Решение б/н Решение № 065/01/10-198/2021 от 1 сентября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение

 

по делу № 065/01/10-198/2021

 

01 сентября  2021 года                                                                 город Южно-Сахалинск 

 

Резолютивная часть решения оглашена 19.08.2021

В полном объеме решение изготовлено   01.09.2021                                                                               

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель Комиссии:     

 

 

Члены Комиссии:                

- X.X. XXXXXX – заместитель руководителя управления,

 

-  X.X. XXXXXX – руководитель управления,

 

-  X.X. XXXXXX –  главный государственный инспектор отдела контроля органов власти, антимонопольного контроля и рекламы,

 

 

рассмотрев дело № 065/01/10-198/2021 по признакам нарушения ООО «Трансбункер-Холмск» (ОГРН: 1056504200290, ИНН: 6509015787, КПП: 650901001, адрес: переулок Маячный, дом 5, г. Холмск, район Холмский, Сахалинская область, 694620) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

в присутствии: 

- представителя ООО «Трансбункер-Холмск» X.X. XXXXXX, на основании доверенности № 04/2021 от 01.06.2021 г.,

- ООО «Хабаровская топливная компания» своего представителя не направило,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области  поступило обращение ООО «Хабаровская топливная компания» (далее – заявитель) о нарушении ПАО «ХМТП» Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при оказании услуг в морском порту Холмск (вх. № 482 от 17.02.2021 г.).

В результате рассмотрении заявлении  установлено следующее.

ООО «Хабаровская топливная  компания» осуществляет регулярные поставки нефтепродуктов морским транспортом в Сахалинскую область через морской порт Холмск для нужд региона.

В целях оказания услуг по перевалке и складскому хранению грузов между ООО «Хабаровская топливная компания» (Заказчик)  и ООО «Трансбункер-Холмск» (Исполнитель) заключен договор № 16/2019 от 01.04.2019 г.

Согласно пункту 1.1 договора его предметом являются комплексные услуги, оказываемые Исполнителем, по перевалке нефтепродуктов, которые включают в себя прием нефтепродуктов Заказчика на нефтебазы Исполнителя, накопление (с обеспечением сохранности) и хранением нефтепродуктов в резервуарах Исполнителя, отгрузку нефтепродуктов на транспорт.  Прием нефтепродуктов с морских танкеров Заказчика производится с  причала № 6 Холмского морского торгового порта.

Причал № 6  находится в распоряжении  Исполнителя на основании договора от 25.07.2012 г. субаренды Причала № 6, входящего в Объект недвижимости «Комплекс перегрузочный морского торгового порта», заключенного с ОАО «ХМТП» (ИНН 6509001181). Целевое назначение объекта: осуществление операций с грузами, в том числе погрузочно-разгрузочные работы, стоянка и обслуживание судов.

На основании пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ
"О естественных монополиях" услуги в портах относятся к сферам деятельности субъектов естественных монополий.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона о естественных монополиях для регулирования и государственного контроля (надзора) за деятельностью субъектов естественных монополий образуются федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий (далее - органы регулирования естественных монополий) в порядке, установленном для федеральных органов исполнительной власти.

Согласно статьи 6 Закона о естественных монополиях одним из методов регулирования деятельности субъектов естественных монополий является ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.

Перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются Правительством Российской Федерации (абз. 3 статьи 6 Закона о естественных монополиях).

Пунктом 5.1 договора  № 16/2019 от 01.04.2019 г установлено, что стоимость услуг, указанных в пункте 1.1 договора определяется по ставкам тарифа, согласованным сторонами в Приложении № 1 (п.5.1.1. договора),  и ставкой перевозки 1 литра топлива автотранспортом Исполнителя, утвержденной сторонами в Приложении № 2 договора.

Дополнительным соглашением от 21.12.2020 г. к договору № 16/2019 от 01.04.2019 г. указанный порядок определения стоимости услуг оставлен без изменения. В орган регулирования естественных монополий за установлением тарифа ООО «Трансбункер-Холмск» не обращалось.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ
 "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).

Указанные обстоятельства, согласно пункту 2 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции, послужили основанием для возбуждения дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства.

18.03.2021 г. Сахалинским УФАС России издан приказ № 43 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ООО «Трансбункер-Холмск»  пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Определением от 23.03.2021 г. (исх. № 08-1333 от 23.03.2021 г.) дело назначено к рассмотрению на 19 мая 2021 г.

Определением от 19.05.2021 г. в связи с необходимостью получения дополнительной информации рассмотрение дела отложено на 17.06.2021 г. (исх.
№ 08-2106 от 20.05.2021 г.).

Определением от 17.06.2021 г. в связи с необходимостью получения дополнительной информации рассмотрение дела отложено на 19.07.2021г.
(исх.№ 08-2490 от 18.06.2021 г.).

Определением от 17.06.2021 г. срок рассмотрения дела продлен на 6 месяцев с 23.06.2021 г. по 23.12.2021 г. (исх.№ 08-2490 от 18.06.2021 г.).

19.07.2021 г. Комиссией принято заключение об обстоятельствах дела, направленное ответчику письмом № 08-3008 от 26.07.2021 г., определением от
19.07.2021 г. рассмотрение дела отложено на 19.08.2021 г. (исх. № 08-2920 от 19.07.2021 г.)

19.08.2021 г. оглашена резолютивная часть решения по делу.

При рассмотрении материалов дела Комиссией установлено следующее.

До 12.01.2020 года цены на услуги по погрузке и выгрузке (перевалке) грузов, хранению грузов  подлежали государственному регулированию на основании Постановления № 293.

Постановлением Правительства РФ от 27.12.2019 № 1923 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, касающиеся государственного регулирования цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в портах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей» погрузка, выгрузка, хранение грузов исключены из перечня услуг субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством.

Приказом ФАС России от 13.07.2020 № 643/20 утвержден перечень морских портов, в отношении которых в установленном порядке выявлено отсутствие конкуренции на рынке услуг, связанных с предоставлением причалов, погрузкой, выгрузкой, хранением грузов, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (зарегистрирован Минюстом России 07.09.2020, регистрационный № 59676), с 18.09.2020 года органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации - Региональной энергетической комиссии Сахалинской области предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239, на территории морского порта Холмск, расположенного в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в отношении услуг, связанных с предоставлением причалов, погрузкой, выгрузкой, хранением грузов.

Таким образом, в период с 12.01.2020 г. по 18.09.2020 г. субъекты естественной монополии, осуществляющие хозяйственную деятельность на рынке услуг по  погрузке и выгрузке грузов, предоставлению причалов, хранению грузов в морском порту Холмск, вправе были самостоятельно устанавливать цены на услуги, с учетом запретов, указанных в статье 10 Закона «О защите конкуренции». После истечения указанной даты стоимость услуг субъектов естественной монополии, связанных с предоставлением причалов, погрузкой, выгрузкой, хранением грузов в морском порту Холмск устанавливается Региональной энергетической комиссией Сахалинской области.

Согласно части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

Анализ проведен в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 года № 220 и зарегистрированным в Минюсте РФ 02.08.2010 года № 18026.

В целях анализа состояния конкуренции на товарном рынке в качестве исходной информации использованы материалы дела №  065/01/10-198/2021.

По результатам проведения анализа состояния конкуренции на рынке услуг по перевалке (погрузке и выгрузке) грузов, хранению грузов, оказываемых ООО «Трансбункер-Холмск» в морском порту Холмск, установлено следующее:

1. Временной интервал исследования определен периодом с 19.04.2019 г. по 18.03.2021 г.

2. Продуктовые границы товарного рынка: услуги по перевалке (погрузке и выгрузке) грузов, хранению грузов, оказываемые ООО «Трансбункер-Холмск» в морском порту Холмск.

3. Географические границы товарного рынка: границы морского порта Холмск.

4. Хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение:  В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» доминирующим признается положение ООО «Трансбункер-Холмск» - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

ООО «Трансбункер», как субъект естественной монополии, занимающий доминирующее положение на рынке оказания услуг по перевалке (погрузке и выгрузке) грузов, хранению грузов в морском порту Холмск, обязано соблюдать предусмотренный пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрет на нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Как было указано выше, стоимость услуг в договоре № 16/2019 от 01.04.2019 установлена в свободном порядке. В орган регулирования естественных монополий  за установлением тарифа общество не обращалось.

В материалы дело представлено письмо ООО «Трансбункер-Холмск», согласно которому позднее общество обратилось в РЭК Сахалинской области за установлением тарифа на перевалку груза в морском порту Холмск - письмо исх.
№ 174 датировано 14.07.2021 г., при этом письмо не содержит предложения общества об установлении ему  тарифа на услугу хранения в морском порту Холмск. Отметка о регистрации входящей почтовой корреспонденции РЭК Сахалинской области на письме отсутствует.

Обществом представлены возражения на заключение об обстоятельствах дела № 065/01/10-198/2021, содержащий довод об отсутствии в его действиях вмененного нарушения ввиду отсутствия в законодательстве положений,  согласно которым установлена прямая и безусловная обязанность субъекта естественной монополии самостоятельно обращаться в уполномоченные органы для установления ему тарифа на услуги, оказываемые в сфере деятельности субъекта естественной монополии.

По мнению общества, такой вывод следует из трактовки приказа ФСТ России от 24.06.2009 №135-т/1, которым утвержден Порядок рассмотрения вопросов по установлению (изменению) цен (тарифов, сборов) или их предельного уровня на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, а также перечень документов, предоставляемых для их установления (изменения).

Указанным приказом предусмотрен заявительный порядок рассмотрения вопроса об установлении тарифа либо об отказе от ценового регулирования.

В соответствии с п .28 Приказа от 24.06.2009 №135-т/1 рассмотрение вопросов по установлению (изменению) тарифов осуществляется органами регулирования на основании предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, общественных организаций потребителей, их ассоциаций и союзов, хозяйствующих субъектов либо по инициативе ФСТ России.

Комиссия считает данный довод ответчика несостоятельным в силу следующего.

В Законе о естественных монополиях установлено, что одним из методов регулирования деятельности субъектов естественных монополий является государственное регулирование тарифов на услуги субъектов естественных монополий (статья 6 Закона о естественных монополиях).

С 18.09.2020 г. в соответствии с Приказом ФАС России от 13.07.2020 № 643/20 в отношении услуг, связанных с предоставлением причалов, погрузкой, выгрузкой, хранением грузов  в морском порту Холмск применяется государственное тарифное регулирование.

Пункт  10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции  содержит безусловный запрет на нарушение хозяйствующим субъектом,  занимающим доминирующее положение на данном товарном рынке, установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Следовательно, соблюдение хозяйствующим субъектом,  занимающим доминирующее положение на товарном рынке установленного нормативно-правовыми актами порядка ценообразования, является его безусловной обязанностью.

С целью соблюдения субъектами естественных монополий данного запрета в приведенных нормативных правовых актах предусмотрено право на обращение в уполномоченный орган с целью установления субъекту естественной монополии тарифа не только для субъекта естественной монополии, но и для органов публичной власти.

В этой связи наличие у органов публичной власти права инициировать установление тарифа на услуги субъекта естественной монополии не влечет возможность субъекта естественной монополии нарушать запрет на осуществление деятельности по оказанию услуг, в отношении которых применяется государственное тарифное регулирование, по самостоятельно установленным тарифам, то есть тарифам, не установленным уполномоченным органом.

Вместе с тем, обществом указанный запрет нарушен, а именно обществом, вопреки положениям Закона о естественных монополиях, оказывались услуги субъекта естественной монополии, в отношении которых применяется государственное тарифное регулирование, по самостоятельно установленным тарифам, то есть с нарушением порядка ценообразования.

При этом должно учитываться, что субъекты естественной монополии являются профессиональными участниками рынка, а, соответственно, не могут не знать о законодательно установленных запретах и об ограничениях, не понимать их смысла и содержания.

При таких обстоятельствах позиция субъекта естественной монополии (общества) об отсутствии у него обязанности самостоятельно обратиться в уполномоченный орган для установления тарифа и соответствующее данной позиции поведение по сути направлено на обход законодательного запрета на оказание услуг субъекта естественной монополии, тарифы на которые регулируются государством, по самостоятельно установленным тарифа.

Таким образом, с началом действия (18.09.2020 г.) приказа ФАС России от 13.07.2020 № 643/20 действия ООО «Трансбункер-Холмск по оказанию услуг по перевалке нефтепродуктов и складскому хранению на основании договора № 16/2019 от 01.04.2019 г., по цене, установленной без обращения в орган регулирования естественных монополий, содержат  признаки нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь частью 1 статьи 10, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ООО «Трансбункер-Холмск» (ОГРН: 1056504200290, ИНН: 6509015787, КПП: 650901001, адрес: переулок Маячный, дом 5, г. Холмск, район Холмский, Сахалинская область, 694620) субъектом естественной монополии, занимающим доминирующее положение на товарном рынке услуг по перевалке (погрузке и выгрузке) грузов, хранению грузов, оказываемых в морском порту Холмск.

2. Признать ООО «Трансбункер-Холмск» (ОГРН: 1056504200290, ИНН: 6509015787, КПП: 650901001, адрес: переулок Маячный, дом 5, г. Холмск, район Холмский, Сахалинская область, 694620) нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

3. Выдать ООО «Трансбункер-Холмск» (ОГРН: 1056504200290, ИНН: 6509015787, КПП: 650901001, адрес: переулок Маячный, дом 5, г. Холмск, район Холмский, Сахалинская область, 694620) обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях в отношении МУП «Тепло» и виновных должностных лиц.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Сахалинской области в течение трех месяцев со дня его изготовления в полном объёме.

 

 

Председатель Комиссии

 

 

X.X. XXXXXX

 

 

 

 

Члены Комиссии:

 

 

X.X. XXXXXX

 

 

 

 

 

 

 

       X.X. XXXXXX

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны