Решение б/н ПРЕДПИСАНИЕ № 05-64/09 по делу № 05-4/09 об устранении наруш... от 6 сентября 2009 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

06 мая 2009 года                                                                                   г. Южно-Сахалинск

 Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства  в составе:

Председатель комиссии:                          Тыченок Г.Н. –  руководитель 

Сахалинского  УФАС России;

Члены комиссии:                                      Максимов Н.В. – начальник отдела

контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;

Толмачева Е.Н. – заместитель начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;

на основании своего Решения от 06 мая 2009 года по делу № 05-4/09 о нарушении администрацией Углегорского городского поселения Углегорского муниципального района Сахалинской области и администрацией Углегорского муниципального образования Сахалинской области ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1.   Администрации Углегорского муниципального образования Сахалинской области прекратить нарушение ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции», в соответствии с которой запрещается органам местного самоуправления совершать действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

2.   Администрации Углегорского городского поселения Углегорского муниципального района Сахалинской области прекратить нарушение ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции», в соответствии с которой органам местного самоуправления запрещается принимать акты, которые приводят к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В целях исполнения предписания администрации Углегорского городского поселения Углегорского муниципального района Сахалинской области необходимо отменить Постановление главы администрации Углегорского городского поселения от 28.01.2009 № 15 «О предоставлении в аренду земельного участка Глоткову С.А. для строительства индивидуального жилого дома в г. Углегорске по ул. 8 Марта».

О выполнении настоящего предписания сообщить в срок до 30 июня 2009 года с приложением подтверждающих документов.

Предписание может быть обжаловано в суд или арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии                                                                              Г.Н. Тыченок

Члены комиссии                                                                                         Н.В. Максимов

                                                                                                                 Е.Н.Толмачева

 

Решение

06 мая 2009 года                                                                                    г. Южно-Сахалинск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель комиссии:                 Тыченок Г.Н. – руководитель Сахалинского УФАС России;

 Члены комиссии:                             Максимов Н.В. - начальник отдела контроля

  размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;

Толмачева Е.Н. – заместитель начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти,

рассмотрев дело № 05-4/09 по признакам нарушения администрацией Углегорского городского поселения Углегорского муниципального района Сахалинской области и администрацией Углегорского муниципального образования Сахалинской области ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

в присутствии представителей:

администрации Углегорского городского поселения Углегорского муниципального района Сахалинской области:

Рябого В.Ф. – главы администрации, Решение Совета Углегорского городского поселения от 23.10.2007 № 48,

Дорощука С.В., доверенность от 13.05.2009 б/н,

Администрации Углегорского муниципального образования Сахалинской области:

Тулисова Е.Г., доверенность от 13.05.2009 б/н,

 УСТАНОВИЛА:

По заданию Федеральной антимонопольной службы Сахалинским УФАС России была проведена проверка соблюдения муниципальными образованиями антимонопольного законодательства в части выполнения органами власти обязательных процедур предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства на аукционах, обеспечения равного доступа граждан к процедуре выделения земельных участков для жилищного строительства.

В результате проверки соблюдения порядка предоставления земельных участков администрацией Углегорского городского поселения Углегорского муниципального района Сахалинской области (далее также - администрация Углегорского городского поселения) было выявлено, что на основании Постановления главы администрации от 28.01.2009 № 15 «О предоставлении в аренду земельного участка Глоткову С.А. для строительства индивидуального жилого дома в г. Углегорске по ул. 8 Марта», по результатам проведения конкурса.

По факту издания указанного акта 20 апреля 2009 года управлением Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области было возбуждено дело № 05-4/09 в отношении администрации Углегорского городского поселения по признакам нарушения ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено, что согласно Дополнительному соглашению от 15.08.2008 № 2, заключенному между Углегорским городским поселением и Углегорским муниципальным районом, полномочия по управлению и распоряжению земельными участками в границах городского поселения в 2008 году осуществляла администрация Углегорского муниципального района Сахалинской области (далее также - администрация Углегорского муниципального района), которая организовывала процедуру торгов по предоставлению в аренду земельного участка для строительства индивидуального жилого дома в г. Углегорске по ул. 8 Марта.

В связи с чем, администрация Углегорского муниципального района Определением об отложении рассмотрения дела № 05-4/09 от 06 мая 2009 года была привлечена в качестве заинтересованного лица, в последствии, Комиссия Сахалинского УФАС России определила администрацию Углегорского муниципального района ответчиком по настоящему делу.

Представитель администрации Углегорского муниципального образования Тулисов Е.Г. пояснил, что при проведении процедуры предоставления земельного участка Администрация руководствовалась положениями Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления земельного участка для физических лиц без проведения торгов.

Так, согласно ч. 3 ст. 30.1 ЗК РФ опубликовано в газете «Углегорские новости» сообщение о приеме заявлений, в заголовке которого специалист Администрации при направлении объявления в печатное издание ошибочно указал: «ОБЪЯВЛЯЮТСЯ КОНКУРСЫ».

В соответствии с абз. 3 ч. 3 ст. 30.1 ЗК РФ администрацией Углегорского муниципального района принято решение предоставить земельный участок Глоткову С.А., поскольку заявлений от граждан больше не поступило, оформив Протокол № 14 рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе на право заключения договора аренды земельного участка от 15.09.2008.

Представитель администрации Углегорского городского поселения  Дорощук С.В. пояснил, что в силу наделенных полномочий и на основании проведенной в 2008 году администрацией Углегорского муниципального района процедуры предоставления земельного участка глава администрации Углегорского городского поселения принял Постановление от 28.01.2009 № 15.

Таким образом, представители администраций действовали в рамках действующего законодательства и нарушений антимонопольного законодательства не усматривают.

Комиссия Сахалинского УФАС России, изучив материалы дела и выслушав пояснения представителей администраций Углегорского городского поселения Углегорского муниципального района, приходит к следующему.

В соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся в том числе, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.

Такая обязанность органов местного самоуправления Углегорского городского поселения установлена в п. 20 ч. 1 ст. 6 Устава Углегорского городского поселения Углегорского муниципального района Сахалинской области, принятым Решением Совета Углегорского городского поселения Углегорского муниципального района Сахалинской области от 06.07.2006 № 20.

Согласно п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 43 Устава администрация Углегорского городского поселения обеспечивает исполнительно-распорядительные функции по эффективному решению вопросов местного значения городского поселения в соответствии со ст. 6 Устава, а также осуществляет подготовку проектов постановлений и распоряжений главы Углегорского городского поселения.

Однако, как выяснилось в ходе рассмотрения настоящего дела, в 2008 году полномочия по управлению и распоряжению земельными участками в границах Углегорского городского поселения осуществляла администрация Углегорского муниципального района на основании Соглашения от 01.07.2008 № 2, заключенного между администрациями Углегорского муниципального района и Углегорского городского поселения о передаче полномочий по решению вопросов местного значения (далее – Соглашение).

Срок действия Соглашения сторонами определен с 1 июля 2008 года до 15 августа 2009 года (п. 1 раздела 7 Соглашения). Дополнительным соглашением № 2 к Соглашению указанный срок продлен до 01 января 2009 года.

Действуя в рамках предоставленных полномочий, на основании поступившего 04 августа 2009 года заявления от Глоткова С.А., направленного на имя мэра Углегорского муниципального района, администрация Углегорского муниципального района в газете «Углегорские новости» от 12.08.2009 № 63 (10900) опубликовала под заголовком «ОБЪЯВЛЯЮТСЯ КОНКУРСЫ» сообщение о том, что объявляет конкурс на предоставление в аренду земельного участка для строительства индивидуального жилого дома в г. Углегорске по ул. 8 Марта.

Из сообщения видно, что объявлена процедура торгов в форме конкурса, также об этом свидетельствует заголовок.

Положения Земельного кодекса Российской Федерации определяют, что предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться:

1.   На основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка, при соблюдении условий ч. 3 ст. 30.1 ЗК РФ;

2.   По результатам торгов в форме аукциона, при этом, торги проводятся в отношении земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет (ч. 2 ст. 38.1 ЗК РФ).

Иных форм предоставления земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства Земельный кодекс Российской Федерации не предусматривает.

Таким образом, в данном случае Закон четко определяет форму торгов – аукцион, выигравшим который, в соответствии с ч. 4 ст. 447 ГК РФ, признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, предложило лучшие условия.

Порядок организации и проведения аукциона установлен ст. 38.1 ЗК РФ.

В соответствии с п.п. 7, 9 ст. 38.1 ЗК РФ при решении проведения аукциона исполнительный орган местного самоуправления определяет начальную цену предмета аукциона, сумму задатка и существенные условия договора, в том числе срок аренды, также не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона исполнительный орган местного самоуправления должен опубликовать извещение о проведении аукциона в периодическом печатном издании.

Комиссия Сахалинского УФАС России публикацию сообщения об объявлении конкурса на предоставление в аренду земельного участка расценивает как извещение о проведении торгов, которое не отвечает требованиям ч. 10 ст. 38.1 ЗК РФ.

В силу указанной нормы извещение или сообщение о проведении аукциона должно содержать сведения:

1.   Об организаторе аукциона;

2.   О наименовании органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявших решение о проведении аукциона, о реквизитах указанного решения;

3.   О месте, дате, времени и порядке проведения аукциона;

4.   О предмете аукциона, в том числе о местоположении, о площади, о границах, об обременениях земельного участка, об ограничениях его использования, о кадастровом номере, о разрешенном использовании земельного участка, о параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства, о технических условиях подключения такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и об информации о плате за подключение;

5.   О начальной цене предмета аукциона (начальной цене земельного участка или начальном размере арендной платы);

6.   О «шаге аукциона»;

7.   О форме заявки на участие в аукционе, о порядке приема, об адресе места приема, о дате и о времени начала и окончания приема заявок на участие в аукционе;

8.   О размере задатка, о порядке его внесения участниками аукциона и возврата им, о реквизитах счета для перечисления задатка;

9.   О существенных условиях договора, в том числе о сроке аренды.

Публикация такой информации и торги в целом обеспечивают равный доступ к земельным участкам, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и не ущемляют прав иных лиц, которые могут участвовать в таких торгах.

Для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок: заявку на участие в аукционе по установленной форме с указанием реквизитов счета для возврата задатка, копии документов, удостоверяющих личность, документы, подтверждающие внесение задатка (ч. 2 ст. 38.1 ЗК РФ).

Поступившие заявки аукционная комиссия рассматривает и принимает решение о допуске заявителя к участию в аукционе или отказывает.

Как усматривается из имеющегося в материалах дела Протокола № 14 рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе на право заключения договора аренды земельного участка от 15.09.2008 для приема заявок и проведения их оценки создана конкурсная комиссия, состав которой утвержден распоряжением мэра Углегорского муниципального района от 20.03.2008 № 72-р.

15.09.2008 состоялось заседание конкурсной комиссии, в ходе которого была рассмотрена и проведена оценка заявки – ранее поступившего заявления о предоставлении земельного участка от Глоткова С.А., которое не соответствует требованиям ч. 12 ст. 38.1 ЗК РФ и, следовательно, не могла расцениваться конкурсной комиссией в качестве заявки.

По результатам заседания конкурсная комиссия решила признать конкурс несостоявшимся в связи с поступлением единственной заявки от Глоткова С.А. и поручить отделу по делам строительства и архитектуры администрации Углегорского муниципального района оформить документы для заключения договора аренды земельного участка для строительства индивидуального жилого дома в г. Углегорске по ул. 8 Марта с гражданином Глотковым С.А.

Из вышеизложенного следует, что аукцион на право заключения договора аренды земельного участка при передаче в аренду не проводился.

Таким образом, действия администрации Углегорского муниципального района по объявлению о проведении конкурса на право заключения договора аренды земельного участка нарушают ч. 2 ст. 38.1 ЗК РФ, а также ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, запрещающей органам местного самоуправления совершать действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на соответствующем рынке.

На основании Протокола № 14 после постановки земельного участка на кадастровый учет, действуя в рамках полномочий, глава администрации Углегорского городского поселения Рябый В.Ф. принял Постановление от 28 января 2009 года № 15, в соответствии с п. 1 которого передается Глоткову С.А. в аренду сроком на 5 лет земельный участок площадью 1500 кв.м для строительства индивидуального жилого дома по адресу: Сахалинская обл., г. Углегорск, ул. 8 Марта.

Абзацы 1, 2 п. 2 указанного Постановления устанавливают обязанность Глоткова С.А.:

«- Заключить в 2-х недельный срок договор аренды земельного участка с комитетом по управлению муниципальной собственностью Углегорского городского поселения;

- в месячный срок оформить государственную регистрацию права на земельный участок в управлении Федеральной регистрационной службы по Сахалинской области Углегорский сектор».

Как установлено на заседании Комиссии и не опровергается представителями администрации Углегорского городского поселения п. 2 Постановления на момент рассмотрения дела не исполнен.

Кроме того, проведение торгов на право заключения договора аренды земельного участка возможно после осуществления кадастрового учета, что на момент объявления конкурса произведено не было.

Таким образом, действия администрации Углегорского муниципального района повлекли принятие администрацией Углегорского городского поселения акта, который приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, что запрещено ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч.ч. 1-4 ст. 41, ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 РЕШИЛА:

 1.   Признать администрацию Углегорского муниципального района Сахалинской области нарушившей ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, запрещающей органам местного самоуправления совершать действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

2.   Признать администрацию Углегорского городского поселения Углегорского муниципального района Сахалинской области нарушившей ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, запрещающей органам местного самоуправления принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

3.   Выдать администрации Углегорского городского поселения Углегорского муниципального района Сахалинской области обязательное для исполнения предписание об отмене акта, нарушающего антимонопольное законодательство.

 Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии                                                                    Г.Н. Тыченок

 Члены комиссии                                                                               Н.В. Максимов

                                                                                                        Е.Н. Толмачева

 Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решения антимонопольного органа.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны