Заключение б/н заключение от 8 июля 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
|
|
|
|
|
|
|
Заключение
об обстоятельствах дела № 065/01/15-26/2022
08 июля 2022 года город Южно-Сахалинск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии: |
- X.X. XXXXX – руководитель управления,
- X.X. XXXXX – главный государственный инспектор отдела контроля органов власти, антимонопольного контроля и рекламы,
- X.X. XXXXX – старший государственный инспектор отдела контроля органов власти, антимонопольного контроля и рекламы, |
рассмотрев дело № 065/01/15-26/2022 в отношении администрации муниципального образования «Холмский городской округ» (юридический адрес: 694620, Сахалинская область, Холмский район, г. Холмск, площадь Ленина 4, ОГРН 1026501020160, ИНН/КПП 6509011013/650901001) по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы России по Сахалинской области (далее – Сахалинское УФАС России, Управление) поступило заявление главного редактора ИА «Горбуша.инфо» (вх. № 1813 от 28.06.2021 г.) о нарушении администрацией муниципального образования «Холмский городской округ» (далее – администрация) ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» в связи отказом от определения исполнителя работ по текущему и капитальному ремонту дорог общего пользования и их частей (искусственных дорожных сооружений), по уборке территории и вывозу мусора, содержанию мест захоронений в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе).
Из материалов заявления следовало, что работы по текущему и капитальному ремонту дорог общего пользования и их частей (искусственных дорожных сооружений), по уборке территории и вывозу мусора, содержанию мест захоронений осуществлялись силами муниципального бюджетного учреждения УГДХ на основании муниципального задания, финансовым обеспечением которого служили средства местного бюджета.
В результате рассмотрения заявления Управление пришло к выводу о наличии в действиях (бездействии) администрации муниципального образования «Холмский городской округ» признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выраженные в отказе от определения исполнителя работ (услуг) по организации капитального ремонта, ремонта и содержания закрепленных автомобильных дорог общего пользования и искусственных дорожных сооружений в их составе, работ по содержанию мест захоронения путем проведения закупок работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
На основании ст. 39.1 Закона о защите конкуренции Управлением в адрес администрации было выдано предупреждение о необходимости прекращения действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства путем определения исполнителя указанных работ, услуг в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе, в течение 30 рабочих дней со дня поступления предупреждения.
По ходатайству администрации в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства (письмо исх .827 –Д от 18.10.2021 г.) срок выполнения предупреждения был продлен до 25 декабря 2021 г., до утверждения бюджета на 2022 г.
В установленный с учетом продления срок сведения о выполнении предупреждения в Управление не поступили.
В соответствии с пунктом 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.
Приказом Сахалинского УФАС России от 17.01.2022 № 5 по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» в отношении администрации муниципального образования «Холмский городской округ» было возбуждено дело и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства 065/01/15-26/2022.
В результате рассмотрения дела Комиссия установила следующее.
Приказом № 1 от 31.12.2020 г. Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации МО «Холмский городской округ» для МБУ «Управление городским дорожным хозяйством» было утверждено муниципальное задание на 2021 г. и плановый 2022 и 2023 гг. на выполнение муниципальных работ:
№ 1 (15038100300000000009100) – организация капитального ремонта, ремонта и содержания закрепленных автомобильных дорог общего пользования и искусственных дорожных сооружений в их составе,
№ 2 (8018100100000003005100) – уборка территории и аналогичная деятельность,
№ 3 (28011850009090) – содержание мест захоронения.
Источником финансирования муниципального задания МБУ УГДХ являлись средства местного бюджета.
В отношении проведения конкурентных закупок по указанным видам работ администрация в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации МО «Холмский городской округ» пояснила следующее (письмо от 13.10.2021 № 810-Д, письмо от 09.07.2021 № 5.01-3007/21).
1. В отношении работ по ремонту и содержанию закрепленных автомобильных дорог общего пользования и искусственных дорожных сооружений в их составе администрация пояснила, что МБУ УГДХ осуществляла содержание 20 % дорог муниципального образования, остальные 80 % дорог работы осуществлялись подрядчиками, отобранными по результатам конкурентных закупок (ИП Федоровым А.А. и ГУДП «Экспромт»), в подтверждение представлены копии протоколов подведения итогов закупочных процедур.
2. В отношении работ, состоявших в уборке общественных территорий, озеленении и текущем содержании лестниц, администрация пояснила, что из муниципального задания на 2021 г. их исключили и выставили на торги в соответствии с положениями Закона о контрактной системе. В подтверждение были представлены копии протоколов подведения итогов закупочных процедур, вместе с тем, доказательства, подтверждающие отмену муниципального задания в этой части, в материалы дела представлены не были.
3. В отношении работ по содержанию мест захоронений, администрация пояснила, что МБУ УГДХ осуществляла их в качестве специализированной организации.
Изучив указанные обстоятельства, связанные с отсутствием закупок работ на установленный в муниципальном задании МБУ УГДХ объем работ в соответствии с Законом о контрактной системе Комиссия пришла к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учётом положений настоящего Кодекса.
Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счёт средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации) (часть 2 статьи 18 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ).
В силу статьи 54 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются за счёт средств местного бюджета.
Таким образом, исходя из содержания указанных норм, к отношениям, связанным с осуществлением расходов местного бюджета на финансовое обеспечение работ, необходимых для решения вопросов, относящихся ведению муниципального образования, в том числе 1.организация капитального ремонта, ремонта и содержания закрепленных автомобильных дорог общего пользования и искусственных дорожных сооружений в их составе, 2. уборка территории и аналогичная деятельность, 3. содержание мест захоронения должны применяться нормы Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее –Закон о контрактной системе).
В силу статьи 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Согласно статье 8 Федерального закона № 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В части 2 статьи 8 Федерального закона 05.04.2013 № 44-ФЗ содержится запрет совершения заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 названного Федерального закона, при этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки (часть 5 статьи 24 Закона о контрактной системе).
Приведённые выше положения Закона о контрактной системе прямо указывают на обязанность муниципалитета избирать такие способы решения стоящих перед ними задач и такие варианты расходования бюджетных средств, которые будут соответствовать критериям разумности и рациональности и обеспечивать доступ к ним (средствам бюджетов) максимального числа потенциальных участников, обеспечивая, таким образом, развитие конкуренции.
В этой связи, размещение заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд по общему правилу осуществляется путём проведения конкурентных процедур.
Применение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд является обязательным при использовании средств бюджета, которые направляются на оплату работ (услуг) для государственных и муниципальных нужд.
Непроведение конкурсных процедур, за исключением случаев, допускаемых законом, нарушает принцип обеспечения конкуренции. При проведении конкурентных процедур в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие поставлять товары, выполнять работы, оказывать услуги, получив доступ к соответствующему товарному рынку (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2015 № 307-КГ15-1408, Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.11.2011
№ 8799/11).
При этом основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов путём обеспечения максимально широкого круга участников размещения заказов.
В силу сказанного, принятие органами власти, местного самоуправления решений о финансовом обеспечении муниципальных потребностей в товарах, работах, услуга без учета положений Закона контрактной системе недопустимо.
Несоблюдение указанного порядка оказания услуг для муниципальных нужд, является нарушением Закона контрактной системе, а также и норм Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", так как устраняется конкуренция среди хозяйствующих субъектов и создаются преимущества отдельным хозяйствующим субъектам.
В результате установления МБУ УГДХ муниципального задания последнему были созданы условия доступа к выполнению работ, необходимых для решения вопросов местного значения, и соответствующему финансированию, без необходимости участия в конкурентных процедурах на равных началах с другими хозяйствующими субъектами.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции
Таким образом, бездействие администрации МО «Холмский городской округ» с проведением закупок на установленный в муниципальном задании МБУ УГДХ объем работ в соответствии с Законом о контрактной системе содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Председатель Комиссии |
|
|
X.X. XXXXX |
|
||
|
|
|
|
|
||
Члены Комиссии: |
|
|
X.X. XXXXX |
|
||
|
|
|
|
|
||
|
|
|
X.X. XXXXX |
|
|
|