Аналитический отчет б/н Без аннотации. от 19 января 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

федеральная антимонопольная служба

Управление по САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

г. Южно-Сахалинск, пр. Победы, 24 тел. (4242) 46-55-66

Краткий отчет (обзор)

по результатам анализа состояния конкуренции на рынке услуг по обслуживанию пассажиров, оказываемых АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» в аэропорту Южно-Сахалинск, проведенного при рассмотрении дела № 065/01/10-18/2021, возбужденного в отношении АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

г. Южно-Сахалинск

2021 год

I. Общие положения.

Настоящий краткий отчет составлен по результатам анализа состояния конкуренции на рынке услуг по обслуживанию пассажиров в аэропорту Южно-Сахалинск имени Антона Чехова или Хомутово (далее – Аэропорт Южно-Сахалинск) по делу № 065/01/10-18/2021, возбужденному в отношении АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон «О защите конкуренции»).

Основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 065/01/10-18/2021 послужило обращение АО «Авиакомпания «Аврора» (далее также Заявитель) на действия АО «Аэропорт Южно-Сахалинск», выразившиеся в игнорировании субъектом естественной монополии законного требования Заявителя о расчете и утверждении дополнительно к базовому тарифу тарифа за обслуживание пассажиров по неполному перечню услуг в соответствии с Приказом Минтранса РФ от 17.02.2012 № 241 «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской федерации», которым утверждены перечень и правила формирования и взимания тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации».

Согласно заявлению от 16.08.2019 года № 3002, рассмотрение которого проводилось Сахалинским УФАС России повторно на основании решения Арбитражного суда Сахалинской области по делу № А59-1586/2020, АО «Авиакомпания «Аврора» (далее также Авиакомпания) в 2019 году обратилось в АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» (далее также Аэропорт) с просьбой рассчитать и утвердить дополнительно к базовому тарифу тариф за обслуживание пассажиров внутренних воздушных линий по неполному перечню, за исключением предоставления услуг:

- хранение невостребованного багажа в течение двух суток (48 часов) после его прибытия;

- накопление и сопровождение пассажиров до воздушного судна, проверку количества пассажиров после посадки в воздушное судно;

- встречу и сопровождение прибывающих пассажиров до аэровокзала;

- укладку багажа на транспортные средства;

- погрузку, швартовку, разгрузку и транспортировку багажа между зданием аэровокзала и воздушным судном и обратно;

- подведение итогов по рейсу, передачу сведений о номерах багажных люков самолета для загрузки, составление центровочного графика, выявление наличия свободных мест;

- предварительное и окончательное составление сводной загрузочной ведомости, оформление рейсовой документации, передачу документов экипажу;

- контроль загрузки воздушного судна.

При расчете дополнительного тарифа Авиакомпания также просила учесть то обстоятельство, что регистрация пассажиров, взвешивание, оформление и сортировка багажа будет осуществляться сотрудниками отдела пассажирских перевозок Авиакомпании.

При выполнении из аэропорта г. Южно-Сахалинск собственных рейсов по маршрутам внутренних воздушных линий (далее – ВВЛ) Авиакомпания своими силами и за свой счет оказывает убывающим пассажирам ВВЛ услуги по Перечню п. 4.1.1. Приказа Минтранса РФ от 17.02.2012 № 241 «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской федерации».

Из заявления Авиакомпании следует, что письмо было получено Аэропортом 22.04.2019 года, однако, ответа на указанное обращение не последовало. Тариф за обслуживание пассажиров дополнительно к базовому тарифу Аэропортом не рассчитан и не утвержден в установленном законом порядке.

В своем заявлении Авиакомпания просит осуществить внеплановую проверку деятельности АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» на предмет соблюдения запретов, установленных статьей 10 Закона «О защите конкуренции», возбудить в отношении АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения статьи 10 Закона «О защите конкуренции», выдать АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законных прав и интересов АО «Авиакомпания «Аврора» путем расчета и утверждения дополнительно к базовому тарифу тарифа за обслуживание убывающих пассажиров ВВЛ по неполному перечню.

Целью анализа являлось определение положения АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» при оказании услуг по обслуживанию пассажиров в аэропорту Южно-Сахалинск.

В силу нормы части 51 статьи 45 Закона «О защите конкуренции» анализ состояния конкуренции проведен в объеме, необходимом для принятия решения по делу № 065/01/10-18/2021.

В соответствии с п. 1.3. раздела I «Общие положения» Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 10 Закона «О защите конкуренции» субъектом естественной монополии на рынке, функционирующем в условиях естественной монополии, анализ состояния конкуренции на товарном рынке проводится в объеме, установленном пунктом 1.3. вышеуказанного Порядка, который включает следующие этапы:

- определение временного интервала исследования;

- определение продуктовых границ товарного рынка, которое производится согласно сферам деятельности субъектов естественных монополий, указанных в пункте 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях»;

- определение географических границ товарного рынка.

Анализ состояния конкуренции осуществлен в соответствии со следующими нормативными актами:

- Законом «О защите конкуренции»;

- Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон № 147-ФЗ);

- Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок № 220);

- Воздушным Кодексом Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ (далее - Воздушный Кодекс);

- Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2009 № 599 «О порядке обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах» (далее – Постановление № 599);

- Приказом Минтранса РФ от 17.02.2012 № 241 «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской федерации», которым утверждены перечень и правила формирования и взимания тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации» (далее – Приказ № 241);

- Постановлением Правительства РФ от 23.04.2008 № 293 «О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей» (далее - Постановление № 293);

- Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденным Приказом ФАС России от 25.05.2012 № 345;

- иными нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность в аэропортах Российской Федерации.

 

II. Источники исходной информации.

В целях анализа состояния конкуренции в качестве исходной информации использованы:

- материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства № 065/01/10-18/2021.

III. Определение временного интервала исследования.

В соответствии с пунктом 2.1. Раздела II Порядка № 220 и частью 9 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации. Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год.

В соответствии с пунктом 2.2. Порядка № 220 в случае, если исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования, то проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке.

Из материалов дела № 065/01/10-18/2021 следует, что АО «Авиакомпания «Аврора» обратилась в АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» с просьбой рассчитать и утвердить дополнительно к базовому тарифу тариф за обслуживание пассажиров по неполному перечню в 2019 году.

С учетом изложенного, на основании положений пункта 2.1. Раздела II Порядка № 220 и части 9 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» временной интервал настоящего исследования определен периодом не менее чем один год, а именно с 01.01.2019 г. по 31.12.2020 г.

Временной интервал исследования включает в себя период предполагаемого нарушения антимонопольного законодательства.

III. Определение продуктовых границ товарного рынка.

В рамках рассмотрения Сахалинским УФАС России дела № 065/01/10-18/2021 признаки нарушения антимонопольного законодательства выявлены в действиях АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» при оказании услуг по обслуживанию пассажиров в аэропорту Южно-Сахалинск.

Из материалов дела следует, что Авиакомпания в 2019 года обратилась в Аэропорт с просьбой рассчитать и утвердить дополнительно к базовому тарифу тариф за обслуживание пассажиров по неполному перечню за исключением предоставления услуг:

- хранение невостребованного багажа в течение двух суток (48 часов) после его прибытия;

- накопление и сопровождение пассажиров до воздушного судна, проверку количества пассажиров после посадки в воздушное судно;

- встречу и сопровождение прибывающих пассажиров до аэровокзала;

- укладку багажа на транспортные средства;

- погрузку, швартовку, разгрузку и транспортировку багажа между зданием аэровокзала и воздушным судном и обратно;

- подведение итогов по рейсу, передачу сведений о номерах багажных люков самолета для загрузки, составление центровочного графика, выявление наличия свободных мест;

- предварительное и окончательное составление сводной загрузочной ведомости, оформление рейсовой документации, передачу документов экипажу;

- контроль загрузки воздушного судна.

При расчете дополнительного тарифа Авиакомпания также просила учесть то обстоятельство, что регистрация пассажиров, взвешивание, оформление и сортировка багажа, будет осуществляться сотрудниками отдела пассажирских перевозок Авиакомпании.

Из заявления Авиакомпании следует, что тариф за обслуживание пассажиров по неполному перечню услуг дополнительно к базовому тарифу Аэропортом не рассчитан и не утвержден в установленном законом порядке.

Так как настоящий анализ проводился в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного в отношении АО «Аэропорт Южно-Сахалинск», являющегося субъектом естественной монополии, в соответствии с пунктом 1.3. Порядка № 220 определение продуктовых границ товарного рынка производится согласно сферам деятельности субъектов естественных монополий, указанных в части 1 статьи 4 Закона № 147-ФЗ.

Статья 3 Закона № 147-ФЗ определяет, что субъектом естественных монополий признается хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Согласно статье 3 Закона № 147-ФЗ под естественной монополией понимается состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Частью 1 статьи 4 Закона № 147-ФЗ определено, что услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Следовательно, услуги в аэропортах оказываются в состоянии естественной монополии.

В соответствии с пунктом 2 Раздела I Правил обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах, утвержденных Постановлением № 599, «оператор» - хозяйствующий субъект, имеющий сертификаты на осуществление аэропортовой деятельности, имеющий и (или) использующий на любом законном основании комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, и (или) аэровокзал, и (или) другие объекты инфраструктуры аэропорта, предназначенные для оказания комплекса или части услуг в аэропортах.

АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» (бывший ОАО «Аэропорт Южно-Сахалинск» (бывший ФГУП «Аэропорт Южно-Сахалинск»)) включено в Реестр субъектов естественных монополий на транспорте (Раздел II «Услуги аэропортов») под номером 65/2/1 на основании Решения правления МАП России от 28.04.1998 № 16/1.

В соответствии с Приказом ФАС России от 08.09.2017 № 1189/17 «Об утверждении перечней субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется ФАС России» АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» включено в Перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется ФАС России под номером 13 (Приложение № 3 к Приказу ФАС России от 08.09.2017 № 1189/1).

Таким образом, АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» является субъектом естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Так как АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» является субъектом естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, на основании статьи 5 Закона «О защите конкуренции» его положение признается доминирующим.

В соответствии счастью 1 статьи 64 Воздушного Кодекса оказание услуг в области гражданской авиации осуществляется на платной основе (тарифы, сборы), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Аэропортовые услуги, связанные с обслуживанием пассажиров, включены в Перечень услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, цены на которые регулируются государством, утвержденный Постановлением № 293.

Постановлением № 293 утвержден перечень услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством. В состав перечня входят следующие услуги:

1. Обеспечение взлета, посадки и стоянки воздушных судов

2. Предоставление аэровокзального комплекса

3. Обеспечение авиационной безопасности

4. Обслуживание пассажиров

5. Обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом

6. Хранение авиационного топлива

Таким образом, услуги по обслуживанию пассажиров, оказываемые АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» в аэропорту Южно-Сахалинск, входят в перечень услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, цены (тарифы, сборы) на которые подлежат государственному регулированию.

Тариф за обслуживание пассажиров в аэропорту Южно-Сахалинск для АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» установлен в Приложении № 1 «Предельные максимальные аэропортовые сборы и тарифы за обслуживание воздушных судов юридических лиц, зарегистрированных на территории Российской Федерации, или граждан Российской Федерации, пользующихся услугами в аэропорту Южно-Сахалинск, для АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» к Приказу ФАС России от 20.07.2017 № 962/17 «Об утверждении тарифов (сборов) на услуги в аэропортах, оказываемые АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» и составляет 196,8 руб./пасс. на внутренних линиях и 432,82 руб./пасс. – на международных линиях.

Перечень и правила формирования и взимания тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации, в том числе, перечень и правила формирования тарифов за обслуживание пассажиров, утверждены Приказом № 241.

Тариф за обслуживание пассажиров предусмотрен пунктом 4.1. Раздела IV «Тарифы за наземное обслуживание» Приказа № 241.

В соответствии с п. 4.1.1 Приказа № 241 тариф за обслуживание пассажиров устанавливается за услуги, предоставляемые при регистрации и посадке на воздушное судно убывающих пассажиров, встрече и сопровождении прибывающих пассажиров и обработке багажа (без использования технических и транспортных средств), включая:

регистрацию пассажиров;

взвешивание, оформление и сортировку багажа;

хранение невостребованного багажа в течение двух суток (48 часов) после его прибытия;

обеспечение пограничного, санитарного и таможенного контроля пассажиров, багажа, ручной клади (на международных перевозках);

накопление и сопровождение пассажиров до воздушного судна, проверку количества пассажиров после посадки в воздушное судно;

встречу и сопровождение прибывающих пассажиров до аэровокзала;

укладку багажа на транспортные средства;

погрузку, швартовку, разгрузку и транспортировку багажа между зданием аэровокзала и воздушным судном и обратно, а также выдачу багажа;

подведение итогов по рейсу, передачу сведений о номерах багажных люков самолета для загрузки, составление центровочного графика, выявление наличия свободных мест;

предварительное и окончательное составление сводной загрузочной ведомости, оформление рейсовой документации, передачу документов экипажу;

контроль загрузки воздушного судна.

Согласно пункту 4.1.2. Приказа № 241 тариф устанавливается на одного убывающего взрослого пассажира (12 лет и старше).

Плата определяется на основе количества убывающих пассажиров и установленного тарифа в следующем порядке: за взрослых пассажиров (12 лет и старше) - по установленному тарифу; за детей от 2 лет до 12 лет - по тарифу, определенному в размере 50% от тарифа, установленного для взрослого пассажира; за детей до 2 лет - плата не взимается (п. 4.1.3. Приказа № 241).

В соответствии с пунктом 1.11. организации ГА, осуществляющие обслуживание воздушных судов потребителей в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации, обеспечивают формирование ставок сбора за аэронавигационное обслуживание, ставок аэропортовых сборов и тарифов за наземное обслуживание и цен на материально-технические ресурсы.

Аэронавигационные и аэропортовые сборы, тарифы за наземное обслуживание взимаются только за предоставляемые потребителям услуги или операции (п. 1.13. Приказа № 241).

В случае, если потребитель самостоятельно или через уполномоченную организацию и в установленном законодательством Российской Федерации порядке осуществляет отдельные операции, включенные в состав аэронавигационных, аэропортовых сборов и тарифов за наземное обслуживание воздушных судов, то организация ГА, предоставляющая все операции, включенные в состав аэронавигационных, аэропортовых сборов и тарифов за наземное обслуживание, взимающая предусмотренный настоящими Перечнем и правилами формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации аэронавигационный, аэропортовый сбор или тариф за наземное обслуживание (далее - базовый сбор (тариф) дополнительно к базовому сбору (тарифу), утверждает сбор (тариф), включающий только предоставляемые потребителю операции (п. 1.14. Приказа № 241).

В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2), утвержденным Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, деятельность по обслуживанию пассажиров в аэропорту, относящаяся к наземному обслуживанию в аэропортах, включена в Раздел Н «Транспортировка и хранение», класс 52 «Складское хозяйство и вспомогательная транспортная деятельность», подкласс 52.2 «Деятельность транспортная вспомогательная» группу 52.23 «Деятельность вспомогательная, связанная с воздушным и космическим транспортом».

Группировка ОКВЭД 52.23 «Деятельность вспомогательная, связанная с воздушным и космическим транспортом» включает:

- деятельность, связанную с перевозкой воздушным и космическим транспортом пассажиров, космонавтов, животных или грузов, включая: деятельность (эксплуатацию) зданий и сооружений, таких как терминалы авиаперевозчиков и пр.;

- управление аэропортами и воздушным движением;

- наземное обслуживание на аэродромах и космодромах.

В выписке из ЕГРЮЛ АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» в сведениях об основном виде деятельности указан ОКВЭД 52.23.19 «Деятельность вспомогательная прочая, связанная с воздушным транспортом».

В сведениях о дополнительных видах деятельности, среди прочих, значатся коды ОКВЭД 52.23.1 «Деятельность вспомогательная, связанная с воздушным транспортом», 52.23.11 «Деятельность аэропортовая».

Таким образом, продуктовыми границами товарного рынка для целей настоящего анализа являются услуги по обслуживанию пассажиров, оказываемые АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» в аэропорту Южно-Сахалинск.

IV. Определение географических границ товарного рынка.

В соответствии с пунктом 4.1. Порядка № 220 процедура определения географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) включает:

- предварительное определение географических границ товарного рынка;

- выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями);

- определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

Рынок услуг по обслуживанию пассажиров является локальным, так как аэропортовая деятельность осуществляется непосредственно в аэропорту.

Согласно части 3 статьи 40 Воздушного кодекса аэропорт - комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимое оборудование.

В соответствии с частью 1 статьи 41 Воздушного кодекса аэродромы гражданской авиации и вертодромы гражданской авиации предназначены для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов и подлежат государственной регистрации в Государственном реестре аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации на основании заявления владельца аэродрома гражданской авиации или вертодрома гражданской авиации с приложением документа, подтверждающего соответствие такого аэродрома, такого вертодрома требованиям, предусмотренным статьей 48 настоящего Кодекса. Форма и порядок оформления указанного документа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации. Ведение данного реестра возлагается на уполномоченный орган в области гражданской авиации.

Согласно пункту 5.4.18. Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 396, Федеральное агентство воздушного транспорта (далее – Росавиация) осуществляет ведение Государственного реестра аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации, который публикуется на его официальном сайте.

В рамках рассмотрения дела № 065/01/10-18/2021 признаки нарушения антимонопольного законодательства выявлены в действиях АО «Аэропорт Южно-Сахалинск», оказывающего услуги по наземному обслуживанию воздушных судов, в том числе, обслуживанию пассажиров в аэропорту Южно-Сахалинск.

Аэропорт (аэродром) Южно-Сахалинск (Хомутово) включен в Государственный реестр аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации, который опубликован на официальном сайте Росавиации в разделе «Деятельность», «Аэропорты и аэродромы», (порядковый номер 234). Свидетельство о государственной регистрации аэродрома № 85 от 21.08.2015 г.

Оператором аэропорта Южно-Сахалинск является АО «Аэропорт Южно-Сахалинск».

Международный аэропорт федерального значения Южно-Сахалинск им.А.Чехова (Хомутово) расположен на острове Сахалин Сахалинской области в 10 км от центра города Южно-Сахалинск, в планировочном районе Хомутово.

Объекты инфраструктуры аэропорта - сооружения и оборудование, производственно-технологические комплексы, находящиеся на территории аэропорта и непосредственно используемые в целях оказания потребителям услуг в аэропорту (п. 2 Правил обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.07.2009 № 599).

В соответствии с п. 4.7. Порядка № 220 в сфере услуг субъектов естественных монополий географические границы товарных рынков определяются с учетом особенностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предоставления этих услуг на соответствующих товарных рынках, в том числе на основании одного или нескольких критериев:

- административно-территориального критерия (территория Российской Федерации, территория федерального округа Российской Федерации, территория экономических районов Российской Федерации, территория субъекта Российской Федерации, территория (района, города, пгт, иное) субъекта Российской Федерации);

- организационного критерия (территория деятельности хозяйствующего субъекта, территория деятельности филиала хозяйствующего субъекта);

- технологического критерия (наличие и расположение технологической инфраструктуры (сетей), включая доступ к инфраструктуре и ее использованию (подключение к сетям).

Объекты инфраструктуры аэропорта - сооружения и оборудование, производственно-технологические комплексы, находящиеся на территории аэропорта и непосредственно используемые в целях оказания потребителям услуг в аэропорту (п. 2 Правил обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах, утвержденных Постановлением № 599).

Исходя из выше изложенного, а также принимая во внимание положения п. 4.7. Порядка № 220, определение географических границ товарного рынка производилось с учетом особенностей предоставления услуг, а именно организационного критерия (территория деятельности хозяйствующего субъекта - аэропорт), которые могут оказываться только с использованием объектов инфраструктуры аэропорта (п. 2 Постановления № 599).

В результате анализа, для целей настоящего исследования географические границы товарного рынка услуг по обслуживанию пассажиров определены границами аэропорта Южно-Сахалинск.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ:

По результатам проведения анализа состояния конкуренции на рынке услуг по обслуживанию пассажиров, оказываемых АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» в границах аэропорта Южно-Сахалинск по делу № 065/01/10-18/2021, возбужденному в отношении АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», установлено следующее.

1. Временной интервал исследования определен периодом с 01.01.2019 по 31.12.2020 гг.

2. Продуктовые границы товарного рынка: услуги по обслуживанию пассажиров, оказываемые АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» в аэропорту Южно-Сахалинск.

3. Географические границы товарного рынка: границы аэропорта Южно-Сахалинск.

4. Хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение:

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» доминирующим признается положение АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Начальник отдела анализа товарных,

финансовых рынков и экономической

концентрации ***

19.01.2021

Связанные организации

Связанные организации не указаны