Решение б/н без аннотации от 6 августа 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Сахалинской области

почтовый адрес: пр. Победы, 24,

г. Южно-Сахалинск, 693007

юридический адрес: пр. Победы, 24,

г. Южно-Сахалинск, 693007

тел. (4242) 46-55-66, факс (4242) 46-55-67

e-mail: to65@fas.gov.ru

 

______________ № ______________

На № __________ от ________________

РЕШЕНИЕ

по делу № 08-01/2019

06 августа 2019 года г. Южно-Сахалинск

Резолютивная часть решения объявлена 26 июля 2019 года

Решение изготовлено в полном объеме 06 августа 2019 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:

- *** – заместитель руководителя управления;

- *** специалист эксперт отдела контроля государственных закупок;

- *** – государственный инспектор отдела контроля органов власти, антимонопольного контроля и рекламы;

рассмотрев дело 08-01/2019, в отношении Федерального государственного унитарного предприятия «Росморпорт» (127055, г. Москва, ул. Сущевская, д. 19, ст. 7, ОГРН 1037702023831, ИНН 7702352454, КПП 770701001) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

В присутствии:

От Администрации Северо – курильского городского округа - представитель не явился.

От ФГУП «Росморпорт» - ***. по доверенности № 63-12/Ю18 от 26 декабря 2018.

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступило обращение главы Администрации Северо – курильского городского округа ***(вх. № 3944от 19.11.2018 г.) на действия субъекта естественной монополии Федерального государственного унитарного предприятия «Росморпорт» (далее – ФГУП «Росморпорт»), оказывающего услуги по обеспечению лоцманской проводки судов в морском терминале Северо-Курильск морского порта Невельск.

По результату рассмотрения заявления, был издан приказ Сахалинского УФАС России от 09.01.2019 № 01 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Федеральным государственным унитарным предприятием «Росморпорт» (127055, г. Москва, ул. Сущевская, д. 19, ст. 7, ОГРН 1037702023831, ИНН 7702352454, КПП 770701001) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Определением от 10.01.2019 г. рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства № 08-01/2019 назначено на 08.02.2019 г.

08.02.2019 г. состоялось заседание Комиссии Сахалинского УФАС России, в ходе, которого Комиссия решила отложить рассмотрение дела в связи с необходимостью получения дополнительной информации.

Определением от 08.02.2019 г. рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства № 08-01/2019 отложено на 08.04.2019 г.

08.04.2019 г. состоялось заседание комиссии Сахалинского УФАС России, Комиссия решила продлить срок рассмотрения дела № 08-01/2019 на шесть месяцев по 10.10.2019 г, отложить рассмотрение дела в связи с необходимостью получения дополнительной информации.

Определением от 08.04.2019, рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства № 08-01/2019 отложено на 30.05.2019 г.

30.05.2019 г. состоялось заседание Комиссии Сахалинского УФАС России в ходе, которого Комиссия решила дополнительно квалифицировать действия ФГГУП «Росморпорт» по части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Определением от 30.05.2019 г. рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства №08-01/2019 отложено 28.06.2019 г.

28.06.2019 г. на заседании Комиссии Сахалинского УФАС России оглашено заключение об обстоятельствах дела о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия прекратила рассмотрение дела по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи Закона о защите конкуренции, квалифицировала действия ФГУП «Росмотрпорт» по части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Определением от 28.06.2019 г. рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства №08-01/2019 отложено на 26.07.2019 г.

В ходе рассмотрения дела Комиссией были установлены следующие фактические обстоятельства дела.

ФГУП «Росморпорт» оказывает услуги по обеспечению лоцманской проводки судов в морском терминале Северо – Курильск морского порта Невельск, ставки лоцманского сбора за услуги лоцманской проводки судов определены приказом ФГУП «Росморпорт» от 05.09.2017 № 357.

Ставка лоцманского сбора, утверждённая приказом ФГУП «Росморпорт» от 05.09.2017 № 357 не включает в себя плату за транспортные средства, используемые для доставки и снятия лоцмана с судна.

ФГУП «Росморпорт» при оказании услуг лоцманской проводки судов, доставку лоцмана на борт судна и обратно, не осуществляет, что подтверждено письменными пояснениями ФГУП «Росморпорт» от 22.07.2019 № вх. 2676.

Согласно части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

По результатам проведения анализа состояния конкуренции на рынке оказания услуг по предоставлению причалов на территории морского терминала Северо – Курильского морского порта Невельск по делу № 08-01/2019 по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, установлено следующее.

1. Временной интервал исследования определен периодом с 07.11.2017 г. по 09.01.2019 г.

2. Продуктовые границы товарного рынка: услуги по обеспечению лоцманской проводки судов в порту, оказываемые в сфере деятельности субъекта естественной монополии.

3. Географические границы товарного рынка: граница морского терминала Северо – Курильск морского порта Невельск.

4. Хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение: В соответствии с частью 5 статьи 6 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положением ФГУМ «Росморпорт» - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Услуги в портах являются сферой деятельности субъектов естественной монополии на основании статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях".

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), Федеральная антимонопольная служба осуществляет государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, а также предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами.

На основании пункта 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за соблюдением законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий.

На основании пункта 6 Положения об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий и о пределах такого регулирования и контроля, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 N 950, государственному регулированию органами регулирования подлежит деятельность субъектов естественных монополий в сфере услуг в портах, включенных в реестр субъектов естественных монополий и не вошедших в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 № 293 "О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей" (далее - постановление N 293) утвержден перечень услуг субъектов естественных монополий в портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством.

Указанный перечень услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством, включает:

1. Обеспечение безопасности мореплавания и порядка в порту

2. Обеспечение прохода судов по подходным каналам

3. Обеспечение лоцманской проводки судов

4. Ледокольное обеспечение круглогодичной навигации

5. Предоставление судам маячных сооружений и оборудования, створных знаков

6. Предоставление судам акватории, рейдов, якорных стоянок и услуги систем управления движением судов в порту и на подходах к нему

7. Предоставление причалов

8. Обеспечение экологической безопасности в порту

9. Погрузка и выгрузка грузов

10. Хранение грузов

11. Услуги буксиров

12. Обслуживание судов на железнодорожно-паромных переправах

13. Обслуживание пассажиров.

14. Обеспечение транспортной безопасности акватории морского порта.

Таким образом, в силу приказа № 293, услуги по обеспечению лоцманской проводки судов в морских портах, входят в перечень услуг субъектов естественных монополий в морских портах цены (тарифы, сборы) на которые подлежат государственному регулированию.

Вместе с тем, в течение 2017-2018 г.г. ФАС России было принято несколько решений по вопросу изменения регулирования деятельности субъектов естественной монополии в морских портах Российской Федерации путем неприменения ценового регулирования в том числе Приказ ФАС России от 13.06.2017 № 781/17 «Об изменении регулирования деятельности лоцманских организация в морских портах Российской Федерации» (зарегистрирован Минюстом России от 24.07.2017, регистрационный номер <...> ) (далее – Приказ № 781/17).

Приказ № 781/17 разработан в соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 17.08.1996 № 147-ФЗ «Об естественных монополиях», пунктами 68 69 приказа ФСТ России о 13.10.2010 № 481-э «Об утверждении порядка рассмотрения документов, представляемых для принятия решения о введении, изменении или прекращений регулирования деятельности субъектов естественных монополий и перечня таких документов» (зарегистрирован Минюстом России 22.10.2010, регистрационный номер <...> (далее Приказ № 481-э) на основании пункта 6.1 (1) Положения ФАС России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. № 331.

В соответствии с пунктом 1 Приказа № 781/17 ценовое регулирование на услуги по обеспечению лоцманской проводки судов не применяются в отношении ФГУП «Росморпорт».

Согласно пункту 68 Приказа № 481-э решение об изменении регулирования предполагает изменение мер регулирования, применяемых к субъекту естественной монополии, в том числе в зависимости от экономического обоснования, может содержать положения о неприменении к субъекту естественной монополии ценового регулирования, осуществляемого посредством установления цен (тарифов).

В соответствии с пунктом 2 Приказа № 781/17 на субъекты естественной монополии, в том числе на ФГУП «Росморпорт» возложена обязанность о предоставлении в ФАС России заверенной копии акта (документа) об установлении (изменении) тарифов на услуги по обеспечению лоцманской проводки судов.

Таким образом, ставка лоцманского сбора на услуги по обеспечению лоцманской проводки судов в морском терминале Северо – Курильск морского порта Невельск, установлена ФГУП «Росмопорт» самостоятельно в связи с изданием Приказа № 781/17.

Вместе с тем, при формировании цены субъект естественной монополии обязан руководствоваться указаниями ФАС России.

Стоит, отметить, что приказ отменяет регулирование только в части установления цены, но не отменяет регулирование указанного вида деятельности.

На основании изложенного, Комиссия прекратила рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием признаков нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно статье 86 (Глава VI. Морские лоцманы § 1. Лоцманская проводка судов) Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ (далее – Кодекс торгового мореплавания) лоцманская проводка судов осуществляется в целях: обеспечения безопасности плавания судов и предотвращения происшествий с судами, защиты морской среды.

В соответствии со статьей 89 Кодекс торгового мореплавания Федеральный орган исполнительной власти в области транспорта устанавливает районы обязательной и районы необязательной лоцманской проводки судов в обязательных постановлениях в морских портах.

Согласно перечню Обязательных постановлений в морском порту Российской Федерации, который разрабатываются в соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ, Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации, Общими правилами плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним порт Невельск относится к району обязательной проводки судов.

Согласно статье 106 Кодекса торгового мореплавания с судов, пользующихся услугами лоцманов, взимается лоцманский сбор, размер которого, порядок его взимания и категории освобождаемых от уплаты лоцманского сбора судов, осуществляются в порядке, установленном законодательством РФ

Приказом Минтранса РФ от 22.07.2008 № 112 "Об утверждении Положения о морских лоцманах Российской Федерации" (далее – Приказ № 112) определены обязательные требования в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предоставление услуг по лоцманской проводке морских судов.

Согласно пункта 10 (Раздел II Требования предъявляемые к морским лоцманам) Приказа № 112 для осуществления лоцманских проводок в распоряжении морского лоцмана должно находиться следующее материально-техническое обеспечение и оснащение:

1) средства доставки морского лоцмана с берега на судно, обеспечивающие безопасную посадку и безопасную высадку морского лоцмана с судна, находящиеся в исправном состоянии и обладающие необходимыми техническими характеристиками исходя из протяженности района лоцманской проводки судов, продолжительности лоцманской проводки судов, интенсивности судоходства, гидрометеорологических и других особенностей района лоцманской проводки судов (лоцманский катер, вертолет и т.п.);

2) автомобильный транспорт, функционирующий в круглосуточном режиме;

3) необходимые средства связи с судами, службами морского порта, ЦУДС и СУДС;

4) индивидуальную систему позиционирования и идентификации судов, сопряженную с информационной базой СУДС и портовых служб;

5) помещения для работы и отдыха морских лоцманов, соответствующие санитарным нормам и оборудованные телефонной связью и необходимой оргтехникой;

6) помещение и оборудование для проведения технической учебы морских лоцманов;

7) помещение, имеющее оборудование для хранения и подогрева пищи;

8) морские навигационные карты и пособия на район лоцманской проводки судов, откорректированные по последним "Извещениям мореплавателям";

9) навигационная, гидрометеорологическая и гидрологическая информация по району лоцманской проводки судов;

10) необходимые документы, связанные с лоцманской деятельностью;

11) спецодежду в соответствии с климатическими условиями района лоцманской проводки судов;

12) индивидуальные спасательные средства и средства индивидуальной связи одобренного типа;

13) медицинские средства оказания первой помощи.

Согласно письменным пояснениям, ФГУП «Росморпорт» не имеет обязательного в соответствии с Приказом № 112 средства доставки морского лоцмана с берега на судно, обеспечивающего безопасную посадку и безопасную высадку морского лоцмана с судна (лоцманский катер, вертолет и т.п.).

Комиссия Сахалинского УФАС России решила, что понятие: «в распоряжение лоцмана» не содержит утверждение того, что транспортное средство должно находится в собственности лоцмана. Средство может находиться и на ином праве или в силу договора о пользовании. В тоже время обеспечение услуги в полном объеме, указанном в нормативном акте является обязательным для субъекта естественной монополии при оказании услуг лоцманской проводки.

Комиссия Сахалинского УФАС России приходит к выводу, что ФГУП «Росморпорт» не обеспечивает доставку и снятие лоцмана с судна, чем нарушает права потребителей услуги «лоцманская проводка судов», направленных на получение такой услуги в полном объеме, установленном нормативно-правовыми актами.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Таким образом, указанными действиями ФГУП «Росморпорт» нарушило требования части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьями 41, 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать Федеральное государственное унитарное предприятие «Росморпорт» в лице Сахалинского филиала (далее - ФГУП «Росморпорт») (127055, г. Москва, ул. Сущевская, д. 19, ст. 7, ОГРН 1037702023831, ИНН 7702352454, КПП 770701001) субъектом естественной монополии, занимающим доминирующее положение на рынке услуг по обеспечению лоцманской проводки судов в границах морского терминала Северо – Курильск морского порта Невельск, оказываемые в сфере деятельности субъекта естественной монополии;

2. Признать Федеральное государственно унитарное предприятие «Росморпорт» в лице Сахалинского филиала (далее - ФГУП «Росморпорт») (127055, г. Москва, ул. Сущевская, д. 19, ст. 7, ОГРН 1037702023831, ИНН 7702352454, КПП 770701001) нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции;

3. Выдать ФГУП «Росморпорт» обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства;

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении предусмотренном частью 2 статьи 14.31КоАП РФ в отношении ФГУП «Росморпорт» и виновного должностного лица.

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Сахалинской области в течение трех месяцев со дня его изготовления в полном объёме.

Председатель Комиссии ***

Члены Комиссии ***

 

***

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны