Аналитический отчет б/н БЕЗ АННОТАЦИИ от 18 июня 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

федеральная антимонопольная служба

Управление по САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

г. Южно-Сахалинск, пр. Победы, 24 тел. (4242) 46-55-66

КРАТКИЙ ОТЧЕТ (ОБЗОР) ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНАЛИЗА СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ УСЛУГ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОРЯДКА В ПОРТУ, ОКАЗЫВАЕМЫХ ПАО «ХОЛМСКИЙ МОРСКОЙ ТОРГОВЫЙ ПОРТ»

ПО ДЕЛУ № 065/01/10-94/2020

г. Южно-Сахалинск

2020 год

I. Общие положения.

Настоящий краткий отчет (обзор) составлен по результатам анализа состояния конкуренции на рынке услуг по обеспечению порядка в порту, проведенного в рамках рассмотрения дела № 065/01/10-94/2020, возбужденного в отношении ПАО «Холмский морской торговый порт» (ИНН 6509001181), ООО «СервисТрансКомпани» (ИНН 6501193097) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон «О защите конкуренции»).

Основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 065/01/10-94/2020 послужили многочисленные обращения на действия ПАО «Холмский морской торговый порт» в связи с изменением правил оформления пропусков и правил прохода/проезда по территории ПАО «Холмский морской торговый порт» с 01.01.2020 г.

18 декабря 2019 года в адрес Сахалинского УФАС России поступило обращение ООО «Трансбункер-Холмск» на действия ПАО «Холмский морской торговый порт».

Из обращения следует, что 13.12.2019 г. ООО «Трансбункер-Холмск» обратилось в ПАО «Холмский морской торговый порт» с письмами № 140 и № 141 с целью оформления постоянных пропусков на 2020 год, для прохода работников и въезда/выезда служебного автотранспорта на территорию ПАО «Холмский морской торговый порт».

Однако ПАО «Холмский морской торговый порт» отказало в оформлении постоянных пропусков, указывая, что в 2020 году будут оформляться только разовые припуска.

26.12.2019 года в адрес ООО «Трансбункер-Холмск» поступило предложение ООО «СервисТрансКомпани» о заключении «Договора на оказание услуг» №03-01/2020 от 01.01.2020 г. по оформлению пропусков для проезда автотранспорта и организации движения автотранспортных средств по территории морского порта Холмск.

25.12.2019 в адрес Сахалинского УФАС России поступило заявление ИП ***, согласно которому *** является собственником земельного участка общей площадью 8 123, 33 кв.м., кадастровый номер <...> :09:00 00 020:0003 расположенного в г. Холмске, объекты недвижимого имущества, принадлежащего ИП ***, находятся в границах ПАО «Холмский морской торговый порт».

19.12.2019 года в адрес ИП *** также поступило уведомление ПАО «Холмский морской торговый порт» №Н-1083 об изменении правил оформления пропусков и правил прохода/проезда по территории ПАО «Холмский морской торговый порт» С 01.01.2020г

Согласно уведомлению №Н-1083, режим работы ПАО «Холмский морской торговый порт» устанавливается с 08:00 до 17:00, проход и проезд работниками юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в границах Порта по территории ПАО «Холмский морской торговый порт» осуществляется в рамках установленного времени по разовым пропускам в сопровождении сотрудника объекта транспортной инфраструктуры или, лица, уполномоченного организовывать безопасное движение на объекте.

15.01.2020 в адрес Сахалинского УФАС России поступило обращение ООО «Хабаровская топливная компания» направленное из Дальневосточной транспортной прокуратуры, согласно которому 03.01.2020г. в связи с блокировкой проезда по территории порта Холмск, была сорвана запланированная работа по отпуску нефтепродуктов клиентам Сахалинского филиала ООО «Хабаровская топливная компания» с нефтебазы ООО «ТБ-Холмск» в г. Холмске.

Также 15.01.2020 в адрес Сахалинского УФАС России поступили обращения ОАО «Сахалинское морское пароходство» (вх. №180), АО «ТЭК «Дальтранссервис» (вх. № 191), направленные из Дальневосточной транспортной прокуратуры, согласно которым 02.01.2020 г. в результате установки бетонных блоков заблокирован проезд по территории Холмского морского порта для автотранспорта прибывающего или убывающего на паромах через порт Ванино.

Согласно материалам дела, 03.01.2020 работниками ПАО «Холмский морской торговый порт» были установлены бетонные блоки на автодороге, расположенной на территории ПАО «Холмский морской торговый порт» и ведущей к выезду из порта, одновременно блокирующие выезд автотранспорта с грузовой палубы д/э «Сахалин-10». Водителям данных автомобилей охранной порта было отказа с выезда с территории до внесения оплаты в размере 6000 рублей в ООО «СервисТрансКомпани» за якобы оказанные последней организацией услуги.

27.01.2020 года в адрес Сахалинского УФАС России поступило обращение ООО «САНЭС» направленное из Министерства транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области (вх. №286-эл) согласно которому 14.01.2020 ООО «САНЭС» была подана заявка на оформление разовых пропусков на вход и въезд автомобиля на территорию ПАО «Холмский морской торговый порт» для обеспечения д/э «Сахалин» продуктами питания, однако доставка продуктов была сорвана в связи с отсутствием пропусков.

15.01.2020г. ООО «САНЭС» вновь направилась заявка на оформление пропуска на поставку продуктов на д/э «Сахалин-9», однако ООО «САНЭС» был получен отказ в выдаче пропуска в связи с отсутствием заключенного договора между ООО «САНЭС» и ООО «СервисТрансКомпани».

Таким образом, действия ПАО «Холмский морской торговый порт» выраженные в отказе в выдаче постоянных припусков на территорию Холмского порта в нарушение Правил допуска на объект транспортной инфраструктуры» утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2016 № 678, а также действия ООО «СервисТрансКомпани» привели к ущемлению прав ООО «Трансбункер-Холмск», ИП ***, а также ООО «Хабаровская топливная компания», ОАО «Сахалинское морское пароходство», АО «ТЭК «Дальтранссервис», ООО «САНЭС».

Целью анализа являлось определение положения ПАО «Холмский морской торговый порт» на рынке оказания услуг по обеспечению порядка в порту.

В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона «О защите конкуренции» анализ состояния конкуренции проведен в объеме, необходимом для принятия решения по делу № 065/01/10-94/2020.

Согласно пункту 1.3. раздела I «Общие положения» Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 г. № 220, по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 10 Закона «О защите конкуренции» субъектом естественной монополии на рынке, функционирующем в условиях естественной монополии, анализ состояния конкуренции на товарном рынке проводится в объеме, установленном пунктом 1.3. вышеуказанного Порядка, который включает следующие этапы:

- определение временного интервала исследования;

- определение продуктовых границ товарного рынка, которое производится согласно сферам деятельности субъектов естественных монополий, указанных в пункте 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях»;

- определение географических границ товарного рынка.

Анализ состояния конкуренции осуществлен в соответствии со следующими нормативными актами:

- Законом «О защите конкуренции»;

- Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденный Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок № 220);

- Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон № 147-ФЗ);

- Федеральным законом от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о морских портах);

- Постановлением Правительства РФ от 23.04.2008 № 293 «О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей» (далее – Постановление № 293);

- Федеральным законом от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»;

- Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2016 № 678 «О требованиях по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требованиях к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта»;

- Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2014 № 1208 «Об утверждении требований по соблюдению транспортной безопасности для физических лиц, следующих, либо находящихся на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах, по видам транспорта»;

- Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27.02.2012 № 51 «Об утверждении Обязательных постановлений в морском порту Холмск»;

- Распоряжением Росморречфлота от 03.11.2010 № АД-308-Р «О внесении сведений о морском порте Холмск в Реестр морских портов Российской Федерации»;

- Приказом Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации (Росграница) от 27.12.2010 № 451-ОД «Об утверждении Правил режима в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации»;

- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.02.2010 № 179-р «Об установлении границы морского порта Холмск (Сахалинская область)»;

- Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденный Приказом ФАС России от 25.05.2012 № 345;

- иными нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность в морских портах Российской Федерации.

 

II. Источники исходной информации.

В целях анализа состояния конкуренции в качестве исходной информации использованы:

- материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства № 065/01/10-94/2020.

III. Определение временного интервала исследования.

В соответствии с пунктом 2.1. Порядка № 220 временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка.

Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год.

Согласно пункту 2.2. Порядка № 220 в случае, если исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования, то проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке.

Из материалов дела № 065/01/10-94/2020 следует, что обращения на действия ПАО «Холмский морской торговый порт» поступили в Сахалинское УФАС России в декабре 2019 года и в январе 2020 года, а именно: 18.12.2019, 25.12.2019, 15.01.2020 года.

Дело о нарушении антимонопольного законодательства № 065/01/10-94/2020 в связи с наличием в действиях ПАО «Холмский морской торговый порт» и ООО «СервисТрансКомпани» признаков нарушения части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» возбуждено на основании Приказа Сахалинского УФАС России от 29.01.2020 № 17 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства».

Заседания Комиссии Сахалинского УФАС России по рассмотрению дела № 065/01/10-94/2020 состоялись 28.02.2020 г., 16.04.2020 г., 22.05.2020 г.

22.05.2020 г. при рассмотрении дела Комиссией Сахалинского УФАС России была установлена необходимость в объявлении перерыва в рассмотрении дела до 28.05.2020 г.

28.05.2020г. после объявленного перерыва состоялось заседание Комиссии Сахалинского УФАС России.

Как установлено Комиссией, в адрес Сахалинского УФАС России поступило обращение ОАО «РЖД» (вх. от 08.05.2020г №1652), обращение АО «Почта России» (вх.№2669 от 26.05.2020), обращение ООО СТК «Татарский пролив» (вх. 2267-эл от 06.05.2020) по факту нарушения антимонопольного законодательства в действиях ПАО «Холмский морской торговый порт».

Принимая во внимания, что факты, указанные в заявлениях, явились основанием для возбуждения дела 065/01/10-94/2020, Комиссия решила приобщить заявления ОАО «РЖД», АО «Почта России», ООО СТК» Татарский пролив» к материалам дела № 065/01/10-94/2020.

Определением об отложении рассмотрения дела № 065/01/10-94/2020 от 28.05.2020 г. рассмотрение дела отложено и назначено на 16.07.2020 г.

С учетом изложенного, временной интервал настоящего исследования определен периодом не менее чем один год, а именно периодом с 01.01.2019 г. по 28.05.2020 (дата определения об отложении рассмотрения дела № 065/01/10-94/2020).

Таким образом, временной интервал исследования определен периодом с 01.01.2019 г. по 28.05.2020 г.

Временной интервал исследования включает в себя период предполагаемого нарушения антимонопольного законодательства.

IV. Определение продуктовых границ товарного рынка.

В рамках рассмотрения дела № 065/01/10-94/2020 признаки нарушения антимонопольного законодательства выявлены, в том числе, в действиях ПАО «Холмский морской торговый порт», осуществляющего деятельность в морском порту Холмск.

Дело № 065/01/10-94/2020 возбуждено в связи с необоснованным отказом ПАО «Холмский морской торговый порт» в выдаче пропусков для входа/въезда на территорию морского порта Холмск.

Статья 3 Закона № 147-ФЗ определяет, что субъектом естественных монополий признается хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Статьей 4 Закона № 147-ФЗ определены сферы деятельности субъектов естественных монополий, к которым относятся услуги в портах.

В абзаце 5 п.1 ст. 4 Закона № 147-ФЗ определено, что услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно статье 6 Закона № 147-ФЗ перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением № 293 утвержден перечень услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством. В состав перечня входят следующие услуги:

- обеспечение безопасности мореплавания и порядка в порту;

- обеспечение прохода судов по подходным каналам;

- ледокольное обеспечение круглогодичной навигации;

- предоставление судам маячных сооружений и оборудования, створных знаков;

- предоставление судам акватории, рейдов, якорных стоянок и услуги систем управления движением судов в порту и на подходах к нему;

- перевалка нефти и нефтепродуктов, поступающих в порты по нефтепроводам и нефтепродуктопроводам;

- обслуживание судов на железнодорожно-паромных переправах;

- обеспечение транспортной безопасности акватории морского порта.

Согласно п. 1.3. Порядка № 220 по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 10 Закона «О защите конкуренции» субъектом естественной монополии на рынке, функционирующем в условиях естественной монополии, определение продуктовых границ товарного рынка производится согласно сферам деятельности субъектов естественных монополий, указанных в пункте 1 статьи 4 Закона № 147-ФЗ.

В соответствии со статей 9 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ под морским портом понимается совокупность объектов инфраструктуры морского порта, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота, обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами, а также взаимодействие с другими видами транспорта.

В силу пункта 6 статьи 4 Закона о морских портах владельцами объектов инфраструктуры морского порта являются юридические лица или индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ и осуществляющие эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта от своего имени независимо от того, являются они собственниками данных объектов или используют их на ином законном основании.

Из материалов дела № 065/01/10-94/2020 следует, что ПАО «Холмский морской торговый порт» является владельцем инфраструктуры в морском порту Холмск.

В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Федерального Закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее Закон «О транспортной безопасности») транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

Под актом незаконного вмешательства Закон «О транспортной безопасности» определяет противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий (пункт 1 статьи 1 Закона).

В соответствии с пунктом 1.1. статьи 1 Закона «О транспортной безопасности» зона транспортной безопасности - объект транспортной инфраструктуры, его часть (наземная, подземная, воздушная, надводная), транспортное средство, для которых в соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности устанавливается особый режим допуска физических лиц, транспортных средств и перемещения грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, иных материальных объектов, а также животных.

В силу пункта 9 статьи 1 Закона «О транспортной безопасности» субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

С учетом изложенного, а также исходя из материалов дела № 065/01/10-94/2020, ПАО «Холмский морской торговый порт» является субъектом транспортной инфраструктуры морского порта Холмск.

Согласно п./п. «д» пункта 5 статьи 1 Закона «О транспортной безопасности» к объектам транспортной инфраструктуры, относится технологический комплекс, включающий в себя, в том числе, порты, которые расположены на внутренних водных путях и в которых осуществляются посадка (высадка) пассажиров и (или) перевалка грузов повышенной опасности на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, судоходные гидротехнические сооружения.

Следовательно, морской порт Холмск относится к объектам транспортной инфраструктуры, к которому применяются требования по обеспечению транспортной безопасности.

Правила допуска на объект транспортной инфраструктуры утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2016 № 678 «О требованиях по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требованиях к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта» (далее – Постановление № 678).

Пункт 2 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта, утвержденных Постановлением № 678 (далее – Требования по обеспечению транспортной безопасности), определяет, что настоящий документ применяется в отношении портов, которые расположены на внутренних водных путях и в которых осуществляются посадка (высадка) пассажиров и (или) перевалка грузов повышенной опасности на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О транспортной безопасности».

В соответствии с пунктом 29 Требований по обеспечению транспортной безопасности субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны организовать пропускной и внутриобъектовый режимы на объекте транспортной инфраструктуры в соответствии с организационно-распорядительными документами субъекта транспортной инфраструктуры, направленными на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, и утвержденным планом объекта транспортной инфраструктуры, в том числе установить единые виды постоянных и разовых пропусков в соответствии с Правилами допуска на объект транспортной инфраструктуры, приведенными в приложении к Требованиям по обеспечению транспортной безопасности.

Правила допуска на объект транспортной инфраструктуры, утвержденные Постановлением № 678 (далее – Правила допуска на объект транспортной инфраструктуры), определяют организацию пропускного и внутриобъектового режимов в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры.

В соответствии с пунктом 2 Правил допуска на объект транспортной инфраструктуры Постоянные пропуска выдаются:

а) работникам субъекта транспортной инфраструктуры - на срок действия трудового договора, но не более 5 лет;

б) на служебные, производственные автотранспортные средства, самоходные машины и механизмы, эксплуатируемые субъектами транспортной инфраструктуры, - на срок, не превышающий 5 лет;

в) работникам юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, - в рамках сроков действия договоров, обусловливающих их деятельность в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, на основании письменных обращений руководителей таких юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, заверенных печатью (при ее наличии);

г) на служебные, производственные автотранспортные средства, самоходные машины и механизмы, эксплуатируемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, - в рамках сроков действия договоров, обусловливающих их деятельность в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, на основании заверенных печатью (при ее наличии) письменных обращений руководителей таких юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

Разовые пропуска, согласно пункту 5 Правил допуска на объект транспортной инфраструктуры, выдаются посетителям объекта транспортной инфраструктуры на основании письменных обращений уполномоченных работников субъекта транспортной инфраструктуры, федеральных органов исполнительной власти, юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, заверенных печатью (при ее наличии).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2014 № 1208 утверждены Требования по соблюдению транспортной безопасности для физических лиц, следующих либо находящихся на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах, по видам транспорта (далее – Постановление № 1208).

Данный документ определяет требования по соблюдению транспортной безопасности для физических лиц, следующих либо находящихся на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах различных видов транспорта.

Приказом Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации от 27.12.2010 № 451-ОД в Приложении № 1 утверждены Правила режима в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации» (далее – Правила № 451-ОД).

Приказом Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации от 10.08.2015 № 190-ОД утверждены пределы морского грузо-пассажирского постоянного многостороннего пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации в морском порту Холмск (Сахалинская область).

Следовательно, территория морского порта Холмск является пунктом пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Режим в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (далее - пункты пропуска) включает правила въезда в эти пункты, пребывания и выезда из них лиц, транспортных средств, ввоза, нахождения и вывоза грузов, товаров и животных, устанавливаемые исключительно в интересах создания необходимых условий для осуществления пограничного и таможенного контроля, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иных видов контроля (пункт 2 Раздела I Правил № 451-ОД).

В соответствии с пунктом 6 Раздела II Правил № 451-ОД обеспечение режима в пунктах пропуска включает в себя комплекс постоянных мероприятий, необходимых для создания условий соблюдения физическими и юридическими лицами правил режима в пунктах пропуска.

Обеспечение режима в пунктах пропуска, функционирующих в пределах объектов транспортной инфраструктуры, возлагается на юридических лиц, являющихся собственниками объектов транспортной инфраструктуры или использующих их на ином законном основании (далее - субъекты транспортной инфраструктуры).

На официальном сайте ПАО «Холмский морской торговый порт» по адресу: khcsp.ru/documents размещен Приказ Дальневосточного территориального управления Росграницы Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации (Росграница) от 05.08.2015 № 123 «Об утверждении правил режима в морском грузо-пассажирском постоянном многостороннем пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации Холмск» вместе с Правилами режима в морском грузо-пассажирском постоянном многостороннем пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации Холмск (далее – Правила № 123).

В соответствии с пунктом 2 Правил № 123 режим в пункте пропуска включает правила въезда, пребывания и выезда из пункта пропуска лиц, транспортных средств, ввоза, нахождения и вывоза грузов, товаров и животных, установленные исключительно в интересах создания необходимых условий для осуществления пограничного и таможенного контроля, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иных видов контроля.

Обеспечение режима в пункте пропуска включает в себя комплекс постоянных мероприятий, необходимых для создания условий соблюдения физическими и юридическими лицами Правил в пункте пропуска (пункт 8 Правил № 123).

В соответствии с пунктом 8 Правил № 123 обеспечение режима в пункте пропуска возлагается на ОАО «Холмский морской торговый порт» (в настоящее время - ПАО «Холмский морской торговый порт»), СП ООО «Сахалин-Шельф-Сервис», ОАО «Сахалинское морское пароходство», ОАО «РЖД» и ИП «Жданкин», являющихся субъектами транспортной инфраструктуры.

Въезд в пункт пропуска и выезд из него лиц и транспортных средств, а также ввоз и вывоз грузов, товаров и животных осуществляются по пропускам (в том числе по электронным пропускам), выдаваемым субъектом транспортной инфраструктуры по согласованию с КПП «Холмск – морской порт» (пункт 9 Правил № 123).

Согласно пункту 10 Правил № 123 пропуска оформляются на основании удостоверенных печатью письменных обращений руководителей организаций и предприятий, осуществляющих в пункте пропуска хозяйственную и иную деятельность, а также руководителей подразделений федеральных органов исполнительной власти, которые на законном основании осуществляют деятельность в пункте пропуска, о выдаче пропуска.

Также на официальном сайте ПАО «Холмский морской торговый порт» размещено Положение о пропускном и внутриобъектовом режиме на объектах транспортной инфраструктуры публичного акционерного общества «Холмский морской торговый порт» (далее – Положение о пропускном режиме).

Положение о пропускном режиме определяет единые требования к проведению режимных и охранных мероприятий, направленных на защиту интересов Публичного Акционерного общества «Холмский морской торговый порт» (далее ПАО «ХМТП») от противоправных действий, обеспечение сохранности товарно-материальных ценностей, соблюдение законодательства в области обеспечения транспортной безопасности.

Положение о пропускном и внутриобъектовом режиме на объектах транспортной инфраструктуры ПАО «ХМТП» разработано с учетом требований Закона «О транспортной безопасности», Постановления № 678 Постановления № 1208, Приказа № 451-ОД.

Пунктом 5.1. Раздела 5 «Пропускной режим» Положения о пропускном режиме определено, что пропускной режим устанавливается в целях исключения возможности бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, ввоза (вывоза) грузов, товаров и животных в границы ОТИ (объекта транспортной инфраструктуры). Обеспечивается обществом.

Согласно пункту 6.1.1 Положения о пропускном режиме в субъекте транспортной инфраструктуры установлены единые виды пропусков, действительные для прохода, проезда физических лиц, транспортных средств или перемещения материальных объектов в технологический сектор зоны транспортной безопасности и/или критических элементах морского терминала; в пункт пропуска, а также правила их применения, уничтожения пропусков и допуска владельцев.

Постоянные пропуски физических лиц содержат следующую информацию: номер пропуска, наименование предприятия, фамилия, имя, отчество и фотография владельца, занимаемая должность, срок и временной интервал действия пропуска, секторы зоны допуска, в которые допущен владелец (пункт 6.1.2. Положения о пропускном режиме).

Разовые пропуски физических лиц содержат информацию, аналогичную постоянному пропуску, за исключением фотографии (пункт 6.1.2. Положения о пропускном режиме).

Согласно пункту 6.2.2. Положения о пропускном режиме постоянный пропуск оформляется работникам организаций, имеющим договорные отношения с ПАО «Холмский морской торговый порт», на основании письменных обращений руководителей, заверенных печатью (при ее наличии). Срок действия постоянного пропуска устанавливается до одного года.

Разовый пропуск оформляется для посещения ОТИ и действителен только при предъявлении посетителем документа, удостоверяющего личность. Разовый пропуск действителен в течении текущих суток на период времени, указанный в пропуске (пункт 6.2.3. Положения о пропускном режиме).

Согласно пункту 6.2.4. Положения о пропускном режиме разовые пропуски выдаются посетителям морского терминала на основании удостоверенных печатью письменных обращений уполномоченных сотрудников предприятия, федеральных органов исполнительной власти или юридических лиц, осуществляющих деятельность на морском терминале.

Кроме того, в материалы дела № 065/01/10-94/2020 представлены Правила безопасности движения и парковки на территории ПАО «Холмский морской торговый порт» (далее – Правила безопасности движения), утвержденные Генеральным директором ПАО «Холмский морской торговый порт» в 2019 году в целях обеспечения безопасного движения автотранспортных средств по внутренним дорогам и технологическим проездам на территории ПАО «Холмский морской торговый порт» (далее также Общество). Данные правила действуют на все автотранспортные средства, передвигающиеся по территории Общества.

В соответствии с пунктом 1.1. Правил безопасности движения территория Общества является режимной территорией с зоной повышенной опасности, которая может исходить, в том числе и от автотранспорта.

Из изложенного следует, что ПАО «Холмский морской торговый порт» является субъектом транспортной инфраструктуры в морском порту Холмск, на который законодательно возложена обязанность по обеспечению порядка в морском порту Холмск.

Таким образом, ПАО «Холмский морской торговый порт» осуществляет деятельность по обеспечению порядка в порту Холмск, относящуюся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в морских портах.

Следовательно, ПАО «Холмский морской торговый порт» является субъектом естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, продуктовыми границами товарного рынка для целей настоящего анализа являются услуги по обеспечению порядка в порту, оказываемые ПАО «Холмский морской торговый порт».

V. Определение географических границ товарного рынка.

В соответствии с пунктом 4.1. Порядка № 220 процедура определения географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) включает:

- предварительное определение географических границ товарного рынка;

- выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями);

- определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

В силу части 1 статьи 9 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ под морским портом понимаются его территория и совокупность размещенных в границах этой территории объектов инфраструктуры морского порта, используемых для осуществления деятельности в целях торгового мореплавания, в том числе для оказания услуг.

Согласно части 1 статьи 9 Закона о морских портах морские порты подлежат государственной регистрации в Реестре морских портов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 Порядка ведения Реестра морских портов Российской Федерации, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 01.04.2009 № 51 ведение Реестра морских портов осуществляет Федеральное агентство морского и речного транспорта (далее – Росморречфлот).

В Законе о морских портах содержатся следующие понятия:

- границами морского порта являются границы его территории и акватории. Границы морского порта устанавливаются и изменяются Правительством Российской Федерации в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и Водным кодексом Российской Федерации (ст. 5).

- морской терминал – совокупность объектов инфраструктуры морского порта, технологически связанных между собой и предназначенных и (или) используемых для осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, обслуживания судов, иных транспортных средств и (или) обслуживания пассажиров (п. 7 ст. 4).

- территория морского порта - это земли, земельные участки, акватория морского порта, предназначенные для использования в указанных целях (ст. 5).

Границы морских портов Сахалинской области установлены Распоряжениями Правительства РФ, сведения о морских портах Сахалинской области в Реестр морских портов Российской Федерации внесены распоряжениями Росморречфлота.

В рамках рассмотрения дела № 065/01/10-94/2020 признаки нарушения антимонопольного законодательства выявлены на территории морского порта Холмск.

Распоряжением Росморречфлота от 03.11.2010 № АД-308-р морской порт Холмск включен в Реестр морских портов Российской Федерации (далее – Распоряжение № АД-308-р).

В соответствии с Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27.12.2012 № 51 «Об утверждении обязательных постановлений в морском порту Холмск» морской порт расположен на юго-западном побережье острова Сахалин в вершине залива Невельского и включает в себя Южную гавань, Северную гавань, морской терминал Правда, расположенный в бухте Правда в 6,5 милях к югу от Южной гавани и морской терминал Яблочное, расположенный в бухте Яблочная в 5,5 милях к северу от Северной гавани.

Границы морского порта Холмск установлены Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.02.2010 № 179-р «Об установлении границы морского порта Холмск (Сахалинская область)».

Навигация в морском порту осуществляется круглогодично, морской порт является незамерзающим и осуществляет работу круглосуточно, имеет грузопассажирский постоянный многосторонний пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации

Холмский морской торговый порт связан с областным центром железной и автомобильной дорогами. Наличие паромно-железнодорожного сообщения с материком, обеспечивает порту первостепенное значение в осуществлении транспортных связей островной области с другими регионами России. Акватория порта защищена Северным и Южным молами. Имеется несколько железнодорожных веток до станции Холмск-Сортировочный.

Холмский морской торговый порт единственный не замерзающий порт Сахалинской области, открыт для навигации круглый год и доступен для любых среднетоннажных судов дедвейтом до 7000 тонн. Ширина входного фарватера 140 м, глубина на входе в гавань 11—12 м, глубина в гавани более 9 м. Лоцманская проводка судов на акватории порта является обязательной. В торговый порт могут войти транспортные суда длиной до 131 м, шириной до 20 м и с осадкой до 9,0 м; паромы длиной до 131 м, шириной до 21 м, с осадкой не более 6,4 м.

Холмский морской торговый порт состоит из 7 грузовых причалов (5 универсальных и 2 специализированных паромных). Причалы оборудованы железнодорожными путями, что позволяет производить перегрузочные работы по прямому на любые транспортные средства.

В соответствии с п. 8.1.1. Распоряжения № АД-308-р оператором морского терминала является ПАО «Холмский морской торговый порт».

Географические границы товарного рынка услуг по обеспечению порядка в порту предварительно определяются как локальный рынок в границах морского порта Холмск.

В соответствии с п. 4.7. Порядка № 220 в сфере услуг субъектов естественных монополий географические границы товарных рынков определяются с учетом особенностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предоставления этих услуг на соответствующих товарных рынках, в том числе на основании одного или нескольких критериев:

- административно-территориального критерия (территория Российской Федерации, территория федерального округа Российской Федерации, территория экономических районов Российской Федерации, территория субъекта Российской Федерации, территория (района, города, пгт, иное) субъекта Российской Федерации);

- организационного критерия (территория деятельности хозяйствующего субъекта, территория деятельности филиала хозяйствующего субъекта);

- технологического критерия (наличие и расположение технологической инфраструктуры (сетей), включая доступ к инфраструктуре и ее использованию (подключение к сетям).

В связи с этим при выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями) произведено уточнение географических границ товарного рынка предоставления услуг на территории морского порта Холмск с учетом особенностей предоставления услуг, а именно организационного критерия (территория деятельности хозяйствующего субъекта).

Принимая во внимание вышеизложенное, географические границы товарного рынка услуг по обеспечению порядка в порту, оказываемых ПАО «Холмский морской торговый порт», определены границами морского порта Холмск.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ:

По результатам проведения анализа состояния конкуренции на рынке услуг по обеспечению безопасности в порту, оказываемых ПАО «Холмский морской торговый порт», по делу № 065/01/10-94/2020, возбужденному в отношении ПАО «Холмский морской торговый порт» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», установлено следующее.

1. Временной интервал исследования определен периодом с 01.01.2019 г. по 28.05.2020 г.

2. Продуктовые границы товарного рынка: услуги по обеспечению порядка в порту, оказываемые ПАО «Холмский морской торговый порт».

3. Географические границы товарного рынка: границы морского порта Холмск.

4. Хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение: В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» доминирующим признается положение ПАО «Холмский морской торговый порт» - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Начальник отдела анализа товарных,

финансовых рынков и экономической

концентрации ***

18.06.2020

Связанные организации

Связанные организации не указаны