Заключение б/н заключение об обстоятельствах дела № 065/01/16-632/2020 от 23 ноября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области

почтовый адрес: пр. Победы, 24,

г. Южно-Сахалинск, 693007

юридический адрес: пр. Победы, 24,

г. Южно-Сахалинск, 693007

тел. (4242) 46-55-66, 46-55-69, факс (4242) 46-55-67

e-mail: to65@fas.gov.ru

____________ № ____________

На № _______ от ___________

 

 

     

Заключение

об обстоятельствах дела № 065/01/16-632/2020

23 ноября 2020 года город Южно-Сахалинск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:

- X.X. ХХХХХХХ – заместитель руководителя управления,

- X.X. ХХХХХХХ – начальник отдела контроля органов власти, антимонопольного контроля и рекламы,

- X.X. ХХХХХХХ – старший государственный инспектор отдела контроля органов власти, антимонопольного контроля и рекламы,

рассмотрев дело № 065/01/16-632/2020 по признакам нарушения Государственным бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования «Областной центр внешкольной воспитательной работы» (ИНН 6501160253, юридический адрес: 693008, г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина, 266-А); ИП ХХХХХХ Х.Х. (ИНН 651000060507, ОГРНИП 304650105000346, адрес: 694046, Сахалинская обл., Анивский р-н, с Троицкое, ул. Мостостроителей, д. 3, кв.7); ООО ЧОП «ИНФОСЕРВИС» (ИНН 6501265898, юридический адрес: 693014, Сахалинская обл., г. Южно-Сахалинск, ул. М.А. Пуркаева, д. 35А, офис 25); ООО АТА «Сахалин-Трэвел» (ИНН 6501119350, юридический адрес: 693000, Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина, 246, офис 26) п. 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

У С Т А Н О В И Л А:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее – Управление) в отдел контроля органов власти, антимонопольного контроля и рекламы поступили материалы проверки Министерства образования Сахалинской области (вх. №1328 от 26.03.2020г.) (далее – Министерство) в отношении подведомственного Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Областной центр внешкольной воспитательной работы» (далее – ГБОУДО ОЦВВР).

Из материалов, предоставленных Министерством, установлено следующее.

ГБОУДО ОЦВВР был превышен допустимый размер закупок, осуществляемых на основании пункта 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе). При совокупном годовом объеме всех закупок в размере 206 770 150,61 рублей в 2019 году Заказчик вправе был осуществить у единственного поставщика по данному пункту закупок на сумму 30 млн. рублей. Однако фактически затраты по данному пункту составили 76 110 020 рублей, превысив лимит, установленный в соответствии с Законом о контрактной системе на сумму 46 110 020,00 рублей.

В рамках проведенной проверки Министерством установлен факт заключения ГБОУДО ОЦВВР методом закупки у единственного поставщика на основании пункта 5 части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе за 2019 год 28 контрактов на выполнение подрядных работ с индивидуальным предпринимателем ХХХХХ ХХХХХ ХХХХХХ (далее – ИП ХХХХХХ Х.Х.), контрактов на оказание охранных услуг с ООО «Инфосервис», осуществления без проведения конкурсных процедур закупок авиабилетов у ООО АТА «Сахалин-Трэвел».

Указанные обстоятельства, согласно пункту 1 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции, послужили основанием для возбуждения дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства.

1.Комиссией исследованы материалы дела по фактам заключения ГБОУДО ОЦВВР и индивидуальным предпринимателем ХХХХХ ХХХХХ ХХХХХХ (далее – ИП ХХХХХХ Х.Х.) контрактов с нарушением антимонопольного законодательства и установлено следующее.

Согласно части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

Анализ проведен в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 года № 220 и зарегистрированным в Минюсте РФ 02.08.2010 года № 18026.

В целях анализа состояния конкуренции в качестве исходной информации использованы материалы дела № 065/01/16-632/2020.

По результатам анализа состояния конкуренции на товарном рынке работ по текущему ремонту зданий и благоустройству территорий, установлено следующее.

Временным интервалом исследования определен периодом 10.01.2019 г. по 08.06.2020 г.

Продуктовые границы товарного рынка: работы по текущему ремонту административного здания ГБОУДО ОЦВВР, текущему ремонту общежития ГБОУДО ОЦВВР, текущему ремонту, благоустройству территории лагеря «Сахалинский Артек» и иным работам на территории лагеря «Сахалинский Артек» в соответствии с контрактами, заключенными ГБОУДО ОЦВВР с ИП ХХХХХХ Х.Х..

Предметом соглашения между ГБОУДО ОЦВВР и ИП ХХХХХХ Х.Х. является ограничение конкуренции на рынке работ по текущему ремонту административного здания ГБОУДО ОЦВВР, текущему ремонту общежития ГБОУДО ОЦВВР, текущему ремонту, благоустройству территории лагеря «Сахалинский Артек» и иным работам на территории лагеря «Сахалинский Артек» в соответствии с контрактами вследствие не проведения конкурентных процедур по отбору подрядчика.

Географические границы товарного рынка: границы муниципального образования городского округа «Город Южно-Сахалинск» и муниципального образования «Анивский городской округ» Сахалинской области.

Состав хозяйствующих субъектов, участвующих в соглашении: ГБОУДО ОЦВВР и ИП ХХХХХХ Х.Х.

Между ГБОУДО ОЦВВР и ИП ХХХХХХ Х.Х. в период с 10.01.2019 по 29.11.2019 года заключены контракты, каждый из которых не превышал 400 000 рублей до 07.2019 и 600 000 рублей после вступления в силу поправок в пункт 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, что подтверждается имеющимися в распоряжении Управления копиями договоров.

ГБОУДО ОЦВВР в материалы дела представлены копии контактов, указанных в таблице 1 и 2, реестр закупок и письменные пояснения (вх.№ 3324 от 07.09.2020 г.), в соответствии с которыми превышение лимита закупок у единственного поставщика на 2019 год началось в мае 2019 г.

В таблице 1 и таблице 2 представлена информация по заключенным сторонами в 2019 году контрактам до и в период превышения финансового лимита учреждения на закупки у единственного поставщика.

Таблица 1 Контракты, заключенные в период неизрасходованного лимита на закупки у единственного поставщика в 2019 г.

1

А 10-01/2019

ГБОУДО ОЦВВР

ИП ХХХХХХ Х.Х.

Текущий ремонт кровли здания складского помещения в профильном палаточном лагере «Сахалинский Артек»

384 629,00

10.01.2019

2

А 11-02/2019

ГБОУДО ОЦВВР

ИП ХХХХХХ Х.Х.

Текущий ремонт зданий на территории профильного палаточного лагеря «Сахалинский Артек».

386 212,00

11.02.2019

3

А 15-02/2019

ГБОУДО ОЦВВР

ИП ХХХХХХ Х.Х.

Очистка, огрунтовка окраска внутренних помещений, обрамление оконно-дверных проемов в модуле контейнерного типа на территории профильного палаточного лагеря «Сахалинский Артек».

394 182,00

15.02.2019

4

А 20-02/2019

ГБОУДО ОЦВВР

ИП ХХХХХХ Х.Х.

Текущий ремонт в помещениях на территории профильного палаточного лагеря «Сахалинский Артек»

399 637,00

20.02.2019

5

А25-02/2019

ГБОУДО ОЦВВР

ИП ХХХХХХ Х.Х.

Текущий ремонт кровли в модуле контейнерного типа на территории профильного палаточного лагеря «Сахалинский Артек»

334 898,00

25.02.2019

6

А04-03/2019

ГБОУДО ОЦВВР

ИП ХХХХХХ Х.Х.

Текущий ремонт полов, перегородок, изоляции стен и потолков в профильном палаточном лагере «Сахалинский Артек»

398 841,00

04.03.2019

7

А 02-04/2019

ГБОУДО ОЦВВР

ИП ХХХХХХ Х.Х.

Текущий ремонт, облицовка стен панелями Криплат в профильном палаточном лагере «Сахалинский Артек».

393 617,00

02.04.2019

8

А 06-05/2019

ГБОУДО ОЦВВР

ИП ХХХХХХ Х.Х.

Работы по демонтажу здания на территории профильного палаточного лагеря «Сахалинский Артек».

399 849,00

06.05.2019

9

А 10-05/2019

ГБОУДО ОЦВВР

ИП ХХХХХХ Х.Х.

Устройство бетонных площадок, изготовление металлических конструкций на территории профильного палаточного лагеря «Сахалинский Артек».

399 121,00

10.05.2019

10

А 13-05/2019

ГБОУДО ОЦВВР

ИП ХХХХХХ Х.Х.

Работы по сносу и разборки здания на территории профильного палаточного лагеря «Сахалинский Артек»

383 317,00

13.05.2019

11

А 14-05/2019

ГБОУДО ОЦВВР

ИП ХХХХХХ Х.Х.

Сантехнические работы в профильном палаточном лагере «Сахалинский Артек»

396 897,00

14.05.2019

         

4 271 200 р.

 

Таблиц 2. Контракты, заключенные в период израсходованного лимита на закупки у единственного поставщика в 2019 г.

12

А29-05/2019

ГБОУДО ОЦВВР

ИП ХХХХХХ Х.Х.

Установка емкости трубопровода и решетчатых конструкций лотков в профильном палаточном лагере «Сахалинский Артек»

399 687,00

29.05.2019

13

А30-05/2019

ГБОУДО ОЦВВР

ИП ХХХХХХ Х.Х.

Изготовление и монтаж лестничной площадки и ограждения мобильного модуля в профильном палаточном лагере «Сахалинский Артек»

399 744,00

30.05.2019

14

А24-06/2019

ГБОУДО ОЦВВР

ИП ХХХХХХ Х.Х.

Устройство сцены и трибуны в профильном палаточном лагере «Сахалинский Артек»

398 935,00

24.06.2019

15

А02-07/2019

ГБОУДО ОЦВВР

ИП ХХХХХХ Х.Х.

Установка окон и дверей ПВХ, монтаж веранды в модуле контейнерного типа на территории профильного палаточного лагеря «Сахалинский Артек»

399 746,00

02.07.2019

16

А05-07/2019

ГБОУДО ОЦВВР

ИП ХХХХХХ Х.Х.

Устройство кровли и фасада в модуле контейнерного типа на территории профильного палаточного лагеря «Сахалинский Артек».

399 551,00

05.07.2019

17

А08-07/2019

ГБОУДО ОЦВВР

ИП ХХХХХХ Х.Х.

Изготовление и монтаж ограждения, стоек и ферм в профильном палаточном лагере «Сахалинский Артек»

399 892,00

08.07.2019

18

29-11//2019

ГБОУДО ОЦВВР

ИП ХХХХХХ Х.Х.

Текущий ремонт помещений общежития ГБОУДО ОЦВВР по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина, 266 А.

599 828,00

08.07.2019

19

А12-09/2019

ГБОУДО ОЦВВР

ИП ХХХХХХ Х.Х.

Монтаж и демонтаж временных палаточных сооружений в профильном палаточном лагере «Сахалинский Артек»

599 693,00

12.09.2019

20

А13-09/2019

ГБОУДО ОЦВВР

ИП ХХХХХХ Х.Х.

Электротехнические работы в профильном палаточном лагере «Сахалинский Артек»

598 874,00

13.09.2019

21

02-09//2019

ГБОУДО ОЦВВР

ИП ХХХХХХ Х.Х.

Текущий ремонт помещений здания ГБОУДО ОЦВВР. Благоустройство территории ГБОУДО ОЦВВР

598 358,00

20.09.2019

22

А23-09/2019

ГБОУДО ОЦВВР

ИП ХХХХХХ Х.Х.

Сантехнические работы в профильном палаточном лагере «Сахалинский Артек»

597 989,00

23.09.2019

23

А 03-10/2019

ГБОУДО ОЦВВР

ИП ХХХХХХ Х.Х.

Текущий ремонт в профильном палаточном лагере «Сахалинский Артек»

585 551,00

03.10.2019

24

А10-10/2019

ГБОУДО ОЦВВР

ИП ХХХХХХ Х.Х.

Текущий ремонт столовой в профильном палаточном лагере «Сахалинский Артек»

599 151,00

10.10.2019

25

А01-11/2019

ГБОУДО ОЦВВР

ИП ХХХХХХ Х.Х.

Работы по утеплению системы водоснабжения и водоотведения в профильном палаточном лагере «Сахалинский Артек»

341 025,00

01.11.2019

26

А06-11/2019

ГБОУДО ОЦВВР

ИП ХХХХХХ Х.Х.

Благоустройство территории (Валка деревьев и вырезка сухих ветвей) в профильном палаточном лагере «Сахалинский Артек»

376 211,00

06.11.2019

27

22-11//2019

ГБОУДО ОЦВВР

ИП ХХХХХХ Х.Х.

Текущий ремонт кабинетов в административном здании ГБОУДО ОЦВВР по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина, 266 А.

598 344,00

22.11.2019

28

А28-11/2019

ГБОУДО ОЦВВР

ИП ХХХХХХ Х.Х.

Работ по благоустройству территории в профильном палаточном лагере «Сахалинский Артек»

373 764,00

28.11.2019

         

8 266 343 р.

 

Из представленной в таблице информации следует, что в 2019 году в
с ИП ХХХХХХ Х.Х. методом закупки у единственного поставщика Заказчиком заключено 28 контрактов на общую сумму 10 741 013 рублей.

В период неизрасходованного лимита на основании пункта 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе стоимость закупок составила 4 271 200,00 р.

Израсходовав лимит на 2019 год, сотрудничество методом закупки у единственного поставщика сторонами прекращено не было.

В результате с превышением лимита на 2019 г. методом закупки у единственного поставщика между ГБОУДО ОЦВВР и ИП ХХХХХХ Х.Х. было заключено 17 контрактов на сумму 8 266 343 р., что почти в 2 раза больше суммы, затраченной на заключение сторонами контрактов в период действия лимита.

Письмом вх. № 4257 от 19.11.2020 г. в материалы дела представлены пояснения ГБОУДО ОЦВВР, в соответствии с которыми при заключении контрактов с ИП ХХХХХХ Х.Х., как единственным поставщиком, поиск иных потенциальных контрагентов (рассылка писем о заинтересованности) при осуществлении закупок у единственного поставщика в период с 01.01.2019 г. по 31.12.2019 г.г., учреждением не проводилось.

С учетом изложенного следует заключить, что закупки у единственного поставщика начались и продолжались независимо от установленного пунктом 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе ограничения, имели систематический характер, свидетельствующий о соглашении направленном на недопущение конкуренции, запрещенном статьей 16 Законом о защите конкуренции.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе у единственного поставщика (подрядчик, исполнителя) могут осуществляться закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, дом (центр) народного творчества, дом (центр) ремесел, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией, государственной или муниципальной научной организацией, организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую помещаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, под надзор, физкультурно-спортивной организацией на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей (до 31.07.2019 «четырехсот тысяч рублей»). При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать пять миллионов рублей или не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем тридцать миллионов рублей.

При этом, согласно письму Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.03.2017 N Д28и-1353, осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании статьи 93 Закона о контрактной системе носит исключительный характер. Данная норма применяется в случаях отсутствия конкурентного рынка, невозможности либо нецелесообразности применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для удовлетворения нужд заказчика.

Наличие в ФЗ "О контрактной системе..." правовой возможности осуществления закупок для государственных учреждений культуры у единственного поставщика не означает предоставление заказчикам права использовать данный способ закупки с целью уклонения от проведения торгов и искусственного "дробления" закупок на несколько договоров с ценой менее установленного законом ограничения.

Работы, составляющие предмет контрактов № № А 10-01/2019, А 11-02/2019, А 15-02/2019, А 20-02/2019, А25-02/2019, А04-03/2019, А 02-04/2019 , А 06-05/2019, А 10-05/2019, А 13-05/2019, А 14-05/2019, А29-05/2019, А30-05/2019, А24-06/2019, А02-07/2019, А05-07/2019, А08-07/2019, А12-09/2019, А13-09/2019, А23-09/2019,
А03-10/2019, А10-10/2019, А01-11/2019, А06-11/2019, А28-11/2019, заключенных по объекту - лагерь «Сахалинский Артек» на общую стоимость 10 741 013 рублей, имеют аналогичное содержание, с возможностью их объединения в одном техническом задании для закупки одним лотом. Деление данных закупок на несколько договоров не имело иного обоснования, кроме достижения цели заключения договора с конкретным поставщиком без проведения конкурентной закупки при формальной видимости соблюдения требований закона.

Контракты № 29-11//2019, № 22-11//2019, № 02-09//2019 на общую стоимость 1 796 530 рублей, предмет которых составляет выполнение имеющих однородные характеристики ремонтных работ на объектах административного здания ГБОУДО ОЦВВР, общежития ГБОУДО ОЦВВР, также имеют признаки искусственного дробления с целью заключения договоров с конкретным поставщиком без проведения конкурентной закупки.

Заключение контрактов для государственных нужд без проведения торгов в случае, когда такие торги должны проводиться в силу требований закона, является действием, ограничивающим конкуренцию при осуществлении закупки, поскольку лишает неопределенный круг потенциальных участников торгов возможности претендовать на заключение контракта в установленном законом порядке в условиях равного недискриминационного доступа к размещению заказа.

С учетом изложенного Комиссия приходит к выводу, о наличии соглашения между ГБОУДО ОЦВВР и ИП ХХХХХХ Х.Х., направленного на недопущение конкуренции, запрещенного статьей 16 Закона о защите конкуренции, результатом которого явилось заключение вышеуказанных контрактов без проведения конкурентных процедур.

2.Комиссией исследованы материалы дела по фактам закупок ГБОУДО ОЦВВР авиабилетов у ООО АТА «Трэвел Сахалин» с нарушением антимонопольного законодательства.

По результатам анализа состояния конкуренции на товарном рынке услуг по бронированию, оформлению, продаже и доставке билетов на пассажирские перевозки установлено следующее.

Временным интервалом исследования определен периодом с 16.01.2019 г. по 08.06.2020 г.

Продуктовые границы товарного рынка: услуги по бронированию, оформлению, продаже и доставке билетов на пассажирские перевозки.

Предметом соглашения между ГБОУДО ОЦВВР с одним поставщиком ООО АТА «Сахалин-Трэвел» является ограничение конкуренции на оказание услуг по бронированию, оформлению, продаже и доставке билетов на пассажирские перевозки вследствие не проведения конкурентных процедур по отбору поставщика.

Географические границы товарного рынка определены границами Сахалинской области.

Состав хозяйствующих субъектов, участвующих в соглашении: ГБОУДО ОЦВВР и ООО АТА «Сахалин-Трэвел».

В таблице 3 и таблице 4 представлена информация по заключенным сторонами в 2019 году контрактам.

Таблица 3- закупки билетов в период неизрасходованного лимита на закупки у единственного поставщика в 2019 г.

1

ГБОУДО ОЦВВР

ООО АТА «Трэвел Сахалин»

Авиабилеты

141 690,00

16.01.2019

2

ГБОУДО ОЦВВР

ООО АТА «Трэвел Сахалин»

Авиабилеты

136 023,00

03.02.2019

3

ГБОУДО ОЦВВР

ООО АТА «Трэвел Сахалин»

Авиабилеты

225 780,00

11.02.2019

4

ГБОУДО ОЦВВР

ООО АТА «Трэвел Сахалин»

Авиабилеты

142 710,00

21.02.2019

5

ГБОУДО ОЦВВР

ООО АТА «Трэвел Сахалин»

Авиабилеты

165 700,00

27.02.2019

6

ГБОУДО ОЦВВР

ООО АТА «Трэвел Сахалин»

Авиабилеты

257 980,00

04.03.2019

7

ГБОУДО ОЦВВР

ООО АТА «Трэвел Сахалин»

Авиабилеты

43 018 ,00

16.03.2019

8

ГБОУДО ОЦВВР

ООО АТА «Трэвел Сахалин»

Авиабилеты

40 918 ,00

18.03.2019

9

ГБОУДО ОЦВВР

ООО АТА «Трэвел Сахалин»

Авиабилеты

232 800,00

22.03.2019

10

ГБОУДО ОЦВВР

ООО АТА «Трэвел Сахалин»

Авиабилеты

156 012,00

29.03.2019

11

ГБОУДО ОЦВВР

ООО АТА «Трэвел Сахалин»

Авиабилеты

80 040,00

01.04.2019

12

ГБОУДО ОЦВВР

ООО АТА «Трэвел Сахалин»

Авиабилеты

146 992,00

08.04.2019

13

ГБОУДО ОЦВВР

ООО АТА «Трэвел Сахалин»

Авиабилеты

250 846,00

11.04.2019

14

ГБОУДО ОЦВВР

ООО АТА «Трэвел Сахалин»

Авиабилеты

230 925,00

15.04.2019

15

ГБОУДО ОЦВВР

ООО АТА «Трэвел Сахалин»

Авиабилеты

100 912,00

19.04.2019

16

ГБОУДО ОЦВВР

ООО АТА «Трэвел Сахалин»

Авиабилеты

251 025,00

08.05.2019

17

ГБОУДО ОЦВВР

ООО АТА «Трэвел Сахалин»

Авиабилеты

36 625,00

11.05.2019

18

ГБОУДО ОЦВВР

ООО АТА «Трэвел Сахалин»

Авиабилеты

61 726

13.05.2019

19

ГБОУДО ОЦВВР

ООО АТА «Трэвел Сахалин»

Авиабилеты

154 904

16.05.2019

20

ГБОУДО ОЦВВР

ООО АТА «Трэвел Сахалин»

Авиабилеты

70 051

19.05.2019

21

ГБОУДО ОЦВВР

ООО АТА «Трэвел Сахалин»

Авиабилеты

36 840

20.05.2019

22

ГБОУДО ОЦВВР

ООО АТА «Трэвел Сахалин»

Авиабилеты

251 720

20.05.2019

23

ГБОУДО ОЦВВР

ООО АТА «Трэвел Сахалин»

Авиабилеты

190 020

21.05.2019

24

ГБОУДО ОЦВВР

ООО АТА «Трэвел Сахалин»

Авиабилеты

52 642,00

23.05.2019

25

ГБОУДО ОЦВВР

ООО АТА «Трэвел Сахалин»

Авиабилеты

261 672,00

24.05.2019

26

ГБОУДО ОЦВВР

ООО АТА «Трэвел Сахалин»

Авиабилеты

70 392,00

24.05.2019

27

ГБОУДО ОЦВВР

ООО АТА «Трэвел Сахалин»

Авиабилеты

77 940,00

24.05.2019

       

3 867 903,00 р.

 

Таблица 4 - закупки билетов в период израсходованного лимита на закупки у единственного поставщика в 2019 г.

28

ГБОУДО ОЦВВР

ООО АТА «Трэвел Сахалин»

Авиабилеты

51 980,00

24.05.2019

29

ГБОУДО ОЦВВР

ООО АТА «Трэвел Сахалин»

Авиабилеты

206 726,00

28.05.2019

30

ГБОУДО ОЦВВР

ООО АТА «Трэвел Сахалин»

Авиабилеты

61 726,00

28.05.2019

31

ГБОУДО ОЦВВР

ООО АТА «Трэвел Сахалин»

Авиабилеты

65 912, 00

04.06.2019

32

ГБОУДО ОЦВВР

ООО АТА «Трэвел Сахалин»

Авиабилеты

271 050,00

11.06.2019

33

ГБОУДО ОЦВВР

ООО АТА «Трэвел Сахалин»

Авиабилеты

133 650,00

11.06.2019

34

ГБОУДО ОЦВВР

ООО АТА «Трэвел Сахалин»

Авиабилеты

34 750 ,00

13.06.2019

35

ГБОУДО ОЦВВР

ООО АТА «Трэвел Сахалин»

Авиабилеты

139 825 ,00

13.06.2019

36

ГБОУДО ОЦВВР

ООО АТА «Трэвел Сахалин»

Авиабилеты

45 205,00

14.06.2019

37

ГБОУДО ОЦВВР

ООО АТА «Трэвел Сахалин»

Авиабилеты

259 151,00

19.06.2019

38

ГБОУДО ОЦВВР

ООО АТА «Трэвел Сахалин»

Авиабилеты

145 640,00

02.07.2019

39

ГБОУДО ОЦВВР

ООО АТА «Трэвел Сахалин»

Авиабилеты

163 596,00

04.07.2019

40

ГБОУДО ОЦВВР

ООО АТА «Трэвел Сахалин»

Авиабилеты

296 400,00

09.07.2019

41

ГБОУДО ОЦВВР

ООО АТА «Трэвел Сахалин»

Авиабилеты

258 000,00

05.08.2019

42

ГБОУДО ОЦВВР

ООО АТА «Трэвел Сахалин»

Авиабилеты

5 950,00

10.08.2019

43

ГБОУДО ОЦВВР

ООО АТА «Трэвел Сахалин»

Авиабилеты

381 832,00

15.08.2019

44

ГБОУДО ОЦВВР

ООО АТА «Трэвел Сахалин»

Авиабилеты

115 160,00

22.08.2019

45

ГБОУДО ОЦВВР

ООО АТА «Трэвел Сахалин»

Авиабилеты

196 000

23.08.2019

46

ГБОУДО ОЦВВР

ООО АТА «Трэвел Сахалин»

Авиабилеты

68 120,00

09.09.2019

47

ГБОУДО ОЦВВР

ООО АТА «Трэвел Сахалин»

Авиабилеты

44 834,00

13.09.2019

48

ГБОУДО ОЦВВР

ООО АТА «Трэвел Сахалин»

Авиабилеты

160 080,00

26.09.2019

49

ГБОУДО ОЦВВР

ООО АТА «Трэвел Сахалин»

Авиабилеты

131 320,00

11.10.2019

50

ГБОУДО ОЦВВР

ООО АТА «Трэвел Сахалин»

Авиабилеты

346 988,00

22.10.2019

51

ГБОУДО ОЦВВР

ООО АТА «Трэвел Сахалин»

Авиабилеты

40 160,00

31.10.2019

52

ГБОУДО ОЦВВР

ООО АТА «Трэвел Сахалин»

Авиабилеты

353 400,00

05.11.2019

53

ГБОУДО ОЦВВР

ООО АТА «Трэвел Сахалин»

Авиабилеты

359 700,00

06.11.2019

54

ГБОУДО ОЦВВР

ООО АТА «Трэвел Сахалин»

Авиабилеты

23 200,00

06.11.2019

55

ГБОУДО ОЦВВР

ООО АТА «Трэвел Сахалин»

Авиабилеты

92 414,00

12.11.2019

56

ГБОУДО ОЦВВР

ООО АТА «Трэвел Сахалин»

Авиабилеты

15 800,00

13.11.2019

57

ГБОУДО ОЦВВР

ООО АТА «Трэвел Сахалин»

Авиабилеты

327 360,00

13.11.2019

58

ГБОУДО ОЦВВР

ООО АТА «Трэвел Сахалин»

Авиабилеты

86 400,00

18.11.2019

59

ГБОУДО ОЦВВР

ООО АТА «Трэвел Сахалин»

Авиабилеты

140 020,00

29.11.2019

60

ГБОУДО ОЦВВР

ООО АТА «Трэвел Сахалин»

Авиабилеты

410 520,00

13.12.2019

       

5 432 869,00 р.

 

Из представленной в таблице информации следует, что в 2019 году в
ООО АТА «Трэвел Сахалин» методом закупки у единственного поставщика Заказчиком приобретено авиабилетов на общую сумму 9 300 772 р.

В период неизрасходованного лимита на основании пункта 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе стоимость закупок составила 3 867 903,00 р.

Израсходовав лимит, сотрудничество методом закупки у единственного поставщика сторонами прекращено не было.

В результате с превышением лимита в 2019 г. методом закупки у единственного поставщика было приобретено билетов на сумму 5 432 869 р., что составило более половины от общей суммы приобретенных билетов на неконкурентной основе.

Письмом вх. № 4257 от 19.11.2020 г. в материалы дела представлены пояснения ГБОУДО ОЦВВР, в соответствии с которыми поиск иных потенциальных контрагентов (рассылка писем о заинтересованности) при осуществлении закупок авиабилетов в ООО АТА «Сахалин Трэвел» как у единственного поставщика в период с 01.01.2019 г. по 31.12.2019 гг. учреждением не проводилось.

С учетом изложенного следует заключить, что закупки у единственного поставщика начались и продолжались независимо от установленного пунктом 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе ограничения, имели систематический характер, что свидетельствует о соглашении ГБОУДО ОЦВВР и ООО АТА «Трэвел Сахалин», направленном на недопущение конкуренции, запрещенном статьей 16 Законом о защите конкуренции.

Материалы дела содержат пояснения ООО АТА «Сахалин-Трэвел» (письмо № 3372 от 09.09.2020), в соответствии с которыми факт заключения антиконкурентного соглашения обществом отрицается, а действия его являлись добросовестными, соответствующими ч.5 ст.10 Гражданского кодекса Российской Федерации, доказательств обратного Управлением не предъявлено.

С данным доводом Управление не может согласиться ввиду следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство основывается, в том числе на Гражданском Кодексе Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Гражданского кодекса РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Запрет на соглашения, установленный в ст.16 Законе о защите конкуренции, включает не только соглашения участников, имеющие прямые последствия в виде недопущения, ограничения, устранению конкуренции, но также и соглашения, результатом которых может явиться сама возможность наступления таких последствий.

Следовательно, участие в закупках у единственного поставщика без учета установленных в п. 5 ст. 93 ФЗ-44 ограничений, заключение сделок, не основанных на проведении обязательных в соответствии с указанным законом торгов, не может расцениваться как добросовестное поведение субъекта гражданского оборота.

Заключение контрактов для государственных нужд без проведения торгов в случае, когда такие торги должны проводиться в силу требований закона, является действием, ограничивающим конкуренцию при осуществлении закупки, поскольку лишает неопределенный круг потенциальных участников торгов возможности претендовать на заключение контракта в установленном законом порядке в условиях равного недискриминационного доступа к размещению заказа.

В соответствии с определением, содержащимся в статье 4 Закона о защите конкуренции, соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

С учетом изложенного Комиссия приходит к выводу, о наличии соглашения между ГБОУДО ОЦВВР и ГБОУДО ОЦВВР и ООО АТА «Сахалин-Трэвел, направленного на недопущение конкуренции, запрещенного статьей 16 Закона о защите конкуренции, результатом которого явилось осуществление закупок авиабилетов без проведения конкурентных процедур.

3. Комиссией исследованы материалы дела по фактам закупок ГБОУДО ОЦВВР охранных услуг в ООО ЧОП «ИНФОСЕРВИС с нарушением антимонопольного законодательства.

Материалы дела содержат копии следующих государственных контрактов, заключенных между ГБОУДО ОЦВВР и ООО ЧОП «ИНФОСЕРВИС» как с единственным поставщиком в период с 01.01.2019 по 27 марта 2019 гг.

Государственные контракты:

№ 01-01/201 от 01.01.2019 г. на сумму 399 900, 00 рублей (охрана объекта по адресу г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина, д.266 А),

№ А01-01/2019 от 01.01.2019 на 223 586,88 рублей (охрана территории лагеря «Сахалинский Артек», расположенном в Анивском районе Сахалинской области),

№ А31-01/2019 от 31.01.2019 на сумму 201 949, 44 рублей (охрана территории лагеря «Сахалинский Артек», расположенном в Анивском районе Сахалинской области),

№ 28-02/2019 от 28.02.2019 г. на сумму 241 618, 08 рублей (охрана объекта по адресу пр. Победы, д. 102, г. Южно-Сахалинск),

№ 26-02/2019 от 26.02.2019 г. на сумму 223 586, 88 рублей (охрана территории лагеря «Сахалинский Артек», расположенном в Анивском районе Сахалинской области),

№ 26-03/2019 от 26.03.2019 г. на сумму 219 980 рублей 64 копеек (охрана объекта по адресу г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина, д.266 А),

№ А27-03/2019 от 27.03.2019 на сумму 216 374 рублей 40 копеек (охрана территории лагеря «Сахалинский Артек», расположенном в Анивском районе Сахалинской области).

Согласно частям 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 указанного Федерального закона. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

Статьей 93 Закона о контрактной системе определены случаи осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Согласно пункту 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе у единственного поставщика (подрядчик, исполнителя) могут осуществляться закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, дом (центр) народного творчества, дом (центр) ремесел, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией, государственной или муниципальной научной организацией, организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую помещаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, под надзор, физкультурно-спортивной организацией на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей (до 31.07.2019 «четырехсот тысяч рублей»). При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать пять миллионов рублей или не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем тридцать миллионов рублей.

Согласно реестра закупок ГБОУДО ОЦВВР у единственного поставщика, контракты с ООО ЧОП «ИНФОСЕРВИС были заключены в периода неизрасходованного лимита на закупки по пункту 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе и составили сумму 1726996,32 рублей.

Само по себе неоднократное приобретение одноименных товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с соблюдением требований, установленных пунктами 4, 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, не является нарушением требований действующего законодательства.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что требования указанные в п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе ГБОУДО ОЦВВР соблюдены, действия учреждения являлись правомерными и не могут свидетельствовать о нарушении статьи 16 Закона о защите конкуренции, при отсутствии доказательств наличия согласованных действий или соглашения.

На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что в действиях ГБОУДО ОЦВВР и ООО ЧОП «ИНФОСЕРВИС отсутствуют признаки нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно п. 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

На основании вышеизложенного Комиссия Сахалинского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях ГБОУДО ОЦВВР, ИП ХХХХХХ Х.Х., ООО АТА «Сахалин-Трэвел» признаков заключения соглашения, направленного на недопущение конкуренции в нарушение пункта 4 части 1 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Председатель Комиссии

   

X.X. ХХХХХХХ

       

Члены Комиссии:

   

X.X. ХХХХХХХ

       
     

X.X. ХХХХХХХ

Связанные организации

Связанные организации не указаны