Заключение №08-5124 без аннотации от 1 ноября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 
   

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Сахалинской области

 

почтовый адрес: пр. Победы, 24,

 г. Южно-Сахалинск, 693007

юридический адрес: пр. Победы, 24,

 г. Южно-Сахалинск, 693007

тел. (4242) 46-55-66, факс (4242) 46-55-67

e-mail: to65@fas.gov.ru

    

______________  №  ______________

 

На №  __________  от  ________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

об обстоятельствах дела № 065/01/10-79/2019

 

29 октября  2019 года                                                             город Южно-Сахалинск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:     

- <...> – временно исполняющий обязанности руководителя Управления;

Члены Комиссии:                         

- <...> – главный государственный инспектор отдела контроля органов власти, антимонопольного контроля и рекламы;

- <...> –  государственный инспектор отдела контроля органов власти, антимонопольного контроля и рекламы,

 

рассмотрев дело № 065/01/10-79/2019 в отношении общества с ограниченной ответственностью «Невельский морской торговый порт» (ИНН 6505011654, адрес места нахождения: город Невельск, Береговая улица, 84, Сахалинская область, 694740)  по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

У С Т А Н О В И Л А:

 

На основании приказа Сахалинского УФАС России №41 от 26.02.2019 «О проведении внеплановой выездной проверки», приказа Сахалинского УФАС России №90 от 19.04.2019 «О продлении срока проведения внеплановой выездной проверки» была проведена проверка в отношении общества с ограниченной ответственностью «Горняк-1» (ИНН 6505009711, адрес места нахождения: город Невельск, Береговая улица, 84, Сахалинская область, 694740).

В ходе проведения проверки установлено следующее.

При проведении 27.02.2019г. осмотра территорий, помещений, документов и предметов проверяемого лица в помещениях по адресу: город Невельск, Береговая улица, 84, Сахалинская область, 694740 обнаружен акт сверки взаимных расчетов за период 9 месяцев 2018 года, подписанный между ООО «Горняк-1» и ООО «Невельский морской торговый порт» (ИНН 6505011654, адрес: Береговая ул., 84, город Невельск, Сахалинская область, 694740).

Документ содержит сведения о заключенных договорах и выставляемых счетах за услуги: погрузочно-разгрузочные работы в порту, хранение грузов, бункеровка теплоходов.

Указанные обстоятельства, согласно пункту 1 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции, послужили основанием для возбуждения дела о признаках нарушения антимонопольного законодательства.

Комиссией при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства установлено следующее.

Согласно части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

Анализ проведен в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 года № 220 и зарегистрированным в Минюсте РФ 02.08.2010 года № 18026.

В целях анализа состояния конкуренции в качестве исходной информации использованы материалы дела № 065/01/10-79/2019.

По результатам анализа состояния конкуренции на рынке услуг по погрузке и выгрузке грузов, услуг по хранению грузов установлено следующее.

Временным интервалом  исследования  определен периодом с 30.12.2016г. по 19.06.2019г.

Продуктовые границы товарного рынка: услуги по погрузке и выгрузке грузов, услуги по хранению грузов, оказываемые ООО «Невельский Морской Торговый Порт» в морском порту Невельск.

Географические границы товарного рынка: границы морского порта Невельск (Сахалинская область, г. Невельск, ул. Рыбацкая, 32).

Хозяйствующий субъект занимающий доминирующее положение: в соответствии с частью 5 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» доминирующим признается положение ООО «Невельский Морской Торговый Порт»- субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

30.12.2016 между ООО «Горняк-1» (Поклажедатель) и ООО «Горняк-2» - «Хранитель» (правопреемник ООО «Невельский Морской Торговый Порт», заключен договор хранения №1.Г1.2017, предметом которого является хранение угля за вознаграждение.

Также в материалах дела имеется договор хранения б/н от 29.12.2017, заключенный между ООО «Горняк-1» («Поклажедатель») и ООО «Невельский Морской Торговый Порт» «Хранитель», предметом которого является хранение угля за вознаграждение. 

В материалах дела содержится также договор перевалки груза № 3.Г1.2017 от 30.12.2016, заключенный между ООО «Горняк-1» («Заказчик») и ООО «Горняк-2» («Оператор морского терминала»). В соответствии с данным договором «Оператор морского терминала» обязуется осуществить за вознаграждение перевалку груза (погрузка, разгрузка, перегрузка грузов по варианту автотранспортное средство – склад – судно) и выполнить другие определенные договором услуги и работы в Невельском морском порту.

Позднее, 07.04.2017 было заключено дополнительное соглашение № 1 к договору перевалки грузов № 3.Г1.2017 в связи с изменением фирменного наименования ООО «Горняк – 2», в котором сторона договора ООО «Горняк-2» («Оператор морского терминала») была заменена  на ООО «Невельский Морской Торговый Порт».

Кроме того, в материалы дела представлен договор на оказание услуг по перевалке угля № 3.Г.2017(1) от 30.06.2017, заключенный между ООО «Невельский Морской Торговый Порт» («Оператор морского терминала») и ООО «Горняк-1» («Заказчик»).

В соответствии с пунктом 1.1. предмета договора «Оператор морского терминала» обязуется осуществить за вознаграждение перевалку груза (погрузка, разгрузка, перегрузка грузов по варианту автотранспортное средство/железнодорожный транспорт – склад – судно) и выполнить другие определенные договором услуги и работы в Невельском морском порту.

Кроме того, из представленных в материалы дела договоров  № 3.Г1.2017 от 30.12.2016 и  № 3.Г.2017(1) от 30.06.2017 следует, что в течение исследуемого периода ООО «Невельский Морской Торговый Порт» оказывались услуги по погрузке и выгрузке грузов в морском порту Невельск.       

       Статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон «О естественных монополиях») определено, что субъектом естественных монополий признается хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

На основании абзаца 5 пункта 1 статьи 4 Закона «О естественных монополиях» услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Вместе с тем, Законом «О естественных монополиях» не определены виды деятельности хозяйствующих субъектов, которые составляют сферу услуг в портах.

Антимонопольному органу при квалификации действий хозяйствующего субъекта как нарушение статьи 10 Закона «О защите конкуренции» необходимо определить тот факт, что его деятельность входит в указанную сферу.

На основании части 1 статьи 5 Закона «О естественных монополиях» для регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий образуются федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий (далее - органы регулирования естественных монополий) в порядке, установленном для федеральных органов исполнительной власти.

В силу пункта 1 Постановления Правительства РФ от 07.04.2004 № 189 «Вопросы Федеральной антимонопольной службы» надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях относится к основным функциями ФАС России и её территориальных органов.

На основании статьи 6 Закона «О естественных монополиях» одним из методов регулирования деятельности субъектов естественных монополий является ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.

При этом перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Положение о государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 23.04.2008 № 293, определяет основы ценообразования на данные услуги.

В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2), утвержденным Приказом Росстандарта от 31.01.2014.  №  14-ст, установлен Раздел Н «Транспортировка и хранение», включающий группировку «Транспортная обработка грузов» (код  52.24).

         Деятельность, связанная с хранением грузов, числится в указанном классификаторе в Разделе Н «Транспортировка и хранение», группировка «Деятельность по складированию и хранению» (код 52.10).

Виды деятельности «Транспортная обработка грузов» (код 52.24) и «Деятельность по складированию и хранению» значатся в Выписке из ЕГРЮЛ ООО «Невельский Морской Торговый Порт» в составе дополнительных видов деятельности.

 Постановлением №  293  утвержден перечень услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством. В состав перечня входят следующие услуги:

          1. Обеспечение безопасности мореплавания и порядка в порту

   2. Обеспечение прохода судов по подходным каналам

   3. Обеспечение лоцманской проводки судов

   4. Ледокольное обеспечение круглогодичной навигации

   5. Предоставление судам маячных сооружений и оборудования, створных знаков

   6. Предоставление судам акватории, рейдов, якорных стоянок и услуги систем управления движением судов в порту и на подходах к нему

   7. Предоставление причалов

   8. Обеспечение экологической безопасности в порту

   9. Погрузка и выгрузка грузов

   10. Хранение грузов

   11. Услуги буксиров

   12. Обслуживание судов на железнодорожно-паромных переправах

   13. Обслуживание пассажиров

   14. Обеспечение транспортной безопасности акватории морского порта

Таким образом, услуги по погрузке и выгрузке грузов, а также услуги по хранению грузов, оказываемые в морском порту Невельск ООО «Невельский Морской Торговый Порт», входят в перечень услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены (тарифы, сборы) на которые подлежат государственному регулированию.

Согласно материалам дела № 065/01/10-79/2019, услуги по погрузке и выгрузке грузов, а также услуги по хранению грузов в морском порту Невельск оказывались ООО «Невельский Морской Торговый Порт» по самостоятельно установленным тарифам, без прохождения обязательных процедур по государственному регулированию.

Пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на злоупотребление хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением в виде нарушения установленного порядка ценообразования.

На основании вышеизложенного, комиссия Сахалинского  УФАС России, руководствуясь статьями 23, 39, 40, 41, 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», приходит к выводу, что действия ООО «Невельский Морской Торговый Порт» имеют признаки нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции.

 

 

Председатель Комиссии

 

 

<...>

 

 

 

 

Члены Комиссии:

 

 

<...>
 

 

 

 

 

 

 

<...>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны