Решение б/н Без аннотации от 5 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 065/07/3-199/2021

31 марта 2021 года г. Южно-Сахалинск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в составе:

Председателя Комиссии: <...> – руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;

Членов Комиссии: <...> – заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;

<...> – начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;

в присутствии представителей:

от акционерного общества «Специализированное управление № 4» – <...>, на основании доверенности от 11.01.2021;

от государственного унитарного дорожного предприятия Сахалинской области «Экспромт» – <...>, на основании доверенности от 26.11.2020 № 7; – <...>, на основании доверенности от 30.03.2021 № 3;

рассмотрев дело № 065/07/3-199/2021 по жалобе Акционерного общества «Специализированное управление №4» (ИНН 6501097940) (далее – заявитель, общество) на действия заказчика – Государственного унитарного дорожного предприятия Сахалинской области «Экспромт» (ИНН 6501012400) (далее – заказчик, предприятие) по факту заключения договоров без проведения конкурентной процедуры, в том числе не размещению сведений на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок в разделе «Реестр договоров»,

УСТАНОВИЛА:

22.03.2021 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее – Управление) поступила жалоба заявителя на действия заказчика, которым заключены договоры без проведения конкурентных процедур, сведения о которых в реестре договоров не размещены, что, по мнению общества, не соответствуют требованиям действующего законодательства Российской Федерации о закупках.

В этой связи заявитель, как и его представитель на заседании Комиссии просит провести проверку деятельности предприятия, проверить законность заключения вышеуказанных договоров поставки товара с единственным поставщиков без проведения конкурентных процедур, привлечь к административной ответственности, за нарушение законодательства Российской Федерации, в связи с не размещением в Единой информационной системе достоверных сведений о количестве и стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика.

Уведомлением-требованием от 23.03.2021 № 05-1327 рассмотрение жалобы по существу назначено на 30.03.2021 в 11 часов 30 минут.

Вместе с тем, в целях всестороннего рассмотрения дела, в том числе для истребования дополнительных документов и пояснений, Комиссией объявлен перерыв до 31.03.2021 12 часов 30 минут, что подтверждается уведомлением-требованием от 30.03.2021 № 05-1438.

Представители заказчика представители запрашиваемые документы, а также письменные и устные пояснения по существу доводов, изложенных в жалобе, согласно которым просят признать ее необоснованной.

Комиссия Сахалинского УФАС России, заслушав представителей сторон, изучив представленные в материалы дела документы и информацию, установила следующее.

На основании части 1, 2 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.20211 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства (далее в настоящей статье – заявитель).

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Статьей 3.6 Закона о закупках определено, что порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке.

В силу приведенной выше нормы предприятием в разделе 3.13 Положения о закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц (в редакции от 25.09.2018, действующей на момент заключения спорных договоров) определен исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки, в частности в подпункте 31 пункта 3.13.5 указано, что закупка у единственного поставщика может осуществляться в случае, если предприятие выступает исполнителем по государственному или муниципальному контракту, в ходе исполнения обязательств по которому предусмотрено или необходимо привлечение сторонних организация и заключение договора на выполнение ими работ, оказание услуг, поставки товара.

Из материалов дела установлено, что договор № 52-А/2020 от 05.10.2020 на сумму 5 950 000, 00 рублей, заключенный с обществом с ограниченной ответственностью «Монолит», договор № 89П/2020 от 07.10.2020 на сумму 3 312 000, 00 рублей, заключенный с обществом с ограниченной ответственностью «ЕСК», договор № 93П/2020 от 26.10.2020 на сумму 8 000 000, 00 рублей, заключенный с обществом с ограниченной ответственностью «ЕСК», а также договор №90П/22020 от 07.10.2020 на сумму, которая не определена по условиям контракта, заключенный с индивидуальным предпринимателем Винокуровым С.В. заключены в соответствии с подпунктом 31 пункта 3.13.5 раздела 3.13 Положения о закупке (утв. 25.09.2018) в развитие государственных (муниципальных) контрактов, в рамках которых предприятие выступает исполнителем.

Указанное обстоятельство подтверждается, в том числе преамбулами в договорах № 89П/2020 от 07.10.2020, № 93П/2020 от 26.10.2020, №90П/22020 от 07.10.2020, а также распоряжениями Министерства имущественных и земельных отношений Сахалинской области, в том числе и по договору № 52-А/2020 от 05.10.2020.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу, что заключение указанных договоров по результатам закупки у единственного поставщика не противоречит требованиям Положения о закупке, а также требованиям действующего законодательства Российской Федерации о закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц, в связи с чем, довод заявителя в указанной части признается необоснованным.

Вместе с тем, рассмотрев второй довод общества, связанный с не размещением сведений о факте заключения и исполнения, указанных выше спорных договоров, Комиссия Сахалинского УФАС России пришла к следующим выводам.

На основании пункта 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки.

Вместе с этим, частью 2 статьи 4.1 Закона о закупках определено, что в течение трех рабочих дней со дня заключения договора, в том числе договора, заключенного заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) товаров, работ, услуг, стоимость которых превышает размеры, установленные частью 15 статьи 4 настоящего Федерального закона, заказчики вносят информацию и документы, установленные Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 настоящей статьи, в реестр договоров. Если в договор были внесены изменения, заказчики вносят в реестр договоров такие информацию и документы, в отношении которых были внесены изменения. Информация о результатах исполнения договора вносится заказчиками в реестр договоров в течение десяти дней со дня исполнения, изменения или расторжения договора.

Как указано выше Положение о закупке является документом, который в соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 3.13.1 Положения о закупке (утв. 25.09.2018) при закупке у единственного поставщика извещение и документация не формируются. Вместе с тем, после заключения договора сведения о закупки у единственного поставщика, в объеме, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации, размещаются в ЕИС.

Кроме того, разделом 4.3 Положения о закупке (утв. 25.09.2018) установлено, что в течение трех рабочих дней со дня заключения договора, в том числе договора, заключенного заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика товаров работ, услуг, стоимость которых не превышает размеры, установленные пунктом 1.5.9 настоящего Положения, заказчик вносит информацию и документы, установленные Правительством Российской Федерации в реестр договоров. Если в договор были внесены изменения, Заказчик вносит в реестр договоров такие информацию и документы, в отношении которых были внесены изменения. Информация о результатах исполнения договора вносится Заказчиком в реестр договоров в течение десяти дней со дня исполнения, изменения или расторжения договора.

Информация о результатах исполнения договора, предусматривающего отдельные этапы его исполнения, вносится Заказчиком в реестр договоров в течение десяти дней со дня исполнения всех этапов исполнения договора.

В реестр договоров не вносятся сведения и документы, которые в соответствии с настоящим Положением не подлежат размещению в ЕИС.

Кроме того, в пункта 1.5.9 Положения о закупке (утв. 25.09.2018) указано, что в случае при ведении ЕИС федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение такой системы, технических или иных неполадок, блокирующих доступ к ЕИС в течение более чем одного рабочего дня, информация, подлежащая размещению в ЕИС в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и настоящим Положением, размещается Заказчиком на сайте Заказчика с последующим ее размещением в ЕИС в течение одного рабочего дня со дня устранения технических или иных неполадок, блокирующих доступ к ЕИС, и считается размещенной в установленном порядке.

Из приведенных положений следует, что при заключении договора с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), заказчик обязан разместить сведения о таком договоре в Единой информационной системе и лишь в случае возникновения технических или иных неполадок блокирующих доступ в систему обязан разместить такие сведения а сайте Заказчика (подпункт 23 пункта 1.1.1 Положения о закупке (утв. 25.09.2018)) с последующим ее размещением в ЕИС в течение одного рабочего дня со дня устранения технических или иных неполадок.

Несмотря на это, на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок в разделе «Реестр договоров» отсутствует информация о заключении и исполнении заказчиком договоров № 52-А/2020 от 05.10.2020, № 89П/2020 от 07.10.2020, № 93П/2020 от 26.10.2020, №90П/22020 от 07.10.2020, при этом доказательств, свидетельствующих об обратном, а также, что указанная информация размещена на сайте предприятия материалы дела не содержат.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу, что в связи с не размещением сведений о заключении договоров с единственным поставщиком на официальном сайте Единой информационной системе заказчик признается нарушившим положения пункта 1 части 1 статьи 3, части 2 статьи 4.1 Закона о закупках, а довод второй довод общества обоснованным.

На основании части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает организатору торгов, оператору электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества (далее в настоящем пункте - торги), порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.

Учитывая в совокупности вышеизложенное, Комиссия Сахалинского УФАС России, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу Акционерного общества «Специализированное управление
№ 4» (ИНН 6501097940) на действия заказчика – Государственного унитарного дорожного предприятия Сахалинской области «Экспромт» (ИНН 6501012400) по факту заключения договоров без проведения конкурентной процедуры, в том числе не размещению сведений на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок в разделе «Реестр договоров» – обоснованной.

2. Признать заказчика – Государственное унитарное дорожное предприятие Сахалинской области «Экспромт» (ИНН 6501012400) нарушившим положения пункта 1 части 1 статьи 3, части 2 статьи 4.1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать заказчику – Государственному унитарному дорожному предприятию Сахалинской области «Экспромт» (ИНН 6501012400) обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных нарушений Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

4. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении лиц, допустивших нарушения, указанные в пункте 2 настоящего Решения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Сахалинской области в течение трех месяцев со дня его изготовления в полном объёме.

Связанные организации

Связанные организации не указаны