Решение б/н без аннотации от 13 мая 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Сахалинской области

почтовый адрес: пр. Победы, 24,

г. Южно-Сахалинск, 693007

юридический адрес: пр. Победы, 24,

г. Южно-Сахалинск, 693007

тел. (4242) 46-55-66, факс (4242) 46-55-67

e-mail: to65@fas.gov.ru

 

______________ № ______________

На № __________ от ________________

РЕШЕНИЕ

по делу № 065/01/10-1200/2020

13 мая 2021 года г. Южно-Сахалинск

Резолютивная часть решения объявлена 26 апреля 2021 года

Решение изготовлено в полном объеме 13 мая 2021 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:

-*** – врио руководителя управления,

- ***– начальник отдела контроля органов власти, антимонопольного контроля и рекламы,

- *** - государственный инспектор отдела контроля органов власти, антимонопольного контроля и рекламы

рассмотрев дело № 065/01/10-1200/2020 в отношении общества с ограниченной ответственностью «Эко-Порт» (сокращенное наименование – ООО «Эко-Порт», ИНН/КПП 6509045340/650901001, ОГРН 1196501007075, юридический адрес: 694620, Сахалинская область, город Холмск, улица Советская, дом 41,офис 12) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», руководствуясь статьями 41, 49 Закона о защите конкуренции,

в отсутствии лиц участвующих в деле,

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступили обращения граждан из ФАС России (вх. от 08.09.2020 № 5539-эл, 08.09.2020 № 5542-эл), а также обращения из Сахалинской транспортной прокуратуры (вх. от 07.09.2020 № 3332), Холмского линейного отдела полиции (вх. от 28.09.2020 № 3597, 19.10.2020 № 3909, 19.10.2020 № 3907, 19.10.2020 № 3914), ИП Конакова А.А. (вх. от 21.10.2020 № 3939) на действия общества с ограниченной ответственностью «Эко-Порт» содержащее признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные Федеральным законом от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) при проведении фитосанитарного контроля в Холмском морском порту.

В ходе рассмотрения заявления установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях ООО «Эко-Порт» и 04.12.2020 издан Приказ № 247 о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства №065/01/10-1200/2020.

Определением от 04.12.2020г. дело о нарушении антимонопольного законодательства № 065/01/10-1200/2020 назначено к рассмотрению на 12.01.2021 г.

12.01.2021 г. Комиссия приняла решение об отложении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на 04.03.2021 г

04.03.2021 г. Комиссия приняла заключение об обстоятельствах дела и отложила рассмотрение дела на 26.04.2021 г., а также продлила срок рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на 6 месяцев.

В ходе рассмотрения дела Комиссия установила следующее.

Государственный карантинный фитосанитарный контроль (надзор) в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации, МПП «Холмск» при межгосударственных перевозках, а также в Холмском морском порту при перевозках по территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с Положением о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Комиссии таможенного союза от 18.06.2010 № 318, Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2016 № 792 «О порядке осуществления Государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации», Федеральным законом от 21.07.2014 № 206-ФЗ «О карантине растений».

В соответствии счастью 3 статьи 28 Федерального закона от 21.07.2014 № 206-ФЗ «О карантине растений» государственный карантинный фитосанитарный контроль (надзор) в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации осуществляется путем проведения:

1) документарной проверки;

2) досмотра и (или) осмотра подкарантинной продукции;

3) осмотра транспортных средств и других подкарантинных объектов;

4) отбора проб и (или) образцов подкарантинной продукции для проведения лабораторных исследований в области карантина растений в целях установления соответствия ее состояния карантинным фитосанитарным требованиям, экспертизы и других предусмотренных частью 3 статьи 8 настоящего Федерального закона мероприятий.

Требования к оборудованию и техническому оснащению сооружений, помещений, необходимых для организации карантинного фитосанитарного контроля, осуществляемого в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации установлены Решением Комиссии Таможенного союза от 22 июня 2011г. № 688 «О Единых типовых требованиях к оборудованию и материально-техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного, санитарно карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного и транспортного контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через внешнюю границу государств – членов Таможенного союза, Классификации пунктов пропуска через внешнюю границу государств – членов Таможенного союза и форме Паспорта пункта пропуска через внешнюю границу государств – членов Таможенного союза», Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14 октября 2015 г.
№ 92 «Об утверждении Требований к материально-техническому оснащению
и обустройству пунктов по карантину растений (фитосанитарных контрольных
постов) и внесении изменений в Единые типовые требования к оборудованию
и материально-техническому оснащению зданий, помещений и сооружений,
необходимых для организации пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного и транспортного контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через внешнюю границу Таможенного союза», Приказом Минсельхоза РФ от 23.06.2008 № 271 «Об утверждении Типовых требований к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации карантинного фитосанитарного контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации».

Государственный карантинный фитосанитарный контроль (надзор) на территории Холмского морского торгового порта, согласно Положению об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю и Сахалинской области, утвержденного приказом Россельхознадзора от 15.04.2013 № 170, осуществляется должностными лицами Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю и Сахалинской области.

Фитосанитарный контроль осуществляется на открытой досмотровой площадке, предоставленной ПАО «Холмский морской торговый порт».

Государственный контроль перемещаемых на судах транспортных средств, осуществляется на специально оборудованных площадках, эстакадах и других сооружениях. Государственный контроль грузов, товаров осуществляется в специально оборудованных помещениях, на площадках, эстакадах и других сооружениях, в том числе оснащенных оборудованием для погрузо-разгрузочных работ. Допускается осуществление государственного контроля грузов и товаров на борту судна и на рейдах.

Согласно поступившим обращениям в Сахалинское УФАС России следует, что общество с ограниченной ответственностью «Эко-Порт» осуществляет деятельность по фитосанитарному контролю в Холмском морском торговом порту, а также взимает за данную деятельность плату в размере – 1 рубль за 1 килограмм массы.

Также, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступил типовой договор возмездного оказания услуг заключаемого между ООО «Эко-порт» в лице генерального директора Иглина К.В. и «Заказчика».

Согласно пункту 1 типового договора Исполнитель обязуется оказать услуги для проверки груза животного и растительного происхождения на объекте транспортной инфраструктуры морского терминала, а Заказчик обязуется принять оказанные услуги по акту приемки выполненных услуг и оплатить их в размере, порядке и сроки, предусмотренные Договором.

Согласно разделу 3 типового Договора оплата производится путем внесения Заказчиком предварительной оплаты.

Наименование услуги

Стоимость за ед. (с НДС) руб.

1.

Комплекс услуг для проверки груза животного и растительного происхождения

1 рубль за 1 килограмм массы нетто

2.

Предоставление услуги автостоянки на территории морского терминала (1-е сутки – бесплатно, неполный час считается как полный)

500 рублей в час

Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области в целях полного и всестороннего рассмотрения доводов жалоб был направлен запрос законному представителю ООО «Эко-Порт» (исх. от 01.10.2020 № 0-6308).

Согласно представленной информации ООО «Эко-Порт» (вх. от 19.10.2020 № 3914) следует, что общество оказывает клиентам услуги для проверки грузов растительного и животного происхождения, который включает в себя:

- предоставление территории для временной стоянки грузовых машин, услуги грузчиков, которые по указанию проводящих досмотр должностных лиц Россельхознадзора, перемещают груз на площадку, или в рефконтейнер, в зависимости от вида продукции;

- предоставление комнаты отдыха и приема пищи.

Оценив доводы общества, а также исследовав полученные доказательства, Сахалинское УФАС России приходит к следующему.

Услуги в портах являются сферой деятельности субъектов естественной монополии на основании статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях).

На основании статьи 5 Закона о защите конкуренции положение субъектов естественной монополии признается доминирующим.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Сахалинским УФАС России установлено, что между ПАО «Холмский морской торговый порт» и ООО «Эко-Порт» заключен договор аренды земельного участка № ЭКОПОРТ – ХМТП/2020 от 31.07.2020 г. (далее – Договор).

Согласно п. 1.1. Договора арендодатель предоставляет арендатору часть земельного участка с кадастровым номером 65:09:0000020:152 за плату во временное владение и пользование.

Передаваемое по договору имущество принадлежит арендодателю на праве собственности, что подтверждается кадастровым паспортом № 65/201/15-22739 от 10.03.2015 года (п. 1.2 Договора).

Общая площадь передаваемого имущества 6 999,54 м2.

В статье 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон № 147-ФЗ) определено, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Статьей 4 Закона № 147-ФЗ определены сферы деятельности субъектов естественных монополий.

В абзаце 5 пункта 1 статьи 4 Закона № 147-ФЗ определено, что услуги в портах отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Отношения, возникающие из торгового мореплавания в морских портах Российской Федерации (далее - морские порты) регулирует Закон о морских портах.

Закон о морских портах устанавливает порядок создания, открытия, закрытия морских портов, порядок осуществления в них деятельности, в том числе оказания услуг, а также устанавливает основы государственного регулирования деятельности в морских портах.

Под морскими портами в Законе о морских портах понимаются морские порты в том значении, как они определены в Кодексе торгового мореплавания.

Как следует из статьи 9 Кодекса торгового мореплавания, под морским портом понимаются его территория и совокупность размещенных в границах этой территории объектов инфраструктуры морского порта, используемых для осуществления деятельности в целях торгового мореплавания, в том числе для оказания услуг.

На основании части 1 статьи 17 Закона о морских портах в морском порту осуществляется оказание услуг по обслуживанию судов, осуществлению операций с грузами, в том числе по перевалке грузов, обслуживанию пассажиров, обеспечению безопасности мореплавания в морском порту и на подходах к нему, обеспечению готовности к проведению аварийно-спасательных работ, обеспечению транспортной безопасности акватории морского порта и иных услуг.

Согласно статье 4 Закона о морских портах услуги, оказание которых осуществляется в морском порту (далее - услуги в морском порту) - это услуги, оказание которых пользователям обычно осуществляется в морском порту и на подходах к нему в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.

На основании подпункта «г» пункта 37 статьи 6 Федерального закона от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» к видам деятельности, имеющим стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, относятся осуществление деятельности хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение по оказанию услуг в портах в Российской Федерации. При этом Перечень таких услуг утверждается Правительством Российской Федерации.

Распоряжением Правительства РФ от 17.06.2016 № 1249-р к таким услугам отнесены:

- обеспечение безопасности мореплавания;

- обеспечение прохода судов по подходным каналам;

- обеспечение лоцманской проводки судов;

- ледокольное обеспечение круглогодичной навигации;

- предоставление маячных сооружений и оборудования, створных знаков;

- предоставление систем управления движением судов в порту;

- обеспечение аварийно-спасательной готовности и готовности к ликвидации аварийных разливов нефти;

- предоставление причалов;

- погрузка и выгрузка грузов;

- хранение грузов;

- обслуживание судов на паромных переправах;

- координация поисковых и аварийно-спасательных работ;

- обслуживание пассажиров.

Опираясь на указанные нормативные акты, можно определить статус субъекта естественной монополии.

Таким образом, погрузка и выгрузка грузов в порту является одним из видов деятельности субъектов естественной монополии.

В силу пункта 6 статьи 4 Закона о морских портах владельцами объектов инфраструктуры морского порта являются юридические лица или индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ и осуществляющие эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта от своего имени независимо от того, являются они собственниками данных объектов или используют их на ином законном основании.

Согласно пункту 1 статьи 4 Закона о морских портах объекты инфраструктуры морского порта - здания, сооружения, суда, устройства и оборудование, расположенные на территории морского порта и используемые для осуществления деятельности в целях торгового мореплавания, в том числе для оказания услуг. Перечень объектов инфраструктуры морских портов утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

В Перечень объектов инфраструктуры морского порта, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 07.11.2017 № 475, входят в том числе, крытые, открытые склады и складские площадки, перегрузочное оборудование, административные и вспомогательные здания, а также здания и сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, обеспечения безопасности мореплавания, оказания услуг в морском порту, обеспечения деятельности органов государственного контроля (надзора).

В соответствии с пунктом 8 статьи 4 Закона о морских портах оператор морского терминала - транспортная организация, осуществляющая эксплуатацию морского терминала, операции с грузами, в том числе их перевалку, обслуживание судов, иных транспортных средств и (или) обслуживание пассажиров.

Морской терминал - совокупность объектов инфраструктуры морского порта, технологически связанных между собой и предназначенных и (или) используемых для осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, обслуживания судов, иных транспортных средств и (или) обслуживания пассажиров (п. 7 ст. 4 Закона о морских портах).

Согласно пункту 9 статьи 4 Закона о морских портах перевалка грузов - комплексный вид услуг и (или) работ по перегрузке грузов и (или) багажа с одного вида транспорта на другой вид транспорта при перевозках в прямом международном сообщении и непрямом международном сообщении, прямом и непрямом смешанном сообщении, в том числе перемещение грузов в границах территории морского порта и их технологическое накопление, или по перегрузке грузов без их технологического накопления с одного вида транспорта на другой вид транспорта.

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона № 261- ФЗ услуги по перевалке грузов оказываются операторами морских терминалов на основании договора перевалки груза.

Также, в соответствии с пунктом 4 статьи 20 Федерального закона № 261- ФЗ по договору перевалки груза оператором морского терминала могут осуществляться погрузка, выгрузка, перемещение в границах территории морского порта, технологическое накопление груза. Договором перевалки груза может быть предусмотрено оформление документов на грузы, подлежащие перевалке, а также осуществление иных дополнительных услуг и работ.

В соответствии с пунктами 3.35, 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом от 25 мая 2012г. № 339 и Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке", Управлением проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг по погрузке и выгрузке грузов, подлежащих карантинному фитосанитарному контролю, в морском порту Холмск (далее – Анализ) в связи с наличием в действиях ООО «Эко-Порт» (ИНН 6509045340) признаков нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

По результатам проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке установлено следующее.

1. Временной интервал исследования определен периодом существования товарного рынка с 01.09.2020 г. по 04.12.2020 г.

2. Продуктовые границы товарного рынка: услуги по погрузке и выгрузке грузов, подлежащих карантинному фитосанитарному контролю, оказываемые ООО «Эко-Порт» в морском порту Холмск

3. Географические границы товарного рынка: границы морского порта Холмск.

4. Хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение: В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» доминирующим признается положение ООО «Эко-Порт» - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Согласно документированной информации, представленной в Сахалинское УФАС России Управлением Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области письмом от 06.10.2020 № 01-16/4912, фитосанитарный контроль подкарантинной продукции осуществляется на открытой досмотровой площадке, предоставленной ПАО «Холмский морской торговый порт». Договор аренды на досмотровую площадку не заключался.

ООО «Эко-Порт» отношения к проведению карантинного фитосанитарного контроля подкарантинной продукции не имеет.

В соответствии с тем, что для осуществления операций с грузами, в том числе по перевалке грузов в морском терминале Холмского морского торгового порта необходимо хозяйствующим субъектам проходить фитосанитарных контроль, следовательно, Управление приходит к выводу о том, что ООО «Эко-Порт» не может в силу закона оказывать услугу по проведению карантинного фитосанитарного контроля подкарантинной продукции, так как данную услугу оказывают сотрудники Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю и Сахалинской области.

Таким образом, как следует из материалов дела, ООО «Эко-Порт» взимает плату с хозяйствующих субъектов и неопределенного круга потребителей за услугу для проверки груза животного и растительного происхождения, которую в силу закона осуществляет Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю и Сахалинской области бесплатно.

Из информации, представленной ООО «Эко-Порт» и имеющейся в материалах дела следует, что общество предоставляет клиентам комплекс услуг для проверки груза животного и растительного происхождения на объекте транспортной инфраструктуры морского терминала, согласно заключенным договорам. Указанные услуги включают в себя, в том числе, предоставление площадки для досмотра сотрудникам Россельхознадзора, предоставление грузчиков для перемещения груза на площадку, предоставление услуги стоянки транспортных средств, услуги для хранения мороженой продукции.

Таким образом, взимание платы ООО «Эко-Порт» с хозяйствующих субъектов и неопределенного круга потребителей за услугу для проверки груза животного и растительного происхождения является нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии со статьей 48.1 Закона о защите конкуренции Комиссией принято и направлено заключение об обстоятельствах дела (исх. № 08-1097) в адрес лиц, участвующих в деле для представления таким лицам возможности проанализировать выводы комиссии, представить пояснения и привести комиссии свои доводы. Возражений на заключение не поступило, дополнительной позиции ответчиком не представлено.

На основании пункта 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции Комиссия антимонопольного органа при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.

Поскольку на момент вынесения настоящего решения отсутствуют доказательства об устранении нарушения антимонопольного законодательства, Комиссия приходит к выводу о наличии основания для выдачи предписания об устранении нарушения ООО «Эко-Порт».

На основании изложенного, руководствуясь статьей 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать общество с ограниченной ответственностью «Эко-Порт» (сокращенное наименование – ООО «Эко-Порт», ИНН/КПП 6509045340/650901001, ОГРН 1196501007075, юридический адрес: 694620, Сахалинская область, город Холмск, улица Советская, дом 41,офис 12) субъектом естественной монополии, занимающим доминирующее положение на рынке услуг по погрузке и выгрузке грузов, подлежащих карантинному фитосанитарному контролю, оказываемые ООО «Эко-Порт» в морском порту Холмск.

2. Признать общество с ограниченной ответственностью «Эко-Порт» (сокращенное наименование – ООО «Эко-Порт», ИНН/КПП 6509045340/650901001, ОГРН 1196501007075, юридический адрес: 694620, Сахалинская область, город Холмск, улица Советская, дом 41,офис 12) нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

3. Выдать ООО «Эко-Порт» обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях в отношении общества с ограниченной ответственностью «Эко-Порт» (сокращенное наименование – ООО «Эко-Порт», ИНН/КПП 6509045340/650901001, ОГРН 1196501007075, юридический адрес: 694620, Сахалинская область, город Холмск, улица Советская, дом 41,офис 12) и виновных должностных лиц.

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Сахалинской области в течение трех месяцев со дня его изготовления в полном объёме.

Председатель Комиссии

   

***

       

Члены Комиссии:

   

***

       
     

***

       
 

Связанные организации

Связанные организации не указаны