнительных услуг и работ.

На основании части 3 статьи 17 Закона о морских портах Федеральный орган исполнительной власти в области транспорта с учетом предложений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти утверждает правила оказания услуг по перевалке грузов в морском порту.

Приказом Минтранса России от 09.07.2014 №182 утверждены Правила оказания услуг по перевалке грузов в морском порту» (далее – Правила 182).

На основании пунктов 12 и 13 Правил 182 деятельность оператора морского терминала, связанная с оказанием услуг по перевалке грузов в морском порту, осуществляется в соответствии с требованиями к обеспечению безопасности мореплавания, установленными законодательством Российской Федерации о торговом мореплавании, Федеральным законом, обязательными постановлениями в морском порту, утверждаемыми в соответствии с Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами, а также актами капитана морского порта.

По договору перевалки груза оператором морского терминала может осуществляться погрузка, выгрузка, перемещение в границах морского порта, технологическое накопление грузов. Договором перевалки груза может быть предусмотрено оформление документов на грузы, подлежащие перевалке, а также осуществление иных дополнительных услуг и работ.

Пунктом 8 Правил 182 определены виды грузов, в отношении которых заключается договор перевалки, а именно в отношении тарных и штучных грузов, количество которых определяется счетом мест, в том числе металлопродукции, подвижной техники (самоходная и несамоходная), железобетонных изделий и конструкций, лесных грузов (лесоматериалы, лесопродукция), грузов в контейнерах, грузов в транспортных пакетах, крупногабаритных, тяжеловесных и длинномерных грузов (длина и масса которых превышают максимальные размеры и массу груза, устанавливаемые правилами перевозок на соответствующем виде транспорта) (далее - генеральные грузы); грузов, однородных по составу, перевозимых без тары или упаковки насыпью или навалом (далее - навалочные (насыпные) грузы); грузов, однородных по составу, перевозимых в жидком состоянии (наливом) (далее - наливные грузы); грузов, которые в силу присущих им физико-химических свойств и (или) иных особенностей при перевозке, перевалке и хранении могут создавать угрозу для жизни или здоровья человека, нанести вред окружающей среде, привести к повреждению или уничтожению материальных ценностей (далее - опасные грузы); грузов, к транспортировке которых предъявляются особые требования в отношении температурного режима, режима влажности воздуха и ряд иных требований санитарно-гигиенического характера (далее - скоропортящиеся грузы).

Таким образом, грузы, перевозимые автотранспортными средствами путем смешанного паромно-автомобильного сообщения, так и сами автотранспортные средства, не используемые для перевозки грузов, но перемещаемые путем смешанного паромно-автомобильного сообщения, подлежат перемещению через порт по договору перевалки.

Следует сделать вывод о том, что указанный вид деятельности относится к услугам, оказываемым в порту и включающим в себя предоставление причалов, погрузку и выгрузку грузов и их хранение, то есть относится к видам деятельности субъектов естественных монополий и должен осуществляться оператором порта.

На основании статьи 9 Закона о морских портах морские порты подлежат государственной регистрации в Реестре морских портов Российской Федерации. Ведение Реестра морских портов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В Реестр морских портов Российской Федерации вносится перечень операторов морских терминалов, а также услуг, оказание которых осуществляется операторами морских терминалов.

В соответствии с пунктом 2 Порядка ведения Реестра морских портов Российской Федерации, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 01.04.2009 № 51 ведение Реестра морских портов осуществляет Федеральное агентство морского и речного транспорта (далее – Росморречфлот).

Распоряжением Росморречфлота от 03.11.2010 № АД-308-р морской порт Холмск включен в Реестр морских портов Российской Федерации (далее – Распоряжение № АД-308-р).

В соответствии с п. 8.1.1. Распоряжения № АД-308-р оператором морского терминала по адресу: Сахалинская область, город Холмск, улица Советская, 41, является ПАО «Холмский морской торговый порт».

Таким образом, услуги по перевалке грузов в указанном терминале вправе оказывать только ПАО ХМТП.

Приказом ФСТ России от 08.10.2013 N 181-т/2 утверждались тарифы на услуги в морском порту, оказываемые ОАО «Холмский морской торговый порт»

В качестве регулируемых услуг указаны тарифы на погрузку и выгрузку грузов, осуществляемые ОАО «Холмский морской торговый порт», в том числе погрузка автотехники как крановым так и накатным вариантом, как с внутрипортовым перемещением, так и по прямому варианту.

Согласно правил применения тарифа, тариф включает в себя услуги Порта по экспедиторскому обслуживанию движения грузов внутри Порта, составление обязательного комплекта транспортных документов.

Между ПАО ХМТП и ООО СТК 05.12.2019 заключен договор аренды № СТК-ХМТП/2020 согласно которому в аренду ООО СТК предоставляются:

-часть земельного участка с КН 65:09:0000020:158;

-часть земельного участка с КН 65:09:0000020:152;

-часть бетонного покрытия порта с КН 65-65-09/004/2009-375;

-сооружение автодорога вдоль причала №5 с КН 65-65-09/004/2009-363.

Согласно тексту договора ООО СТК оказывает ПАО ХМТП услуги по содержанию в чистоте дорожного покрытия порта в порядке, объеме, предусмотренном договором, обеспечить организацию движения транспортных средств по территории арендодателя, установить дорожные знаки и осуществлять ремонт дорожного полотна Арендодателя.

Согласно графическому приложению №1 к договору №СТК-ХМТП/2020 «Расположение передаваемого имущества на схеме» передаваемые земельные участки граничат с территорией причального комплекса паромной линии Ванино-Холмск. При этом выезд с паромов (дизель-электроходов проекта «Сахалин») возможен только с использованием имущества, переданного по договору №СТК-ХМТП/2020.

Актом приема передачи к договору №СТК-ХМТП/2020 имущество передано арендатору 01.01.2020г.

Хозяйствующими субъектами, ведущими деятельность на земельных участках входящих в состав инфраструктуры морского порта Холмск, являются короме ПАО ХМТП и ООО СТК ИП Жданкин Г.М. и ООО «Трансбункер-Холмск».

В отношении указанных субъектов начиная с 25.12.2019г. ООО СТК направило предложения о заключении договоров, предметом которых является взаимоотношения, права и обязанности сторон в процессе организации перевозок, транспортно-экспедиционного обслуживания автотранспортных средств и других услуг, связанных с передвижением АТС по территории, арендуемой ООО СТК.

В договоре указаны расценки на услуги. Кроме этого, перечень платных услуг, оказываемых на территории ПАО ХМТП, утверждается генеральным директором ООО СТК. В состав комплекса услуг по обслуживанию автотранспортных средств входит подготовка документов для оформления пропуска, сопровождение транспорта по территории порта, предоставление стоянки.

Кроме этого, письмом ПАО ХМТП от 19.12.2019 №Н-1083 установлен только один возможный порядок предоставления пропусков для организаций и заинтересованных лиц, осуществляющих деятельность на территории ПАО ХМТП - оформление разового пропуска. Установлен ограниченный режим работы ПАО ХМТП с 08:00 до 17:00. Все меры принимаются ПАО ХМТП с 01.01.2020.

02 и 03 января 2020 года ПАО ХМТП и ООО СТК предприняли следующие действия.

ПАО ХМТП установило препятствия в виде бетонных блоков, ограничивающих передвижение по территории порта Холмск, до прихода дизель-электрохода проекта «Сахалин» в порт Холмск.

Водителям автотранспортных средств, следующих на территорию Сахалинской области было предложено внести денежные средства в кассу ООО СТК, после чего могло быть обеспечено следование по территории порта Холмск.

Поскольку водители автотранспортных средств не были заранее уведомлены о взимании денежных средств в пользу ООО СТК на территории порта Холмск с их стороны последовал отказ от внесения платы.

Дизель-электроход проекта «Сахалин» перевозит одновременно автотранспорт и железнодорожные вагоны, причем загружается таким образом, что первыми покидают паром автотранспортные средства, а затем вагоны.

ПАО ХМТП своими действиями по недостаточному информированию владельцев и пользователей автотранспортных средств, перемещаемых на паромной переправе Ванино-Холмск о порядке перемещения грузов и автотранспорта по территории порта Холмск, в том числе о размере и порядке взимания за это платы, допустило ущемление интересов последних при осуществлении деятельности по обеспечению порядка в порту.

Изучение договора аренды, заключенного между ПАО ХМТП и ООО СТК, договоров оказания услуг, заключаемых ООО СТК с контрагентами, позволяет сделать следующие выводы.

Как следует из смысла договора аренды ООО СТК обеспечивает организацию движения транспортных средств по территории ПАО ХМТП, то есть потребителем этой услуги является ПАО ХМТП, услуга отвечает роду деятельности ПАО ХМТП по обеспечению порядка в порту. Соответственно и плательщиком за предоставленные услуги должно быть ПАО ХМТП.

Договор оказания услуг, требуемый к заключению ООО СТК в данной ситуации не имеет смысла, так как одна и та же услуга одновременно в полном объеме не может быть оказана нескольким потребителям.

Предмет и состав услуги, оказываемой по договору ООО СТК совпадает с деятельностью ПАО ХМТП в сфере обеспечения порядка в порту, погрузки и выгрузки грузов.

Требуя заключения договора, взимая плату за услуги ООО СТК выступило как субъект естественной монополии, осуществляющий деятельность в сфере погрузки и выгрузки грузов на территории морского порта Холмск

Вместе с этим ООО СТК оператором порта не является и деятельность в сфере погрузки и выгрузки грузов вести не может.

Таким образом, ООО СТК требуя заключения договора на оказание услуг, требуя плату за услуги, производство которых не вправе осуществлять, допускает нарушения законодательства, регулирующего деятельность в морских портах.

ООО СТК не представило Комиссии сведения, необходимые для принятия решения, поэтому в отношении ООО СТК материалы подлежат выделению в отдельное производство с решением вопроса о привлечении к административной ответственности общества и виновного должностного лица за непредставление информации антимонопольному органу.

ПАО ХМТП, требуя при оформлении пропуска, заключения договора с ООО СТК, ограничивая выдачу пропусков фактом уплаты денежных средств в пользу ООО СТК, ограничивая время выдачи пропусков, формы выдачи пропусков ущемляет интересы других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности, действующих в порту Холмск, интересы хозяйствующих субъектов и неопределенного круга потребителей услуг паромной переправы Ванино-Холмск, в том числе навязывая контрагентам невыгодных условий договора.

Кроме этого ПАО ХМТП направляя требование о заключении договора перевалки грузов (оферта от 23.04.2020 №Н-413) в адрес ОАО «Российские железные дороги» злоупотребляет доминирующим положением, результатом которого является или может являться ущемление интересов ОАО «Российские железные дороги» в сфере предпринимательской деятельности путем навязывания невыгодных или прямо не предусмотренных законом условий договора.

Действия ПАО ХМТП и ООО СТК в совокупности направлены на ограничение деятельности объектов транспортной инфраструктуры, объекта жизнеобеспечения населения Сахалинской области для достижения интересов неправомерного получения прибыли и могло привести к подрыву экономической безопасности Российской Федерации.

Перечисленные фактические обстоятельства подтверждаются материалами дела, в том числе материалами проверок Сахалинской транспортной прокуратуры и Холмского линейного отдела полиции Сахалинского ЛО МВД России на транспорте.

На основании вышеизложенного, Комиссия Сахалинского УФАС России, руководствуясь статьями 23, 39, 40, 41, 48.1 Закона о защите конкуренции, приходит к выводу о наличии в действиях ПАО «Холмский морской торговый порт» нарушений части 1 статьи 10, пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Председатель Комиссии

    ***
       

Члены Комиссии:

    ***
       
     

***

       
 
       

Возражение на Заключение об обстоятельствах дела № 065/01/10-94/2020 просим предоставлять не позднее двух рабочих дней до следующего заседания

Связанные организации

Связанные организации не указаны