Аналитический отчет б/н Без аннотации. от 19 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

федеральная антимонопольная служба

Управление Федеральной антимонопольной службы по САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

г. Южно-Сахалинск, пр. Победы, 24 тел. (4242) 46-55-66

КРАТКИЙ ОТЧЕТ (ОБЗОР)

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНАЛИЗА СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНЦИИ, ПРОВЕДЕННОГО ПРИ РАССМОТРЕНИИ ДЕЛА № 065/01/14.8-112/2021 ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ СТАТЬИ 148. ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 26.07.2006 № 135-ФЗ «О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ»

 

 

г. Южно-Сахалинск

 

2021

I. Общие положения.

Настоящий анализ проведен в соответствии с подпунктом «а» пункта 1.1. Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 г. № 220 (далее – Порядок № 220) при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства № 065/01/14.8-112/2021, возбужденного по признакам нарушения статьи 148. Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон «О защите конкуренции»).

Дело о нарушении антимонопольного законодательства № 065/01/14.8-112/2021 по признакам нарушения статьи 148. Закона «О защите конкуренции» возбуждено в отношении Индивидуального предпринимателя *** в связи с осуществлением пассажирских перевозок автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении по маршруту № 2-2 «Южно-Сахалинск - Долинск - Южно-Сахалинск» в отсутствие заключенного с уполномоченным органом местного самоуправления г. Южно-Сахалинска в сфере транспортного обслуживания населения договора об осуществлении регулярных перевозок транспорта и багажа по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок.

Основанием для возбуждения дела послужило заявление ООО «Автоколонна 1407» (далее также Заявитель) (вх. № 4005 от 27.10.2020) о недобросовестной конкуренции, содержащее признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные статьей 148. Закона «О защите конкуренции», в связи с незаконным выполнением пассажирских перевозок автомобильным транспортом.

Из заявления следует, что ООО «Автоколонна 1407» осуществляет деятельность, связанную с регулярными пассажирскими перевозками автобусным транспортом междугороднего сообщения по установленным Министерством транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области маршрутам и на основании государственных контрактов, заключенных с Министерством транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области.

Так, в соответствии с заключенным государственным контрактом № 06/01 от 22.01.2018 г. ООО «Автоколонна 1407» оказывает услуги, связанные с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемому тарифу на межмуниципальном маршруте № 112 «Южно-Сахалинск – Долинск - Южно-Сахалинск».

Указанный государственный контракт заключен в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральным законом от 13.07.2015 г. № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» по результатам открытого конкурса в электронной форме, на основании протокола подведения итогов открытого конкурса в электронной форме № 0361200015017007088 от 11.01.2018 г., которым определены требования к используемым транспортным средствам и к обеспечению безопасности пассажиров и багажа при оказании услуг в соответствии с требованиями, предъявляемыми действующими нормативными актами, установлены тарифы, утвержден маршрут следования и определены остановочные пункты на этом маршруте, утверждено расписание движения автобусов.

Однако, выполняя работы по контракту, Заявитель столкнулся с работой на маршруте «Южно-Сахалинск – Долинск - Южно-Сахалинск» нелегальных перевозчиков, осуществляющих пассажирские перевозки автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении.

По мнению Заявителя, пассажирские перевозки осуществляет ООО «ЮНИКОР» , ИП***.

Данные лица осуществляют пассажирские перевозки по не установленному маршруту регулярных перевозок, сведения о котором отсутствуют в реестре маршрутов межмуниципального сообщения № 112 «Южно-Сахалинск – Долинск - Южно-Сахалинск».

В доказательство осуществления пассажирских перевозок представлены фотоматериалы, содержащие изображение автотранспортных средств, графики отправки автотранспортных средств, места продажи билетов и стоимость билетов.

Согласно полученным фотоматериалам установлено, что по межмуниципальному маршруту «Южно-Сахалинск – Долинск - Южно-Сахалинск» перевозку пассажиров осуществляет транспортное средство со следующим государственным номером:

- М***

Из вышеизложенного следует вывод, что ИП *** имитирует оказание услуг пассажирской перевозки по направлению «Южно-Сахалинск – Долинск - Южно-Сахалинск», фактически осуществляя при этом регулярные перевозки пассажиров и багажа.

Согласно пункту 4 статьи 4 Закона «О защите конкуренции» товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона «О защите конкуренции» хозяйствующий субъект - индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.

Из пункта 7 статьи 4 Закона «О защите конкуренции» следует, что конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно пункту 9 статьи 4 Закона «О защите конкуренции», недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Из определения понятия «недобросовестная конкуренция» следует, что для квалификации совершенных деяний в качестве акта недобросовестной конкуренции, действия конкретного лица должны выполнять одновременно следующие условия:

- лицо, совершившее данное деяние, обладает признаком хозяйствующего субъекта (а также наличие конкурентных отношений между хозяйствующими субъектами);

- наличие действия хозяйствующего субъекта (группы лиц);

- направленность на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности;

- противоречие действия законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;

- совершенные действия способны причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации другого хозяйствующего субъекта.

Таким образом, осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении без надлежащего образом оформленных документов нарушает требования, установленные действующим законодательством.

Действия ИП ***., осуществляющей регулярные пассажирские перевозки по маршруту «Южно-Сахалинск – Долинск - Южно-Сахалинск» без соответствующих разрешительных документов, влекут получение необоснованных преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности (так как она не несет расходы, связанные с ее осуществлением в части участия в проводимых конкурсах, приготовлением к осуществлению предпринимательской деятельности в части приобретения необходимого оборудования и прочего).

В связи с изложенным можно сделать вывод о наличии всех обязательных критериев, которые позволяют квалифицировать действия хозяйствующих субъектов в качестве акта недобросовестной конкуренции, а именно наличие конкурентных отношений хозяйствующих субъектов на одном товарном рынке; направленность на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности; противоречие действия законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости; способность действия причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации другого хозяйствующего субъекта.

Следовательно, действия ИП *** являются актом недобросовестной конкуренции.

С учетом всех фактических обстоятельств, установленных Сахалинским УФАС России, действия ИП *** при осуществлении пассажирских перевозок автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении по маршруту «Южно-Сахалинск – Долинск - Южно-Сахалинск» являются противоправными, направлены на получение преимуществ перед другими хозяйствующими субъектами и могли причинить им убытки.

В силу нормы статьи 148. Закона «О защите конкуренции» не допускаются иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 141. – 147. Закона «О защите конкуренции».

Согласно части 2 статьи 391. Закона «О защите конкуренции» предупреждение выдается лицам в случае выявления признаков нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с частью 2 статьи 391. Закона «О защите конкуренции» принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статьей 141., 142., 143., 147., 148. и 15 Закона «О защите конкуренции» без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

В связи с наличием в действиях ИП ***. признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных статьей 148. Закона «О защите конкуренции», выраженных в недобросовестном поведении в ходе осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении по маршруту № 112 «Южно-Сахалинск -Долинск - Южно-Сахалинск» Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области выдало ИП *** предупреждение на основании статьи 391. Закона «О защите конкуренции» 27.01.2021 № 08-315 о необходимости прекращения указанных действий путем прекращения деятельности по осуществлению пассажирских перевозок автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении по маршруту № 112 «Южно-Сахалинск – Долинск - Южно-Сахалинск» в отсутствие заключенного с уполномоченным органом местного самоуправления г. Южно-Сахалинска в сфере транспортного обслуживания населения договора об осуществлении регулярных перевозок транспорта и багажа по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок в течение месяца со дня получения предупреждения.

Так как сведения об исполнении выданного предупреждения в Сахалинское УФАС России не поступили, в отношении ИП *** на основании Приказа Сахалинского УФАС России от 15.02.2021 г. № 21 возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 065/01/14.8-112/2021.

В соответствии с частью 51. статьи 45 Закона «О защите конкуренции» анализ состояния конкуренции проведен в объеме, необходимом для принятия решения по делу № 065/01/14.8-112/2021.

Согласно пункту 10.6 Порядка № 220 по делам, возбужденным по признакам нарушения статей 14.1 – 14.8 Закона «О защите конкуренции», анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка;

в) определение географических границ товарного рынка;

г) определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, в объеме установления фактических конкурентных отношений между хозяйствующим субъектом, в действиях (бездействии) которого обнаружены признаки недобросовестной конкуренции, и хозяйствующим субъектом, которому указанными действиями (бездействием) причинены или могут быть причинены убытки либо нанесен или может быть нанесен вред его деловой репутации.

Анализ состояния конкуренции проведен в соответствии со следующими нормативными актами:

- Законом «О защите конкуренции»;

- Порядком № 220.

 

II. Источники исходной информации.

В целях анализа состояния конкуренции в качестве исходной информации использованы:

материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства № 065/01/14.8-112/2021.

III. Определение временного интервала исследования.

В соответствии с пунктом 2.1. Порядка № 220 временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка.

В случае, если исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования, то проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке.

Согласно материалам дела № 065/01/14.8-112/2021, государственный контракт № 06/01 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемому тарифу на межмуниципальном маршруте 112 «Южно-Сахалинск – Долинск - Южно-Сахалинск», в соответствии с которым Заявитель осуществляет перевозки по указанному маршруту, заключен 22.01.2018 г.

Дело о нарушении антимонопольного законодательства 065/01/14.8-112/2021 по признакам нарушения ИП *** статьи 148. Закона «О защите конкуренции» возбуждено на основании Приказа Сахалинского УФАС России от 15.02.2021 № 21 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства».

Учитывая изложенное, для целей рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 065/01/14.8-112/2021, временной интервал исследования рынка определен периодом с 22.01.2018 г. по 15.02.2021 г., который включает период совершения предполагаемого нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с пунктом 2.4. Порядка № 220 все характеристики товарного рынка определяются в пределах одного установленного временного интервала.

IV. Определение продуктовых границ товарного рынка.

Из материалов дела № 065/01/14.8-112/2021 следует, что признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные статьей 148. Закона «О защите конкуренции» выявлены при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту № 112 «Южно-Сахалинск - Долинск - Южно-Сахалинск».

В соответствии с пунктом 3.1. Порядка № 220 процедура выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке (далее – определение продуктовых границ товарного рынка), включает:

  • предварительное определение товара;
  • выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;
  • определение взаимозаменяемых товаров.

Статьей 4 Закона «О защите конкуренции» закреплены следующие понятия:

  • товар – объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
  • товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Таким образом, товарный рынок представляет собой сферу взаимоотношений между продавцами товаров (работ, услуг) и покупателями товара (работ, услуг) по поводу приобретения товара (работ, услуг).

Согласно п. 3.4. Порядка № 220 предварительное определение товара проводится на основе:

а) условий договора, заключенного в отношении товара;

б) разрешений (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности;

в) нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность;

г) общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности;

д) товарных словарей или справочников товароведов;

е) заключений специалистов, имеющих специальные знания в соответствующей сфере;

ж) иного способа, позволяющего однозначно определить товар.

Предварительное определение товара проводилось на основе п./п. «а», «б», «в», «г», Порядка № 220.

  1. Предварительное определение товара на основе условий договора, заключенного в отношении товара (п./п. «а» Порядка № 220).

В материалы дела № 065/01/14.8-112/2021 представлен Государственный контракт № 06/01 от 22.01.2018 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемому тарифу на межмуниципальном маршруте 112 «Южно-Сахалинск – Долинск - Южно-Сахалинск» (далее – Государственный контракт № 06/01).

В соответствии с пунктом 1.1. раздела 1 «Предмет контракта» Заказчик (Министерство транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области) поручает, а Перевозчик (ООО «Автоколонна 1407») принимает на себя обязательства по выполнению работ по осуществлению регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам на межмуниципальном маршруте № 112 «Южно-Сахалинск – Долинск -Южно-Сахалинск».

2. Предварительное определение товара на основе разрешений (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности (п./п. «б» Порядка № 220).

В силу пункта 24 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц подлежит лицензированию.

Сведения о транспортных средствах нужно включить в реестр лицензий, иначе их запрещено использовать при перевозках (ч. 1, 5 ст. 3.2 Устава автомобильного транспорта).

Лицензионные требования указаны в Положении о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 № 1616.

За лицензией нужно обращаться в Ространснадзор (его территориальные органы) (п. 2 Положения о лицензировании).

3. Предварительное определение товара на основе нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность (п./п. «в» Порядка № 220).

Деятельность по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом регулируется следующими нормативными актами:

- Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – Устав автомобильного транспорта);

- Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1586 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»;

- Федеральным законом от 13.06.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 220-ФЗ);

- Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;

- Федеральным законом от 04.05.2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Устав автомобильного транспорта регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации, в частности, определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов (далее также - транспортные средства), а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур.

В статье 2 Устава автомобильного транспорта, среди прочих, даны следующие понятия:

маршрут - путь следования транспортного средства между пунктами отправления и назначения;

маршрут регулярных перевозок - предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке;

расписание - график, устанавливающий время или интервалы прибытия транспортных средств в остановочный пункт либо отправления транспортных средств от остановочного пункта

перевозчик - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу.

На основании Устава автомобильного транспорта Правительство Российской Федерации утверждает правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, а также правила перевозок грузов автомобильным транспортом (ст. 3 Устава автомобильного транспорта).

Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1586.

Закон № 220-ФЗ регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок.

Пункт 6 части 1 статьи 3 Закона № 220-ФЗ определяет, что межмуниципальный маршрут регулярных перевозок - маршрут регулярных перевозок в границах не менее двух муниципальных районов одного субъекта Российской Федерации, не менее двух городских округов одного субъекта Российской Федерации или не менее одного муниципального района и не менее одного городского округа одного субъекта Российской Федерации.

Межмуниципальные маршруты регулярных перевозок в границах субъектов Российской Федерации устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченными органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 11 Закона № 220-ФЗ).

На основании статьи 12 Закона № 220-ФЗ Правительство Сахалинской области постановило определить уполномоченным органом по установлению, изменению, отмене межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок в Сахалинской области министерство транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области (Постановление Правительства Сахалинской области от 09.12.2016 № 607 «Об утверждении порядка установления, изменения, отмены межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок в Сахалинской области»).

Регулярные перевозки по регулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке (п. 17 ч. 1 ст. 3 Закона № 220-ФЗ).

В целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам (ч. 1 ст. 14 Закона № 220-ФЗ).

Осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений Закона № 220-ФЗ (ч. 2 ст. 14 Закона № 220-ФЗ).

Предметом государственного или муниципального контракта является выполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт (далее - подрядчик), работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, в соответствии с требованиями, установленными государственным или муниципальным заказчиком (ч. 3 ст. 14 Закона № 220-ФЗ).

Регулируемые тарифы на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации, если иное не установлено законом данного субъекта Российской Федерации ч. 1 ст. 15 Закона № 220-ФЗ).

4. Предварительное определение товара на основе общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности (п./п. «г» Порядка № 220).

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утвержденным Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст (далее – ОКВЭД) услуги по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам включены в раздел Н «Деятельность сухопутного и трубопроводного транспорта», класс 49 «Услуги сухопутного и трубопроводного транспорта», подкласс 49.3 «Деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта», группу 49.39 «Деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта, не включенная в другие группировки». Эта группировка включает регулярные перевозки пассажиров в междугородном и международном сообщении. Подгруппа ОКВЭД 49.39.1 включает регулярные перевозки пассажиров сухопутным транспортом, кроме железнодорожного транспорта, в междугороднем и международном сообщении, а также специальные перевозки (для собственных нужд). Вид ОКВЭД 49.39.11 включает регулярные перевозки пассажиров автобусами в междугородном сообщении.

В результате в соответствии с п. 3.4. Порядка № 220 предварительно продуктовые границы товарного рынка определены как работы, связанные с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту 112 «Южно-Сахалинск – Долинск – Южно-Сахалинск».

Пунктом 3.5. Порядка № 220 определено, что при выявлении свойств товара, определяющих выбор покупателя, анализируются:

  • функциональное назначение, в том числе цель потребления товара и его потребительские свойства;
  • применение товара (в том числе перепродажа либо личное потребление или профессиональное использование);
  • качественные характеристики, в том числе вид, сорт, ассортимент, дизайн, упаковка, реклама, особенности в системе распространения и сбыта;
  • технические характеристики, в том числе эксплуатационные показатели, ограничения по транспортировке, условия сборки, ремонта, технического обслуживания (включая гарантийное обслуживание), особенности профессионального использования (производственного потребления);
  • цена;
  • условия реализации, в том числе размер партий товара, способ реализации товара;
  • иные характеристики.

Функциональное назначение и применение товара связаны с личными целями населения, имеющего необходимость перемещения между муниципальными образованиями Сахалинской области, в частности, между городами Южно-Сахалинск и Долинск.

Цена.

Цены на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам являются регулируемыми на основании части 1 статьи 14 Закона № 220-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 07.03.1995г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (далее – Постановление № 239) и статьей 4 Закона Сахалинской области от 06.03.2017 № 17-ЗО «О регулировании отдельных вопросов в сфере организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Сахалинской области и деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси» (далее – Закон № 17-ЗО).

Тарифы на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту 115 «Южно-Сахалинск – Корсаков - Южно-Сахалинск» утверждены на основании Постановления № 239 и статьи 4 Закона Сахалинской области от 06.03.2017 № 17-ЗО.

В соответствии со статьей 4 Закона № 17-ЗО регулируемые тарифы на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом устанавливаются органом исполнительной власти Сахалинской области, осуществляющим полномочия в сфере государственного регулирования цен (тарифов).

Приказом Региональной энергетической комиссии Сахалинской области от 25.10.2019 № 54 утверждены предельные максимальные тарифы на перевозки пассажиров автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, в том числе по межмуниципальному маршруту № 112.

Предельный максимальный тариф на перевозку пассажиров автомобильным транспортом по межмуниципальным маршруту 112 «г. Долинск – г. Южно-Сахалинск, г. Южно-Сахалинск - г. Долинск» на 2021 год установлен в размере 2,75 рублей/пассажирокилометр (в ред. Приказа РЭК Сахалинской области от 20.04.2020 № 15). Ранее действовал тариф в размере 2,65 рублей/пассажирокилометр.

В соответствии с п. 3.6. и п. 3.7. Порядка № 220 выявляются товары, потенциально являющиеся взаимозаменяемыми для данного товара, и определяются взаимозаменяемые товары в соответствии со статьей 4 Закона «О защите конкуренции».

При выявлении свойств товара, определяющих выбор покупателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, установлено следующее.

Предположительно, работы, связанные с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту «Южно-Сахалинск – Долинск – Южно-Сахалинск» могут быть заменены на услугу пассажирского наземного транспорта - легковое такси.

Однако, при использовании услуги пассажирского наземного транспорта – легкового такси, приобретатель услуги несет значительные издержки, как правило, превышающие 10% от цены перевозки на автобусе по регулярному межмуниципальному маршруту. В связи с этим, население прибегает в данной услуге в исключительных случаях.

Товары не относятся к взаимозаменяемым, если для замены товара другим товаром в процессе потребления требуется более года или в связи с заменой приобретатель товара несет значительные издержки (превышающие, как правило, 10 процентов от цены товара), и если при этом антимонопольный орган не располагает информацией о том, что такая замена имела или имеет место, а также, если такая информация не представлена хозяйствующим субъектом (абзац 2 п.3.7. Порядка № 220).

Следовательно, работы, связанные с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту «Южно-Сахалинск – Долинск – Южно-Сахалинск» не являются взаимозаменяемыми с услугой по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. Также учитывалось, что каждый межмуниципальный маршрут имеет конкретизированные точки остановки и путь движения и не является взаимозаменяемым.

Для целей настоящего исследования определение продуктовых границ товарного рынка производилось исходя из деятельности ООО «Автоколонна 1407» и ИП ***. связанной с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту № 112 «Южно-Сахалинск – Долинск - Южно-Сахалинск».

С учетом изложенного, для целей рассмотрения дела № 065/01/14.8-112/2021 продуктовыми границами исследуемого товарного рынка являются работы, связанные с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту № 112 «Южно-Сахалинск – Долинск – Южно-Сахалинск».

V. Определение географических границ товарного рынка.

В соответствии с пунктом 4.1. Порядка № 220 процедура определения географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) включает:

- предварительное определение географических границ товарного рынка;

- выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями);

- определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

Согласно п. 4.2. Порядка № 220 определение географических границ товарного рынка проводится на основе информации:

а) о регионе, в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля, и (или) о регионе, в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства;

б) о ценообразовании на рынке рассматриваемого товара или о различиях в уровнях цен на данный товар на территории Российской Федерации;

в) о структуре товаропотоков (о границах территории, за пределы которой вывозится и на которую ввозится не более 10 процентов от общего объема рассматриваемой товарной массы).

В соответствии с пунктом 4.2. Порядка № 220 предварительно географические границы товарного рынка определены границами Сахалинской области (п./п. «а» п. 4.2. Порядка № 220).

Далее при определении географических границ товарного рынка учитывалось, что в соответствии с частью 1 статьи 14 Закона № 220-ФЗ в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.

В рамках рассмотрения дела № 065/01/14.8-112/2021 признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного статьей 148. Закона «О защите конкуренции», выявлены в действиях ИП ***. в связи с осуществлением пассажирских перевозок автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении по маршруту «Южно-Сахалинск - Долинск - Южно-Сахалинск».

В соответствии с пунктом 4.5. Порядка № 220 определение географических границ товарного рынка осуществлялось методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах).

Фактические районы продаж определялись местоположением приобретателей и продавцов товара.

Приобретателями товара является население, постоянно проживающее в населенных пунктах муниципальных образований городской округ «Город Южно-Сахалинск» и МО Городской округ «Долинский», между которыми осуществляется автомобильное сообщение, временно находящиеся и/или проживающие граждане Российской Федерации и иностранные граждане.

Продавцами товара выступают хозяйствующие субъекты, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту № 112 «Южно-Сахалинск – Долинск – Южно-Сахалинск»: ООО «Автоколонна 1407» и ИП ***.

ООО «Автоколонна 1407» осуществляет регулярные перевозки пассажиров и багажа по межмуниципальному маршруту 112 «Южно-Сахалинск – Долинск – Южно-Сахалинск» в соответствии с Государственным контрактом № 06/01 от 22.01.2018.

При определении географических границ товарного рынка учтено, что Техническим заданием на выполнение работ по осуществлению регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам на межмуниципальном маршруте № 112 «Южно-Сахалинск – Долинск - Южно-Сахалинск», являющимся приложением № 1 к Государственному контракту № 06/01, установлено следующее:

- номер, наименование маршрута - № 112 «Южно-Сахалинск – Долинск - Южно-Сахалинск»;

- протяженность маршрута – 43,8 км (с конечной остановки «Ж/д вокзал» до конечной остановки г. Долинск).

Согласно Расписанию движения автобусов по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок № 112 «Южно-Сахалинск – Долинск – Южно-Сахалинск», являющемуся Приложением к Техническому заданию на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам на межмуниципальном маршруте № 112 «Южно-Сахалинск – Долинск – Южно-Сахалинск», направление движения по маршруту осуществляется из начального остановочного пункта (Южно-Сахалинск), из конечного остановочного пункта (Долинск).

Фактическими районами продаж на рассматриваемом товарном рынке является территория пролегания маршрута между населенными пунктами г. Южно-Сахалинск и г.Долинск, по которому осуществляются регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом.

В результате географические границы товарного рынка для целей настоящего исследования определены территорией пролегания межмуниципального маршрута № 112 «Южно-Сахалинск – Долинск – Южно-Сахалинск».

 

 

VI. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

Для целей настоящего исследования в соответствии с пунктом 10.6. Порядка № 220 определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, производится в объеме установления фактических конкурентных отношений между хозяйствующим субъектом, в действиях (бездействии) которого обнаружены признаки недобросовестной конкуренции, и хозяйствующим субъектом, которому указанными действиями (бездействием) причинены или могут быть причинены убытки либо нанесен или может быть нанесен вред его деловой репутации.

Согласно пункту 7 статьи 4 Закона «О защите конкуренции» конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Лицом, в действиях которого обнаружены признаки недобросовестной конкуренции, является ИП ***, лицом, которому указанными действиями причинены или могут быть причинены убытки – ООО «Автоколонна 1407» .

Из материалов дела № 065/01/14.8-112/2021 следует, что между ИП *** установлены фактические конкурентные отношения, т.е. они являются хозяйствующими субъектами – конкурентами при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту № 112 «Южно-Сахалинск – Долинск – Южно-Сахалинск».

В силу положений пунктов 4, 5, 7 статьи 4 Закона «О защите конкуренции ООО «Автоколонна 1407» и ИП *** являются конкурентами по отношению друг к другу, поскольку фактически осуществляют деятельность на одном и том же товарном рынке в пределах одних и тех же географических границ.

Таким образом, хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом товарном рынке, для целей настоящего исследования, являются ООО «Автоколонна 1407» и ИП ***

 

Общие выводы:

По результатам проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке установлено следующее.

1. Временной интервал исследования определен периодом с 22.01.2018 г. по 15.02.2021 г.

2. Продуктовые границы товарного рынка: работы, связанные с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту № 112 «Южно-Сахалинск – Долинск – Южно-Сахалинск».

3. Географические границы товарного рынка: территория пролегания межмуниципального маршрута № 112 «Южно-Сахалинск – Долинск – Южно-Сахалинск».

4. Состав хозяйствующих субъектов: установлены фактические конкурентные отношения между хозяйствующим субъектом, в действиях которого обнаружены признаки недобросовестной конкуренции - ИП *** и хозяйствующим субъектом ООО «Автоколонна 1407», которому указанными действиями причинены или могут быть причинены убытки либо нанесен или может быть нанесен вред его деловой репутации.

Начальник отдела анализа товарных,

финансовых рынков и экономической

концентрации ***

19.04.2021 г.

Связанные организации

Связанные организации не указаны