Аналитический отчет б/н без аннотации. от 2 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

федеральнаяантимонопольнаяслужба

Управление Федеральной антимонопольной службы по САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

г. Южно-Сахалинск, пр. Победы, 24 тел. (4242) 46-55-66

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНАЛИЗА СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ УСЛУГ ПО РАЗМЕЩЕНИЮ ИМУЩЕСТВА НА ОПОРАХ НАРУЖНОГО ОСВЕЩЕНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ ВОЛОКОННО-ОПТИЧЕСКОГО КАБЕЛЯ, В ГРАНИЦАХ РАСПОЛОЖЕНИЯ СУЩЕСТВУЮЩИХ ОПОР НАРУЖНОГО ОСВЕЩЕНИЯ, НАХОДЯЩИХСЯ ВО ВЛАДЕНИИ МУП «ЭЛЕКТРОСЕРВИС», В ПРЕДЕЛАХ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ГРАНИЦ МО ГО «ГОРОД ЮЖНО-САХАЛИНСК» ЗА ПЕРИОД 2017 – 2021 ГОДЫ

г. Южно-Сахалинск

2022

  1. Общие положения.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее – Сахалинское УФАС России, Управление) проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке услуг по размещению имущества на опорах наружного освещения, в том числе волоконно-оптического кабеля (далее – Анализ).

Анализ проведен в соответствии с пунктами 3.35, 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным Приказом от 25 мая 2012г. № 339, при рассмотрении заявления ООО «Сахалинские Кабельные Телесистемы» (далее – Заявитель) на действия МУП «Электросервис» (далее также Предприятие) в связи с наличием, по мнению Заявителя, в действиях МУП «Электросервис» признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Анализ проведен в соответствии со следующими нормативными документами:

  1. Федеральным законом от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ);
  2. Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным Приказом от 25 мая 2012г. № 339 (далее – Регламент № 339);
  3. Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденным Приказом от 25 мая 2012г. № 345 (далее – Регламент № 345);
  4. Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010г. № 220 (далее – Порядок № 220);

5) Правилами недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей связи, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 № 1284;

  1. Федеральным законом от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи»;

7) Иными нормативными правовыми актами, регламентирующими отношения в сфере оказания услуг по размещению имущества на опорах наружного освещения, в том числе волоконно-оптического кабеля.

Целью проведения Анализа является установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта, в отношении которого подано заявление, указывающее на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с п.1.3 Порядка № 220 проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка;

в) определение географических границ товарного рынка;

г) определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке в качестве продавцов и покупателей;

д) расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке;

е) определение уровня концентрации товарного рынка;

ж) определение барьеров входа на товарный рынок;

з) установление доминирующего положения (при его наличии) хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов), за исключением случая, предусмотренного в пункте 12.5 Порядка № 220;

и) оценка состояния конкуренции на товарном рынке;

к) составление аналитического отчета.

В качестве исходной информации для Анализа использованы:

  • документированные сведения, полученные от МУП «Электросервис»;
  • документированные сведения, полученные от Управления федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Хабаровскому краю, Сахалинской области и Еврейской автономной области;
  • документированные сведения, полученные от хозяйствующих субъектов – покупателей услуги по размещению имущества на опорах наружного освещения, в том числе волоконно-оптического кабеля;
  • данные иных источников, предусмотренных Порядком № 220.

2. Временной интервал исследования товарного рынка.

В соответствии с частью 9 статьи 5 Закона № 135-ФЗ и пунктом 2.1. Порядка № 220 временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год.

Учитывая, что исследование ограничивается изучением характеристик рынка услуг по размещению имущества на опорах наружного освещения, в том числе волоконно-оптического кабеля, сложившихся до момента проведения исследования, Анализ носит ретроспективный характер.

Целью проведения данного Анализа является установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта, в отношении которого подано заявление, указывающее на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Заявитель в своем заявлении указывает на повышение МУП «Электросервис» цены на услугу по размещению имущества на опорах наружного освещения, начиная с 2017 года.

Законченным отчетным периодом на момент поступления заявления на действия МУП «Электросервис» являлся 2021 год. Показатели деятельности организации, в том числе, основные финансовые показатели, формируются по результатам отчетного периода, который в соответствии с действующим законодательством определяется как календарный год.

С учетом изложенного, для целей настоящего исследования, исходя из материалов заявления, временным интервалом исследования товарного рынка является период с 01.01.2017 г. по 31 12.2021 г.

Таким образом, в соответствии с целью проводимого исследования временной интервал определен периодом не менее чем один год (часть 9 статьи 5 Закона № 135-ФЗ, пункт 2.1. Порядка № 220), с учетом сложившихся характеристик товарного рынка (ретроспективный анализ состояния конкурентной среды) и доступности информации.

Выбранный временной интервал включает в себя период предполагаемого совершения нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с п. 2.4. Порядка № 220 все характеристики товарного рынка определялись в пределах одного установленного временного интервала.

3. Продуктовые границы товарного рынка.

В соответствии с пунктом 3.1. Порядка № 220 процедура выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке, включает:

  • предварительное определение товара;
  • выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;
  • определение взаимозаменяемых товаров.

Статьей 4 Закона № 135-ФЗ закреплены следующие понятия:

  • товар – объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
  • товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Таким образом, товарный рынок представляет собой сферу взаимоотношений между продавцами товаров (работ, услуг) и покупателями товара (работ услуг) по поводу приобретения товара (работ, услуг).

Пунктом 3.2 Порядка № 220 установлено, что определение продуктовых границ товарного рынка основывается на мнении покупателей (как физических, так и юридических лиц) о взаимозаменяемости товаров, составляющих одну товарную группу. Мнение покупателей определяется в результате сплошного или выборочного опроса покупателей или анализа предмета договоров, на основании которых осуществляется реализация товара.

Мнение покупателей может отличаться в зависимости от способа их участия в обороте товара (оптовый, мелкооптовый покупатель, покупатель единичного количества товара).

Группы покупателей различаются:

  • по способу и формам участия в обороте товара (в том числе оптовые приобретатели и розничные приобретатели);
  • по месту приобретения товара;
  • по предъявляемым к товару требованиям;
  • по особенностям поведения на товарном рынке;
  • по другим признакам.

Разные группы приобретателей признаются действующими на разных товарных рынках, если один и тот же продавец на основании признаков, указанных в настоящем пункте, устанавливает разные цены на один и тот же товар для разных групп приобретателей.

Исходя из положений пункта 3.3 Порядка № 220 товар может обращаться на одной и той же территории на разных товарных рынках. Такие товарные рынки следует анализировать обособленно. В частности, товар может обращаться на оптовых рынках, на которых продаются партии товара преимущественно для целей последующей перепродажи или профессионального использования, и на розничных рынках, на которых осуществляется продажа единичного количества товара преимущественно для личного использования.

При проведении аналитического исследования учитывался тот факт, что на товарном рынке услуг по размещению имущества на опорах наружного освещения, в том числе волоконно-оптического кабеля, по способу и формам участия в обороте товара, по месту приобретения товара, по предъявляемым к товару требованиям покупатели приобретают данный товар для использования в своей деятельности. Опоры наружного освещения, принадлежащие МУП «Электросервис», используются для размещения имущества операторов связи, а также иных организаций, которое используется для осуществления их деятельности.

Следовательно, покупатели услуг по размещению имущества на опорах наружного освещения относятся к одной группе покупателей.

  1. Предварительное определение товара

В соответствии с пунктом 3.4. Порядка № 220, предварительное определение товара может быть определено на основе:

а) условий договора, заключенного в отношении товара;

б) разрешений (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности,

в) нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность;

г) общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности;

д) товарных словарей или справочников товароведов;

е) заключений специалистов, имеющих специальные знания в соответствующей сфере;

ж) иного способа, позволяющего однозначно определить товар.

В соответствии с пунктом 3.4. Порядка № 220, с учетомт особенностей анализируемых услуг, предварительное определение товара проводилось на основе п./п. «а» и «в»:

- условий договоров, заключенных в отношении товара;

- нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность;

Условия договора, заключенного в отношении товара (п./п. «а» п. 3.4. Порядка № 220).

По результатам рассмотрения заявления ООО «Сахалинские Кабельные Телесистемы» на действия МУП «Электросервис» по установлению монопольно высокой цены на услуги по размещению имущества на опорах наружного освещения, в том числе волоконно-оптического кабеля установлено, что Предприятие с покупателями заключает договоры.

В адрес Сахалинского УФАС России направлен типовой договор на предоставление права размещения имущества на опорах наружного освещения. В соответствии с данным договором, МУП «Электросервис» (владелец) обязуется предоставить хозяйствующему субъекту (пользователь) размещать на частях опор наружного освещения имущество, принадлежащее пользователю.

Количество объектов, посредством которых предоставляется услуга по договору, может изменяться в сторону их увеличения или уменьшения, согласно заявок Пользователя.

Согласно части 2 пункта 1 регламента организации работ по эксплуатации линий связи на опорах наружного освещения МУП «Электросервис» порядок обращения, согласования и заключения договора (дополнительного соглашения):

- лицо, желающее разместить линии связи (ЛС) на опорах наружного освещения обращается к владельцу опор с соответствующим заявлением. Заявление составляется в установленной форме. К заявлению прилагаются копии учредительных документов, реквизиты организации, полномочия лица, действующего от имени заявителя, схема с изображением планируемой линии связи с привязкой к городской карте.

- владелец опор в течение 10-ти рабочих дней рассматривает заявление, обследует указанный в заявлении участок, наружного освещения на предмет технической возможности для размещения линии связи, производит иные необходимые действия для установления возможности размещения новой линии связи. По результатам рассмотрения заявления, заявителю направляется письмо о согласии либо отказе в размещении линии связи.

К заявлению ООО «Сахалинские Кабельные Телесистемы» приложен договор на предоставление права размещения имущества на опорах наружного освещения №* от 25.06.2013, заключенный с МУП «Электросервис» (Владелец).

Согласно пункту 1.1. указанного договора Владелец обязуется предоставить право ООО «Сахалинские Кабельные Телесистемы» (Пользователю) размещать на частях опор наружного освещения (далее «Объекты») в количестве 22 штуки, для размещения оптоволоконного кабеля (далее – «Имущество»). Точное расположение Объектов указано в приложении № 2 к договору.

В соответствии с пунктом 1.1 договора от 26.08.2011 № ***, на предоставление права размещения имущества на опорах наружного освещения, заключенного между МУП «Электросервис» (Владелец) и ОАО «Мегафон», (Пользователь), Владелец обязуется предоставить право Пользователю размещать на частях опор наружного освещения (далее – «Объект»), для подвеса волоконно-оптического кабеля (далее – «Имущество», «ВОК»). Точное местоположение Объектов указано в приложении № 2 к договору, которое является его неотъемлемой частью.

Согласно пункту 1.1. договора № *** от 11.03.2019 г. на предоставление права размещения имущества на опорах наружного освещения, заключенного между МУП «Электросервис» (Владелец) и СП «Сахалин Телеком Лимитед», (Пользователь) владелец обязуется предоставить право Пользователю размещать кабель (далее «имущество») на частях опор наружного освещения (далее – «Имущество»).

В соответствии с договором от 17.08.2020 № ***на предоставление права размещения имущества на опорах наружного освещения, заключенным между МУП «Электросервис» (Владелец) и ООО Рекламное агентство «Ирида-Сервис» (Пользователь) Владелец обязуется предоставить право пользователю размещать на частях опор наружного освещения (далее – «Объекты») имущество Пользователя. Местоположение и перечень размещаемого имущества указан в приложении № 2, которое является неотъемлемой частью договора.

В результате анализа предмета договоров, заключенных МУП «Электросервис» по предоставлению опор наружного освещения для размещения на них имущества иных лиц, в соответствии с п./п. «а» пункта 3.4. Порядка № 220 предварительно продуктовые границы товарного рынка определены как услуги по предоставлению опор наружного освещения для размещения имущества пользователей.

Нормативные акты, регулирующие соответствующую деятельность (п./п. «в» п. 3.4. Порядка № 220).

Рынок услуг по размещению имущества на опорах наружного освещения регулируют следующие нормативные акты:

  1. Федеральным законом от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее – Закон о связи);
  2. Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях);
  3. Положения об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельное сооружение связи, утверждённое постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 № 68 (далее – Положение);
  4. Правила недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей связи, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 № 1284;
  5. Приказ ФАС России от 06.05.2015 № 329/15 «Об утверждении форм раскрытия информации, предусмотренной Правилами недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей связи электросвязи, а также правил заполнения указанных форм», зарегистрированный в Минюсте России 03.07.2015 № 37890 (далее – Приказ ФАС России);
  6. Правила устройства электроустановок, утвержденные приказом Минэнерго России от 20.05.2003 (далее – Правила устройства электроустановок);
  7. Правила применения кабелей связи, пассивных оптических устройств и устройств для сварки оптических волокон, утвержденные приказом Мининформсвязи России от 19.04.2006 № 47 (далее – Правила применения кабелей связи);
  8. Правила проектирования, строительства и эксплуатации волоконно-оптических линий связи на воздушных линиях электропередачи напряжением 0,4-35 кВ 9РД 153-34.0-48.51), утвержденные Приказом Минэнерго России от 27.12.2002 и Приказом Минсвязи России от 24.04.2003 (далее – Правила Проектирования);
  9. Иные нормативные правовые акты, регламентирующие отношения в сфере оказания услуг по размещению строительного мусора для дальнейшей изоляции на объекте размещения отходов.

Пунктом 7 статьи 2 Закона о связи установлено, что линии связи - линии передачи, физические цепи и линейно-кабельные сооружения связи.

Сеть связи - технологическая система, включающая в себя средства и линии связи и предназначенная для электросвязи или почтовой связи (п. 24 статьи 2 Закона о связи). Сооружения связи - объекты инженерной инфраструктуры (в том числе линейно-кабельные сооружения связи), созданные или приспособленные для размещения средств связи, кабелей связи (п. 27 статьи 2 Закона о связи).

В соответствии с частью 3 статьи 6 Закона о связи организации связи по договору с собственником или иным владельцем зданий, опор линий электропередачи, контактных сетей железных дорог, столбовых опор, мостов, коллекторов, туннелей, в том числе туннелей метрополитена, железных и автомобильных дорог и других инженерных объектов и технологических площадок, а также полос отвода, в том числе полос отвода железных дорог и автомобильных дорог, могут осуществлять на них строительство, эксплуатацию средств связи и сооружений связи.

При этом собственник или иной владелец указанного недвижимого имущества вправе требовать от организации связи соразмерную плату за пользование этим имуществом, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Согласно пункту 5 статьи 6 Закона о связи операторы связи на возмездной основе вправе размещать кабели связи в линейно-кабельных сооружениях связи вне зависимости от принадлежности этих сооружений.

В соответствии с Правилами применения оптических кабелей связи кабели наружной прокладки в зависимости от области применения подразделяются на типы: подземные, подвесные(воздушной прокладки), подводные.

Согласно части 3 статьи 10 Закона № 135-ФЗ в целях предупреждения создания дискриминационных условий могут устанавливаться федеральным законом или нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации правила недискриминационного доступа на товарные рынки и (или) к товарам, производимым или реализуемым субъектами естественных монополий, регулирование деятельности которых осуществляется Законом о естественных монополиях., а также к объектам инфраструктуры, используемым этими субъектами естественных монополий непосредственно для оказания услуг в сферах деятельности естественных монополий.

Упомянутые в Законе № 135-ФЗ Правила недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей связи утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 № 1284 (далее – Правила недискриминационного доступа). В тексте Правил недискриминационного доступа отмечено, что они приняты в соответствии с Законом № 135-ФЗ.

Правила недискриминационного доступа делят инфраструктуру для размещения сетей электросвязи на специальные объекты инфраструктуры и сопряженные объекты инфраструктуры. Так в соответствии с п. 2 Правил недискриминационного доступа – инфраструктура для размещения сетей электросвязи – социальные объекты инфраструктуры и (или) сопряженные объекты инфраструктуры.

Специальные объекты инфраструктуры – специально созданные или приспособленные для размещения сетей электросвязи (их отдельных элементов) объекты инфраструктуры.

Сопряженные объекты инфраструктуры – объекты инфраструктуры, в том числе созданные для целей, не связанных с оказанием услуг электросвязи, которые могут использоваться для размещения сетей электросвязи (их отдельных элементов) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и к которым относятся, в том числе, воздушные линии электропередачи и столбовые опоры.

Опоры наружного освещения относятся к числу сопряженных объектов инфраструктуры для размещения сетей связи.

Правила недискриминационного доступа устанавливают не право, а обязанность владельца инфраструктуры обеспечить доступ к ней, если имеется технологическая и экономическая возможность для этого и такое размещение не препятствует использованию объектов инфраструктуры по их прямому назначению и не влияет на безопасность функционирования (п. 18 Правил недискриминационного доступа).

Таким образом, МУП «Электросервис», является владельцем сопряженной инфраструктуры для размещения сетей электросвязи, предоставляет доступ к опорам, руководствуясь в своей деятельности Правилами недискриминационного доступа.

В результате в соответствии с п./п. «в» пункта 3.4. Порядка № 220 предварительно продуктовые границы товарного рынка определены как услуги по предоставлению инфраструктуры для размещения сетей электросвязи (опор наружного освещения) для размещения имущества пользователей, в том числе сетей электросвязи.

II. Выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара

В соответствии с пунктом 3.5 Порядка № 220 при выявлении свойств товара, определяющих выбор покупателя, анализируются:

  • функциональное назначение, в том числе цель потребления товара и его потребительские свойства;
  • применение товара (в том числе перепродажа либо личное потребление или профессиональное использование);
  • качественные характеристики, в том числе вид, сорт, ассортимент, дизайн, упаковка, реклама, особенности в системе распространения и сбыта;
  • технические характеристики, в том числе эксплуатационные показатели, ограничения по транспортировке, условия сборки, ремонта, технического обслуживания (включая гарантийное обслуживание), особенности профессионального использования (производственного потребления);
  • цена;
  • условия реализации, в том числе размер партий товара, способ реализации товара;
  • иные характеристики.

Функциональное назначение

 

Функциональное назначение товара определяется необходимостью размещения имущества на опорах наружного освещения, в том числе, сетей электросвязи, для осуществления деятельности лицами, имеющими необходимость в таком размещении в соответствии с Законом о связи.

Целью потребления услуги является недискриминационный доступ к инфраструктуре для осуществления бесперебойной хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта в соответствии нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Применение товара

Применение товара связано с профессиональным использованием. Услугами по размещению имущества на опорах наружного освещения пользуются юридические лица – операторы связи, оказывающие услуги связи и телевещания, рекламные компании, предоставляющие услуги по размещению рекламы на рекламных щитах и владельцы нестационарных павильонов осуществляющие торговую деятельность.

Цена

Услуги по размещению имущества на опорах наружного освещения не входят в перечень товаров и услуг, подлежащих государственному регулированию.

Сахалинским УФАС России установлено, что МУП «Электросервис» самостоятельно производит расчет платы за оказание услуг по размещению имущества на опорах наружного освещения, в том числе волоконно-оптического кабеля. Калькуляция тарифа на предоставление права размещения имущества на опорах наружного освещения утверждена директором МУП «Электросервис» 31.12.2022. Приказ или иной распорядительный документ по установлению цены на услугу по размещению имущества на опорах наружного освещения отсутствует.

Цена за услугу по размещению имущества на опорах наружного освещения, в том числе волоконно-оптического кабеля устанавливается одинаковая для всех пользователей данной услуги в независимости от того, какое имущество будет размещаться на этих опорах (волоконно-оптический кабель, кабель электросвязи и пр.)

Условия реализации товара

Условия реализации товара обусловлены Правилами недискриминационного доступа, согласно которым владелец инфраструктуры, на которой может быть размещено имущество иных лиц, в том числе, линии связи, обязан обеспечить доступ к ней, если имеется технологическая и экономическая возможность для этого и такое размещение не препятствует использованию объектов инфраструктуры по их прямому назначению и не влияет на безопасность функционирования

Лицо, желающее разместить линии связи (ЛС) на опорах наружного освещения, обращается к владельцу опор с соответствующим заявлением. Заявление составляется в установленной форме. К заявлению прилагаются копии учредительных документов, реквизиты организации, полномочия лица, действующего от имени заявителя, схема с изображением планируемой линии связи с привязкой к городской карте.

Владелец опор в течение 10-ти рабочих дней рассматривает заявление, обследует указанный в заявлении участок, наружного освещения на предмет технической возможности для размещения линии связи, производит иные необходимые действия для установления возможности размещения новой линии связи. По результатам рассмотрения заявления, заявителю направляется письмо о согласии либо отказе в размещении линии связи.

III. Определение взаимозаменяемых товаров

Согласно пункту 4 статьи 4 Закона № 135-ФЗ под товарным рынком следует понимать сферу обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

В соответствии с пунктами 3.6, 3.7 Порядка № 220 определялись товары, взаимозаменяемые для данного товара.

Согласно Правилам применения кабелей связи, кабели наружной прокладки, в зависимости от области применения, подразделяются на типы: подземные, подвесные (воздушной прокладки), подводные.

Таким образом, действующими нормативно-правовыми актами предусмотрена возможность размещения кабелей связи различными (альтернативными) способами.

Нормативными правовыми актами пункты 2.4.71, 2.4.89 Главы 2.4 Правил устройства электроустановок, пункт 2.1.3 Правил проектирования) установлена не только возможность размещения волоконно-оптических линий связи (далее также ВОЛС) на опорах воздушных линий электропередач и установлены требования к размещению ВОЛС на воздушных линиях электропередачи и ответвлениях от них, но и отмечено, что размещение ВОЛС на воздушных линиях электропередач имеет следующие преимущества по сравнению с иными способами прокладки оптического кабеля – в грунт, в кабельной канализации и коллекторах:

а) отсутствие необходимости отвода земель и согласований с землепользователями;

б) снижение капитальных и эксплуатационных затрат;

в) сокращение сроков строительства;

г) уменьшение количества повреждений в районах городской и сельской местности.

Таким образом, действующим законодательством допускается использование опор линий электропередачи для подвеса ВОЛС, и признается, что такой способ прокладки при совпадении с заданными для организации связи трассами прокладки линий связи имеет приотритет перед другими способами прокладки.

Следовательно, на практике существуют иные способы размещения волоконно - оптических кабелей такие как размещение кабелей на фасадах зданий и жилых домах, укладка кабеля в грунт, укладка кабеля в кабельной канализации, строительство собственной инфраструктуры.

В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона № 135-ФЗ под взаимозаменяемыми товарами следует понимать товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях).

На основании п. 3.8 Порядка № 220 выявление взаимозаменяемых товаров (способов размещения ВОЛС) проводилось методом «тест гипотетического монополиста».

Сахалинским УФАС России были направлены запросы в адрес ряда покупателей услуг по размещению имущества, в том числе оптико-волоконного кабеля, на опорах освещения, принадлежащих МУП «Электросервис» о взаимозаменяемости данного способа размещения с каким-либо другим.

В результате выборочного опроса покупателей услуги по размещению имущества на опорах освещения, принадлежащих МУП «Электросервис», было установлено следующее:

1. Не все виды кабелей, используемые при подвесном способе размещения линий связи, пригодны для иных способов прокладки. В соответствии с Правилами применения кабельной связи, пассивных оптических устройств и устройств для сварки оптических волокон (утверждены приказом Мининформсвязи России от 19.04.2006 № 47) кабели наружной прокладки в зависимости от области применения подразделяются на типы подземные, подвесные и подводные;

2. Крепление кабеля на фасадах зданий. Указанный способ невозможен в сельской местности. Размещение кабелей связи на фасадах зданий возможно только на небольших участках. Для размещения линий связи на фасадах многоквартирных жилых домов предусматривает обязательное получение одобрения 2/3 собственников жилых помещений дома в соответствии со ст. 44-46 Жилищного кодекса Российской Федерации, при этом оператор связи не может выступать инициатором проведения общего собрания. В случае отказа жильцов одного их многоквартирных домов по топологии размещения линии согласовать крепления кабеля – утрачивается возможность построения всей линии связи.

3. Укладка кабеля в грунт. Кабель должен пролегать ниже глубины промерзания почвы, в противном случае расширение и сжатие земли может вызвать разрыв кабеля.

Укладка кабеля должна производиться ручным способ, чтобы не повредить уже существующие инженерные коммуникации. Техническое обслуживание и ремонт кабеля при данном способе укладки является очень трудоемким и дорогостоящим, поскольку при любом повреждении кабеля необходимо повторное вскрытие грунта и последующее восстановление благоустройства.

Кроме того, требуются многочисленные согласования, в частности разрешения на строительство в соответствии с нормами Земельного кодекса.

А при использовании государственной-муниципальной собственности также необходимо оплачивать пользование землей.

4. Кабельная канализация. Существующая кабельная канализация на территории города Южно-Сахалинска, пригодная к размещению линии связи, принадлежит другим операторам, но из-за недостаточной длины и расположения не покрывает производственные потребности для рассмотрения ее в качестве альтернативного способа размещения кабеля и в большинстве случаев не совпадает с топологией построения сетей.

В результате опроса покупателей анализируемой услуги антимонопольным орган был сделан вывод о невозможности замены размещения имущества на опорах наружного освещения, в том числе волоконно-оптического кабеля, каким-либо иным способом размещения

Таким образом, замена услуги по размещению имущества на опорах наружного освещения, в том числе волоконно-оптического кабеля, на иной вид услуги (способ размещения) невозможна в связи отсутствием другой развитой инфраструктуры для размещения кабеля, а также наличия множества экономических, административных и технологических барьеров для прокладки кабеля иным способом, а также ввиду адресной привязки расположения имущества хозяйствующего субъекта и опор наружного освещения.

Таким образом, продуктовые границы товарного рынка определены как услуги по размещению имущества на опорах наружного освещения, в том числе волоконно-оптического кабеля.

4. Географические границы товарного рынка.

Пунктом 4 статьи 4 Закона № 135-ФЗ географические границы рынка определены как границы территории, на которой приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

В соответствии с пунктом 4.1 Порядка № 220 процедура определения географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) включает:

  • предварительное определение географических границ товарного рынка;
  • выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями);
  • определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

Товарный рынок может охватывать территорию Российской Федерации или выходить за ее пределы (федеральный рынок), охватывать территорию нескольких субъектов Российской Федерации (межрегиональный рынок), не выходить за границы субъекта Российской Федерации (региональный рынок), не выходить за границы муниципального образования (местный или локальный рынок).

Определение географических границ товарного рынка проводится на основе информации о регионе, в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля, и (или) о регионе, в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства (п./п. «а» п.4.2 Порядка № 220).

Исходя из информации, представленной Заявителем, указывающим на признаки нарушения антимонопольного законодательства МУП «Электросервис», действующего в границах муниципального образования городской округ «Город Южно-Сахалинск», предварительно географические границы товарного рынка услуг по размещению имущества на опорах наружного освещения, в том числе волоконно-оптического кабеля, определены географическими границами МО городской округ «Город Южно-Сахалинск».

В соответствии с пунктом 4.3 Порядка № 220 при выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические, технические или иные возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями), учитываются, в том числе, особенности территории в предварительно определенных географических границах товарного рынка (в том числе природно-климатические и социально-экономические особенности, наличие зон регулируемого или частично регулируемого ценообразования), возможность перемещения товара к покупателю или покупателя к товару, организационно-транспортные схемы приобретения товара приобретателями.

Согласно пункту 2 Правил недискриминационного доступа владелец инфраструктуры – субъект естественной монополии, регулирование деятельности которого осуществляется в соответствии с Законом о естественных монополиях, который является собственником инфраструктуры и (или) распоряжается инфраструктурой на ином законном основании.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях услуга по передаче электрической энергии относится к услугам естественных монополий.

МУП «Электросервис» является субъектом естественной монополии в сфере передачи электрической энергии на территории ГО МО «Город Южно-Сахалинск», в отношении которого осуществляется государственное регулирование и контроль.

Услуга по передаче электрической энергии на территории МО ГО «Город Южно-Сахалинск» предоставляется МУП «Электросервис» посредством владения им, как сетевой организации, объектами электросетевого хозяйства.

МУП «Электросервис» оказывает в соответствии с муниципальными контрактами услуги по организации уличного освещения на территории МО ГО «Город Южно-Сахалинск» и, будучи владельцем опор наружного освещения, в силу требований Правил недискриминационного доступа, обязано представлять такие опоры для размещения линий связи (наличие технологической и экономической возможности для этого следует из публично размещенной, в силу Правил недискриминационного доступа, информации).

При выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические, технические или иные возможности приобретения товара приобретателями в соответствии с пунктом 4.3 Порядка № 220 установлено, что услуга по размещению имущества на опорах наружного освещения может предоставляться только месту нахождения соответствующей инфраструктуры – опор наружного освещения и воздушных линий электропередачи.

С учетом специфики, а именно, в отсутствие возможности перемещения товара к покупателю, географические границы рынка услуг по размещению имущества на опорах наружного освещения следует считать местными (локальными).

В связи с этим географические границы рынка услуги по размещению имущества на опорах наружного освещения следует определять как локальный рынок в границах муниципального образования.

В границах МО ГО «Город Южно-Сахалинск» услуги по размещению имущества на опорах наружного освещения оказывают МУП «Электросервис» и ПАО «Сахалинэнерго», каждый из вышеуказанных хозяйствующих субъектов оказывает и способен оказать такую услугу исключительно в пределах адресной привязки находящихся во владении опор и ЛЭП и не имеет возможности оказать услугу за пределами адресной привязки находящихся во владении опор и ЛЭП.

При этом операторы связи, развивающие свою сеть связи на территории МО ГО «Город Южно-Сахалинск» в районах расположения находящихся во владении МУП «Электросервис» опор, не имеют экономической и технологической возможности использовать для размещения сетей связи иных владельцев таких опор в силу отсутствия по адресной привязке опор МУП «Электросервис» иных опор наружного освещения.

Соответственно, оператор связи имеет экономическую возможность и целесообразность приобрести услугу по размещению имущества на опорах наружного освещения только в пределах территории расположения этих опор, находящихся во владении (зоне обслуживания) соответствующего хозяйствующего субъекта.

Вышеуказанное свидетельствует о наличии возможности приобрести анализируемую услугу на территории МО ГО «Город Южно-Сахалинск» только в пределах территории расположения опор наружного освещения, находящихся во владении МУП «Электросервис» и об отсутствии такой возможности на территории МО ГО «Город Южно-Сахалинск», за пределами мест расположения опор наружного освещения, находящихся во владении МУП «Электросервис», а также на иных территориях.

В соответствии с пунктом 4.5 Порядка № 220 определение географических границ товарного рынка осуществляется следующими методами:

  • методом «тест гипотетического монополиста», который проводится в соответствии с пунктом 4.6 Порядка № 220;
  • методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах);
  • сочетанием указанных методов либо иным методом, который позволит выявить продавцов товара (исходя из предварительно определенных продавцов), однозначно установить географическое расположение районов продаж, в которых продавцы конкурируют друг с другом при осуществлении продаж товара предварительно определенным приобретателям.

Определение географических границ товарного рынка услуг по размещению имущества на опорах наружного освещения осуществлялось сочетанием методов «тест гипотетического монополиста» и методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах).

При использовании метода «тест гипотетического монополиста» были опрошены покупатели услуг МУП «Электросервис». Мнение покупателей определялось в результате выборочного опроса. Для опроса были выбраны 42 покупателя, в адрес которых Сахалинским УФАС России были направлены запросы о предоставлении информации, необходимой для проведения «теста гипотетического монополиста».

В соответствии с запросами Сахалинского УФАС России приобретателям анализируемой услуги надлежало ответить на вопрос: «У каких продавцов, расположенных за пределами МО городской округ «Город Южно-Сахалинск» Сахалинской области, и в каком количестве Вы предпочтете приобретать услугу по размещению имущества на опорах наружного освещения, если цена на услугу в пределах МО городской округ «Город Южно-Сахалинск» Сахалинской области долговременно (дольше одного года) повысится на 5-10%, а цена за пределами МО городской округ «Город Южно-Сахалинск» Сахалинской области останется прежней?»

Результаты обработки информации, представленной приобретателями исследуемой услуги о географических границах товарного рынка представлены в Таблице № 1.

Таблица № 1

№ п/п

Приобретатель товара (услуги)

У каких продавцов, расположенных за пределами МО городской округ «Город Южно-Сахалинск» Сахалинской области, и в каком количестве Вы предпочтете приобретать услугу по размещению имущества на опорах наружного освещения, в том числе волоконно-оптического кабеля, если цена на услугу в пределах МО городской округ «Город Южно-Сахалинск» Сахалинской области долговременно (дольше одного года) повысится на 5-10%, а цена за пределами МО городской округ «Город Южно-Сахалинск» останется прежней?

1.

ИП ***

Заменить услугу или разместить волоконно-оптический кабель за пределами МО ГО «Город Южно-Сахалинск» не представляется возможным, даже если услуга подорожает на 5-10%. При замене иной услугой индивидуальный предприниматель понесет значительные издержки. Размещение кабеля в кабельной канализации в пределах той же территории без затрат не представляется возможным.

2.

ООО «Т2 Мобайл»

Хозяйствующий субъект не рассматривал вопрос замены услуги.

3.

АО «Аэропорт Южно-Сахалинск»

Замена услуги по размещению кабелей связи на опорах освещения иной услугой, возможна на отдельных участках размещения кабелей в кабельной канализации (при наличии на данном участке кабельной канализации. Необходимость получения данной услуги за пределами МО ГО «Город Южно-Сахалинск» отсутствует. Возможность замены услуги при повышении стоимости на 5-10% нецелесообразна.

4.

ООО «Витал»

Вопрос о замене услуги на иную, обществом не рассматривался, получение услуги за пределами МО ГО «Город Южно-Сахалинск» также не рассматривался. Замена услуги при удорожании ее на 10% , может рассматриваться в случае наличия поставщика таких услуг.

5.

ПАО «МТС»

Замена услуги по размещению волоконно-оптического кабеля на опорах наружного освещения возможна при наличии готовой инфраструктуры, а именно, канализации следующей в тех же направлениях, в которых проходит ВОК в данный момент. В настоящий момент полностью готовой инфраструктуры (городской канализации. Альтернативных инженерных городских сооружений), способных выступить заменой опорам наружного освещения, принадлежащим МУП «Электросервис» нет. Замена услуги по размещению волоконно-оптического кабеля на опорах наружного освещения на территории МО ГО «Город Южно-Сахалинск» услугой размещения, предоставляемой на другой территории невозможна, по причине особенностей топологии и принципов построение сетей.

6.

ООО «Телекомпания АСТВ»

Не ответили на поставленные вопросы.

7.

ООО «С. Сетевая связь»

Замена услуги по размещению волоконно-оптического кабеля для общества не представляется возможным. На маршрутах, используемых организацией нет возможности получить услугу размещения имущества на опорах вне МО ГО «Город Южно-Сахалинск». Хозяйствующий субъект не сможет заменить услугу, в том числе при долговременном повышении стоимости услуги на 5-10%.

8.

ПАО «Сбербанк»

Не ответили на поставленные вопросы.

9.

АО «Мерси Агро Сахалин»

Замена услуги по размещению волоконно-оптического кабеля на опорах наружного освещения иной услугой не представляется возможным ввиду технических причин, связанных особенностями расположения нестационарного объекта торговли, даже при удорожании этой услуги на 5-10%.

10.

АО «Совхоз тепличный»

Использование опор наружного освещения является для Общества единственно возможным способом размещения питающего торговый объект. Учитывая отсутствие альтернативных способов размещения кабеля без значительных финансовых затрат, а так же расположение торгового объекта в пределах МО ГО «Город Южно-Сахалинск» Общество не сможет заменить услугу размещения кабеля на опорах наружного освещения на какой-либо иной способ, тем более на иной территории, либо за пределами МО ГО «Город Южно-Сахалинск» даже при условии увеличения стоимости на услугу а размере 5-10 %.

11.

ООО «Сахалинские кабельные телесистемы»

Компания не сможет использовать вместо опор наружного освещения для линий связи другие виды размещения. Во-первых, кабель, используемый Обществом при подвесном (воздушном) способе размещения линий связи, не пригоден для иных способов прокладки. Во-вторых, альтернативной инфраструктуры по адресам оказания услуг связи нет. Получение услуги у других хозяйствующих субъектов так же невозможно, поскольку альтернативы по адресам оказания ООО «Сахалинские кабельные телесистемы» услуг отсутствуют.

12.

ООО «Мистраль»

Не ответили на поставленные вопросы.

13.

ИП ***

Не ответили на поставленные вопросы.

14.

ООО «БиолитЭкоПро»

Ввиду отсутствия иной инфраструктуры заменить услугу по размещению кабеля на опорах наружного освещения на какую-либо иную не представляется возможным. Заменить предоставленную услугу за пределами МО ГО «Город Южно-Сахалинск» не представляется возможным ввиду того, что объект является капитальным строением. В случае повышения платы за услугу Общество продолжит пользоваться данной услугой в виду отсутствия иной альтернативы.

15.

ООО «Мельница – Франчайзинг »

Не ответили на поставленные вопросы.

16.

ИП ****

Не ответили на поставленные вопросы.

17.

ПАО «ВымпелКом»

Замена услуги по размещению ВОЛС на опорах наружного освещения на другие услуги, как правило, невозможна в связи с отсутствием единого собственника, имеющего кабельную канализацию по всей трассе размещения волоконно-оптического кабеля связи ПАО «ВымпелКом» по опорам МУП «Электросервис» в Южно-Сахалинске не существует. Получение услуги за пределами МО ГО «Город Южно-Сахалинск» не представляется возможным. Данное решение обусловлено необходимостью сохранения существующей сети связи в г. Южно-Сахалинске с учетом нахождения абонентской базы. Если стоимость услуги долговременно (дольше года) повыситься на 5-10%, ПАО «ВымпелКом» также будет продолжать получать данную услугу.

18.

ПАО «Ростелеком»

Сахалинский филиал ПАО «Ростелеком» не имеет возможности заменить услугу размещения ВОК на опорах наружного освещения иной услугой. Перенос в собственную кабельную канализацию невозможен по причине его отсутствия на участках, на которых размещен кабель на опорах наружного освещения.

19.

ООО «Сахалинская инвестиционная корпорация»

Заменить услугу за пределами МО ГО «Город Южно-Сахалинск» невозможно, поскольку обслуживаемый объект находится на территории МО ГО «Город Южно-Сахалинск». Заменить услугу у другого хозяйствующего субъекта не возможно в виду его отсутствии.

20.

ПАО «Мегафон»

В границах МО ГО «Город Южно-Сахалинск» размещаемые на опорах кабельные линии связи не могут быть заменены иным способом размещения. Строительство собственных линий связи требуют значительных финансовых и временных затрат, а также связано с преодолением существенных административных барьеров. Существующая кабельная канализация на территории МО ГО «Город Южно-Сахалинск» пригодная к размещению линий связи, из-за недостаточной длины и расположения не покрывает производственной потребности для рассмотрения ее в качестве альтернативы. Закапывание в грунт, как один из подвидов размещения, применяется преимущественно за пределами городской черты. Замена на размещение на опорах иных хозяйствующих субъектах также является затруднительной по топологическим и географическим признака, а так же высокой концентрацией субъектов с неразвитой конкуренцией на данном рынке.

21.

АО «Молочный комбинат «Южно-Сахалинский»

Нет возможности для замены услуги предоставленной МУП «Электросервис».

Для проведения теста «гипотетического монополиста» было отправлено 42 почтовых отправлений, из них на момент написания аналитического отчета 26 писем вручено адресатам. На момент написания аналитического отчета было представлено в адрес Сахалинского УФАС России 21 ответ или 50% от отправленных запросов. Все ответившие покупатели, подтвердили свое намерение приобретать услугу у МУП «Электросервис», в связи с отсутствием другой альтернативы и адресной привязки к опорам принадлежащих МУП «Электросервис».

Так как репрезентативность выборки при использовании метода «гипотетического монополиста» низкая из-за малого количества представленных ответов, то для определения географических границ товарного рынка услуг по размещению имущества на опорах наружного освещения, в том числе волоконно-оптического кабеля также применялся метод установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах).

Метод установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах) выявил следующее.

Муниципальное унитарное предприятие «Электросервис» городского округа «Город Южно-Сахалинск» является субъектом естественной монополии оказывающий услуги по передачи электрической энергии в границах МО ГО «Город Южно-Сахалинск» и является владельцем инфраструктуры т.е. владельцем опор наружного освещения.

В соответствии с запросом Сахалинского УФАС России от 05.07.2022г. № 07-2137, МУП «Электросервис» представили сведения о покупателях услуги по размещению имущества на опорах наружного освещения, в том числе волоконно-оптического кабеля.

В исследуемый период с 2017 по 2022 года покупателями услуги по размещению имущества на опорах наружного освещения, в том числе волоконно-оптического кабеля являлись хозяйствующие субъекты, зарегистрированные как на территории Сахалинской области, так и за пределами Сахалинской области. Хозяйствующие субъекты, зарегистрированные за пределами Сахалинской области, осуществляли деятельность на территории МО городской округ «Город Южно-Сахалинск».

Процедура определения географических границ товарного рынка (вопрос, обобщение ответов, расширение географических границ товарного рынка, вопрос в отношении расширенных границ товарного рынка) выявила территорию, в географических границах которой приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Такой территорией является территория расположения опор наружного освещения, принадлежащих МУП «Электросервис» в границах МО городской округ «Город Южно-Сахалинск».

Таким образом, на основании исследований, осуществленных сочетанием метода «тест гипотетического монополиста» и метода установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах) установлено, что географическими границами товарного рынка услуг по размещению имущества на опорах наружного освещения, в том числе волоконно-оптического кабеля, признаны границы расположения технологической инфраструктуры электросетевого хозяйства МУП «Электросервис» (опор наружного освещения), приспособленной для размещения сетей, то есть границы расположения существующих опор наружного освещения, находящихся во владении МУП «Электросервис, в пределах административно-территориальных границ МО городской округ «Город Южно-Сахалинск».

5. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке услуг по размещению имущества на опорах наружного освещения, в том числе волоконно-оптического кабеля, включаются хозяйствующие субъекты, оказывающие услугу в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка (п.5.1 Порядка № 220).

Количество выявленных хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, является достаточным, если выполняется любое (хотя бы одно) из следующих условий:

  • выявленных хозяйствующих субъектов достаточно, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу о доминирующем положении любого из них, а также для установления влияния любого из них на состояние конкуренции;
  • количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.

Согласно п. 5.3. Порядка № 220 определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, производится на основании информации, полученной при определении временного интервала исследования, при определении продуктовых границ товарного рынка и при определении географических границ товарного рынка, для которых устанавливаются позволяющие их идентифицировать данные:

  • полное наименование (с указанием организационно-правовой формы);
  • адрес (место нахождения).

Продавцами на рассматриваемом товарном рынке являются владельцы опор наружного освещения, которые в пределах своей зоны обслуживания предоставляют их в пользование для размещения имущества, в том числе волоконно-оптического кабеля, в определенных географических границах.

Покупателями услуги по размещению имущества на опорах наружного освещения, в том числе волоконно-оптического кабеля, являются как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели, в том числе, предоставляющие услуги связи, имеющие потребность при осуществлении своей деятельности в размещении своего имущества на опорах наружного освещения.

С целью определения состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке услуг по размещению имущества на опорах наружного освещения, в том числе волоконно-оптического кабеля, был направлен запрос в адрес Администрации города Южно-Сахалинска.

В результате состав продавцов, действующих на исследуемом товарном рынке, был определен на основании документированной информации, представленной Администрацией города Южно-Сахалинска.

Из полученной информации следует, что на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» объекты наружного освещения (включая опоры освещения) состоящие в реестре муниципальной собственности городского округа «Город Южно-Сахалинск», переданы в МУП «Электросервис» на праве хозяйственного ведения, где и находились в период с 2017 по настоящее время.

Также на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» существуют сети наружного освещения, являющиеся собственностью Сахалинской области, которые расположены на дорогах, находящихся в ведении ГКУ «Управление автомобильных дорог Сахалинской области».

Согласно информации, представленной ГКУ «Управление автомобильных дорог Сахалинской области» размещение волоконно-оптического кабеля стороннего хозяйствующего субъекта на опорах наружного освещения, находящихся в ведении Учреждения в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог возможно и допускается в порядке, предусмотренном частями 2-3 статьи 19 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

На основании вышеизложенного, ГКУ «Управление автомобильных дорог Сахалинской области» заключает договоры о взаимоотношениях при прокладке, переносе, переустройстве инженерных коммуникаций, их эксплуатации в полосе отвода автомобильных дорог регионального и муниципального значения Сахалинской области с владельцами коммуникаций на безвозмездной основе.

По адресной привязке опор МУП «Электросервис» отсутствуют иные опоры или конструкции, позволяющие разместить имущество способом подвеса на опорах наружного освещения.

В ходе настоящего аналитического исследования выявлен один хозяйствующий субъект, который в установленных продуктовых и географических границах в течение определенного временного интервала оказывал услуги по размещению имущества на опорах наружного освещения, в том числе волоконно-оптического кабеля (см. Таблицу № 2).

Таблица № 2

№ п/п

Наименование хозяйствующего субъекта

Юридический адрес организации

Почтовый адрес организации

ИНН

Принадлежность к группе лиц

1.

МУП «Электросервис» городского округа «Город Южно-Сахалинск»

***

***

****

-

Количество выявленных хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, является достаточным, поскольку основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке (п.5.2 Порядка № 220).

6. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке.

Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке произведен в соответствии с Разделом VI Порядка № 220.

В соответствии с пунктом 6.1. Порядка № 220 расчет общего объема товарной массы в обороте за определенный период времени в продуктовых и географических границах рассматриваемого рынка (далее - объем товарного рынка) и долей хозяйствующих субъектов на рынке осуществляется на основании одного из следующих показателей:

  • объем продаж;
  • объем поставок (отгрузок);
  • объем выручки;
  • объем перевозок;
  • объем производства;
  • объем производственных мощностей;
  • объем запасов ресурсов;
  • объем товара в соответствии с заключенными договорами.

Основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж (поставок) на рассматриваемом товарном рынке.

Указанные выше показатели могут использоваться в натуральном или стоимостном выражении, а также в условных расчетных единицах, обеспечивающих сопоставимость данных по различным товарам из группы взаимозаменяемых товаров, сопоставимость данных по различным продавцам и приобретателям.

Таким образом, в соответствии с пунктом 6.1. Приказа № 220 показателем для расчета объема товарного рынка услуг по размещению имущества на опорах наружного освещения, в том числе волоконно-оптического кабеля, и долей хозяйствующих субъектов на рынке выступают количество опор наружного освещения, находящихся во владении МУП «Электросервис», а также размер выручки от оказания данных услуг.

Доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка (п.6.3 Порядка № 220).

Доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке определяется применительно к установленному временному интервалу, к продуктовым границам и к географическим границам рассматриваемого товарного рынка, а также к составу хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

Показатели, используемые при расчете доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, приводятся в тех же единицах измерения, что и при расчете объема товарного рынка.

Согласно пункту 6.6 Порядка № 220, при определении доминирующего положения хозяйствующего субъекта (группы лиц) доля, занимаемая хозяйствующим субъектом (группой лиц) на товарном рынке, считается неизменной или стабильной, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:

  • в течение длительного периода (как правило, одного года, а в случае, если срок существования товарного рынка составляет менее одного года, то в течение срока существования товарного рынка) доля, занимаемая хозяйствующим субъектом на рынке определенного товара, не изменяется более чем на десять процентов;
  • в течение временного интервала исследования сохраняется порядок ранжирования крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке. Ранжирование хозяйствующих субъектов производится по доле, которую каждый из них занимает на товарном рынке.

Результаты расчетов объёма товарного рынка услуг по размещению имущества на опорах наружного освещения, в том числе волоконно-оптического кабеля и долей хозяйствующих субъектов в границах МО ГО «Город Южно-Сахалинск» в рамках установленного временного интервала представлены в Таблицах № 3-7.

Таблица № 3

Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке за 2017 год

№ п/п

Наименование хозяйствующего субъекта

Объем товарного рынка в натуральном выражении (кол-во опор), шт.

Доля ХС на рынке, %

Объем товарного рынка в стоимостном выражении, руб. (без НДС)

Доля ХС на рынке, %

1.

МУП «Электросервис»

***

***

***

***

Итого:

***

***

***

***

Таблица № 4

Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке за 2018 год

№ п/п

Наименование хозяйствующего субъекта

Объем товарного рынка в натуральном выражении (кол-во опор), шт.

Доля ХС на рынке, %

Объем товарного рынка в стоимостном выражении, руб. (без НДС)

Доля ХС на рынке, %

1.

МУП «Электросервис»

***

***

***

***

Итого:

***

***

***

***

Таблица № 5

Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке за 2019 год

№ п/п

Наименование хозяйствующего субъекта

Объем товарного рынка в натуральном выражении (кол-во опор), шт.

Доля ХС на рынке, %

Объем товарного рынка в стоимостном выражении, руб. (без НДС)

Доля ХС на рынке, %

1.

МУП «Электросервис»

***

***

***

***

Итого:

***

***

***

***

Таблица № 6

Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке за 2020 год

№ п/п

Наименование хозяйствующего субъекта

Объем товарного рынка в натуральном выражении (кол-во опор), шт.

Доля ХС на рынке, %

Объем товарного рынка в стоимостном выражении, руб. (без НДС)

Доля ХС на рынке, %

1.

МУП «Электросервис»

******

***

***

***

Итого:

***

***

***

**

Таблица № 7

Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке за 2021год

№ п/п

Наименование хозяйствующего субъекта

Объем товарного рынка в натуральном выражении (кол-во опор) , шт.

Доля ХС на рынке, %

Объем товарного рынка в стоимостном выражении, руб. (без НДС)

Доля ХС на рынке, %

1.

МУП «Электросервис»

***

**

***

***

Итого:

*** **** ***

***

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона № 135-ФЗ доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

Из данных представленных в таблицах № 3-7, следует, что в силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона № 135-ФЗ МУП «Электросервис» занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по размещению имущества на опорах наружного освещения, в том числе волоконно-оптического кабеля в географических границах расположения существующих опор наружного освещения, находящихся во владении МУП «Электросервис», в пределах административно-территориальных границ МО городской округ «Город Южно-Сахалинск» в период с 2017 по 2021 гг. с долей 100%.

7. Определение уровня экономической концентрации.

В соответствии с разделом VII Порядка № 220 определяется уровень концентрации товарного рынка услуг по размещению имущества на опорах наружного освещения, в том числе волоконно-оптического кабеля.

С этой целью рассчитываются следующие показатели:

а) коэффициент рыночной концентрации (CR) - сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:

,

где:

D - выраженная в процентах доля i-го крупнейшего хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке,

n - число рассматриваемых крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке;

б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) - сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:

,

где:

D - выраженная в процентах доля i-го хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке,

N - общее количество хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке;

В соответствии с пунктом 7.2 Порядка № 220 в соответствии с различными значениями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана выделяются следующие уровни концентрации товарного рынка:

- высокий - при или

- умеренный - при или

- низкий - при или

Показатели уровня концентрации на товарном рынке услуг по размещению имущества на опорах наружного освещения, в том числе волоконно-оптического кабеля в географических границах МО ГО «Город Южно-Сахалинск» за период с 2017 по 2021 года представлены в Таблицах № 8-12.

Таблица № 8

Показатели уровня концентрации за 2017 год

№ п/п

Наименование хозяйствующего субъекта

Географические границы товарного рынка

Показатели уровня концентрации

CR

HHI

1.

МУП «Электросервис»

Административные границы МО ГО «Город Южно-Сахалинск»

****

****

Итого:

***

***

Таблица № 9

Показатели уровня концентрации за 2018 год

№ п/п

Наименование хозяйствующего субъекта

Географические границы товарного рынка

Показатели уровня концентрации

CR

HHI

1.

МУП «Электросервис»

Административные границы МО ГО «Город Южно-Сахалинск»

***  

Итого:

***  

Таблица № 10

Показатели уровня концентрации за 2019 год

№ п/п

Наименование хозяйствующего субъекта

Географические границы товарного рынка

Показатели уровня концентрации

CR

HHI

1.

МУП «Электросервис»

Административные границы МО ГО «Город Южно-Сахалинск»

***  

Итого:

****  

Таблица № 11

Показатели уровня концентрации за 2020 год

№ п/п

Наименование хозяйствующего субъекта

Географические границы товарного рынка

Показатели уровня концентрации

CR

HHI

1.

МУП «Электросервис»

Административные границы МО ГО «Город Южно-Сахалинск»

***  

Итого:

****

 

Таблица № 12

Показатели уровня концентрации за 2021 год

№ п/п

Наименование хозяйствующего субъекта

Географические границы товарного рынка

Показатели уровня концентрации

CR

HHI

1.

МУП «Электросервис»

Административные границы МО ГО «Город Южно-Сахалинск»

***  

Итого:

****

 

В соответствии с критериями значений коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана, определенными в п. 7.2. Приказа № 220 значения коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации, приведенные в таблицах № 8-12, свидетельствуют о высоком уровне концентрации товарного рынка услуг по размещению имущества на опорах наружного освещения, в том числе волоконно-оптического кабеля и о неразвитой конкурентной среде на исследуемом рынке в географических границах расположения существующих опор наружного освещения, находящихся во владении МУП «Электросервис», в пределах административно-территориальных границ МО городской округ «Город Южно-Сахалинск».

8. Определение барьеров входа на рынок.

Разделом VIII Порядка № 220 определена процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке (далее - определение барьеров входа на товарный рынок), которая включает:

  • выявление наличия (или отсутствия) барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок;
  • определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок.

В результате проведенного аналитического исследования определены барьеры входа на товарный рынок услуг по размещению имущества на опорах наружного освещения, в том числе волоконно-оптического кабеля, а именно:

  1. Административные ограничения.

При производстве работ по строительству линейных сооружений местных сетей должны соблюдаться требования, предусмотренные Государственными стандартами, ведомственными строительными нормами Минсвязи Росси. При осуществлении строительства объектов на участках сложившейся городской застройки, должны быть согласованны с органами государственного надзора, местной Администрацией.

  1. Экономические ограничения.

К экономическим барьерам можно отнести: значительный размер вложений в строительство той или иной инфраструктуры для дальнейшей ее эксплуатации (закупка материалов необходимых для строительства, изыскательские работы, земляные работы, возведение опор) для проведения тех или иных работ требуется аренда специализированной техники, наем квалифицированных сотрудников.

Высокая стоимость строительства новых опор для размещения ВОЛС ограничивает возможности потенциальных участников рынка. Строительство собственных опор для размещения ВОЛС не целесообразно по экономическим причинам, так как требует больших материальных вложений.

Вышеперечисленные административные и экономические барьеры входа на товарный рынок услуг по размещению имущества на опорах наружного освещения, в том числе волоконно-оптического кабеля относятся к труднопреодолимым, поскольку затраты на их преодоление не всегда экономически оправдываются, что ограничивает вход на товарный рынок услуг по размещению имущества на опорах наружного освещения, в том числе волоконно-оптического кабеля, новых хозяйствующих субъектов.

9. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке.

Оценка состояния конкуренции на товарном рынке услуг по размещению имущества на опорах наружного освещения, в том числе волоконно-оптического кабеля производилась в соответствии с Законом № 135-ФЗ и Порядком № 220.

Временным интервалом исследования является период с 01.01.2017 года по 31.12.2022 года, включающий в себя время предполагаемого совершения нарушения антимонопольного законодательства.

Продуктовые границы товарного рынка определены как услуги по размещению имущества на опорах наружного освещения, в том числе волоконно-оптического кабеля.

Географическими границами товарного рынка услуг по размещению имущества на опорах наружного освещения, в том числе волоконно-оптического кабеля признаются границы расположения существующих опор наружного освещения, находящихся во владении МУП «Электросервис, в пределах административно-территориальных границ МО городской округ «Город Южно-Сахалинск».

По результатам проведенных исследований установлено следующее.

Услуги по размещению имущества на опорах наружного освещения, в том числе волоконно-оптического кабеля в пределах своей инфраструктуры оказывал единственный хозяйствующий субъект – МУП «Электросервис».

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона № 135-ФЗ МУП «Электросервис» признано занимающим доминирующее положение на рынке услуг по размещению имущества на опорах наружного освещения, в том числе волоконно-оптического кабеля в границах расположения существующих опор наружного освещения, находящихся во владении МУП «Электросервис, в пределах административно-территориальных границ МО городской округ «Город Южно-Сахалинск» с долей 100% в течение определенного временного интервала.

Рынок услуг по размещению имущества на опорах наружного освещения/, в том числе волоконно-оптического кабеля в географических границах расположения существующих опор наружного освещения, находящихся во владении МУП «Электросервис, в пределах административно-территориальных границ МО городской округ «Город Южно-Сахалинск» является высококонцентрированным, с неразвитой конкурентной средой и наличием административных и экономических барьеров входа на рынок.

Выявленные барьеры являются труднопреодолимыми.

Ведущий специалист-эксперт

отдела анализа товарных,

финансовых рынков и

экономической концентрации ***

02 сентября 2022 года

Связанные организации

Связанные организации не указаны