Решение б/н решение от 27 июня 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Сахалинской области

 

проспект Победы, д. 24,  г. Южно-Сахалинск , 693000

телефон/факс (4242) 46-55-66

e-mail: to65@fas.gov.ru

     

______________  №  ______________

 

На №  ________  от  ______________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение

 

по делу № 065/01/10-97/2022

 

27 июня 2022 года                                                                 город Южно-Сахалинск 

 

Резолютивная часть решения оглашена 23.06.2022

В полном объеме решение изготовлено    27.06.2022                                                                               

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель Комиссии:     

 

 

Члены Комиссии:                

- X.X.  XXXX – руководитель управления,

 

- X.X. XXXX – начальник отдела контроля органов власти, антимонопольного контроля и рекламы,

 

-  X.X. XXXX  –  главный  государственный инспектор отдела контроля органов власти, антимонопольного контроля и рекламы,

 

рассмотрев дело № 065/01/10-97/2022 по признакам нарушения
областным автономным учреждением «Управление государственной экспертизы Сахалинской области (ОГРН: 1076501000872, ИНН: 6501178116, КПП: 650101001, адрес: ул. Карла Маркса, 20, г. Южно-Сахалинск, Сахалинская область, 693020), пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступило заявление АО  «Сахалин-Инжиниринг»  (вх. № 3006 от 17.11.2021 г.) о возможных признаках злоупотребления ОАУ «Управление государственной экспертизы Сахалинской области» (далее – ОАУ) доминирующим положением на рынке услуг по проведению государственной экспертизы проектной документации нежилых объектов капитального строительства и (или) результатов инженерных изысканий в нарушение статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

В результате рассмотрения заявления было установлено следующее.

Поводом для обращения с заявлением явились следующие обстоятельства.

Между Заявителем и ОАУ «Управление государственной экспертизы Сахалинской области» был заключен договор 0145 № 0145Д-21/Г65-0002049/09-05 от 23.08.2021 г. на проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, включая проверку достоверности определения сметной стоимости.

Согласно п. 2.2 Договора размер платы за проведение государственной экспертизы определен на основании постановления Правительства Российской Федерации от 02.03.2007 № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий".

Заявитель уточнил, что цена Договора была составлена согласно расчетам Управления, которое неправомерно применило повышающие коэффициенты и дополнительные стоимости, что привело к завышению цены договора, и как результат, Общество понесло убытки в размере 1 422 561, 56 р.

По мнению Заявителя, Управление на рынке услуг государственной экспертизы занимает доминирующее положение, действия которого подлежат оценке на предмет соблюдения запрета на злоупотребление доминирующим положением в связи с указанным расчетом цены договора.

17.02.2022 Сахалинским УФАС России был издан приказ № 32 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ОАУ «Управление государственной экспертизы Сахалинской области» пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Определением от 17.02.2022 г. дело назначено к рассмотрению на 22 марта 2022 г. (исх. № 08-644 от 17.02.2022 г.).

Определением от 22 марта 2022 г. рассмотрение дела отложено на 22 апреля 2022 г. (исх. № 08-1072 от 22.03.2022 г.).

Определением от 22 апреля 2022 г. рассмотрение дела отложено на 23 июня 2022 г. (исх. № 08-1524 от 22.04.2022 г.), срок рассмотрения дела № 065/01/10-97/2022 продлен  на 6 месяцев с 17.05.2022 г.  по  17.11.2022 г.

23 июня 2022 г. оглашена резолютивная часть решения по делу.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия установила следующее.

Частью 1 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ установлено, что экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы.

В соответствии с частью 4.2 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ государственная экспертиза проектной документации и государственная экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственной экспертизы проектной документации, или подведомственными указанным органам государственными (бюджетными или автономными) учреждениями, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом".

Таким образом, согласно указанной норме законодательства проведение государственной экспертизы проектной документации и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий является функцией государственных органов исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации. Деятельность по реализации данной функции могут также осуществлять подведомственные указанным органам власти учреждения (бюджетные или автономные).

В Сахалинской области государственным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий,  является Министерство строительства Сахалинской области.

ОАУ  «Управление государственной экспертизы Сахалинской области» является подведомственным Министерству строительства Сахалинской области автономным учреждением, осуществляющим, согласно его Уставу, проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.

Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия  регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее – Закон N 210-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 названного федерального закона, органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

Приказом Министерства строительства Сахалинской области от 22 сентября 2017 года № 3.08-33 утвержден административный регламент областного автономного учреждения «Управление государственной экспертизы Сахалинской области» по предоставлению государственной услуги «государственная экспертиза проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий».

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Статьей 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на совершение хозяйствующим субъектом действий (бездействия), которые признаются злоупотреблением доминирующим положением на товарном рынке.

Злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка.

Под товаром, в соответствии со ст.4 Закона о защите конкуренции  понимается объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, как сказано выше, является государственной услугой, предоставляемой уполномоченными органами исполнительной власти либо подведомственными им учреждениями.

Согласно определению, содержащемуся в  пункту 1 статьи  2 Закона N 210-ФЗ,  государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга), - деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

В рассматриваемом случае, ОАУ осуществляет деятельность по реализации функции государственного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации - Министерства строительства Сахалинской области в области проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в соответствии с административным регламентом.

Деятельность по осуществлению функций органа публичной власти не может рассматриваться в качестве товара (работ, услуг), реализацией которых обычно заняты хозяйствующие субъекты.

Более того, совмещение функций органов публичной власти и хозяйствующих субъектов прямо не допускается в силу части 3 статьи 15 Федерального закона о защите конкуренции.

Согласно части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

В силу нормативного регулирования, проведение государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий не может осуществляться в условиях конкуренции, так как государственная услуга по проведению государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий предоставляется уполномоченным органом исполнительной власти либо подведомственным ему учреждением в соответствии с административным регламентом.

Проведение анализа товарного рынка при оказании государственной услуги по проведению государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий не возможно в виду отсутствия такого рынка в понимании Закона «О защите конкуренции».

В силу сказанного положение ОАУ «Управление государственной экспертизы Сахалинской области» не может быть признано доминирующим, и, следовательно, основания для вывода о наличии в действиях Учреждения нарушения пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции у Комиссии отсутствуют.

В соответствии со статьей 48  Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 41, 48  Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

 

 

РЕШИЛА:

 

Дело № 065/01/10-97/2022 по признакам нарушения
областным автономным учреждением «Управление государственной экспертизы Сахалинской области (ОГРН: 1076501000872, ИНН: 6501178116, КПП: 650101001, адрес: ул. Карла Маркса, 20, г. Южно-Сахалинск, Сахалинская область, 693020), пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» прекратить.

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Сахалинской области в течение трех месяцев со дня его изготовления в полном объёме.

 

 

Председатель Комиссии

 

 

X.X. XXXX

 

 

 

 

Члены Комиссии:

 

 

        X.X. XXXX

 

 

 

 

 

 

 

        X.X. XXXX

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны