Решение №0-313эл без аннотации от 6 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 065/07/3-116/2023

 

02 марта 2023 года                                                                                        г. Южно-Сахалинск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в составе:

Председателя Комиссии: « » – руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;

Членов Комиссии: « » – начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;

« » – старшего государственного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;

в присутствии представителей:

от Заказчика –« »

рассмотрев дело № 065/07/3-116/2023 по жалобе Общества с ограниченной ответственностью «ЭнергоРесурсАудит» (ИНН 6501241600) на действия заказчика – Муниципального автономного общеобразовательного учреждения лицей № 1 города Южно-Сахалинска (ИНН 6501112348), при проведении конкурса в электронной форме по объекту: «Подрядные работы по строительству объекта: «Капитальный ремонт внутренних сетей водоснабжения, канализации и отопления в МАОУ Лицей №1 г. Южно-Сахалинска» (извещение № 32312069386) (далее – конкурс), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

21.02.2023 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее – Управление) поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, который нарушил положения Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках).

Уведомлением-требованием от 22.02.2023 № 05-267 эл. рассмотрение жалобы по существу назначено на 02.03.2023 в 11 часов 00 минут.

Комиссия Сахалинского УФАС России, изучив представленные в материалы дела документы и информацию, установила следующее.

Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатор; торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является, документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формул цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с п. 4 ч. 13 ст. 3.2 Закона о закупках, протокол, составляемый в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки), должен содержать результаты оценки заявок на участие в закупке с указанием итогового решения комиссии по осуществлению закупок о соответствии таких заявок требованиям документации о закупке, а также о присвоении таким заявкам значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом конкурентной закупки предусмотрена оценка таких заявок).

В соответствии с п. 6, ч. 14 ст. 3.2 Закона о закупках, протокол, составленный по итогам конкурентной закупки (далее - итоговый протокол), должен содержать результаты оценки заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке на последнем этапе ее проведения предусмотрена оценка заявок, окончательных предложений) с указанием решения комиссии по осуществлению закупок о присвоении каждой такой заявке, каждому окончательному предложению значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом закупки предусмотрена оценка таких заявок).

03.02.2023г. Заказчиком опубликовано извещение о проведении конкурса в электронной форме объекту: «Капитальный ремонт внутренних сетей водоснабжения, канализации и отопления в МАОУ Лицей №1 г. Южно-Сахалинска» (извещение № 32312069386).

Дата окончания срока подачи заявок - 15.02.2023 17:00 (МСК+8).

16.02.2023 05:27 (МСК+8) размещен протокол рассмотрения первых частей заявок № 32312069386-01. Подано пять заявок, 0 отозвано.

17.02.2023 07:53 (МСК+8) размещен протокол рассмотрения вторых частей заявок № 32312069386-02. Подано пять заявок, все допущены.

18.02.2023 10:38 размещен Итоговый протокол № 32312069386-03.

1. Заявитель указывает, что в протоколе рассмотрения вторых частей заявок на участие в процедуре указано о наличии документов у участников, однако протокол не содержит результатов оценки заявок на участие в закупке, а также о присвоении таким заявкам значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок.

Протокол подведения итогов электронного конкурса от 18.02.2023г. содержит только информацию о присвоенном месте заявки, что соответственно отражает результат применения порядка оценки, без указания описания порядка оценки в виде промежуточных сведений о представленных в заявках документах и принятых к оценке, а также не содержат причины непринятия к оценке тех, или иных документов.

По мнению Заявителя, оценка поданных заявок должна проводиться не в соответствии с субъективным усмотрением Заказчика, а в строгом соответствии с установленным самим же Заказчиком порядком оценки и в равной степени ко всем участникам закупки. При этом, протоколы составленные в ходе проведения закупочной процедуры, очевидно должны содержать в себе всю информацию касающуюся оценки поданных заявок с тем, что бы участникам конкурса представлялось возможным доподлинно определить принятую к оценке конкурсной комиссией Заказчика информацию, а также причины не принятия к оценке той или иной информации в случае наличия таковой.

В п. 14 Документации о проведении конкурса по результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, оценки и сопоставления заявок по нестоимостным критериям оценки комиссия составляет протокол рассмотрения вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, оценки и сопоставления заявок по нестоимостным критериям оценки, который подписывается всеми присутствующими членами комиссии и направляется оператору электронной площадки. Указанный протокол размещается Заказчиком в единой информационной системе, на официальном сайте не позднее чем через три дня со дня подписания протокола.

Согласно пункту 18 Извещения комиссия рассматривает вторые части заявок на предмет соответствия требованиям документации о закупке, а также осуществляет оценку и сопоставление заявок по нестоимостным критериям оценки.

Документация содержит Раздел 4 «Критерии и порядок оценки и сопоставления заявок», в котором содержится перечень используемых для определения победителя открытого конкурса в электронной форме критериев оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, а также порядок оценки и сопоставления таких заявок.

Указанные действия Заказчика очевидно свидетельствуют о неправомерности действий Заказчика, конкурсной комиссии Заказчика, поскольку применительно к составлению протоколов рассмотрения поданных участниками заявок, их оценки и сопоставления, соблюдение указанного принципа означает необходимость обязательного доведения до сведения участников закупки всей информации, касающейся хода и результатов рассмотрения их заявок на участие в названной закупке, поскольку упомянутые результаты напрямую затрагивают права и законные интересы таких участников.

Заказчиком в свою очередь представлены сведения о том, как производилась оценка заявок участников, а именно представлен подробный Анализ заявок с присвоением баллов по каждому из критериев оценки, выводы. Из пояснений Заказчика так же следует, что для разъяснения расчета баллов по итоговому протоколу представители Общества (Заявитель) были приглашены в учреждение для проверки сведений представленных Обществом и перепроверки расчета баллов.

Комиссия Сахалинского УФАС России установила следующее.

Частью 14 статьи 3.2 Закона о закупках предусмотрено, что протокол, составленный по итогам конкурентной закупки, должен содержать следующие сведения:

1) дата подписания протокола;

2) количество поданных заявок на участие в закупке, а также дата и время регистрации каждой такой заявки;

4) порядковые номера заявок на участие в закупке, окончательных предложений участников закупки в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора, включая информацию о ценовых предложениях и (или) дополнительных ценовых предложениях участников закупки. Заявке на участие в закупке, окончательному предложению, в которых содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в закупке, окончательных предложениях содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, окончательному предложению, которые поступили ранее других заявок на участие в закупке, окончательных предложений, содержащих такие же условия;

5) результаты рассмотрения заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке, извещением об осуществлении закупки на последнем этапе проведения закупки предусмотрены рассмотрение таких заявок, окончательных предложений и возможность их отклонения) с указанием в том числе:

а) количества заявок на участие в закупке, окончательных предложений, которые отклонены;

б) оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке, каждого окончательного предложения с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствуют такие заявка, окончательное предложение;

6) результаты оценки заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке на последнем этапе ее проведения предусмотрена оценка заявок, окончательных предложений) с указанием решения комиссии по осуществлению закупок о присвоении каждой такой заявке, каждому окончательному предложению значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом закупки предусмотрена оценка таких заявок);

7) причины, по которым закупка признана несостоявшейся, в случае признания ее таковой;

8) иные сведения в случае, если необходимость их указания в протоколе предусмотрена положением о закупке.

Пунктом 5 части 14 статьи 3.2 Закона о закупках предусмотрено, что протокол, составленный по итогам конкурентной закупки, должен содержать результаты рассмотрения заявок на участие в закупке, окончательных предложений.

Системный анализ правовых норм показывает, что обязанность публикации оснований и причин установлена исключительно к решениям, указанным в подпункте "б" пункта 5 части 14 статьи 3.2 Закона о закупках и пункте 7 части 14 статьи 3.2 Закона о закупках.

Закон о закупках не устанавливает обязанность заказчиков отражать в протоколе детальное обоснование оснований и причин присвоения баллов, с описыванием хода соответствующих расчетов.

Учитывая изложенное, антимонопольный орган вправе требовать наличия в протоколах только тех сведений, которые определены в самом Законе о закупках и Положением о закупке конкретного заказчика.

Комиссией установлено, что итоговый протокол от 18.02.2023 содержит результаты оценки заявок на участие в закупке с указанием итогового решения комиссии по осуществлению закупок о соответствии таких заявок требованиям документации о закупке.

Закон о закупках не содержит прямых указаний о необходимости включения в итоговый протокол абсолютно всей информации, детально раскрывающей причины начисления того или иного количества баллов поданным заявкам (если оценка и сопоставление таких заявок осуществляются на основании присвоения баллов), в том числе основания принятия/непринятия к оценке того или иного договора.

Учитывая изложенное, нарушение принципа информационной открытости закупки в действиях Заказчика не доказано. Несогласие Заявителя с результатами оценки не приравнивается к нарушению принципа информационной открытости закупки и отсутствию в протоколе информации, установленной законом.

Кроме того, в российской правовой системе действует принцип приоритета специальных норм над общими.

Пункт 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках является общей нормой закона, которая устанавливает принципы осуществления закупки товаров, работ, услуг, но детально не раскрывает их содержание.

При этом существует специальная норма закона - часть 14 статьи 3.2 Закона о закупках, которая регулирует порядок осуществления закупки и устанавливает перечень сведений, обязательных для указания в протоколе рассмотрения заявок по конкурентным закупкам.

Таким образом, Комиссия, исследовав итоговый протокол от 18.02.2023 установила, что названный протокол составлен надлежащим образом и соответствует требованиям, установленным частью 14 статьи 3.2 Закона о закупках.

При этом, Заявитель на заседание Комиссии не явился. Действительных доказательств нарушения своих прав и ограничения конкуренции, Заявителем не представлено, а Комиссией не установлено.

Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время "баланс" означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

При таких обстоятельствах, Комиссия УФАС по Сахалинской области приходит к выводу, что в действиях Заказчика отсутствуют нарушения Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а жалоба заявителя признается необоснованной.

На основании изложенного, Комиссия Сахалинского УФАС России, рассмотрев материалы дела № 065/07/3-116/2023, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «ЭнергоРесурсАудит» (ИНН 6501241600) на действия заказчика – Муниципального автономного общеобразовательного учреждения лицей № 1 города Южно-Сахалинска (ИНН 6501112348), при проведении конкурса в электронной форме по объекту: «Подрядные работы по строительству объекта: «Капитальный ремонт внутренних сетей водоснабжения, канализации и отопления в МАОУ Лицей №1 г. Южно-Сахалинска» (извещение № 32312069386) – необоснованной.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Сахалинской области в течение трех месяцев со дня его изготовления в полном объёме.

РЕШЕНИЕ

по делу № 065/07/3-116/2023

 

02 марта 2023 года                                                                                        г. Южно-Сахалинск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в составе:

Председателя Комиссии: Силичева М.В. – руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;

Членов Комиссии: Осташовой Е.Э. – начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;

Рашидханова К.Л. – старшего государственного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;

в присутствии представителей:

от Заказчика – Карташова Г.Н., Васильев В.П., Новикова О.В., Кузнецов Ю.А.

рассмотрев дело № 065/07/3-116/2023 по жалобе Общества с ограниченной ответственностью «ЭнергоРесурсАудит» (ИНН 6501241600) на действия заказчика – Муниципального автономного общеобразовательного учреждения лицей № 1 города Южно-Сахалинска (ИНН 6501112348), при проведении конкурса в электронной форме по объекту: «Подрядные работы по строительству объекта: «Капитальный ремонт внутренних сетей водоснабжения, канализации и отопления в МАОУ Лицей №1 г. Южно-Сахалинска» (извещение № 32312069386) (далее – конкурс), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

21.02.2023 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее – Управление) поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, который нарушил положения Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках).

Уведомлением-требованием от 22.02.2023 № 05-267 эл. рассмотрение жалобы по существу назначено на 02.03.2023 в 11 часов 00 минут.

Комиссия Сахалинского УФАС России, изучив представленные в материалы дела документы и информацию, установила следующее.

Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатор; торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является, документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формул цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с п. 4 ч. 13 ст. 3.2 Закона о закупках, протокол, составляемый в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки), должен содержать результаты оценки заявок на участие в закупке с указанием итогового решения комиссии по осуществлению закупок о соответствии таких заявок требованиям документации о закупке, а также о присвоении таким заявкам значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом конкурентной закупки предусмотрена оценка таких заявок).

В соответствии с п. 6, ч. 14 ст. 3.2 Закона о закупках, протокол, составленный по итогам конкурентной закупки (далее - итоговый протокол), должен содержать результаты оценки заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке на последнем этапе ее проведения предусмотрена оценка заявок, окончательных предложений) с указанием решения комиссии по осуществлению закупок о присвоении каждой такой заявке, каждому окончательному предложению значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом закупки предусмотрена оценка таких заявок).

03.02.2023г. Заказчиком опубликовано извещение о проведении конкурса в электронной форме объекту: «Капитальный ремонт внутренних сетей водоснабжения, канализации и отопления в МАОУ Лицей №1 г. Южно-Сахалинска» (извещение № 32312069386).

Дата окончания срока подачи заявок - 15.02.2023 17:00 (МСК+8).

16.02.2023 05:27 (МСК+8) размещен протокол рассмотрения первых частей заявок № 32312069386-01. Подано пять заявок, 0 отозвано.

17.02.2023 07:53 (МСК+8) размещен протокол рассмотрения вторых частей заявок № 32312069386-02. Подано пять заявок, все допущены.

18.02.2023 10:38 размещен Итоговый протокол № 32312069386-03.

1. Заявитель указывает, что в протоколе рассмотрения вторых частей заявок на участие в процедуре указано о наличии документов у участников, однако протокол не содержит результатов оценки заявок на участие в закупке, а также о присвоении таким заявкам значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок.

Протокол подведения итогов электронного конкурса от 18.02.2023г. содержит только информацию о присвоенном месте заявки, что соответственно отражает результат применения порядка оценки, без указания описания порядка оценки в виде промежуточных сведений о представленных в заявках документах и принятых к оценке, а также не содержат причины непринятия к оценке тех, или иных документов.

По мнению Заявителя, оценка поданных заявок должна проводиться не в соответствии с субъективным усмотрением Заказчика, а в строгом соответствии с установленным самим же Заказчиком порядком оценки и в равной степени ко всем участникам закупки. При этом, протоколы составленные в ходе проведения закупочной процедуры, очевидно должны содержать в себе всю информацию касающуюся оценки поданных заявок с тем, что бы участникам конкурса представлялось возможным доподлинно определить принятую к оценке конкурсной комиссией Заказчика информацию, а также причины не принятия к оценке той или иной информации в случае наличия таковой.

В п. 14 Документации о проведении конкурса по результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, оценки и сопоставления заявок по нестоимостным критериям оценки комиссия составляет протокол рассмотрения вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, оценки и сопоставления заявок по нестоимостным критериям оценки, который подписывается всеми присутствующими членами комиссии и направляется оператору электронной площадки. Указанный протокол размещается Заказчиком в единой информационной системе, на официальном сайте не позднее чем через три дня со дня подписания протокола.

Согласно пункту 18 Извещения комиссия рассматривает вторые части заявок на предмет соответствия требованиям документации о закупке, а также осуществляет оценку и сопоставление заявок по нестоимостным критериям оценки.

Документация содержит Раздел 4 «Критерии и порядок оценки и сопоставления заявок», в котором содержится перечень используемых для определения победителя открытого конкурса в электронной форме критериев оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, а также порядок оценки и сопоставления таких заявок.

Указанные действия Заказчика очевидно свидетельствуют о неправомерности действий Заказчика, конкурсной комиссии Заказчика, поскольку применительно к составлению протоколов рассмотрения поданных участниками заявок, их оценки и сопоставления, соблюдение указанного принципа означает необходимость обязательного доведения до сведения участников закупки всей информации, касающейся хода и результатов рассмотрения их заявок на участие в названной закупке, поскольку упомянутые результаты напрямую затрагивают права и законные интересы таких участников.

Заказчиком в свою очередь представлены сведения о том, как производилась оценка заявок участников, а именно представлен подробный Анализ заявок с присвоением баллов по каждому из критериев оценки, выводы. Из пояснений Заказчика так же следует, что для разъяснения расчета баллов по итоговому протоколу представители Общества (Заявитель) были приглашены в учреждение для проверки сведений представленных Обществом и перепроверки расчета баллов.

Комиссия Сахалинского УФАС России установила следующее.

Частью 14 статьи 3.2 Закона о закупках предусмотрено, что протокол, составленный по итогам конкурентной закупки, должен содержать следующие сведения:

1) дата подписания протокола;

2) количество поданных заявок на участие в закупке, а также дата и время регистрации каждой такой заявки;

4) порядковые номера заявок на участие в закупке, окончательных предложений участников закупки в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора, включая информацию о ценовых предложениях и (или) дополнительных ценовых предложениях участников закупки. Заявке на участие в закупке, окончательному предложению, в которых содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в закупке, окончательных предложениях содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, окончательному предложению, которые поступили ранее других заявок на участие в закупке, окончательных предложений, содержащих такие же условия;

5) результаты рассмотрения заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке, извещением об осуществлении закупки на последнем этапе проведения закупки предусмотрены рассмотрение таких заявок, окончательных предложений и возможность их отклонения) с указанием в том числе:

а) количества заявок на участие в закупке, окончательных предложений, которые отклонены;

б) оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке, каждого окончательного предложения с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствуют такие заявка, окончательное предложение;

6) результаты оценки заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке на последнем этапе ее проведения предусмотрена оценка заявок, окончательных предложений) с указанием решения комиссии по осуществлению закупок о присвоении каждой такой заявке, каждому окончательному предложению значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом закупки предусмотрена оценка таких заявок);

7) причины, по которым закупка признана несостоявшейся, в случае признания ее таковой;

8) иные сведения в случае, если необходимость их указания в протоколе предусмотрена положением о закупке.

Пунктом 5 части 14 статьи 3.2 Закона о закупках предусмотрено, что протокол, составленный по итогам конкурентной закупки, должен содержать результаты рассмотрения заявок на участие в закупке, окончательных предложений.

Системный анализ правовых норм показывает, что обязанность публикации оснований и причин установлена исключительно к решениям, указанным в подпункте "б" пункта 5 части 14 статьи 3.2 Закона о закупках и пункте 7 части 14 статьи 3.2 Закона о закупках.

Закон о закупках не устанавливает обязанность заказчиков отражать в протоколе детальное обоснование оснований и причин присвоения баллов, с описыванием хода соответствующих расчетов.

Учитывая изложенное, антимонопольный орган вправе требовать наличия в протоколах только тех сведений, которые определены в самом Законе о закупках и Положением о закупке конкретного заказчика.

Комиссией установлено, что итоговый протокол от 18.02.2023 содержит результаты оценки заявок на участие в закупке с указанием итогового решения комиссии по осуществлению закупок о соответствии таких заявок требованиям документации о закупке.

Закон о закупках не содержит прямых указаний о необходимости включения в итоговый протокол абсолютно всей информации, детально раскрывающей причины начисления того или иного количества баллов поданным заявкам (если оценка и сопоставление таких заявок осуществляются на основании присвоения баллов), в том числе основания принятия/непринятия к оценке того или иного договора.

Учитывая изложенное, нарушение принципа информационной открытости закупки в действиях Заказчика не доказано. Несогласие Заявителя с результатами оценки не приравнивается к нарушению принципа информационной открытости закупки и отсутствию в протоколе информации, установленной законом.

Кроме того, в российской правовой системе действует принцип приоритета специальных норм над общими.

Пункт 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках является общей нормой закона, которая устанавливает принципы осуществления закупки товаров, работ, услуг, но детально не раскрывает их содержание.

При этом существует специальная норма закона - часть 14 статьи 3.2 Закона о закупках, которая регулирует порядок осуществления закупки и устанавливает перечень сведений, обязательных для указания в протоколе рассмотрения заявок по конкурентным закупкам.

Таким образом, Комиссия, исследовав итоговый протокол от 18.02.2023 установила, что названный протокол составлен надлежащим образом и соответствует требованиям, установленным частью 14 статьи 3.2 Закона о закупках.

При этом, Заявитель на заседание Комиссии не явился. Действительных доказательств нарушения своих прав и ограничения конкуренции, Заявителем не представлено, а Комиссией не установлено.

Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время "баланс" означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

При таких обстоятельствах, Комиссия УФАС по Сахалинской области приходит к выводу, что в действиях Заказчика отсутствуют нарушения Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а жалоба заявителя признается необоснованной.

На основании изложенного, Комиссия Сахалинского УФАС России, рассмотрев материалы дела № 065/07/3-116/2023, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «ЭнергоРесурсАудит» (ИНН 6501241600) на действия заказчика – Муниципального автономного общеобразовательного учреждения лицей № 1 города Южно-Сахалинска (ИНН 6501112348), при проведении конкурса в электронной форме по объекту: «Подрядные работы по строительству объекта: «Капитальный ремонт внутренних сетей водоснабжения, канализации и отопления в МАОУ Лицей №1 г. Южно-Сахалинска» (извещение № 32312069386) – необоснованной.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Сахалинской области в течение трех месяцев со дня его изготовления в полном объёме.

Связанные организации

Связанные организации не указаны