Заключение №1713-08 об обстоятельствах дела 08-51/2018 по признакам нарушения ОО... от 15 апреля 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

З А К Л Ю Ч Е Н И Е об обстоятельствах дела № 08-51/2018 15 апреля 2019 года город Южно-Сахалинск Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: --------- рассмотрев дело № 08-51/2018 по признакам нарушения ООО «Северо-Курильский морской порт» (сокращенное наименование – ООО «СКМП», ОГРН 1186501001730 ИНН 6515003476, юридический адрес: 694550, Сахалинская область, Северо-Курильский район, г. Северо-Курильск, ул. Сахалинская, д.34), ООО «СК Навигатор» (ОГРН 1086515000065, ИНН 6515002306, юридический адрес: 694550, Сахалинская область, Северо-Курильский район, г. Северо-Курильск, ул. Вилкова, д.6), ООО «Скат» (ОГРН 1126504000226, ИНН 6515003229, 694550, Сахалинская область, Северо-Курильский район, г. Северо-Курильск, ул. Сахалинская, д. 69. оф. 2) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), а также по признакам нарушения ООО «СКМП» пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, У С Т А Н О В И Л А: 07.06.2018 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее – Управление) поступили заявления ООО «Брамс-Ойл» (вх. № 1802Э/п), ООО «Транссервис» (вх. № 1805Э/п), ООО «СК МАК» (вх. № 1799Э/п) на нарушения ООО «Северо-Курильский морской порт» (далее – ООО «СКМП»), ООО «СК Навигатор», ООО «Скат» антимонопольного законодательства. В обоснование своих жалоб заявители указывают, что без прохождения обязательных процедур по государственному регулированию стоимости услуг в морском порту ООО «СКМП» и ООО «СК Навигатор» самостоятельно установили монопольно высокие цены на услуги в морском терминале Северо-Курильск, в том числе, на услуги буксира, а ООО «Скат» отказывает в предоставлении услуг агента по причине неоплаты вышеуказанных услуг.

 

Так, 06.06.2018 по указанным причинам в морской терминал Северо-Курильск не смог зайти и выгрузить целевое топливо для муниципальных нужд танкер «Брамс» ИМО: 8910794, судовладельцем которого является ООО «Транссервис», осуществляющий морскую перевозку по договору с ООО «Брамс-Ойл». В связи с данными обстоятельствами поставщик топлива – ООО «Брамс-Ойл» несет колоссальные убытки в связи с невозможностью исполнения Договора № 8-2018/44 на поставку дизельного топлива летнего ИКЗ для МП «Тепло-электросистемы Северо-Курильского городского округа», которые впоследствии будут выставлены перевозчику – ООО «Транссервис».

В дополнение к ранее направленному заявлению ООО «СК МАК» сообщил письмом от 06.07.2018 (вх. № 2083-Эл), что 15.06.2018 по договору № МС2018/1506/СП им было зафрахтовано судно ТР «Марин Стар». 25-26.06.2018 указанное судно произвело выгрузку груза и убыло из морского терминала Северо-Курильск порта Невельск. По договору фрахта агентирование судна ТР «Марин Стар» производилось ООО «Скат». По условиям договора фрахтования судна конечным плательщиком портовых сборов и платежей в морском терминале, связанных с судозаходом, является фрахтователь – ООО «СК МАК». Из заявлений ООО «Брамс-Ойл», ООО «Транссервис», ООО «СК МАК» следует, что «Токай Мару - 8» - это единственный буксир на территории морского терминала Северо-Курильск и принадлежит он ООО «СК Навигатор», которое самостоятельно установило монопольно высокие цены на услуги буксира.

В целях всестороннего и объективного рассмотрения доводов вышеуказанных заявлений Управлением в адрес заявителей были запрошены документы, подтверждающие изложенные в заявлении факты злоупотребления ООО «СКМП», ООО «СК Навигатор», ООО «Скат» доминирующим положением. В адрес ФГУП «Нацрыбресурс» были запрошены письменные пояснения, передавалось ли имущество морского терминала Северо-Курильск морского порта Невельск в аренду от ФГУП «Нацрыбресурс» к ООО «СКМП», а также документы, на основании которых производилась указанная передача. ФГУП «Нацрыбресурс» письмом от 22.06.2018 № НРР-01/849-07 сообщило, что гидротехнические сооружения – Южный причал, Западный мол, Причальные стенки 2-3, Северный мол, Восточный мол, общей протяженностью 889,2 п.м., расположенные по адресу: Сахалинская область, г. Северо-Курильск, Портпункт, 16.04.2018 переданы ООО «СКМП» на основании договора № НРР-68/18 аренды федерального недвижимого имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения. Также в ООО «СК Навигатор» и ООО «СКМП» запрошены документы, на основании которых установлены тарифы на услуги в морском терминале Северо-Курильск. Письмом от 10.07.2018 (вх. № 2236) ООО «СКМП» сообщило, что в соответствии с положениями Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», до принятия уполномоченным органом решения о включении хозяйствующего субъекта в реестр естественных монополий, хозяйствующий субъект вправе осуществлять деятельность по предоставлению услуг в морском порту с применением цены, определяемой по соглашению сторон в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Проанализировав материалы дела, Управлением было установлено следующее. 16.04.2018 между ФГУП «Нацрыбресурс» и ООО «СКМП» был заключен договор № НРР-68/18 аренды федерального недвижимого имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения (далее – Договор аренды), в соответствии с которым арендодатель передает, а арендатор принимает во временное владение и пользование гидротехнические сооружения: Восточный мол, Западный мол, Северный мол, Причальные стенки 2-3, Южный причал, расположенные по адресу: Сахалинская область, Северо-Курильский район, г. Северо-Курильск, портпункт (далее – Объекты). Согласно пункту 1.1 Договора аренды целью использования Объектов являются обслуживание судов рыбопромыслового флота и судов иного назначения, выполнение погрузо-разгрузочных работ в отношении рыбы, рыбопродукции, морепродуктов и иных грузов в соответствии с паспортным назначением Объектов, схемой допустимых нагрузок, поддержание Объектов и иных объектов инфраструктуры порта в надлежащем техническом состоянии, осуществление инвестиций в создание и модернизацию объектов портовой и иной инфраструктуры. Таким образом, ООО «СКМП» получило имущество, необходимое для осуществления портовой деятельности. 03.05.2018 между ООО «СКМП» и ООО «Транссервис» был заключен договор № 9 (далее – Договор № 9), который регламентирует взаимоотношения, порядок расчетов между Сторонами по обслуживанию судов во время их стоянки у причала морского терминала, предоставлению территории причалов для временного складирования (технологического накопления) грузов, предоставлению причала для проведения погрузо-разгрузочных работ. В соответствии с п. 3.1 Договора № 9 стоимость услуг, указанных в п. 1.1 настоящего Договора, рассчитывается исходя из фактически оказанного объема услуг и единичных расценок, согласно Приложению № 1 к настоящему Договору. Пунктом 3.3 Договора № 9 установлено, что единичные расценки оказания услуг могут быть изменены Исполнителем в одностороннем порядке путем направления Уведомления.

В Приложении № 1 к Договору № 9 установлены единичные расценки на оказание следующих видов услуг: - предоставление причальной стенки причала для стоянки судна (стоянка судна у причала) без проведения ПРР; - предоставление причальной стенки причала для длительной стоянки судов, кроме промысловых и маломерных судов, без проведения ПРР; - предоставление причальной стенки причала для стоянки маломерных судов у причала, без проведения ПРР; - технологическое накопление грузов на причале; - швартовка и отшвартовка судна; - накопление ТБО; - подготовка причала; - предоставление причалов для осуществления погрузочно-разгрузочных работ. Также 11.05.2018 между ООО «СКМП» и ООО «СК МАК» был заключен аналогичный договор № 18 на возмездное оказание услуг (далее – Договор № 18). 01.01.2013 между ООО «Транссервис» (Принципал) и ООО «Скат» (Агент) был заключен договор № 35/13 агентского обслуживания судов, согласно которому агент обязуется совершать по поручению Принципала юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет Принципала, а Принципал обязуется оплатить Агенту вознаграждение за оказанные услуги. В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон «О естественных монополиях») для регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий образуются федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий в порядке, установленном для федеральных органов исполнительной власти. В силу части 3 статьи 8 Закона «О естественных монополиях» субъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства. Пунктом 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331, установлено, что Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за соблюдением антимонопольного законодательства. В силу пункта 1 Постановления Правительства РФ от 07.04.2004 № 189 «Вопросы Федеральной антимонопольной службы» надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях относится к основным функциями ФАС России и ее территориальных органов. Согласно части 1 статьи 39 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания. Положение о государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 23.04.2008 № 293, определяет основы ценообразования на данные услуги. В соответствии с п. 5 данного Положения тарифы на услуги субъектов регулирования устанавливаются органами регулирования применительно к каждому конкретному субъекту регулирования в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями услуг субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, тарифы на которые регулируются государством. Указанный перечень услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством, включает: 1. Обеспечение безопасности мореплавания и порядка в порту 2. Обеспечение прохода судов по подходным каналам 3. Обеспечение лоцманской проводки судов 4. Ледокольное обеспечение круглогодичной навигации 5. Предоставление судам маячных сооружений и оборудования, створных знаков 6. Предоставление судам акватории, рейдов, якорных стоянок и услуги систем управления движением судов в порту и на подходах к нему 7. Предоставление причалов 8. Обеспечение экологической безопасности в порту 9. Погрузка и выгрузка грузов 10. Хранение грузов 11. Услуги буксиров 12. Обслуживание судов на железнодорожно-паромных переправах

13. Обслуживание пассажиров. Следовательно, цены (тарифы) на предоставляемые услуги в морском терминале Северо-Курильск морского порта Невельск должны быть установлены регулирующим органом – ФАС России. Таким образом, Ответчики, применяя самостоятельно установленные тарифы на услуги субъектов естественных монополий в морских портах, допустили нарушение установленного законодательством порядка ценообразования, что свидетельствует о наличии в их действиях признаков нарушения положений пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на совершение хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на конкретном товарном рынке, действий (бездействия), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования. В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. При таких обстоятельствах действия ООО «СКМП», ООО «СК Навигатор», ООО «Скат», выраженные в установлении тарифов с нарушением установленного законодательством порядка ценообразования, являются злоупотреблением доминирующим положением субъектами естественной монополии, которое привело или могло привести к ущемлению интересов ООО «Брамс-Ойл», ООО «Транссервис», ООО «СК МАК» и иных лиц - хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности, то есть с нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), в соответствии с Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331, является ФАС России. Каких-либо доказательств о рассмотрении ФАС России заявлений Ответчиков об установлении цен (тарифов) на услуги, указанные в договорах № 9 от 03.05.2018 между ООО «СКМП» и ООО «Транссервис», № 18 от 11.05.2018 между ООО «СКМП» и ООО «СК МАК», № 35/13 от 01.01.2013 между ООО «Транссервис» и ООО «Скат», в Сахалинское УФАС России не представлены. Пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования. На основании вышеизложенного, Комиссия Сахалинского УФАС России, руководствуясь статьями 23, 39, 40, 41, 48.1 Закона о защите конкуренции, приходит к выводу о наличии в действиях ООО «СКМП», ООО «СК Навигатор», ООО «Скат» нарушений п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции. Председатель Комиссии Члены Комиссии Возражение на Заключение об обстоятельствах дела № 08-51/2018 просим предоставлять не позднее двух рабочих дней до следующего заседания

Связанные организации

Связанные организации не указаны