Решение №08-893 Без аннотации от 17 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области

почтовый адрес: пр. Победы, 24,

г. Южно-Сахалинск, 693007

юридический адрес: пр. Победы, 24,

г. Южно-Сахалинск, 693007

тел. (4242) 46-55-66, 46-55-69, факс (4242) 46-55-67

e-mail: to65@fas.gov.ru

____________ № ____________

На № _______ от ___________

   

РЕШЕНИЕ

по делу № 065/01/15-841/2021

17 апреля 2023 года город Южно-Сахалинск

Резолютивная часть решения оглашена 04.04.2023 г.

В полном объеме решение изготовлено 17.04.2023 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:

- **** – руководитель Управления,

- ****– начальник отдела контроля органов власти антимонопольного контроля и рекламы,

- *** – старший государственный инспектор отдела контроля органов власти антимонопольного контроля и рекламы,

рассмотрев дело № 065/01/15-841/2021 по признакам нарушения администрацией города Южно-Сахалинска (****) пунктов 2 и 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

в присутствии представителей лиц, участвующих в деле:

от администрации города Южно-Сахалинска представитель по доверенности №Д030-0142-22 от 25.05.2022 г. ***

У С Т А Н О В И Л А:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее – Управление, Сахалинское УФАС России, антимонопольный орган) поступило обращение генерального директора ООО «Тэктум», главного редактора ИА «Горбуша.инфо» ****(далее – Заявитель) (вх. № 1832 от 28.06.2021) на действия администрации города Южно-Сахалинска, содержащее сведения о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции, Закон № 135-ФЗ).

Действия администрации, выраженные в установлении приказом №*** от 29.12.2020 г. муниципального задания для МБУ «Бюро ритуальных услуг» в сфере организации ритуальных услуг, а также содержания мест захоронений и выделения бюджетных ассигнований на осуществление работ (оказания услуг), ограничивают конкуренцию со стороны частных юридических лиц и предпринимателей, предоставляя Учреждению на безальтернативной основе возможность осуществлять работы, оказывать услуги в указанной сфере. Указанные обстоятельства, по мнению Заявителя, повлекли нарушение администрацией города Южно-Сахалинска части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган выдает предупреждение лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения статьи 15 настоящего Федерального закона.

В связи с наличием в действиях (бездействии) администрации города Южно-Сахалинска признаков нарушения пунктов 2, 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выраженных в отказе от определения исполнителя работ (услуг) по организации и содержанию мест захоронения, организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на весь объем муниципальных нужд путем проведения закупок работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Сахалинским УФАС России 24.09.2021 г. выдано предупреждение № 08-3731 о необходимости прекращения указанного бездействия, путем принятия решения об определении исполнителя указанных работ, услуг на период 2022-2023 гг. в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе, в течение 30 рабочих дней со дня поступления настоящего предупреждения. Решение должно содержать план мероприятий (дорожную карту). О выполнении предупреждения необходимо сообщить в адрес Управления в течение трех дней со дня окончания срока.

Ходатайством от 14.10.2021 г № 030-09992-21/0001 администрация просит продлить срок выполнения предупреждения и предоставить разъяснения в части выявленных признаков нарушения антимонопольного законодательства (вх. № 2783 от 18.10.2021 г., вх. № 4074эл от 14.10.2021 г.).

На основании поступившего ходатайства, Управлением письмом от 20.10.2021 г. № 08-4035 даны разъяснения и продлен срок исполнения предупреждения от 24.09.2021 г. на 30 (тридцать) рабочих дней с момента получения разъяснений. О выполнении предупреждения необходимо было сообщить в адрес Управления в течение трех дней со дня окончания срока.

Письмом от 06.12.2021 г. №030-10997-21/0001 администрация г. Южно-Сахалинска уведомила Сахалинское УФАС России о том, что с выданным предупреждением № 08-3731 от 24.09.2021 г. как незаконным и необоснованным не согласна и в связи с этим вынуждена обратиться в арбитражный суд Сахалинской области (вх. № 3332 от 08.12.2021 г., вх. № 4903-эл от 06.12.2021 г.).

Пунктом 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции установлено, в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

В соответствии с пунктом 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, 22.12.2021 г. издан приказ № 154 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения администрацией города Южно-Сахалинска пунктов 2 и 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Определением от 24.12.2021 г. (исх. № 08-4688 от 24.12.2021 г.) дело назначено к рассмотрению на 16.02.2022 г.

16.02.2022 г. состоялось заседание Комиссии Сахалинского УФАС России по рассмотрению дела № 065/01/15-841/2021 в отношении администрации г. Южно-Сахалинска по признакам нарушения пунктов 2 и 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Представителем администрации г. Южно-Сахалинска заявлено ходатайство об отложении рассмотрения дела № 065/01/15-841/2021, в связи с тем, что в арбитражном суде Сахалинской области на рассмотрении находится дело А59-7160/2021 о признании незаконным предупреждения от 24.09.2021 № 08-3731 Сахалинского УФАС России, выданного администрации г. Южно-Сахалинска и связанного с настоящим делом о нарушении антимонопольного законодательства до разрешения спора в арбитражном суде Сахалинской области.

Поскольку, решение по результатам рассмотрения данного дела в арбитражном суде Сахалинской области имеет правовое значение для рассмотрения дела № 065/01/15-841/2021, в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 47 Закона о защите конкуренции Комиссия приостановила рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Определением от 16.02.2022 г. рассмотрение дела №065/01/15-841/2021 приостановлено до вступления в законную силу решения арбитражного суда Сахалинской области по делу А59-7160/2021 (исх. №08-629 от 16.02.2022 г.).

Решением арбитражного суда Сахалинской области от 23.05.2022 г. в удовлетворении требований администрации города Южно-Сахалинска отказано полностью. Постановлением пятого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2022 г. решение арбитражного суда Сахалинской области от 23.05.2022 по делу №А59-7160/2021 оставлено без изменения, апелляционная жалоба администрации города Южно-Сахалинска – без удовлетворения.

Определением от 04.08.2022 г. рассмотрение дела №065/01/15-841/2021 возобновлено с 30.09.2022 года (исх. №08-2390 от 04.08.2022 г.).

Определением от 30.09.2022 г. (исх. № 08-2834 от 30.09.2022 г.) в связи с необходимостью получения дополнительной информации, а также привлечения к участию в деле лиц, содействующих рассмотрению дела, других лиц, участие которых в деле необходимо, рассмотрение дела отложено на 31.10.2022 г.

Определением от 31.10.2022 г. рассмотрение дела отложено на 30.11.2022 г., срок рассмотрения дела продлен на 6 месяцев с 07.11.2022 г. по 07.05.2023 г. (исх. № 08-3070 от 31.10.2022 г.).

Определением от 30.11.2022 г. рассмотрение дела отложено на 21.12.2022 г. (исх. № 08-3339 от 30.11.2022 г.).

Определением от 21.12.2022 г. рассмотрение дела отложено на 30.01.2023 г. (исх. № 08-3505 от 21.12.2022 г.).

Определением от 30.01.2023 г. рассмотрение дела отложено на 02.03.2023 г. (исх. № 08-222 от 30.01.2023 г.).

03.03.2023 г. в связи с установлением в действиях (бездействии) администрации города Южно-Сахалинска нарушения пунктов 2 и 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции Комиссия приняла заключение об обстоятельствах дела, определение об отложении рассмотрения дела направленно лицам, участвующим в деле сопроводительным письмом от 02.03.2023 № 08-489.

Сопроводительным письмом от 10.03.2023 г. исх. №08-570 лицам, участвующим в деле направлено заключение об обстоятельствах дела №065/01/15-841/2021 о нарушении антимонопольного законодательства.

Письменные пояснения, возражения от лиц, участвующих в деле на заключение об обстоятельствах дела в адрес Управления не поступали.

04.04.2023 г. оглашена резолютивная часть решения по делу.

В результате рассмотрения материалов дела Комиссией было установлено следующее.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ, Закон о местном самоуправлении) в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Муниципальное бюджетное учреждение «Бюро ритуальных услуг» создано на основании постановления администрации города Южно-Сахалинска «О реорганизации в форме преобразования муниципального унитарного предприятия в муниципальное бюджетное учреждение «Бюро ритуальных услуг» от 04.07.2014 № ***-па.

Учреждение является некоммерческой организацией, созданной для оказания ритуальных услуг и содержания мест захоронения, в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления.

Учредителем МБУ «Бюро ритуальных услуг» является городской округ «Город Южно-Сахалинск» в лице департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска.

МБУ «Бюро ритуальных услуг» является специализированной службой по вопросам похоронного дела, на которое в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - закон № 8-ФЗ, Закон о погребении) возложена обязанность по осуществлению погребения умерших.

Основной целью МБУ «Бюро ритуальных услуг» является предоставление надлежащего качества ритуальных услуг и услуг по содержанию мест захоронений на территории муниципальных общественных кладбищ городского округа «Город Южно-Сахалинск» с учетом этических, санитарных и экологических требований к размещению мест погребения в соответствии с Законом № 8-ФЗ.

В соответствии с пунктом 2.4 Устава, МБУ «Бюро ритуальных услуг» для достижения целей, ради которых учреждение создано, имеет право осуществлять приносящую доход деятельность (в том числе, письменные пояснения МБУ «Бюро ритуальных услуг» от 16.07.2021 №79).

Исходя из вышеизложенного, МБУ «Бюро ритуальных услуг» являясь некоммерческой организацией, осуществляющей основной вид деятельности в области ритуальных услуг и содержания мест захоронения, в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления, имеет право оказывать услуги, иметь лицевые счета по учету средств, полученных от приносящей доход деятельности, то есть подпадает под определение хозяйствующего субъекта, установленного пунктом 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции.

В 2021 году МБУ «Бюро ритуальных услуг» осуществляется предоставление субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания в соответствии с решением Городской Думы города Южно-Сахалинска от 08.12.2020 №***«О бюджете городского округа «город Южно-Сахалинск» на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов», с Порядком формирования муниципального задания и финансового обеспечения его выполнения в отношении муниципальных учреждений городского округа «город Южно-Сахалинск», утвержденным постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 24.11.2015 № ***

В 2022 году МБУ «Бюро ритуальных услуг» осуществляется предоставление субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания в соответствии с решением Городской Думы города Южно-Сахалинска от 08.12.2021 № ***«О бюджете городского округа «город Южно-Сахалинск» на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов», с Порядком формирования муниципального задания и финансового обеспечения его выполнения в отношении муниципальных учреждений городского округа «город Южно-Сахалинск», утвержденным постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 24.11.2015 №****

Согласно муниципальному заданию, утвержденному приказом директора департамента городского хозяйства № *** от 29.12.2020, а также приказом № ***от 28.12.2021 в перечень работ входит:

1. Организация и содержание мест захоронения, включающая:

-уборку территорий кладбищенских комплексов от бытового мусора с последующей вывозкой на утилизацию;

-уборку и вывоз излишков грунта, остающегося после захоронений;

-содержание контейнерных площадок для сбора мусора;

-содержание общественных туалетов;

-расчистку внутриквартальных дорог и проездов от снега с последующей вывозкой на утилизацию;

-текущий ремонт внутриквартальных дорог и проездов;

-содержание в надлежащем состоянии могил, находящихся под охраной государства, аллей (кварталов) почетных захоронений;

-уход за зелеными насаждениями на территории кладбища;

-осуществление разбивки территории кладбища на сектора с присвоением каждому сектору отдельного номера или наименования.

2. Организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения, включающая:

-изготовление и установку деревянной надгробной тумбы (с обивкой тканью, красный ситец), жестяной таблички (с указанием фамилии, имени, отчества, дат рождения и смерти, номера участка захоронения и могилы) для захоронения умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки, а также при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего (погибшего) или при невозможности осуществить ими погребение, при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение;

-перевозку тел умерших ветеранов и инвалидов ВОВ, безродных, криминальных, найденных после ДТП трупов в морг.

Источником финансирования муниципального задания МБУ «БРУ» являются средства местного бюджета.

Согласно части 1 статьи 2 Закон № 131-ФЗ под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и названным Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

В соответствии с Законом № 131-ФЗ организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения (пункт 22 части 1 статьи 14, пункт 17 части 1 статьи 15, пункт 23 части 1 статьи 16).

Вопросы местного значения являются муниципальной нуждой органа местного самоуправления, реализуемой в установленном законодательством порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

Финансирование за счет средств местного бюджета затрат, связанных с выполнением МБУ «Бюро ритуальных услуг» работ по организации и содержанию мест захоронения, а также организации ритуальных услуг, включающие перечень видов работ установленных муниципальным заданием № 379 от 29.12.2020, № 289 от 28.12.2021 направлено на обеспечение потребностей муниципального образования в работах, необходимых для решения вопросов местного значения, функций и полномочий органа местного самоуправления.

Исходя из анализа Закона о местном самоуправлении, Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона о контрактной системе (часть 1 статьи 54 Закона № 131-ФЗ, пункт 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации), отношения, направленные на обеспечение муниципальных нужд и использование средств местного бюджета, направляемых на оплату работ, оказания услуг, обусловлены необходимостью применения Закона о контрактной системе.

Следовательно, реализация муниципальной нужды не может быть осуществлена в порядке исполнения муниципального задания, созданным органом местного самоуправления учреждения и финансироваться за счет средств местного бюджета.

В силу части 2 статьи 25 Закона о погребении организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления, которые определяют порядок их действия.

На основании Письма ФАС РФ от 30.09.2009 № АК/34001, с целью реализации функций, закрепленных за органами местного самоуправления в сфере похоронного дела, органами местного самоуправления могут быть созданы муниципальные бюджетные учреждения, которые не будут осуществлять деятельность, приносящую им доход, т.е. не будут являться хозяйствующими субъектами в понимании пункта 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции, которые на безвозмездной основе будут осуществлять гарантированный перечень услуг по погребению, установленный статьей 9 Закона №8-ФЗ. При отсутствии возможности создания муниципальных бюджетных учреждений органами местного самоуправления функции в сфере похоронного дела должны осуществляться самостоятельно.

Пунктом 1 статьи 9 Закона о погребении, установлен гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемый супругу, близким родственникам, иным родственникам, или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, на безвозмездной основе. При этом пунктом 2 указанной статьи установлено, что данные услуги оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Действующим законодательством РФ закреплен исчерпывающий перечень функций специализированных служб по вопросам похоронного дела, среди которых перечень видов работ установленных муниципальным заданием для МБУ «Бюро ритуальных услуг», утвержденного приказом директора Департамента городского хозяйства №*** от 29.12.2020, а также приказом № **** от 28.12.2021 отсутствует.

Анализ приведенных норм права в их системной взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что обязанность по организации похоронного дела возлагается на органы местного самоуправления, а оказание услуг по погребению – на специализированные службы по вопросам похоронного дела.

Вместе с тем, указанные нормы не предусматривают, что субъектный состав участников рынка ритуальных услуг ограничивается созданием специализированных служб, и что иные юридические лица лишены права заниматься этой деятельностью. Понятие иных лиц Законом о погребении не определяется.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации под лицами подразумеваются как физические, так и юридические лица. Услуги по погребению, в том числе осуществление захоронения умерших и изготовление могил, могут оказывать как частные лица (юридические и физические), так и специально созданные организации – специализированные службы по вопросам похоронного дела.

При отсутствии возможностей по созданию соответствующих служб органы местного самоуправления могут наделять хозяйствующие субъекты статусом специализированных служб, что в целях обеспечения конкуренции должно производиться на конкурсной основе.

Деятельность хозяйствующих субъектов в сфере погребения и похоронного дела должна осуществляться в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства с соблюдением организационных и правовых основ защиты конкуренции в части недопущения, ограничения, устранения конкуренции органами местного самоуправления.

Аналогичная правовая позиция выражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.09.2008 № 12027/07, апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 25.07.2018 № 9-АПГ18-9, постановлении арбитражного суда Дальневосточного округа от 14.01.2020 г. №Ф03-5100/2019.

Проанализировав положения статьи 25 Закона № 8-ФЗ суды отмечают, что данная норма не предусматривает, что субъектный состав участников рынка ритуальных услуг ограничивается созданием специализированных служб, а также не устанавливает, что иные хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели) лишены права заниматься деятельностью по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг.

Таким образом, действия администрации города Южно-Сахалинска, выраженные в установлении, без проведения конкурентных процедур, исполнителя оказания гарантированного перечня услуг, установленного статьей 9 Закона № 8-ФЗ, хозяйствующего субъекта – МБУ «Бюро ритуальных услуг», не отвечают требованиям антимонопольного законодательства.

Орган местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (статья 51 Закона о местном самоуправлении).

Статьей 18 Закона о погребении, общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, которые определяют порядок деятельности кладбищ.

Возможность передачи общественных кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта, в том числе и обладающего статусом специализированной службы, Законом о погребении не предусмотрена. Аналогичная правовая позиция выражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.09.2008 № 12027/07, определении ВАС РФ от 24.02.2011 № 17206/10 по делу № А76-6041/2010-35-192.

В отношении закрепленного за бюджетным Учреждением на праве оперативного управления муниципального имущества – кладбищенских комплексов, МБУ «Бюро ритуальных услуг» осуществляет работы (услуги) по их содержанию, финансовое обеспечение которых производится за счет средств местного бюджета.

Поскольку содержание муниципального имущества, переданного в оперативное управление МБУ «Бюро ритуальных услуг», осуществляется за счет средств местного бюджета, расходование средств на данные цели необходимо осуществлять исключительно в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.

Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ закреплено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Также указанной нормой предусматривается возможность любого заинтересованного лица стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок.

Как указывает «Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2017)» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017), в тех случаях, когда требуется проведение публичных процедур, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо право ведения деятельности на нем.

Необеспечение конкурентных процедур со стороны публичных органов власти приводит к ограничению доступа всех возможных лиц, претендующих на выполнение работ или оказание услуг, к участию в размещении заказа.

Так, частью 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:

-необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам (пункт 2);

-создание дискриминационных условий (пункт 8).

Согласно пункту 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции дискриминационные условия – это условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Таким образом, фактически администрация предоставила возможность созданному им хозяйствующему субъекту без участия в конкурентных процедурах определения исполнителя работ выполнять работы, являющиеся муниципальной нуждой, что, безусловно, приводит или может привести к ограничению конкуренции, созданию дискриминационных условий, так как такие работы могут выполнять иные компетентные хозяйствующие субъекты.

Также, Комиссией было рассмотрено заявление ООО «Центр ритуальных услуг «Скорбь» (вх. №702эл от 03.03.2022 г.) на действия (бездействие) администрации города Южно-Сахалинска» по факту выполнения МБУ «Бюро ритуальных услуг» работ по содержанию мест захоронений на основании муниципального задания, а также в принятии приказа №****от 31.12.2021 г. о наделении МБУ «Бюро ритуальных услуг» функциями органа местного самоуправления, а именно распределение, регистрация мест захоронений на кладбищенских комплексах в г. Южно-Сахалинске, что является нарушением части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

По фактам, которые послужили основанием для обращения ООО «Центр ритуальных услуг «Скорбь» с заявлением в адрес Сахалинского УФАС России, настоящим рассматривается дело № 065/01/15-841/2021 в отношении администрации города Южно-Сахалинска.

Довод ООО «Центр ритуальных услуг «Скорбь», в части совмещения МБУ «Бюро ритуальных услуг» функций органа местного самоуправления по выделению земельных участков под погребение, был поддержан ООО «Тэктум» (письмо №259/2022) (вх. № 2615 от 08.12.2022 г.).

В ходе полного и всестороннего рассмотрения довода ООО «Центр ритуальных услуг «Скорбь» о возможном нарушении администрацией части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, Комиссия установила следующее.

В соответствии со статьей 2 Решения Городской Думы от 23.12.2015 г. №***«О порядке организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», предоставление мест под захоронение, регистрация мест захоронений и ведение реестра учета мест захоронений, осуществляется МКУ «Управление мониторинга городского хозяйства».

14.10.2022 г. приказом ****департамент городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска приказ «О назначении ответственного за выделение мест под захоронение» от 31.12.2021 №*** – признал утратившим силу.

Также, приказом №*** от 02.02.2023 г. департамент городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска основной вид деятельности МБУ «Бюро ритуальных услуг» - выделение земельных участков под погребение и копка могил – исключило.

ООО «Центр ритуальных услуг «Скорбь», ООО «Тэктум» дополнительных документов, указывающих на возможное нарушение администрацией города Южно-Сахалинска части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции представлено не было.

Исходя из установленных обстоятельств, признаки нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции администрацией были устранены, следовательно, Комиссия Управления приходит к выводу об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в указанной части.

Установление для МБУ «Бюро ритуальных услуг» муниципального задания на выполнение муниципальных работ с обеспечением финансирования из средств местного бюджета на бесконкурсной основе не соотносится с основными принципами и целями Закона о контрактной системе, направленного на обеспечение конкуренции на товарных рынках.

МБУ «Бюро ритуальных услуг» в аукционах не участвовало, являясь исполнителем указанных работ на основании установленных ему муниципальных заданий с обеспечением финансирования из средств местного бюджета на бесконкурсной основе.

Наличие у хозяйствующего субъекта возможности получения финансирования из бюджета без участия в конкурентных процедурах обеспечивает ему заведомо преимущественные условия ведения своей деятельности по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, потенциально заинтересованных в поставке товаров (работ, услуг) для муниципальных нужд.

Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о предоставлении хозяйствующему субъекту - МБУ «Бюро ритуальных услуг» преимущества и ограничения конкуренции между потенциальными участниками торгов, что является нарушением пунктов 2, 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

Анализ проведен в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 года № 220 и зарегистрированным в Минюсте РФ 02.08.2010 года № 18026.

По результатам проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке работ по организации и содержанию мест захоронения, организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения установлено следующее.

1. Временной интервал исследования определен периодом с 29.12.2020 г. по 22.12.2021 г

2. Продуктовые границы товарного рынка: работы по организации и содержанию мест захоронения, организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения.

3. Географические границы товарного рынка: границы МО Городской округ «Город Южно-Сахалинск» Сахалинской области.

4. Оценка изменения состояния конкуренции на товарном рынке вследствие принятия акта и (или) осуществления действий (бездействия):

Бездействие администрации города Южно-Сахалинска выразилось в не проведении конкурентных процедур для определения исполнителя работ (услуг) по организации и содержанию мест захоронения, организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения.

Указанное бездействие администрации города Южно-Сахалинска привело к ограничению доступа хозяйствующих субъектов на рынок услуг по организации и содержанию мест захоронения, организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, и, как следствие, к ограничению конкуренции на указанном рынке, так как не была обеспечена честная и открытая конкуренция в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации.

Таким образом, действия (бездействие) администрации города Южно-Сахалинск противоречат требованиям, установленным пунктом 2 и 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

По вопросу выдачи в адрес администрации города Южно-Сахалинска обязательного для исполнения предписания, Комиссия приходит к следующему.

В адрес Управления от генерального директора ООО «Тэктум» поступило ходатайство о необходимости выдать администрации города Южно-Сахалинска обязательное для исполнения предписание.

Согласно пояснениям администрации от 19.12.2022 №030/04-741 (вх. №2676 от 19.12.2022 г.) с целью урегулирования деятельности осуществления органами местного самоуправления и упорядочения работы ритуальных служб, различных форм собственности, а также развития добросовестной конкуренции администрацией разработан план мероприятий по организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения путем проведения закупок работ, услуг в соответствии с Законом о контрактной системе.

Согласно представленному плану мероприятий окончательным сроком исполнения является - март-апрель 2023 года.

Указанные мероприятия будут выполняться на кладбищенском комплексе №1, №2 (Ласточка), кладбище с. Березняки, кладбище п/р Ново-Александровск, кладбище с. Синегорск, а также кладбище ж.к. «Весточка».

Ввиду оперативного исполнения норм действующего законодательства по соблюдению прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших, Перечня поручений по вопросам оказания поддержки гражданам, призванным на военную службу по мобилизации, и членам их семей, утвержденным Президентом РФ 19.10.2022 №ПР-1978, а также наделения МБУ «Бюро ритуальных услуг» минимального объема имущества для функционирования как специализированная организация, кладбищенский комплекс №3 с аллеей (кварталов) почетных захоронений будет оставлен в оперативном управлении за бюджетным Учреждением.

Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, на момент вынесения решения в материалах дела отсутствуют доказательства о принятых Ответчиком мерах, направленных на прекращение действий (бездействия), которые привели к ограничению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

В связи с этим, данное обстоятельство является основанием для выдачи в адрес администрации города Южно-Сахалинска обязательного для исполнения предписания о прекращении действий (бездействия), которые привели к ограничению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

Руководствуясь частью 1 статьи 15, пп. «в» пункта 3 части 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать администрацию города Южно-Сахалинска
(***) нарушившей пункты 2 и 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

2. Выдать администрации города Южно-Сахалинска обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных должностных лиц.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд
Сахалинской области в течение трех месяцев со дня его изготовления в полном объёме.

Председатель Комиссии

   

***

       

Члены Комиссии:

   

***

       
     

****

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны