Определение б/н без аннотации от 22 марта 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области

почтовый адрес: пр. Победы, 24,

г. Южно-Сахалинск, 693007

юридический адрес: пр. Победы, 24,

г. Южно-Сахалинск, 693007

тел. (4242) 46-55-66, 46-55-69, факс (4242) 46-55-67

e-mail: to65@fas.gov.ru

____________ № ____________

На № _______ от ___________

 

Агентство по рыболовству

Сахалинской области

Коммунистический проспект, 32, город Южно-Сахалинск, Сахалинская область, 693009

Акционерное общество

«Сахалин Лизинг Флот»

Мишенная улица, дом 131, офис 23, город Петропавловск-Камчатский, Камчатский край, 683016

     

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о назначении дела № 08-37/2019 о нарушении

антимонопольного законодательства к рассмотрению

 

22 марта 2019 года г. Южно-Сахалинск

Председатель Комиссии Сахалинского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства ***,

УСТАНОВИЛ:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступили материалы от ФАС России (вх. № 523 от 13.02.2019 г.) по признакам нарушения статьи 15 и 16 Федерального закона от 26.07.20006 № 135-ФЗ «Защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в отношении ЗАО «Сахалин Лизинг Флот» (ОГРН 1026501017531, ИНН 6509006140) (далее - Общество), Агентства по рыболовству Сахалинской области (ОГРН 1106501008690, ИНН 6501231666) (далее – Агентство), а также Сахалино-Курильского территориального управления Росрыболовства, полученные в ходе рассмотрения обращения ЗАО «Сахалин Лизинг флот» от 31.05.2018 (регистрационный номер <...> /18) на действия Федерального агентства по рыболовству в связи с вынесением ненормативного правового акта, в результате которого Общество будет лишено на период 2019-2033 гг. права на добычу кальмара командорского в Северо-Курильской зоне, то есть права на осуществление основного вида деятельности.

Из материалов установлено следующее.

22 ноября 2008 года между Департаментом по рыболовству Сахалинской области и обществом был заключен договор № 78/1 о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления прибрежного рыболовства, за исключением анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб. По условиям указанного договора департамент предоставил Обществу право на добычу (вылов) водных биоресурсов в соответствии с долей квоты для осуществления прибрежного рыболовства кальмара в Северо-Курильской зоне в размере 9,973%.

Прибрежные квоты распределяются юридическому лицу на каждый год по соответствующему виду водных биологических ресурсов и району добычи (вылова) водных биологических ресурсов, исходя из утвержденных в установленном порядке на этот год прибрежных квот добычи (вылова) и доли, за крепленой за юридическим лицом (пункты 1, 2 договора). Согласно пунктам 5 и 7 договора указанный договор заключен сторонами сроком на 10 лет и может быть расторгнут до истечения срока его действия по соглашению сторон.

Распоряжением агентства от 08.12.2017 № 146-р распределены квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления прибрежного рыболовства на 2018 год за исключением анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб, согласно которому общество наделено правом на освоение в 2018 году 423,299 тонн кальмара командорского в Северо-Курильской зоне.

Распоряжением агентства от 09.04.2018 № 57-р «О внесении изменений в распоряжение от 08.12.2017 № 146-р «О распределении квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления прибрежного рыболовства, за исключением анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб, на 2018 год в Сахалинской области» Общество исключено из списка организаций, имеющих право на освоение в 2018 году кальмара командорского в Северно Курильской зоне (строка № 6 в таблице «Кальмар командорский»).

Указанные распоряжения размещены на официальном сайте Агентства по рыболовству Сахалинской области.

Полагая, что названное распоряжение № 57-р от 09.04.2018 не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы юридического лица в осуществляемой предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд Сахалинской области (дело № А59-2699/2018).

27.07.2018 суд вынес решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, апелляционная и кассационная судебные инстанции решение арбитражного суда Сахалинской области оставили без изменения.

В решении суда были сделаны следующие выводы.

Правовое регулирование отношений в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов осуществляется положениями Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее – Закон № 166-ФЗ) и иными правовыми актами законодательства в данной сфере. Согласно части 1 статьи 11 Закона № 166-ФЗ право на добычу (вылов) водных биологических ресурсов возникает по основаниям, предусмотренным названным Федеральным законом.

Как следует из статьи 33.1 Закона № 166-ФЗ, по договору о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов одна сторона – орган государственной власти обязуется предоставить право на добычу (вылов) водных биоресурсов другой стороне – юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

В соответствии с частью 2 статьи 30 Закона № 166-ФЗ в редакции, действовавшей до 1 января 2018 года, прибрежные квоты во внутренних морских водах Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации распределяются между прибрежными субъектами Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок распределения квот добычи (вылова) водных биоресурсов, указанных в части 1 названной статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 15.08.2008 № 611 утверждены Правила распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления прибрежного рыболовства (далее – Правила № 611).

В силу пунктов 2 и 3 Правил № 611 прибрежные квоты распределяются между заявителями путем заключения с ними договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов на 10 лет на основании данных государственного рыбохозяйственного реестра об объеме добытых (выловленных) заявителями водных биоресурсов за 9 лет, предшествующих расчетному году. Определение долей осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с утвержденными долями уполномоченный орган заключает с заявителями договоры о закреплении за ними долей на 10 лет (пункт 16 Правил № 611).

Уполномоченный орган на основании заключенных договоров о закреплении долей распределяет прибрежные квоты между заявителями ежегодно, до 30 декабря, но не ранее даты утверждения прибрежных квот (пункт 17 Правил № 611).

Из материалов дела усматривается и участниками процесса не оспаривается, что 22 ноября 2008 года между департаментом по рыболовству Сахалинской области и обществом был заключен договор № 78/1 о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления прибрежного рыболовства, за исключением анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб, по условиям которого департамент предоставил обществу право на добычу (вылов) кальмара в Северо-Курильской зоне в соответствии с долей квоты в размере 9,973% (далее – договор).

Согласно пункту 2 данного договора прибрежные квоты распределяются юридическому лицу на каждый год по соответствующему виду водных биологических ресурсов и району добычи (вылова) водных биологических ресурсов, исходя из утвержденных в установленном порядке на этот год прибрежных квот добычи (вылова) и доли, закрепленной за юридическим лицом. Срок действия договора определен сторонами в пункте 5 договора и составляет 10 лет.

Таким образом, между сторонами возникли правоотношения по договору о закреплении доли квоты добычи (вылова) водных биоресурсов в морских водах, которые регулируются Законом № 166-ФЗ.

На основании указанного договора в целях реализации Постановления Правительства РФ от 15.08.2008 № 611 агентство распоряжением № 146-р от 08.12.2017 «О распределении квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления прибрежного рыболовства, за исключением анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб, на 2018 год Сахалинской области» наделило общество правом на освоение в 2018 году 423,299 тонн кальмара командорского в Северо-Курильской зоне (приложение к распоряжению – Таблица № 1).

Частью 1 статьи 13 Закона № 166-ФЗ установлено, что право на добычу (вылов) водных биоресурсов прекращается, в том числе: по истечении срока действия права на добычу (вылов) водных биоресурсов; по соглашению между лицом, которому предоставлены в пользование водные биоресурсы, и уполномоченным органом государственной власти; в иных случаях, предусмотренных ГК РФ и другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 5 Закона № 166-ФЗ договорные обязательства и иные отношения, связанные с оборотом водных биоресурсов, регулируются гражданским законодательством, если иное не установлено названным Федеральным законом.

Согласно части 1 статьи 33.5 Закона № 166-ФЗ договор о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов может быть досрочно расторгнут по требованию одной из сторон в соответствии с гражданским законодательством и данным Федеральным законом.

Частью 2 статьи 33.5 Закона № 166-ФЗ предусмотрено, что на основании требования органа государственной власти, заключившего договоры, указанные в статьях 33.1, 33.3 и 33.4, допускается их досрочное расторжение в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 13 Закона № 166-ФЗ.

В частности, принудительное прекращение права на добычу (вылов) водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, осуществляется в случаях, если добыча (вылов) водных биоресурсов осуществляется в течение двух лет подряд в объеме менее пятидесяти процентов промышленных квот и прибрежных квот (пункт 2 части 2 статьи 13 Закона № 166-ФЗ).

По условиям заключенного сторонами договора № 78/1 от 22.11.2008 данный договор может быть расторгнут до истечения срока его действия по соглашению сторон (пункт 7 договора), а также по требованию одной из сторон в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (пункт 8 договора).

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что основанием для принятия Агентством оспариваемого распоряжения № 57-р от 09.04.2018 явился выявленный последним в ходе сверки документов факт расторжения договора № 78/1 от 22.11.2008 путем заключения его сторонами соглашения от 04.03.2011.

Пунктом 1 данного соглашения стороны определили, что договор № 78/1 от 22.11.2008 расторгнут на основании части 2 статьи 13 Закона № 166-ФЗ в связи с освоением в 2009 и 2010 годах ЗАО «Сахалин Лизинг Флот» квот добычи (вылова) кальмара командорского менее 50%. Соглашение подписано руководителем агентства *** (агентство является правопреемником департамента по рыболовству Сахалинской области) и генеральным директором общества ***, а также скреплено печатями сторон.

Суд оценив все имеющиеся в деле доказательства сделал вывод, что после 4 марта 2011 года Общество утратило право на добычу (вылов) водных биологических ресурсов в соответствии с долей квоты, указанной в договоре, в связи с чем, основания для распределения ему прибрежных квот по соответствующему району добычи (вылова) кальмара командорского на 2018 год отсутствовали.

Также суд пришел к выводу, что выявив факт принятия распоряжения № 146-р от 08.12.2017 «О распределении квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления прибрежного рыболовства, за исключением анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб, на 2018 год в Сахалинской области» в отсутствие предусмотренного пунктом 17 Правил № 611 основания, Агентство правомерно в пределах предоставленных ему полномочий издало распоряжение № 57-р от 09.04.2018, исключив тем самым заявителя из списка организаций, имеющих право на вылов (добычу) в 2018 году кальмара командорского в Сахалинской области (Северо-Курильской зоне).

Причем довод заявителя о сохранении фактических правоотношений сторон по договору № 78/1 от 22.11.2008, согласно которым агентство на протяжении 10 лет предоставляло обществу право на добычу (вылов) водных биологических ресурсов путем принятия соответствующих распоряжений, а общество оформляло разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов в Территориальном управлении Росрыболовства и осуществляло промысел данного вида ресурсов, судом отклонились как не имеющий правового значения. Данные обстоятельства в условиях заключенного сторонами соглашения от 04.03.2011 не свидетельствуют о возникновении и наличии у заявителя права на добычу (вылов) водных биологических ресурсов в соответствии предусмотренными Законом № 166-ФЗ основаниями, как и не подтверждают действительность договора № 78/1 от 22.11.2008 по настоящее время.

Действия агентства и общества, выразившиеся в подписании соглашения о расторжении договора, свидетельствуют о выражении сторонами договора письменного согласия на его расторжении в добровольном порядке, предусмотренном пунктом 7 договора и частью 1 статьи 450 ГК РФ.

Законных оснований для признания договора действующим не имеется. Аналогично не имеет существенного правового значения ссылка общества на представленные копии разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, в которых в качестве оснований для их выдачи указаны распоряжение агентства о распределении квот и спорный договор о закреплении долей квот добычи (вылова). Тот факт, что такие разрешения выдавались ежегодно территориальным управлением в отсутствие сведений о расторжении договора о закреплении за обществом долей квот, влекущем прекращение права на добычу (вылов) водных биоресурсов, не свидетельствует о недействительности подписанного сторонами соглашения от 04.03.2011 либо фактическом продолжении действия договора.

При этом Общество, достоверно зная о прекращении правоотношений по договору, продолжало осуществлять деятельность по вылову (добычи) кальмара в Северо-Курильской зоне в условиях введения в заблуждение уполномоченных органов.

С 2011 по 2018 гг. Общество обращалось в Федеральное агентство по рыболовству с заявкой о закреплении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсах во внутренних морских водах РФ для осуществления промышленного и (или) прибрежного рыболовства на основании договора, срок действия которого истекает до 31.12.2018 г. , указывая в реквизитах действующего договора дату договора 02.12.2008 № 65/ДДЭ/00059, дополнительное соглашение № 1 от 10.12.2008 г., указывая орган, заключивший договор - Федеральное агентство по рыболовству, и договор от 22.11.2008 № 78/1, указывая орган, заключивший договор - Департамент по рыболовству Сахалинской области, без указания соглашения о расторжении.

Соглашение от 04.03.2011 о расторжении договора от 22.11.2008 № 78/1 подписано руководителем Агентства ***, Распоряжение от 03.12.2014 г № 88 р «О распределении квот добычи на 2015», с включением ЗАО «Сахалин Лизинг Флот» в список пользователей также подписан ***, далее аналогичные Распоряжения в 2015, 2016 были подписаны руководителем ***.

В силу статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок хозяйствующих субъектов.

Квалифицирующими признаками применительно к статье 16 Закона о конкуренции выступают реальные либо возможные негативные последствия для определенной конкурентной среды и выявление причинной связи между определенными соглашением и (или) согласованными действиями и такими последствиями.

Соглашением признается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (пункт 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

К признакам ограничения конкуренции пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции отнесены сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации. Приведенный перечень не является исчерпывающим.

Таким образом, в действиях должностных лиц Агентства по рыболовству Сахалинской области и заинтересованного лица ЗАО «Сахалин Лизинг Флот» имеются признаки нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, а именно:

  1. определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке;
  2. установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В связи с вышеизложенным, по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении Агентства по рыболовству Сахалинской области и Акционерного общества «Сахалин Лизинг Флот» возбуждено дело № 08-37/2019 Приказом № 48/1 от 13.03.2019 г.

Руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2018 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ОПРЕДЕЛИЛ:

  1. Назначить дело № 08-37/2019 к рассмотрению на 22 апреля 2019 года в 11 часов 30 минут по адресу: г. Южно-Сахалинск, пр. Победы, д. 24, 1 этаж;
  2. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве Ответчиков:

- Агентство по рыболовству Сахалинской области (ИНН 6501231666; ОГРН 1106501008690; адрес: Коммунистический проспект, 32, город Южно-Сахалинск, Сахалинская область, 693009)

- Акционерное общество «Сахалин Лизинг Флот» (ИНН 6509006140; ОГРН 1026501017531; адрес: Мишенная улица, дом 131, офис 23, город Петропавловск-Камчатский, Камчатский край, 683016).

3. Лицам, участвующим в деле представить письменные пояснения по существу рассматриваемого дела в срок до 18.04.2019 г.

Явка представителей ответчиков обязательна (при невозможности присутствия на заседании Комиссии Сахалинского УФАС России необходимо заблаговременно направить ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя).

При себе необходимо иметь документы, удостоверяющие личность, доверенность, на право представления интересов организации в антимонопольном органе, заверенную надлежащим образом.

Председатель комиссии ***

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны