Определение б/н определение о назначении дела № 065/01/16-632/2020 о нарушен... от 9 июня 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области

почтовый адрес: пр. Победы, 24,

г. Южно-Сахалинск, 693007

юридический адрес: пр. Победы, 24,

г. Южно-Сахалинск, 693007

тел. (4242) 46-55-66, 46-55-69, факс (4242) 46-55-67

e-mail: to65@fas.gov.ru

____________ № ____________

На № _______ от ___________

 

 

     

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о назначении дела № 065/01/16-632/2020 о нарушении

антимонопольного законодательства к рассмотрению

09 июня 2020 года г. Южно-Сахалинск

Председатель Комиссии Сахалинского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства XXXXXXX

УСТАНОВИЛ:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее – Управление) в отдел контроля органов власти, антимонопольного контроля и рекламы поступили материалы проверки Министерства образования Сахалинской области (вх. №1328 от 26.03.2020г.) (далее – Министерство) в отношении Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Областной центр внешкольной воспитательной работы» (далее – ГБОУДО ОЦВВР).

Из материалов предоставленных Министерством установлено следующее:

При проведении мероприятий вневедомственного контроля по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения Сахалинской области заказчиками, подведомственными Министерству образования Сахалинской области (далее – Министерство) было установлено следующее:

ГБОУДО ОЦВВР был превышен допустимый размер закупок, осуществляемых на основании пункта 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе). При совокупном годовом объеме всех закупок в размере 206 770 150,61 рублей в 2019 году заказчик в праве был осуществить у единственного поставщика по данному пункту закупок на сумму 30 млн. рублей, фактически осуществлено закупок на сумму 76 110 020 рублей, что превышает норму, установленную Законом о контрактной системе на сумму 46 110 020,00 рублей.

При анализе Министерством в рамках проводимой проверки установлен факт заключения с единственным поставщиком на основании пункта 5 части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе за 2019 год:

  1. 28 контрактов на выполнение подрядных работ с индивидуальным предпринимателем XXXXX X.X. (далее – ИП XXXXX X.X.) по текущему ремонту объектов: административного здания ОЦВВР, общежития, лагеря «Артек» без проведения конкурсных процедур, что отвечает признакам искусственного дробления закупок, дабы применить основания, предусмотренные пункта 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе для заключения контрактов с единственным поставщиком.

Общая стоимость работ по текущему ремонту составляет 12 537 544 рублей в том числе:

- административного здания ОЦВВР на сумму 1 196 703 рублей;

- общежития на сумму 599 829рублей;

- лагерь Артек на сумму 10 741 012 рублей.

Однако, при определении стоимости работ, в состав сметных расчетов не были включены затраты на материалы, в связи с чем ГБОУДО ОЦВВР самостоятельно осуществляло закупку материалов на общую сумму 6 036 572,46 рублей, что привело к удорожанию текущего ремонта объектов и составила с учетом материалов 18 574 086,46 рублей.

  1. Осуществлены закупки транспортных услуг (авиабилетов) без проведения конкурсных процедур на сумму 7 141 445 рублей с обществом с ограниченной ответственностью Авиатранспортное агентство «Сахалин Трэвел» (далее – ООО «Сахалин-Трэвел»), при этом большая часть расходов на приобретение авиабилетов, являлось средствами ежегодных плановых мероприятий и позволяло заказчику своевременно провести конкурсные процедуры.
  2. А также в 2019 году ГБОУДО ОЦВВР осуществил закупки на охранные услуги с обществом с ограниченной ответственностью ЧОП «ИНВОСЕРВИС» (далее - ООО ЧОП ИНВОСЕРВИС) на общую сумму 1 748 502,88 рублей опять же без проведения конкурсных процедур, являющиеся, как и с транспортными услугами плановыми и постоянные, что позволяло заблаговременно произвести подготовку и проведение конкурсных процедур в порядке положений Закона о контрактной системе.

Однако ГБОУДО ОЦВВР проигнорировал требования действующего законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и, как и в двух предыдущих случаях, произвел закупку без проведения конкурсных процедур.

В силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

По мнению Министерства, вышеуказанные действия ГБОУДО ОЦВВР, ИП XXXXX X.X., ООО «Сахалин-Трэвел», ООО ЧОП ИНВОСЕРВИС отвечают признакам дробления общего объема работ и услуг в рамках допустимых размеров с целю ухода от соблюдения конкурсных процедур, что является нарушением конкуренции и регулируется в рамках антимонопольного законодательства, что и послужило основанием направления обращения в Сахалинский УФАС России для соответствующей оценки действий участников закупки и в случае установления факта противоправных действий предпринять соответствующие меры по привлечению виновных к ответственности.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать пять миллионов рублей или не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем тридцать миллионов рублей

Из представленного ответа ГБОУДО ОЦВВР от 02.06.2020 № 1964 установлено следующее:

  1. При принятии решения о выборе способа определения подрядчика для выполнения строительных и ремонтных работ на объектах ГБОУДО ОЦВВР учитывались сложившиеся ранее отношения с ИП XXXXX X.X., пологая, что ИП XXXXX X.X. дает 100 % гарантию исполнения взятых на себя обязательств, что говорит о его надежности.

Данные доводы и служили основанием для принятия мер по исключению возможности иных лиц претендовать на заключение контракта по выполнению работ по текущему ремонту объектов: административного здания ОЦВВР, общежития, лагеря «Сахалинский Артек» на общую сумму 12 537 544,00 рублей с учетом материалов при проведении конкурсных процедур.

Одновременно сославшись на отсутствие возможности у ГБОУДО ОЦВВР своевременного определения объема, вида работ, а соответственно и подготовки конкурсной документации, для проведения конкурсных процедур и умышлено шло на нарушение требований пункта 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, а также не включение материалов в сметные расчеты.

Управление приходит к выводу, что как виды работ, так и их стоимость могла быть продиктована ИП XXXXX X.X. и принята ГБОУДО ОЦВВР без учета требований законодательства Российской Федерации в сфере антимонопольного регулирования.

Придя к соглашению с ИП XXXXX X.X. ГБОУДО ОЦВВР, произвело искусственное дробление закупки, дабы уйти от конкурсных процедур, самостоятельно определить подрядчика для выполнения работ на объектах: административное здание ОЦВВР, общежитие, лагерь «Артек» на общую сумму 12 537 514,00 рублей, также взяв на себя самостоятельно приобрести материалы для выполнения работ и в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе заключить договоры с единственным поставщиком.

Между ГБОУДО ОЦВВР и ИП XXXXX X.X. в период с 10.01.2019 по 29.11.2019 года были заключены договоры, каждый из которых не превышал 400 000 рублей до 07.2019 и 600 000 рублей после вступления в силу поправок в пункт 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, что подтверждают имеющиеся в распоряжении Управления копии договоров:

1) № А 10-01/2019 от 10.01.2019 по выполнению работ по «Текущий ремонт кровли здания складского помещения в профильном палаточном лагере «Сахалинский Артек»» на общую сумму 384 629,00 рублей;

2) № А 11-02/2019 от 11.02.2019 по выполнению работ по «Текущий ремонт зданий на территории профильного палаточного лагеря «Сахалинский Артек»» на общую сумму 386 212,00 рублей. При этом из локальной сметы, являющейся неотъемлемой частью договора, также отсутствует понимания, на каких объектах производятся работы и виды работ разняться с предметом договора;

3) № А 15-02/2019 от 15.02.2019 по выполнению работ по «Очистка, огрунтовка окраска внутренних помещений, обрамление оконно-дверных проемов в модуле контейнерного типа на территории профильного палаточного лагеря «Сахалинский Артек»» на общую сумму 394 182,00 рублей. При этом объем работ, указанный в локальной смете не соответствует предмету договора;

4) № А 20-02/2019 от 20.02.2019 по выполнению работ по «Текущий ремонт в помещениях на территории профильного палаточного лагеря «Сахалинский Артек»» на общую сумму 399 637,00 рублей;

5) № А 25-02/2019 от 25.02.2019 по выполнению работ по «Текущий ремонт кровли в модуле контейнерного типа на территории профильного палаточного лагеря «Сахалинский Артек»» на общую сумму 334 898,00 рублей;

6) № А 04-03/2019 от 04.03.2019 по выполнению работ по «Текущий ремонт полов, перегородок, изоляции стен и потолков в профильном палаточном лагере «Сахалинский Артек»» на общую сумму 398 841,00 рублей;

7) № А 02-04/2019 от 02.04.2019 по выполнению работ по текущему ремонту «Облицовка стен панелями Криплат в профильном палаточном лагере «Сахалинский Артек»» на общую сумму 393 617,00 рублей. При этом объем работ, указанный в локальной смете и КС-2 не соответствует предмету договора;

8) № А 06-05/2019 от 06.05.2019 по выполнению работ по «Работы по демонтажу здания на территории профильного палаточного лагеря «Сахалинский Артек»» на общую сумму 398 841,00 рублей. При этом из договора отсутствует понимание, какое здание подлежит демонтажу;

9) № А 10-05/2019 от 10.05.2019 по выполнению работ по «Устройство бетонных площадок, изготовление металлических конструкций на территории профильного палаточного лагеря «Сахалинский Артек»» на общую сумму 399 121,00 рублей. При этом объем работ, указанный в локальной смете не соответствует предмету договора;

10) № А 13-05/2019 от 13.05.2019 по выполнению работ по «Работы по сносу и разборки здания на территории профильного палаточного лагеря «Сахалинский Артек»» на общую сумму 383 317,00 рублей. При этом из договора отсутствует понимание, какое здание подлежит демонтажу. Однако, подобные виды работ уже проводились подрядчиком в период с 06.05.2019 по 16.05.2019;

11) № А 14-05/2019 от 14.05.2019 по выполнению работ по «Сантехнические работы в профильном палаточном лагере «Сахалинский Артек»» на общую сумму 396 897,00 рублей. При этом объем работ, указанный в локальной смете не соответствует предмету договора;

12) № А 29-05/2019 от 29.05.2019 по выполнению работ по «Установке емкости трубопровода и решетчатых конструкций лотков в профильном палаточном лагере «Сахалинский Артек»» на общую сумму 399 687,00 рублей;

13) № А 30-05/2019 от 30.05.2019 по выполнению работ по «Изготовлению и монтажу лестничной площадки и ограждения мобильного модуля в профильном палаточном лагере «Сахалинский Артек»» на общую сумму 399 744,00 рублей;

14) № А 24-06/2019 от 24.06.2019 по выполнению работ по «Устройство сцены и трибуны в профильном палаточном лагере «Сахалинский Артек»» на общую сумму 398 935,00 рублей;

15) № А 02-07/2019 от 02.07.2019 по выполнению работ по «Установка окон и дверей ПВХ, монтаж веранды в модуле контейнерного типа на территории профильного палаточного лагеря «Сахалинский Артек»» на общую сумму 399 746,00 рублей. При этом объем работ, указанный в локальной смете не соответствует предмету договора;

16)№ А 05-07/2019 от 05.07.2019 по выполнению работ по «Устройство кровли и фасада в модуле контейнерного типа на территории профильного палаточного лагеря «Сахалинский Артек»» на общую сумму 399 551,00 рублей. При этом объем работ, указанный в локальной смете не соответствует предмету договора. Однако в период с 25.02.2019 по 15.03.2019 уже проводились работы по ремонту кровли на данном объекте;

17) № А 08-07/2019 от 08.07.2019 по выполнению работ по «Изготовление и монтаж ограждения, стоек и ферм в профильном палаточном лагере «Сахалинский Артек»» на общую сумму 399 892,00 рублей;

18) № А 02-09/2019 от 02.09.2019 по выполнению работ по «Текущий ремонт помещений здания ГБОУДО ОЦВВР. Благоустройство территории ГБОУДО ОЦВВР» на общую сумму 598 358,00 рублей;

19) № А 12-09/2019 от 12.09.2019 по выполнению работ по «Монтаж и демонтаж временных палаточных сооружений в профильном палаточном лагере «Сахалинский Артек»» на общую сумму 599 693,00 рублей;

20) № А 13-09/2019 от 13.09.2019 по выполнению работ по «Электротехнические работы в профильном палаточном лагере «Сахалинский Артек»» на общую сумму 598 874,00 рублей;

21) № А 23-09/2019 от 23.09.2019 по выполнению работ «Сантехнические работы в профильном палаточном лагере «Сахалинский Артек»» на общую сумму 597 989,00 рублей;

22) № А 03-10/2019 от 03.10.2019 по выполнению «Текущий ремонт в профильном палаточном лагере «Сахалинский Артек»» на общую сумму 585 551,00 рублей. Объем работ включает в себя все виды работ, выполненных этим же подрядчиком ранее в период с 10.01.2019 года по 10.10.2019;

23) № А 10-10/2019 от 10.10.2019 по выполнению «Текущий ремонт столовой в профильном палаточном лагере «Сахалинский Артек»» на общую сумму 599 151,00 рублей;

24) № А 01-11/2019 от 01.11.2019 по выполнению работ по «Работы по утеплению системы водоснабжения и водоотведения в профильном палаточном лагере «Сахалинский Артек»» на общую сумму 341 025,00 рублей. При этом объем работ, указанный в локальной смете не соответствует предмету договора;

25) № А 06-11/2019 от 06.11.2019 по выполнению работ по «Благоустройство территории (Валка деревьев и вырезка сухих ветвей) в профильном палаточном лагере «Сахалинский Артек»» на общую сумму 376 211,00 рублей;

26) № А 28-11/2019 от 28.11.2019 по выполнению работ «Работ по благоустройству территории в профильном палаточном лагере «Сахалинский Артек»» на общую сумму 373 764,00 рублей. При этом объем работ, указанный в локальной смете не соответствует предмету договора;

27) № А 29-11/2019 от 29.11.2019 по выполнению «Текущий ремонт общежития ГБОУДО ОЦВВР по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина, 266 А» на общую сумму 599 829,00 рублей.

По условиям договоров работы выполняются из материалов заказчика, однако согласно представленным актам выполненных работ (форма КС-2) к оплате по договорам № А11-02/2019 от 11.02.2019, № А20-02/2019 от 20.02.2019, № А25-02/2019 от 25.02.2019, № А 30-05/2019 от 30.05.2019 предъявляются затраты на материалы.

В качестве основания для заключения договоров с единственным поставщиком ИП XXXXX X.X. без проведения конкурентной процедуры закупки в преамбуле указанных выше договоров указан пункт 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), в соответствии с которым допускается осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.

Из анализа представленных материалов следует, что за период с 10.01.2019 по 29.11.2019 года государственным заказчиком ГБОУДО ОЦВВР с одним и тем же подрядчиком ИП XXXXX X.X. заключено 28 договоров на выполнение однородных работ по одному объекту, выполняемых в один временной период.

  1. В период с 01.01.2019 по 27 марта 2019 ГБОУДО ОЦВВР с единственным поставщиком с обществом ограниченной ответственностью Частное охранное предприятие «ИНВОСЕРВИС» (далее – ООО ЧОП «ИНВОСЕРВИС») на выполнение услуг по охране законных прав и интересов заказчика заключило следующие договоры:
  2. № 01-01/2019 оказания услуг по охране объектов от 01.01.2019;
  3. № А01-01/2019 оказания услуг по охране объектов на территории профильного палаточного лагеря «Сахалинский Артек» от 01.01.2019;
  4. № А31-01/2019 оказания услуг по охране объектов на территории профильного палаточного лагеря «Сахалинский Артек» от 31.01.2019;
  5. № 28-02/2019 оказание услуг по охране объектов от 28.02.2019;
  6. № А26-02/2019 оказания услуг по охране объектов на территории профильного палаточного лагеря «Сахалинский Артек» от 26.02.2019;
  7. № 26-03/2019 оказания услуг по охране объектов от 26.03.2019
  8. № А27-03/2019 оказания услуг по охране объектов на территории профильного палаточного лагеря «Сахалинский Артек» от 27.03.2019

Представленные договоры говорят о ежемесячном заключении на тех же условиях договоры по одному и тому же предмету, что отвечает признакам искусственного дробление закупки до допустимых сумм и применения положений пункта 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе в нарушение требований положений статьи 8 Закона о контрактной системе.

В качестве основания для заключения договоров с единственным поставщиком ООО ЧОП «ИНВОСЕРВИС» без проведения конкурентной процедуры закупки в преамбуле указанных выше договоров указан пункт 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и иного законодательства Российской Федерации, что не позволяет установить в соответствии с какими положениями указанных нормативных актов ГБОУДО ОЦВВР руководствовалось при определении способа закупки.

Из пояснений ГБОУДО ОЦВВР следует, что заключение договоров на охранные услуги с единственным поставщиком ООО ЧОП «ИНВОСЕРВИС» послужило то, что несвоевременно были проведены закупки на данный вид услуг.

  1. Распоряжением Министерства образования Сахалинской области от 23.01.2019 № 3.12-81-Р утвержден перечень областных мероприятий и сумм расходов на их проведение в системе образования Сахалинской области, проводимых отделом реализации государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и защиты прав детей Министерства образования Сахалинской области в 2019 году.

Согласно ответа ГБОУДО ОЦВВР по факту приобретения проездных документов (авиабилетов) у единственного поставщика ООО АТА «Сахалин-Трэвл» без проведения конкурсных процедур в силу ограниченных сроков исполнения.

В подтверждение своих доводов ГБОУДО ОЦВВР предоставляет распоряжение о направлении делегации и месте проведения мероприятий поступали от Министерства образования и иных организаций, организовывающих мероприятие, поступили на исполнение в ГБОУДО ОЦВВР с указанием сроков проведения не позволяющих провести конкурсные процедуры по следующим мероприятиям:

  1. Межрегиональный конкурс обучающихся общеобразовательных организаций «Ученик года – 2019» - срок проведения с 23.03.2019 по 01.04.2019 по распоряжению Министерства образования Сахалинской области от 11.02.2019 № 3.12-150р;
  2. Участие педагогов во Всероссийском семинаре-совещании Российского движения школьников (г. Санкт-Петербург) – с 24.03.2019 по 30.03.2019 по распоряжению Министерства образования Сахалинской области от 05.03.2019 № 2.12-295-р;
  3. Всероссийский конкурс юных инспекторов движения «Безопасное колесо 2019» - срок проведения 03.06.2019 по 10.06.2019 по распоряжению Министерства образования Сахалинской области от 08.04.2019 № 3.12-413-р на основании письма о проведении конкурса от Министерства просвещения Российской Федерации от 27.03.2019 № ТС-811/07;
  4. Межрегиональные соревнования «Школа безопасности» - срок проведения 24.06.2019 по 30.06.2019.

Мероприятие было внесено в план мероприятий на 2019, однако письмом ГУ МЧС России по ЕАО от 09.04.2019 № 1271 дополнительно были уточнены сроки проведения.

  1. Финал Всероссийской акции «Я гражданин России» в ВДЦ № «Смена» в период с 08.08.2019 по 28.08.2019 на основании приглашения Министерства просвещения Российской Федерации от 08.07.2019 №06-666;
  2. Финал Всероссийской туристическо-краеведческой экспедиции «Я познаю Россию» в период с 16.09.2019 по 21.09.2019 на основании письма ФГБУ «Российский детско-юношеский центр» от 14.08.2019 № АМ-134/19;
  3. Всероссийский военно-спортивной игры «Казачий сполох» Всероссийский этап в период с 03.10.2019 по 16.06.2019 по распоряжению Министерства образования Сахалинской области от 09.08.2019 № 3.12-104-р;
  4. Ежегодный зимний фестиваль РДШ в период с 12.12.201- по 17.12.2019 по распоряжению Министерства образования Сахалинской области от 15.11.2019 № 3.12-1393-р;
  5. Общероссийская новогодняя Елка в период с 23.12.2019 по 27.12.2019 на основании письма Аппарата уполномоченного представителя президента РФ в Дальневосточном федеральном округе от 08.10.2019;
  6. Слет «Наследник Победы» экскурсия в г. Севастополь в период с 09.01.2020 по 15.01.2020 по распоряжению Министерства образования Сахалинской области от 16.12.2019 № 3.12-1492-р.

В ФГБОУ «Всероссийский детский центр «Океан» г. Владивосток за период с 06.01.2019 по 03.12.2019 планировалось направить детей в количестве 373 человек, сопровождающих 37 человек, фактически организовано было направлено 556 детей, сопровождающих 51 человек.

В ФГБОУ «Международный детский центр «Артек» в соответствии с договором от 23.01.2019 № 03-8/9-66 о направлении и приеме детей, за период 18.02.2019 по 26 декабря 2019 планировалось направить детей в количестве 60 человек, сопровождающих 6 человек, фактически направлено 250 детей и 25 человек.

В ВДЦ «Орленок» за период с 01.04.2019 по 14.07.2019 планировалось направить детей в количестве 20 человек, сопровождающих 2 человека, фактически направлено детей 24 человека, сопровождающих 4 человека.

В ВДЦ «Смена» за период с 19.04.2019 по 08.08.2019 планировалось направить 10 детей, 1-го сопровождающего, фактически направлено 19 детей и 3-их сопровождающих.

Всего по плану на 2019 год планировалось организовать и направить в детские центры детей общее количество 463 человека и сопровождающих 46, фактически за 2019 год организовано и направлено детей 849 человек, сопровождающих 83 человека.

Распоряжением Министерства образования Сахалинской области от 29.01.2019 № 3.12-100-р утверждается разнарядка о формировании и направлении делегаций в ФГБОУ «Всероссийский детский центр «Океан» и поручено ГБОУДО ОЦВВР обеспечить комплектование и направление делегаций Сахалинской области в рамках договора от 09.01.2019 № 2 о направлении обучающихся Сахалинской области, однако количество обучающихся и сопровождающих лиц впоследствии менялось распоряжением Министерством образования Сахалинской области от 3-х до 18 дней до заезда детей на смену.

Министерство образования Сахалинской области письмом от 01.02.2019 № 3.12-665/19 информировало ГБОУДО ОЦВВР о выделении квоты на путевки в ФГБОУ «Международный детский центр «Артек». Распоряжением от 16.04.2019 № 3.12-452-р поручено ГБОУДО ОЦВВР обеспечить комплектование и направление делегаций Сахалинской области в соответствии с договором от 23.01.2019 № 03-8/9-66 о направлении и приеме детей в объеме выделенной квоты для Сахалинской области - 60 путевок, однако количество обучающихся и сопровождающих лиц впоследствии менялось распоряжением Министерством образования Сахалинской области от 2-х до 30 дней до заезда детей, в связи с выделением дополнительной квоты мест для детей.

Распоряжением Министерства образования Сахалинской области от 23.01.2019 № 3.12-78-р утверждается разнарядка о формировании и направлении делегаций в ФГБОУ «Всероссийский детский центр «Орленок» и поручено ГБОУДО ОЦВВР обеспечить комплектование и направление делегаций Сахалинской области в рамках договора о сотрудничестве от 15.01.2019 № 1 о направлении обучающихся Сахалинской области, однако количество обучающихся и сопровождающих лиц впоследствии менялось распоряжением Министерством образования Сахалинской области в среднем от 15 до 32 дней до заезда детей на смену.

Распоряжением Министерства образования Сахалинской области от 22.03.2019 № 3.12-341-р поручено направить делегацию Сахалинской области в ФГБОУ «Всероссийский детский центр «Смена» для участия в смене «Большой школьный пикник» с 19.04.2019 по 03.05.2019.

Распоряжением Министерства образования Сахалинской области от 26.04.2019 № 3.12-486-р утверждается разнарядка о формировании и направлении делегаций в ФГБОУ «Всероссийский детский центр «Смена» в 2019 году и поручено ГБОУДО ОЦВВР обеспечить комплектование и направление делегаций Сахалинской области в рамках договора от 25.01.2019 № 55-19 РК о направлении обучающихся Сахалинской области в период с 22.06.2019 по 25.09.2019 год,

Однако количество обучающихся и сопровождающих лиц впоследствии менялось распоряжением Министерством образования Сахалинской области за 30 дней до заезда детей на смену.

Из представленных ГБОУДО ОЦВВ документов следует, что заказчик имел разнарядки по планируемым программам проводимым Всероссийским детскими центрами Российской Федерации и обладал нужной информации, а именно сроках проведения месте проведения, что позволяло ему провести подготовительные мероприятия (разработке аукционной документации), однако информация об объеме приобретаемых проездных билетов, а соответственно определить стоимость закупки была получена ГБОУДО ОЦВВР в среднем за две недели до срока заезда делегации в соответствующее место проведение запланированных мероприятий.

В распоряжение Управление ГБОУДО ОЦВВР предоставило информационное письмо от ООО АТА «Сахалин-Трэвел» исх № 511 от 12.11.2018, в котором изложена информация, которая также была принята ко вниманию ГБОУДО ОЦВВР при определении способа закупки у единственного поставщика, также из пояснений представленных ГБОУДО ОЦВВР от 02.06.2020 вх.№ 1964 во внимание приняты те обстоятельства, что авиабилеты по утверждению ГБОУДО ОЦВВР авиакомпании «S7» приобретались ООО АТА «Сахалин-Трэвел» для них по льготной цене, однако подтверждающих данное утверждение доказательств не представлено.

В силу части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

Частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

В соответствии с частью 1 и частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещено ограничение конкуренции, в частности необоснованному ограничению, при осуществлении закупки. Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Государственный заказчик, иные лицами и организации, влияющие на принятие решений при осуществлении закупок запрещается совершать любые действия которые противоречат требованиям Закону о контрактной системе, в силу того, что любое заинтересованное лицо должно иметь возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем), тем самым обязывая заказчика создать равные условия для обеспечения конкуренции между участниками закупки.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе у единственного поставщика (подрядчик, исполнителя) могут осуществляться закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, дом (центр) народного творчества, дом (центр) ремесел, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией, государственной или муниципальной научной организацией, организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую помещаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, под надзор, физкультурно-спортивной организацией на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей (до 31.07.2019 «четырехсот тысяч рублей»). При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать пять миллионов рублей или не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем тридцать миллионов рублей.

Наличие в Законе о контрактной системе правовой возможности осуществления закупок малого объема (до 600 000 рублей) для государственных учреждений культуры у единственного поставщика, не означает предоставление заказчикам права использовать данный способ закупки с целью уклонения от проведения торгов и искусственного дробления единой закупки на несколько договоров с ценой менее установленного законом ограничения. Данная правовая позиция подтверждается сложившейся судебной практикой (в т.ч. постановление АС Волго-Вятского округа от 17.04.2018 г. по делу N А7831/2017).

Такой же позиции придерживается Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд, указав в постановлении от 13.03.2018 г по делу № А53-23499/2017, что дробление сторонами общего объема работ, подлежащих выполнению в соответствующих периодах, определение цены каждого договора в пределах, не превышающих ста тысяч рублей расценивается как свидетельство намерения сторон уйти от соблюдения процедуры торгов.

Согласно пункту 13 статьи 22 Закона о контрактной системе идентичными товарами, работами, услугами признаются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров незначительные различия во внешнем виде таких товаров могут не учитываться. При определении идентичности работ, услуг учитываются характеристики подрядчика, исполнителя, их деловая репутация на рынке.

Также, в письме Минэкономразвития России от 29.03.2017 № Д28и-1353 разъяснено, что осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании статьи 93 Закона о контрактной системе носит исключительный характер. Данная норма применяется в случаях отсутствия конкурентного рынка, невозможности либо нецелесообразности применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для удовлетворения нужд заказчика.

Принимая во внимание тождественность предмета договоров, временной интервал, в течение которого заключены договоры, свидетельствует о наличии факта дробления указанных контрактов на сумму до 600 000 рублей в целях их заключения с единственным подрядчиком.

Таким образом, рад договором образуют единую сделку, искусственно раздробленную и оформленную заказчиком отдельными договорами для формального соблюдения ограничений, предусмотренных Законом о контрактной системе.

Давая пояснения ГБОУДО ОЦВВР указывает на необходимость заключения указанных договоров в краткие сроки, а также на то, что выбор поставщика на ремонтные и строительные работы складывался из субъективных выводах сделанных исходя из сложившихся ранее деловых отношений между ним и ИП XXXXX X.X., приобретение авиабилетов у ООО АТА «Сахалин-Трэвел» по льготной цене, а также с ООО ЧОП «ИНФОСЕРВИС» на охранные услуги до проведения конкурсных процедур и заключении договора с победителем аукциона.

Из чего следует, что заключение спорных договоров не относится к безотлагательной необходимости.

Доказательств необходимости выполнения работ по вышеуказанным договорам, порядок отбора контрагента, а также документы, на основании которых ГБОУДО ОЦВВР было поручено, в максимально сжатые сроки, заключить договоры с ИП XXXXX X.X. и ООО ЧОП «ИНФОСЕРВИС» не представлены.

Таким образом, в действиях ГБОУДО ОЦВВР, выразившихся в искусственном дроблении закупок и заключении 28 договоров без проведения конкурсных процедур с ИП XXXXX X.X. и ООО ЧОП «ИНФОСЕРВИС», усматриваются признаки нарушения требований статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Указанной нормой запрещены соглашения между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами либо согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранения конкуренции.

Квалифицирующими признаками применительно к статье 16 Закона о защите конкуренции выступают реальные либо возможные негативные последствия для определенной конкурентной среды и выявление причинной связи между определенными соглашением и (или) согласованными действиями и такими последствиями.

Для целей соответствующего правового регулирования под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (пункт 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Согласно пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Из анализа вышеуказанных норм следует, что действующее антимонопольное законодательство устанавливает запрет на соглашения между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, оформленные в устной или письменной формах, результатом которых является либо может явиться ограничение конкуренции, создание преимущественных условий по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичные работы/услуги

Учитывая, что по совокупности заключение договоров между ГБОУДО ОЦВВР и ИП XXXXX Л.П и заключение договора с ОО ЧОП «ИНФОСЕРВИС» представляет собой искусственно раздробленную единую сделку на выполнение идентичных видов работ/услуг, данные договоры имеют фактическую направленность на достижение единой хозяйственной цели; заказчик и подрядчик/исполнитель по ним являются одни и те же лица, имеющие единый интерес на выполнение работ/оказание услуг у одного подрядчика/исполнителя одновременно нескольких одноименных видов работ/услуг; в нарушение подпункта 4 пункта 1 статьи 93 Закона о контрактной системе сделка, данная позиция отражена в постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 26 августа 2016 г. по делу N Ф09-8787/16.

Таким образом, в действиях ГБОУДО ОЦВВР на заключение малых сделок по идентичным видам услуг с ООО АТА «Сахалин-Трэвел» в рамках требований пункта 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе без конкурсных процедур усматривается нарушение требований пункта 2 направленные на ограничение числа потенциальных участников закупки.

Наличие в Законе о контрактной системе правовой возможности осуществления закупок для государственных учреждений культуры у единственного поставщика не означает предоставление заказчикам права использовать данный способ закупки с целью уклонения от проведения торгов и искусственного "дробления" единой закупки на несколько договоров с ценой менее установленного законом ограничения.

Заключение муниципальных контрактов для государственных нужд без проведения торгов в случае, когда такие торги должны проводиться в силу требований закона, является действием, ограничивающим конкуренцию при осуществлении закупки, поскольку лишает неопределенный круг потенциальных участников торгов возможности претендовать на заключение контракта в установленном законом порядке в условиях равного недискриминационного доступа к размещению заказа.

Частью 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов организациями или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе ограничению доступа на товарный рынок.

Таким образом, в действиях ГБОУДО ОЦВВР, ИП XXXXX X.X., ООО ЧОП «ИНФОСЕРВИС», ООО АТА «Сахалин-Трэвл» усматриваются признаки нарушения части 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного издан приказ Сахалинского УФАС России от 08.06.2020 г. № 130 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Государственным бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования «Областной центр внешкольной воспитательной работы» (ИНН 6501160253, юридический адрес: 693008, г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина, 266-А); ИП XXXXX X.X. (ИНН 651000060507, ОГРНИП 304650105000346, адрес: 694046, Сахалинская обл., Анивский р-н, с Троицкое, ул. Мостостроителей, д. 3, кв.7); ООО ЧОП «ИНФОСЕРВИС» (ИНН 6501265898, юридический адрес: 693014, Сахалинская обл., г. Южно-Сахалинск, ул. М.А. Пуркаева, д. 35А, офис 25); ООО АТА «Сахалин-Трэвел» (ИНН 6501119350, юридический адрес: 693000, Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина, 246, офис 26) части 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ОПРЕДЕЛИЛ:

  1. Назначить дело № 065/01/16-632/2020 к рассмотрению на 20 июля 2020 года в 15 часов 00 минут по адресу: г. Южно-Сахалинск, пр. Победы, д. 24, 1 этаж;
  2. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве ответчиков: Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Областной центр внешкольной воспитательной работы» (ИНН 6501160253, юридический адрес: 693008, г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина, 266-А); ИП XXXXX X.X. (ИНН 651000060507, ОГРНИП 304650105000346, адрес: 694046, Сахалинская обл., Анивский р-н, с Троицкое, ул. Мостостроителей, д. 3, кв.7); ООО ЧОП «ИНФОСЕРВИС» (ИНН 6501265898, юридический адрес: 693014, Сахалинская обл., г. Южно-Сахалинск, ул. М.А. Пуркаева, д. 35А, офис 25); ООО АТА «Сахалин-Трэвел» (ИНН 6501119350, юридический адрес: 693000, Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина, 246, офис 26);
  3. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве заявителя: Министерство образования Сахалинской области (ОГРН 1036500607241, ИНН 6501140384, юридический адрес: 693019, Сахалинская обл., г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина, 156).

Явка на рассмотрение дела представителей ответчиков обязательна (при невозможности присутствия на заседании Комиссии Сахалинского УФАС России необходимо заблаговременно направить ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя).

При себе необходимо иметь документы, удостоверяющие личность, доверенность, на право представления интересов организации в антимонопольном органе, заверенную надлежащим образом.

Председатель комиссии X.X. XXXXX

XXXXX X.X.

(4242) 46-55-65

Связанные организации

Связанные организации не указаны