Определение б/н без аннотации от 4 декабря 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ФЕДЕРАЛЬНАЯ УПРАВЛЕНИЕ Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области почтовый адрес: пр. Победы, 24, г. Южно-Сахалинск, 693007 юридический адрес: пр. Победы, 24, г. Южно-Сахалинск, 693007 тел. (4242) 46-55-66, 46-55-69, факс (4242) 46-55-67 e-mail: to65@fas.gov.ru ____________ № ____________ На № _______ от ___________ |
|
|
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о назначении дела № 065/01/10-1200/2020 о нарушении
антимонопольного законодательства к рассмотрению
04 декабря 2020 года г. Южно-Сахалинск
Председатель Комиссии Сахалинского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
В Управлении Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области на рассмотрении находятся обращения граждан, поступившие из ФАС России (вх. от 08.09.2020 № 5539-эл, 08.09.2020 № 5542-эл), а также обращения из Сахалинской транспортной прокуратуры (вх. от 07.09.2020 № 3332), Холмского линейного отдела полиции (вх. от 28.09.2020 № 3597, 19.10.2020 № 3909, 19.10.2020 № 3907, 19.10.2020 № 3914), ИП Конакова А.А. (вх. от 21.10.2020 № 3939) на действия общества с ограниченной ответственностью «Эко-Порт» содержащее признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные Федеральным законом от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) при проведении фитосанитарного контроля в Холмском морском порту.
На основании полученной информации Сахалинское УФАС России пришло к следующим выводам.
Государственный карантинный фитосанитарный контроль (надзор) в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации, МПП «Холмск» при межгосударственных перевозках, а также в Холмском морском порту при перевозках по территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с Положением о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Комиссии таможенного союза от 18.06.2010 № 318, Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2016 № 792 «О порядке осуществления Государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации», Федеральным законом от 21.07.2014 № 206-ФЗ «О карантине растений».
В соответствии счастью 3 статьи 28 Федерального закона от 21.07.2014 № 206-ФЗ «О карантине растений» государственный карантинный фитосанитарный контроль (надзор) в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации осуществляется путем проведения:
1) документарной проверки;
2) досмотра и (или) осмотра подкарантинной продукции;
3) осмотра транспортных средств и других подкарантинных объектов;
4) отбора проб и (или) образцов подкарантинной продукции для проведения лабораторных исследований в области карантина растений в целях установления соответствия ее состояния карантинным фитосанитарным требованиям, экспертизы и других предусмотренных частью 3 статьи 8 настоящего Федерального закона мероприятий.
Требования к оборудованию и техническому оснащению сооружений, помещений, необходимых для организации карантинного фитосанитарного контроля, осуществляемого в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации установлены Решением Комиссии Таможенного союза от 22 июня 2011г. № 688 «О Единых типовых требованиях к оборудованию и материально-техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного, санитарно карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного и транспортного контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через внешнюю границу государств – членов Таможенного союза, Классификации пунктов пропуска через внешнюю границу государств – членов Таможенного союза и форме Паспорта пункта пропуска через внешнюю границу государств – членов Таможенного союза», Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14 октября 2015 г.
№ 92 «Об утверждении Требований к материально-техническому оснащению
и обустройству пунктов по карантину растений (фитосанитарных контрольных
постов) и внесении изменений в Единые типовые требования к оборудованию
и материально-техническому оснащению зданий, помещений и сооружений,
необходимых для организации пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного и транспортного контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через внешнюю границу Таможенного союза», Приказом Минсельхоза РФ от 23.06.2008 № 271 «Об утверждении Типовых требований к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации карантинного фитосанитарного контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации».
Государственный карантинный фитосанитарный контроль (надзор) на территории Холмского морского торгового порта, согласно Положению об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю и Сахалинской области, утвержденного приказом Россельхознадзора от 15.04.2013 № 170, осуществляется должностными лицами Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю и Сахалинской области.
Фитосанитарный контроль осуществляется на открытой досмотровой площадке, предоставленной ПАО «Холмский морской торговый порт».
Государственный контроль перемещаемых на судах транспортных средств, осуществляется на специально оборудованных площадках, эстакадах и других сооружениях. Государственный контроль грузов, товаров осуществляется в специально оборудованных помещениях, на площадках, эстакадах и других сооружениях, в том числе оснащенных оборудованием для погрузо-разгрузочных работ. Допускается осуществление государственного контроля грузов и товаров на борту судна и на рейдах.
Согласно поступившим обращениям в Сахалинское УФАС России следует, что общество с ограниченной ответственностью «Эко-Порт» осуществляет деятельность по фитосанитарному контролю в Холмском морском торговом порту, а также взимает за данную деятельность плату в размере – 1 рубль за 1 килограмм массы.
Также, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступил типовой договор возмездного оказания услуг заключаемого между ООО «Эко-порт» в лице генерального директора Иглина К.В. и «Заказчика».
Согласно пункту 1 типового договора Исполнитель обязуется оказать услуги для проверки груза животного и растительного происхождения на объекте транспортной инфраструктуры морского терминала, а Заказчик обязуется принять оказанные услуги по акту приемки выполненных услуг и оплатить их в размере, порядке и сроки, предусмотренные Договором.
Согласно разделу 3 типового Договора оплата производится путем внесения Заказчиком предварительной оплаты.
№ |
Наименование услуги |
Стоимость за ед. (с НДС) руб. |
1. |
Комплекс услуг для проверки груза животного и растительного происхождения |
1 рубль за 1 килограмм массы нетто |
2. |
Предоставление услуги автостоянки на территории морского терминала (1-е сутки – бесплатно, неполный час считается как полный) |
500 рублей в час |
Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области в целях полного и всестороннего рассмотрения доводов жалоб был направлен запрос законному представителю ООО «Эко-Порт» (исх. от 01.10.2020 № 0-6308).
Согласно представленной информации ООО «Эко-Порт» (вх. от 19.10.2020 № 3914) следует, что общество оказывает клиентам услуги для проверки грузов растительного и животного происхождения, который включает в себя:
- предоставление территории для временной стоянки грузовых машин, услуги грузчиков, которые по указанию проводящих досмотр должностных лиц Россельхознадзора, перемещают груз на площадку, или в рефконтейнер, в зависимости от вида продукции;
- предоставление комнаты отдыха и приема пищи.
Оценив доводы общества, а также исследовав полученные доказательства, Сахалинское УФАС России приходит к следующему.
Услуги в портах являются сферой деятельности субъектов естественной монополии на основании статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях).
На основании статьи 5 Закона о защите конкуренции положение субъектов естественной монополии признается доминирующим.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Сахалинским УФАС России установлено, что между ПАО «Холмский морской торговый порт» и ООО «Эко-Порт» заключен договор аренды земельного участка № ЭКОПОРТ – ХМТП/2020 от 31.07.2020 г. (далее – Договор).
Согласно п. 1.1. Договора арендодатель предоставляет арендатору часть земельного участка с кадастровым номером 65:09:0000020:152 за плату во временное владение и пользование.
Передаваемое по договору имущество принадлежит арендодателю на праве собственности, что подтверждается кадастровым паспортом № 65/201/15-22739 от 10.03.2015 года (п. 1.2 Договора).
Общая площадь передаваемого имущества 6 999,54 м2.
В статье 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Федеральный закон № 147-ФЗ) определено, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
В силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона № 147 указано, что услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно статье 4 Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 261-ФЗ):
- оператор морского терминала – это транспортная организация, осуществляющая эксплуатацию морского терминала, операции с грузами, в том числе их перевалку, обслуживание судов, иных транспортных средств и (или) обслуживание пассажиров.
- услуги, оказание которых осуществляется в морском порту (далее - услуги в морском порту) - это услуги, оказание которых пользователям обычно осуществляется в морском порту и на подходах к нему в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации,
- перевалка грузов - комплексный вид услуг и (или) работ по перегрузке грузов и (или) багажа с одного вида транспорта на другой вид транспорта при перевозках в прямом международном сообщении и непрямом международном сообщении, прямом и непрямом смешанном сообщении, в том числе перемещение грузов в границах территории морского порта и их технологическое накопление, или по перегрузке грузов без их технологического накопления с одного вида транспорта на другой вид транспорта.
Согласно пункту 1 статьи 17 Федерального закона № 261-ФЗ в морском порту осуществляется оказание услуг по обслуживанию судов, осуществлению операций с грузами, в том числе по перевалке грузов, обслуживанию пассажиров, обеспечению безопасности мореплавания в морском порту и на подходах к нему, обеспечению готовности к проведению аварийно-спасательных работ, обеспечению транспортной безопасности акватории морского порта и иных услуг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона № 261- ФЗ услуги по перевалке грузов оказываются операторами морских терминалов на основании договора перевалки груза.
Также, в соответствии с пунктом 4 статьи 20 Федерального закона № 261- ФЗ по договору перевалки груза оператором морского терминала могут осуществляться погрузка, выгрузка, перемещение в границах территории морского порта, технологическое накопление груза. Договором перевалки груза может быть предусмотрено оформление документов на грузы, подлежащие перевалке, а также осуществление иных дополнительных услуг и работ.
В соответствии с тем, что для осуществления операций с грузами, в том числе по перевалке грузов в морском терминале Холмского морского торгового порта необходимо хозяйствующим субъектам проходить фитосанитарных контроль, следовательно, Управление приходит к выводу о том, что ООО «Эко-Порт» осуществляет деятельность субъекта естественной монополии.
Таким образом, как следует из материалов обращений, ООО «Эко-Порт» взимает плату с хозяйствующих субъектов и неопределенного круга потребителей за услугу для проверки груза животного и растительного происхождения, которую в силу закона осуществляет Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю и Сахалинской области бесплатно.
Следовательно, ООО «Эко-Порт» нарушает запреты установленные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного издан приказ Сахалинского УФАС России от 04.12.2020 г. № 247 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения общества с ограниченной ответственностью «Эко-Порт» (сокращенное наименование – ООО «Эко-Порт», ИНН/КПП 6509045340/650901001, ОГРН 1196501007075, юридический адрес: 694620, Сахалинская область, город Холмск, улица Советская, дом 41,офис 12) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
ОПРЕДЕЛИЛ:
- Назначить дело № 065/01/10-1200/2020 к рассмотрению на 12 января 2021 года в 15 часов 00 минут по адресу: г. Южно-Сахалинск, пр. Победы, д. 24, 1 этаж;
- Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве Ответчика:
- общество с ограниченной ответственностью «Эко-Порт» (сокращенное наименование – ООО «Эко-Порт», ИНН/КПП 6509045340/650901001, ОГРН 1196501007075, юридический адрес: 694620, Сахалинская область, город Холмск, улица Советская, дом 41,офис 12).
3. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве Заявителя:
- Сахалинская транспортная прокуратура (693000, Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. Дзержинского, 34).
Явка на рассмотрение дела представителей ответчиков обязательна (при невозможности присутствия на заседании Комиссии Сахалинского УФАС России необходимо заблаговременно направить ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя).
При себе необходимо иметь документы, удостоверяющие личность, доверенность, на право представления интересов организации в антимонопольном органе, заверенную надлежащим образом.
Председатель комиссии