Решение б/н Решение и предписание по делу № 05-6/09 о нарушении антимоно... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение

по делу № 05-6/09 о нарушении

антимонопольного законодательства

24 июня 2009 года                                                                                   г. Южно-Сахалинск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель комиссии:                 Тыченок Г.Н. – руководитель Сахалинского УФАС России;

Члены комиссии:                             Толмачева Е.Н. – заместитель начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти,

Ли Я.Х. - главный специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти,

рассмотрев дело № 05-6/09 по признакам нарушения администрацией города Южно-Сахалинска, департаментом городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска, муниципальным автономным учреждением «Транспортная компания» ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

в присутствии представителей:

 Администрации города Южно-Сахалинска:

У О.Е., доверенность от 28.10.2007 № 07/2-1592,

Дю Н.М., доверенность от 23.06.2009 07/1-945,

Зацепиной Ю.С., доверенность от 23.06.2009 07/1-944,

Департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска:

Мицука В.В. – начальника департамента городского хозяйства,

Ким А.В., доверенность от 03.06.2009 № 1605-030-01,

Дю Н.М., доверенность от 23.06.2009 1916-030-01,

Зацепиной Ю.С., доверенность от 23.06.2009 1917-030-01,

Голюка Н.С., доверенность от 23.06.2009 1918-01,

Муниципального автономного учреждения «Транспортная компания»:

Подоляна А.И., приказ Департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска от 23.12.2008 № 401-к,

Михалицина В.Е., б/н,

Моцной Е.А., доверенность от 24.06.2009 № 163,

ООО «Фирма ПАТП-3»:

Лукина Н.Ф. – генерального директора, протокол общего собрания участников общества от 17.08.2000,

Пылаевой А.М., доверенность от 17.06.2009 б/н,

ООО «Экспресс-Сервис»:

Со Г.В. - генерального директора, протокол общего собрания учредителей общества от 26.02.2001

а также индивидуальных предпринимателей Юн А.Е., Круглова В.М., свидетельства в деле,

УСТАНОВИЛА:

06 и 27 марта 2009 года в Сахалинское УФАС России поступили заявления индивидуальных предпринимателей и организаций, осуществляющих перевозку пассажиров на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», которые полагают, что изданные постановление мэра города Южно-Сахалинска от 16.12.2008 № 2861 «О создании муниципальных автономных учреждений «Транспортная компания», «Транспортная компания - РММ», «Транспортная компания - 1», «Транспортная компания - 2», «Транспортная компания - 3», «Транспортная компания - 4» (далее - Постановление № 2861) и приказ от 09.02.2009 № 10 «Об утверждении маршрутной сети» департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска влекут ограничение и устранение конкуренции на рынке перевозок пассажиров и багажа, закрыв часть маршрутов и распределив все действующие маршруты между созданными муниципальными автономными учреждениями, установив их монополию среди перевозчиков в г. Южно-Сахалинске.

На основании заявлений 20 мая 2009 года Сахалинское УФАС России возбудило дело 05-6/09 в отношении администрации города Южно-Сахалинска, департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска по признакам нарушения ст. 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в совершении действий и принятии постановления мэра от 09.02.2009 № 135 «Об утверждении перечня автобусных маршрутов транспорта общего пользования городского округа «Город Южно-Сахалинск» (далее – Постановление № 135) и приказа департамента городского хозяйства от 09.02.2009 № 10 «Об утверждении маршрутной сети» (далее – Приказ № 10), а также в отношении муниципального автономного учреждения «Транспортная компания» по признакам нарушения ст. 16 Закона о защите конкуренции, выразившееся в заключении соглашения на осуществление пассажирских перевозок на регулярных автобусных маршрутах с индивидуальными предпринимателями и организациями, осуществляющими перевозку пассажиров на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», которое может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В ходе рассмотрения материалов дела представители администрации города Южно-Сахалинска У О.Е. и Дю Н.М. пояснили следующее.

В соответствии с п. 10 Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденных приказом от 31 декабря 1981 г. № 200 Министерства автомобильного транспорта РСФСР, автобусный маршрут представляет собой установленный путь следования автобусов между начальными и конечными пунктами. Автобусный маршрут не является объектом гражданского права, так как не относится к вещи, иному имуществу или имущественным правам, определение которых содержится в ст. 128 ГК РФ.

Кроме того, утверждение маршрутов относится к осуществлению деятельности по организации дорожного движения, что предполагает комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах, которые по своему содержанию являются административными правоотношениями и не могут регулироваться на основе равноправия сторон, а предполагают отношения на уровне власти-подчинения.

Таким образом, поскольку маршруты передаваться не могут и можно осуществить только доступ к ним, а также утверждение маршрутов является прерогативой органов власти, то перевозчик может претендовать только на право осуществлять перевозку пассажиров по уже установленному маршруту, то есть конкуренции в отношении самих маршрутов не возникает.

Установление маршрута, его изменение обновление, закрытие входит в компетенцию органов местного самоуправления.

Правила организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте регламентируют порядок открытия и изменения автобусного маршрута; процедуру закрытия маршрута Правила не содержат.

Во исполнение распоряжения от 11.06.2008 № 12 «О проведении обследования пассажиропотока на маршрутной сети г. Южно-Сахалинск» департаментом городского хозяйства создана комиссия по обследованию пассажиропотока и оптимизации маршрутной сети, которой 04 сентября 2008 года было принято решение об исключении части маршрутов, открытии одного маршрута и изменении направления маршрута № 34.

На основании указанного решения комиссии постановлением № 135 был утвержден перечень автобусных маршрутов транспорта общего пользования городского округа «Город Южно-Сахалинск», издание которого, по мнению представителей администрации, не может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Приказ № 10 департамента городского хозяйства также не содержит признаков нарушения антимонопольного законодательства, поскольку данным приказом были утверждены границы и порядок движения автобусов для муниципального автономного учреждения с целью осуществления последним контроля за перевозкой пассажиров на различных маршрутах.

Создание муниципальных автономных учреждений, в частности, «Транспортная компания», произведено на основании Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», не нарушает п. 7 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и не направлено на ограничение конкуренции.

На учреждения возложены функции по координации деятельности при организации перевозок; действуют учреждения по заданию, утвержденному учредителем, не самостоятельно, соответственно, хозяйствующими субъектами не являются и под действие Закона о защите конкуренции не подпадают.

Комиссия Сахалинского УФАС России, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Между МАУ «Транспортная компания» и индивидуальным предпринимателем Кругловым В.М., ОАО «ПАТП-1», ООО «Фирма ПАТП-3» заключены договоры от 01.03.2009 №№ 2-п, 3-п, 4-п, соответственно, на осуществление пассажирских перевозок на регулярных автобусных маршрутах: №№ 45, 28, 72 (50% от планового количества автобусов) - индивидуальный предприниматель Круглов В.М.; № 72 (50% от планового количества автобусов), 34, 81, 71 (с 21.03.2009), 18 (10 графиков до 14 мая 2009), 4 - ОАО «ПАТП-1»; № 63 - ООО «Фирма ПАТП-3».

Срок действия договоров установлен с 01.03.2009 по 31.03.2009.

ООО «Экспресс-Сервис» занимается перевозочной деятельностью на условиях субподряда с ОАО «ПАТП-1» по маршруту № 71, индивидуальный предприниматель Юн А.Е. - на условиях субподряда с ООО «Фирма ПАТП-3» по маршруту № 63, на условиях субподряда с ОАО «ПАТП-1» - по маршрутам №№ 4, 34.

До изменения маршрутной сети ООО «Фирма ПАТП-3» осуществляла перевозку пассажиров по маршрутам №№ 62, 63, 64, 67, ООО «Экспресс-Сервис» - по маршрутам №№ 73, 76, индивидуальный предприниматель Юн А.Е. - по маршруту № 67.

К такому положению вещей на рынке перевозок пассажиров привели следующие действия администрации города Южно-Сахалинска.

1. Постановлением мэра города Южно-Сахалинска от 09.02.2009 № 135 утвержден перечень автобусных маршрутов транспорта общего пользования городского округа «Город Южно-Сахалинск» и обозначены социально значимые маршруты, в соответствии с п. 5 которого Постановление вступает в силу с 01.03.2009.

Из пояснений представителей администрации города Южно-Сахалинска и представленных документов следует, что с целью оптимизации маршрутной сети распоряжением первого вице-мэра города Южно-Сахалинска от 11.06.2008 № 12 было поручено провести обследование пассажиропотока в период с 12 по 22 июня 2008 года.

Во исполнение указанного распоряжения департаментом городского хозяйства на основании приказа от 11.06.2008 № 41/т создана комиссия по проведению мероприятий по обследованию пассажиропотока и оптимизации маршрутной сети Городского округа «Город Южно-Сахалинск», в полномочия которой входит:

- организация исследования пассажиропотока и обследование маршрутной сети городского округа «Город Южно-Сахалинск»;

- анализ полученных данных, которые оформляются в виде предложений по оптимизации маршрутной сети, и принятие решения, которое является основанием для утверждения перечня автобусных маршрутов транспорта общего пользования городского округа «Город Южно-Сахалинск»

Анализ полученных в результате проведенных работ данных проводил комитет экономики администрации города Южно-Сахалинска, из предложений которого следует, что результатом анализа должна стать оптимизация маршрутной сети так, чтобы удовлетворить запросы граждан в части транспортного обслуживания;

- увеличить доходы «Генерального оператора», снизить дотацию из бюджета (социально значимые, пригородные маршруты должны перекрываться рентабельными городскими маршрутами);

- транспорт «Генерального оператора» обслуживал все транспортные «артерии» города (на случай забастовок «Операторов» и индивидуальных предпринимателей по разным причинам);

- частично удовлетворить интересы действующих «Операторов» и «Субподрядчиков».

Предложения комитета экономики заключались в том, чтобы исключить ряд маршрутов по причине дублирования их другими маршрутами, внести изменения в действующие маршруты и ввести новые.

Рассмотрев указанные предложения, комиссия по проведению мероприятий по обследованию пассажиропотока и оптимизации маршрутной сети Городского округа «Город Южно-Сахалинск» 04 сентября 2008 года приняла решение об исключении маршрутов №№ 67, 73, 43, 37, 38, 76, 3, 15, открытии одного маршрута и изменении направления маршрута № 34.

При этом на заседании Комиссии Сахалинского УФАС России не было установлено и не представлено ответчиками сведений о том, каким образом и по каким критериям проводился анализ, в частности, оценка процентного соотношения дублирующих маршрутов, необходимость внесения изменений в маршрутную сеть, ввод новых маршрутов.

В то время как, согласно пунктам 25, 28 Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 31 декабря 1981 г. № 200, открытие, изменение маршрутов возможно в порядке, установленном в Правилах, и после обследования условий организаций перевозок на маршруте комиссией, созданной транспортным управлением, с участием представителей дорожных органов и Государственной автомобильной инспекции.

В состав же комиссии по проведению мероприятий по обследованию пассажиропотока и оптимизации маршрутной сети Городского округа «Город Южно-Сахалинск» вошли представители департамента городского хозяйства и комитета экономики администрации города Южно-Сахалинск, то есть обследование проводилось без учета мнения представителей дорожных органов и Государственной автомобильной инспекции, а также ряда жителей города Южно-Сахалинска.

Необходимость наличия в маршрутной сети и перевозки пассажиров по маршрутам № 67, 73, 76 подтверждена материалами дела, а именно: в адрес Сахалинского УФАС России поступили заявления от жителей города Южно-Сахалинска с просьбой оставить указанные маршруты, поскольку такими маршрутами пользуются большое число граждан; по информации ООО «Экспресс-Сервис» количество перевезенных пассажиров по маршрутам №№ 73, 76 в 2008 году составило, соответственно, 316,4 и 318,0 тыс. чел., по информации ООО «ПАТП-3» количество перевезенных пассажиров по маршруту № 67 которому в 2008 году составило 642,8 тыс. чел.

Также, как следует из предложений комитета экономики, оптимизация маршрутной сети необходима была для осуществления в дальнейшем перевозок по всем маршрутам транспортом «Генерального оператора», которым на момент обследования являлось ОАО «Транспортная компания», и увеличение его доходов от перевозочной деятельности. Однако, по итогам 2008 года Общество понесло убытки.

Таким образом, в результате закрытия указанных маршрутов и издания мэром постановления № 135 пассажиры оказались без возможности передвигаться общественным транспортом, а перевозчики, обслуживавшие такие маршруты, оказались устранены с рынка перевозок пассажиров.

2. На основании утвержденной маршрутной сети департамент городского хозяйства, издав приказ от 09.02.2009 № 10, закрепил за муниципальными автономными учреждениями «Транспортная компания» «Транспортная компания - 1», «Транспортная компания - 2», «Транспортная компания - 3», «Транспортная компания - 4» все действующие на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» маршруты.

Причем приказ издан ранее вступления в силу постановления № 135 на 19 дней.

Указанные муниципальные автономные учреждения и МАУ «Транспортная компания - РММ» созданы департаментом городского хозяйства в силу действия постановления мэра городского округа «Город Южно-Сахалинск» от 16.12.2008 № 2861, уставы которых утверждены приказом департамента городского хозяйства от 17.12.2008.

За муниципальными автономными учреждениями закреплено на праве оперативного управления муниципальное имущество в виде недвижимого имущества (нежилые здания, помещения) и движимого (транспортные средства) для реализации полномочий органов местного самоуправления в части создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа «Город Южно-Сахалинск» (п. 7 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

МАУ «Транспортная компания» создано с целью осуществления управленческих функций в сфере координации и организации перевозок пассажиров и багажа общественным пассажирским автотранспортом.

Согласно Уставу данное учреждение осуществляет следующие виды деятельности:

- заключает договоры с предприятиями на обслуживание регулярных городских и пригородных маршрутов и осуществляет контроль над их выполнением;

- организует и обеспечивает управление движением автобусов, осуществляющих перевозку пассажиров;

- организует линейный контроль над качеством транспортных услуг;

- координирует работу транспортных предприятий всех форм собственности и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении;

- разрабатывает расписания движения общественного пассажирского транспорта предприятий всех форм собственности и индивидуальными предпринимателями и обеспечивает выполнение расписаний движения автобусов.

Также МАУ «Транспортная компания» вправе оказывать приносящие доход услуги: диспетчерские, по предрейсовому техническому обслуживанию; по предрейсовому/послерейсовому медицинскому осмотру, по хранению транспорта.

МАУ «Транспортная компания - РММ» осуществляет деятельность по техническому обслуживанию и ремонту муниципальному автотранспорту для осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа на маршрутной сети городского округа, которая также направлена на получение дохода.

МАУ «Транспортная компания - 1», «Транспортная компания - 2», «Транспортная компания - 3», «Транспортная компания - 4» созданы с целью осуществления непосредственно перевозок пассажиров, в том числе, на социально-значимых маршрутах.

Приказами департамента городского хозяйства от 02.03.2009 №№ 15, 15/1, 15/2, 15/3, 15/4, 15/5 для вышеперечисленных учреждений утверждены задания на оказание муниципальных услуг в 2009 году.

Из обозначенных выше положений уставов автономных учреждений и выданных заданий следует, что учреждения созданы с целью оказания перевозок пассажиров на возмездных условиях, и оказания иных платных услуг.

Таким образом, на основании приказов департамента городского хозяйства на рынке перевозок пассажиров городского округа «Город Южно-Сахалинск» созданы хозяйствующие субъекты, равные с иными индивидуальными предпринимателями и организациями, осуществляющими перевозку пассажиров; и, фактически, рынок перевозок пассажиров и багажа распределен между ограниченным числом участников.

Ввиду вышеизложенного, довод ответчиков о том, что автономные учреждения не являются хозяйствующими субъектами и на них не распространяет свое действие Закон о защите конкуренции является не состоятельным.

Под конкуренцией, согласно п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Таким образом, закрепление всех маршрутов регулярного сообщения за автономными учреждениями и их распределение влечет ущемление интересов хозяйствующих субъектов, работающих на данном рынке, так как подобными действиями органа, осуществляющего функции местного самоуправления, игнорируется важный принцип функционирования рынка: все участники рынка должны находиться в равных условиях, чтобы на основе таких условий могли соперничать между собой и предлагать на рынок качественный товар, работы, услуги. Тем самым отдельному, конкретному перевозчику (в данном случае - МАУ) необоснованно предоставляются льготы по сравнению с остальными субъектами рынка, ограниченными в своем праве претендовать на вновь открываемый и/или действующий маршрут.

3. Вопросы организации транспортного обслуживания населения муниципального образования находятся в компетенции органов местного самоуправления в силу п. 7 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Также, такая обязанность органов местного самоуправления города Южно-Сахалинска установлена в п. 7 ч. 1 ст. 8 Устава городского округа «Город Южно-Сахалинск», принятым Решением городского Собрания города Южно-Сахалинска от 22.02.2006 № 180/13-06-3.

Согласно п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

Таким образом, к полномочиям органа местного самоуправления относится именно организация транспортного обслуживания. Кроме того, данный вывод подтвердил Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в постановлении от 11 июня 2009 года по делу № Ф03-2249/2009, отменив решение Арбитражного суда Сахалинской области от 12.02.2009 по делу № А59-6330/2008, и приняв новый судебный акт.

На территории г. Южно-Сахалинск отсутствуют нормативно-правовые акты, обеспечивающие равный доступ хозяйствующих субъектов на рынок транспортных услуг на муниципальных маршрутах.

При отсутствии нормативного регулирования отношений, возникающих в процессе организации транспортного обслуживания между перевозчиками и органами местного самоуправления, следует иметь в виду, что допуск перевозчика не может осуществляться произвольно по усмотрению администрации муниципального образования или созданного ею хозяйствующего субъекта.

При этом следует учитывать, что в соответствии с ч. 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Согласно ч. 1 ст. 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Ограничение прав и свобод человека и гражданина возможно лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Такие ограничения устанавливаются федеральными законами (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).

Следовательно, органы местного самоуправления, реализуя вопросы собственной компетенции, вправе устанавливать требования к перевозчикам, а также определять условия привлечения частных перевозчиков к деятельности по перевозке пассажиров. Однако при реализации данных полномочий органы местного самоуправления должны обеспечить равный доступ к оказанию транспортных услуг для предприятий различных форм собственности; не вправе создавать различные условия доступа хозяйствующих субъектов к деятельности на рынке пассажирских перевозок, не вправе устанавливать дискриминационные условия деятельности перевозчиков и, тем самым, ограничивать конкуренцию на данном рынке.

В контексте статьи 15 Закона о защите конкуренции обеспечение равнодоступной возможности получения такого права для всех претендентов на обслуживание маршрута обеспечивается обязательным информированием перевозчиков о предстоящем выделении маршрута и установлением конкретного срока, в течение которого желающие смогут подать заявки в муниципалитет. Кроме того, круг лиц, уполномоченных на принятие окончательного решение относительно допуска перевозчика на маршрут, не должен содержать заинтересованных лиц и вызывать сомнений в объективности.

4. В соответствии с ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».

Полномочия органов местного самоуправления по созданию муниципальных учреждений, их финансированию, в целях решения вопросов местного значения закреплены в п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Такое право муниципального образования установлено и в ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее - Закон об автономных учреждениях), согласно которой учреждения могут создаваться в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Согласно ст. 120 ГК Российской Федерации автономные учреждения создаются для осуществления управленческих и иных функций некоммерческого характера, то есть автономные учреждения являются некоммерческими организациями, деятельность которых направлена на получение дохода.

Кроме того, исходя из смысла ч. 6 ст. 4 Закона об автономных учреждениях предусмотрено, что «кроме указанных в части 2 настоящей статьи заданий учредителя и обязательств автономное учреждение по своему усмотрению вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях в порядке, установленном федеральными законами».

Таким образом, законодатель предусматривает возможность передачи части полномочий органов местного самоуправления муниципальным автономным учреждениям, а также оказание последними платных услуг, связанных с исполнением вышеупомянутых полномочий. Однако наделение муниципальных автономных учреждений функциями органами местного самоуправления является нарушением требований ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции, а именно: МАУ «Транспортная компания» наделено функциями органов местного самоуправления по организации транспортного обслуживания населения муниципального образования.

5. Нарушение ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции выразилось также и в передаче МАУ «Транспортная компания» полномочий по заключению договоров на осуществление перевозок с иными хозяйствующими субъектами.

Для обслуживания действующих маршрутов перевозчиков привлекает непосредственно МАУ «Транспортная компания», заключая договоры сроком действия до 31 декабря 2009 года, оставляя за собой право внесения изменений в маршрутную сеть в случае поступления дополнительного количества автобусов (п. 5.9), что не исключает устранение подписавшего договор перевозчика в будущем.

Причем заключить договоры с таким условием перевозчики были вынуждены. Так, вместо обслуживаемого ООО «ПАТП-3» маршрута № 62, количество перевезенных пассажиров по которому в 2008 году составило 579,1 тыс. чел., МАУ «Транспортная компания» были предложены для обслуживания маршруты №№ 4, 27.

Полномочие органов местного самоуправления по обеспечению безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством заключения договоров с перевозчиками на оказание услуг по безопасной перевозке граждан на муниципальных регулярных маршрутах.

В данном случае, происходит «двойное», «двухуровневое» привлечение перевозчиков, что создает барьеры для иных лиц, осуществляющих перевозку пассажиров, и исключает свободный равный доступ на рынок перевозок пассажиров, то есть ограничивает конкуренцию на рынке перевозок пассажиров в границах городского округа «Город Южно-Сахалинск».

Из вышеизложенного следует, что действия МАУ «Транспортная компания» по заключению договоров с хозяйствующими на рынке перевозок пассажиров субъектов нарушают требования ч. 4 ст. 16 Закона о конкуренции, в соответствии с которой запрещаются соглашения между осуществляющими функции указанных органов местного самоуправления организациями и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Как указано в пункте 3 мотивировочной части настоящего Решения, муниципальные автономные учреждения созданы на основании соответствующих приказов департамента городского хозяйства, который относится к структурному подразделению администрации города Южно-Сахалинск с правом юридического лица и не является органом местного самоуправления, которым признается избираемый непосредственно населением и (или) образуемый представительным органом муниципального образования, наделенный собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (абз.12 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Полномочие на создание автономных учреждений принадлежит органу местного самоуправления, в данном случае – администрации города Южно-Сахалинск, поскольку учредителем выступает муниципальное образование (ст. 6 Закона об автономных учреждениях).

В таком случае, к компетенции администрации относится утверждение устава муниципального автономного учреждения, назначение руководителя автономного учреждения и прекращение его полномочий, а также установление задания для автономного учреждения в соответствии с предусмотренной его уставом основной деятельностью.

Согласно п. 2 Постановления № 2861 функциями и полномочиями учредителя муниципального автономного учреждения администрация наделила структурное подразделение – департамент городского хозяйства.

Во исполнение п. 3 Постановления № 2861 Департамент утвердил уставы автономных учреждений, установил для них задания, назначил руководителей учреждений, то есть осуществил полномочия, не подлежащие выполнению структурным подразделением, а также, издав приказ № 10, закрепил все маршруты за вновь созданными учреждениями. Такие действия привели к ограничению и устранению конкуренции на рынке перевозок пассажиров городского округа «Город Южно-Сахалинск».

Таким образом, администрация города Южно-Сахалинск приняла Постановление № 2861 в части пункта 3, нарушив ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, запрещающей органам местного самоуправления принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В связи с чем, производство по делу № 05-6/09, возбужденному по признакам нарушения антимонопольного законодательства департаментом городского хозяйства, Комиссия Сахалинского УФАС России приняла решение в этой части прекратить.

Вместе с тем, Комиссия считает необходимым отметить следующее.

При рассмотрении заявлений перевозчиков, обратившихся в антимонопольный орган, Сахалинским УФС России была исследована практика организации перевозок пассажиров в других субъектах Российской Федерации. В большинстве регионах организация осуществляется непосредственно органами местного самоуправления, которая выражается в проведении конкурсов на основе Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». При этом каждый маршрут выделяется в отдельный лот, критериями оценки конкурсных заявок являются критерии, влияющие на безопасность дорожного движения и качество обслуживания пассажиров, что является обеспечением равного доступа к осуществлению деятельности по перевозке на том или ином маршруте.

Также следует учесть тот факт, что существующий ранее «Генеральный оператор» - ОАО «Транспортная компания», и созданные муниципальные автономные учреждения ведут свою деятельность на рынке перевозок пассажиров с отрицательным финансовым результатом, о чем свидетельствуют представленные Отчеты о прибылях и убытках учреждений за 5 месяцев 2009 года. Соответственно, цели, поставленные перед проведением оптимизации маршрутной сети, не достигнуты. Более того, действия органов местного самоуправления города Южно-Сахалинска привели к многочисленным заявлениям как жителей города, так и индивидуальных предпринимателей и организаций, осуществляющих их перевозку.

На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч.ч. 1-4 ст. 41, ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1.        Признать администрацию города Южно-Сахалинска нарушившей части 1, 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, запрещающей органам местного самоуправления принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов.

2.        Признать МАУ «Транспортная компания» нарушившим пункт 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, запрещающий соглашения между осуществляющими функции органов местного самоуправления организациями и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов..

3.        Выдать администрации города Южно-Сахалинска обязательное для исполнения предписание об изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии                                                                   Г.Н. Тыченок

 Члены комиссии                                                                               Е.Н. Толмачева

                                                                                                          Я.Х. Ли

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решения антимонопольного органа.

 

 
ПРЕДПИСАНИЕ № 05-85/09

по делу № 05-6/09 об устранении нарушений

антимонопольного законодательства 

 

24 июня 2009 года                                                                               г. Южно-Сахалинск

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства  в составе:

 

Председатель комиссии:                         Тыченок Г.Н. - руководитель 

Сахалинского  УФАС России;

 

Члены комиссии:                                     Толмачева Е.Н. - заместитель начальника

отдела контроля размещения государственного

заказа и антимонопольного контроля органов власти;

Ли Я.Х. - главный специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти,

на основании своего Решения от 24 июня 2009 года по делу № 05-6/09 о нарушении администрацией городского округа «Город Южно-Сахалинск» ч.ч. 1, 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», муниципальным автономным учреждением «Транспортная компания» ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Администрации городского округа «Город Южно-Сахалинск» в срок до           25 августа 2009 года прекратить нарушение ч.ч. 1, 3 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в принятии постановления мэра города Южно-Сахалинска от 16.12.2008 № 2861 «О создании муниципальных автономных учреждений «Транспортная компания», «Транспортная компания - РММ», «Транспортная компания - 1», «Транспортная компания - 2», «Транспортная компания - 3», «Транспортная компания - 4» и наделении муниципального автономного учреждения «Транспортная компания» функциями органов местного самоуправления по организации транспортного обслуживания населения муниципального образования городского округа «Город Южно-Сахалинск».

В целях исполнения предписания администрации городского округа «Город Южно-Сахалинск» в срок до 25 августа 2009 года необходимо внести изменения в постановление мэра города Южно-Сахалинска от 16.12.2008 № 2861 «О создании муниципальных автономных учреждений «Транспортная компания», «Транспортная компания - РММ», «Транспортная компания - 1», «Транспортная компания - 2», «Транспортная компания - 3», «Транспортная компания - 4», а именно: отменить пункт 3.

О выполнении настоящего предписания сообщить в срок до 30 августа 2009 года с приложением подтверждающих документов.

 

Председатель комиссии                                                                            Г.Н. Тыченок

 Члены комиссии                                                                                       Е.Н. Толмачева

                                                                                                                  Я.Х. Ли

 

 

 

Предписание может быть обжаловано в суд или арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны