Решение №РХ/1444/23 решение о прекращении рассмотрения дела от 26 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области

почтовый адрес: пр. Победы, 24,

г. Южно-Сахалинск, 693007

юридический адрес: пр. Победы, 24,

г. Южно-Сахалинск, 693007

тел. (4242) 46-55-66, 46-55-69, факс (4242) 46-55-67

e-mail: to65@fas.gov.ru

____________ № ____________

На № _______ от ___________

   
     

РЕШЕНИЕ

о прекращении рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства № 065/01/10-747/2022

 

Резолютивная часть решения объявлена 16.05.2023

Решение изготовлено в полном объеме 26.05.2023 г. Южно-Сахалинск

Комиссия Сахалинского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии

***– врио руководителя управления;

Члены Комиссии:

*** – начальник отдела анализа товарных, финансовых рынков и экономической концентрации;

**** – старший государственный инспектор отдела контроля органов власти, антимонопольного контроля и рекламы;

рассмотрев дело № 065/01/10-747/2022 по признакам нарушения
АО «Управление по обращению с отходами» (ОГРН 156501000336, ИНН 6501269229, КПП 650101001, адрес юридического лица: 693020, Сахалинская область, город Южно-Сахалинск, пр-кт Коммунистический, д. 39, к.в, офис 420, наименование регистрирующего органа – УФНС по Сахалинской области) пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции,

в присутствии:

- представителя АО «Управление по обращению с отходами» ***, действующей на основании доверенности от 09.01.2023 г. б/н, личность удостоверена по паспорту;

- представителя АО «Управление по обращению с отходами» ***, действующей на основании доверенности от 01.12.2022 г. б/н, личность удостоверена по паспорту.

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее – Управление, Сахалинское УФАС России, антимонопольный орган) поступило заявление ООО «Тэктум» (далее – Заявитель) № исх-284/2022 на действия АО «Управление по обращению с отходами» (далее - Общество) по вопросу установления монопольно высокой цены на услуги по приему и размещению строительных отходов на объекте размещения отходов, находящемся в Холмском районе Сахалинской области (вх. № от 08.09.2022 № 1899).

Согласно заявлению, единственным полигоном, принимающим строительные отходы на территории Холмского и Невельского округов, согласно Разделу 9 Приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области от 08.11.2021 № 3.10-35-п, является полигон, расположенный по адресу: Сахалинская область, Холмский ГО, восточнее ул. Железнодорожная, 65:08:0000039:908, площадью 50500 кв. м, вместимостью 75000 т, 47.056622, 142.119769; эксплуатирующая организация – АО «Управление по обращению с отходами», ИНН 6501269229.

По информации Заявителя, у данного полигона отсутствует какая-либо альтернатива в связи с удаленностью других полигонов (ближайший расположен в 90 км – в Южно-Сахалинске).

В указанном заявлении ООО «Тэктум» приводится цена на услугу по размещению строительных отходов на полигоне в Холмском районе – 769,94 руб. за тонну.

09.09.2022 от ООО «Тэктум» в Сахалинское УФАС России поступило дополнение к указанному выше заявлению № исх-289/2022 (вх. № 1916 от 09.09.2022), с приложением копии договора на оказание услуг по размещению строительных отходов № 23/ХГС от 18.04.2022, согласно которому цена услуги составляет 979,06 руб. за тонну строительных отходов.

В связи с поступившим заявлением ООО «Тэктум» № исх-284/2022 (вх. № от 08.09.2022 № 1899) и дополнением к нему № исх-289/2022 (далее - заявление) антимонопольным органом проведены административные процедуры в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным Приказом от 25 мая 2012 г. № 339 (далее – Приказ № 339), на предмет выявления наличия (отсутствия) признаков нарушения антимонопольного законодательства в части установления АО «Управление по обращению с отходами» монопольно высокой цены на услугу по размещению строительных отходов на эксплуатируемом объекте размещения отходов, находящемся в МО «Холмский городской округ Сахалинской области.

В результате проведенного анализа состояния конкуренции, в действиях Общества Управлением были усмотрены признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» в части установления монопольно высокой цены на услугу по приему и размещению строительных отходов на Холмской городской свалке с 12.01.2022 года в размере 979,06 руб. (с НДС).

В связи с изложенным, был издан Приказ Сахалинского УФАС России от 08.12.2022 г. № 315 о возбуждении дела № 065/01/10-747/2022 и создании Комиссии по рассмотрению дела в отношении АО «Управление по обращению с отходами» по признакам нарушения п. 1 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

При рассмотрении материалов дела Комиссией было установлено следующее.

В соответствии с Определением об отложении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 065/01/10-747/2022 от 24.01.2023 АО «Управление по обращению с отходами» (далее также Общество) в Сахалинское УФАС России представлена документированная информация, в т.ч.:

- документы, подтверждающие получение основных средств, используемых на Холмской городской свалке, в порядке приватизации (Распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Сахалинской области от 28.08.2014 № 1764-р «Об условиях приватизации государственного унитарного предприятия Сахалинской области «Управление по обращению с отходами», от 05.05.2017 № 426-р «Об условиях приватизации имущества казны Сахалинской области» (с приложениями), а также акт приема-передачи имущества от Распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Сахалинской области АО «Управление по обращению с отходами» от 12.05.2017;

- счет-фактура № 1 от 28.01.2020, подтверждающий приобретение АО «Управление по обращению с отходами» вагона-бытовки, находящейся на объекте размещения отходов в Холмском районе Сахалинской области.

- сведения об основных финансовых показателях деятельности по обращению с производственными отходами на Объекте захоронения отходов в Холмском районе, с выделением объемов строительных отходов, за период с 01.01.2022 г. по 31.12.2022 г. (помесячно) в соответствии с прилагаемой Таблицей № 1.

- информация об общих объемах отходов (в натуральном и стоимостном выражении), принятых на Объекте захоронения отходов в Холмском районе, с разбивкой по видам отходов (ТКО, строительные отходы, золошлак, грунт и т.д.) за 2022 год по форме прилагаемой Таблицы № 2.

- сведения о фактической структуре расходов АО «Управление по обращению с отходами», связанных с оказанием услуг по обращению с производственными отходами на объекте захоронения отходов в Холмском районе (в разрезе статей затрат) за период с 01.01.2022 г. по 31.12.2022 г. в расчете на 1 тонну в соответствии с Таблицей № 3.

- баланс доходов и расходов по видам деятельности АО «Управление по обращению с отходами» за второе полугодие 2022 г. (помесячно);

- оборотно-сальдовые ведомости по счету 20.01 АО «Управление по обращению с отходами» за второе полугодие 2022 г. (помесячно) и иные документы.

Указанные документы были истребованы в связи с окончанием отчетного периода по итогам 2022 года, поскольку на дату возбуждения дела имелись сведения об основных финансовых показателях деятельности АО «Управление по обращению с отходами» от размещения производственных отходов, в том числе строительных отходов, за первое полугодие 2022, свидетельствующие о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства в части установления монопольно высокой цены на услугу по приему и размещению строительных отходов на объекте размещения отходов, находящемся в Холмском районе Сахалинской области, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в размере 979,06 руб./т. Также Обществу необходимо было подтвердить правомерность включения в состав расходов, формирующих финансовый результат по указанному виду деятельности, сумм амортизационных отчислений по основным средствам, используемым на эксплуатируемом объекте захоронения отходов в Холмском районе Сахалинской области.

Так как доходы и расходы организаций формируются нарастающим итогам за календарный (финансовый) год при составлении годовой бухгалтерской отчетности в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», для выводов о наличии (отсутствии) нарушения антимонопольного законодательства в части установления монопольно высокой цены на услугу по приему и размещению строительных отходов на объекте размещения отходов, находящемся в Холмском районе Сахалинской области, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», необходим анализ финансовых показателей Общества по результатам деятельности за 2022 год.

В соответствии со статьей 252 Налогового кодекса Российской Федерации расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 данного Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком; под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме; расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В пункте 2 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) перечислены виды амортизируемого имущества, которые в целях налога на прибыль организаций амортизации не подлежат. Указанная норма не распространяется на имущество, полученное налогоплательщиком в порядке приватизации (подпункт 3 пункта 2 статьи 256 НК РФ).

Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – Закон № 178-ФЗ) определяет приватизацию государственного и муниципального имущества как возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в собственность физических и (или) юридических лиц.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона № 178-ФЗ государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество, либо акций, долей в уставном капитале хозяйственных обществ, созданных путем преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий).

Следовательно, Обществом правомерно включены суммы начисленных амортизационных отчислений по основным средствам, полученным в порядке приватизации на основании Распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Сахалинской области от 28.08.2014 № 1764-р и от 05.05.2017 № 426-р «Об условиях приватизации имущества казны Сахалинской области», и используемых при оказании услуг по приему и размещению строительных отходов на объекте размещения отходов, находящемся в Холмском районе Сахалинской области.

По вопросу анализа финансовых показателей Общества от оказания услуг по приему и размещению строительных отходов на объекте размещения отходов, находящемся в Холмском районе Сахалинской области за 2022 год, на предмет наличия (отсутствия) признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части установления монопольно высокой цены на данные услуги в размере 979,06 руб./т (с НДС) с 12.01.2022, необходимо учесть следующее.

В силу нормы части 1 статьи 6 Закона «О защите конкуренции» монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;

2) путем поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились;

б) состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.

В связи с отсутствием сопоставимых товарных рынков, оценка цены услуги по приему и размещению строительных отходов на Холмской городской свалке, оказываемой АО «Управление по обращению с отходами», на предмет ее соответствия (либо не соответствия) критериям статьи 6 Закона «О защите конкуренции», производилась затратным методом.

В соответствии с разъяснениями № 1 Президиума ФАС России при использовании затратного метода анализу подлежат:

- расходы, необходимые для производства и реализации товара;

- прибыль хозяйствующего субъекта от реализации товара;

- цена товара;

- данные о превышении фактической рентабельности над нормативными показателями рентабельности (в случае рассмотрения цены в качестве монопольно низкой цены - данные о занижении фактической рентабельности над нормативными показателями рентабельности) для тех рынков, где уровень рентабельности установлен нормативно.

Согласно информации, представленной АО «Управление по обращению с отходами», обращение со строительными отходами относится к коммерческой деятельности Общества и не регламентируется в части раздельного учета затрат в зависимости от видов коммерческой деятельности. Соответственно, прямые расходы, понесенные на объекте захоронения, распределяются на регулируемый вид деятельности (обращение с ТКО) и коммерческую деятельность пропорционально принятому объему (массе отходов). Дальнейшее распределение расходов по коммерческой деятельности между видами отходов не производится.

Распределение общехозяйственных расходов, относящихся к регулируемым и коммерческим видам деятельности, производится пропорционально прямым затратам. При этом, в представленной Учетной политике АО «Управление по обращению с отходами» отсутствуют сведения о методе распределения косвенных расходов между видами деятельности предприятия.

Таким образом, АО «Управление по обращению с отходами» ведется раздельный учет доходов по видам отходов, принимаемым для размещения на Холмской городской свалке и раздельный учет по расходам, связанным с обращением с ТКО и по коммерческой деятельности в целом, без разделения по видам отходов (строительные отходы, золошлак, грунт).

В связи с тем, что АО «Управление по обращению с отходами» не ведется раздельный учет расходов по деятельности, связанной с приемом и размещением строительных отходов на Холмской городской свалке, и соответственно, не определяется финансовый результат от такой деятельности, Обществом в соответствии с Определением Комиссии по рассмотрению дела № 065/01/10-747/2023 представлены сведения о финансовых показателях по коммерческой деятельности на данном объекте, без ТКО (строительные отходы, грунт, золошлак) за 2022 год.

Сведения об основных финансовых показателях деятельности АО «Управление по обращению с отходами» по размещению производственных отходов на Холмской городской свалке, за исключением ТКО, за 2022 год представлены в Таблице № 1.

 

Таблица № 1

Сведения об основных финансовых показателях деятельности АО «Управление по обращению с отходами» по размещению производственных отходов на Холмской городской свалке, за исключением ТКО, за 2022 год

Период

Объем реализации

Себестои-мость, руб.

Прибыль (убыток), руб.

Рентабельность, %

В натуральном выражении, тонны

В стоимостном выражении, руб.

Всего, тонн

В т.ч. строительные отходы, тонн

Всего, руб.

В т.ч. строительные отходы, руб.

2022 год

25911,88

6499,83

10875170,0

5301940,0

12565543,09

-1690373,09

-13,45

Из представленных АО «Управление по обращению с отходами» документированных сведений, следует, что по итогам деятельности за 2022 год, от деятельности, связанной с размещением на Холмской городской свалке отходов по нерегулируемым видам деятельности (строительные отходы, грунт, золошлак), Обществом получен убыток, который составил 1690373,09 руб.

Так как для выводов о соответствии/не соответствии цены на услугу по приему и размещению строительных отходов на Холмской городской свалке, установленных АО «Управление по обращению с отходами» в размере 979,06 руб./т и действующей в 2022 году, критериям статьи 6 Закона «О защите конкуренции», в соответствии с разъяснениями № 1 Президиума ФАС России необходим анализ таких показателей, как расходы, прибыль уровень рентабельности по деятельности, связанной с приемом и размещением именно строительных отходов, данные показатели ввиду отсутствия раздельного учета затрат по видам размещаемых отходов, могут быть определены антимонопольным органом только расчетным путем.

При этом антимонопольным органом применена методика распределения расходов между видами отходов, размещаемыми на Холмской городской свалке, используемая РЭК Сахалинской области при установлении тарифов на услугу по размещению (захоронению) ТКО на 2021 и 2022 годы.

Из заключений РЭК Сахалинской области по установлению тарифов на утилизацию (захоронение) твердых коммунальных отходов, устанавливающих тарифы для АО «Управление по обращению с отходами» на 2021-2022 год, представленных письмом от 20.09.2022 № 3.25-1940/22 (вх. № 3426-эл от 20.09.2022), следует, что в Учетной политике Общества отсутствуют сведения о методе распределения косвенных расходов. В связи с этим общие расходы АО «Управление по обращению с отходами», как прямые, так и косвенные, распределены экспертом РЭК Сахалинской области по видам деятельности, а также видам утилизируемых отходов пропорционально выручке.

Антимонопольным органом, с учетом позиции РЭК Сахалинской области, произведен расчет расходов за 2022 год, относящихся к строительным отходам на Холмской городской свалке, пропорционально полученной выручке от данного вида деятельности в общем объеме выручки по нерегулируемой деятельности по приему и размещению отходов на данном объекте за 2022 год. Для расчетов приняты показатели о выручке и расходах, представленные в Таблице № 1.

Общий объем выручки АО «Управление по обращению с отходами» по нерегулируемым видам деятельности на Холмской городской свалке за 2022 год составил 10875170 руб., выручка от размещения строительных отходов за 2022 год – 5301940 руб., что составляет 48,75% (5301940,0 руб. : 10875170 руб. х 100). Соответственно, расходы (себестоимость), приходящиеся на деятельность по размещению строительных отходов на Холмской городской свалке, составляют 6125702,26 руб. (12565543,09 руб. х 48,75%). Финансовый результат АО «Управление по обращению с отходами» от деятельности по приему и размещению строительных отходов на Холмской городской свалке за 2022 год, полученный расчетным путем (выручка минус себестоимость) – убыток в размере 823762,26 руб. (5301940,0 руб. – 6125702,26 руб.).

Расчетные финансовые показатели АО «Управление по обращению с отходами» от деятельности по приему и размещению строительных отходов на Холмской городской свалке за 2022 год представлены в Таблице № 2.

Таблица № 2

Расчетные финансовые показатели деятельности АО «Управление по обращению с отходами» по приему и размещению строительных отходов на Холмской городской свалке за 2022 год

Период

Выручка, руб.

Себестоимость, руб.

Прибыль (убыток), руб.

+/-

Рентабельность,

%

2022 год

5301940,0

6125702,26

- 823762,26

-13,45

Учитывая представленную Обществом документированную информацию в рамках рассмотрения дела № 065/01/10-747/2022, можно сделать вывод, что цена на услугу по приему и размещению строительных отходов на Холмской городской свалке, установленная АО «Управление по обращению с отходами» Приказом от 12.01.2022 № 2, в размере 979,06 руб., не подпадает под критерии, установленные статьей 6 Закона «О защите конкуренции», так как не превышает сумму расходов, необходимых для оказания таких услуг и прибыли.

Следовательно, по итогам деятельности АО «Управление по обращению с отходами», связанной с оказанием услуг по приему и размещению строительных отходов на объекте размещения отходов в Холмском районе Сахалинской области, нельзя сделать вывод, что цена на данную услугу, установленная с 12.01.2022 в размере 979,06 руб./т (с НДС), является монопольно высокой.

Таким образом, Комиссия Сахалинского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в действиях АО «Управление по обращению с отходами» нарушения антимонопольного законодательства, а именно п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в установлении монопольно высокой цены на услугу по приему и размещению строительных отходов на объекте размещения отходов в Холмском районе Сахалинской области с 12.01.2022 в размере 979,06 руб.

Руководствуясь статьями ст. 41, 48, 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

В связи с отсутствием в действиях – АО «Управление по обращению с отходами» признаков нарушений пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, прекратить рассмотрение дела № 065/01/10-747/2022 о нарушении антимонопольного законодательства.

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Сахалинской области в течение трех месяцев со дня его изготовления в полном объёме.

Председатель Комиссии

   

***

       

Члены Комиссии:

    ****
       
       

Связанные организации

Связанные организации не указаны