Решение б/н Решение от 11 августа 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области

 

почтовый адрес: пр. Победы, 24,

г. Южно-Сахалинск, 693007

юридический адрес: пр. Победы, 24,

г. Южно-Сахалинск, 693007

 тел. (4242) 46-55-66, 46-55-69, факс (4242) 46-55-67

e-mail: to65@fas.gov.ru

 

____________  №  ____________

 

На №  _______  от  ___________

 

 

 

 

 

 

 

Решение

 

по делу № 065/01/17.1-85/2022

 

11 августа 2022 года                                                                 город Южно-Сахалинск 

 

Резолютивная часть решения оглашена 05.08.2022

В полном объеме решение изготовлено   11.08.2022                                                                               

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель Комиссии:     

 

 

Члены Комиссии:                

- X.X. XXXXX – руководитель управления,

 

-  X.X. XXXXX –  старший государственный инспектор отдела контроля органов власти антимонопольного контроля и рекламы ,

 

-  X.X. XXXXX – главный государственный инспектор отдела контроля органов власти антимонопольного контроля и рекламы,

рассмотрев дело № 065/01/17.1-85/2022 в отношении Департамента по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Курильский городской округ» (ОГРН: 1046505200500, ИНН: 6511004447, КПП: 651101001, адрес: ул. Курильская, д. 3, г. Курильск, район Курильский, Сахалинская область, 694530) по признакам нарушения пункта 11 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее – Сахалинское УФАС России, Управление) из прокуратуры Курильского района поступили материалы (вх. № 30 от 10.01.2022 г.), содержащие информацию о нарушении законодательства в деятельности администрации муниципального образования «Курильский городской округ» при передаче муниципального имущества на основании договоров безвозмездного пользования.

В результате рассмотрения материалов прокуратуры Сахалинским УФАС России был издан приказ № 30 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения администрацией муниципального образования «Курильский городской округ» пункта 11 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Определением от 10.02.2022 г. (исх. № 08-574 от 10.02.2022 г.) дело назначено к рассмотрению на 10 марта 2022 г.

Определением от 10.03.2022 г. (исх. № 08-204эл от 10.03.2022 г.) в связи с необходимостью получения дополнительной информации и привлечением к участию в деле Департамента по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Курильский городской округ» в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, рассмотрение дела отложено на 11.04.2022 г.

Определением от 11.04.2022 г. (исх. № 08-1339 от 11.04.2022 г.) в связи с необходимостью получения дополнительной информации и привлечением к участию в деле в качестве ответчика Департамента по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Курильский городской округ» рассмотрение дела отложено на 06.06.2022 г.,

Определением от 11.04.2022 г. срок рассмотрения дела продлен на 6 месяцев с 10.05.2022 г. по 10.11.2022 г. (исх. № 08-1339 от 11.04.2022 г.).

Определением от 06.06.2022 г. (исх. № 08-1908 от 06.06.2022 г.) в связи с отсутствием кворума рассмотрение дела отложено на 06.07.2022 г.

Определением от 06.07.2022 г. участие ответчика – администрации муниципального образования «Курильский городской округ» – в рассмотрении дела прекращено (исх. № 08-2162 от 06.07.2022).

06.07.2022 г. в связи с установлением в  действиях Департамента по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Курильский городской округ» нарушения пункта 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции Комиссия приняла заключение об обстоятельствах дела, направленное ответчику письмом от 08.07.2022 № 08-2182.

Определением от 06.07.2022 г. рассмотрение дела отложено на 05.08.2022 г.

(исх. № 08-2162 от 06.07.2022).

05.08.2022 г. оглашена резолютивная часть решения по делу.

В результате рассмотрения материалов дела Комиссией было установлено следующее.

Между Департаментом по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Курильский городской округ» и муниципальным унитарным предприятием «Жилкомсервис» муниципального образования «Курильский городской округ» были заключены следующие договоры безвозмездного пользования имуществом муниципального образования «Курильский городской округ»:

- № 30 от 09.03.2021 г., сроком действия с 09.03.2021 г. по 08.04.2021 г.,  подписан врио директора ДУМИ администрации муниципального образования «Курильский городской округ» X.X. XXXXX,

- № 36 от 07.06.2021 г. сроком действия с 09.06.2021 г. по 08.07.2021 г., подписан врио  директора ДУМИ администрации муниципального образования «Курильский городской округ» X.X. XXXXX,

- № 39 от 07.07.2021 г., сроком действия с 09.07.2021 по 08.08.2021 г., врио директора ДУМИ администрации муниципального образования «Курильский городской округ» X.X. XXXXX.,

- № 40 от 06.08.2021 г., сроком действия с 09.08.2021 г. по 08.09.2021 г., подписан врио директора ДУМИ администрации муниципального образования «Курильский городской округ» X.X. XXXXX

Предметом названных договоров являлось предоставление МУП «Жилкомсервис» права безвозмездного пользования в отношении муниципального имущества, предназначенного для водоотведения, водоснабжения населения. Перечень имущества указан в № Приложении 1 к договорам.

В силу ч. 1 ст. 16 Федерального закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – по тексту ФЗ № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального, городского округа, в том числе относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа, а также вопросы организации тепло, водо- и электроснабжения.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 ФЗ № 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с ч. 2 ст. 51 ФЗ № 131-ФЗ органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Согласно пункту 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается).

Срок предоставления права безвозмездного пользования муниципальным имуществом по договору № 30, заключенного без проведения конкурса или аукциона, составил 30 календарных дней (с 09.03.2021 г. по 08.04.2021 г.).

С учетом заключения договоров № 36, № 39, № 40 совокупный срок предоставления указанного права на такое имущество одному лицу - МУП «Жилкомсервис» в течение шести последовательных календарных месяцев превысил 30 календарных дней.

Из материалов дела следовало, что муниципальное имущество, в отношении которого были заключены вышеуказанные договоры безвозмездного пользования, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления закреплено не было (письменные пояснения администрации МО «Курильский городской округ» в адрес  Сахалинского УФАС России от 28.01.2022  № Исх-5.13.30-217/22).

Из указанного письма усматривалось, что местной администрацией прорабатывался вопрос передачи муниципального имущества, предназначенного для водоотведения, водоснабжения населения, в хозяйственное ведение муниципального унитарного предприятия «Жилкомсервис». На период рассмотрения вопроса данное имущество использовалось на основании заключенных между Департаментом по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Курильский городской округ» и МУП «Жилкомсервис» вышеперечисленных договоров безвозмездного пользования.

По информации прокуратуры Курильского района договоры безвозмездного пользования муниципальным имуществом были заключены без проведения конкурсов или аукционов.

В определении Комиссии от 10.03.2022 г. администрации муниципального образования «Курильский городской округ» и Департаменту по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Курильский городской округ» было предложено представить  доказательства того, что рассматриваемые в деле факты заключения договоров безвозмездного пользования муниципальным имуществом были основаны на результатах проведения конкурса или аукциона.

В результате доказательства заключения договоров по итогам проведения конкурса или аукциона в материалы дела представлены не были.

Согласно Уставу муниципального образования «Курильский городской округ» местная администрация является исполнительно-распорядительный органом местного самоуправления, имеющим в своей структуре отраслевые (функциональные) органы, функции, права и обязанности которых  определяются в Положении о соответствующем отраслевом (функциональном) органе.

Решением Собрания муниципального образования «Курильский городской округ» от 25 декабря 2019 года № 94 утверждено Положение о Департаменте по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Курильский городской округ» (далее – Положение).

Согласно пункту 2.7 Положения Департамент готовит в установленном порядке предложения о передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование, заключает договоры безвозмездного пользования муниципальным имуществом, ведет их учет.

Согласно пункту 4 Положения в своей деятельности Департамент  руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами, Указами и Распоряжениями Президента Российской Федерации, Постановлениями и Распоряжениями  Правительства Российской Федерации, законами Сахалинской области, правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования «Курильский городской округ», настоящим Положением.

Таким образом, при осуществлении своих функций по заключению договоров безвозмездного пользования муниципальным имуществом Департамент обязан соблюдать действующее законодательство.

Предметом заключенных Департаментом договоров безвозмездного пользования имуществом муниципального образования «Курильский городской округ» № 30, № 36, № 39, № 40 являлось имущество, предназначенное для водоотведения, водоснабжения населения.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 30 Устава муниципального образования «Курильский городской округ» обязательным условием и основанием при передаче в безвозмездное пользование имущества, предназначенного для водоотведения, водоснабжения населения, является совместное решение Собрания Курильского городского округа и администрации муниципального образования "Курильский городской округ".

Из материалов дела следовало, что соответствующего совместного решения администрации и Собрания, являющегося обязательным условием и основанием для заключения Департаментом договоров безвозмездного пользования имуществом муниципального образования «Курильский городской округ» № 30, № 36, № 39,
№ 40, не принималось.

В ходе заседаний Комиссии были заслушаны пояснения представителей от администрации и Департамента, из которых следовало, что каких-либо распоряжений по заключению  Департаментом договоров без проведения конкурса или аукциона со стороны администрации не было.

Согласно части 3 статьи 42 Закона о защите конкуренции, если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства комиссия установит, что признаки нарушения антимонопольного законодательства содержатся в действиях (бездействии) иного лица, чем ответчик по делу, комиссия привлекает такое лицо в качестве ответчика по делу. В случае, если комиссией не выявлено фактов, свидетельствующих о наличии в действиях одного из ответчиков по делу признаков нарушения антимонопольного законодательства, комиссия выносит определение о прекращении участия такого ответчика в рассмотрении дела.

 Определением от 11.04.2022 г. (исх. № 08-1339 от 11.04.2022 г.) к участию в деле в качестве ответчика привлечен Департамент по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Курильский городской округ».

Определением от 06.07.2022 г. (исх. № 08-2162 от 06.07.2022) участие ответчика – администрации муниципального образования «Курильский городской округ» – в рассмотрении дела прекращено.

Согласно части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

Анализ проведен в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 года № 220 и зарегистрированным в Минюсте РФ 02.08.2010 года № 18026.

В целях анализа состояния конкуренции на товарном рынке в качестве исходной информации использованы материалы дела №  065/01/17.1-85/2022.

По результатам проведения анализа состояния конкуренции по делу
№ 065/01/17.1-85/2022 было установлено следующее.

1. Временной интервал исследования определен периодом с 09 марта 2021г. (дата заключения первого договора безвозмездного пользования имуществом МО «Курильский ГО» между ДУМИ и МУП «Жилкомсервис» МО «Курильский ГО») по 10 февраля 2022г. включительно (дата Приказа Сахалинского УФАС России №  30 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства №  065/01/17.1-85/2022).

2. Предмет договоров, заключаемых в отношении государственного и (или) муниципального имущества: передача Ссудодателем (ДУМИ МО «Курильский ГО») Ссудополучателю (МУП «Жилкомсервис») в безвозмездное пользование имущества, являющегося собственностью МО «Курильский ГО», по объекту незавершенного строительства «Реконструкция систем водоснабжения и водоотведения Курильских островов. Шестая очередь о. Итуруп» Водоотведение и водоснабжение г. Курильска и с. Китовый. Водоотведение г. Курильска и с.Китовый» и по объекту «Реконструкция систем водоснабжения и водоотведения Курильских островов. Шестая очередь о.Итуруп. Водоотведение с.Рейдово» для осуществления деятельности, предусмотренной уставом предприятия, в т.ч. для выполнения работ, производства продукции, оказания услуг, удовлетворения общественных потребностей МО «Курильский ГО» с использованием систем водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения, а также электроснабжения.

3. Состав хозяйствующих субъектов, участвовавших в торгах либо отказавшихся от участия в торгах в результате соглашения, но соответствующих требованиям к участникам торгов, которые предусмотрены документацией о торгах: при отсутствии конкурса или аукциона на право заключения договоров безвозмездного пользования в отношении муниципального имущества, в состав хозяйствующих субъектов входит неопределенный круг лиц.

Поскольку статьей 17.1 Закона № 135-ФЗ требуется проведение конкурсов или аукционов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, то их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса или аукциона в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Часть 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции содержит перечень исключений, при наличии которых допускается передача муниципального имущества без проведения конкурсов или аукционов.

Доказательства наличия таких исключений материалы дела не содержат.

С учетом требования пункта 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, согласно которому предоставление прав на муниципальное имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается, заключение Департаментом по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Курильский городской округ» и МУП «Жилкомсервис» МО «Курильский ГО» договоров № 36, № 39, № 40 без проведения конкурса или аукциона было неправомерным.

На момент вынесения решения в материалах дела отсутствуют доказательства о принятых ответчиком мерах, направленных на прекращение нарушение антимонопольного законодательства.

Данное обстоятельство является основанием для выдачи в адрес Департамента по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Курильский городской округ» обязательного для исполнения предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 Руководствуясь пунктом 11 частью 1 статьи 17.1, пп. «д» пункта 2 части  1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Департамент по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Курильский городской округ» (ОГРН: 1046505200500, ИНН: 6511004447, КПП: 651101001, адрес: ул. Курильская, д. 3, г. Курильск, район Курильский, Сахалинская область, 694530) нарушившим пункт 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

2. Выдать Департаменту по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Курильский городской округ» (ОГРН: 1046505200500, ИНН: 6511004447, КПП: 651101001, адрес: ул. Курильская, д. 3, г. Курильск, район Курильский, Сахалинская область, 694530) обязательное для исполнения предписание о принятии мер по прекращению действий, которые привели к ограничению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях в отношении виновных должностных лиц Департамента по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Курильский городской округ».

 

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Сахалинской области в течение трех месяцев со дня его изготовления в полном объёме.

 

Председатель Комиссии

 

 

 

 

   X.X. XXXXX

 

 

 

 

Члены Комиссии:

 

 

    X.X. XXXXX

 

 

 

 

 

 

 

          X.X. XXXXX

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны