Решение №08-1799 решение по делу - жалобу признать обоснованной, выдать предп... от 18 апреля 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ФЕДЕРАЛЬНАЯ УПРАВЛЕНИЕ Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области почтовый адрес: пр. Победы, 24, г. Южно-Сахалинск, 693007 юридический адрес: пр. Победы, 24, г. Южно-Сахалинск, 693007 тел. (4242) 46-55-66, 46-55-69, факс (4242) 46-55-67 e-mail: to65@fas.gov.ru ___________№ __________ На № _______ от ___________ |
ООО «Тораст» Ленинградская область район Выборгский, г. Выборг ул. Данилова, д. 7, помещение 103 e-mail: puzenckov@yandex.ru torast@bk.ru ОАУ «Южное лесное хозяйство» 693012, г. Южно-Сахалинск, ул. Лесная, д. 2 e-mail: oauylh@mail.ru |
РЕШЕНИЕ
по делу № 065/01/18.1-9/2019
17 апреля 2019 года г. Южно-Сахалинск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в составе:
Председатель Комиссии: Члены Комиссии: |
|
рассмотрев дело № 065/01/18.1-9/2019 по жалобе ООО «Тораст» (вх. № 1070-эл от 08.04.2019) на действия Заказчика – Областного автономного учреждения «Южное лесное хозяйство» при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку гусеничных снегоболотоходов ГАЗ 34039-32 (или эквивалентов) в количестве 2-х единиц (извещение № 31907647421).
- в отсутствии надлежаще извещенного заявителя - ООО «Тораст»,
- в присутствии представителей Областного автономного учреждения «Южное лесное хозяйство»
- в присутствии представителей третьего лица - Общества с ограниченной ответственностью «Финансово-промышленная компания»
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее – Сахалинское УФАС России, Управление) поступила жалоба ООО «Тораст» (вх. № 1070-эл от 08.04.2019) на действия Областного автономного учреждения «Южное лесное хозяйство» при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку гусеничных снегоболотоходов ГАЗ 34039-32 (или эквивалентов) в количестве 2-х единиц (извещение № 31907647421).
Заявитель в доводе жалобы указывает на то, что Заказчик неправомерно отклонил заявку ООО «Тораст» (вх. № 1070-эл от 08.04.2019), в связи с не указанием конкретного значения по позиции № 38 (сведения о ресурсе гусениц), дополнительной причиной отклонения заявки Заявителя является то, что ООО «Тораст» не указал конкретный срок поставки, при этом в заявке участник указал срок поставки – не позднее 120 дней со дня подписания договора.
Третье лицо ООО «Финансово-промышленная компания» представило свои возражения на жалобу в письменном виде, указав, что так как в техническом задании заказчиком установлено требование к товару об эквиваленте ГАЗ 34039-32, то и характеристики эквивалента должны быть аналогичны характеристикам товарного знака ГАЗ 34039-32, а именно по ресурсу гусениц снегоболотохода с резинометаллическим шарниром составляющим определенное число - 12 000 км, соответственно ресурс эквивалента должен быть - 12 000 км.
Комиссия Управления, проанализировав имеющуюся информацию, изучив материалы дела № 065/01/18.1-9/2019, установила следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее -Закон № 135-ФЗ) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ).
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с п. 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона № 135-ФЗ, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
ОАУ «Южное лесное хозяйство» относится к автономным учреждениям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
В соответствии с п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
18.03.2019 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» Областное автономное учреждение «Южное лесное хозяйство» разместило извещение № 31907647421 о проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку гусеничных снегоболотоходов ГАЗ 34039-32 (или эквивалентов) в количестве 2-х единиц.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется документацией об аукционе в электронной форме на поставку на поставку гусеничных снегоболотоходов ГАЗ 34039-32 (или эквивалентов) в количестве 2-х единиц, утвержденная директором ОАУ «Южное лесное хозяйство» Д.Ю. Михайловым (далее – Аукционная документация), а также Положением о закупке товаров, работ и услуг ОАУ «Южное лесное хозяйство» (далее – Положение), утвержденная решением наблюдательного совета ОАУ «Южное лесное хозяйство» от 29 декабря 2018 г.
Согласно Протоколу рассмотрения первых частей заявок от 03.04.2019, заявка участника под № 5 (ООО «Тораст») отклонена от участия в Закупке на основании пп. 3.6.7 п. 3.6 раздела 3 Положения о закупке товаров, работ, услуг ОАУ «Южное лесное хозяйство», пп. 5.1 ч. 2) пп.5.4 раздела I аукционной Документации.
В ходе изучения и анализа Комиссией материалов дела, пояснений сторон, а также норм законодательства, были установлены следующие обстоятельства.
Согласно п. 3.5.1. Раздела 1 Аукционной документации описание объекта закупки содержит функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости), а также показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Описание объекта закупки содержится в части III «ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ (ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ)» настоящей документации.
При этом в п.п. 3.5.3. и 3.5.4. того же раздела указано, что требования, предъявляемые к закупаемым товарам, работам, услугам, применяются в равной степени ко всем участникам, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам. Не допускается предъявлять к закупаемым товарам, работам, услугам требования, которые не указаны в извещении и документации об осуществлении закупки.
В п. 4.2. Раздела 1 Аукционной документации указано, что первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие может предоставляться участником с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) предложение о поставке товара, содержащее конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).
Информация, предусмотренная подпунктом а), включается в заявку на участие в случае:
- отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак;
- если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
б) наименование страны происхождения товара, указанное в соответствии с Постановлением Госстандарта России от 14.12.2001 № 529-ст «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора стран мира» (далее – классификатор). В заявке на участие может быть указано как полное, так и сокращенное наименование страны в соответствии с указанным классификатором.
Аналогичная информация указана в п. 19 Информационной карты Аукционной документации.
В п. 5.4. Раздела 1 Аукционной документации указано что, участник аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления в первой части заявки информации, предусмотренной пунктом 4.2. указанной документации (первая часть заявки);
2) несоответствия предоставленной информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В Разделе III. ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ (Техническое задание) на поставку гусеничных снегоболотоходов ГАЗ 34039-32 (или эквивалентов) Аукционной документации, содержаться требования к товару его наименованию, в том числе к качеству, техническим характеристикам (функциональным) характеристикам, размерам и безопасности товара.
Заказчику необходимо поставить Гусеничный Снегоболотоход ГАЗ 34039-32 (или эквивалент).
В п. 38 Описания объекта закупки содержится наименование показателя - «Движители, характеристики» и его значение – «РМШ (резинометаллический шарнир, ресурс гусениц)».
№ п/п |
Наименование показателя |
Значение |
338 |
Движители, характеристики |
РМШ (резинометаллический шарнир, ресурс гусениц) |
Также в Описании объекта закупки содержится условие о сроке поставки: не позднее 120 дней со дня подписания договора с возможностью досрочной поставки.
В Разделе 4 Аукционной документации содержится инструкция по заполнению заявки в которой указано следующее.
При подаче информации участниками электронного аукциона должны применяться обозначения (единицы измерения, наименования показателей, технических, функциональных параметров) в соответствии с обозначениями, установленными в документации об электронном аукционе.
В случаях, прямо не описанных в настоящей инструкции, считать, что показатели являются неизменными.
Если в «Описании объекта закупки» значение техническая, функциональная характеристика не содержит максимального и/или минимального значения, т.е. такое значение является конкретным (точным) - указать соответствующее значение без изменений.
Из возражениях на жалобу ОАУ «Южное лесное хозяйство» (исх.№ 102 от 12.04.2019) по поводу заполнения участниками сведений в заявке по позиции № 38, в том числе из протокола рассмотрения первых частей заявок следует, что участник закупки должен был указать ресурс гусеницы, то есть значение в цифровом выражении, так как ресурс гусеницы ГАЗ 34039-32 составляет 12000 км.
Проанализировав заявку заявителя №5, Комиссия установила, что участник закупки предложил к поставке товар гусеничный снегоболотоход ГАЗ 34039-32, при этом значение показателя заполнил в точности как указано в техническом задании, а именно «РМШ (резинометаллический шарнир, ресурс гусениц)», то есть без изменений.
Таким образом, Комиссия соглашается с доводом жалобы о том, что аукционная комиссии необоснованно отклонила заявку по позиции 38 Технического задания, так как участник закупки не должен был указывать ресурс гусеницы в цифровом значении.
Инструкция по заполнению заявки содержит правило о том, что если в значение техническая, функциональная характеристика не содержит максимального и/или минимального значения, т.е. такое значение является конкретным (точным) и указывается без изменений.
Также из требований по заполнению первой части заявки следует, что предложение о поставке товара должно содержащее конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе.
Как видно из Технического задания заказчик не выразил свою потребность в указании цифровых значений ресурса гусениц. При этом значение показателя «Движители, характеристики» не содержали максимального и/или минимального значения, а лишь словесное значение в виде «РМШ (резинометаллический шарнир, ресурс гусениц)».
Следовательно, аукционная комиссия формально подошла к оценке заявки №5, при этом не учла то обстоятельство, что участник закупки предложил к поставке товар гусеничный снегоболотоход ГАЗ 34039-32, то есть не эквивалент, а значит должна была знать о характеристиках ресурса гусениц.
Вопреки доводам Заказчика, требование о ресурсе гусениц не установлено в качестве показателя предмета закупки, а значит предъявлено к участнику необоснованное требование, данные действия по отклонению заявки являются нарушением ч. 6 ст. 3 Закона 223-ФЗ.
По второму доводу, установлено следующее.
Согласно п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
В Инструкции по заполнению заявки не содержится правил по заполнению значений условий поставки товара, то есть к заполнению срока поставки товара.
Кроме того, срок поставки товара не является функциональной, технической качественной и эксплуатационной характеристики объекта закупки, а является лишь условием поставки товара.
В заявке заявителя №5 содержалось предложение о поставке товара «не позднее 120 дней» со дня подписания договора с возможностью досрочной поставки, то есть как указано в Техническом задании. При этом подавая свою заявку участник закупки выразил свое согласие на поставку товара на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе.
Кроме того, в п. 4.1 Проекта договора указано, что срок поставки Товара – 120 дней с даты заключения договора. Досрочная поставка допускается по согласованию с Заказчиком.
При таких обстоятельствах заявка №5 «Тораст» не содержала противоречивой и недостоверной информации, и соответствовала требованиям Аукционной документации по спорным позициям.
Таким образом, Комиссия Сахалинского УФАС России приходит к выводу о неправомерности принятого закупочной комиссией Организатора торгов решения об отклонении заявки ООО «Тораст» согласно протоколу от 03.04.2019 рассмотрения первых частей заявок на участие в процедуре 31907647421.
На основании изложенного по доводам жалобы Комиссия Сахалинского УФАС России усматривает в действиях закупочной комиссии Организатора торгов по неправомерному отклонению участника закупки ООО «Тораст» согласно протоколу от 03.04.2019 рассмотрения первых частей заявок на участие в процедуре 31907647421 в порядке, не соответствующем Аукуионной документации, нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в осуществлении действий в рамках закупки в порядке и по условиям, который не указаны в документации о закупке, допущенное при проведении процедуры Закупки.
С учетом изложенного, Комиссия управления, рассмотрев материалы дела № 065/01/18.1-9/2019, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
1. Жалобу ООО «Тораст» (вх. № 1070-эл от 04.04.2019) на действия Заказчика – Областного автономного учреждения «Южное лесное хозяйство» при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку гусеничных снегоболотоходов ГАЗ 34039-32 (или эквивалентов) в количестве 2-х единиц (извещение № 31907647421) признать обоснованной.
2. Признать в действиях закупочной комиссии организатора торгов Областного автономного учреждения «Южное лесное хозяйство» при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку гусеничных снегоболотоходов ГАЗ 34039-32 (или эквивалентов) в количестве 2-х единиц (извещение № 31907647421) нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в предъявлении к участникам закупки требований, которые не указаны в извещении и документации о закупке, допущенное путем отклонения заявки ООО «Тораст» в порядке, не соответствующем извещению о Закупке.
3. Выдать Областному автономному учреждению «Южное лесное хозяйство» и его закупочной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены всех протоколов, повторного проведения этапов рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке с учетом резолютивной части настоящего решения и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с документацией о Закупке, действующим Положением о закупках Организатора торгов и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Сахалинской области в течение трех месяцев со дня его изготовления в полном объёме.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии